Исконным населением новгородского края были финно-угорские племена чуди и веси. В VI веке на их земли пришли племена славян-кривичей, а в VIII веке – племя словен. Финно-угорское население постепенно ассимилировалось. О полузабытой «белоглазой чуди» уже в древнем Новгороде ходили байки, как о неких звероподобных людях, обитавших в низовьях Волхова, в глухих дремучих лесах. Их называли дивами или бесами. Когда стал православный народ селиться в тех местах, «бесы» ушли...
Но как полагают некоторые современные исследователи, столкнувшиеся со странными следами в глухих местах Северо-Запада России, возможно, речь в преданиях на деле шла не столько о языческой чуди, сколько о... реликтовых гоминидах, населявших те места и кое-где, по убеждению некоторых, живущих по сей день. Плотность населения Новгородского края всегда была невелика. Поэт Н.А. Некрасов, поселившийся на Чудовской Луке (от слова «чудь») в 1871 году ради любимой им охоты, писал Тургеневу: «Унылая сторона, населённая наполовину корелами, бедная и невероятно дикая...»
Ныне процесс одичания возобновился. Сельчане бросают свои дома и уезжают в города – работать-то надо, а деревни зарастают травой да лесом. Вот и стали «бесы» возвращаться в места обитания их далёких родичей. Как бы то ни было, а встречи с так называемым снежным человеком особенно участились в Маловишерском лесу Новгородской области. Малая Вишера – город с населением 12 тысяч жителей, средним числом по областным меркам, известен как железнодорожная станция на пути из Петербурга в Москву, а вокруг поселения, как в песне пелось – «голубая, голубая тайга».
Маловишерский лес болотист, местами трясины непролазные. Между трёх сел – Горницким, Поддубьем и Селищами – расположена особенно густая чащоба. Вот здесь-то и заприметили «чудище лесное». По рассказам очевидцев, в лесу обитает целая популяция человекообразных существ. Подробные свидетельства их существования собраны за период с 1960-го по 1980 год.
Первым «познакомился» с ними житель Поддубья Олег Иванов. Он был тогда ещё подростком; любил ходить в лес с приятелями на рыбалку. Однажды ребята увидели на тропинке странные человеческие следы длиной 40 сантиметров. Стали искать того, кто мог поблизости ходить босыми ногами. Следы вывели на полянку, где они нашли остатки чьего-то обеда. Тут и там валялись рыбьи кости. Осмотрев полянку, дети уже собрались уходить, как вдруг сквозь просветы листвы увидели приближение нескольких жутких созданий. Их было четверо – двое «взрослых» и двое «детей». Прежде чем дать дёру, Олег успел разглядеть, что все существа с головы до пят были покрыты рыжей шерстью. Конечно, взрослые не поверили рассказу подростков.
Через три года Олег (ему исполнилось 15 лет) прогуливался в одиночку по лугу, когда вновь повстречал снежного человека. Они оказались слишком близко друг к другу. Увидев перепуганного подростка, йети сам испугался и замахал руками, а затем быстро скрылся в высокой траве. После этой встречи Олег долго не мог прийти в себя, даже лечился от невроза.
С той поры Иванов не успокоился, а основательно увлёкся поисками следов местного гоминида. Сезон поисков у Олега Михайловича начинается чаще всего весной, как снег сойдёт. Кроме того, всем криптозоологам известно, что гоминид – животное летнее, на зиму уходит в спячку. И самое главное – весной на влажной земле легче обнаружить следы.
«Йети – животное мигрирующее, – утверждает следопыт. – В Новгородской области он встречается ещё в Хвойнинском и Любытинском районах (они расположены в относительной близости от Малой Вишеры); временами уходит в соседнюю Ленинградскую область. Питается в основном рыбой, ягодами, яйцами, грибами и корешками. А древесная кора для него – как для человека семечки. У нас в области их, наверное, три особи. Зовут их авдошками».
Почему так? Сказывают, в деревне Селищи жила баба Авдотья. Замуж её никто не брал. Странная была, со многими недостатками. Со всеми спорила, ни с кем не соглашалась. Не могла жить с людьми и ушла в лес. Стала жить в норах. Год жила, два жила, потом пропала совсем. Кто-то из охотников видел её с шерстистым диким человеком. Пошли у них волосатые дети. Так и появилось название – «авдошки». Несколько лет назад был добыт ещё один факт существования снежного человека в лесах Новгородчины. В урочище Терехун, что находится между Малой Вишерой и Новгородом, летом 2003 года на болотах стали замечать странные цепочки следов, идущие в сторону Терехуна.
Петербургский учёный, доктор биологических наук Валентин Сапунов, один из редких в России специалистов по снежному человеку, сразу отправился на поиски. «Чтобы попасть в урочище, – рассказывал позже В.Б. Сапунов, – нам со студентом Новгородского университета Евгением Журавлёвым пришлось проделать нелёгкий путь. Сначала автобусом до вымирающей деревни Поддубье. Потом сутки ходу через непроходимое болото. Шли, обвязавшись верёвкой. Один тонет – другой вытаскивает.
Добравшись до урочища, убедились – несколько десятилетий тут не ступала нога человека. Впрочем, смотря какого человека. На некоторых деревьях мы обнаружили на высоте 2,5 метра странные метки, нанесённые чем-то вроде полукруглых стамесок. Ни одно из известных животных Северо-Запада такого сделать не могло. Одно из повреждённых деревьев мы спилили, доставили в Петербург».
Эти отпечатки погрызов на дереве – четыре чёткие полосы от зубов – были очень похожи на те, что несколько лет назад Сапунов нашёл в Карелии. Тогда лабораторные анализы, проведённые в Институте генетики, где работает учёный, определили, что расстояние между клыками у существа в 2,3 раза больше, чем у человека разумного. Следовательно, йети должен быть размером в полтора раза больше нас.
Заключение специалистов – зоологов, экологов, охотоведов – было однозначным: следы оставило существо, похожее по физиологии и анатомии на крупных обезьян. По-видимому, легенды об обитавших в Новгородской области зверолюдях имеют под собой некоторые основания. На следующий год В.Б. Сапунов решил вновь пройти тот же маршрут, осмотрев и соседние районы, дабы выяснить, не появилось ли новых свидетельств о снежном человеке, ведь местные жители рассказывали о том, что где-то в районе может ходить снежный человек-старик. Судя по следам, у него на ноге отсутствует один палец.
Сборщики грибов и ягод рассказали также о двух местах в лесу, где на них нападало чувство беспричинного ужаса. Это обстоятельство Сапунов взял на заметку, решив обязательно там переночевать. Дело в том, что приближению снежного человека, по рассказам свидетелей, часто предшествует чувство панического страха у людей и животных. Спутниками на маршруте стали проверенные друзья питерского криптозоолога: Евгений Журавлёв и Александр Иванович Мирошниченко – натуралист и экологический журналист, хорошо знакомый с проблемой снежного человека. В 1958 году, ещё будучи студентом, он на Памире 10 минут наблюдал сквозь прицел снайперской винтовки за снежным человеком, но не смог спустить курок.
«На сей раз, – честно признаётся В.Б. Сапунов, – мы прошли большой и сложный маршрут через непроходимые дебри, топкие болота. Видели остатки землянок и окопов, мёртвые деревни. Ночевали в местах, где якобы местные жители испытывали чувство панического ужаса. Новых подтверждений наличия в этих местах загадочного существа мы не нашли. И всё же я не склонен считать нашу экспедицию совсем неудачной. Отрицательный результат тоже значим для науки. Окончательную точку в изучении загадки подобными полукустарными методами поставить нельзя».
Звероящеры на Руси
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин - Змее Горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет.
Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет. Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов Змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших.
А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному существу, тогда как все иные поклонения и тотемы у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северо-западных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце, а другой изрыгал в небо утреннее солнце.
Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем «на земле, обращенной к северному ветру», и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с «русскими ящерами», в свое время много и плодотворно занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX века Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан.
Однако в ряде случаев он упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде.
Академик Б.А. Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древней Руси» пишет по этому поводу: «В связи с пишей темой (темой ящера) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят».
На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII-XIII веков.
Есть гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)… Орнаментика новгородских гусель XI XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства -ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и более почитаемое? Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут соответствовать мезозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании.
Да и характер жертв, приносимых «подводному царю», тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое, чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом так: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь…».
Впрочем, видимо, требовательный «подводный царь» не всегда удовлетворялся жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь «во образ лютого зверя коркодила», весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого «царя» было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне реальное место «общения» гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так называемого «софийского») берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952 году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков именует, как святилище «крокодила» в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и произошло более позднее появление бога Перуна…
Обратил внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал обитания «подводного царя»: «Культ владыки подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…».
Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано: «…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582 год)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262.).
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI веки Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах!
Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) и длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. Пб., 1908, с. 178.).
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI-XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно.
Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады».
Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово… О сем окоянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в репе Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховного оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В «Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что «коркодил» — это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма «отвратный» зверь.
Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя. Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе - ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших!
Этнограф и историк Иван Кириллов тоже предполагает, что когда-то Змеем Горынычем было вполне реальное существо, обитавшее на территории России. Кириллов с усмешкой называет себя «драконоведом». Уже много лет он занимается изучением мифов и легенд об этом существе. И однажды пришел к выводу, что у Змея Горыныча из русских сказок вполне мог быть живой прототип.
- Все началось с того, что я решил уточнить происхождение крылатого змея на гербе Москвы, - рассказывает Иван Игоревич. - Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали чеканить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка»…
Многие исследователи воспринимают изображение Георгия Победоносца, пронзающего Змея, как красивый художественный образ, символизирующий противоборство Добра и Зла. Он тоже когда-то так думал. Но однажды ему попалось изображение фрески XII века из храма Георгия в Старой Ладоге. И там есть всадник с копьем, но на той фреске крылатого змея не убивают, а тащат на веревочке, словно пленника или домашнее животное.
Это изображение, появившееся много раньше, чем официальный герб Московии, привносит, по мнению Кириллова, новые смысловые элементы в привычную картинку с копьеносцем. Терем с окнами, женщина, которая ведет странное существо, напоминающее крокодила или гигантскую ящерицу, все это выглядит очень жизненно и похоже, скорее, на зарисовку с натуры, чем на некий художественный образ-символ.
Неужели наши предки действительно воочию видели сказочных «змеев горынычей» и даже умели приручать их? Иван Кириллов собрал исторические документы, которые могут служить если не прямым, то косвенным свидетельством того, что «российские драконы» могли существовать в действительности. Вот некоторые из этих материалов.
В русской национальной библиотеке среди рукописей хранится старинный дневник какого-то священника. Титульный лист потерян, потому имя очевидца неизвестно. Но запись, сделанная им в 1816 году, весьма примечательна: «Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: «Их! Их!» И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…».
Далее священник сообщает, что в тот день ему довелось увидеть Змея еще раз: «У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…».
Любопытное свидетельство обнаружено в архивах города Арзамаса. Вот краткая выдержка из этого документа: «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича отлета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…».
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. То ли затерялась по дороге, то ли небрезгливые российские мужички оприходовали из бочонка «двойное вино» (так раньше называли водку). А жаль, может быть, хранился бы сегодня в Кунсткамере заспиртованный Змей Горыныч.
Еще среди воспоминаний можно выделить рассказ уральских казаков, ставших очевидцами невероятного происшествия в 1858 году. Вот запись их воспоминаний: «В киргизской букеевской орде случилось диво. В степи, неподалеку от ханской ставки, среди бела дня упал с неба на землю огромный змий, толщиной с самого большого верблюда, а длиной саженей двадцать. С минуту змий лежал неподвижно, а потом, свернувшись в кольцо, поднял голову сажени на две от земли и сильно, пронзительно, подобно буре, зашипел.
Люди, скот и все живое в страхе попадали ниц. Думали, что настало светопреставление. Вдруг с неба же спустилось облако, подошло к змию саженей на пять и остановилось над ним. Змий прыгнул на облако. Оно окутало его, заклубилось и ушло под небеса».
- Все это настолько невероятно, что я конечно же не отношусь к подобным рассказам слишком серьезно, - говорит драконовед Кириллов. - Но где-то в душе верю, что подобное не исключено… Согласно самой распространенной версии, мифологический Змей-Дракон обязан своим происхождением останкам динозавров, которых время от времени находили наши предки. На первый взгляд все просто и ясно… Но внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков.
Во-первых, мифы о Драконе распространены повсеместно, а легкодоступные останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков - вряд ли древние люди так глубоко копали). Во-вторых, кости динозавров весьма разнятся между собой, а Драконы у разных народов похожи, как братья близнецы. Может, сказки возникли все же не на древних костях, а после встреч с живыми динозаврами, дожившими до наших дней? Безумное предположение, но как не сделать его, читая свидетельские показания, причем не столь уж дремуче отдаленных дней?
Вот и биологи мне недавно подтвердили, что «огнедышащий Горыныч» из сказки вовсе не противоречит науке. Теоретически возможно, чтобы в теле животного были полости, где в результате разложения образуется метан (болотный газ). При выдохе этот газ может воспламеняться (вспомните болотные огоньки). Кстати, это предположение подтверждает показания очевидцев, которые неизменно указывают на зловоние или зловонное дыхание, исходящее от Змея…
В новгородской области ищут «снежного человека» альбиноса
Легенды о снежном человеке уже многие десятки лет заставляют энтузиастов по всему миру организовывать экспедиции в непроходимую чащобу, чтобы наконец-то сказать с гордо поднятой головой посрамленным скептикам: И все-таки он существует. С 4 по 9 мая продолжались поиски легендарного новгородского Авдошки (так здесь называют снежного человека) под Малой Вишерой (Новогородская область). Сегодня результатами этой экспедиции с редакцией уфоленты делится ее организатор Ю. Шепелева.
- Юлия, расскажите о целях прошедшей экспедиции.
Это была первая экспедиция нового направления – «Криптобиология-Космопоиск» - занимающего поиском реликтовых существ по всему земному шару. В Новгородскую область мы выехали во многом благодаря книге Олега Иванова «Авдошки», повествующей о том, что в этих краях жили большие волосатые люди.
Они сосуществовали в тесном контакте с местным населением, настолько тесном, что появлялись даже гибриды от их союза с обычными людьми. Их называли «Авдошками», по всей видимости потому, что женщина Авдотья была первой, кто родил неведому зверушку… Непосредственно же причиной выезда послужила активность снежного человека в этом регионе в последнее время.
- Какие исследования были проведены участниками экспедиции?
Первым делом мы получили необходимые сведения у очевидцев и автора книги, о которой я упоминала. Год тому назад около десяти человек видели какое-то белое существо, что очень удивительно, так как для снежного человека этот цвет не характерен. Таким образом, мы получили некий ареал обитания этих существ в настоящее время – он оказался в самых глухих, непролазных районах, на сильно заболоченной границе Новгородской и Ленинградской области.
После того, как мы не без труда добрались до места, был разбит лагерь и началась раскладка приманок, кормушек и контрольно-следовой полосы (КСП) вокруг них. Главная цель приманок состояла в том, чтобы не прикормить, а приманить это существо к КСП. Используемые нами приманки разделяются на три группы пищевые (различные продукты питания), половые (человеческие феромоны) и игровые (простые по форме игрушки). Обнаруженные в один из дней длинные и узкие следы на границе периметра КСП позже были идентифицированы как лосьи. Все время осуществлялось наблюдение за окружающей территорией.
- Расскажите об итогах вашей работы? Удалось ли наблюдать снежного человека или найти следы его жизнедеятельности?
Мы обнаружили лежку некого существа, в которой в избытке имелась белая тонкая шерсть. Принадлежит ли она «Авдошке» или какому-то другому животному пока неизвестно. Мы взяли образцы шерсти в Москву и дальнейшие ответы надеемся получить при помощи генетического анализа материала.
К сожалению, мы не наблюдали за время проведения экспедиции необычных существ, а приманки так и остались нетронутыми. Но, я считаю, что это связано с малым количеством времени, бывшем в нашем распоряжении. Отдельно хочу отметить некую звуковую аномалию, о которой рассказали некоторые из дежурных по лагерю. Три или четыре человека слышали звук, напоминающий пение девушки! Так что вполне вероятно, что новые факты, возможно, позволят причислить эту зону к аномальной и изучать ее уже с другой точки зрения. (Илья Бутов, 26.05.2010).
Маловишерские авдошки
Расскажу об одном месте обитания снежных людей, находящемся недалеко от Петербурга. В Маловишерском районе Новгородской области бытует такая легенда. Давным-давно в деревне Селиши жила баба, звали ее Авдотья. Замуж ее никто не брал. Странной она была.
Много недостатков было. Часто спорила она с народом. Ну, люди ее тоже не любили. Дошло до того, что не смогла она дальше жить с людьми и ушла в лес. Стала жить в барсучьих норах. Год жила, два, а потом пропала совсем. Кое-кто из охотников видел ее уже с волосатым диким человеком. Наверное, наши предки и называли диких людей авдошками или детьми Авдотьи. Говорят, лицом в Авдотью пошли. Легенды легендами, но диких людей в этих местах встречали в самом недалеком прошлом. Вот как описывает встречу, произошедшую в 1960 году, маловишерский журналист Олег Иванов:
«Я увидел четыре рыжих существа - два больших и два маленьких. Самец был огромного роста - примерно 2 м 30 см. Плечи вместе с шеей около метра ширины. Глубоко посаженные серые глаза. Рот широкий, губы пухлые и коричневые. Уши не бросались в глаза. Подбородок широкий, постепенно переходящий в толстую шею. Лицо гладкое, с редкими волосами. Нос не был носом зверя или обезьяны - это был нос человека: широкий, курносый, с крупными ноздрями. Лицо, похожее на человеческое. Цвет шерсти на теле - коричневый или бурый. Под мышками, па животе - светлее. А на хребте шерсть была седой. Самка - чуть меньше. У нее выделялись огромные, как тыквы, груди с коричневыми сосками. Старший из детей был самец меньше ростом на полметра своих родителей. Младшей была самка».
Свидетельства такого рода шли в дальнейшем с маловишерской земли, причем не только от Олега Иванова. Особо интересные сведения относятся к первым годам после Великой Отечественной войны (когда в результате разрухи того времени леса наступали на населенные пункты), а также сравнительно недавним 70—80-м годам. После 1995 года сведений практически не поступало. То же самое можно сказать относительно всего Северо-запада. Последние 4 года достоверных сведений об этих загадочных жителях наших лесов нет или почти нет. Я объясняю это усилением вырубки лесов, которая заставила многих животных, в том числе и снежного чело-пека, уйти в места с более низкой антропогенной нагрузкой.
На протяжении многих лет сведения о маловишерских «Авдошках» собирал журналист и литератор Олег Михайлович Иванов, с которым я поддерживаю плодотворные контакты. И вот в июне 2000 года я получил новое сообщение от Иванова. Он пишет: «Следы Авдошки мы видели. Он пришел из Любытинского района. Но он совсем не такой, о каких я рассказывал. Я ездил в Лю-бытинский район. По описаниям очевидцев, это глубокий старик (по моим предположениям, старость у снежного человека наступает годам к 30). Он меньше ростом, чем обычные Авдошки.
У него и ступня, меньше. На правую ногу хромает: очевидно, она больная. Пришел все оттуда, из тех же мест, из Любытинского и Хвойненского районов, которые граничат с Тихвинским. По моим наблюдениям и наблюдениям свидетелей, выходит, что наши места посещают в разное время три диких человека. Этот - совсем старый и никуда из наших мест далеко уйти не может. А места его обитания: Любы-тинский, Хвойненский и Маловишерский, то есть наш! Возможно, он заходит и в Тихвинский район...».
Сам Иванов этого гипотетического старика не видал. Информация получена из вторых и третьих рук. И вот я в сопровождении еще одного Иванова - Владимира, опытного полевика-исследователя из Петербурга (о нем я упоминал в предыдущих главах), выезжаю по полученному сигналу.
Разговоры об Авдошках циркулируют на территории как Новгородской, так и соседних областей. Интересное сообщение пришло с Валдая. Там, вроде, снежного человека видела охрана резиденции Ельцина, когда в очередной раз прочесывала леса в 15-километровой запретной зоне вокруг дачи. Проверить это сообщение не удалось. С такого сорта свидетелями связаться сложно.
И вот я в сопровождении двух Ивановых иду в лес, на северо-восток от Малой Вишеры, в места, где видели следы. Здесь за последние десятилетия антропогенная нагрузка значительно упала. В 40-50-х годах велась активная вырубка леса. Тогда же для вывоза древесины построили узкоколейку, на много километров уходящую в глубь лесного массива. Местами полотно разрушено, тем не менее на целых рельсах явно видны следы колес. В чем дело? Оказывается, местные умельцы научились изготавливать миниатюрные дрезины, на которых народ ездит по грибы-ягоды. Дрезины такие легкие, что два человека легко могут их поднять, донести до начала маршрута, перетащить через участок с разрушенным полотном. До чего изобретателен русский народ!
С этой узкоколейкой связан еще один плод народного творчества - не материальный, а фольклорный. Люди сказывают, что иногда в белые ночи по ней медленно проходит призрачный поезд. Легко преодолевая разрушенные участки, идет он, лязгая буферами, сквозь лес. Локомотив и вагоны просвечивают, и сквозь них видны деревья, что растут за линией. В кабине машиниста сидит скелет, прикрытый остатками истлевшей одежды. Мертвый машинист уверенно ведет состав, который никогда не сходит с рельс. Неожиданно появляется поезд из-за зеленой стены деревьев, бесследно исчезает за очередным поворотом.
Эта легенда - символ, признание того, что у любого изделия рук человеческих есть бессмертная душа.
Не без труда дошли мы до середины высохшего болота, где чаще всего встречали «Авдошек». Обстановка напоминает зеленый ад. Жара за 30, непроходимые заросли камышей и осок, дикое количество слепней и комаров. Тщательно осматриваем места, где можно зафиксировать следы. Кроме отпечатков обычных лесных обитателей, ничего нет. Сооружаем наблюдательный пункт, дежурить на котором уже есть желающие из России и ближнего зарубежья.
Залезаем с двумя Ивановыми на дерево, с которого хорошо видны болотные тропы. Рискуя сорваться, сколачиваем площадку наподобие той, что строят охотники-медвежатники. Сразу начинаем дежурство. Пока, кроме болотных птиц, никого не видно. Ровно в полночь невдалеке раздается шум локомотива и лязганье буферов. Звук, явно, не со стороны Октябрьской дороги, а оттуда, где проходит узкоколейка. Как жаль, что она не видна с наблюдательного пункта! Невидимый состав легко проходит над местом, где, я точно помню, полотно разобрано, движется дальше. Шум стихает в чаще леса. Что это - звуковой мираж? Акустический канал в лесу? Какое-то объяснение должно быть: ведь чудес на свете не бывает. Все-таки становится немного жутковато.
На следующий день под предводительством Олега Иванова обходим окрестности, где были зафиксированы следы, похожие на «авдошкины». Большинство из того, что мы встречаем, к снежному человеку явного отношения не имеют. Но один интересен. Он - промежуточный между следом разумного человека и «Авдошки». Соответствует ноге 46-го размера. Такие люди встречаются, хотя и редко.
След сориентирован поперек дороги, как ходят зверь и «Авдошка», желая преодолеть открытое пространство по кратчайшей трассе. Форма стопы не совсем человеческая и не совсем «авдошкина». Пальцы одинаковой длины (как у «Авдошки»), большой палец не отстоит от остальных (как у человека). Что это — нетипичный человек? Нетипичный «Авдошка»? Полуквалифицированная подделка? Ответа нет. (Из книги Валентина Сапунова «Тайны Снежного Человека: Между человеком и зверем», 2007 год).