- находится на расстоянии 6 км на северо-восток от д. Петъялы (Волжский р-н). Предание гласит, что деревню в давние времена прокляла Овда, которую чем-то обидели жители деревни. Овда предсказала, что деревня постепенно исчезнет с лица земли. Деревня действительно постепенно таяла. Молодые уезжали в города, некоторые строили дома в соседнем селе Сотнур. Дома сиротели, часто бывали пожары. Как правило, огонь охватывал не один двор, а сразу 4-7 хозяйств.
2. Около села Помары
По преданиям мари, живущих около села Помары, в древности на этих землях жил «дикий» лесной народ, который после заселения этой территории марийскими племенами, пропал неизвестно куда (Волжский р-н).
3. В деревне Пинжан-Кукмор
Есть любопытная легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Эта деревня расположена километрах в 7 от Петьял Волжского района. Между этой деревней и деревней Малые Олыкьялы (теперь такой не существует давно), на берегу реки Петьялки, в отдалении от всех, жила овда. Это была старая уже, но, как бы сейчас сказали, хорошо сохранившаяся женщина. Даже для своего возраста она выглядела красивой, сохранив стать и физическую силу. Жила она с дочкой, которая была тоже очень красивой.
Жили они во вполне определенный временной промежуток – несколько десятков лет, до, по некоторым данным, 1905 года. Примерно в это время старая овда умерла, а дочь ее куда-то уехала. Вела себя эта овда, как и прочие – лечила людей, колдовала понемногу, брала за это продукты и различную утварь. Дочь ее в ночи, когда светила полная луна, похищала из стада коней и скакала на них так, что к утру они были все в пене. Но каждый раз возвращала их в стойло.
4. Кужмара
- одно из древнейших сел марийского края (Звениговский р-н). Существует предположение, что селу не менее тысячи лет. В те времена на Волге обитали бургасы - одно из многих финно-угорских племен. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата - к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность «кужмарцам» - полянным или долинным жителям - основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли «Овда», так как в их роду главенствовали женщины.
5. Деревня Нурото (Звениговский р-н).
8 1902 году дворов здесь было уже 7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть.
Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин как следует ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду - или кто-то умирал, или один из домов сгорал.
6. Село Исменцы (Звениговский р-н)
В древности один крестьянин на лугах сохранил для Овды (по её просьбе) стог сена, чтобы она могла там ночевать. После чего Овда пообещала, что у крестьянина сено (трава) никогда не кончится. Действительно, около села всегда были обильные луга и пастбища, что позволяло вести успешное животноводство.
7. Деревня Макарово Куженерский р-н;
Существует легенда, что эта деревня была проклята ведьмами. По легенде, по деревне протекала речка, около которой водились ведьмы. Днем ведьмы спали, а в полночь приходили в деревню и до утренних петухов катались на лошадях, отпущенных в ночное. Дед Макар решил поймать ведьм, смазав перед ночным спины лошадей дегтем. Одна ведьма попалась, дед Макар ее убил. Ведьма прокляла деревню: «Пусть в этой деревне никогда не будет больше 7 дворов». Речку, где водились ведьмы, жители назвали Овда корем.
В 2003 году из деревни уехали последние жители.
8. Нурсола – Овда корем (Куженерский р-н)
Загадочный овраг, где по легендам обитали Овды. Чуть в стороне от Горняка, у деревни Нурсола находится еще один знаменитый овраг – Овда-корем. Именно здесь по местным преданиям жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Женщины-овды обладали столь огромными грудями, что им приходилось перекидывать их на спину. По легендам, по проклятию овд в незапамятные времена ушла под землю деревня Нольнур, находившаяся недалеко от верховьев Овда-корем.
Левый склон оврага – практически голый, с редкими вкраплениями кустов и одиноко стоящими деревьями, зато правый покрыт зарослями ельника вперемешку с можжевельником. Здесь встречаются можжевельники, достигающие рекордной для наших мест восьми–девятиметровой высоты! Говорят, что еще относительно недавно – в послевоенные годы – на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале шестидесятых овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.
Исследователи поначалу относились к этим рассказам со скептицизмом, пока не услышали – уже из Кировской области о случаях встреч с йети – таинственным снежным человеком. Организовали экспедицию по его следам и, говорят, следы эти нашли. При этом «стоянки йети» очень напоминали все, что связано с марийскими овдами…
9. Деревня Мари-Шои (Куженерский р-н)
На расположенной рядом с деревней горами (тут проходит Вятский вал) местные жители и пастухи находили карстовую пещеру, где якобы кто-то жил. Старые жители считают, что в ней в древности обитала семья Овды (вероятно, еще до появления деревни Каменная гора). В отличии от пещеры овды горы Карман-Курык или тех же пещер на севере Вятского Увала, кроме легенд, в пещере Каменной горы есть следы обитания Овды!
Те немногочисленные храбрецы, как известно, мари демонизировали овду, поэтому места их обитания считались нечистыми), кто в ней побывал по необходимости (известен один случай, когда искали пропавшего козленка), описывали в глубине что-то наподобие стола и лежанку. Местные жители д. Визимбирь и д.Мари-Шои не сомневаются ( по крайней мере старики) в существовании в совсем недалеком прошлом в окрестностях этих деревень овды.
10. Деревня Акпатырево, Мари-Турекский р-н;
Сохранилась легенда, согласно которой деревня была проклята Овдой - мифологическим существом женского пола, обладающим сверхъестественными способностями. За какие-то обиды, нанесенные ей, Овда якобы заповедовала деревне не иметь более 30 домов.
11. Деревня Тумерсола, Медведевский р-н;
Существовала даже такая легенда: жителей заколдовала овда, поэтому не было высокой рождаемости детей. Число коренных жителей достигало лишь 70-75 человек. И дальше число домов не было больше семи: В 90-е гг. XX в. д. Тумер вошла в совхоз «Пригородный». В ней 7 хозяйств, где проживают 16 человек. В деревне к 2002 г. -7 деревянных домов, 4 дачных. Проложен водопровод.
12. Деревня Сапуньжа, Моркинский р-н;
Деревня расположена в 5 км юго-западнее с. Шоруньжа. По рассказам старожилов, название произошло от древних переписчиков во времена Екатерины Великой, которые пытались узнать название этой местности. Жители не понимали русского языка и подумали, что переписчики спрашивают направление дороги, ответили «Шап», а дорога ведет в Шоруньжу. Таким образом, деревню и записали «Сапуньжа». Соседи, татары, называли поселение «Яибаса», что означает «душу забирающий». Это объясняется наличием на окраине одного из оврагов «Куполат» останков развалившихся нор и землянок. По преданию, здесь проживали овды, марийские ведьмы.
13. Деревня Пашкансола; Моркинский р-н;
Около деревни расположено нечистое место, называемое местными Овда-нур. Якобы в древности на этом поле водились овды, которые по ночам катались на лошадях.
14. Деревня Папанино, Моркинский р-н;
В окрестностях этой деревни, в глухих лесах парка Марий Чодра, находили странные жилища, типа землянок, но сделанные явно не человеком. Эти землянки были обитаемы. Также в окрестных лесах якобы видели людей в звериных шкурах.
15. Деревня Юрдур, Моркинский р-н;
Около деревни расположена Юрдурская гора (Ёртур курык), где по преданиям в пещерах и норах жила семья Овды. Их застали первопоселенцы, которые переселились в этот дремучий край с правого берега Волги. По легенде конфликтов между людьми и Овдами не было. Потом (когда деревня стала расти) Овды ушли куда-то в безлюдную тайгу. Данное предание есть на сайте.
16. Деревня Абдаево (Овдасола), Моркинский р-н;
Деревня Абдаево расположена в 5 км севернее центра сельсовета, д. Коркатово, вблизи автотрассы Морки-Йошкар-Ола. Около деревни раньше располагалась проклятая деревня Посянур, которую за что-то прокляли овды. После чего деревня потихоньку вымерла. Рядом располагаются Большой и Малый Карман-Курык, где в подземных пещерах по преданиям также обитали овды. Остатки пещер сохранились до нашего времени.
17. Деревня Ямаши; Новоторъяльский р-н,
Не существующая ныне деревня. Находилась в 3 км к северо-востоку от центра сельской администрации, деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг - Овда корем, есть предание, что в этом овраге раньше обитало семейство Овды. К западу от деревни находилась молельная роща - Саваран кусото.
До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление. В годы Великой Отечественной войны многие мужчины погибли. Жители деревни постепенно переезжали в другие места. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 5 апреля 1973 года деревня Ямаши исключена из учетных данных административно-территориального деления.
18. Деревня Шемермучаш, Новоторъяльский р-н,
В окрестностях селения множество оврагов: Йошкар корем, Овда корем, Йуле корем, Лакенур корем.
19. Деревня Кокшамбал (Какшамбал), Новоторъяльский р-н,
Не существующая ныне деревня. Находилась на расстоянии 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название означает «за рекой Какшан». Селение располагалось у реки Какшан, берущей начало от родников деревни Максакродо и впадающей в реку Немда. Возле селения есть овраги: Овда вынем, Тосмет корем, Арака шолтымо корем, Сакар корем, Кусото корем. В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 19 человек, из них 8 не вернулись. С 1 января 2002 года деревня Кокшамбал в документах не числилась. Зимой здесь уже никто не живет. А на лето приезжают два жителя - бывший учитель В.К. Веденькин с супругой Л.М. Веденькиной.
20. Деревня Кожласола (Ельниково), Новоторъяльский р-н,
Не существующая ныне деревня. Находится в 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Старый Торъял. Деревня находилась на ровной местности, с двух сторон была окружена оврагами, один из оврагов имел название Пий корем (Собачий овраг). Вокруг рос хвойный лес. В старину, когда раскорчевывали поля, вокруг деревни образовалось несколько перелесков: Чашка (Ельник), Аганур (поле), Пунчерйымал (Сосновый бор), Овда чодыра (Ведьмин лес).
21. Деревня Веденькино, Новоторъяльский р-н,
Находится на расстоянии 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название восходит к личному имени Воденга. На левобережье к северу находилось болото, его осушили, и журавли, селившиеся в этих местах, навсегда их покинули. На возвышенности, недалеко от луга, находится молельная роща. В настоящее время это место считают неблагоприятным, там не пасут скот, обходя его стороной. За оврагом Эман корем была глубокая яма - Овда вынем (Овдин провал).
22. Деревня Обдасола, Сернурский р-н,
Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола.
Обдасола - официальное название деревни, местные - Овдасола, Овдаево. С названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.
23. Деревня Нижний Кугенер, Сернурский р-н,
Находится в 1 км от центра сельской администрации, деревни Верхний Кугенер. По преданиям, первыми жителями являлись переселенцы из-под Казани, из деревни Коймары. Название Койсола пришло вместе с переселенцами. Кой - марийское мужское личное имя, сола – «селение, деревня», то есть «селение Коя». Рядом с селением имеется священная роща Овда салма кусото (интересно, что дословно с марийского это: священная роща Сковорода Овды).
24. Деревня Лажъял, Сернурский р-н,
Находится в 12 км к юго-востоку от поселка Сернур на берегу реки Лаж. Является центром Лажъяльской сельской администрации. Название в переводе на русский язык означает «деревня на реке Лаж». По преданию, первыми здесь поселились марийцы, пришедшие со стороны Атни и реки Волги. Другая часть марийцев пришла со стороны реки Вятки.
Селение окружают поля и овраги, имеющие свои названия: овраг Овдасалма (Овдасалма корем), поля Медвежий ряд (Маска рат), Конфетный ряд (Кампетке рат), ряд Лапши (Лашка рат). Возле деревни находится низменность Кумыж кудо: «кумыж» - береста, берестяной и «кудо» - лачуга, шалаш, летняя кухня, то есть «низина, где расположена лачуга, покрытая берестой». По рассказам старожилов, там раньше было пристанище дезертиров и беглых. У въезда в деревню находится Никитин овpаг (Мигытан корем, Пигдан корем), другой овраг рядом называется Салтак корем (Солдатский овраг). За Солдатским оврагом находится Овдасалма корем, где по легенде жили Овда.
25. Деревня Кочанур, Сернурский р-н,
Находится в 11 км от центра сельской администрации, деревни Дубники. Название в переводе с марийского языка означает «дедово поле». По местному преданию, в жаркую летнюю пору мимо безымянного поселения проезжал свадебный поезд. Напившись холодной родниковой воды, люди заболели: у них опухли щеки и губы. Поэтому, проезжая мимо родника, обычно говорили: «Нас поймал этот родник». Так починок при роднике получил название Кучанур, что в буквальном переводе означает «поймал» или «держит поле».
Около деревни, на возвышенной левой стороне реки Сердяжки, вдоль реки лентой протянулся сосново-еловый лес Яктер, в котором имеется несколько сухих оврагов: Келге корем, Йол корем, Овда корем (там по преданиям жили Овды). Крутые обнаженные берега Сердяжки вдоль деревни получили название Вакш курык и Йыван Чара.
Таким образом, из географии собранных легенд и преданий видно, что места проживания Овды явно тяготеют к восточным районам Марий Эл, если в западных и центральных районах таких преданий мало (или совсем нет), то в Волжском, Звениговском, и особенно, в Куженерском, Моркинском, Сернурском, Новоторъяльском районах – таких преданий множество!
Данный факт отчасти подтверждает идентичность Овды и одо-мари (удмуртов), или идентичность с древними пермскими племенами, который проживали здесь тысячу лет назад, но были постепенно оттеснены марийцами на север и восток. Но, как мы уже указывали, при достаточно тесных экономических и хозяйственных связях с удмуртами – вряд ли бы марийцы назвали этот обычный народ – загадочной Овдой. Параллельно с этим, нельзя не отметить, что вполне справедливо примечание фольклористов (например, Акцорина), что по преданиям Овды наиболее часто встречались в следующих районах:
Первая территория обитания ограничивается междуречьем Илети и Малого Кундыша, вторая охватывает бассейны рек Немда и Иж, включая верхние течения Малой и Большой Кокшаги. В пределах этих территорий распространены марийские сказания о «свадьбах овд». Здесь же якобы пролегали и «дороги овд», по которым следовали их свадебные процессии. Этих дорог было три: первая - вверх по течению Илети, затем по реке Лаж, вторая - по реке Малый Кундыш и далее на север по Немде, третья - вверх по Малой Кокшаге, потом по реке Иж.
Как мы видим, множество преданий про Овду сосредоточены в долине реки Илеть, а также в долинах рек Лаж и Немда, но, соответственно, здесь же расположены отроги Вятского увала. По легендам же – обычное поселение Овды располагается в пещерах, глубоких оврагах и в карстовых норах! А пещеры как раз сосредоточены в горах и возвышенностях Вятского увала (Сотнурское нагорье, Карман-Курык, Ёртур-курык, Маришойская и Визимбирьская горы, Каменная гора и т.д.). Поэтому не случайно совпадение многих легенд с территорией Вятского увала!
Далее, из приведенной в начале статьи истории про Овду, видно, что у Овды есть свои дороги (тропы, пути, Овда корно), то есть такие места, где они появляются наиболее часто, или продвигаются этим путём в определенном направлении! В памяти народа такие дороги остались как Овда корно, при этом Овду видели на таких тропах периодически в течение долгого времени (и если верить свежей информации – видят до сих пор). Является ли это доказательством естественной миграции Овды, или же по самым фантастическим теориям – это тропы-переходы в параллельные измерения, этого никто сказать не может.
Интересен также такой факт, что как Овда, так и Снежный человек могут внезапно пропадать с того места, где они только что были, про указывается в легендах, и в реальных историях. Есть ещё одно предположение, что места обитания Овды – могут быть аномальными зонами с особенными свойствами пространства-времени!? Поэтому там происходят такие непонятные явления! («Команда Кочующие»).