Чупакабра продолжает терроризировать подворья в Коми
После сообщения о смерти росомахи-инвалида кто-то продолжает «бомбить» крольчатники в п.Кебанъель Усть-Куломского района, пишет «Трибуна». Напомним, на протяжении нескольких недель животное забиралось в хозяйские дворы, где выпивало кровь кроликов, кур, коз, кошек. Местные жители были обескуражены, так как животным в Коми такое поведение не присуще.
В апреле усть-куломские охотники заявили, что застрелили неведомого вампира. Им оказалась росомаха. Объяснение такому поведению животного нашлось. Росомаха когда-то попала в охотничью петлю, разгрызла веревку, но ее часть застряла в пасти зверя между клыками. Веревка мешала росомахе нормально питаться, поэтому она могла только высасывать кровь других животных.
Однако, как пишет «Трибуна», жители Кебанъеля не согласны с версией о том, что лесной поселок атаковала росомаха-вампир. Во-первых, когда в окрестностях Кебанъеля еще лежал снег, местные дети обнаружили следы вампира - это были необычные отпечатки, будто человек ходил на кулаках. Никакого сходства со следами росомахи. Во-вторых, очевидцы, которые в предрассветных сумерках видели хищника, уверяют, что уши у него были плотно прижаты, сзади волочился длинный хвост, а по манере бега он одновременно напоминал и кенгуру, и собаку.
Но есть и главное доказательство того, что чупакабра жива. После сообщения о смерти росомахи-инвалида кто-то продолжал «бомбить» крольчатники в Кебанъеле. В числе других нападению подверглось в мае и подворье Ольги Бобровой. «Поздно вечером ни с того ни с сего сильно залаяла наша собака. Я вышла посмотреть - что случилось? Дверь в сарай была открыта нараспашку, хотя до этого я ее плотно прикрыла. Взяла в качестве оружия веник и шагнула внутрь, - рассказала «Трибуне» Ольга Боброва. - Из сарая в мою сторону порскнули два темных существа, похожие на собак».
Утром женщина зашла в сарай и увидела мертвого кролика на полу. Клетки были закрыты, кролики в них сидели, забившись по углам, в смертельном ужасе. Одного кролика хищники задушили, еще двух попытались вытащить из клетки за уши. У этих кроликов кончики ушей были окровавлены.
Еще трижды подряд неведомые звери наведывались в сарай. Три ночи женщина дежурила, выбегая из дома всякий раз, как только начинала лаять собака. По словам главы администрации Кебанъеля Александра Прокушева, нет никаких сведений о том, что в районе изловили зверя-вампира. Кроме того, сельский глава рассказал, что 8 мая в одном из хозяйств поселения неизвестный хищник обескровил несколько домашних животных. Сам Прокушев в чупакабру не верит. Он считает, что в поселке разбойничают ласки, которых очень сложно увидеть и поймать. По мнению главы поселения, не исключено, что по ночам в Кебанъеле безобразничают двуногие существа - хулиганы, которые таким образом пытаются запугать сельчан.
От набегов чупакабры пострадали и жители соседнего села Кужба. В хозяйстве кужбинцев Липиных таинственный зверь придушил восемь кроликов. Их вампир вытаскивал из клеток за уши. Соседи Липиных - семья Гуляевых - держали своих пушистых зверьков в очень крепких, надежных клетках. Но и это не спасло домашних питомцев от зубов страшного хищника. У Гуляевых ночной гость тоже утащил восемь кроликов.
Еще одна пострадавшая семья в Кужбе - Кузнецовы. Хищник пробрался в их сарай, когда хозяева еще не спали. Услышав шум, мужчина выбежал и спугнул зверя. Но вампир успел высосать кровь из одного кролика. Чупакабра оставила кровавый след не только в Усть-Куломском, но и в Ижемском районе. Охотник Николай Хатанзейский рассказал «Трибуне», что несколько лет назад ижемские подворья также страдали от нападений ночного вампира, который душил и высасывал кровь у мелкого домашнего скота.
«В чупакабру я абсолютно не верю, хотя читал, что американцы даже снимок этого зверя сделали, - говорит Николай Хатанзейский. - Когда были нападения у нас, мы грешили на ласку или одичавшую собаку. Но то, что это не росомаха, любому охотнику понятно. Росомаха в село не пойдет ни за какие коврижки. Помню лет восемь назад росомаха убила у нас 18 оленей! Зачем такому мощному зверю кролики?» По мнению ижемского охотника, в усть-куломских селах, вероятно, орудует «банда» норок. Хитрая и беспощадная норка может и клетки разрушить, и животных загрызть. Причем не только для прокорма, а ради одной лишь своей страсти к убийству. («Коминформ»).
Под Сыктывкаром замечен «снежный человек»
В существование реликтового гоминида, прозванного в наших СМИ «снежным человеком», уже верят многие. Но не все знают, что эти йети живут не только на Памире и Гималаях, но также встречаются в глухих уголках коми пармы. В ижемском фольклоре «снежного человека» окрестили Яг-мортом. Другое название – пасьтöм гöна морт («нагой мохнатый человек»). Вот как выглядит сказочный Яг-морт: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры».
А вот записанное в Коми уже в XX веке свидетельство: «Впереди переходит дорогу нагой мохнатый человек. И с руками, и с ногами, а только сам-то двухметрового роста. Лошадь вся дрожит. А собаки изо всех сил лают. А он и не смотрит на собак, как вот бывает, когда собаки лают на лося, а тот на них и внимания не обращает, идет себе своей дорогой, вот так же и он. Широко шагает, санную дорогу в один шаг и перешагнул. Так и пошел куда-то по снежной целине, прямо по целине и идет. Мужского пола. Не на лыжах, а как будто на лыжах идет, быстро так. Шерсть на нем беловатая. Я словно онемел, и лошадь тоже не может шагу ступить. А потом, когда он ушел, я подошел – и точно – следы, без лыж прошел. А следы от ног длиной в тридцать сантиметров».
Снежный человек – человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времен предков человека. Судя по свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заостренной формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи, массивной нижней челюстью, относительно короткими бедрами. Имеют волосяной покров по всему телу черного, рыжего или седого цвета. Лица темного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные – строят гнезда на ветках деревьев.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.
Новгородцы зовут «снежных людей» авдошками. Как гласит местная легенда, когда-то давным-давно жила в деревне Селищи баба Авдотья. Никто не брал ее замуж, потому как уж очень странной она была, со многими недостатками. Никогда и ни с кем ни в чем не соглашалась, со всеми спорила. Не смогла она с людьми жить и ушла в лес. Стала жить в норах. Год жила, два жила, а потом исчезла совсем. Кто-то из охотников видел ее с диким человеком, покрытым шерстью. Родились у них волосатые дети, а лицом все пошли в Авдотью...
В Коми рассказы о «снежном человеке» характерны в основном для коми-ижемцев. «Нагой мохнатый человек» в ижемском фольклоре – существо, во всем похожее на человека, только обросшее шерстью, высокого роста и хорошо приспособленное к жизни в зимнем северном лесу. «Лесной человек» не обладает фантастическими чертами, а выглядят вполне реальным существом. Занимающиеся изучением «снежного человека» криптозоологи пришли к выводу, что параллельно с цепочкой развития «снежного человека» существует линия эволюции «лесного человека». Этот реликт отличается от своего собрата тем, что лицо его обрамлено длинной бородой и более очеловечено, чем неандертальский лик «снежного человека». Именно так и выглядит таинственный обитатель наших лесов.
Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На пленке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека.
Не так давно присутствие снежного человека было отмечено в окрестностях Сыктывкара. Как рассказал нам один из столичных охотников, в сезон он ходит за добычей в лес неподалеку от бывшей деревни Соколовка, что в двадцати километрах к югу от Сыктывкара. В глубине пармы у мужика срублена небольшая избушка. Здесь он ночует во время многодневных походов на природу.
Обычно в этом месте все спокойно. Попадаются только медвежьи следы, да и самого хозяина леса пару раз доводилось встречать. Но минувшей весной охотник столкнулся в лесу с чем-то почти необъяснимым. Ночью, когда он спал в избушке, его разбудил странный звук за стенкой. Словно кто-то ходил рядом с домиком и что-то бормотал. Хотя мужчина был, как говорится, не робкого десятка, его охватил необъяснимый страх. «Медведь или человек, – подумал он. – но если человек, то почему не стучится в дверь?»
Дверь, к счастью, была закрыта изнутри на засов. Мужчина попытался преодолеть страх и выглянуть в небольшое окошко. На улице было темно и почти ничего не видно. В чащобе что-то пошевелилось, и перепуганный охотник услышал, как кто-то подходит к дверям его избушки. Окно выходило на противоположную сторону, поэтому разглядеть «незваного гостя» было невозможно. Когда «гость» поскреб дверь, охотник уже не стал сдерживаться и крикнул: «Стой! Стрелять буду!» Это первое, что пришло в голову...
За дверью притаились, а спустя несколько минут ночной «гость» потихоньку стал удаляться от избушки. Охотник так и просидел всю ночь без сна с заряженным ружьем в руках. Утром, когда поднялось солнце, он осторожно вышел из избушки. Перед дверью никого не было, но на мху и траве были видны следы очень больших ног. По следам можно было определить, что ночью вокруг избушки кто-то ходил кругами.
На одном из следов охотник разглядел даже пять пальцев явно большой стопы. К сожалению, фотоаппарата у него с собой не было. Охотник быстро собрал свой нехитрый скарб и вернулся в город. После этого ему еще несколько раз доводилось ночевать в избушке, но никто в двери не ломился и вокруг и около не шастал... (Валерий Громов).
В Кудымкарском районе встречают снежного человека
В Кудымкарском районе появился чочком морт. Именно так на коми-пермяцком языке называют снежного человека. Раньше его видели в знаменитой аномальной зоне Молебка в Кишертском районе. И вот теперь в Коми-округе. Как говорят очевидцы, они к появлению Йети даже уже привыкли.
Житель деревни Гурино Сергей Баяндин до сих пор с дрожью вспоминает самый ужасный момент в жизни - встречу с непонятным для него существом, прозванного в этих местах чочком морт, что в переводе с коми-пермяцкого «белый человек». По словам Сергея, от страха он даже детали не успел рассмотреть. Помнит только, это существо под 2 метра ростом, цвет тела белый.
И это не первый случай. По рассказам местных жителей, чочком морт встречается грибникам в лесу, или вообще рядом с деревнями. А Владимира Даниловича местный Йети проводил как-то раз даже до дома, только его описание больше схоже с чертами какого-нибудь пришельца. В Интернете можно найти информацию о том, что первые упоминания коми-пермятского Йети датируются 1907 годом, когда местный этнограф Василий Налимов зафиксировал «феномен снежного человека». В последние годы это существо видели в деревнях Мижуй и Серва Кудымкарского района.
По словам местных жителей, видевших это существо, чочком морт не оставляет за собой никаких следов, поэтому и обнаружить его невозможно. И при встрече с человеком он всегда возвращается обратно в лес. Но большинство местных жителей скептически относятся к этому феномену, считая, что это больше выдумка, чем быль. Любой след на дороге можно посчитать за мистический, или отдаленный силуэт принять за нечто невиданное. Ведь тот факт, что в глубинке пьют, ни для кого не новость. Хотя среди очевидцев - и продавец магазина, и почтальон, только рассказывать они отказались, испугавшись, что сочтут за сумасшедших. Пока вопрос о существовании коми-пермяцкого Йети остается открытым, а у аномальной зоны в Молебке, возможно, появился конкурент.
У ручья Эташор появлялась нечисть и пропадали люди
Овраг, расположенный в Удорском районе на Верхней Вашке на проселочной дороге от Усть-Вачерги до Острово, а именно в том месте, где дорогу пересекает овраг с ручьем Эташор, в пяти километрах от деревни Острово. За оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места». В этом месте были случаи когда дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается. Людей в этом месте преследуют галлюцинации, бывали случаи исчезновения людей.
Местные краеведы предпологают, что это место является аномальной зоной и связано оно с электромагнитным излучением, где существуют разломы земной коры. Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации, и другие непонятные явления, а иногда отказываются работать электроприборы.
Едет, бывало, человек на санях или телеге, спускается в овраг, и тут дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается. Именно это произошло с жителем деревни Лоптюга Кириллом Ждановым зимой 1938 года. Возвращался он домой из Усть-Вачерги на санях-розвальнях. Был поздний вечер. Седок задремал. Как только сани съехали в овраг Эташор, лошадь распряглась. Кирилл Матвеевич – мужик неробкого десятка – знал о проделках нечистой силы в этом месте.
Он быстро пришел в себя, закрепил дугу в оглоблях, достал нож и, ругаясь последними словами, стал рассекать им воздух крест-накрест перед мордой лошади, чтобы отогнать нечистую силу. Как только сани выехали на другой берег оврага, вся злость седока вылилась на несчастную лошадь: под ударами хлыста та резво побежала от «нехорошего» места.
А летом 1952 года супруги Борисовы с малолетней дочерью ехали в Острово на телеге-одноколке. Припозднились. Дорога песчаная, лошадь шла медленно. Ребенок спал, да и взрослые вздремнули. Уже около полуночи подъехали к Эташору. Когда телега съехала в овраг и колеса коснулись края моста, тяжелая и высокая дуга отлетела в сторону. Упряжь из-за плохой заделки могла рассупониться значительно раньше, ведь были спуски и подъемы не менее крутые. Поворчали супруги, да делать нечего, надо запрягать по новой. Нашли дугу и, закрепив в оглоблях с особой тщательностью, выехали из оврага.
Из-за подобных случаев за оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места».
Почудилось, померещилось
Летом 1939 года учитель Федор Мингалев шел пешком из Усть-Вачерги в деревню Лоптюга. Дойдя до оврага, заметил несколько куриц и петухов и очень удивился: как домашняя живность очутилась в такой глуши? Федор Петрович погнался было за ними, углубляясь в лес. Но птицы вскоре исчезли, а учитель опомнился и вернулся на дорогу.
Небольшое происшествие, приключившееся с молодой учительницей Л. Елисеевой в конце августа 1948 года, тоже было связано с птицами. Не один раз она проходила мимо Эташора и никаких странностей не замечала. Вот и на этот раз спокойно наклонилась к воде, чтобы попить. И тут над головой громко и отчетливо раздалось: «Кук-ну, кук-ну, ка-ка-на!» От неожиданности учительница даже вздрогнула. Посмотрела наверх – никакой птицы на деревьях не было. Да и не остается здесь кукушка в это время года. Перекрестила себя и ту сторону, откуда голос доносился. Птичий крик сопровождал девушку, пока она не выбралась из оврага. И лишь тогда пустилась бегом.
А осенью 1952 года из двух верхневашских колхозов погнали гурты скота в райцентр на мясопоставку. Дойдя до Эташора, телята и коровы остановились и дальше идти не захотели. Как рассказывают погонщики, в одном случае мост через ручей был завален кучами ягеля, а в другой раз скотину отпугивали петухи и курицы. Лишь через пару дней, когда знающие люди особым образом «настроили» животных, гурты благополучно преодолели этот овраг.
Лесные девушки увлекают мужчин
В середине 20-х годов прошлого века в конце лета Семен Елисеев из Усть-Вачерги, мужчина лет 50-ти, отправился в лес. На обратном пути встретили его две босоногие девушки. Разговорились. Девушки пригласили мужика пойти с ними, но тот не согласился. Тогда лесные обитательницы попросили у него нательный крестик – в подарок. Семен знал: отдать крестик – все равно, что отдать душу.
Девушки, однако, попались настырные. Чтобы отвязаться, Семен Николаевич вырезал ножом крестик из бересты и протянул его девушкам на стволе ружья. Лесные жительницы на это только громко рассмеялись и исчезли в лесу. Пришел в себя Семен посреди одного из болот далеко от проселочной дороги. Как туда попал, вспомнить не смог.
Зять Елисеева, уроженец Вендинги, кадровый военный Александр Калинин, осенью 1934 года гостил у тестя. И захотелось ему поохотиться на боровую дичь. Ушел в лес с ружьем и собакой и пропал. Собака к вечеру вернулась, а человека не было. Все всполошились: искали день, другой – безрезультатно. На третий день Александр Николаевич появился сам, исхудавший и сильно изменившийся в лице. Где он бродил в лесу и что с ним случилось, объяснить не сумел.
А в конце 30-х годов прошлого века паренёк из Лоптюги Вася Жданов поехал летом в Усть-Вачергу на тарантасе. В овраге Эташор повозку остановили две босоногие девушки, взяв лошадь под уздцы с двух сторон.
- Куда едешь, парень, и зачем?
- В Усть-Вачергу, за сенокосилкой.
- Ладно, поезжай, привези что надо, но смотри: как только стемнеет, обязательно приходи к нам в лес, – пригласили девушки.
Парнишка доставил сенокосилку, отвел лошадь на колхозную конюшню. Зашел ненадолго домой, а потом, тайком от домашних, ушел в лес. И пропал. Искали день, два, но парень как в воду канул. И только спустя две недели он обнаружился в охотничьей избушке у реки Лопи. Как там очутился, Вася объяснить не мог.
Подобные вещи случались не только с впечатлительными подростками. Летом 1953 года председатель Усть-Вачергского сельпо Василий Карнышев ехал верхом на лошади в деревню Лоптюга. Проехав Эташор, верховой почему-то сошел с дороги, слез с лошади и встал около дерева, обхватив его руками. Заметив проезжающую верхом женщину, Карнышев окликнул ее.
- Не заболел ли? – участливо поинтересовалась та.
- Я здоров, но не знаю, как и почему здесь очутился, – отвечал Василий Егорович.
- Креста на тебе нет, вот и понесла тебя нечистая сила в свою обитель!
- Может, и правда. Только не рассказывай никому, засмеют ведь люди, а я – человек партийный, – взмолился председатель сельпо.
Женщина помогла Карнышеву выйти на дорогу и пообещала молчать.
Похожие случаи в этих местах в первой половине ХХ века бывали часто. Местные жители тогда строили разные предположения по поводу встречи мужчин с лесными девушками. В ходу была даже такая молва: у лесных девушек брачная пора, вот и заманивают мужчин в лесную обитель.
Описав эти события, я подумал, что в наше время, когда люди ездят на машинах, такого быть не должно. Но я ошибался. Подобное случается у Эташора и сейчас. Есть предположение, что это связано с электромагнитным излучением в аномальных зонах, где существуют разломы земной коры. Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации. Но тогда непонятно, почему животные в этом месте ведут себя странно, дуга вылетает из оглоблей, а иногда отказываются работать электроприборы. Загадки по-прежнему остаются. (Николай Калинин).
Озеро Додзьское
В Корткеросском районе близ села Додзь в 14 км от Корткероса.
В чем мистика:
- Исстари в этом озере не разрешали купаться и даже нрыбачить. Считалось, что черти могли утащить человека под воду. Как бы бабушка меня ни любила, но узнав, что я ходила к озеру, отхлестала крапивой. А у знакомой муж рыбачил там и говорил, что видел страшную Русалку.
Он не пьет, и вся родня поверила. Может и правда, потому что мой отец тоже как-то говорил, что видел: русалка сидела на бревне у берега, волосы рукой гладила, - рассказывает сыктывкарка Ирина Нестерова, которая родом с этих мест.
Синдорское озеро
Где: в бассейне реки Вымь в 13 км от станции Синдор.
В чем мистика: Это единственный в России памятник природы, доступ к которому контролирует служба исполнения наказаний. Также озеро входит в список самых труднодоступных достопримечательностей России по версии авторитетного и известного в мире издания Forbes.
- Если верить многочисленным фольклорным источникам, в озере погиб культурный герой Коми - Йиркап. Он утонул в Синдоре после того, как не пощадил на охоте обернувшуюся оленем дочь колдуньи и утратил свою волшебную силу, - рассказывает краевед Светлана Мойсеева.
Плато Маньпупунёр
У многих финно-угорских народов до сих пор живы легенды про великанов, живших в древних веках! Например, у марийцев есть легенды про Онаров – великих людях, созданных до появления человека, а потом погубленных богами солнечным жаром за неимоверную гордыню. Холмы Онара встречаются по всему Марийскому краю, а в Моркинском районе РМЭ даже установлен памятный камень Онару.
Встречались и находки древних костей очень большой величины!
Не все великаны были великодушны – встречались и злые гиганты, такие легенды сохранились у северных народов: у манси и коми. В любом случае, память о них священна, а места их пребывания окружены ореолом тайн и загадок! Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил.
Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ - Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).
Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.
Древняя мансийская легенда
Легенды и мансийские версии образования каменных столбов Малой горы идолов:
1 Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить Вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-Нёр, их вожак - шаман увидел перед собой Ялпинг-Нёр - Священную Вогульскую гору.
В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-Нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха.
2. Основываясь на другой из версий, за Младшими Братьями, т.е. Вогулами, гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.
3. Следующая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить Вогулов и Манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое сакральное место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских Богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло - он тоже превратился в камень.
4. Древняя мансийская легенда.
«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.
В юртах манси было много мехов и шкур добытых животных. Из мехов женщины делали красивые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с духами. Были у вождя дочь - красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.
Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. - Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро они услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
Шесть из семи столбов выветривания располагаются по краю обрыва, а седьмой находится в отдалении от них. Каждый из Мансийских Болванов имеет своеобразную и причудливую форму. Причем, если смотреть на столбы выветривания с разных сторон, то всякий раз вы будете видеть разные образы. Вам могут почудиться люди, животные, предметы. Как мы уже упоминали, седьмой, отдельно стоящий столб, похож на перевернутую бутылку, упирающуюся горлышком в землю, а шестой напоминает голову лошади, пятый – похож на огромного человека. С наступлением зимы, Мансийские Болваны под слоем льда выглядят хрустальными изваяниями, а осенью они будто проплывают над землей в туманной дымке.
Когда эти исполинские камни предстают перед глазами, такое определение, как геологический памятник или причины их возникновения, названные геологами, кажутся мифом, а легенды, наоборот – правдой. Интересно и само по себе расположение плато, на котором стоят семь столбов выветривания. В начале лета, когда все зеленеет и цветет на южном склоне, на северном – еще не стаял снег и лежит он там до начала августа.
Люди, побывавшие вблизи Столбов выветривания, рассказывают, что ими владело чувство необъяснимого страха. Есть сведения, что в этих местах находились древние капища и культовые места для общения с духами. Кроме того, туристы отмечают такую особенность, что здесь не хочется общаться, нет потребности в еде и воде, а голова свободна от мыслей о мирском. Здесь хочется только созерцать и чувствовать себя частичкой этого мира.
Иногда каменные великаны издают гулкие звуки, будто беседуют между собой. Столбы выветривания расположены на большом расстоянии друг от друга, а вокруг, как бы опоясывая их, находятся гряды камней и валунов. Получается что-то вроде каменной нерукотворной стены, ограничивающей плато с кекурами.
Это плато считается на Уральском хребте самым культовым. Кроме того, оно поражает своей красотой, поэтому побывать там стремятся многие туристы, но не всегда первая попытка их увенчалась успехом.
Месторасположение Мань-пупу-нер – это Северный Урал, а точнее, заповедник, который находится в этих местах и носит название Печеро-Илычского, так как в этом же районе берет свое начало река Печера. Как уже говорилось выше, основной достопримечательностью плато являются семь столбов выветривания. Человек, попадая сюда, не может не почувствовать мистического и загадочного воздействия этого уникального места, особенно, вблизи от каменных великанов.
Геологи считают, что семь столбов выветривания – это кекуры. Что такое кекуры? Так называют скалы, которые стоят не массивом, а отдельно и имеют форму столба. Получаются они следующим образом: в пустоты горных пород снизу поступает магма, затем она застывает, образуя продолговатые тела.
Со временем, вода, ветер, перепады температур, воздействуя на камень, разрушают его, превращая в песок. Но тела, которые образовались с помощью магмы, гораздо прочнее камня, поэтому способны не подвергаться эрозии более длительное время. Поэтому так и происходит, что после разрушения песчаников, эти «пальцы» Земли до сих пор указывают на небо. Конечно, приведенный пример не является единственной причиной возникновения кекуров, существуют и другие.
Моя встреча с оборотнем во время службы в армии
Эта история произошла со мной во время службы в армии. Я отслужил почти год, и жить во всех отношениях стало намного легче. «Дедушки» демобилизовались, новобранцы еще не пришли. Правда, последнее нас не так уж сильно напрягало, потому как мы еще не успели облениться до той степени, когда без молодых солдат как без рук.
Раз заступили мы в караул на охрану складов. Они располагались в лесу, километрах в 30 от города. При этом ближайшая деревенька не сказать чтобы прямо под боком. Километров шесть до нее. Охраняемая территория складов обтянута колючей проволокой, по периметру - караульные вышки. Всего складов было четыре с вооружением, вещевым довольствием, продовольствием и горюче-смазочными материалами. Ночь была, как говорится, хоть глаз выколи. Больше половины фонарей, установленных по периметру, не горели. На мне - бронежилет и каска, в руках - автомат Калашникова. К ремню пристегнут штык-нож. В общем, богатырь, угроза всему блоку НАТО!
Стою у вышки, вдруг вижу, как по дороге, проходящей снаружи огражденного периметра, из темноты в мою сторону двигается какая-то фигура. Я спрятался за столб вышки, стараясь встать так, чтобы меня не было видно. Сам продолжал наблюдать. Вдруг фигура, которую я поначалу принял за человеческую, упала на четвереньки и как ни в чем не бывало продолжила движение. «Пьяный? Что за чертовщина?!» - подумал я. Внезапно меня охватили какие-то странные, совершенно непривычные ощущения. Коленки тряслись, руки будто прилипли к автомату, а через все тело, с головы и до самых пяток, словно бы проходили холодные электрические разряды.
Я много раз слышал выражение «животный страх», но что именно оно означало, до этого самого момента мог только догадываться. Но в те мгновения прочувствовал на своей шкуре, что называется, в полной мере. И вот наконец-то я увидел своего ночного «гостя». Огромная мохнатая собака (или волк), выбежавшая на свет из темноты, вдруг встала на задние лапы и уставилась на вышку, у которой я стоял чуть живой от ужаса, не смея даже пошевелиться.
Да что шевелиться! Я даже дыхание затаил. Зато отчетливо слышал, как дышала эта тварь. Тело человека, руки-ноги вроде бы тоже человеческие, а голова зверя. Прямо как в фильме ужасов. Прежде чем я сообразил, что мне делать, чудовище опустилось на четвереньки и продолжило свой путь. Уже потом я много раз задумывался о том, что могло бы произойти, если бы я повел себя по уставу, окликнув вурдалака и сделав предупредительный выстрел в воздух. Может, сейчас и не было бы этого рассказа. Ведь я читал, что нечисть обычная пуля не берет. И колючая проволока вряд ли бы остановила это существо.
Я простоял, не в силах пошевелиться, до самого прихода смены. Конечно, все рассказал пацанам. Видимо, выражение ужаса на лице было настолько убедительным, что слова мои не вызвали никакого сомнения у слушателей. Мне поверили. Лучшее доказательство тому - в эту ночь в караульной комнате не спал никто. Так до утра все и бодрствовали. Конечно, кому-то эта история покажется забавной, но нам тогда было совершенно не до смеха. Я и сейчас, когда вспоминаю ту ночь, содрогаюсь от пробегающего по позвоночнику холодка. (Бронеслав Твердый, Республика Коми).
Тульпа - сотворение воображаемого спутника
Колдуны народа коми издавна творили призрачных зверей, чтобы сбивать с толку чужих охотников, занимающихся промыслом не на своей территории. При этом создание таких тварей иногда принимало у колдунов характер соперничества и даже поединка. В поединках шаманов тоже упоминаются призрачные животные.
Скажите, вы бы хотели иметь друга? Любого человека или другое существо, которое будет вашим самым лучшим другом, обладая той внешностью, которая вам нравится, и тем характером который вам необходим, которое не надо будет делить с ее или его друзьями, родителями, собачкой, игрушками или учебой. А секретаря, который всегда с вами, имеет прямой доступ к вашей памяти, напомнит, подскажет, и подаст нужную идею, напарника для мозгового штурма?
Тульпа- сильная индивидуальная галлюцинация. В тибетском буддизме квазиматериализованное воплощение мысли, некий внутренне видимый и даже внутренне осязаемый образ, создаваемый воображением человека. При этом тульпа может быть видимой и для посторонних людей. Из европейцев увидеть тульпу довелось француженке Александре Давид-Неэль, многие годы посвятившей изучению отдалённых районов Тибета. В 1920-х годах, живя вместе с тибетскими йогами, Александра неоднократно наблюдала материализацию тульп, после чего решила сотворить тульпу сама.
«Считается, - писала А. Давид-Неэль, - что практика эта чревата опасностью, если тот, кто прибегает к ней, не достиг высокого уровня духовного и интеллектуального озарения и не осознает в полной мере характер используемых психических сил. Как только тульпа оказывается наделенным жизненной силой в достаточной мере, чтобы играть роль реального существа, он начинает стремительно освобождаться от контроля своего создателя.
Это, говорят тибетские оккультисты, происходит почти механически, подобно тому как ребенок покидает материнскую утробу, когда тело его развилось достаточно, чтобы стало возможным самостоятельное существование. Иногда такой фантом становится как бы мятежным сыном, и тогда, рассказывают, происходит беспощадная борьба между ним и его создателем. При этом тульпа может причинить вред, ранить и даже убить того, кто его создал.
Тибетские маги рассказывают также о случаях, когда тульпа, будучи посланным с некой миссией, не возвращался обратно и начинал собственные странствования в качестве полубессознательной, опасной и исполненной зла марионетки. То же самое, говорят, может случиться, когда создатель тульпа умирает, не успев растворить его. Как правило, фантом либо сам исчезает в момент смерти своего создателя, либо исчезает постепенно, как гибнет тело, лишенное воды. В то же время другие тульпа изначально ориентированы на то, чтобы пережить своего создателя».
Далее Давид-Неэль рассказывает, что, решив проверить это утверждение, поставила собственный эксперимент. Тульпа, которого она задумала создать, представлялся ей монахом с определенной внешностью и характером. Исследовательница закрылась в келье и стала выполнять соответствующие упражнения по мысленной концентрации и другие ритуальные действия.
Через несколько месяцев призрачный монах появился. Его облик постепенно становился все более четким и жизненным. Он стал как бы гостем, живущим в чужой комнате. Спустя время Давид-Неэль прервала уединение, отправившись в путь вместе с созданным двойником. И вот что удивительно: без какой-либо команды фантом совершал различные действия, которые были вполне естественны для путешествующего человека.
Например, он шел, останавливался время от времени, смотрел по сторонам. Иллюзия была главным образом чисто визуальная, но несколько раз путешественница чувствовала как бы легкое касание его одежды и однажды даже руки. Постепенно он становился все более беспокойным и агрессивным, словно полностью выходил из-под контроля.
Не ходите, йети, в темный лес гулять!
Заповедник для «авдошки». В последние годы заметно увеличивается поток журналистов, туристов, исследователей аномальных явлений, которые приезжают в Верхнешижемский район Кировской области в поисках следов «реликтового гоминоида», известного под именем «снежный человек».
О мифическом «вятском лешем» первым рассказал журналистам бывший охотовед Валерий Сергеев. По его словам, он лично многократно встречал в лесах Верхнешижемья необычных существ, хорошо разглядел их вблизи и даже пытался прикормить «вятских йети». Теперь Валерий Сергеев предлагает организовать в Верхнешижемском районе охраняемый заповедник для «авдошки» - так местные жители называют «снежного человека». В противном случае «снежные люди» погибнут под натиском цивилизации.
В берлоге
В Кировской области недавно побывала экспедиция российского уфолога Вадима Черноброва. Этот уфолог известен в Коми своими поисками на реке Усе российского «Стоунхенджа», аналога загадочного английского комплекса, состоящего из многотонных вертикально поставленных камней. Экспедиция Черноброва обнаружила в Верхнешижемье берлогу, совсем не похожую на медвежью. «Создавалось такое впечатление, - рассказал один из участников экспедиции.
- что кто-то, огромного роста, согнул и надломил деревья на двухметровой высоте, образовав своеобразный шатер. Внутри шатра оказалась пихтовая подстилка, а вход был прикопан, как нора».
Участники экспедиции записали множество свидетельств местных жителей, встречавших «авдошку» в лесу. Правда, как выяснилось, большинство встреч произошло в 50-е годы прошлого века. Интересно, что именно на это время приходится пик встреч жителей Коми со «снежным человеком». Однако самое большое количество случаев столкновений людей с йети зафиксировал исследователь, археолог, учитель истории из усть-куломского поселка Ягкодж Лениан Игнатов. (Владимир Овчинников. газета «Трибуна» от 18.04.2008г.).