Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в республике Чувашия. 2


    Леший в мифологии Чувашии

    Очень часто в русских мифологических рассказах леший появляется в образе человека. В таком случае в облике хозяина леса подчеркивается его охранительная функция: он становится похожим на лесничего, наказывающего человека за нарушение экологического равновесия и изгоняющего его за пределы лесного пространства.

    В отличие от общерусской традиции леший не показывается в облике таких животных, как заяц, белка, мышь. Он в основном превращается в кота, лошадь, медведя. В текстах, бытующих на территории региона, фитоморфные воплощения лешего достаточно редки. Обычно он оборачивается в ель, сосну, осину или живет на верхушке этих деревьев. В русских мифологических рассказах Чувашии отсутствует традиционный мотив превращения лешего в вихрь или ветер. В чувашских быличках, напротив, лесной дух обладает способностью повелевать стихиями.

    Таким образом, в современных мифологических рассказах актуализируются не только представления о лешем как о демоне зла, заводящем путников в лесную чащобу, он воспринимается и как доброжелательное существо и в таком случае показывается в образе старичка, помогающего человеку или наказывающего его за нарушение запрета, охраняющего лес от уничтожения.

    Недовольные разрушением природного мира рассказчики надеются на наказание виновных, которое должен осуществить леший. Однако даже он порой оказывается бессилен перед человеческой экспансией и разрушением экосистемы. Например, леший не может разогнать толпу туристов, которая разжигает в лесу костры, и, недовольный этим, все-таки уходит. В одном из мифологических рассказов он даже превращается в обыкновенного соседа-старичка, который не в силах противостоять самоуправству человека: «Роща наша раньше тоже чистая была, красивая. Обыкновенный лес был. Мужик у меня знакомый был, постоянно все время в роще проводил. 

    Только и делал, что гулял по тропинкам. Тем более он рядом в доме с рощей жил. Ну, вот он захворал как-то. Прихожу к нему навестить, лекарства какие-то принести, помочь чем-то. Он мне-то и рассказал: «Погибает, - говорит, -лес наш, не любят его жители, изгоняют духа леса». Ну, тогда старику ничем врачи-то помочь не смогли - схоронили мы его. И роща теперь грязная вся, будто связан был мужик с лесом нашим, будто без него нет в роще духа лесного. Мусорят дети наши, молодежь особенно, совсем не жалеют» (записано в 2010 г. Е. В. Яковлевой от Анастасии Васильевны Кулешовой, 1935 г. р., в г. Новочебоксарске (МФФ КРЯиЛ)). 

    Основной мыслью рассказа является указание на забвение сакральных знаний, которое может привести к настоящей трагедии: «По-видимому, быличка призвана поддержать природный инстинкт самосохранения, который утрачивает современный человек, считающий, что он приобрел неограниченную власть над природой. Бережное обращение со средой обитания предохраняет людей от вредоносного вторжения в их жизнь». В анализируемом тексте человек вторгается во владения лешего, что приводит к его гибели, так как мифологический персонаж является символическим воплощением рощи.

    Таким образом, мы можем констатировать, что иногда современный образ лешего «снижен»: он все больше напоминает человека. Это можно объяснить демифологизацией персонажа: вера в него постепенно редуцируется, а круг мотивов, связанных с лесным духом, сужается. В чувашской фольклорной традиции в изображении персонажа преобладает много архаических черт, сохранившихся до сегодняшнего дня. В большей степени, чем в русском фольклоре, подчеркивается связь лешего с покойниками, очень редко он появляется в образе старика. «Говорят, что леший - это непохороненный покойник. Если он умирает, то и после смерти ходит, пугая всех своим криком». 

    В чувашской быличке подробно описывается появление леших: это убитые и непохороненные люди и младенцы, родившиеся вне брака и оставленные матерью в лесу. Устойчивым в этой группе текстов является следующий мотив: чтобы успокоить душу мертвеца, надо захоронить его: «Лешие ночью пугают людей в лесу. Бесятся, смеются, страшно кричат. Лешими становятся умершие, но не похороненные люди. В Малокарачуринском лесу раньше ходил один пожилой человек, ставший Лешим. Много людей он напугал до смерти. Однажды он подошел к человеку совсем близко. И велел ему похоронить скелет старика. Потом отпустил его домой живым и невредимым. С тех пор, как кости были похоронены, Лешего в лесу больше не видели».

    Представление о происхождении лешего от заложных покойников нашло отражение и в поэме «Леший» известного чувашского писателя М. Ф. Федорова. Источниками произведения стали чувашские народные мифологические рассказы, записанные автором произведения. Главный герой поэмы дядя Хведер вспоминает рассказы стариков о том, что лешим стал покойный Эндри, погибший в лесу под колесами тарантаса богача Ягура. 

    В отличие от русских, в чувашских мифологических рассказах леший часто появляется в образе ребенка, что и объясняется его происхождением: «Лешие происходят от закопанных в земле девушками детей. Он всегда из одного места выходит. Этого места все боятся. Сначала Леший маленький, размером с кулачок (в образе кошки или собаки). Постепенно он растет и становится со стог сена». «Однажды до восхода солнца пошли на дальнее поле за горохом. К этому месту подбежал маленький ребенок.

    - Брат Митрак, брат Митрак (человека звали Дмитрием), мешок дай-ка, мешок дайка, - говорит ребенок.

    Этот человек взял лопату и погнал его. Тот убежал в лес Куканар. В лесу стояли скрип и треск. Тот ребенок Лешим был, приходил горох есть». Общим для двух фольклорных традиций является частотность изображения демона в нулеморфном облике, его акустические проявления. Русский дух леса совершает злокозненные действия по отношению к человеку (в 50 % текстов), однако последний в большинстве случаев может достойно противостоять мифологическому персонажу.

    В современных рассказах подчеркивается охранительная функция демонологического существа: он наказывает человека за безнравственное поведение и нарушение экосистемы. Распространены на территории Чувашии и мифологические рассказы, в которых леший играет роль попечителя человека. Он может наделять удачей или богатством, реже - способностью предвещать судьбу.

    Самым распространенным сюжетом традиционно является рассказ о том, как «леший водит человека». «В большинстве мифологических рассказов он не обозначен повествователем как персонаж, а указывается локус, заколдованное место, где «водит». Человек, по рассказам, находясь в незнакомом лесу, не может найти дорогу домой, выйти из леса, ходит по кругу в одном и том же месте, пока кто-нибудь не поможет ему». Подобный мотив распространен и в чувашском фольклоре. Отличие состоит в том, что в чувашских быличках в большей степени распространены сюжеты о том, как леший пугает человека.

    Практически отсутствуют в современных рассказах такие распространенные в прошлом мотивы, как похищение лешим детей, наведение порчи, болезней, вызывание стихий. Практически не встречаются тексты об умерщвлении лешим человека, об умении лешего управлять стадом и воздействовать на животных. Отсутствие этих мотивов свидетельствует о десакрализации персонажа, утрате веры в его магическую силу.

    Нет в русской мифологической прозе Чувашского края рассказов о семье лешего, столь распространенных на территории Русского Севера. Не часто встречаются и былич-ки, в которых рассказывается о хозяйственной деятельности лешего. В Нижегородском крае такого рода былички также полностью отсутствуют: «Отсутствие их можно объяснить тем, что здесь не принято пасти скот в лесу и пастушеская обрядность менее развита, а скотоводческая магия носит «домашний» характер».

    Достаточно редко встречается сюжетный мотив о встрече путника с демоном на особой тропе лешего, распространенный, например, в Забайкалье. На обследуемой территории отсутствуют сюжеты о том, как леший насылает видения.

    Чувашский лесной дух более агрессивен и опасен. Рассказчики свидетельствуют о каннибализме лешего, он может защекотать до смерти, вырвать зубы, заниматься рукоприкладством. «Леший произошел от ребенка, рожденного незамужней девушкой. Как только девочка родилась, ее отнесли в лес и, не погребая, бросили, она вскоре стала Лешим. Леший, увидев людей, специально идет к краю леса. 

    И кричит голосом проходящего мимо человека или голосом его знакомого. Тогда человек ему навстречу идет. Леший начинает щекотать человека, тот умирает, и он его съедает». Лесной дух в чувашском фольклоре представлен в различных вариациях: Екете, Упате, Арсюри. Упате отличается особой жестокостью: он может проклясть целую деревню, уничтожить ее. Чаще всего в чувашском фольклоре происходит отождествление заложного покойника и лешего. Например, леший отнимает у человека жизненную силу и поедает его.

    В чувашской фольклорной традиции леший тоже воспринимается двояко. С одной стороны, лесной дух - опасный демон, который может убить человека или нанести ему вред. Рассказчики убеждают слушателей в том, что все это было когда-то, в старые времена. В современных текстах очень часто встреча с лешим, видимо под влиянием христианских воззрений, объясняется греховностью людей, которые оставляли в лесу беззащитных стариков или губили нежеланных детей. За это лесные духи мстили всем окружающим.

    Однако очень часто леший становится другом человека, его кумом, помогает присматривать за детьми, убирать урожай. Приняв крещение, он может вновь стать человеком и жить среди людей. Эти мотивы свидетельствуют о десакрализации персонажа, частичной утрате веры в его могущество и силу.

    В этой связи в чувашских мифологических рассказах появляются сказочные мотивы: человек торжествует над лешим, может поймать его и наказать. Поэтому очень часто в лес он отправляется с палкой или хлыстом, а не использует традиционные отгонные средства. В чувашском фольклоре, как и в русском, лесной дух постепенно перестает восприниматься как вездесущее страшное существо: 

    «Давным-давно Леший был хозяином лугов. Он животных из стада ел. Пастухов до смерти щекотал. Однажды Леший подошел к одному пастуху и начал дразнить. Пастух не испугался: у него был хлыст. Он взял хлыст и ударил Лешего! Леший, не вытерпев боли, убежал обратно. После того Лешие, прежде чем подойти к пастуху, спрашивали: «Есть чуваши? Есть чуваши?» Если слышали «есть», старались подальше отойти. Но всегда помнили об ударах хлыста» (10, а 288-289). В быличках подчеркивается мысль о том, что чуваши не боятся лесного духа и могут изгнать его или уничтожить. 

    В мифологических рассказах присутствует мысль о силе и могуществе чувашского народа, способного противостоять демону, олицетворяющему зло. О распространенности подобных сюжетов свидетельствует и текст, записанный на территории Татарстана: «Однажды к краю леса, где жил Леший, подошли воры. Они спросили у Лешего, какой народ там живет. Леший вспоминает, как его хлыстом избили, и отвечает: «Чуваши, чуваши». С тех пор народ, живущий в той местности, стали называть чувашами».

    В чувашских быличках подробно описаны способы поимки лесного духа, самый распространенный - использование смолы, которой мажут лошадь (любимым занятием чувашского лешего является катание на лошади): «В давние времена лошадей пускали в ближайший к деревне лес, Меметер. У Семена лошадь каждое утро приходила вся в поту. 

    Хозяин лошади думал: «Почему моя лошадь всегда потеет? Что же делать?» Однажды он намазал лошадь дегтем. Поутру лошадь вернулась, а на ней Леший сидит. «Ай, Семен, посмешищем я стал для всякой деревни. Рука освободится, зад липнет, зад освободится, рука липнет». Несколько раз так сказал, обежал деревню, вернулся. Семен взял в руки палку и три раза ударил. Леший еле-еле смог убежать. После этого Леший к лошадям не подходил». Таким образом, в процессе эволюции представлений человека о лесном духе последний перестает восприниматься как вездесущий и опасный демон, от которого нет спасения.

    Резюме. И в русских, и в чувашских быличках и поверьях на изображение мифологического персонажа оказывает влияние стереоскопичность народного взгляда на мир - синтез исторического и мифологического типов сознания. С одной стороны, на восприятие лесного духа воздействует рациональный взгляд на мир - отсюда стремление к его

    демифологизации и его превращение в старика, помогающего человеку. В подобного рода рассказах удивительное преобладает над страшным. С другой стороны, ощутимо и влияние подсознания, в котором сохраняются в реликтовом виде мифологические представления. В этом случае леший воспринимается в большей степени как первопредок или демон зла, бывший когда-то заложным покойником, что позволяет сохранить за ним черты, подчеркивающие его инаковость, то есть связь с потусторонним миром.

    Почему в современных мифологических рассказах актуализируются древнейшие представления о лесном духе как о первопредке? «Актуальность жанра обусловлена всплеском суеверного сознания в целом, что обычно для кризисных эпох в жизни общества свидетельствует о неблагополучии, шаткости человека в мире, где он ощущает себя окруженным необъяснимыми, зачастую представляющимися враждебными силами и существами. 

    И хотя современное мифологическое сознание отличается от традиционного мировоззрения крестьян - целостного, синкретичного, воспринимающего мир во всех его проявлениях, ощущающего взаимозависимость человека и природы, - оно сохраняет суеверие». В этом удивительном, непознанном до конца мире человек, потерявший ориентиры, нарушающий вековые запреты, все больше ощущает потребность в поддержке и возвращении к восприятию мира как единого целого, к его первоначальному состоянию первопредметов и перводействий. Все эти представления получают репрезентацию в фольклорных текстах. (Черноярова Марина Юрьевна).



    Домовой в Чебоксарах

    Проделки домового. В детстве классе 3 решил прогулять школу и остаться дома. Жил я в засыпном доме (дом из дерева без использ. кирпичей заперщено было строит кирпичные дома) Все происходило это днем. Родители на роботе. Лежу на кровати балдею и вдруг слушу по жестяной крыше идет человек. Я аж обалдел, ну нифига себе думаю соседи оборзели. 

    Я уже хотел выйти из дома и посмотреть кто там и тут как начало бить по печной трубе. Как будто человек бьет молотком по печной трубе. Меня это напрягло. Через минуту прекратилось, и нечто уже ходит по чердаку. На чердаке опилки и звук естестьвено спицефический но хорошо узнавемой. И опять дойдя в чердаке до печной трубы начал бить его чем-то тяжелым. 

    Ну тут я побледнел. И не выйти из дома, чердак можно попасть только с коридора дома. Сижу значит не жив не мертв. Для справки дом у нас двухэтажный-я находился на втором (спальне) подо мной кухня и слева находился большой зал. Ну значит сижу жду развязки и бах! Кто-то начал рыться в посудах в кухне. Уронив пару железных посуд. 

    И тут кто то начал ходить в зале хотя мимо пройти меня из кухни в зал не возможно не заметив кто это. Через какоето время это прекратилось и пулей убежал на улицу. И до прихода родителей не заходил домой. Родители естествено не поверили, как обычно это бывает. Родители посмевались на до мной другим типо когда они вечером уходили в кино оставляя меня одного и когда возращались находили меня спящим и меня постоянно под подушкой в кулачке держал нож. 

    Я то не помню этого так был очень маленький. Но представляю что мне приходилось выдерживать. Родит, это казалось забавным. Мдя жуть. Когда я ушел в армию. Братишка мой лет 10 очень любил один спать с зале но после одной ночи ни за что не соглашался там спать. Как то ночью он проснулся от вздохов. Как будто человек сидит в шкафу и тяжко вздыхает. Братишка быстро слинял из зала и больше там не спал. Вы скажете это добрый дедушка домовой. 



    Дракон Вере Селен

    Дракон - мифическое существо, типично изображаемое в виде большой и сильной змеи или другой рептилии, наделённой волшебными или духовными качествами. Драконы обладают некоторыми способностями, типично связанными с ними, почти во всех культурах мира. Чувашские драконы - Вере Селен представляют предисламскую мифологию этой республики.

    Согласно одной легенде, когда булгары приехали в найденный город Билэр, они обнаружили большую змею, живущую в области. Когда они решили убить его, змея, которую попросили мира, и попросили, чтобы Аллах дал ее крылья. Как только она получила крылья, змея улетела из Bilär. Другая великая змея или дракон, как говорили, жила в языческом храме башни в Alabuğa. Хотя булгары приняли ислам уже в десятом веке, змея, предположительно пережившая до времени вторжения Тамерлана.

    Ибн Фадлан, который посетил Волгу Болгария в 10-м веке, упомянул многочисленных змей, особенно на деревьях. Как только он видел большое упавшее дерево, которое было более длинным, чем сто элей. Ибн Фадлан написал, что видел большую змею в стволе, который был почти столь же большим как само дерево. Булгары смягчили его страхи, уверив его, что змея не была опасна.

    Драконы обычно изображаются в виде змей или рептилий, вылупляющихся из яиц и обладающих чрезвычайно большим, как правило чешуйчатым, телом. Часто изображаются с большими глазами. Эта особенность лежит в основе слова «дракон» на местном диалекте во многих культурах. Также часто (но не всегда), драконы изображаются с крыльями и пламенным дыханием. Некоторые драконы не имеют крыльев вообще, и больше похожи на длинных змей. Драконы могут иметь разное число ног: ни одной, две или четыре. В современном представлении, драконы являются очень большими в размере, но некоторые ранние европейские описания драконов указывали, что они размером с медведя, а в некоторых случаях и ещё меньше - размером с бабочку.

    Хотя драконы (или подобные дракону существа) присутствуют в легендах во всем мире, различные культуры представляли их по-разному. Китайские драконы и восточные драконы вообще, обычно доброжелательны, тогда как европейские драконы обычно злорадны (есть, конечно, и исключения). Злорадные драконы также присутствуют в персидской мифологии, и в других культурах.





    Древние существа сегодня

    Морские монстры, динозавры, снежные люди, живут ли они на нашей планете, или это плод нашей человеческой фантазии? Криптозоологи пытаются разыскать следы этих забытых существ, и доказать, что мы слишком мало знаем о своих соседях по планете. Чувашия, в 70-х годах житель деревни Шемурша Николай Врусель работал киномехаником, он возил фильмы в отдалённые деревни. В тот день Николай возвращался пешком, шёл через лес по просёлочной дороге. Дорога огибала выработки. Краем глаза Николай заметил, что что-то мелькнуло посреди деревьев. 

    А затем услышал глухой удар. Он забежал за поворот, и увидел странное существо, похожее на крупную ящерицу с кожистыми перепончатыми крыльями. Он долго рассматривал существо, гадая кто же перед ним: древний ящер, уцелевший после потопа, или мутант, скрывающийся в глухих лесах. Николай оставил существо у дороги, и решил никому о нём не рассказывать.

    А следующим утром жители деревни наблюдали необычное явление. Над лесом, где погибло существо, появился огненный шар. Затем шар поднялся вверх, и начал набирать скорость. Утром Николай Врусель отправился в лес, он хотел отыскать странного мутанта. На дороге ящера же не было. Но он нашёл следы вчерашнего происшествия: примятую траву, и сломанные ветки. 

    Он никому не рассказывал, так как боялся, что не поверят. Но поверить в существование странных существ жителям этой деревни всё-таки пришлось. Спустя десять лет над лесом появился всё тот же огненный шар. На следующий день, в лесу, над болтом заметили летающих змеев. Они стремительно неслись над землёй, и увидев на пути препятствия меняли траекторию движения. А в лесу местные жители видели необычных животных. Они были похожи на древних ящеров. Это реликтовый ящер. Сегодня на Земле не осталось их, они вымерли несколько миллионов лет назад.

    Так почему же вымерших чудовищ встречают на Земле? И как они связаны с таинственными огненными шарами, которые видели очевидцы в Чувашии. На протяжении нескольких десятков лет исследователи изучили места их появления и выяснили. Чудовища появляются в аномальных зонах. А значит древние монстры связанные с парадоксами времени-пространства. Возможно, они приходят из параллельных миров. («Мир Знайки»).



    Тайные стражи тайных кладов

    Клады всегда были связаны с множеством тайн. Например, считается, что клады охраняет нечистая сила, привидения, загадочные животные. Во многих странах существует поверье, что тайные или потерянные клады охраняют «адские» псы, что на протяжении сотен лет появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами. Одна из самых известных таких легенд, находящая подтверждение и в наши дни, - пражская. 

    В Симбирске клады охраняла еще более экзотическая тварь: то ли медведь, то ли человек, глаза как свечи, рот до ушей, нос кривой, руки - будто грабли, рыло скошено набок, постоянно кривляется. Самое интересное, что это все не фольклор, эти описания даны очевидцами. И вообще, как можно заметить, сторожа кладов в славянской дохристианской мифологии в большинстве своем - существа недобрые. Кстати, во многих легендах их так и называют - Недобрые. Сторожит такое существо из-за собственной любви к сокровищам, а также из-за того, что на такую «работу» его обрек человек, закопавший клад. Как бы заклял специальными заклятьями, в итоге Недобрый является кладоискателям в том виде, в каком ему повелел оставаться владелец клада. 

    Недобрый мог явиться все той же собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем, Змеем Горынычем о семи головах. Если же клад очень большой и в нем «сокровища несметные», то такие охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить. Стражами кладов также нередко становились огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием и уводящие в чащобу, откуда нет выхода. 

    С насаждением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала считаться нечистая сила. Клады теперь стерегут ведьмы и привидения, они стараются увести человека подальше от вожделенного сокровища. А если не увести - то испугать или убить. Так, например, в Воронежской губернии рассказывали, как один разбойник сложил все свои сокровища в барку, опустил ее на дно реки, а поверх насыпал курган. Скопление «кровавого» золота сразу же облюбовали черти. Перед пасхальной утреней курган отверзался и из его глубин шел колдовской свет, завлекавший на погибель. 

    Нередко охотники за кладами попадались в ловушки хитрой нечисти, охранявшей клады. Бывает, человеку удается благополучно выкопать клад. Но, принеся его домой, он видит вместо золотых и серебряных монет жалкие черепки или кучу камней. Значит, здесь тоже не обошлось без нечистой силы. Хорошо охраняли клады бесы-кладовники и черти-скарбники, которым хозяева кладов иногда продавали свои души. 

    Эта нечисть порой так измывалась над кладоискателями, что несчастные пропадали в глухих лесах или тонули в болотах. Кладовники призывали себе в помощь Мару, насылавшую на людей жуткие видения, и Блуда, заставлявшего искателей плутать даже в хорошо знакомых местах. (Тут мы видим редкий симбиоз православной нечисти с языческой. Видимо, хорошо умели договариваться! Вот бы людям так!).



    Черный пес – привратник смерти

    Все мы привыкли к образу собаки как доброго и преданного существа, настоящего друга человека. Однако не всегда пес воспринимался столь безобидно. Издревле во многих народах из сказания в сказание переходил зловещий образ черного пса, неизменно связанный со смертью. Мифы о черном псе распространялись на очень широкой территории: от Нового Света до Сибири и Карелии – и повсюду люди воспринимали собаку как существо, соединяющее наш мир с другим, потусторонним. Связь этого знакомого и привычного всем домашнего животного со страной мертвых намного значительнее и разнообразнее, чем можно себе представить. Какую же роль играет пес в жизни после смерти?

    Пес открывает путь в загробный мир

    Во многих преданиях собака помогает человеку достичь мира мертвых или облегчает существование в этом мире. В Ригведе, одной из священных индийских книг, два пса бога Ямы отыскивали души умерших и доставляли их в мир мертвых. В чувашских поверьях покойники приезжают на место поминания верхом на носу собаки. Дальневосточные племена верили, что пес защищал душу охотника на ее пути в мир иной, а у ацтеков собака помогала пройти в страну теней только своему прижизненному хозяину.

    Для умершего путь в загробный мир обычно прегражден каким-то препятствием – чаще всего это река. У древних греков тень человека должна была преодолеть воды холодного Стикса, огненных Ахерона и Флегетона, ледяного озера Коцит и, наконец, смыть память о земной жизни водами Леты. Во многих поверьях реки царства смерти еще более ужасны: они выглядят как потоки крови, слез, гноя или пота мертвых. Собака в этом случае оказывает душе огромную услугу, переправляя через реку на тот свет. В основном, пес перевозит умершего на большой лодке, гребя веслами, подобно человеку, однако, например, некоторые индейские племена считают, что собака осушает воды кровавых рек, чтобы помочь хозяину пройти по высохшему дну. Так душа преодолевает первые испытания на пути к загробной жизни.

    Любите ли вы собак?

    Любопытно, что такая помощь после смерти непосредственно связана с тем, какой образ жизни вел человек и главное – как он относился к собакам. Очень важным условием «пропуска» в мир иной являлась доброта и любовь к этим животным, дружба с ними. Особенно сильным было это верование у народов, в которых к собакам нередко относились жестоко или безразлично. 

    Человек, при жизни обижавший этих животных, должен был прихватить для них угощение, иначе ему не помогут. Народы Чукотки верят, что, умирая, человек сначала проходит через собачий мир, и, если он при жизни плохо обращался с собаками, они набрасываются на него и жестоко кусают. Подобные предания встречаются у многих племен и соответственно побуждают людей выделять собаку из прочих домашних животных, особо относиться к ней, заботиться и уважать это существо. 

    Если человек кормил собак одними костями или бил их, то после смерти эти животные так же станут обходиться со своими хозяевами. Некоторые предпочитали выращивать собак именно потому, чтобы пес помог своему хозяину пройти все трудности на пути в мир иной. Люди, жестокие к псам при жизни, умерев, навсегда остаются в промежуточном положении между земным миром и загробным.

    Черный пес – сторож царства теней

    Нередко пес считается хозяином подземного мира, как, к примеру, древнеегипетский Анубис – бог с головой черного пса или шакала, согласно поверьям, подготавливающий тело к погребению, а после смерти человека взвешивающий его душу и направляющий на суд к Озирису. Собака выполняла роль неизменного сторожа мира мертвых, строго отбирающего для загробной жизни только хороших, достойных людей. Злых и жестоких пес отказывается пропускать и даже проглатывает или мучит.

    Впрочем, существовали и способы задобрить нелицеприятных привратников. Умершим в могилу или в карманы и рукава одежды нередко клали еду. Считалось, что таким образом душа его, встретив собаку на пути в мир иной, может кинуть ей угощение и этой хитростью победить страшного зверя. Некоторые индейцы верили, что помочь в этом случае может только оружие, поэтому хоронили вместе с человеком лук и стрелы, чтобы он сумел отбиться от пса.

    Все псы попадают в рай

    Существует также и верование о рае для собак, который выглядит как селение в загробном мире, куда ведет особая, предназначенная только для этих животных, тропа. Душа человека если может свернуть туда, то только по ошибке. Такое поверье встречалось у северных народов, а также, как ни странно, у некоторых индейских племен. В представлениях чукчей умерший прежде всего проходит через собачий мир. Собаки бросаются на него и кусают, если он при жизни плохо обращался с ними. 

    В индейском племени гуронов считается, что души людей идут на тот свет по Млечному Пути. По соседней же тропе, также обозначенной звездами и называемой «тропою собак», идут души собак. В племенах Монтаньи человека, пришедшего в селение собак, ждет испытание: если при жизни он кормил собак одними костями, то и там ему придется грызть кости как возмездие за подобное обращение с животными. (Екатерина Глазкова, специально для «АН»).



    Не водитесь с русалками

    Всем известно, что в реках и озерах, в морях и лесных чащах живут русалки. 

    А вот в каких реках и морях? Разумеется, в сказочных! Но только ли сказка предоставляет экологическую нишу русалкам и другим таинственным существам, оставляющим следы на неведомых дорожках загадочного Лукоморья? И только ли откровенные сказочники - Гофман и Вельтман, Андерсен и Погорельский, братья Гримм и два Алексея - Толстые - давали новую жизнь образам, которым заказан вход в «серьезную» литературу? А как отнестись к образам русалок у Пушкина, Лермонтова, Гоголя?

    Что касается Гоголя, то классик не только обладал неподражаемым украинским юмором, но и отличался глубоким мистицизмом. Для него русалки были, пожалуй, столь же реальны, как разбирающиеся в карме «экстрасенсы» Солоха и Пацюк. Пушкин - великий скептик и насмешник. Ирония у него соседствует с драмой, веселая насмешка искрится в мистических образах. Но может быть, его ирония - «защитный экран»? И в наше время не так уж просто образованному человеку с серьезным видом толковать об НЛО или полтергейсте… Лермонтов тоже скептик, тоже ироничен, но его ирония и скепсис мрачны до инфернальности, а вот образы русалок выписаны безо всякой иронии.

    И вот что еще интересно: леший у всех авторов - один и тот же мохнатый лесовик, с руками и ногами, не очень умный, но шибко шумный… Гномы у разных народов тоже не слишком различаются. А вот русалки - очень разные. Причем различия принципиальные. От головы до пояса они везде примерно одинаковы, а вот нижняя часть тела…

    Пушкинские русалки человекоподобны. Одна на ветвях сидит, а ведь чтобы взобраться на дерево, нужны, кроме рук, еще и ноги. Другая, бывшая в земной жизни обманутой невестой, сохранила в русалочьем бытии все человеческие признаки, сменив только среду обитания. Таковы же русалки Гоголя. А вот у Лермонтова же «царская дочь» - совсем иная. Это уже химера, получеловек-полурыба, «чудо морское с зеленым хвостом». Оба эти образа есть и в мифологии. А русалочка у Андерсена их объединяет: с помощью морской ведьмы она трансформируется - вместо рыбьего хвоста у нее появляются человеческие ноги.

    Конечно, в наше время, человек, читавший работы А. Сандерсона, Б. Эйвельманса, Б. Поршнева, И. Акимушкина, с немалой долей недоверия относится к академическому определению «мифического»… Ну что мифического остается от китайских драконов, если мы узнаем из серьезной литературы, что в императорском зверинце еще в XVI веке содержалось несколько особей? И есть подробное описание внешнего вида этих рептилий, перечислены наиболее массовые заходы их в устья рек и имена опытных ловцов; сохранились отчеты смотрителей зверинца о расходах на покупку рыбы для кормления этих «мифических» существ… Мифическими оказываются только крылья у драконов, но не они сами…

    Вполне серьезно относились к мифам и отцы-инквизиторы. Изгоняя из сознания и обихода людей пережитки язычества, ученые из среды инквизиторов отнюдь не всех обитателей античных мифов объявляли существами нереальными. Я. Шпренгер и Г. Инститорис, авторы знаменитого «Молота ведьм», образованнейшие люди своего времени, нисколько не сомневались в реальном существовании фавнов, сатиров, наяд, нимф. Другое дело, что, выступая против античных культов, инквизиторы отказывали фавнам и нимфам в божественности; более того, не считали их даже представителями животного мира. Демоны, нечистые, бесы - вот кто они, эти самые фавны и нимфы! Да, реальные, но демонические существа…

    В тех же странах, где не было инквизиции или других проявлений религиозного экстремизма, народные представления об этих загадочных существах сохранились до более поздних времен. Особенно примечательна в этом плане книга Д. Баянова «Леший по прозвищу Обезьяна». Это интереснейшее исследование, проведенное ученым - лингвистом и фольклористом, последователем Б.Поршнева, на основе сопоставления фольклорного и демонологического материала. 

    Казахские и башкирские пастухи, сибирские охотники и рыболовы (как аборигены, так и русские), чувашские и мордовские крестьяне рассказывают о том, что страшноватые, похожие на человека обитатели лесов, степей и водоемов, как и люди, рождаются, взрослеют и стареют; подобно людям, они нуждаются в пище, питье, ночлеге, общении с противоположным полом; в конце концов, они смертны… Какая уж тут мистика?!

    Разумеется, читателю ясно, что речь идет о реликтовых существах - «снежных людях» современной журналистики, всех этих леших, водяных, домовых. Логика подталкивает к выводу, что нимфы, наяды, русалки, пери, вирьавы, богинки, берегини, полудницы - все они суть не кто иные, как матери, жены, сестры и дочери косматых «джентльменов». Но как в таком случае объяснить трансформацию страшных, косматых кикимор, лешачих, «растреп» и «нечес» в обольстительных нимф, наяд, пери, русалок Пушкина, Гоголя, Андерсена? Неужели чудище, преследовавшее молодого Тургенева, могло кому-то показаться «речной дивой»? Конечно, нет, но ведь и эта безобразная кикимора была когда-то молодой…

    Д. Баянов в своей книге приводит свидетельства того, что молодые русалки могут быть привлекательными даже для «гомо сапиенс» (любовь зла!..). Они прилагают к этому известные усилия - в отличие от своих мужчин: расчесывают длинные волосы гребнями, которые похищают в деревенских банях. В разделе «О брачном союзе человека с дочерью лешего» приводятся данные из фольклора XIX - XX веков. «В лесу ар-сурри забегает вперед человека, нагло смеется, показывает… зовет его к себе» (Чувашия). И чем дальше по месту и времени подобные рассказы от поэта или сказочника, тем сильнее действует его воображение, превращая косматую бесстыдницу в обворожительную нимфу.

    Но не только фольклор… Вот криптозоолог М. Быкова (альманах «Древо тайн», 1993) приводит рассказ участницы сравнительно недавнего события. 1952 год, Западная Сибирь. На купающегося в лесном озере парня «покушалась» некая «водяная девушка». «Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами… на меня глянули ее большие синие глаза… девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнула и, вскочив, рванула его за волосы из воды. Заметила при этом, как зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду». Старик, предостерегавший молодых лесозаготовителей от купания в этом озере (без объяснения причин), много лет спустя рассказал, что в далекой молодости здесь же был захвачен русалкой и еле спасся.




    Великаны жили и в Чувашии

    Публикации об экспедициях Эрнста Мулдашева всегда вызывают неравнодушные отклики не только читателей, но и ученых. Сергей Васильев, руководитель отдела антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук:

    - Следы на камне? Их оставить невозможно, это ведь не вулканический пепел. Согласно имеющимся археологическим данным, самые высокие представители рода «гомо сапиенс» жили в эпоху неолита (2–3 тыс. лет до н. э.). Их средний рост составлял 180 см, а никак не 10 м! Около 6 млн. лет назад на территории Юго-Восточной Азии обитали гигантопитеки ростом до 2,5 м, но надо понимать, что это все-таки были обезьяны, а не разумные приматы. Наконец, существование таких гигантов невозможно по физиологическим причинам. При росте от 6 до 10 м прямоходящее существо должно испытывать колоссальные нагрузки на скелет - в силу земного притяжения. Такое существо просто не сможет ходить.

    Александр Белов, антрополог:

    - То, что Мулдашев принял за след гиганта на камне, - не след, а его изображение, созданное искусственным путем. Древние создавали такие следы в ритуальных целях - гиганты были для них объектами поклонения. Между тем великаны действительно жили на Земле, чему есть научные подтверждения. Просто с появлением теории Дарвина эти свидетельства стали замалчивать. Так, в 1577 году в одной из альпийских пещер нашли скелет человека ростом 4,5 м. Кости три века простояли в музее города Люцерна, а потом вдруг пропали. Этот скелет, кстати, видел и описывал Тургенев.

    Анатолий Кибеч, член Союза писателей России, автор романа «Возвращение Улыпа»:

    - У многих народов в эпосах есть легенды о людях-гигантах, живших в древности. Например, чуваши таких гигантов называют улыпы, это имя упомянуто и в гимне города Чебоксары. Легенд об улыпах сотни. Можно ли утверждать, что они родились на пустом месте? Или так в народной памяти сохранились упоминания о наших древних предках? В пользу того, что между легендами и конкретными следами гиганта, обнаруженными Мулдашевым, есть нечто общее, говорит такой факт: древние письмена Египта и Месопотамии легко расшифровываются при помощи чувашского языка.

    Елена, по электронной почте:

    - Чтобы понимать, о чем говорит Мулдашев, надо оперировать дохристианскими знаниями о мироздании, истории Земли и человечества. Этих знаний большинство людей в России не имеет и не воспринимает в силу того, что за последние 2000 лет такие языческие знания (как и их носители) запрещались и уничтожались.

    Наталья, Москва:

    - Здесь есть один положительный факт - эти публикации вызывают интерес к познанию. Я сама ездила в Ливан и Сирию в октябре 2005 г. и была просто поражена гигантскими храмами в Баальбеке в Ливане. Когда стоишь рядом с упавшей колонной диаметром 2,5 метра и смотришь на еще несколько стоящих такого же размера (а люди на их фоне кажутся муравьями), то понимаешь, что, если одна из них упадет, никто в мире сейчас ее на место не сможет поставить. Этот комплекс поразил меня больше, чем пирамиды в Каире и тем более Форум в Риме. (Дмитрий Писаренко).



    Попутчик

    Это было в 2004-ом, примерно в начале ноября. Жил я тогда с родителями в провинциальном городе, в Чувашии, на берегу Волги. И вот собрался я на дачу ехать. Хоть и было мне уже почти 20 лет, но не было у меня тогда еще ни прав, ни машины. Соответственно, пришлось ехать автобусом, а от конечной пилить еще примерно 2,5 км. Летом это была приятная прогулка с бутылкой пива в руках, но вот промозглым осенним вечером, когда вот - вот начнет смеркаться, идти было совсем не так весело. Скрасить мою дорогу должна была баночка «джина с тоником», но, в силу дальнейших обстоятельств, я выпил ее значительно позже; уточню заранее: на момент событий я был абсолютно трезв...Теперь к делу.

    Дорога моя состояла из двух частей - сначала через близлежащую полузаброшенную деревню на правом берегу Волги, на большом холме. А далее мне предстояло топать по разбитой асфальтовой дороге, которая, никуда не сворачивая, вела напрямик к дачам...С одной стороны дороги - луг, а за ним склон, уходящий к реке, с другой - бескрайнее поле (нетипичный для Чувашии пейзаж)...И вот выхожу я на эту дорогу, прохожу метров двести-триста, вспоминаю о заветной банке в кармане, и смотрю направо, в поле...

    Вижу: на расстоянии 250-300 метров от меня, может даже больше, примерно с моей же скоростью движется фигура. Поначалу меня это нисколько не удивило и уж точно не напугало, даже как-то спокойней стало, что не один я по этому полю тащусь. Но тут же на душе возникло тревожное чувство, я стал размышлять: с какой целью этот человек идет по вспаханному полю параллельно мне, если можно идти по дороге. Откуда он идет? Судя по его траектории, явно не из деревни, а справа ведь поля на километры, только где-то вдали лес виден! 

    Потом я начал вглядываться в походку своего «попутчика». Сначала мне показалось, что он просто пьян, так как двигался он как-то неестественно, чуть свесив корпус вперед, однако пьяный человек не смог бы идти с моей скоростью, а я, признаюсь, ускорил шаг! Но дальше больше. У меня зазвонил мобильный!!! И тут мне стало совсем не смешно... мой спутник остановился! Даже с такого расстояния я понял, что он всем телом повернулся ко мне и уставился в мою сторону, я сбавил шаг и пригляделся более внимательно…

    Воображение у меня, конечно, богатое, не спорю, но тогда я готов был поклясться, что эти жалкие 200 или 300 метров замерзшей пашни отделяют меня не от человека!!! Он был как-то непонятно ссутулен, но даже при этом был высокого роста, руки были растопырены по бокам и одновременно висели плетьми на уровне пояса…. Я не видел его лица, но понимал, что он всматривается в меня точно так же как и я в него. И вот первый шаг...второй...третий...Я с ужасом понимаю, что это направляется ко мне. 

    Я рванул в сторону дач. Сейчас вспоминаю, как первые секунды бежал и с ужасом осознавал, что до этих самых дач еще почти километр, а назад в деревню - каких-то 500 метров, но пути назад уже не было! Я ни разу в жизни так не бежал. Обернулся всего один раз...Не буду сгущать краски и писать, что слышал лязг зубов за спиной и чувствовал жар чьего-то дыхания, так как этого не было. Наоборот, я понял, что мой преследователь, кем бы он ни был, далеко не мастер спорта по бегу. Он добрался до асфальта, чуть срезав угол, отыграв у меня максимум 100 метров и продолжал двигаться в мою сторону, уж точно не быстрее меня, как-то нелепо потряхивая своими длинными руками...

    Я снова посмотрел вперед и увидел, что из дачных ворот мне на встречу выезжает старый чероки дядьки, живущего через две улицы от нашей дачи...Я притопил еще быстрее, больше уже не оборачивался. Когда мы с джипом поравнялись, дядька опустил окно и спросил: «Кто это там? Хулиганы деревенские, или что?»... Я не смог объяснять, что-то промямлил ему, обернулся и увидел лишь как уже совсем нечеткий силуэт движется в сторону прибрежного ивняка, который в этом месте укутал весь склон и спуск к Волге...

    Странно, но я почему-то не обратил внимания, была ли одежда на этом участнике осеннего марафона! Я пришел на дачу, меня встретил дед, я поужинал, выпил свою злосчастную банку коктейля, выкурил несколько сигарет и лег спать... Долго не мог уснуть, всё думал, а вдруг мой попутчик сейчас стоит за нашим забором и ждет чего-то... или он уже шагнул на первую ступень крыльца... («Мистические истории»).


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 978 | Рейтинг: 5.0/2