Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Пермском крае. 2




    Легенды Урала: «Великий Полоз»

    Урал богат многочисленными легендами о таинственных существах, но, несомненно, одно из первых мест в Уральской мифологии должно быть отведено – Уральскому Полозу, который вызвал немалый ажиотаж в свое время. Шем Кишке, Ял-пын Уй и самое известное его наименование – Полоз. Это легендарное существо, первые упоминания о котором относятся ко второй половине XIX века. Огромное, величественное и змееподобное существо, длинна которого варьировалась от 2-х до 20-ти метров, а толщину можно было сравнить разве что с крупным бревном! Именно об этом таинственном криптиде и пойдет речь в данной статье.

    Ял-пын Уй дословно переводится как «Священный зверь» и немудрено, ведь Манси считали, что Полоз не умирает, а превращается в необычный минерал – аммонит. Помимо этого, его считали и считают до сих пор не только хозяином и царем всех змей, но и хозяином золота. Полоз могу как указать место, так и подвести человека к нему. Однако, он так же мог и отогнать человека, напугать или в некоторых случаях – убить.

    Первое официальное упоминание и описание Полоза зарегистрировано Сабанеевым Л.П. в 1870-ом году: «…Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака»

    Уже позднее в 1889 году, в журнале «Природа и охота» была опубликована статья Л.Ушкова. Вот как он описал Полоза: «…Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные» Можно долгое время перечислять огромное количество свидетельств встречи с этой таинственной змеей, но очевидно, что Полоз серьезно въелся своими змеиными челюстями в историю и мифологию Урала и не собирается ослабить свою хватку даже в наше время;

    Не обошел Полоза стороной и известный Российский писатель П. Бажов в трех своих сказах: «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «У старого рудника» он много рассказывает об Ял-пын Уе. В первом из названных сказов дается описание гигантской змеи: «…И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке (река), а из земли все кольца выходя! да выходят. Ровно им и конца нет».

    В сказе «У старого рудника» Бажов упоминает об ареале огромного полоза:

    «…Не знаю, как по Северному Уралу, но по Среднему и Южному этого фантастического змея чаще зовут Полозом, Великим Полозом, вероятно, потому, что здесь издавна идет разговор, частично поддерживаемый натуралистами прошлого (Сабанеев, например), о существовании особо крупного вида змеи - Полоза». Бажов делает акцент на то, что рассказы о Полозе, его образ были привычны с детства. Из чего можно вынести, что в 80-90-х годах XIX века встречи с Ял-пын Уем были не редкостью. Тем более, как утверждает писатель, образ гигантской змеи среди Русского населения Урала «пришел не от древней символики и не от морализаторских разговоров, а от внешних окружающих впечатлений».

    Многие свидетельства встречи с Полозом весьма расходятся между собой. Это касается не только его размеров, но и окраски, и формы головы, сейчас мы попробуем сформулировать полноценное описание этого загадочного змея: Полоз – Так же Шем Кишке, Ял-пын Уй – это очень крупная змея неизвестного науке вида. Размеры варьируются так: толщина по диаметру от 6 до 18 см; длина от 2 до 20 метров. (по некоторым сводкам может достигать 50-ти метров). Окрас светло-серый (на солнце золотистый, стальной), чаще всего – чисто черный. Голова довольно крупная «как у сома», возможно, с пятном на лбу. Вдоль тела идет зигзагообразный рисунок либо с желтыми или красными пятнами. По некотором свидетельствам на голове так же присутствуют роговые наросты.

    Обитает Полоз исключительно в лесистой местности, вблизи прудов и озер. Спит на верхушках деревьев, часто оставляя на них характерный след. Геннадий Петров из поселка Артемейково Ачитского района рассказывал, что и сегодня на территории Свердловской области близ рек и озер можно встретить огромную змею черного цвета с бурыми и желтыми пятнами. Ночует она, в основном, на деревьях – после нее остаются следы от отростков на теле; В длину достигает от двух до 20 метров. Крупную чёрную змею с необычными пятнами на теле видели в 2001 году в окрестностях Тавды. Судя по всему, в зимнее время года Полоз находится в спячке, поскольку сведений о встречи с ним зимой не поступало.

    Огромное множество свидетельств, которые просто не имеют счета - берут свое начало со второй половины XIX-ого века и по сей день люди натыкаются на следы этого загадочного и мистифицированного существа, но нет ни одного материала, способного подтвердить или опровергнуть его существование, но и без того становится предельно ясно, что в Уральских лесах живет и существует древний, реликтовый вид.

    Пожалуй, Шем Кишке можно сравнить с самой крупной из живущих в наше время змей – анакондой, а крупные особи этого вида всегда держатся вблизи вод, обитают в озерах, реках, каналах и протоках, составляющих бассейны различных рек. Но стоит отметить, что самая крупная анаконда достигала в длину 11 метров… Только вот на Урале королевы змей не водятся, зато у нас водится их король – Великий Полоз… (Сергей Долахан).



    Месть лешего за убитую самку

    Старожилы деревни Позоры, что находится на берегу реки Сивы в глухой пермской тайге, рассказывают, что все описываемые события случились в их деревеньке в конце XVIII века. Именно тогда небольшое селение стало центром загадочных событий. Позоры - деревня в Большесосновском районе Пермского края. Входит в состав Полозовского сельского поселения. Расположена примерно в 1 км к юго-западу от деревни Лисья и в 1,5 км к северо-востоку от границы с Удмуртией. Численность населения на 2010 год – 37 жителей.

    Началось с того, что по деревне распространился слух, будто бы по ночам в округе бродит леший, который не умеет разговаривать, но очень коварен и умен. Ходили также слухи, что это существо избегает встреч с мужчинами, но похищает женщин, которых затем держит в ямах, кормит мясом и грибами и живет с ними, как законный супруг. В результате якобы от этих союзов рождались дети, покрытые шерстью.

    Образ лешего и его повадки в этой народной байке очень напоминают Снежного человека. Вероятно именно он это и был. Очевидцы утверждали, что в летний период лесной дух «пасется» на ягодниках в тундре, ворует птичьи яйца, детенышей зверей, а под осень, спасаясь от голода и холода, уходит на юг, воруя по пути следования в местных деревнях запасы сушеной рыбы или мороженого мяса, а иногда давит во дворах привязанную скотину. Старожилы считали, что это существо является потомком южных пещерных медведей, и называли его лесным, лесовым и просто лешим, но это был далеко не медведь. Обычный медведь никогда бы не натворил того, что было сделано тем существом.

    Однажды двое охотников из Позоров как-то охотились на медведя и в сумерках подстрелили какого-то крупного зверя. Когда они подошли к добыче, то этим зверем оказалась самка лешего. Люди содрали шкуру с существа и унесли с собой в деревню. После этого началось что-то невероятное: леший стал преследовать охотников и днем и ночью, делая им всевозможные пакости. Отбиваясь от преследователя, охотники вели по нему стрельбу, но картечь не брала его. В конце концов, как и следовало ожидать, охотники так и не вернулись из очередного похода в лес.

    Но смерть обидчиков не остановила загадочное существо. Скоро оно появилось в деревне, во дворе дома, который украшала шкура лешачихи. Сначала леший разорвал привязанную собаку, потом - овец в загоне. После чего выбил все окна и стал ломиться в дверь. Успокоить лешего удалось только тогда, когда ему отдали шкуру убитой подруги.

    Что касается дальнейшей судьбы обитателей того дома, то после кошмарного ночного визита одна из женщин, находившихся в доме, сошла с ума, другая - перестала говорить, третья - потеряла зрение, а через несколько месяцев их дом сгорел. Но несчастья семьи продолжались: как говорили люди, все девочки из этого рода, достигнув совершеннолетия, оказывались бесплодными или умирали от рака, а мужчины погибали от несчастных случаев при загадочных обстоятельствах. («Тайны Урала»).

      




    Чудь белоглазая

    Замечен в селе Суксун. О чем говорит легенда? Как уверяют суксунцы, иногда из-под земли можно услышать тонкие высокие голоса. Это переговариваются члены племени чудь белоглазая - маленькие люди, живущие в пещерах. Ранее именно они были хозяевами этих мест.  Когда здесь появились большие люди (такие, как мы), племя чудь решило исчезнуть. Прикамские «хоббиты» вырыли подземные пещеры и перебрались в них, а бревна, укреплявшие вход, вышибли.

    Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений.

    Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками', так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.

    Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания. У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем - землянки.

    В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Лишь немногие остались на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.

    Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» пишет: «Чудаки и чудаки, сиб. чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. - народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли».

    В 1924-1928 годах семья Рерихов находилась в экспедиции в Центральной Азии. В книге «Сердце Азии» Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

    А вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «.. .И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег». 

    До сих пор на севере много таких курганов. Иногда в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.

    Говорят, чудь иногда выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Происходит это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытые места, жмется к человеческому жилью. Это делают даже волки, поскольку очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов.

    Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди бесследно исчезали. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение. Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах - в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов.

    Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу - заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в Вологодской области течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы лежит панский клад. Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули.

    В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу стоит заброшенное селение Перевозное. На этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила когда-то чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он умел добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного до сих пор находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками. Камням, возможно, тысячи лет. Однако знаки есть и на стволах деревьев: иногда исчезают, иногда появляются вновь. Кто их вырезает, неизвестно.

    В 1975 году на берега Мерзавки приехали молодые кладоискатели, студенты-историки из столицы. Они копали землю под валунами, отмеченными знаками. Более того, они даже знали заклинание, с помощью которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки обнаружили в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV веку.

    Однако они ничего не нашли, кроме двух серебряных медальонов, по-видимому, очень древних с непонятными знаками. А одного из студентов, двадцатидвухлетнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители говорили, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те попытались взять их клады. С тех пор никто не пытался искать сокровища под Перевозным.

    В 2000 году там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Думали, что он утонул в болоте, так как трупа не нашли. В село вернулся только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Однако нрав пса с тех пор изменился: раньше он играл с ребятней в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, набрасывался на людей. 

    Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина. Сохранились летописи, согласно которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 года общался с неким Паном (Пам, Пама), жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители.

    По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его Боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение.

    Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады: 

    «Слуда и Шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: «Мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут!»





    Пермская с/х академия им. Прянишникова. Дом с кикиморой

    До сих пор по сельхозакадемии бродят призраки и пугают студентов. Немало легенд ходит и вокруг этого старинного особняка, похожего на средневековый замок. Раньше на месте главного корпуса сельхозакадемии располагался дом потомственного дворянина Елисея Чадина. Тут сразу стоит отметить, что человеком он был экономным и скупым.

    По слухам, когда огромный особняк уже был отстроен, Чадин, прогуливаясь по кладбищу, решил в очередной раз сэкономить на стройматериалах - и притащил в свой дом чугунные надгробия, которые и были впоследствии использованы в отделке дома. Из них в доме сложили печь.

    Согласно легенде, Чадин пригласил в свой особняк на именины всех высокопоставленных людей города. И вот в разгар веселья, когда с именинного пирога сняли покрывало, на угощении отчетливо проступила Адамова голова – череп и кости! Гости сбежали, а хозяина от переживаний взял, да помер. После этого в народе заговорили о «Доме с кикиморой», якобы при его жизни он водил дружбу с нечистой и она за ним пришла.

    История получила развитие и после Большого пожара в 1842 году - тогда в Перми сгорело около 300 пермских домов, а дом Чадина выстоял. Смышленый народ быстро нашел объяснение этому «чуду» – дом спасло присутствие нечисти. Мол, видели кикимору в белом платке, которая мелькала в окне во время пожара и отгоняла пламя. Надо ли удивляться, что по решению общества нехороший дом был разрушен. 

    На этом месте и была построена в 1887 году Мариинская женская гимназия. И всё вроде хорошо - дом снесли, построили новый, женская гимназия превратилась в сельхозакадемию - а студентики все еще поговаривают, что видят в окнах странное свечение и пугающий силуэт некой дамы...



    Торсуновское озеро

    В Очерском районе Пермского края примерно в 7,5 км к востоку от города Очёр и в 4 км к северу от посёлка Павловский находится Торсуновское озеро площадью 0,687 км². Озеро имеет округлую форму и соединятся с Павловким прудом протокой примерно в 300 м и шириной 20 м. Глубины в озере до 20 м. Питание водоема за счет ключей и атмосферных осадков. 

    С юго-востока и с запада к озеру примыкают болота. Озеро, болота и окружающий их сосновый лес составляют ботанический памятник регионального значения. Вода в озере довольно чистая - просматривается на глубину до 4 метров. Существует множество легенд об озере - тут и русалки, лешие, водяные чудища, разбойничьи клады. В реальности представляет загадку наличие на дне стоячих елей, вершины которых просматриваются с поверхности. Из рыбы присутствуют лещ, окунь, щука.

    Путеводитель «Дороги осилит идущий»: «Что за чудо-вода в озере! Вы пробовали когда-нибудь в нем купаться? Нет? Тогда быстро-быстро на пляж. У озера их два, ближний и дальний, оба на восточном берегу. Вода в озере мягкая, дно песчаное. Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Вот-вот вас обнимет чистейшая в мире вода, ведь озеро – уникальный источник пресной воды. И вот оно, блаженство! Вы растворяетесь вводной стихии. Вы одно целое – вы и природа! Но нет, не так-то просто в этом мире! Будьте осторожны, озеро бывает коварным. Не зря о нем бытуют страшные легенды.

    Одна из них говорит, что в озере обитают русалки. По ночам они уводят к себе на дно полюбившихся молодых людей. А утром, на восходе солнца, всплывают на поверхность в виде прекрасного цветка нимфы – кувшинки чисто-белой.  О чудовище, обитавшем в озере 40 лет назад, еще свежи воспоминания очевидцев. 

    После грозы на поверхности озера появлялась голова змеи, у нее были большие крылья птицы, что вызывало страх у детворы и любопытство у рыбаков. После нескольких попыток настойчивые смельчаки выловили сетями «нечистую силу». Это оказалась щука больших размеров, в спину которой крепко вонзил когти молодой коршун. Говорят, что у озера нет дна. Что в нем утонуло стадо коров. А вокруг озера бродит леший. Ночью он разговаривает разными голосами.

    В Пермской губернии крестьяне даже верили, что с помощью русалки можно разбогатеть: следует лишь подкараулить, когда она будет расчесывать волосы, с которых будет сыпаться серебро. Чтобы обезопасить себя от неблагоприятных последствий при встрече с русалкой, крестьяне прибегали к оберегам и защитным действиям. 

    Увидев русалок, как и в случаях с любыми представителями нечистой силы, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его. Магический круг обводили обычно острым металлическим предметом типа серпа или ножа, а также кочергой или головней, которые были связаны с огнем и очагом. Защитной мерой, по традиционным представлениям, считались чтение молитвы, а также использование матерной брани. 

    В народе было известно, что, увидев в лесу нагую женщину или ребенка, следует бросить им платок или что-либо из одежды, хоть рукав от платья оторвать. Нередко крестьяне советовали также отмахнуться от русалки вальком (рубелем), ударить палкой ее тень или быстро сказать, сколько зубцов имеется в бороне. По поверьям, русалки не могли подойти к человеку и соответственно причинить ему вред, если у него на шее было два креста: один на груди, другой - на спине. Оберегом считали не только нательный крест, но и острую булавку или иглу. 

    По древним представлениям, русалки, как и ведьмы, боятся некоторых растений: чеснока, хрена, крапивы, полыни. Отправляясь туда, где могут появиться русалки, для безопасности можно было положить под мышку эти растения. Кое-где у русских верили, что, встречая человека, русалка задает ему вопрос: «Полынь или петрушка?» 

    И если ответить: «Петрушка», то она скажет: «Ах, ты, моя душка!» - и защекочет до смерти. Следует же всегда отвечать: «Полынь», тогда русалка скажет: «А ну тебя, сгинь!» - и отстанет от человека. В некоторых местностях оберегом от русалок считался хлеб. Полагали также, что, увидев русалок, следует первому крикнуть: «Чур, моя!» Тогда они не причинят вреда, а одна из них пойдет за человеком и будет ему служить целый год до следующей Русальной недели, и лишь тогда убежит к своим.

    Русальная неделя была насыщена не только запретами, соблюдением обычаев, но и многочисленными обрядами, часть которых связывалась с русалками и была направлена на соблюдение их своевременного пребывания на земле, а затем - ухода. Почитание праздника русалок, проведение соответствующих обрядов, согласно народным представлениям, гарантировало помощь этих существ в выращивании урожая. 



    Монстр

    «Группа мальчиков в ночь на 6 августа 1914 г. отправилась за ягодами с ночевой в лесу по Московскому тракту и, не доходя до магометанского кладбища, увидели спускающееся с высоты «чудовище» с фонарем. Испуганные этим явлением, мальчики закричали, и тогда «летающее чудовище» стало подниматься и скрылось, по их словам, по направлению к казармам над болотом около города. Мальчики разбежались со страха...».



    Монстр озера Адово: мифы и факты

    Одним из самых загадочных мест в Пермском крае является Адово озеро. Таинственный водоем  располагается примерно в восьмидесяти километрах от поселка Гайны и в пятистах километрах от Перми. Водоем, затерянный в глухих топях на севере Пермского края, окутан множеством легенд, уходящие своими корнями в глубокое прошлое, так уверяют краеведы и этнографы. 

    Адово озеро изначально имело сомнительную репутацию, аборигены боялись озера и лишний раз к его берегам не подходили. В память об этом в фольклоре северного народа Коми сохранились легенды о злых духах, живущих в озере. Но стоит отметить, что и в наши дни с озером связано много мифов. Одной из главных легенд является существование в озере гигантского чудовища.

    Озеро Адово находится в Гайнском районе Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Расположено в пойме реки Порыш, на левом берегу. Относится к Камскому бассейновому округу. Если смотреть сверху, оно напоминает яйцо, его площадь - 3,68 квадратных километров, глубина – 5-6 метров. 

    Берега у озера низкие и топкие, окруженные болотами.  Вода от сезона неоднозначна по своим характеристикам бывает чистой и прозрачной, словно родниковая, в некоторые месяцы чернеет от болотного торфа, температура воды низкая, как и у всех озер с родниковой подпиткой. Достаточно серьезно утвердилась версия о том, что озеро имеет несколько подводных каналов, объединяющих Адово с озером Оныл. 

    Из рассказов местных жителей стало известно о том, что советские гидрологи и ихтиологи проводили маркирование рыбы, обитающей в Адовом, позже образцы с маркерами Адового озера были как раз выловлены в Оныле. Найти какие-либо сведения в открытых источниках, подтверждающих этот специфический эксперимент не представилось возможным, все же подобная информация имеет мало шансов попасть во всемирную паутину в силу своей специфичности, не каждому придет в голову оцифровывать подобные материалы.  

    Другая особенность озера, возможно указывающая на наличие подводных каналов и карстовых углублений периодические водовороты и омуты, а также самопроизвольное «кипение». Рыбаки часто становились очевидцами, появления крупной волны, либо водоворота способного перевернуть небольшую лодку. По одной из теорий все эти чудеса можно объяснить выбросом сероводорода. 

    Например, бурление воды не что иное, как поднятие на поверхность освободившегося газа. Большое количество сероводорода, высвободившееся, например, при ударе лодочного якоря о дно, способно создать водоворот, переворачивающий лодку. Однако скептики умалчивают о том, сколько нужно сероводорода для возникновения подобного эффекта. 

    Кстати, похожую теорию выдвигали в 50-х годах прошлого века касательно природы происхождения чудовища с озера Лох-Несс. Правда там речь шла об углекислом газе, образующемся в стволах упавших на дно водоема сосен в процессе их разложения. При накоплении критической массы газ выбрасывал ствол дерева на поверхность, где от перепада давления разрывалась кора, и раздавался громкий шипящий звук,  который очевидцы могли принять за дыхание животного. 

    После чего ствол дерева опять погружался на дно, а очевидцы могли рассказывать о том, что видели, как всплывает Несси, и даже сфотографировать его черную спину в брызгах воды. Однако тогда эта теория была наголову разбита той же наукой, когда были произведены расчеты средней глубины нахождения древесных стволов на дне и количества накопляемого газа. Выяснилось, что на оптимальной глубине сосен нет, а на более мелких глубинах газ выделяется сквозь трещины в коре раньше, чем может накопиться критическая масса.

    Что же касается Адово, то газовой теорией не объяснить такие факторы, как исчезновения рыбы. К тому же, запах тухлых яиц (признак сероводорода) запоминается надолго, но про специфический амбре не рассказывал ни кто из тех, кому довелось побывать на озере.

    Адово озеро

    Особенности географического расположения и труднодоступность поспособствовали становлению уникальной экосистемы.  В водах озера обитает гигантского размера щука и довольно крупный окунь, но рыбацкие лодки жмутся к берегу – никто не решается выплыть на середину озера.  

    В течение 22 лет территория вокруг озера была заказником: здесь гнездился (иногда встречается до сих пор)  краснокнижный лебедь-кликун, по берегам озера можно еще встретить следы дикого северного оленя, неподалеку вновь обосновалось несколько семейств бобров, которых вытеснили отсюда много лет назад. Вокруг озера мелкий сосновый лес, в котором много боровой дичи – встречаются белки, зайцы, заходят медведи. Сейчас озеро входит в перечень памятников природы.

    История происхождения названия озера

    Коми-пермяцкое название озера Вадты происходит от двух слов: вад - «непроточное лесное озеро с топкими берегами» и ты - «озеро». Русское название озера появилось благодаря легенде о водяной красавице-русалке Щуке, которая затаскивала молодых рыбаков в воду (или в ад). Под влиянием этой легенды коми-пермяцкое слово вад превратилось в русское ад, а позже трансформировалось в Адово. Однако необходимо отметить, что жители Гайны полагают, что в озере и вправду существует нечто, что способно утащить на глубину… в ад холодного озера.

    Легенды и мифы Адового озера

    Как я упоминал выше озеро прославлено своими легендами. Рассказывают, что на дне озера находится клад. И когда-то несколько корыстных смельчаков решили достать этот клад, но добравшись до середины озера, рассорились. Они никак не могли решить - кто же первый закинет сеть. Ссора закончилась тем, что лодка во время драки перевернулась, и водоворот утянул всех на дно. 

    Другие легенды гласят, что в озере топили язычников, которые отказывались принимать христианство. Современные истории рассказывают, что в озера скидывались с вертолетов радиоактивные отходы. В девяностых годах редакция одной из Пермских газет проводили свое небольшое расследование, поводом которому послужило обращение охотника, ставшего очевидцем странных событий. 

    Он увидел, как из вертолета, зависшего над озером выбросили некий металлический контейнер, который, кстати, не утонул, а был отнесен в топь, где и застрял. Добраться до контейнера сразу же не получилось, а после контейнер исчез, либо его достал кто-то, либо озеро таинственную посылку все же «приняло». Журналисты пообщались со старожилами Гайны, которые также подтвердили, что несколько раз видели вертолеты без опознавательных знаков. 

    Стоит понимать, что многие из них хорошо разбираются в вертолетах. Оно и понятно, летом это самый популярный транспорт: им выполняются санитарные рейсы, работники «архипелага ГУЛАГа» ищут сбежавших зэков, районное начальство (непонятно, изкакой организации) осенью прилетает за клюквой. Но в последние года зачастили в район Адова озера неизвестные вертолеты. Не садятся нигде, да и нет на них звезд и эмблемой «Аэрофлота». 

    Обычные зеленые машины. О том, что в Адово осуществляют несанкционированные сбросы в своем отчете указала Коми-пермяцкая региональная общественная организация «Правозащитный центр «Пера-Богатырь – право на безопасность»: «На протяжение десятилетий на севере автономии в обширные болота Косинского   и Гайнского районов  производились сбросы контейнеров с отходами ядерных или химических производств. 

    О характере грузов, доставлявшихся в тайгу  по воздуху на вертолетных подвесках, местные жители никогда и никем не информировались. Но случаев сбросов таких контейнеров в Адово озеро и в болота названных районов местным населением зафиксировано  немало». Скупая информация не раскрывает в полной мере данного утверждения, однако, дым без огня в этом случае вряд ли мог появиться.

    Но, пожалуй, самая любопытная и таинственная история связана с подводным чудовищем - жителем Адового озера. Местные описывают существо описывают по-разному. Кто представляет его рыбой-мутантом, кто - рептилией, а есть и такие, кто сравнивают его с лохнесским чудовищем. Однако, воочию детально рассмотреть реликт никому не удавалось. 

    Существо ведет очень скрытный образ жизни, как правило, появившись на мгновение над поверхностью воды тут же исчезало в водах Адового озера. Стоит сказать, что вера в монстра среди местных достаточно серьезна, жители Гайны не сомневаются в уникальном обитателе водоема и стараются заботиться о своем «питомце», зимой энтузиасты специально приезжают  на озеро с целью прорубить полыньи в толстостенном льду.

    Возможно, на истории про чудовище  местных жителей вдохновляет не раз замеченная гигантских размеров щука, способная схватывать проплывающую по поверхности воды утку. Крупные экземпляры щуки в водах Адового не редкость.

    Свидетельства очевидцев

    Несмотря на свидетельства очевидцев, живущих в непосредственной близости от озера, не все жители Гайны верят в существование монстра, среди жителей поселка немало и скептиков, а также тех, кто относится к проблеме странного водного существа философски. Например, вот что заявил журналистам заместитель главы Гайнского района Исаев Владимир Васильевич: «Я верю в реальных людей, в реальные явления, а в какое-то чудовище, честно скажу, у меня веры нет. 

    Нередко приезжают к нам журналисты с телевидения, снимают фильмы, ищут. Мы всех рады принять. Что ж, пусть ищут, может, и найдут. Тогда хоть чем-то прославимся». Действительно, печатные издания России и зарубежья, всевозможные русские и заграничные телекомпании были частыми гостями в здешних местах.

    Один из тех, кому посчастливилось увидеть, как он сам говорит, озерное чудовище – местный фермер Николай Белоусов: «С 1998 года мало езжу на озеро. Так что давно чудовища не наблюдал. А до этого, когда я ушел с работы, стал с сыном профессионально заниматься ловлей рыбы. Надо было жить как-то, лицензию брали, рыбой торговали. Ездили на озеро каждый день. 

    Про монстра слышали, но не верили. Дед все ко мне один ходил, рассказывал, что видел чудище. Потом баба его тоже приходила. Они как-то на конях там рано утром были и говорили, будто из воды непонятное существо не раз показывалось. Подумаешь, мало ли что говорят! Это случилось в 1997 году, был конец августа - начало сентября - точно не помню. Видел. 

    Это была на самом деле какая-то рептилия. Мы с сыном видели туловище, а на следующий год - голову. И все в одном месте. Погода такая еще стояла - туман, утро раннее все-таки. Завели мотор, развернулись на лодке, а существо под воду ушло. Будто ничего и не было, только круги пошли. А потом бросили рыбу ловить, другие дела появились, некогда стало бывать на озере. 

    С того времени чудища и не видели, но камеру всегда держим наготове. Я хочу попробовать как раз в августе - начале сентября поплавать на лодке с камерой, чтоб не быть голословным. Ведь это все слова, нужно настоящее подтверждение. А когда будет пленка, тогда можно будет сказать: «Вот оно!» Тут приезжали несколько лет назад телевизионщики, снимали фильм. Но вместо чудовища, по-моему, корягу тащили. 

    Совсем непохоже на чудовище. Оно не такое. Оно коричневого цвета, спина длиной, как лодка. А это что! А еще одни приезжали с «ТНТ» передачу снимать. Так они больше шоу делали, чем за чудищем охотились! Не верил я в чудище, пока сам не увидел. Черт его знает, что это такое. А вообще я так скажу: все в природе может быть…».

    По словам старожилов, время от времени в озере по необъяснимой причине пропадает рыба, словно кто-то поел всю; мальков у берега много, а вот крупной рыбы не видно. Потом вновь, резко, популяция восстанавливается – чудеса. Приписывают существу и несколько опрокинутых лодок с рыбаками, которые перевернуло чудовище, всплывая на поверхность. К сожалению, в эти моменты сидевшим в лодках было не до фотоаппаратов и камер, а жаль, быть может, одна - единственная фотография развеяла бы сомнения и закрыла вопрос о существовании монстра.

    Обитатель адового озера

    В случае с Адово, как и в остальных аналогичных случаях, особенно привлекательной и завораживающей выглядит теория о том, что по какой-то невероятной причине в водах озера до наших дней дожил доисторический монстр. Как я уже рассказывал выше существует теория, согласно которой Адово соединяется сетью подводных каналов с другими озерами, где возможно и прячутся чудовища. Рассмотрим эту гипотезу как рабочую.

    Обычно, рассказывая про водных чудовищ мы представляем себе плезиозавра или, в крайнем случае, палеозавра - существо с плавниками, относительно небольшим телом и длинной шеей, которую то и дело норовит высунуть наружу наш реликт. К сожалению, но увы на роль Адовоского озерного монстра ни тот, ни другой вид динозавров не подходит, как не крути, а озера тех краев, даже с учетом подводных каналов, мелковаты для этого существа. 

    Кстати, интересной особенностью является и тот факт, что палеонтологи доказали, что все догадки о том, что плезиозавро подобные динозавры вытаскивали голову над поверхностью воды под почти прямым углом – миф, конструкция скелета доисторического монстра была такова, что он физически не мог высоко поднять шею, максимум на что он был способен вытащить край морды и подышать свежим морским воздухом, кстати, обитали эти существа в морях и океанах – простор любили.

    В нашем случае уместнее было бы упомянуть другой вид доисторических монстров – тилозавра, дальнего родственника современных крокодилов. Он, во-первых, поменьше своего морского родственника, а, во-вторых, обитал в том числе в пресных водоемах. 

    По мнению палеонтологов их повадки напоминали поведение крокодилов, то есть часами чудовище могло неподвижно лежать, принимаемое за бревно или корягу, а по приближении добычи в мгновение стать необычайно активным и подвижным. Тилозавры с успехом охотились как на глубине, так и на мелководье, не выбираясь на сушу, что, согласитесь, напоминает поведение крокодила. При этом огромная пасть, составляющая почти треть всей длины, позволяла тилозаврам даже при «скромных» размерах в 1,5-2 метра охотиться на крупную дичь.

    Что же касается вопроса о том, как удалось доисторическому чудовищу дожить до наших дней, то и здесь есть возможный ответ. Ученые находили в вечной мерзлоте лягушек, которых поначалу принимали за доисторических и наверняка мертвых, однако, отогреваясь, земноводные без последствий возвращались к привычной жизнедеятельности, не испытывая при этом никаких неудобств. 

    Рекордсменом оказалась одна из особей, проведшая в замороженном состоянии более 45 лет и, тем не менее, вернувшаяся к жизни. Так что вполне возможно, что доисторическое чудовище время от времени впадает в некий анабиоз, а потом возвращается обратно. Однако, несмотря на все в теориях о подводных монстрах есть один минус, который перекрывает любые догадки и рубит на корню всевозможные теории об анабиозе и прочих подземных каналах. 

    Суть этого контраргумента заключается в том, что невозможно было бы представить себе существование на протяжении миллионов лет единичной особи одного вида, как минимум в окрестных озерах должна была сохраниться популяция данного вида, а в условиях северных озер это достаточно проблемно.

    Истина где-то… под водой.

    Видимо, как и в остальных случаях с озерными монстрами, истина остается скрытая под толщей воды. Конечно же, шансы на то что в озере до наших дней, неведомым способом, дожил динозавр – ничтожно малы и все же ближе к области фантастики нежели к реальности. А вот версия по которой в озере живет гигантская щука более реальна и не менее интересна, чем ожившее ископаемое. Гигантские щуки это настоящая загадка пресных водоемов, а еще подобные экземпляры смело можно назвать реликтами.

    До тех пор пока Адово не исследовано комплексно и не проведены детальные замеры глубины, а также не произведено сонирование всей площади водоема на предмет подводных обитателей  нельзя дать заключение об истинной природе Адового монстра. Однако, удаленность озера и сложная дорожная обстановка делает его фактически недосягаемым для исследователей, что гарантирует спокойную жизнь монстру озера кем бы оно не было. (Любушкин Андрей).


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 762 | Рейтинг: 5.0/2