Особенно много легенд о призрачных жителях пещер и рудников слагалось на Урале. Призрак женщины, одетой во все белое, являлся уральским горнякам накануне обвалов в шахтах. В очерке «Шахты уральские», написанном Михаилом Францевым, работавшим в начале прошлого века в Управлении каменноугольных рудников Пермской губернии, описан такой случай:
«В горах мертвая ночь. Дрожащий луч луны скользит по черному кресту, стоящему на самой вершине горы. Темная тень пала от креста на груды камней, поросших седым мхом. Несколько старых сосен тихо переговариваются между собой под порывами ветра. У входа в шахту собралась кучка горных рабочих в ожидании очереди спуститься. В тишине слышится, как один из них рассказывает что-то:
– Так вот, идем мы, далеко прошли, уже по работам расходиться стали, вагон прикатили, а один и говорит: «Неладно, ребята, что мы в шахту-то спустились, слушайте… опять!» Остановились мы, слушать стали, вдруг слышим, кто-то точно заплакал в дальних выработках, тихо так, жалобно плачет… Пошли туда – нет никого. Сначала все еще слышалось, а потом и вовсе умолкло…
Так-то. А то вот бывает, что и сама она кажется, вся в белом, говорят, лицо закрыто, а в руках ее свеча горит зеленым огнем, а сама стоит и тоже все плачет… Не к добру это, говорят, о погибших убивается».
НЛО и безголовые существа в Пермском крае в 1988 году
Журналист из Перми Б. Бажутин в начале 90-х опубликовал в местной областной газете отчет о расследовании, которое он лично проводил в деревне Андроново на юге Пермской области. События, описанные им, имели место в июле 1988 года. Рассказывает одна из крестьянок, живущих в той деревне:
- Мы столкнулись здесь, на краю поля. Я, значит, шла по проселочной дороге, а он мне навстречу. Сперва я внимания не обратила. Мало ли кто бродит? А когда осталось до него лишь несколько шагов, глянула я... Батюшки! Головы-то у него нет! И сам весь такой необычайный... Нет, это не человек был.
Коллаж
- Понимаете, что-то действительно необычайное творится на территории двух наших колхозов - «Рассвет» и имени Горького, - пытался прояснить ситуацию первый секретарь Чернушинского райкома партии В. Копылов. - А вот что именно? Так просто все это, знаете ли, и не объяснишь.
Говорит пчеловод колхоза имени Горького Г. Шароглазов:
- Случилось это в ночь на шестнадцатое июля. Я, как обычно, ночевал на своей лесной пасеке. Около полуночи вышел из сторожки на свежий воздух. Тут и увидел два непонятных светящихся объекта. Почти соприкасаясь, они висели в воздухе на высоте примерно двухсот - трехсот метров. От меня было до них почти пять километров.
На таком расстоянии определить точную форму и размеры непросто. Они были, по-моему, овальной, яйцевидной формы. Через несколько минут после того, как я приметил их, одно из тел исчезло. Но вскоре опять появилось на прежнем месте. Понаблюдал я за этими двумя НЛО, понаблюдал, поломал голову над тем, что же это за хитроумные устройства и кто же запустил их в небо, а потом пошел спать.
Доярка колхоза «Рассвет» Л. Медведева:
- Шестнадцатого июля около половины пятого утра я шла на ферму. Только начинало светать. Когда вышла за околицу деревни, увидела, что с бугра навстречу мне быстро движется темная фигура. Ну, будто кто-то едет на мотоцикле. Сначала я внимания не обратила. А потом словно меня в бок толкнули. Как же это, думаю, мотоцикл едет, а шума его работающего мотора не слышно? Пригляделась и вижу - никакого мотоцикла и в помине нет!
Каким-то непонятным образом по дорожке через поле очень быстро движется черный силуэт. Ростом выше среднего человеческого. Ноги - короткие. А вот зато руки очень длинные - висят вдоль тела ниже колен. На плечах вместо головы - маленький бугорочек...
Я обмерла от страха. Стою и не знаю, куда деваться. А фигура все ближе и ближе! Но вдруг она вся засветилась, как будто в ней внутри лампу зажгли, и... И исчезла. Все это происходило в абсолютной тишине. Сломя голову я кинулась со всех ног к моей ферме. А когда на бегу оглянулась, то снова увидела ту же самую фигуру, двигавшуюся по дорожке через поле.
Кочегар В. Чикоданов, работник фермы:
- Люда Медведева примчалась на ферму страшно перепуганная. Решили мы с парнями, выслушав ее рассказ, организовать ближайшим вечером засаду возле того поля. Выехали туда большой группой на автобусе и «КамАЗе». Ждали долго, но никого так и не увидели. Потом почти все, кто прибыл туда, уехали... Мы остались возле поля втроем - я, Саша Санников и Сережа Кокорин.
Спрятались мы в сенном складе возле поля, решили еще несколько часов покараулить. Сидим возле открытых дверей склада, ждем... И вот видим - в ночных сумерках из оврага метрах в трехстах от нас вылезли два черных безголовых существа. Они очень быстро перешли поле и скрылись за бугром.
Сторож фермы В. Мельчаков:
- А я видел этих уродов совсем в другом месте. В первом часу ночи обнаружил, что у меня кончились папиросы. Пошел к одному из соседей за табаком. Невдалеке от своего дома почти нос к носу столкнулся с двумя безголовыми здоровяками. ,Они прошли в нескольких шагах от меня.
Конюх Г. Медведев:
- На протяжении пяти дней и ночей я несколько раз видел в июле проходивших по одному и тому же месту через поле высоких черных существ без голов. Появлялись они обычно парой. У меня как-то возникла мысль догнать их верхом. Но пока выводил я лошадь, пока седлал ее, черные существа исчезли.. (Из книги А. Приймы «ХХ век. Хроника необъяснимого. От тайны к тайне»).
Леший водит
Одним из самых известных проявлений нечисти является леший. Он же лесовик, лешак, лисун. Испокон веков восточно-славянская традиция воспринимала лешего как злого духа, хозяина леса и зверей. В другом варианте лешак - это проклятый человек или вредоносный покойник. Кроме того, есть основания полагать, что существуют женские особи лесных духов - лисунки или лешачки. Самая яркая деталь их внешности - длинные, закинутые за спину груди.
Считается, что леший может перегонять стада животных из одного леса в другой, пугать людей своим смехом и уханьем, сбивать с пути, уводить детей и даже манипулировать собственным ростом, становясь ниже травы или выше деревьев. Причастность лешего к нечистой силе выдает его связь со всем левым: левая сторона одежды у него запахнута на правую, левый лапоть на правой ноге и т.д. Аналогичная «левизна» прослеживается и у другой нечисти. Например, с левой полы водяного постоянно капает вода, а домовой может вывестись из петушиного яйца, если его носить под левой подмышкой.
«Ещё раз я была сильно напугана, когда грибы собирала неподалеку от Подкаменного – тоже на склоне горы. Раньше по лесу по одному бегали – никого не боялись. Так вот, хожу я меж ёлочек и сосен, только успеваю корзинку маслятами заполнять. А они - семьями, кружками. Маленькие, красивенькие. И вдруг моя корзинка как сквозь землю провалилась. Была у ёлки – и нет её. Я начала кругами ходить. Думаю, может, спуталась, не у той ёлки её поставила.
Минут 20 около того места бегала, далеко не уходила. А тут ещё гром загремел. Небо на глазах чернеть стало. Я – в рёв. Жалко кругленькую красивую корзинку. Да и грибов почти доверху. И вижу – корзинка на прежнем месте, как стояла, так и стоит. У той самой ёлки. Вот что это такое? Говорят, так по лесу леший водит. Он, видимо, со мной и поиграл.
Эту историю я слышала от своих старших родственников. Причём от разных людей. Хотя в произошедшее верится с трудом. В деревне в одной семье молодым готовили свадебное ложе. А в старину на Руси в разные приметы верили, придерживались строгих правил. Говорили, нельзя было никого допускать до постели, приготовленной для молодожёнов. Никто не должен даже видеть свадебное ложе.
А тут невеста, оказывается, жениха у подружки отбила. Подруга, видимо, решила ей отомстить. Пробралась к постели молодожёнов и что-то нашептала. Видели её в тот день в доме жениха. Ночью, когда молодые улеглись спать, невеста то как собака завоет, то петухом закричит. Так продолжалось каждую ночь. Стали возить её по бабкам-знахаркам. Не сразу, но вылечили. Только говорят, что прежде чем у неё всё прошло, из её рта выпал кусок мяса. Вот такие страшилки.
Взгляд из оврага
«Я с детства очень любила собирать землянику. Однажды (я уже училась на втором курсе педучилища) ушла в лес с пятилитровым ведёрком. Хожу по земляничным полянам весь день. Время идёт незаметно. Ягодка за ягодкой – ведёрко набирается. Вижу: впереди обрыв. Овраг такой глубокий. А край весь спелой земляникой просто усыпан. Я – туда. Горстями ягоды срываю. И вдруг чувствую, кто-то на меня смотрит. Прямо дрожь по коже.
Осмотрелась кругом. Никого. На всякий случай от оврага в сторону ушла. Но ягодка за ягодкой – меня опять к обрыву притянуло. Вновь туда полезла – уж больно ягод много, да все крупные такие. Только увлеклась, опять почувствовала взгляд – пронизывающий такой. Как будто кто-то с глубины оврага на меня смотрит. Так я несколько раз отходила шагов на десять. Ничего. Как приближусь к оврагу – опять взгляд чей-то ощущаю. Жутко мне тогда стало. Мурашки по коже забегали. И я домой убежала. Отец мне потом говорил, что, может, лиса, пряталась. Но я-то видела, никого в овраге не было. А взгляд оттуда был…» (Вера Медведева, Кунгур).
Мохнатая невеста
На этом история основоположника рода пермичей не заканчивается. Народные сказания коми гласят, что прожил он долгую жизнь, порядка 150 лет, за это время культурно и материально обогатил своих подопечных, ибо любил герой мотаться по загранкомандировкам и всегда привозил из походов кучу всякого добра.
Интересен миф и о женитьбе предводителя коми. По одной из версий супругой вождя стала дочь мансийского князя Асыки Костэ. А тут нестыковочка. Ибо Асыка - есть реальный исторический персонаж, живший в XV веке - поздновато для пермского родоначальника. Впрочем, к чему условности? Пермяков же сей факт не смутил. Так вот жениться на Костэ Кудыма надоумила колдунья, желавшая погубить его. Ведьма знала, что Асыка казнил уже многих женихов Костэ, за то, что те в последний момент отказывались от свадьбы. И тому была причина - девица, говорят, красотой не отличалась. Был у молодой маленький такой дефект - борода. Разумеется, выяснялось это только перед свадьбой.
Как и положено сказкам, все закончилось благополучно. Шерсть на лице у Костэ оказалась ненастоящей - маменька постаралась, украсила доченьку, чтобы та сама себе жениха выбрала. Кудым барышне глянулся, она ему секрет и раскрыла. Сыграли две свадьбы - один пир закатили в Пелыме, другую - в Кудымкаре. Вскоре у Кудыма появился наследник - богатырь Пера.
Ему посвящен второй сезон остросюжетного коми-сериала. Пера прославился борьбой с Солнцем-Шонди, с лешими и с врагами пермяков. По одной из версий, светило он прогневал тем, что женился на его дочери Зарани (заре) - огненный шар счел брак неравным. Шонди обиделось и ушло - наступил в отдельно взятой местности ледниковый период. Однако Перу с супругой обогрела матушка Парма (тайга). Шонди раскалилось в ярости, да так что чуть всю землю не изжарило. И тут несколько развитий сюжета.
По одной версии Пера проучил солнце и отправил его отбывать срок в небесной колонии строгого режима (строго, чтоб за зимой - весна, за весной - лето). Другой миф повествует о том, что Зарань, во имя спасения человечества, покорилась отцу и бросила Перу, он правда отсудил себе детей. А отпрыски Перы - это как бы пермяцкие Адамы, Евы, Каины и Авели - первые люди то бишь. В этом ключе, правда, становится непонятным кого Кудым-Ош, словно Моисей, по тайге водил. Но, может, древним пермянам были известны какие-то чудо-технологии, позволяющие путешествовать во времени. Впрочем, вернемся к житию Перы-богатыря.
Его новой супругой стала вдова убиенного Перой лешего. Очень может быть, что новой спутницей силача стала молодая Баба Яга, лесного духа то по-пермяцки Ягмортом называют. Вот только счастливо с ней герой пермяков жил недолго. Однажды он застал ее в бане без кожи и волос. Испугался, да и пристукнул «красавицу» в состоянии аффекта. И за это ему ничего не было, ибо ходило среди коми поверье, что в волосах держится четвертая душа, а без шевелюры пышной, да без кожи человек как бы и не жив и не мертв. В общем, оправдали Перу за отсутствием состава.
Говорят, больше Пера с женщинами не связывался, только на лосей охотился, да пермяков от степной орды защищал. А, когда понял он, что пожил свое, то ли в землю к предкам чудинам ушел, то ли вместе с братьями своими обратился в глыбы Уральских гор. С именем богатыря связывают появление Эсперова городища на Каме. Оно находится рядом с Соликамском и, по одной из версий, могло быть первоначальной Солью Камской. Археологи датируют период жизни городища VII-XVI веками.
Топоним Пермь, образованный от Пера маа, что с финно-угорского обозначает «земля дальняя», также может быть связан с Перой. По мнению ленинградского ученого Владимира Соловьева, Пера маа можно перевести и как «земля Перы». Он же отождествляет северную Камско-Вычегодскую Пермь с легендарной Биармией, а Перу-богатыря со славянским богом громовержцем Перуном. Вот только кто чьим прототипом стал неясно: то ли Перун предок Перы, то ли наоборот.
Оборотень
На сылве в дачном поселке лет 10 назад коров ктото разрывал на части, старики говорили что оборотень!!! Это прекратилось после того как заволило кактокомбы название поселка щас непомню но спрошу у друга. Еще от друга слышал вроде у его отца в детстве было, точно непомню у кого! Возращался из школы домой через заброшеный поселок видит дом вроде нормальный незаброшеный выходит к нему старуха говорит ему проходи я тебя чаем напаю поесть дам тот нет мне домой надо и поздно уже домой потом невернусь.
Пришел домой говорит вот видел сегодня в заброшеном поселке дом со сторушой, ему родители говорят быть такого немогло там несколько лет некто неживет. На следующий день пришли туда, этот дом полностью весь заколоченый и заброшеный, взломали вход заходят туда а там стол а настоле кружка и печенье прчем свежее как будто недавно положили. Еще много рассказов есть но я их уже непомню но могу поспрашивать того кто помнит. Только от этих поселков мало чего осталось. («Легенды и мифы Прикамья»).
Легенды и мифы Прикамья
Наверно не легенды и не мифы, но все же расскажу, что от бабушки слышал. Они жили на границе Краснокамского и Ильинского районов.
1. Едет мой прадед на телеге, видимо кемарит, и подъезжает к мосту через речку. Вдруг лошадь захрипела, дед смотрит, на мосту сидит русалка! Спрыгнула в речку. Дед поехал дальше.
2. Один из родственников возвращается в деревню. Осталось немного. Слышит, что за ним кто-то идет и понимает (знает), что оборачиваться нельзя. Ускоряясь добегает до дома. Закрываются двери, ставни. Всё крестят. Кто-то довольно долго ходил вокруг дома и стучал по ставням.
Вполне возможно, что эти обе истории из разряда рассказов детям перед сном. Помнится про первую я в более старшем возрасте подумал: «Пить надо меньше, дедушка!». Но тем не менее их рассказывали.
3. Помнится был разговор, что кто-то заблудился в лесу, потом вышел. Бабушка сделала замечание, что «леший его водил». Полностью фразу не помню, но это точно был не оборот речи (вроде «лешак его знает») хотя похоже. В существовании лешего она нисколько не сомневалась.
4. Ночью вижу, что на спинке стула сидит какое-то маленькое существо. Жалуюсь, в ответ получаю: «Спи давай, блазнит это тебе!».
Переехали на новую квартиру, но до нас там жили. В течение месяца засыпал в в холодном поту. Каждую ночь слышал как кто-то ковыряется в замке двери. Родителям не говорил. Лет через десять узнал, что не только у меня были такие глюки. Решилось просто. Бабушка вызвала священика для освящение квартиры. Самое интересное, что блазнить перестало.
Я так понял, что у деревенских были маленькие блазны и большие. На первые не обращали внимания, со вторыми боролись.
5. Из традиций. В детстве лещами вбили, что садиться на обеденный стол и тем более втыкать в него нож никак нельзя. Причем акцент в наказании был не в том, что я стол порчу, а в том, что со столом это делать нельзя. Думаю, что запрет на стряхивание крошек на пол со стола из той же оперы.
Симбиоз христианства и язычества.
6. Перед тем как выключить свет (в городской квартире уже) бабушка всегда крестила выключатель или лампочку (точно не помню) при этом говорила: «Спи, царь-огонек!». Но делалось это только раз в день, перед тем как лечь спать. Естественно, в течение дня, таких приседаний больше не далалось. («Легенды и мифы Прикамья»).
Чертик в банке
Тельце как у человека, голова мышья, а лапки собачьи, толстенькие, мохнатые и с когтями. Но наибольшее удивление вызывало все-таки безволосое тельце, а не лапки. Оно походило во всех своих анатомических нюансах на человеческое, за исключением половых органов, которые не просматривались вообще».
- Отдаю себе отчет в том, что мой рассказ может показаться вам бредовой выдумкой, - говорит Владимир Чериков из Перми. - Дабы не выглядеть в ваших глазах идиотом, я собрал свидетельские показания людей, которые были очевидцами невероятного происшествия. А случилось происшествие относительно недавно в одной крохотной деревушке, что в Пермской области…
Жила в той деревне древняя старухазнахарка, лечившая жителей окружающих деревень травами и заговорами.Однажды позвали престарелую целительницу к захворавшему мужику. Тот был так слаб, что даже не смог привстать с кровати, когда старушка вошла в избу. Она поводила над мужиком руками, растопырив пальцы, «продиагностировала» его, а потом сухо поинтересовалась, есть ли в доме флакон одеколоном. Жена больного немедленно выставила на стол пузырек «Шипра». Знахарка склонилась над флаконом и, приставив рупором ладони ко рту, что-то долго, очень долго шептала…
Затем заявила:
- Отныне это заговоренный одеколон. Пусть больной осторожно, крохотными глотками выпьет на ночь все, что есть в пузырьке. К утру он выздоровеет, - и, не произнеся больше ни единого слова, старуха покинула дом занедужившего крестьянина.
Больной выпил.
Спустя несколько минут у него началась рвота. Его жена едва успевала подставлять тазик. Рвотные позывы продолжались в течение почти всей ночи. Вот почему тазик простоял до рассвета на полу возле изголовья постели, на которой маялся без сна человек, то и дело сотрясаемый желудочными судорогами.
Наступило утро. А вместе с ним наступило и резкое улучшение самочувствия больного. На щеках появился слабый румянец. Его супруга, обрадованная всем этим, поболтала о том о сем с мужем, потом наклонилась с рассеянной улыбкой на устах над тазиком, стоявшим на полу. Она протянула к нему руки, дабы подхватить тазик, вынести из избы вон и выплеснуть из него рвоту в помойную яму.
И дико закричала от ужаса. Она увидела - в дурно пахнущей жидкости шевелится в тазике какое-то крохотное существо длиною с сигарету.
Вот его описание:
«Тельце как у человека, голова мышья, а лапки собачьи, толстенькие, мохнатые и с когтями. Но наибольшее удивление вызывало все-таки безволосое тельце, а не лапки. Оно походило во всех своих анатомических нюансах на человеческое, за исключением половых органов, которые не просматривались вообще».
Мужчина, всполошенный истошным женским криком, свесился с кровати и вперился удивленным взглядом в тварь, слабо барахтающуюся в тазике. В отличие от своей жены он не перепугался, а, напротив, очень сильно обрадовался:
- Ну и ну! Ай да знахарка, ай да бабка, ай да молодчина! Выгнала-таки из меня черта, - и, обернувшись к супруге, приказал: - Принеси литровую стеклянную банку.
- Зачем?
- Пересадим черта в банку.
- Ты с ума сошел. Надо немедленно избавиться от этой погани.
- Неси банку, дура, - отчеканил в ответ мужик, повышая голос. - Это мой чертик. Что хочу, то и делаю с ним.
Чертик был пересажен в банку - он нырнул в нее вместе со рвотной жидкостью, частично перелитой туда из тазика. Пересаживал чертика лично его хозяин. Пересадив же, накрыл банку марлей и обвязал поверх марли бечевкой по горловине.
Весть о неслыханном происшествии разнеслась вскоре по деревне. Информаторы В. Черикова сообщают:
- Все мы бегали смотреть на чудо-юдо. Думали, чертик скоро подохнет. Но он все жил да жил, бултыхаясь в рвоте. Так продолжалось несколько дней. Потом кто-то предложил отвезти банку с чертом в райцентр, в поликлинику - «для исследований». Ну, вскоре отвезли ее туда и отдали врачам… Что дальше было с той банкой и чертом, живущим в ней, нам неизвестно. (По книге Н. Непомнящего «Зоопарк диковин нашей планеты»).
Чучки чумазые
Легенды о гномах очень популярны в Европе. Да и по всему миру. А в России? Оказывается, и на наших просторах нашлись места подземным крошкам. Например, в Сибири. Или на Урале. Там не только их тоннели находили. Вот что сообщил по этому поводу Андрей Перепелицин, руководитель межрегиональной группы изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт», который сам с коллегами отправился по следам сибирских гномов:
«...На 7 вер. от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки» - мелкие люди...».
Так писал в 1925 году в статье «Неисследованная пещера» местный краевед М.А.Блинов, надеясь, видимо, на то, что необычной пещерой заинтересуются ученые. Увы – надежды не оправдались: в последующие годы пещеру не только не изучили, а вовсе потеряли. Только в 1990-х годах известный пермский спелеолог Игорь Лавров, обнаружив статью Блинова, решил разыскать пещеру чучек. По словам энтузиаста, сделать это было непросто – слишком большие изменения произошли в указанном районе. Только в 2002 году вскрылся ведущий под землю ход...
Увы – хотя пещера, получившая название Бабиногорская, оказалась весьма интересной и разветвленной, с подземными озерами – следов пребывания в ней в древности людей пока обнаружить не удалось. В том числе и «копаных ступенек». Что, впрочем, неудивительно: даже если пещера опознана правильно, то прежний вход в нее ныне перекрыт оползнем...
Однако Бабиногорская пещера - не единственное в Пермском крае место, где по преданиям жили таинственные чучки (кстати, Игорь Лавров выяснил и значение этого слова – в Х1Х веке оно означало «чумазые»). Упоминания о них можно найти в литературе, правда, весьма скудные. Так, в выпущенном в 1970 г путеводителе по Уралу буквально в одной фразе упоминается гора Чучек в нескольких километрах от города Суксун.
Добравшись до этого соседнего с Кунгуром райцентра, проходим по домам. Вначале нас ждет облом – коренных жителей почти не осталось, живущие недавно в лучшем случае знают только название высотки. Предания о ее легендарных обитателях помнила только Анна Ивановна Третьякова.
- Карлики там жили, их чучками звали! – сходу заявила собеседница, пояснив: - Нет, самих чучек даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели... Но то, что маленькие они были – точно! С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони).
Несколько было лесенок, я сама их видела! Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес... Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то лет пятьдесят назад точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и – как они нам сказали – исчез ход: обвалился...
Чудь чудная
Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких... Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:
- Был такой низкорослый народ - чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.
Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:
- Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы... Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.
Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».
Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...
Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка».
Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:
«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны». Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. (Н.А.Криничная Предания Русского Севера)
Богатые и бедные - все как у людей! Так может, подземные карлики и относятся к роду людскому?
Таинственные невидимки
За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:
«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте».
Особенно же впечатляет загадка «чудского литья».
По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже.
Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов?
Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».
А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются. («Комсомольская Правда»).
В русалочью ночь
- Об этом случае моему знакомому рассказал его дядя, - пишет из Пермского края Татьяна Епифанова. - Было это несколько лет назад, когда дядя поехал с другом на рыбалку. С богатым уловом мужчины причалили к берегу и решили остановиться на ночлег в заброшенной деревне. В одном из домов для рыбаков и охотников были сооружены нары и можно было растопить печку.
Над озером висела полная луна. Рыбаки шли по берегу, как вдруг вдалеке заметили костер. Подойдя ближе, увидели мужичка, который что-то варил в котелке.
- А что до деревни не дошел? - поинтересовались путники.
- Не люблю заброшенных деревень, - произнес мужичок, которого звали Егором. - С ведьмой я там как-то столкнулся.
Слово за слово поведал, как все было. В начале июля Егор тоже договорился с приятелем съездить на рыбалку. Но тот в последний момент отказался. Егор же решил не менять планы. К вечеру на автобусе добрался до места, собирался заночевать у реки. Развел костер, перекусил и прилег на ватник. Вдруг сквозь дрему услышал шаги - словно кто-то босыми ногами шлепал по воде. Вскоре перед ним появилась девушка в длинной белой рубахе.
- Тьфу, девка, испугала, - выдохнул он. - Ты чего ночью-то тут делаешь?
- Не спится мне, муж уехал. А я купаться ходила. Чайком угостишь, рыбачок?
Егор разлил чай по кружкам. Вдруг девушка предложила:
- Пошли ко мне. Да ты не бойся, приставать не буду, я женщина замужняя.
Ивану лень было двигаться, но тут его словно что-то подтолкнуло, и он поплелся за незнакомкой. Идти было недалеко. На окраине села стоял большой бревенчатый дом с русской печью. На столе Егор увидел чашку с окрошкой, грибы, отварную картошку, малосольные огурчики и зеленый лук. Хозяйка предложила перекусить и достала бутыль с водкой.
- А как же муж? - на всякий случай поинтересовался Егор.
- А что муж? Муж не гуж - подвинется, - засмеялась незнакомка.
- Как звать-то тебя?
Девушка представилась Агриппиной.
- Ты крест нательный носишь? - вдруг обратилась она к Егору.
- Атеист я. Попы одну чушь несут.
- И то правда, ни к чему эти кресты, - согласилась Агриппина. - Ну, давай - за встречу, - она подняла стопку с водкой.
Через полчаса в дом ввалились веселая компания - два парня и две девушки: Богдан, Леша, Киска и Мурыська, так они отрекомендовались. Тут и пошла гульба. Плясали до упаду, песни горланили, гоготали. Водки было хоть залейся. Леша с Богданом позвали Егора на двор, а потом мимо озера к лесу прогуляться. Девушки заявили, что тоже бы увязались следом, - захотели искупаться в ночи. Но Агриппина так строго на них прикрикнула, что те присмирели. Правда, вскоре опять загомонили. Пьянка продолжилась. Наконец Егора разморило, и он провалился в сон.
Проснулся Егор от того, что в глаза ярко светило солнце, - лучи пробивались в огромную прореху в крыше. Повсюду пели птицы, стрекотали кузнечики. Был уже полдень. Мужчина лежал в заброшенной избе с покосившимися стенами. Его рот оказался забит землей. Одежда была настолько грязной, точно он извалялся в луже. Повсюду валялись старые водочные бутылки и рыбные хребты. Первое, о чем подумал Егор: вчерашние знакомые его разыграли. «Вот сволочи!» - выругался рыбачок и решил отыскать негодяев. Выйдя на дорогу, увидел местного жителя и спросил, где найти девушку по имени Агриппина. Прохожий с опаской покосился на мужика в грязной одежде и рассказал, что женщина с таким именем жила здесь лет восемь назад, но померла молодой. И что промышляла она недобрыми делами.
- Вон, что от ее дома осталась, - кивнул он на покосившийся сруб. - Крыша внутрь завалилась - так у колдунов и ведьм бывает, когда душа вылетает. А ты что, никак встречал ее? - хмыкнул мужичок. - Она, говорят, любит над приезжими поглумиться. Сматывался бы ты отсюда поскорее - от греха подальше.
Егор бросился к реке. Бежал так, что земля под ногами горела. На берегу нашел свои удочки, схватил ватник, но замешкался в поисках садка. Вдруг услышал всплеск в кустах. Глянул, а там садок, доверху забитый рыбой. Добравшись вечером домой, Егор не стал рассказывать никому, что с ним приключилось. Дело ли, по ночам за ведьмами таскаться да водку с ними пьянствовать - не поверит никто. Но к рыбе своей не прикоснулся, а позже узнал, что Кисками и Мурыськами в здешних местах кличут русалок, - от слов «красивая» и «мурыжить». А мужиков, Лешу и Богдана, скорее всего, звали Лешим и Бодуном. Еще Егор вспомнил, что странная история произошла с ним в ночь с 6 на 7 июля - под Ивана Купалу, когда всякая нечисть выползает из своих нор. Вот и не верь после этого в чертовщину. («ЕГ»).