О Ладожском озере говорят и пишут очень много. Мы же заметим лишь, что оно хранит в себе огромное количество тайн. Это и загадка его образования, и поражающие воображение флора и фауна, и непонятные звуковые и световые явления, наблюдаемые время от времени над озером. Но сегодня наш рассказ о не менее удивительной тайне Ладожского озера - неведомом науке огромном «монстре», якобы обитающем в озерных глубинах.
В российском научно-популярном журнале «Чудеса и приключения», №1 за 2002-й год напечатана весьма любопытная заметка А. Шиманского с интригующим названием «Несси в Ладоге». Вот она: «Мы приехали из Петербурга на северо-восточный берег Ладоги в середине июня с целью сбора материала по зараженности леса вредителями.
В конце июня погода установилась, и для меня стало ритуалом сесть на согретый за день валун и любоваться переменчивыми красками вечерней зари, отражавшейся в зеркале озера. И вот однажды произошло что-то совершенно удивительное: залив озера между двумя мысами покрылся рябью и шумом прыгавших из воды косяков рыбы, а над поверхностью воды змеилась какая-то масса, создававшая большие волны. Ближе к берегу над водой возникла огромная голова, сливавшаяся с толстой шеей. Она издала шипяще-свистящий звук и вновь погрузилась в воду; за ней последовало и змееобразное туловище. Длина этого «чудо-юдо» была около двадцати метров, но двигалось оно стремительно и грациозно.
Придя в лагерь экспедиции, я рассказал коллегам об увиденном феномене, но был поднят ими на смех, что, вообщем-то, меня не удивило. Однако, местные рыбаки также неоднократно наблюдали какое-то странное существо, охотившееся за рыбой и рвавшее их сети. Они не путали его с тюленями, которые тоже немало им досаждают».
К 1973-м году относит наблюдение странного существа житель поселка Мантсинсаари Питкярантского района А.С. Коновалов: «Летом 1973-го года, как обычно, промышляли мы на Ладоге рыбой. Помню, был яркий солнечный день. Ветра почти не было. Взглянув на гладкую поверхность озера, мы увидели вдалеке какой-то предмет, находившийся на поверхности воды и ярко блестевший на солнце. Собственно, поэтому мы его и заметили.
Поначалу подумали, что, может какой катер перевернулся и даже решили подойти к нему проверить, но, присмотревшись, увидели, что «предмет-то живой»! Он медленно плыл вдоль берега, однако было видно, что он к нам приближается. Если честно, то струхнули мы, завели мотор и прямо к берегу, благо недалеко был. О том, что в озере «чудовище» есть, мне еще в свое время отец рассказывал, да и народ поговаривает, что где-то его якобы видели. Я не очень-то этому верил, а тут и припомнилось вдруг все это.
Взобравшись на береговую террасу, мы продолжили наблюдение и убедились, что это какое-то огромное животное. Оно приближалось, и уже можно было рассмотреть те его части, которые выступали из воды. Длина его тела – приблизительно около десяти метров; оно было массивное, темно-серого цвета. Крупная голова покоилась на длинной шее.
Мы заметили даже выражение глаз этого монстра; они были широко расставлены и в них чувствовалась свирепость и злость. Не доходя до берега несколько десятков метров, оно остановилось, затем энергично забилось в воде, поднимая каскад брызг, и нырнуло. Больше животное не показывалось, хотя на этом месте мы находились еще долго, боясь выйти в озеро».
Петр Ермолаев, житель поселка Ууксу, того же Питкярантского района, по его словам, «где-то в середине восьмидесятых ловил рыбу, забравшись на достаточное расстояние в озеро. Внезапно, не далее как в пятидесяти метрах от моей лодки забурлила вода, и на поверхность всплыла голова страшилища темно-серого цвета. Раскрыв огромную пасть, зверь издал шипящий звук, и тут же исчез под водой. Я, наверное, поседел в эту минуту».
Житель г. Сортавалы Михаил Бардин, будучи на одном из островов, расположенных недалеко от города, наблюдал за чудовищем в бинокль с расстояния двухсот метров: «Над водой показалась небольшая голова на грациозной шее, хорошо различались очень крупные глаза. Животное, видимо, охотилось, рыская головой в разные стороны. Затем голова скрылась под водой. Слава Богу, что оно находилось достаточно далеко и не обратило на меня никакого внимания».
А вот семья Звониных из поселка Салми рассказывает уже ставшую легендой историю своей дочери, которая в десятилетнем возрасте, отдыхая со своими родителями на озере, вдруг невдалеке увидела странное животное: «Я могла добросить до него камешек, - рассказывала девочка. – Это животное, наверное, должно быть очень красивым. Я видела его длинную и гибкую шею с небольшой грациозной головкой, и мне это понравилось. Потом оно скрылось под водой».
Как же относиться ко всем этим и им подобным, пусть и немногочисленным, сообщениям? Полностью игнорировать их или все же попытаться разобраться в этом непростом вопросе?
Мы предлагаем три возможных объяснения:
- речь идет о ложных свидетельских показаниях;
- лица, искренне верящие, что они видели живое существо, на самом деле ошибаются;
- реальное неопознанное животное, обитающее в Ладожском озере.
Отвечая на эти «возможные объяснения», мы можем предположить, что кто-то, прожив долгую и незапятнанную жизнь, совершенно неожиданно рассказывает очевидно лживую историю и становится всеобщим посмешищем. Нужно знать жизнь карельской деревни или небольшого поселка, чтобы понять, что в какой-либо подобной заведомой лжи нет никакого смысла. У местных жителей это просто не принято и всегда осуждается. А вот то, что их деды и прадеды передавали «по наследству» подобные «невероятные» истории, заставляет нас более серьезно относиться к вышеупомянутым рассказам и наблюдениям.
Видимо, сюда же можно отнести и искренние заблуждения свидетелей. Предположить, что наблюдатель видел не живое существо, а «скопление водорослей» или «полузатопленный ствол дерева», аналогично оскорблению, потому что житель карельской глубинки, большую часть своей жизни проводящий на реках и озерах, всегда отличается профессионализмом, наблюдательностью и прекрасным знанием своих промысловых мест.
Остаются все основания не исключать возможности реального существования какого-то неведомого нам животного в родном нам Ладожском озере. Интересно, но в древних преданиях и легендах, связанных с основанием и жизнью Валаамского монастыря часто упоминается неизвестное животное чудовищных размеров, неоднократно опустошавшее сети монахов, но никогда в них не попадавшееся.
Кстати, Ладога далеко не единственное место в мире, где наблюдаются подобные загадочные существа. В Исландии до сих пор ходят легенды о существовании а озерах таинственного животного скримсл. В Канаде, в Британской Колумбии рассказывают еще со времен индейцев о существовании в озере Оканаган огромного животного огопого. В Ирландии с 1945 года в четырех озерах также наблюдают крупное неопознанное животное. Шведская пресса неоднократно сообщала о таинственных обитателях в шести озерах страны. (Алексей Попов).
Тайна Ладожской Несси
Страшные морские чудовища, раздирающие средневековые корабли в северных морях, ископаемые плезиозавры в озерах Шотландии… Еще совсем недавно подобные картины можно было встретить лишь на старинных гравюрах или в фантастических романах. Сегодня же новостные ленты переполнены описанием чудовищ, живущих в водоемах России. Что это - розыгрыши, журналистская фантазия или пугающая реальность? Рассказать о реликтовых животных, в том числе о Ладожской Несси, «Ступеням» согласился путешественник и этнограф Алексей Попов.
– Алексей, неужели в Ладоге водится настоящий динозавр или неизвестный природе ящер?
– О Ладожском озере сегодня говорят и пишут довольно много. В том числе о неведомом науке огромном монстре, якобы обитающем в водных глубинах. В российском научно-популярном журнале «Чудеса и приключения» была напечатана весьма любопытная заметка А. Шиманского с интригующим названием «Несси в Ладоге», я сейчас вам зачитаю: «Мы приехали из Питера на восточный берег озера для сбора материала по зараженности леса вредителями. В конце июня погода установилась, а для меня стало ритуалом сесть на согретый за день валун и любоваться переменчивыми красками вечерней зари.
И вот однажды произошло что-то совершенно удивительное: залив озера между двумя мысами покрылся рябью, а над поверхностью воды зазмеилась какая-то масса, создававшая большие волны. Ближе к берегу над водой возникла огромная голова, сливавшаяся с толстой шеей. Она издала шипяще-свистящий звук и вновь погрузилась в воду, за ней последовало и змееобразное туловище. Длина этого «чудо-юдо» была около двадцати метров, но двигалось оно стремительно и грациозно. Придя в лагерь экспедиции, я рассказал коллегам об увиденном феномене, но был поднят на смех, что, в общем-то, меня не удивило. Однако местные рыбаки также неоднократно наблюдали какое-то странное существо, охотившееся за рыбой и рвавшее их сети. Они не путали его с тюленями, которые тоже немало им досаждают».
– Это свидетельство - единственное?
– Вовсе нет! К семидесятым годам прошлого века относит наблюдение странного существа житель поселка на острове Мантсинсаари А. С. Коновалов: «Летом промышляли мы на Ладоге рыбой. Помню, был яркий солнечный день. Ветра почти не было. Взглянув на гладкую поверхность озера, вдалеке мы увидели какой-то предмет, ярко блестевший на воде. Поначалу подумали, что катер перевернулся, но присмотревшись, увидели: предмет-то живой! Он плыл вдоль берега, медленно приближаясь к нам. Если честно, то струхнули мы, завели мотор и прямиком на сушу. О том, что в озере есть чудовище, мне еще отец рассказывал. Взобравшись на берег, мы продолжили наблюдение и убедились, что это какое-то огромное животное. Оно приближалось, и уже можно было рассмотреть выступавшие из воды части тела. Зверюга был массивный, темно-серого цвета, в длину метров десять, наверное. Крупная голова покоилась на длинной шее. Глаза были широко расставлены, и в них чувствовалась изрядная свирепость. Не доходя до берега несколько десятков метров, чудище остановилось, затем быстро забилось в воде, поднимая каскад брызг; потом внезапно исчезло. Больше животное не показывалось, хотя на этом месте мы находились еще долго, боясь выйти в озеро». Таких историй в моем архиве несколько десятков!
– У вас есть какое-либо логическое объяснение этому феномену?
– Я бы выделил три версии. Первая – намеренные ложные свидетельства шутников и всяких сумасшедших. Вторая – искренние заблуждения: людям кажется, что они видели живое существо. Ну и последняя, самая интересная версия – неизвестное животное, обитающее в Ладожском озере. Размышляя над этими «объяснениями», я никак не могу предположить, что кто-то, прожив долгую жизнь в одной местности, общаясь с одними и теми же людьми, вдруг начнет рассказывать лживую историю, становясь всеобщим посмешищем. Нужно знать жизнь карельской деревни, чтобы понять: в заведомой неправде нет никакого смысла, у местных жителей это не принято. А вот то, что их предки передавали «по наследству» подобные истории, заставляет меня более серьезно относиться к упомянутым рассказам.
– Может быть, люди видели, например, тюленя или ствол подтопленного дерева…
– Предположение, что наблюдатель видел не живое существо, а скопление водорослей или затопленный ствол дерева, не выдерживает критики: карельские аборигены, большую часть своей жизни проводящие на реках и озерах, отличаются профессионализмом, наблюдательностью и прекрасным знанием своих промысловых мест. Так что есть все основания верить в существование неведомого нам животного в Ладожском озере.(Беседовал Дмитрий Сивицкий, Ступени №1 (январь), 2013 г.).
Истории Карельской тайги
Странные истории приходилось мне неоднократно слышать в глухих таежных уголках Карелии. Их рассказывали и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками. Две такие истории я и предлагаю вниманию читателей.
Вообще, наверное, в России не много сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличный от современного «окультуренного» мировосприятия.
Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого- и самопознания, однако не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество - прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой и живой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству... Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.
Возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несоединимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны. В небольшой деревушке Суйсарь, что в двадцати километрах от Петрозаводска, в 80-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в деревне, но и во всей округе.
В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в свое маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.
Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.
Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь - это моя песня. Кто хочет слушать - пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она. Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании.
Затем с молитвенною просьбою и с низким поклоном обратилась к «лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя. Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет там ее», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно закивал своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и неверящим собственным глазам сопровождавшим. - Ждите!» А сама не оглядываясь пошла домой.
Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне». Смерть ее была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.
В 90-х годах, путешествуя по пудожскому краю, я обратил внимание на «сказы» о некоем странном человеке, .которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек - Федор Иванович Дутов - был потомственный колдун и знахарь, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного.
Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревню даю без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но... не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.
Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище оборотня. Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, вопля боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей.
А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.
Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в это время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывают, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и... плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то душераздирающим волчьим воем. (Алексей Попов).
За лешими, водяными и немного за пришельцами
- отправилась в Карелию в августе 1990 года экспедиция Ленинградского научного объединения «Криптобиология» («Криптос» по-гречески – «тайный, скрытый», так что криптобиология – изучение биологических загадок). Работу объединения курирует Ленинградский центр творческих инициатив и Ленинградский университет. Причин для организации экспедиции было две. Первая связана с исследованиями «снежного человека» в Северо-Западном регионе.
В начале 1989 года на Карельском перешейке Ленинградской области объявились две загадочные особи, ростом под три метра, похожие на людей, сплошь покрытые шерстью. Их наблюдали многие свидетели. Научное объединение детально обследовало этот случай, и выводы из проведенной работы были таковы: эти существа принадлежат к реликтовому виду «человек пещерный», в популярной литературе именуемому «снежный».
В русском фольклоре он может быть отождествлен с понятием «леший». Популяции этого реликтового вида на территории Ленинградской области нет, отдельные особи иногда подходят к городу на Неве вдоль северного берега Ладоги из Карелии, где существование относительно большой самоподдерживающейся популяции вероятно.
По имеющимся у нас сведениям, обе особи весной 1990 года перекочевали обратно в Карелию. В связи с этим у членов объединения возникла мысль проследить весь путь миграции зверо-людей. Вторая причина состояла в следующем. В 1990 году ленинградские уфологи планировали экспедицию на карельское Ведлозеро, куда в 1928 году упало большое небесное «тело», а затем стали происходить необычные явления.
В течение весны и начала лета мы провели большую подготовительную работу. Были изучены материалы по Ведлозеро, предоставленные в распоряжение экспедиции Государственным гидрологическим институтом. Помощь в биологической обработке материала оказали сотрудники Института биологии внутренних вод Академии наук (Ярославская область). В ходе работы выявился один штрих, по-видимому, не имеющий научного значения, но забавный. Размеры Ведлозера абсолютно точно совпали с размерами озера Лох-Несс в Шотландии.
Предварительная экологическая модель Ведлозера показала, что существование в нем популяции крупных животных с массой по 50-100 кг. возможно – озеро их прокормило бы. И вот мы – пятеро питерцев – прибыли в Петрозаводск. Сотрудники института биологии Карельского научного центра Академии наук СССР рассказали нам такую историю. В апреле 1990 года один из жителей поселка Пряжа увидел на льду Пряжинского озера огромную светло-серую человекоподобную фигуру, покрытую волосами. Она быстро двигалась по снегу, на крутых склонах переходя на четвереньки. Описание полностью соответствовало облику «человека пещерного». Сотрудники института биологии выехали на место происшествия, но следов не нашли.
Мы двинулись сначала в Пряжу, затем на Ведлозеро. Сменили три базовых лагеря, проводили наблюдения, опрос местного населения. Параллельно с нами на озере работали еще несколько экспедиций – ленинградские и томские уфологи, петрозаводчане из Комитета «Сфинкс». Между нами завязалось сотрудничество, обмен материалами. Уфологи, которые работали здесь уже не первый сезон, уверенно заявили, что никакого крупного объекта на дне озера не обнаруживается. Свои усилия они сосредоточили на взятии донных проб с целью поисков метеоритного или какого-либо другого рассеянного вещества.
На месте падения тела 1928 года обнаружили ряд аномалий. Биооператоры отмечали там энергетические аномалии, хотя и не могли объяснить их природу. Временами местные жители наблюдали в этом месте в воде светящиеся кольца диаметром в несколько метров. Они также рассказывали и о других интересных аномалиях.
Обработка материалов экспедиции продолжается, но главный вывод можно сделать уже сейчас. Окружающий нас мир вообще и природа Карелии в частности, полны тайн. Их не надо бояться. За ними стоят реальные физические и биологические явления и объекты. Надо лишь избегать предвзятого отношения к загадкам, воинствующего скептицизма и изучать их, используя весь арсенал методов современной науки. (В. Сапунов, «Комсомолец», 28 августа 1990 года).
Йети живет там, где нет нас
Один из современников святого Сергия Радонежского, великий подвижник преподобный Лазарь, уроженец Константинополя, явился на Русь из Византии в середине XIV века. Он поселился в глубине бывшей Олонецкой губернии, в Карелии, близ нынешней Пудожи, между Онежским и Муромским озёрами. Преподобный Лазарь почил в 1391 году и был погребён за алтарём возле деревянного храма, которую сам строил, но перед смертью он оставил завещание, где коротко поведал о своей жизни. Он рассказывает, как трудны были его годы, проведённые среди язычников – лопарей и чуди:
«Многие притеснения, побои и раны претерпел я от этих зверообразных людей, – вспоминал Лазарь, – не однажды они прогоняли меня с острова, даже сожгли мою хижину». Но как-то раз, во время его отчаянной молитвы, место, где он находился, озарил необычайный свет, и пред ним явилась жена, сияющая золотом, в окружении святых мужей. Позже на том месте монах поставил храм Успения Пресвятой Богородицы. Язычники, жившие здесь же, рядом с Лазарем, тоже узрели сияние. С той поры их отношение к нему изменилось, и «лопари ушли с острова», оставив его в покое.
Совершить путешествие к Свято-Успенскому монастырю (возрождённому в 1992 году) и ныне совсем непросто. Старинная дорога по болотам в обход Муромского озера практически вышла из употребления и является непролазной. Вокруг – болота и леса, а посерёдке – деревня Гакугса. Добираться сюда лучше по воде. Тут находится монастырское подворье, где можно найти лодку. Затем, вверяя себя Николаю Чудотворцу, следует отправиться в довольно рискованное плавание через бурливое Муромское озеро. Пройдёт примерно три часа плавания, и лодка, наконец, пристанет к отлогому песчаному берегу, рядом со стенами обители. Разве удивительно, что в этакой труднопроходимой глухомани инок Лазарь мог встретить «зверообразных людей»?..
Болота, полноводные озёра, непроходимая тайга сделали этот край идеальным убежищем не только для ищущих покоя паломников и священнослужителей, но и для загадочных человекообразных существ. Сведения о встречах с ними на берегах Онежского и Муромского озёр поступают довольно регулярно и чаще всего из Пудожского района.
Одно из первых сообщений о необычных гигантах появилось в 1987 году. Однажды вечером чудище трёхметрового роста вышло из леса и стало спускаться к воде. Рыбаки, буквально парализованные страхом, как только существо снова скрылось из виду в лесу, предпочли быстрее покинуть опасное место стоянки и перенесли свой лагерь на другой берег Муромского озера. Примерно через полгода после этой истории, уже зимой, следы на снегу видели биологи из Петрозаводска, проводившие в тех же местах серию экспериментов. Следы были столь огромными, к тому же с отпечатками голой стопы, что оставить их мог только реликтовый гоминид.
Ещё одна встреча произошла в 1990-х годах возле вышеупомянутой Ракурсы. По рассказам жителя этой деревни, он отправился в лес за черникой, но неожиданно услышал шум, обернулся и увидел, что в его сторону летит огромный пень, выкорчеванный с корнем. Поражённый сельчанин заметил, как среди елей исчезли три массивные мохнатые фигуры, которые он сначала принял за обычных женщин, одетых в шубы до пят. Однако вес пня был бы не под силу ни одной женщине, да и что за смысл рядиться в мех в самое жаркое время года?
Впрочем, ещё задолго до появления Лазаря Муромского в карельских болотах, легенды и мифы финно-угров рассказывали о человекоподобном существе метсахийси. Он был вроде русского лешего, всегда заботился о природе и охранял её. По преданию, лесной хозяин проживал на восточном берегу Онежского озера, но потом место его обитания заняли люди – вот почему он скрылся в непроходимых лесах, так как не мог жить рядом с человеком.
По собранным в 1990-е годы данным, снежный человек появлялся не только в Пудожском районе, его встречали неподалёку от Кеми, у аномальной и опасной Смерть-горы и возле Ловозера в центральном районе Карельского полуострова. Все очевидцы, видевшие это загадочное существо, отмечали его огромный рост и очень мощное биополе, приводившее всех в оцепенение. Тем не менее, во всех этих случаях снежный человек не проявлял агрессии, а предпочитал быстрее скрыться с глаз людей. Те, кто рассмотрел его достаточно внимательно, отмечали необычную усечённую форму головы, похожую на череп неандертальца, очень длинные верхние и нижние конечности, густую тёмную шерсть. Передвигался снежный человек прыжками, а для обмена информацией с соплеменниками использовал необычный свист.
Учёный-биолог Вадим Макаров, более 20 лет изучающий проблему «йети», утверждает, что ареал обитания снежного человека меняется с начала 1990-х годов, когда в горных районах Средней Азии и Кавказа начались вооружённые конфликты. В связи с этим в последнее время йети-мигрантов часто встречают в лесах и заброшенных деревнях России – в Саратовской, Тамбовской, Костромской, Ленинградской, Московской областях.
Например, под Саратовом «снежного человека» поймали во фруктовом саду. Сообщили о находке в местный университет, но, пока там машину искали, дикарь убежал. В Малой Вишере под Петербургом жители неоднократно видели двухметровых «леших». Под Костромой охотники часто встречают «дикого человека». Его также неоднократно видели в Ленинградской области.
По утверждению доктора биологических наук, председателя объединения «Криптобиология» Валентина Сапунова, снежный человек под Петербургом – не плод фантазии и не массовая галлюцинация. Это – объективная реальность. В 1982 году в лесу возле деревни Орехово Приозерского района дикого человека, покрытого волосами, встречали туристы. С февраля 1989 года по март 1990 года «лохматых людей» регулярно наблюдали на Карельском перешейке в узкой полосе от Ушкова до Матоксы, а также под Сортавалой и Приозёрском.
В нынешнем году профессор Сапунов и его коллеги совершили экспедицию на заброшенный стратегический аэродром Вещево под Выборгом, где недавно местные жители опять увидели йети. Сфотографировать троглодита учёным в той зоне пока не удалось, но поиски продолжаются.
Из недавних событий – нашумевший инцидент в Кусинском районе Челябинской области, где в октябре 2010 года неведомое существо появилось вблизи деревни Каскиново, до смерти перепугав пастуха Азата Хажиева, гнавшего табун из леса в деревню. По словам Азата, человекообразное существо тёмного цвета, более двух метров ростом, двигалось по полю на окраине деревни. Великан направлялся в сторону гор и передвигался примерно в десять раз быстрее пастуха. Добравшись до дома, мужчина на своей машине отправился на поиски следов неизвестного, однако на траве никаких отпечатков не осталось. И всё же кусинец твёрдо уверен в том, что встретился с человеком, а не зверем.
О природе загадочного существа и его неожиданных явлений людям учёные мира спорят на протяжении десятилетий. Однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможно получить, пока не получены материальные факты его присутствия в нашем мире. По мнению Вадима Макарова, йети «оторвался» от обезьяны, но не стал человеком. Скорее всего, он – потомок неандертальцев.
Криптозоологи из Петербурга пришли к выводу: как только началась перестройка, потянулся мохнатый люд из лесов к человечьему жилью – свободу почуял. Колхозы развалились, деревни вымерли, и освободившиеся территории начало осваивать неведомое доселе существо. Ведь снежный человек – это альтернативный экологический вид, параллельная ветвь эволюции. Он живёт там, где нас нет.
«Снежный человек» из Маньги
То, что Карелия не обделена чудесами, давно известно: то огненная «медуза» раскинет щупальца над Петрозаводском, то «летающая тарелка» потянет за собой железнодорожный состав. И вот новое свидетельство: в окрестностях небольшой деревушки Маньга Пряжинского района живет «снежный человек», - утверждает В.Г. Опарин.
Вячеслав Григорьевич, большой любитель лесных прогулок, как-то открыл для себя отличное грибное место: во всем лесу пусто, а там – «косой коси». Но добраться туда нелегко – надо перебираться через ручьи, один из которых вытекает из странного озера, до которого, также, добраться практически невозможно: густо стоящие в воде деревья создают непреодолимую преграду. Место, словом, на редкость уединенное, таинственное.
В тех местах и повстречал Опарин «снежных людей». Было это в прошлом году под вечер. Шли они вдвоем в метрах тридцати от наблюдателя: самка двухметрового роста и детеныш. По внешнему виду – классический образец «снежного человека»: покрытое шерстью туловище, сгорбленная фигура, лицо с темной кожей, приплюснутый нос…
А буквально на днях там же, под Маньгой, Вячеслав Григорьевич обнаружил интереснейшие следы. Большие, сантиметров на 10-12 длиннее его обуви 41-го размера, и маленькие – сантиметров 15 в длину. Бывший лесник, он попытался по отпечаткам восстановить произошедшие здесь события. Судя по всему, детеныш «снежного человека» увидел деревенскую овцу (ее следы тоже имеются) и побежал к ней. Бдительный родитель бросился за своим чадом, причем длина прыжков по склону достигала четырех метров. То есть – обычная семейная сцена.
- Один след мне удалось вырыть, - очень отчетливый, даже складки кожи просматривались, - рассказал Вячеслав Григорьевич. – Он отличается от человеческой не только размером, но и формой. Человеческая ступня оставляет рельефный выгнутый след, пальцы вместе. А здесь – плоская ступня, пальцы расставлены…
В.Г. Опарин обещал доставить находку в редакцию, а мы приглашаем специалистов заняться этим интересным вопросом. (А. Трубин, «Комсомолец», 13 сентября 1990 года).
След взят!
В.Г. Опарин, как и обещал, принес в редакцию грунт, на котором отпечатался след «снежного человека». Естественно, у находки собрались все сотрудники редакции. «Лапа» впечатляла, хотя представлена была не вся – примерно лишь треть ступни с пальцами. Отпечаток очень четкий, хорошо просматривается даже рельеф складок кожи.
- Да это же мишка! – разочарованно протянул кто-то.
- Ну уж нет, мишек знаю. Это – человек! – авторитетно заявил другой.
Свою версию внес В.Г. Опарин. От бывалых людей он слышал об «озерном человеке». Живут они в берлогах рядом с рыбным водоемом. Лаз в жилище делают через воду, чтобы было неприметно. Питаются загадочные существа сырой рыбой, они – прекрасные пловцы, которые долго могут находиться под водой. «Озерные люди» ведут ночной образ жизни, отлично видят в темноте. Свидетельств существования «озерного человека» имеется довольно много (есть мнение, что он изображен и на петроглифах Бесова носа).
Что касается нашего следа, то он обнаружился очень кстати. С 9 по 11 октября в Ленинграде состоится конференция по вопросам криптозоологии и экологии редких животных. Поэтому, мы передали находку председателю Комитета «Сфинкс» Алексею Попову. Он будет участвовать в конференции и сделает сообщение о «снежном человеке» из Маньги. (А. Трубин, «Комсомолец», 18 сентября 1990 года).
Егор завтракает кабанчиком
Сообщения «Комсомольца» о том, что в Пряжинском районе замечены следы «снежного (или «озерного») человека», заинтересовала многих читателей. Недавно В.Г. Опарин, обнаруживший эти следы, вновь побывал там – уже с представителями Комитета «Сфинкс». О том, что они там увидели, - его сегодняшний рассказ.
Учитывая, что сам Вячеслав Григорьевич считает «снежного человека» существом разумным, а также, чтобы не утомлять читателя этим непривычным термином, мы решили назвать таинственного обитателя леса по-человечески обыденно: Егором. Надеемся, что когда контакт будет установлен, он не обидится на это ласковое имя. Слово В. Опарину:
Следы! Восемь великолепных следов обнаружил я на песчаном склоне карьера. Вгляделся… Похоже, Егор стремительно скатился вниз, что-то схватил, а затем без всякого разбега одолел крутую песчаную стену. Спускаюсь на дно карьера. Вот что его заинтересовало: на песке у камней – три следца маленького кабанчика.
Я поднялся наверх. И тут, в высокой траве, обнаружил две лежки. Видимо, здесь Егорка с детенышем лежали в укрытии, и папаша учил сына охотиться на кабана. Поймав его и, зажав под мышкой, отец бросился в лес по той же самой дорожке, где в прошлый раз я выкопал его след. Бежали они по покрытой мхом обочине. Вот здесь малыш поскользнулся и наступил одной ногой на дорогу. Можно четко определить размер и очертания следа: длина 20 см., стопа почти прямоугольная, пальцы расставлены, никаких когтей нет. Следы же Егора – судя по всему, молодого, не очень крупного самца – были 38 см. в длину.
Когда прибыл председатель «Сфинкс» А. Попов, мы отправились в карьер. И успели вовремя. Буквально на наших глазах ребята, приехавшие на уборку картофеля, с визгом и криком скатились по откосу и практически уничтожили следы, идущие снизу вверх ровной цепочкой с интервалом чуть больше метра… Ну, что же, конечно, обидно. Но теперь мы точно знаем, что собой представляют следы «снежного человека» и можно сделать предположение о его походке: при ходьбе, как видно по следам, крайние пальцы отходят в сторону, а три средних являются толчковыми. Словом, если бы пришлось для Егора шить обувь, то она по форме выглядела бы, как ласты аквалангиста. (В. Опарин, «Комсомолец», 29 сентября 1990 года).
Нечто из воды
Это случилось давно. Мне сейчас 27, а тогда было лет 8.
Мы с племянницей любили играть на берегу озера, которое находилось недалеко от дома, озеро называется Контоки (республика Карелия). Была осень. Моя племянница Рита на 2 года меня младше. Мы играли с песком уже около часа. И вдруг из воды показалось нечто похожее на корягу, которая давно лежит в воде, размером с руку, в форме буквы Г. Я так понял, что это была голова, хотя ни глаз, ни рта не было видно. Появилось оно от берега метрах в 10, точно не помню за давностью лет, но, как я после исследовал, глубина там небольшая, т.к. там можно купаться как на пляже, только стекол много.
Ну так вот, после того как это вынырнуло, я движением руки показал на это Рите и крикнул: «Смотри!» Эта штуковина тут же ретировалась и с брызгами нырнула в воду, после чего появилась только в другом месте, метров на 5 левее или правее, я уж не помню, т.к. продолжалось это несколько раз. Страха особо не было, было интересно, но потом появилась спина этого существа. Я никак не мог поверить в то, что видел... Оно вынырнуло снова и было похоже на бревно, только крупнее, но такого же цвета. Оно выплыло и снова погрузилось, после чего мы уже струхнули и решили поскорее убежать. Все рассказали родителям, они конечно посмеялись над нами. Ни от кого больше таких историй я не слышал. Озеро то спокойное, скорее всего это была нечистая сила, больше никаких объяснений не нахожу.
Когда внутри живет зверь
Решил написать свою историю, которая дошла до меня от прадеда... Надеюсь на справедливые комментарии. Не был я в деревне у моего прадеда порядка 16 лет, последний раз, когда я ездил туда, мне было всего-лишь 2 года... В далекой от моего родного города, Карелии и расположилась деревня.. Не буду утомлять читателей описанием однообразной деревенской жизни - все как в любом маленьком провинциальном городишке...
Дойдя до деревни, я спросил у Вити (имя моего друга), чего он так испугался, но тот, только пробубнил в ответ что-то про заповедные места и все... Клянусь, я видел в его глазах неподдельный испуг... Во мне проснулось любопытство, и я начал расспрашивать прадеда о той таинственной землянке... Хотя он и долго упирался, но все-же рассказал, что 50 лет назад там жил шаман-язычник, которого все называли Ойлэк... далее повествую со слов прадеда:
«Странный был человек, замкнутый... Жил в чаще в той самой землянке. Часто пропадал по нескольку дней... Не любили его особо, не жаловали. Но то в основном молодые, а старожилы уважали и побаивались... Бывало, бабка какая сдуру на шамана накричит, так утром у ней весь скот погрызан... Бабы говорили, будто он в волка обращаться умеет... Только вот умер он... А землянка-то осталась... А намного позже стали туда парни из деревень окрестных хаживать, тоже менялись сильно... Становились скрытными и замкнутыми... То говорят дух шамана себе подобных в ученики зовет...».
Слова прадеда поразили меня - я всегда думал, что он закоренелый атеист, но было видно, что он действительно верил во все то, что рассказал мне... На следующую ночь я и Витя (после долгих моих уговоров) выдвинулись к той самой землянке на свой страх и риск... Время было уже за полночь, когда мы наконец дошли до этого таинственного места... Около показавшейся мне заброшенной землянки стояло зарево от костра, вокруг которого сидели мои ровесники, весело общались, смеялись, пели песни...
Страх медленно улетучивался, и мы уже решили идти домой, когда сзади меня кто-то одернул за плече... Я обернулся - сзади стоял юноша примерно моего возраста... Он внимательно посмотрел мне в глаза, после чего спросил: «Вам что здесь нужно?»... Промычав что-то несуразное, я и Витя переглянулись - было ясно, что засыпались окончательно!. «Раз уж вы пришли, то проходите к костру - будете нашими гостями» - незнакомец сказал это таким тоном, что было ясно, что у нас только один выход - последовать его «приглашению»...
Проснулся я от странного ощущения - будто за окнами творилось нечто странное и необъяснимое... Сквозь мутное, от времени, окно я различил лишь движение каких-то громадных волосатых черных фигур, которые изредка порыкивали, направляя свою голову в сторону землянки. Их глаза светились в ночи как угли, изредка я слышал, как одно из этих таинственных существ подходило к двери землянки и начинало грести лапой дверь...
Заснуть я не мог до самого утра... Утром, один из наших таинственных «друзей», попросил нас умолчать о том, что мы видели в лесу и попросил не забывать их радушие и гостеприимство... Странно, после этой ночи я поверил во все байки, которые ходят по земле и задумался - а может оборотни на самом деле есть?