Вот уж кому перекреститься не помешает и кому бы могла помочь «чудотворная» северная святыня, так это жителям Коми, Корткеросского района. Там завелась… кто бы вы думали? Чупакабра или козий вампир. Да-да, тот самый неизвестный зверь, следы которого впервые были обнаружены в 50-ых годах прошлого века в Пуэрто-Рико, а затем во многих странах Латинской Америки. Но вот только как он добрался до Крайнего Севера нашей страны?
Это случилось утром... Выйдя с утра во двор, жительница Корткероса Татьяна Белодедова только руками всплеснула. Погибли почти все куры, которые жили в хозяйстве второй год – при этом птицы выглядели обескровленными и обглоданными неизвестным хищником. В вольере неизвестное существо загрызло шесть куриц, внутри сарая еще троих. Чудом спаслась лишь одна из десяти птиц. Самое удивительное, что хозяева ночью не слышали никакого шума. О присутствии незваного гостя не сообщила даже собака.
Пес по кличке Кузя был настолько напуган, что даже не залаял, рассказывает хозяйка. Именно поэтому беда обнаружилась только утром после звонка соседей. Из калитки выбита доска, крючок сломан. Судя по всему, незваный ночной гость был осторожен. Не оставил никаких следов, а дверь в сарай открыл аккуратно. «Чтобы взломать! Это чудовищно. У соседей так вообще двери выломаны! Железные двери, и они выломаны», - восклицает хозяйка птиц. Как правило, хищник, посещает дворы только в темное время суток. В селе за одну ночь он разорил несколько сараев. И такие случаи происходят ежедневно, жалуются сельчане.
Очевидцы о чупакабре. При свете фонарей увидеть зверя все же удалось. Местный житель столкнулся с ним у себя во дворе. «Форма как у собаки, уши очень длинные. Узкий нос, и возле носа что-то непонятное, черного цвета. И самое главное, интересно, что хвост у него очень длинный. Не клубком, как у лаек, он похож на дубинку, и сужается к концу», - рассказывает очевидец Владимир Гудырев.
Отличие таинственного существа от собаки еще и в том, что нижние клыки, по словам видевших его сельчан, торчат вверх, а на лапах видны большие когти. Высотой хищник около полуметра. Все приметы наводят на мысль о легендарной чупакабре. Рассказы о таинственном животном ходят по миру с середины прошлого века. Согласно народным поверьям, это зверь черного цвета, похожий одновременно на кенгуру, летучую мышь и рептилию.
В Коми снова орудует чупакабра
В Коми снова орудует чупакабра. Зверь обескровил домашних животных в Корткеросе. Об этом сообщает «Комионлайн» со ссылкой на «Коми гор». Совсем недавно местные СМИ писали о том, что зверя-кровососа поймали в Корткеросе и им оказался ястреб. Однако в регионе по-прежнему неизвестный хищник истребляет домашних животных. Жители села обеспокоены и по-настоящему боятся «вампира». Сельчане уверены, что кроликов и кур убивает не кто иной, как чупакабра.
У жительницы Корткероса Татьяны Белодедовой погибли почти все куры. Женщина обнаружила птиц обескровленными и обглоданными. Всего таинственный хищник убил девять кур, лишь одну оставив в живых. Неизвестный зверь ночью выбил доску из калитки и сломал крючок. Хищник проник в курятник так, что даже собака не залаяла. Татьяна Белодедова заметила, что у соседей вообще кто-то выломал железные двери. Однако заметить жадного кровососа все же удалось. Житель села Владимир Гудырев рассказал, как в ночи при свете фонарей разглядел хищника.
- Форма головы как у собаки. Очень длинные стоячие уши. Возле узкого носа что-то черное. Хвост очень длинный – не клубком, как у лаек, не как у немецких овчарок, а как дубинка, сужается к концу, - говорит мужчина.
Также некоторые жители Корткероса замечают, что у убийцы животных нижние клыки торчат, а на лапах видны когти. Все приметы наводят сельчан на то, что в селе орудует чупакабра. («Вести-Ямал»).
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей, так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
В России есть свои Несси
На территории Коми есть озеро Черное. Никто не ведает, какова его глубина. Говорят, что у водоема тройное дно и в каждом дне имеются отверстия, через которые можно попасть в нижние водные слои. Кроме того, по рассказам очевидцев, в водоеме живет чудище, похожее на крокодила. Недоброй славой пользуются лесные озера в Белозерском районе Вологодской области. Там якобы живет водяной.
Говорят, на рыбалку туда можно ходить только в одиночку, на озере нельзя шуметь и петь песни - водяной этого не любит. Если разозлить здешнего «хозяина», он и улова лишит, и еще может лодку перевернуть. Любит водяной и пошутить - подбросить в сеть вместо рыбы какую-нибудь дрянь вроде старых лаптей. Тогда нужно громко чертыхнуться - и в следующий раз бредень будет полон отборной рыбы.
Один мой знакомый рассказывал, что в детстве он однажды играл на берегу этого озера с друзьями. И вдруг из воды на берег вылезло существо, напоминающее небольшого крокодила, чуть больше метра в длину. Мальчишки испугались и убежали. Но они не единственные, кто видел это существо. В окрестных селах немало найдется стариков, которые его видели в разное время.
Я спросил человека, который это все мне рассказывал (он, между прочим, занимает высокий пост в органах уголовно-исполнительной системы Республики Коми), почему он об этом никуда не сообщает. Вот его ответ: «Девяносто девять процентов за то, что его не найдут! И кто я буду? Трепло. Или хуже... А мне людьми руководить!» Вообще-то я его понимаю! Однажды, будучи в очередной командировке в Коми, я поехал на это Черное озеро. Долго тряслись на УАЗе. Вокруг лес не очень могучий - деревья не слишком большие - но совершенно непроходимый: болота, буреломы, чащоба...
Озеро небольшое и внешне никакого страшного впечатления не производит. У меня был наготове фотоаппарат. Два-три часа я ходил по берегу. И вдруг увидел нечто странное: при полном отсутствии ветра и совершенно спокойной воде по поверхности двигался бурун (высокая пенистая волна).
Впечатление было такое, что ктото очень быстро плывет, чуть-чуть приподнимаясь над водой и поднимая вокруг себя целый фонтан. Было это довольно далеко от берега, в облаке брызг я не мог ничего разглядеть. Ну а величиной это было, может быть, метра полтора на полтора, боюсь обмануть. Я успел 2-3 раза щелкнуть аппаратом. Потом все исчезло. В Сыктывкаре я бегом помчался в фотоателье. На снимках оказалась абсолютно спокойная, без всяких бурунов, поверхность Черного озера...
Я потом говорил с тем самым своим высокопоставленным знакомым. Он высказался очень неопределенно. Может, дескать, там в глубине и живет какое-то редкое животное... А историю с буруном он вообще объяснить не смог. Лично у меня мнение другое.
«Маленький крокодил» весьма напоминает ящера-ихтиозавра. Может быть, в странном Черном озере есть проход в другое время? Понимаю, что слишком похоже на фантастический роман. Но объясняет все! И появление странного животного, и странную волну, которая не фиксируется оптическим прибором, и даже чем эти животные питаются и как размножаются в сравнительно малом количестве воды, и как выживают при страшных северных морозах... («Криптозоология»).
Шишига - водяная нечисть
Шишиги - по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками». Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.
Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига». В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.
Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда - горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные - озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения. Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу. Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень - схватила его шишига и исчезла. На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.
Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец. Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались. Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника. Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги». («Криптозоология»).
Кикиморы
Судя по тому, что кикимора появляется в основном в севернорусских сказках, причем не таких уж давних (рецепты изгнания кикимор восходят к XVIII веку), это произошло, можно сказать, «вчера» - каких-нибудь лет триста-четыреста тому назад, в связи с активным освоением русскими переселенцами территорий, ранее занятых финно-угорским и балтским населением. Отметим, что С. Максимов отмечает представления о кикиморе, например, у обруселых коми-пермяков.
Взаимодействовать с местными духами переселенцы не умели (несмотря на славянское название, кикиморы явно не славянского происхождения), а широкая сельскохозяйственная деятельность, сведение лесов и т.д. выгоняли кикимор из привычных мест обитания, заставляя переселяться в жилье. И вот чем, собственно, они в этом жилье занимались.
Как сообщает И.П. Сахаров, кикиморы в народном представлении появляются из незаконнорожденных детей, проклятых матерями еще в утробе, мертворожденных или убитых после рождения. Скитаясь по свету, эти духи выискивают себе подходящее жилье и поселяются там за печкой. У кикиморы голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Переселившись в жилье, кикиморы обзаводятся одеждой - в отличие от болотных, запечная кикимора обычно описывается, как одетая в сарафан и платок. Заметим, однако, что кикимора далеко не всегда женского пола. У Даля, например, «кикимора» - мужского рода («кикимора вошел»).
Но, независимо от пола, кикиморы любят заниматься прядением и ткачеством, а также баловаться по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвать пряжу). Если кикимора дотронулась ночью до оставленной работы, ее потом трудно закончить - скажем, рубашку придется распарывать и шить заново, потому что шов будет ложиться неровно. (Те, кто работает на компьютере, будьте бдительны! Не оставляйте ваши рабочие файлы открытыми на ночь!)
Тесная связь кикиморы с пряжей и другими рукоделиями (ее почти всегда видят с веретеном) заставляет многих исследователей заподозрить в ней остатки культа Мокоши. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний кикимору так и называли - «мокушей» или «мокошей» («Русская мифология. Энциклопедия». - М., Эксмо, 2007). Заметим также, что нитки она прядет «наоборот», не в ту же сторону, что люди. По идее, узел платка тоже должен быть странным, но вряд ли кто-то так внимательно присматривался к кикиморам.
Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам, щипает и тормошит маленьких детей, чтобы они плакали, может душить хозяев. Это беспокойная нечисть, которая может и вовсе выгнать хозяев из дома. «Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи, - живописует бедствия от кикиморы Сахаров. - Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой…».
По современным городским быличкам (где кикимору чаще называют «полтергейстом»), она изводит хозяев стуком по ночам, звуками шагов, скрипом мебели, сыростью, повышенной влажностью в квартире, звуком падающих капель и т.д. Из того, что кикимор чаще всего видели на Святках, можно предположить, что в человеческом жилье они обитают главным образом в холодное время года, с наступлением весны перебираясь обратно на болота или в лес. Интересно также, что, по некоторым поверьям, кикиморы так легки, что если выходят на улицу, их может унести малейший порыв ветра. Возможно, именно так они и расселяются с места на место - с ветром, как паучки на паутине.
Появление кикиморы может быть связано и со злым умыслом, и просто с неудачным выбором места для жилья. Например, она появляется в домах, построенных на нехорошем месте - скажем, там, где похоронен неотпетый покойник. Учитывая то, насколько часто жилые многоэтажки и больницы сейчас строятся на бывших кладбищах, кикимор там должно быть просто видимо-невидимо.
Есть также мнение, что кикимору в строящийся дом могут запустить строители, оставшиеся недовольными оплатой своего труда (те, кто нанимает ремонтные бригады, учтите это!). Для этого достаточно сделать куколку из щепок и лоскутков и заложить ее в стену, за притолоку и т.д., с особым наговором. Вот что бывает в таких случаях потом: «У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла - он на лавку, стол, везде… А то двери раскроются. Вдруг все двери, раз, открылись. Стали искать - куколка завязана» (цитата из книги «Русская мифология. Энциклопедия»).
По другим версиям, кикимора может показываться в облике кошки, особенно серой. Также кикимора может быть предвестницей плохих событий. Севернорусское поверье гласит, что увидеть кикимору с прялкой на лавке - к смерти кого-то из домочадцев. Если слышен ее плач - тоже к несчастью (обратите внимание на аналог с ирландской банши). Намного реже ее появление предвещает добро. По архангельскому поверью, беду можно отвести, если, увидев кикимору, не растеряться, а сделать «относ» - рядом с ней положить пирожок или другое угощение. Тогда кикимора может, наоборот, принести прибыль, послать удачу.
Избавиться от кикиморы сложно. Помогает либо молитва, либо матерная брань (и то и другое несет сакральные черты, так что неудивительно). Можно также обвязывать солонку веточками можжевельника - тогда кикимора не сможет брать из нее соль и без соли не выдержит, уйдет. Незаменимым оберегом от кикиморы считался «куриный бог» - камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача. Также рекомендовалось «от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит - лечба та же, шерсть с рясным ладаном клади под шесток».
Некий капитан Жандаченко, начальник конно-этапной команды Харьковской губернии, в 1883 году подал на кикимору в суд. Дело о таинственных явлениях, происходивших в квартире капитана, рассматривалось в уездном и земском судах Харькова, однако было прекращено «за ненахождением причин необыкновенных явлений». И компенсацию за моральный и материальный ущербы истец так и не получил. С тем же результатом закончилось дело вдовы Раздьянковой, которая в 1814 году подала в один из уездных судов Симбирской губернии иск на «невидимый голос, необъяснимые стуки и бросание кирпичей и поленьев». Решением суда дело предали «суду Божию».
Главная дата в году для изгнания кикимор - как раз 17 марта по новому стилю, день Герасима Грачевника. Сахаров сообщает, что изгонять кикимор должны знахари, которые осматривают углы, обметают печь и читают заговоры. В «Русской мифологии» приводится даже заговор на изгнание кикиморы: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют». (Мария Новосильцева).
Чупакабра вернулась в Кудымкар
Неизвестный зверь растерзал 13 кроликов в Коми округе. Об этом сообщили кудымкарские журналисты. Инцидент произошел 23 июня. По мнению хозяев убитых животных, в крольчатнике «похозяйничала чупакабра». «Это произошло у моих родителей. Собака всю ночь лаяла», – цитирует газета «Парма Новости» слова местного жителя.
Напомним, ранее в Кудымкаре и в Юсьвинском районе неизвестный зверь уже неоднократно убивал кур, кроликов, овец, коз, один из жителей перед нападениям чупакабры купил блоки газосиликатные. А минувшей осенью охотник обнаружил в дымоходе своей печи труп странного существа. «Оно задохнулось от дыма. При внимательном осмотре мы увидели, что существо похоже на кенгуру, но размером с крупную белку. У животного мощные длинные задние лапы и очень короткие передние, длинный хвост, шкура рыжеватая», – рассказали корреспонденту 59.ru журналисты из Коми. Местные охотники пришли к выводу, «чупакабра» – это обычная белка. («59»).
Жители Прикамья жалуются на чупакабру
В Коми-Пермяцком автономном округе жители испугались чупакабры, убивающей мелких животных. Пермяки заявили, что загадочный хищник орудует в деревне Малая Серва недалеко от Кудымкара, «Появилась чупакабра. Убивает мелких животных, но тушки оставляет», - сообщают пользователи в соцсетях. Комментаторы отмечают, что нападать на домашние хозяйства могут ласка и норка.
Среди ученых высказываются довольно неожиданные версии убийства домашних животных. «Если речь идет, например, о кроликах, то стоит отметить, что они имеют желчный пузырь, поэтому могут есть пищу не только растительного происхождения. Из-за этого бывает, что они убивают друг друга, поэтому хозяин находит мертвые тушки в клетках», - говорит доктор биологических наук, профессор ПГНИУ Александр Шепель.
При этом собеседник отметил, что на севере Пермского края уже выпал снег, поэтому жители могут узнать по следам, приходил ли к ним хищник и какой именно. «Если следы мелкие, это ласка или норка, если крупнее - то, возможно лиса. Бывает и такое, что, повздорив, соседи убивают животных друг друга. Я не хочу думать плохо о жителях Малой Сервы, но не стал бы полностью исключать этот вариант», - заметил эксперт. («Урф Новости»).
Чупакабра вновь объявилась в Корткеросском районе
Жительница села Корткерос сообщила редакции районной газеты «Звезда», что в их округе вновь объявилась так называемая чупакабра. Выйдя утром во двор, хозяйка обнаружила ободранные калитку и дверь в курятник, кроме того на куски был разорван один штакетник. Следов нет, так как ночью был дождь. К счастью хозяев, неведомый зверь не смог пробраться к птицам.
По словам женщины, что это уже третий случай, когда в их хозяйство наведывается чупакабра. Напоследок читательница сказала, что позвонила в редакцию, чтобы предостеречь владельцев подсобных хозяйств. Чупакабра - неизвестное науке существо, которое, согласно легенде, убивает животных (преимущественно коз) и высасывает у них кровь.
По мнению заведующего лабораторией экологии наземных позвоночных Института биологии Коми научного центра УрО Российской академии наук Сергея Кочанова, которым он поделился с «Трибуной», «если бы чупакабра существовал, то были бы его выводки, останки. Скорее всего, кровавые следы оставляет гибрид какого-то дикого и домашнего животного. Например, это может быть смесь собаки с волком. Этот гибрид знает повадки человека, обладает коварством и великолепно развитым инстинктом самосохранения, поэтому он неуловим и не заметен». («БН-Коми»).
Снежный человек в Коми-Пермяцком национальном округе
Сельская учительница М.Сенькина рассказала, что в 20-е годы она много ездила с отцом по Северу. Однажды, в 1916 году они остановились у знакомого ханта. Несколько ночей их по ночам беспокоил необычный лай собак. На вопрос, почему лают собаки, хозяин почему-то шёпотом ответил, что это приходит «Землемер». На вопрос, кто это такой, хант ничего не ответил, но обещал показать.
«…Часов около 12 мы вышли из чума. Ждали примерно час. Вдруг снова залаяли собаки. В нескольких десятках метров от нас кто-то шёл, слышались тяжёлые шаги. Я присмотрелась и сразу увидела его. Сначала я ничего не могла разглядеть из-за растущих вокруг кустов, но потом присмотрелась и сразу увидела, что к нам приближается необычайно высокий человек.
Наш чум окружали кусты высокого, метра два высотой тальника, так вот голова этого огромного человека возвышалась над кустами. Ростом он был, наверное, не меньше трёх метров. Он шагал очень быстро, прямо через кусты, не обращая внимания на собак, которые лаяли на него, но приближаться боялись. Когда одна из них неосторожно подскочила к нему, он быстро наклонился, схватил её, как котёнка, и с размаху бросил на землю. Она только взвизгнула.
Хант называл этого великана «землемером», так как по их поверьям это существо нельзя называть своим именем, а то потом придёт и принесёт беду. Но правильное название этого огромного «человека» – «тунгу». Кроме тунгу, у хантов есть другое называют для такого же огромного дикого волосатого человека – «куль». Это название используется чаще, и не понятно идёт ли речь об одном и том же существе, или о разных. Разговоров на эту тему ханты избегают.
Пятилетняя Надя Лонгортова спала у себя дома и осталась одна, когда мать пошла зачем-то к соседке. Рядом с домом был лес. Когда мать через несколько минут пришла домой, то обнаружила, что дочери дома нет. Она страшно перепугалась и подняла соседей. Целую ночь искали лесу, но ничего, кроме потерянных ребенком на крыльце трусиков, не нашли. Неподалеку от поселка было большое болото.
Было такое впечатление, что спящую девочку вынули из кроватки и, когда несли на руках, штанишки свалились.
Ночью был небольшой мороз, и никаких следов на земле видно не было. Через три дня часов около девяти утра старик И.Ф.Пинолей отправился на заготовку дров и на краю села увидел сидящую на снегу Надю. Рядом было не замёрзшее ещё болото. Девочка была в одной рубашонке. Её сразу же отправили в больницу, где она пробыла три дня. Девочка даже не простудилась, только лёгкие обморожения на ногах, в тех местах, которыми она касалась снега, когда её обнаружил Пинолей. Когда Надю стали расспрашивать, она рассказала: «Пришёл кто-то, взял меня на руки и всю ночь носил по тайге. Потом я уже хотела плакать, а он затыкал мне рот чем-то мохнатым…». (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
«Снежный человек укладывался спать возле моей палатки»
Научный сотрудник национального парка «Югыд ва» (Республика Коми) Александр Малафеев написал книгу, несколько глав которой посвятил встречам со снежным человеком и наблюдениям за ним.
– У меня всегда были сомнения, стоит ли делать достоянием общественности эту историю, – рассказывает Александр Иванович. – Хочет ли снежный человек стать публичной фигурой? Не уверен... Но, с другой стороны, мне кажется, что люди должны знать: он действительно существует.
Первая встреча
В 2000 году Александр Малафеев возглавлял исследовательскую экспедицию детского экологического центра города Инта «Полярный Урал». Группа работала на территории национального заповедника «Югыд ва».
– Вечером ко мне прибежали ребята и сообщили, что недалеко от палаточного лагеря они обнаружили странный большой след, – вспоминает Александр Малафеев. – Пошли искать. Найденный след отпечатался метрах в ста от дороги. Вдавлен на глубину около трёх сантиметров, длина – 43 сантиметра. Рядом находим ещё один след, а потом – ещё и ещё! Это был отпечаток босой ноги! И плоскостопием это существо явно не страдало. Мы успели сделать несколько кадров. Больше в тот год ни следов, ни признаков присутствия снежного человека мы не ощущали...
Это любовь
Следующая встреча со снежным человеком произошла спустя два года.
– Сколько рассказов я слышал, будто бы йети похищают красивых девушек, – рассказывает Малафеев. – На самом деле они не похищают, а заманивают, пытаются влюбить в себя. Вот и снежный человек пытался соблазнить нашу медсестру – красавицу Свету.
О том, что йети снова решил заявить о своём существовании, догадывались почти все участники экспедиции. Многие чувствовали на себе странный и тяжёлый взгляд. По ночам возле палаток раздавалось уханье, леденящий душу свист.
– В свободное время мы ходили по грибы-ягоды, – говорит Александр Иванович. – Никто ничего не находил. С полной корзиной из леса возвращалась только медсестра Светлана. Потом она рассказала, что её будто бы кто-то вёл. Идёт по лесу: нет грибов. И вдруг в голове вырисовывается картинка: за ближним поворотом у обрыва скалы растёт березнячок, а там – красноголовики.
Идёт туда и видит именно ту картину, которая родилась у неё в голове. То же самое с ягодами: никто из нас так и не встретил зрелую голубику, а Света нашла. И пока собирала ягоды, видела на земле отпечатки человеческой стопы с тремя пальцами. Она их ещё «трёхлистниками» называла. Я Светлану слушал, а у самого холодок за шиворотом.
Потом мы со Светой шли по лесной дороге к лагерю – и вся она была усыпана цветами. Посмотрели на стебель: цветы как будто срезаны острым ногтем. Так наш влюблённый йети ухаживал за девушкой. Ночью у нашей медсестры случилась истерика...
Снежного человека члены экспедиции окрестили Вовочкой – в честь подростка, которому первым удалось увидеть йети живьём.
– Меня мучил вопрос: почему у него такая маленькая нога? Ответ я получил спустя шесть лет, когда мы снова встретились и я увидел следы длиной 60 см! Просто в 2002-м наш Вовочка был подростком, а потом вырос и возмужал. В 2008-м он вёл себя агрессивно: рыл ямы возле лагеря, свистел. Спать укладывался всегда возле моей палатки: я чувствовал это по резкому неприятному запаху, но не гонял его.
Рано утром Вовочка исчезал. А увидеть его смогла только одна девушка – Лариса, да и то мельком. Лариса заметила, что у Вовочки была грязно-белая шерсть. Он дал себя увидеть, а потом подарил Ларисе чудесный сон: будто она вышла замуж и родила двоих детей. Так и случилось.
Таких зайцев не бывает!
Из показаний Владимира, участника экспедиции эколагеря «Полярный Урал», 11 августа 2002 года.
«Весь день я занимался метеонаблюдением. Вечером подошёл к своей палатке и вдруг почувствовал, что за мной кто-то следит. Этот кто-то находился в кустах. Решил осветить место, которое показалось мне интересным. Через несколько секунд я увидел необычайного зверя.
Сам зверь был похож на зайца, но его размеры (около 2 метров), скорость передвижения (один прыжок – 4–5 метров) да ещё расстояние, которое он преодолел за несколько секунд (300 метров), вызвали у меня подозрение, что это был не заяц, а кто-то другой. Цвет – молочно-сероватый, звуков он не издавал. Передвигался как заяц, но так как таких зайцев не существует, я понял, что встретил неизвестного зверя, у которого не было хвоста».
К существованию снежного человека в национальном парке «Югыд ва» относятся абсолютно серьёзно. Его приближение и запах чувствовали многие и свист слышали. Здесь, в таёжной зоне, где нет связи с цивилизацией, над такими темами не принято смеяться: а вдруг снежный человек обидится и решит предъявить людям доказательства своей силы?
Сюда, на Приполярный Урал, приезжают за спокойствием. Живут без света, отправляются в походы, чтобы покорить вершины местных гор, сплавляются по рекам. До конца восьмидесятых годов по берегам реки Кожим искали золото работники артели «Печора». Рассказывают, что шлагбаум перед въездом на территорию артели был украшен табличкой «Здесь заканчивается советская власть». В «Печоре» безраздельно властвовал её создатель Вадим Туманов.
- Туманов дружил с Высоцким, построил для поэта летний дом, привёз всё необходимое, – рассказывает заместитель директора национального парка Елена Шубницина. – Вадим Иванович был уверен, что сможет его спасти. Уже купили билет на август. А в июле Высоцкого не стало. Туманов совсем чуть-чуть не успел. («Метро-Новости»).
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
Ох уж эти йети!
С середины прошлого века на страницах газет и журналов появился новый персонаж – реликтовый гоминоид, прозванный в советских СМИ «снежным человеком». Впрочем, это существо было известно людям практически во всех регионах мира еще с незапамятных времен. В разных частях света его называют по-своему. На Памире – йети, в Европе – сноумен, в Америке – бигфут, в Гималаях – метч-канг-ми.
В нашей республике случаи встреч со снежным человеком зафиксированы в Ижемском, Усть-Цилемском районах и в северном Запечорье. Впрочем, в последнее время таинственный незнакомец появился и в районах, примыкающих к южным границам Коми. Так, «лесного человека» много раз видели в соседней Кировской области. По свидетельству очевидцев, это было человекообразное существо с узкими плечами ростом около двух метров, покрытое бурой шерстью.
Абориген Севера
Специалисты считают, что реликтовый гоминоид появился на Севере задолго до нашего вида – homo sapiens. И между нами и снежными людьми шла борьба за выживание. Победил менее сильный, но более умный вид. В 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях» Михаилом Истоминым была опубликована легенда о Яг Морте – боровом человеке.
«Когда на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черной, как смоль, бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую шкуру из невыделанной медвежьей шкуры… Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь Райда. Ее жених собрал народ, они выследили Яг Морта и убили его. Жил Яг Морт в пещере на берегу реки Кучи – приток Ижмы. Здесь люди обнаружили труп Райды. После этого пещеру Яг Морта засыпали».
И в наши дни энтузиасты не раз пытались поймать снежного человека. Правда, уже не с целью убить и в землю закопать, а чтобы понять, кто же он – этот таинственный абориген Севера.
С 9 по 17 октября проходила комплексная криптобиологическая экспедиция «Космопоиска» в Никольском районе Вологодской области. В ней участвовало девять человек из разных регионов страны, в том числе и из Сыктывкара. Помимо поиска следов реликтового гоминоида, участники экспедиции опросили местных жителей и собрали информацию о различных загадочных случаях в этом районе. Также были проведены эксперименты по так называемому субъективному восприятию времени (известно, что в аномальных зонах случаются пространственно-временные метаморфозы), и обследовано несколько мест, в которых ранее происходили необъяснимые явления.
Странности с часами и таинственный череп
Один из участников экспедиции вел дневник, выдержки из которого мы и приводим.
«9 октября. Вышли к месту будущего лагеря у деревни Кресты. У изгиба реки Шарженьга заложили в землю емкость с тремя видами наручных часов.
10 октября. Разбились на 3 группы. Двое пошли выкапывать часы и проводить сверку показаний с эталонным временем. Три человека выдвинулись в район нежилой деревни Алексеево, чтобы провести обследования местности. Еще три человека вышли на маршрут до деревни Котельное с той же целью.
Все часы принесены в лагерь. На момент изъятия часов «механика» ушла вперед на 9 минут.
Вторая группа в районе притока реки Керженка, что западнее лагеря, обнаружила в лесу место лежки неизвестного животного. Были установлены игровая (игрушечный самолетик) и вкусовые (корм для кошек и кукурузные хлопья) приманки. Их развесили на деревьях. В 600 метрах вверх по реке было обнаружено еще одно похожее место. В момент обнаружения второго логова один из исследователей услышал невдалеке от себя глухой звук падения на землю чего-то тяжелого. После, во время проведения фото- и видеосъемки, трое услышали глухое рычание и поспешили покинуть это место.
11 октября. Вся группа ушла на место находки лежек. Провели визуальный осмотр обоих мест, фото- и видеосъемку, зарисовали местность, составили план-схему. После этого выдвинулись на поиски места обнаружения странного следа, найденного три года назад местным охотником у реки Анданги.
12 октября. Проверили часы – механика спешила на 2 минуты. Разделились на группы. Пять человек пошли в деревню Котельное для опроса местных жителей. По пути в деревню искали маркеры в лесу. Опросили продавщицу магазина и лесника, нашедшего не идентифицированный череп. Продавец рассказала о странных случаях «блужданий» по лесу местных жителей.
13 октября. Ночью погода ухудшилась. С утра пошел сырой снег. Пришлось провести весь день в лагере. Был проведен эксперимент на субъективное восприятие времени участниками экспедиции.
14 октября. Утром шесть человек вышли на место ранее установленных приманок у реки Анданги. Игровая приманка – шарик – отсутствовала на месте...
15 октября. Свернули лагерь и вышли из леса в деревню Холшевиково. Затем разделились на две группы. Пятеро выехали на такси в город Никольск, чтобы посетить местный историко-мемориальный музей, где хранится неизвестный череп, найденный лесником. Хранитель музея достала из закрытого фонда череп и предоставила нам для осмотра и фотосъемки...».
Волосатые гиганты
По мнению известного криптозоолога, профессора, доктора биологических наук Валентина Сапунова, подобная экспедиция, как и многие другие, не смогла найти следов снежного человека потому, что поисками занимаются непрофессионалы. Серьезные ученые в последний раз отправлялись за государственный счет на поиски йети аж в 1958 году. Тогда Академия наук выделила деньги для экспедиции на Памир. Потом все заглохло.
По мнению Валентина Сапунова, снежный человек – это реальность. «Недавно на Карельском перешейке на дереве, у которого мы поставили приманку, были обнаружены следы зубов необычного существа, – рассказал профессор в одном из интервью. – Я это дерево спилил и привез в лабораторию физиологии и поведения приматов. Расстояние между клыками существа в два раза больше, чем у человека разумного. Экскременты снежного человека я посылал на анализ в Санитарно-гигиенический институт. Вывод специалистов – экскременты принадлежат редкому животному с особой физиологией. Наконец, у меня хранятся его волосы. Они изучались методом электронной микроскопии. По основным белкам эти волосы принадлежат существу, занимающему промежуточное положение между человеком и обезьяной. А в Пекине, как известно, находятся руки и ноги убитого снежного человека...»
По словам Валентина Сапунова, существует несколько популяций снежного человека на разных континентах. Каждая насчитывает несколько сотен особей. Сегодня йети живут по всей России. О встречах с волосатыми гигантами рассказывают жители Алтая, Якутии, Республики Коми, Башкирии, Пермской, Архангельской, Мурманской, Ленинградской областей и т.д. В Кировской области йети не только видели. Там нашлись следы его деятельности – загадочные древесные конструкции в виде пирамидок или шалашей.. («Корткерос-Космопоиск»).