Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в республике Марий Эл. 2




    Болотник урочища Кугу Куп

    За речкой Юшут, в просторной долине между Кленовой горой и Керебелякским нагорьем в Марий Чодре расположилось урочище Кугу куп. Раньше тут было даже не одно болото, а целая система лесов, болот, карстовых провалов, стариц, ручьёв, через Кугу Куп протекали даже две речушки: это Арбайка (исток на Катай-горе) впадает в Илеть чуть ниже Зеленого ключа, и Чернушка (по другой версии Торфянка) - впадает в Юшут ниже Ошутьял. 

    Площадь урочища была большая - около 10 кв. км., вероятно, и больше - границы никто не проводил.  Ранее легенд про Кугу куп было множество. Сейчас эти легенды вряд ли кто вспомнит - ведь урочища уже давно нет! Любое болото, чаща, озеро для мари являлось самодостаточным миром, своеобразным святилищем, которое жило по своим законам. 

    Эту историю рассказал моему другу один житель Ошутьял. Произошла она лет 50 назад. Он промышлял рыбалкой на Илети и на Тихом плёсе - тогда это было большое пойменное озеро, состоящее из системы проточных стариц, соединяющихся с Илетью. От Ошутьял к Тихому плёсу вела широкая окольная дорога (вдоль Юшута и Илети), которая обходила Кугу куп, и также прямо через болото вела короткая тропа. Случилось так, что этот рыбак решил вернуться домой по короткой тропе, так как хорошо знал дорогу, и было ещё светло.

    Однако по пути решил он заскочить в один сосняк, что рос на возвышенности, чтобы собрать грибов, которые в обилии росли по урочищу. Заодно в сосновом лесу нашёл он черничник, где было много созревших ягод. Вскоре набрал он полный рюкзачок боровичков. Сбор грибов и ягод так увлек его, что он потерялся среди болота. Он попытался было сообразить: в какую сторону идти, но постоянно натыкался то на непролазную топь, то попадал в густую чащу, которая вела не к тропинке. 

    На небе была облачность, и хотя солнце уже шло к закату, но определить где какая часть света - он уже не мог. Лес словно повернулся к нему другой стороной - стал как чужой, хотя раньше он достаточно легко ориентировался в нем. Сделав ещё несколько неудачных попыток выйти к тропе, тот мужчина присел отдохнуть на сосновом пригорке и закурил.

    Вдруг слышит он, как из чащи раздается стук топора. Он стал пробираться на этот звук, стук становился всё слышнее. Рыбак же этот помнил, что недалеко от речки Арбайки есть делянка лесорубов, которые валят там лес и вывозят его своей дорогой в деревню. Он думает, мол, не беда, доберусь до делянки, а там по дороге вернусь к Ошутьялам, ещё и до ночи успею дойти. А может, повезет, и доеду домой на машине.

    Однако впереди его было настоящее болото, он стал прыгать с кочки на кочку, пользуясь небольшим шестом, думая, что стоит перейти это болотце, как впереди покажется твердая земля, и он выйдет к лесорубам. Казалось, что звук топора был совсем рядом, а также послышался и лай собаки, мужчину это взбодрило - и он прибавил ход. Вот он и увидел перед собой, что болотце закончилось, кочки сошли на нет, а впереди него просторная поляна, а за ней сосновый лес.

     «Вот и выбрался из болота!» - подумал он, и, поправив лямки рюкзака, вышел на эту полянку. Поляна, в самом деле, манила к себе - была она ровная и вся заросшая мягкой зеленой травой, после трясин и зыбуна - это было настоящим чудом, мол, присядь уставший путник и отдохни от долгого пути. Мужчина прямо через поляну поспешил на звук топора, но трава предательски расступилась, и мужчину стало затягивать в самую трясину. Поляна оказалась настоящей обманкой - это была гибельная топь, прикрытая болотной зеленью, которой не было дна. Рядом не было ни кочки, ни деревца, и он мгновенно погрузился по грудь. К счастью, мужчина успел откинуться назад, чтобы опершись о рюкзак, остановить погружение, также он смог положить шест перед собой, и как-то опирался на него. Однако трясина понемногу делала своё дело - его затягивало всё дальше в глубину.

    Тут он стал кричать и звать на помощь людей, которые, как он думал, работали совсем рядом, но каково его было удивление, когда стук топора прекратился и на весь окрестный лес раздался дикий и страшный хохот. Внутри рыбака всё похолодело, хоть и нерадостно ему было попасть в болотину, но теперь он понял, кто заманивал его в топь, и что надежды на помощь нет никакой.

    Мгновенно вспомнил он, как рассказывали ему старики, что на Кугу купе иногда балует болотник - хозяин здешних мест. Как заманивает он в трясину неосторожного путника, как сбивает его с дороги то ягодным местом, то чистой полянкой, то стуком топора. Бывали случаи, что люди даже бесследно пропадали в этом грозном урочище. Однако по молодости считал он все это за пустые байки, теперь же понял, как его обманул хозяин болота. И ещё вспомнил он, что был день воскресный, а в деревне гуляли какой-то праздник, и ни кто из местных лесорубов никак не мог промышлять в лесу, тем более поздно вечером.

    На секунду отчаянье охватило его - показалось, что ничто уже не может спасти человека, попавшего в такую страшную ситуацию. Однако по молодости лет жажда жизни взяла своё - стал он пытаться своим шестом зацепить в трясине хоть маленькую кочечку - болото ведь не может быть абсолютно пустым, когда-то ведь и здесь росло мелколесье. Но чем больше он пытался выкарабкаться из топи, тем больше она поглощала его, вскоре уже осталась на поверхности одна голова. 

    Взмолился он всем богам - кого помнил, а потом решил попытаться нащупать кочку позади себя - поскольку недалеко он успел пройти по той гиблой полянке. Он сумел снять намокший рюкзак с бесполезными грибами, уперся на него, а потом осторожно одной рукой перехватил он шест и стал толкать его назад. И снова услыхал ужасный хохот, а потом краем глаза увидел, что у края той полянки-западни то ли стоит, то ли висит в воздухе какой-то зеленый человек с висячей бородой. Разглядеть он его нормально не мог, поскольку и сама голова уже погружалась в трясину, но боковым зрением было видно, как тот трясётся от дикого хохота и как качается его борода...

    «Ну, нет, так просто меня не возьмешь!» - с упорством подумал рыбак, повернувшись вполоборота, и хватая воздух ртом. И тут шест его нащупал что-то твердое. Он воспрянул духом, и стал полуползти-полуплыть в болотине, упираясь шестом в затопленную кочку. Сколько времени борьбы за жизнь прошло - он не понимал, уже достаточно стемнело. Из болотной жижи выходили пузыри, и кто-то словно ходил вокруг него, шлёпая ногами по трясине. Наконец, опершись на кочку, сумел он немного проползти до другого кочкарника, подложив под себя шест. Силы совсем оставляли его, и он еле-еле выбрался из трясины на край заколдованной поляны.

    Голова его кружилась, словно у пьяного, ему казалось, что над ним в сумерках летают зеленоватые огоньки - они будто что-то шептали и снова манили его в топучую глубь. Видения были так явственны, что мужчина на время потерял ощущение времени и места. Коварного болотника уже нигде не было видно. Но ещё долго он не мог собраться с силами и подняться. Благо, что июльские ночи были ещё светлые, небо немного прояснилось, и он с большим трудом из кочкарника выбрался на край сухой сосновой гривы, где упал на моховину и буквально сразу уснул от невероятной усталости.

    Проснулся он уже, когда полностью рассвело, только тогда он сориентировался по сторонам света, и нашёл свою тропинку к деревне. Кому рассказывал он свою историю - все только смеялись. Кто-то говорил, что на болотах иногда выходит газ из-за гниения остатков растений, этот газ вызывает галлюцинации и головные боли, поэтому человеку на болотах может привидеться всякая чертовщина. Правда эта или вымысел - сейчас проверить уже невозможно - Кугу куп давно осушен, разве что на старых картах можно увидеть это урочище в старом виде...



    Овда

    Древний ли марийский миф, или сказка на ночь маленьким детям, чтобы не лазили, где попало? Личность ли это, породившее мировое зло? Может, это Предки древних племён, что населяли Волго-Вятский лесной край? Или это существа из параллельных цивилизаций, что существуют рядом с нами на Земле? Может быть, это какой-то сложный психологический феномен типа популярных ныне НЛО или прочих аномальных явлений?

    Есть догадки, что это клан настоящих ведьм и колдунов, оставшихся от ушедшего на восток удмуртского народа (одо-марий)? Или же это Снежный человек, слухи о котором периодически появляются в разных районах Марий Эл и Кировской области? Загадок в этом вопросе намного больше, чем ответов, точнее, ответов пока совсем нет…

    У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?

    Образ Овды известен народам, живущим между Поволжьем и Приуральем. В мифологических рассказах марийцев, удмуртов, чуваш, татар существует собирательный образ неряшливой женщины, любившей кататься на лошадях. У каждого народа она получила своё имя.

    В марийских быличках существуют основные черты Овд: это женщины с длинными волосами и большими грудями, которые они могли закинуть за плечи. Их домом были пещеры и леса. В полночь, когда по поверьям марийцев нечистые силы обладали наибольшей силой, Овды проводили свадьбы. В некоторых быличках, приведённых в «Марийской мифологии» Л. С. Тойдыбековой говорится, что участники свадьбы стучались в дверь к хозяевам и спрашивали разрешения сыграть свадьбу в их доме. На случай отказа хозяев дома проклинали. Марийцы верили, что проклятия Овды всегда сбываются.

    Среди марийцев существуют легенды о том, как Овды проклинали деревни. Сюжет у них одинаков: мариец отпускал лошадей пастись на ночь. Наутро лошадки возвращались к хозяину, но одна из них, породистая и благородная, приходила измотанной и очень уставшей. Тогда хозяин, думая поймать таинственного наездника, намазывал спину лошадки смолой или дегтем и отпускали ее вместе со всеми пастись.

    Наутро лошадка возвращалась с наездником девушкой-Овдой, которая «намертво» прилипла к спине. Хозяин не щадя бил ее, чтобы другим повадно не было. Овда перед смертью просила о пощаде, но не находила сочувствия и прощения в глазах своего палача. Тогда Овда проклинала всю деревню, предсказывая, что домов в селении не будет больше определенной цифры. В некоторых районах Марий Эл цифра колеблется, но итог одинаков - деревни оказывались на грани вымирания.

    Деревня Кусола, что расположена в Волжском районе, была проклята Овдой, которую местные жители чем-то прогневали. Именно наложением проклятия объясняют тот факт, что Кусола находится на грани исчезновения. Деревня Кужмара Звениговского района, считается одним из древнейших сел марийских земель.

    Есть мнение, что селу не менее тысячи лет. В те далекие времена Волгу населяли бургасы – один из финно-угорских племен. Марийское Поволжье в те времена преимущественно было занято лесами. Некоторые роды местного племени заменяли традиционное собирательство плодов земледелием. Они расчищали землю от деревьев и использовали ее по прямому назначению.

    Параллельно со сменой образа жизни в родах менялась и власть: усиливался патриархат. Роды могли жить только на полянах, т. е. на своих очищенных участка, от чего «кужмарцы» назывались полянными жителями. Все же основное население края вело старый образ жизни. Они жили в лесу и питались его плодами. Лесных жителей называли «Овда», потому что в их роду главенствовали женщины. Уже несуществующая деревня «Посянур» Моркинского района также стала жертвой проклятии Овды.

    Хочу, на суд вам выставит свою историю, которая случилось со мной в 14 лет, не так далеком 1997 году. Напомню, что я с республики Марий Эл. И ваше право верить в эту историю или нет! Но в предисловии расскажу. Все мы, но или большинство в детстве проводили летние каникулы у бабушек и дедушек в деревне. Мое детство было не исключением, все летние каникулы я проводил у бабушки в деревне, с друзьями лазили везде, собирали ягоды грибы, купались в озере. Деревушка уже к тем временам была на грани исчезновения, было 14 дворов, жилых 9. Сейчас и того меньше. Старики вымирают. А молодежь уезжает в города. Но соответственно, дружков нас было немного, 3 – 4 пацана. Все вместе и шарахались.

    Как убежишь утром на пруд, и целый день, питаешься подножным кормом. Или сбегаешь на колхозное поле  - наберешь гороху стручкого, и целый день им питаешься. Времена беззаботного детства. А вечерами когда приходишь домой бабушка рассказывала разные истории да небылицы. В один из вечеров поведала она мне такую историю.

     «Было мне 14 лет. Лето было. Все ушли в поля, осталась я одна по хозяйству. Хожу по двору, кур накормлю, воды скотине принесу, да отцу с братьями кушать готовлю. Да необходимость появилась в задний огород выйти. Не помню зачем. Выходить начала, калитку закрыла, думаю, чтобы курицы не вышли. Поворачиваюсь, и встала, как вкопанная, на задах вдоль прясла (забора), не то человек, не то существо на двух ногах идет (назовём её Овда, позже объясню). Высокая и  вся в шерсти. Шерсть цвета чуть темнее песка пляжного. Испугалась я очень, а дома нет ни кого. Что делать не знаю. 

    А существо остановиться, нагнётся, дальше пойдет. И таким шагом не быстрым. И меня главное не замечает. Я вправо-влево, расстояние метров 50 до нее, сердце в пятки ушло. Вспомнила сосед дед дома, я к нему (имя деда не помню) прям по огороду, так, мол, и так. Вышли тут же, смотрим:  стоит не уходит, но на нас не смотрит. Минут 15 за ней наблюдали. А потом ушла за овраг. И с поля видимости пропала. Время к обеду было, отец с работы пришел, мы с дедом к нему. Все рассказали. Сами все испуганные. Отец ружье достал, и пошел смотреть, нам сказал оставаться здесь. Пришел минут через 30, рассказывает, по траве видно ходил кто-то, видно, как будто лежала, трава сильно утоптана, как будто специально кружилась. А потом следы вышли с оврага, и пропали куда-то, потерялся след иначе. Да немного шерсти принес, с кустарника снял».

    Дальше, конечно, рассказ пошел, по деревне, кто-то верил, кто нет. Но бабушка, мне часто рассказывала, и вспоминала эту историю из своей жизни. Что касается меня – я, наверное, больше верил, чем нет. Иногда казалось, что бабушка просто пугала меня, что бы ни лазил где не надо. Мальчишкой я рассказывал своим деревенским друзьям эту историю. Мы хихикали, и как то всерьез все равно это не воспринимали. Но однажды!

    Ну, так вот, был 1997 год, времена когда с деньгами было худо. И денег на карманные расходы, взять было негде. Бабушка особо не баловала. Ходили мы на оживленную трассу, благо не далеко от деревни то было, продавать, всякую мелочь. Ягоды, картошку, молоко, грибы – все такое. Деньги на жвачку, да сигареты зарабатывать. Тогда курить-то, и пробовал начинать в первый раз.

    Был уже август месяц, поля с пшеницей были уже убраны, возвращались мы в деревню с очередного похода на трассу. Идем, смеемся, прикалываемся втроем, думаем, что будем делать завтра. И не дойдя до деревни метров 30, в стороне за деревней замечаем, существо (ОВДА), идет по скошенной пшенице!  На дорогу песчаную вот-вот выйдет, дорога, которая огибает деревню по задам огородов. Расстояние до «существа» метров 60-70,  не больше. Вид у нас отличный, так как, случаем мы оказались немного на возвышенности, а деревня чуть в низине справа, а это существо, двигалось поодаль впереди слева. Я схватил камень, стоим втроем - смотрим, я Сашке говорю:  «Свисни».

    Тот свистнул, и она обернулась, ускорила шаг, вышла на эту дорогу, прошла по ней метров 15, зашла за куст, и дальше мы уже ее не видели. Я говорю:  «Пойдем следы смотреть, она же по песку шла, значит следы остались». Пацаны мне боятся признаться, что ли, мол, пошли домой, быстрей. Одному мне было очково идти - следы смотреть. И мы быстро пошли по домам.

    Я домой пришёл, все рассказал бабушке, бабушка в очередной раз просветила своей историей. По описанию бабушки была она точь-в-точь, песчано-рыжеватая, да высокая. Обратил внимание, что шерсть у нее комками, как у собак бездомных. Всю ночь я ворочался, всю ночь не мог уснуть, всю ночь в нашей маленькой деревне лаяли все собаки. Что-то, в 14 лет мне было очень страшно. Совпадения были в том, что мне, когда я увидел это,  было 14 лет, как и тогда бабушке. Второе, что на том же самом месте, так как участок все тот же, что и 100 лет назад. Может там тропа её?  На зрение пожаловаться тоже не могу. Не пили, курить баловались (табак не более). Да и было нас трое.

    Потом когда я уже был студентом, я вычитал информацию в библиотеке, о марийской мифологии. Может, похоже на овду. Правда вот грудей за спиной мы не заметили, и вся в шерсти. Еще один раз по каналу ТНТ показывали передачу «Необъяснимо, но факт»,  о том, как Сергей Дружко, искал эту овду, в наших марийских лесах. Он рассказывает, что Овда, это какой-то динозавр (мамонт), чушь полная. Но посмеяться можно. Хожу теперь лесам да по полям нашей марийской республике с МД, и думаю, какая вероятность еще раз повстречаться…


    1. Так сложилось, что именем Овда мари называли дьявола, точнее Киямата (Керемета). Так как было принято: ни в коем случае не произносится имя бога смерти, владыки подземного мира Киямата, и даже его посланца ангела смерти Азырена.

    Однако со временем произошло дробление культа Киямата (Керемета), из которого выделились мелкие злые духи кереметы (что-то наподобие русских чертей), силы которых незначительны и соблюдение предосторожностей может оградить человека от них. Но обозначение Овда – для этого персонажа сохранилось. Поэтому иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (Акцорин).

    Таким образом, Овда – это один из собирательных образов духа мирового зла.


    2. Исходя из пункта 1 (Керемет) – понятие Овда стало часто использоваться в марийском фольклоре  как общее обозначение нечистой силы. По легендам и преданиям  - Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей и в воде (ср. вюд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

    Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни.

    Поэтому в образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В одной быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать - Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (Акцорин).

    Овду можно поймать, можно наказать, но не стоит этого делать, так как последует месть. Известны легенды, в которых мари женятся на овде. В этом случае они преимущественно живут хорошо, в достатке, поскольку женщина-овда очень вынослива, и трудолюбива. Дети овды и человека ничем не отличаются от иных детей, разве что несколько смугловаты. Следует напомнить, что среди старинных марийских имен есть имена, которые произошли от слова «Овда», это мужское имя - мужское имя Овдек, и женское имя – Овдачи.

    Мужчина-овда прекрасный воин, причем в этом отношении обладает некоторыми волшебными свойствами - его не берут ни пуля, ни сабля. Следует добавить, что понятия злой дух Овда и существо овда со временем так смешались, что ныне этого культа практически не существует, и трудно попять, что имеется в виду в том или ином случае, когда произносится это имя. Таким образом, в марийской мифологии возникло несколько понятий со словом Овда. Однако кроме нечистой силы – Овда представлялась в реальных существах!


     3. Продолжим разговор о настоящих существах по имени Овда.

    По многим предположениям,   Овда (овыда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда») - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный (?)  для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего, он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.

    Действительно,  как видно из сохранившихся исторических источников, восточные районы Марий Эл в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить эти земли. Памятниками их пребывания (например, в Моркинском районе)  осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Около Абдаево есть место под названием овданур. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.

     Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск, и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками.  Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем – «АР» (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.

     До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится «Ярамари селище» - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.

    Аналогично про это говорят археологические памятники по реке Пижма, (у которой находится, кстати, селение ОДОшнур),  их относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия, и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку.

    С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом «народе овд».

    При этом  Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык,  а также магические способности, связанные с «хтоническим» - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща),  и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, «неправильность» - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.). Они взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры – «ир енг», то есть дикими людьми.

    В пользу этой версии говорит тот факт, что для мари язык Овд был понятен. Хотя и с трудом, но мариец примерно понимал: о чем говорят Овды, так как удмуртский язык принадлежит к той же языковой группе, что и марийский. По другим легендам: мари почти не понимали язык Овд, но некоторые марийцы довольно быстро ему обучались, так, что могли общаться с Овдами.

    По этому поводу есть реальная история, которую нам прислали на сайт. Написал нам уже пожилой мужчина про случай, который произошёл в Параньгинском районе. Дело было ещё в довоенные годы, он (будучи мальчиком) шёл с матерью из соседней деревни, и они по дороге повстречали двух женщин. Женщины эти были очень странно одеты, и явно были не марийки. Мать остановилась около них, но сына подтолкнула вперед, мол, иди пока в деревню без меня. А сама стала разговаривать с теми женщинами на непонятном языке, но среди речи слышались как бы знакомые слова. 

    Потом мальчик ушёл по дороге и больше ничего не слышал. Через некоторое время мать его догнала, но на вопрос сына: «Кто это был?», ответила, что это не его ума дело! Больше про эту встречу мать никогда не вспоминала и ничего не говорила, но сына этот вопрос мучил всю жизнь. И уже через много-много лет, когда мать смертельно заболела, а у её сына были свои дети – он снова поинтересовался: кто были те женщины. Тогда мать ответила, что это были Овды, но больше так ничего и не рассказала!

    Таким образом, ряд приведенных фактов указывает на некоторую идентичность народа Овды и удмуртов, как правило, это связано с тем, что в древности эти земли были обжиты удмуртами. Однако здесь есть явное противоречие, которое состоит в том, что племена удмуртов в те времена по своему уровню развития практически не отличались от марийских племён, то есть находились на одном уровне экономического и культурного развития. Поэтому при контактах мари и удмуртов (как мирных, так и военных) у народа мари не могло остаться такого мифологически-сказочного восприятия этого народа! Вряд ли мари могли осознавать соседний и похожий на себя народ (по языку, культуре, происхождению, образу жизни и т.д.) как «нечистую силу», или как чуждый «иной» этнос!

    Это, кстати, выражено и в названии удмуртов – то есть одо-марий, получается, что марийцы практически их также называли, как и своё племя, или как близкое или родственное себе племя. А это было бы невозможно, если бы удмурты явно отличались бы от марийцев, то есть настолько явно, чтобы иметь такие фантастические свойства тела, образа жизни и поведения! Следовательно,  удмурты не могли в полной мере называться (идентифицироваться) мифическим народом - Овда!

    Косвенно это подтверждается преданиями вятских мари, например, где рассказано о споре между марийскими и удмуртскими племенами за земли на правом берегу Вятки. В этом предании об удмуртах указано, именно, как о соседнем обычном племени; язык, нравы и особенности которого не вызывают удивления и не несут мистического образа. Удмуртов в этих преданиях никто не называет овдами. Поэтому можно рассмотреть следующие гипотезы.


    4. Вероятнее всего, народ Овда жил на нынешних марийских землях ещё до прихода удмуртов. Ведь в древности не было такой плотности заселения территорий, как сейчас. Поэтому в глухих и дремучих лесах, достаточно близко друг от друга могли параллельно существовать два разных народа, которые находились на разном уровне общественного развития (что говорить, частично это можно наблюдать даже в наше время!). По археологическим памятникам известно, что эти территории заселяли пермские племена азелинской культуры. Например, их поселения были в долине реки Юшут, около д. Мари-Луговая, в Звениговском, Моркинском и Куженерском районах.

    Например, из преданий деревни Кужмара (Звениговский р-н) известно, что не менее тысячи лет назад в этих краях (на левобережье  Волги) обитали бургасы - одно из многих финно-угорских племен. Название села образовалось сочетанием двух слов: «куж» - поляна, долина  и «мар(ий)» - человек, мужчина, мариец. По-марийски название села так и звучит - Кужмарий. Видимо, в древности слово «кужмара» обозначало род людей, живущих на полянах. 

    В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата - к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность «кужмарцам» - полянным или долинным жителям - основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли «Овда», так как в их роду главенствовали женщины.

    Предания о древних племенах также сохранились в местностях около озер Большой Плеер и Зелёное (Волжский р-н). Аналогичные  поселения древних племен были недалеко от Карман-Курык в Моркинском районе. По этой причине народом Овда, скорее всего, называли не удмуртов, а более древние племена, которые находились в первобытном состоянии, и явно отличались по образу жизни от марийцев.

    Как вариантом данной версии можно назвать и другое предположение – среди удмуртов (как и среди прочих средневековых народов) всегда выделялась группа людей, которая жила обособленной жизнью (знахари, целители, колдуны, ворожеи и т.д.). Обычный человек старался избегать общения с ними без особой нужды, так как знал об их необыкновенных способностях. Но когда удмурты стали отступать на восток – за Вятку из-за натиска марийских племен, то эти люди остались в своих глухих урочищах и берлогах, так как движение народов в те времена было достаточно условным. 

    На самом деле, можно было веками прожить в лесной глуши, не ведая, что по твоему краю проходят гунны, хазары, мари, булгары, монголо-татары, славяне, так как отсутствие дорог, дремучесть и болота этого края надежно скрывали отшельников от посторонних глаз. Но, тем не менее, этот таинственный народ жил в марийской тайге! И когда мари стали осваивать лесные чащи, основывали новые илемы, расширяли поля и луга, то уже явно столкнулись здесь с загадочными Овдами, которые и были аборигенами на этих землях. Подобную легенду можно прочитать в статье про Юрдурскую гору (Ёртур-курык).

    Похожая ситуация была и у восточных славян (русских), когда они двигались на восток и занимали территории финно-угорских племён, в те времена они также сталкивались с остатками загадочного народа в лесных чащобах. Народ этот звался собирательно – «Чудь», вероятно, это были отшельники-представители разных племён. Многие из них владели ведовством, колдовством и магией, и от этого и пошло их название – от слова «Чудо». Вполне возможно, что мари также сталкивались на новых землях с остатками «чудесного» народа, который до них населял эти таёжные девственные просторы.

    Данные встречи происходили не только на востоке Марий Эл и на Вятке, но и на землях восточных мари (Пермский край, Урал), так указывалось, что у пермских мари кроме великих почиталось и множество мелких божеств. Известны были марийцам духи хозяйственных и жилых построек: хозяин дома порт ойза, хозяин конюшни, банник шукшондал. Из духов природы марийцы особо почитают хозяйку воды вуд ава, рассказывают истории о русалке вуд ия, хозяйке леса нур ава. 

    Прежде чем зайти в лес, считалось необходимым предупредить хозяйку: «Ты не пугайся, мы пришли за грибами и ягодами!» По сей день бытуют в деревне Тляково многочисленные рассказы о мифологическом персонаже обда, овда. Неподалеку от этой деревни располагалась гора Обда курык, где, по преданиям, обитало это существо. То есть, налицо многочисленные факты встречи мари с представителями загадочного народа практически по всей территории марийского расселения от Волги до Урала. В связи с этим есть ещё одна версия происхождения Овды.


    5. Из истории народов ханты и манси было известно, что в 17 веке Царь Алексей Михайлович за большую помощь при завоевании и освоении земель остяков (хантов) и вогулов (манси) подарил одному из вогульских (мансийских) князей   большую территорию Европейской тайги в районе Яранска (от слова «яранге» – «чум»)  - ныне Кировской области.

    Этот мансийский князь переселил туда весь многочисленный род, с оленями, чумами и прочим добром. Они жили там долго и хорошо, так как  климат в тех краях намного лучше Ханты-Мансийского! Разводили они оленей, лошадей, которые и зимой питаются подснежной травой. Кто был на «Северах», тот знает, что таежные олени намного крупнее и упитаннее тундровых. Предки марийцев в Моркинском, Куженерском и Сернурском  районах даже охотились на них («пучо», аналогично озеро Пучеер).

    Куда делись эти вогулы (манси)? Конечно, ассимилировались. Мужчины манси женились на марийках, языки в данном случае были хотя и отдаленные, но родственные. А уродов-женщин даже в те годы не брали в жены, изгоняли. Вот вам и «овды», «керемети» и «таргылтыши» (ведьмы).   Отсюда же и браки между мари и овдами, а также общие дети от этих брачных союзов. Надо также отметить, что манси имели свои магические культы, в частности, шаманизм, что, конечно, не могло быть незамеченным марийцами, которые вступали с ними в контакт, вероятно, от этого и пошли разного рода легенды и предания про Овду. (Прислал пользователь по имени Павук)


    6. Овда – это Снежный человек.

    Такая версия  в настоящее время часто встречается в прессе и на телевиденье, а также в интернете. Действительно, образ Овды, который был показан в истории (в начале нашей статьи), очень похож на снежного человека. В частности, шерсть на теле, способ передвижения, поведение и т.д. Если бы на месте мальчишек был бы профессиональный наблюдатель, однозначно, он расценил бы это как встречу с йети!

    В пользу этого факта также говорят параллели образа Овды с персонажами марийской мифологии, например, с марийским лешим (таргылтыш). Он чем-то напоминает медведя, зарос шерстью, живет в берлогах и пещерах, прячется в лесной глуши, редко появляется у человеческого жилья. По лесу передвигается бесшумно, поэтому неожиданно появляется и также быстро исчезает. Но его чувствуют собаки, поэтому Овда старается избегать их. Он оставляет огромные следы на земле.

    Марийские охотники, грибники и пастухи нередко находили жильё Овды, как правило, оно находилось в пещерках или под корнями поваленного дерева (типа берлоги). Дно жилища было устлано лапником, сухой травой или звериными шкурами. Повсеместно отмечалось, что при вырубке лесов, расширении полей и лугов – Овды покидали эти места, так как были лесными жителями, и обычно не могли перенести приход человека в их край.

    В легендах и быличках Овдам приписывались многие волшебные свойства, некоторые из них можно объяснить, изучая особенности поведения снежного человека, которые описаны в литературе. Как указывалось выше, Овды могли неожиданно появляться и быстро исчезать, так как имели сноровку лесного жителя. Вывернутые ступни  (следы) - это способ, которым снежный человек путает свои следы, отводя охотников от своего жилья или других мест, в этом случае он идёт задом наперед. Поэтому кажется, что у Овды вывернуты ступни.

    Овды были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер  По этой причине человек думал, что у Овды груди находятся сзади. По мифам и рассказам известно, что Овды явно тяготеют к геопатогенным местам. Скорее всего, такое свойство их организма. 

    Напомним, что кошка также часто лежит в доме на патогенном месте, где человеку лучше не находится, а вот собака в таком месте никогда не ляжет! По этой причине Овды часто жили в «плохих, нечистых» местах, а человек в таких местах себя плохо чувствовал, терял ориентацию, болел! Поэтому в народных быличках для таких зон указывалось, что, мол, леший в чаще закружил, что привиделась всякая чертовщина, что Овда послала порчу и т.д.

    Этим также можно объяснить и феномен «проклятых деревень» в Марийском крае. Такие предания (и они ведь сбываются!) встречаются практически в каждом районе Марий Эл, и особенно часто в восточных частях республики. Про географию этих мест мы поговорим попозже, а сейчас следует понять, что, если Овды водились в геопатогенных местах, то в этом месте не следовало бы строить деревни, добра людям от такого поселения не будет! Конечно, в древности у марийцев было много способов определения «чистоты» или «нечистоты» места, мари безошибочно определяли тот участок леса, где будет священная роща, новый илем и т.д.,  например, делалось это по быкам…

    Но ведь в жизни бывают и такие случаи, когда спешно бежали марийцы от всякой напасти большими семьями по тайге, и если попадалось удобное место (река, озеро, ключ), то селились здесь. Ведь впереди была зима, морозы, вьюги! Времени на поиск «хорошего»  места не было! Так и появлялась деревня в «нечистой» геопатогенной зоне. Эта же зона притягивала Овд, либо они уже жили здесь, но уходить не собирались. 

    Рано или поздно человек вступал в конфликт с Овдами, что могло закончиться плохо как для человека, так и для Овды (мари были воинственным племенем). Но с исчезновением Овды из окрестностей деревни – напасти для людей не заканчивались, приходили моры, от молний часто возникали пожары, происходил падёж скота, умирали младенцы, продолжительность жизни была небольшой и т.д. 

    Все эти факторы марийское народное сознание связывало с проклятием Овды, которые жили в этих краях, но  которых потом прогнали (или убили) люди! Мол, перед смертью Овда прокляла деревню (род, семью), и теперь счастья в этом месте никому не будет! Действительно, если деревня находилась в патогенном месте, то такие «проклятия Овд» сбывались, и людям приходилось, либо уезжать отсюда, либо наблюдать, как чахнет их род!

    Примеров этому великое множество!

    Например, история деревни Нурото, что была расположена недалеко от Галицкого тракта (между Шигаково и Шелангером – Звениговский р-н).  Из архивных данных известно, что в 1902 году дворов здесь было  7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. 

    Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин, как следует, ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду - или кто-то умирал, или один из домов сгорал.

    Судите сами:

    В 1902 году дворов здесь было  7.

    В 1922 году в деревне Нурото Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 7 дворах проживали 32 человека.

    В 1926 году в деревне Нурото Большешигаковского сельсовета в 7 хозяйствах проживал 31 житель.

    Примерно в 1935 году 7 семей крестьян подали коллективное заявление с просьбой разрешить им переселиться в основной населенный пункт колхоза и оказать материальную помощь в размере 1000 рублей на каждый двор.

    В итоге - выселок Нурото  (Большешигаковского сельсовета)  Указом Президиума Верховного Совета Марийской республики от 27 ноября 1940 года исключен из списка населенных пунктов! Рассказ про эту «заколдованную» деревню (а также про загадочные места вокруг неё) будет в наших следующих статьях, а сейчас особо подчеркнем, что в случае с Нурото (и с другими историями о проклятых деревнях)  есть своя статистика и свои закономерности.

    Из архивных данных сел и деревень Марий Эл (а также на основе собранной нами  информации, часть которой предоставлена читателями сайта)  мы выделили около 25 населенных пунктов (и мест) в различных районах Марийского края, где явно встречаются легенды или упоминания про Овду (о некоторых деревнях мы уже рассказывали), а также существуют объекты (овраги, поляны, рощи, леса), в названиях которых встречается «Овда». Это не может быть случайным совпадением, или игрой фантазии марийского народа. Явно Овды присутствовали в реальной жизни мари, а также и влияли на неё. Марийцы нередко вступали в контакт с этими загадочными существами.


    1 2 3                      














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 1146 | Рейтинг: 5.0/2