Религия гето-даков носила специфический характер, будучи генотеистической – геты верили во многих богов, но один из них был главным, владыкой всех остальных. Наряду с верховным богом в гетский пантеон входили, вероятно, богиня домашнего очага и огня (аналог греческой Гестии и римской Весты), бог грома, молнии и дождя, воин и защитник земель гетов Гебелейзис. Некоторые современные историки включают в это число известную во Фракии богиню Луны, лесов и колдовства Бендиду и Сабазия (у греков известный под именем Дионис).
О религии древних молдаван имеется мало сведений. Д. Кантемир в известном «Описании Молдавии», относящемся к рубежу XVII - XVIII вв., высказал предположение о существовании в прошлом у молдаван скифских божеств. В списке богов, называемых Кантемиром, наряду со скифскими фигурировали и славянские - Перун, Волос, Похвист. Исходя из общего процесса складывания молдавского народа, можно предположить, что на ранней стадии его этнического развития в религии молдаван большую роль играли дакийские и римские дохристианские представления.
В позднейшей молдавской религиозной мифологии не сохранилось имен ни дакийских, ни римских божеств. В то же время в народе жили имена славянских богов. Василий назывался Волосом. Имя другого бога сохранилось в выражении «ускат ка сварогу» (сухой, как Сварог), где Сварог - бог солнца - выступает как символ засухи. Все это свидетельствует о значительном влиянии славянских представлений на молдаван. Впоследствии культ отдельных божеств в основном был заменен почитанием христианских верующих, однако некоторые пережитки древних верований продолжали бытовать еще долго.
Довольно подробную информацию о верованиях гето-даков и их верховном боге Залмоксисе (Замолксисе) оставили античные писатели. Геродот говорит, что геты - «самые храбрые и честные среди фракийцев», и характеризует Залмоксиса как самого важного бога гетов, к которому отправляются умершие. Наиболее ценные сведения Геродот сообщает о мифах и культах, связанных с Залмоксисом. Он подчёркивает, что геты считают себя бессмертными. Этого они достигали путём обряда посвящения. Другой чертой гетской религии был антифатализм – гетто-даки верили, что судьба человека зависит от него самого, от его деяний.
Наиболее характерные элементы культа Залмоксиса (андреон и пиры, оккультация в «подземном жилище» и эпифания через четыре года, «обретение бессмертия» души и учение о счастливой жизни в загробном мире) приближают его к мистериям.
Геродот пишет: «Каждые пять лет геты посылают к Салмоксису вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу все, в чем они нуждаются в данное время. Посылают же вестника они так. Выстроившись в ряд, одни держат наготове три метательных копья, другие же хватают вестника к Салмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзенный копьями, то это считается знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем, а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее поручения ему дают еще при жизни.» Сцена такого жертвоприношения показывается во французско-румынском фильме «Даки».
В диалоге «Кармид» Сократ описывает свою встречу с одним из знахарей «фракийского правителя Залмоксиса, владеющего мастерством наделять бессмертием», и сообщает: «Этот фракийский врач поведал о том, чему он научился от своего правителя, который был богом. Залмоксис, сообщил врач, учит, что не следует лечить глаза, не вылечив голову, а голову - не обратив внимание на тело, а тело - не оздоровив душу. Поэтому, заключил фракийский лекарь, средство от многих болезней неведомо греческим целителям, поскольку они не обращают внимание на организм в целом».
Платон сообщает ряд ценных подробностей: так Залмоксис, придававший особую важность «душе», был одновременно правителем, целителем и богом. По мнению автора «Географии» Страбона, Залмоксис был рабом Пифагора, у которого он обучался «некоторым небесным наукам». Залмоксис путешествовал в Египет, в то время известный, как страна магов, и узнал «какие-то вещи» у египтян. Вернувшись на родину, Залмоксису удалось убедить правителя, чтобы тот взял его в советники, поскольку он умел передавать желания богов. Сначала Залмоксис был жрецом самого почитаемого у даков бога, но впоследствии добился, чтобы его самого почитали как бога.
Очевидно, что Страбон в описании Залмоксиса пользовался источниками, недоступными Геродоту. Хотя возможно, что за четыре века культ Залмоксиса претерпел некоторые изменения. Так у Страбона нет никаких намеков на мистериальный характер культа, описанный Геродотом. Другой факт, отсутствующий у Геродота, - это идентификация бога Залмоксиса и его первосвященника.
Нет данных, сохранился ли культ Залмоксиса после завоевания Дакии Римом. Аргументом в пользу того, что этот культ исчез, может служить тот факт, что он был распространён преимущественно в городской среде среди знати, где романизация происходила гораздо быстрее, чем в сельской местности. Поэтому бесполезно искать следы Залмоксиса в более позднем румынском фольклоре.
Исчезнув в дако-римской среде, Залмоксис остался в традициях готов и в очень мифологизированной форме вошёл в западную историографию. Гето-даки сохранились в мифологизированной историографии западного мира, так как многие авторы путали гетов с готами, а даков с датчанами. Они считались мифическими предками германских народов, а позже испанцев. Их «королей и советников» - Залмоксиса и Децинея - запомнили прежде всего как героев-просветителей гетов.
Подобные представления существовали и у других индоевропейских народов, в частности, у древних индийцев. В Греции схожие концепции мы находим в орфизме – мистико-религиозном движении, которое сформировалось, и об этом говорят сами греки, на основе идей, которые исповедовал легендарный персонаж фракийского происхождения Орфей.
Властные и организационные возможности религии позволили ей стать важной силой в государствах Буребисты и Децебала. Внутренние преобразования, внешнюю политику царь Буребиста проводил при поддержке верховного жреца Декенея.
Жречество. Как и у других античных народов, у гето-даков жречество занимало особое положение в обществе. Жрецы обладали познаниями во многих областях и пользовались большим уважением в обществе. По данным античных авторов, у гетов существовало несколько категорий жрецов: капнобаты, кристы и полисты. Сложно сказать, каковы были функции этих категорий жрецов. Некоторые античные писатели рассказывают, что полисты былианалогичны ессеям – членам иудейской секты, проповедовавшей аскетизм, создавшей т. н. «Свитки Мертвого моря» и считающейся близкой к ранним христианам.
Жрецы гетов приносили жертвы и были хранителями научных знаний. Одновременно с появлением государства появляется сан верховного жреца, являвшегося ближайшим сподвижником царя. Эти функции, как свидетельствуют античные авторы, на протяжении истории выполняли Залмоксис (имя близкое имени верховного бога), Декеней, Комосик. Самым известным верховным жрецом был Декеней, помогавший царю Буребисте в объединении племён гето-даков, а после его убийства сам ставший царём.
Святилища и культовые места. У гетов существовало множество святилищ. Самые древние сооружались из дерева и были прямоугольными. Важные культовые сооружения (круглые и четырехугольные в плане) найдены в Сармизегетузе. Гето-дакийское святилище обнаружено в селе Бутучены Оргеевского района. Согласно Страбону, геты считали священной гору Когеон (Когайонон), куда в пещеру удалился Залмоксис.
Деревянные столбы святилища в Сармизегетузе
Самые древние святилища представляли собой прямоугольные деревянные сооружения (размеры которых намного превышали обычные постройки гражданского назначения) с помещением в форме апсиды, ориентированной на северо-запад. Реформа, проведенная Декенеем, навязала «официальную» религию, результатом чего явилось появление новых святилищ.
Как в священной области Сармизегетузы, так и в ряде поселений и крепостей были обнаружены круглые и четырёхугольные святилища. Вокруг святилищ круглой формы находились каменные или деревянные площадки, внутри которых располагалось четырёхстороннее помещение и апсида, ориентированная на северо-запад. Четырёхгранники поддерживались колоннами, опиравшимися на тамбуры из известняка или андезита, а сами сооружения напоминали храмы Средиземноморья.
В землях, населённых даками, обнаружен ряд священных мест, говорящих о своеобразии «народных» верований и обрядов. Так, например, в Концешти, на берегу озера, вероятно в священной роще, находилась площадка, на которой сжигались домашние животные. Большая часть найденных костей представляет собой фрагменты конечностей, что говорит об особом характере жертвоприношений.
В ряде колодцев обнаружены наслоения из ритуальных сосудов, предназначавшихся, скорее всего, водяным духам. Многочисленны и находки серебряных предметов. Как правило, речь идет о частных тайниках, которые находились за пределами поселений в специально вырытых ямах. В них прятали украшения для одежды (застежки, браслеты, ожерелья и др.).
Имеются и случаи преднамеренной порчи изделий перед их помещением в клад. И наконец, во многих поселениях, главным образом вне карпатской зоны, отмечено совершение магических обрядов. Во время археологических раскопок найдены фигурки людей, сделанные из глины, со следами преднамеренных уколов или порчи.
В некоторых местах обнаружены целые «комплекты» предметов для магических заклинаний. Нет сомнений, что это свидетельства «народных» обрядов, схожих с теми, существование которых у многих древних народов установлено этнологами. Святилища и другие места отправления культов подтверждают существование как «официальной» религии, о которой упоминают литературные источники, так и традиционных верований и обрядов.