ОвинникОвинник или Гуменник - дух, который живёт в овине и на гумне. Овин - хозяйственная постройка, в которой сушат снопы перед молотьбой. Гумно - место, предназначенное для молотьбы, веяния и хранения зерна. Другие названия Овинника - Подовинник, Овинный, Жихарь, Подовинушко, Овинный батюшка, Овиннушко и так далее. Имена духу овина и гумна всегда давали ласковые, чтобы ничем его не рассердить и не прогневать. Дух следит за тем, чтобы снопы и зерно сушились и хранились правильно. Он оберегает хлеб от всякой напасти и беды, а сам овин от пожара. Поэтому Овинника зачастую задабривали различными способами, приносили угощения, чествовали в праздники.
Овинник является одним из духов, которые, по поверьям древних славян, живут рядом с человеком и во всём ему помогают. Духами, если можно так сказать, собратьями Гуменника являются - Домовой, Дворовой, Банник. В древности этих духов воспринимали, как помощников, а следовательно - добрых духов. Однако, всё же, стоит отметить, что всегда существовали особые наставления и предостережения насчёт овинников и ему подобных духов. Таких духов нельзя обижать, оскорблять и относиться к ним неуважительно. Зачастую различные беды, которые случались в доме, в овине, в бане и других домовых владениях людей, связывали с тем, что дух места за что-то прогневался на людей.
Особое отношение к Овиннику было ещё и по той причине, что в овинах разжигали огонь (для сушки). Огонь по соседству с легковоспламеняющимися материалами (солома, дерево, сухая трава) по недосмотру людей мог очень легко подпалить и сам овин, и постройки по соседству. Славяне верили, что Овинник, которому воздаются все почести, не даст разгореться пожару. Из-за того, что по осени овины горели часто, видимо, и пристало к этому духу прозвище самого злого и лютого духа среди всех домашних духов, которого сложно ублажить и который обладает скверным характером.
В различных областях нашей страны, образ Овинника отражается в народной мифологии по-разному. Сложно сказать, какие из них относятся к дохристианским временам, а какие появились совсем недавно. Сохранились поверья, судя по которым, Овинник может предстать в виде огромного чёрного кота с горящими глазами. В Смоленской области Овинник показывается в виде барана. А вот в Костромской области Овинник принимает вид покойника, то есть является духом некогда жившего человека.
Стоит отметить, что именно последнее представление, скорее всего, является наиболее древним, относящимся к языческим временам Древней Руси, когда домовые, банники, овинники, лешие и другие, были не просто непонятными существами, которые неизвестно откуда взялись и как попали в наш мир, а самыми настоящими душами предков. Именно в этих поверьях мы можем наглядно увидеть то самое изначальное представление о душах предков, которые присматривают за нами с того света (ангелы-хранители), помогают нам и в лесу и в хозяйстве.
В древнерусских летописях есть такие упоминания: «и огневи молятся под овином», «и огневи молятся, зовут его Сварожичем», «кто под овином молится или во ржи». Здесь мы видим, что в древности Овинник, вероятно, почитался очень сильно. Огонь в овине мог представляться славянам священным. Овинник был каким-то образом связан с богом Сварогом, так как заведовал огнём-Сварожичем, поэтому почитался особенным образом.
О том, что Овинник связан с богом Сварогом говорит и то, что овин и Овинника во времена двоеверия чествовали в день Кузьмы и Демьяна - 14 ноября. Кузьма и Демьян в эпоху двоеверия переняли на себя образ древнеславянского бога Сварога. Произошло это по созвучию: Сварог - бог-кузнец и Кузьмадемьян (Кузьма и Демьян) показались славянам второго тысячелетия нашей эры очень похожими по звучанию. 14 ноября ходили поздравлять Овинника с праздником, приносили кашу, различные угощения и подарки.
Змеи-искусители
В мифологии славянских народов существует малоизученный мотив об Огненных Змеях. Историки XVIII века отмечали, что в поверьях русских крестьян Огненные Змеи – это «дьяволы, которые летают и искушают женщин. Они рассыпаются искрами над трубой, проникают через неё и появляются в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома».
У них даже есть свои имена. На Смоленщине и Рязанщине змей именуется Любак, на Орловщине – Волокита, в Тамбовской губернии Любостай. В Ярославской и Владимирской областях существует поверье о Налёте нечистой силы в виде огромной огненной метлы. Считается, что они посещают людей, тоскующих по покойнику. Огненных Змеев привлекает чрезмерное горе вдов. Иногда от людей и Змея рождаются дети, но обычно они долго не живут или становятся колдунами.
До революции местные жители ходили на озеро молиться. Место, где обитал дух, было помечено камнем. На нём и оставляли подношения: хлеб, соль, мёд. Рядом с озером находились развалины. Старожилы называли их «землянкой Степана Разина». (Степан Разин в Среднем Поволжье – образ собирательный, и имеет весьма далёкое отношение к своему реальному прототипу. В местной традиции, это колдун, оборотень.)
После революции на гору ходить перестали. Жертвоприношения прекратились, и рассерженный дух разлил озёра и превратил их в болота. А на горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения.
28 мая 1984 года группа исследователей отправилась на поиск мистической горы. Они быстро нашли свод, сложенный из твёрдых пород кварца, покрытых тонким слоем осадочных наслоений. Вершина заросла лесом. Сильная влажность, густые заросли, обилие насекомых затрудняли поиск. Местные жители отказали в сопровождении к горе, ссылаясь на свой страх перед кабанами. Опрос местных жителей позволил предположить, что «покинутый дух» покинул эти места. Следующая экспедиция состоялась на северо-западе Самарской области, где также сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке учёных вызвался сопровождать представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наши времена недалеко от крупных городов сохранились практически нетронутые уголки дикой природы. В народе их называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, безмолвно сказочные места. В геологическом прошлом здесь бушевало древнее море Тетис, а нынешние скалы были островами, выступавшими из воды. У местных жителей с этими местами связаны мрачные легенды. Будто населяют эти скалы, леса и болота злые духи. В ближайших посёлках остались жилыми всего четыре дома, где живут восемь чувашей.
Кирилл Серебренитский выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни – летучую нечисть. Они называют её Пата-Кабуся. Или другое звучание, более древнее, – Патавка-бусь – «летучая голова». Позднее, вернувшись в Самару, Серебренитский проконсультировался с чебоксарскими этнографами и узнал, что слово «патавка» в современном чувашском языке до сих пор не имеет перевода. Наиболее близкое ему «пудовка» означает «старинное пудовое ведро». Выходит, что Пата-Кабуся – это «летучая голова» в форме пудового ведра.
По древним поверьям, живёт Пата-Кабуся в большом моховом болоте – странным образом сохранившемся реликте давно минувшей ледниковой эпохи. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его хоронят по обряду, может прилететь Пата-Кабуся. «Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту всё тоньше и летит прямо в деревню...» Там он якобы оживляет мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на своё болото. Больше его (умершего) никто не видит.
После обследования болота исследователи ощутили некий угрюмый, пагубный дух этих мест. Старожилы помнят, что совсем недавно в этих краях жили «говорящие» со змеями. Они рассказали, что, «по поверьям жителей Севера нашей страны, летающие огненные шары это вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны насылают на человека, имя которого начинается с выбранной ими буквы. Рассыпавшись о свою жертву, шары вызывают опасные заболевания». Колдуны, владевшие этим искусством (и среди них, конечно, называют Степана Разина), обитали в Каменном Доме (скале своеобразной формы), где-то на болотах и в разветвлённых пещерах, тянущихся на десятки километров и выходящих на Волгу.
Расспросив местных жителей, учёные двинулись в сторону пещер. Шли через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. Недостаток времени не позволил досконально всё осмотреть. Нашли только одну пещеру, из которой ощутимо тянуло холодом. Протиснувшись туда, члены группы попали в какой-то подземный колодец глубиной метра три. Дальнейший путь перекрывался большим острым камнем. Без специальной подготовки (проведения раскопа и удаления мешающих камней) пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры ещё ждут своих исследователей.
Специалисты-этнографы отмечают, что к началу XX века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России. Что влекло их сюда? Возможно, активная энергетика этих мест... Ряд теософов XIX-XX веков писали о нескольких разумных расах, предшествовавших в своей эволюции появлению человека. Согласно их информации, первые расы не имели твёрдого тела, а представляли собой «огненные сгустки». Возможно, последние из них – своеобразные реликты давно минувших эпох и известны нам как наши Пата-Кабуси, или Огненные Змеи. Укрывшиеся в особых энергетических точках планеты, они ограничены в своих возможностях и нуждаются в помощи других разумных существ... («Уфолог»).
Огненные колесницы и призрачные ежики
Гнездовские курганы, расположенные около Смоленска, - хорошо известный археологический памятник. Но местные жители считают это место нечистым. Будто в полночь здесь зажигаются огни, нарастает непонятный шум. А. Перепелицын, координатор Калужской группы по изучению АЯ, записал не один десяток историй о призраках на этом старом кладбище. Один из очевидцев, который в детстве со своими сверстниками часто устраивал на Гнездовских курганах ночные засады, рассказывал:
В 2 часа ночи услышали грохот. Выглянули из нашей ямы и видим - по воздуху мчится... колесница, запряженная огненными конями... В ужасе мы бросились бежать. Не заметили, как исчез один мальчик из нашей группы. Только утром его нашли на кладбище без сознания. После этой ночи он так и не выздоровел: стал чахнуть и вскоре умер. Есть свидетельства о встречах на кладбище с мужчиной и женщиной в золотистых одеждах. На руках у них - маленький ребенок. В момент появления призраков слышится женский плач. При сближении с фигурами они тут же растворяются в воздухе.
А вот интересное свидетельство местного жителя о золотой курице с цыплятами. Будто довольно часто в этих местах появляется курица с выводком из 40 цыплят, и однажды он даже взял цыпленка в руки, но тот... медленно исчез.
Еще одно заброшенное кладбище, где регулярно появляются призраки, расположено в Орле рядом с железнодорожным вокзалом прямо у мостов, перекинутых через Московское шоссе. Уже много лет здесь никого не хоронят. Практически нет ни одной нормально сохранившейся могилы. Ржавые ограды повалены так, что кажется, будто кто-то с нечеловеческой силой выворачивал из земли металлические конструкции. Многие могилы подрыты сбоку на глубину одного метра и более. Может быть - это старания местных кладоискателей, а может... неспокойные души вырываются через эти провалы на белый свет.
Десятиклассница одной из орловских школ рассказала, что как-то поздним летним вечером она вместе с другом, помешанном на мистике, пришла на это кладбище. Стоило им чуть углубиться в заповедник могил, как вдруг они услышали странный шорох со всех сторон. Ребята с ужасом заметили, что по траве к ним подползают странные существа, похожие на... ежиков. На предельной скорости мистически настроенная парочка рванула к выходу, но ветки деревьев и кусты словно специально сомкнулись, препятствуя бегству.
Они вырвались, но здорово расцарапали руки. Потом раны как-то необычно долго заживали.
Ночной сторож, охраняющий территорию расположенного в 40 метрах от кладбища гипсового комбината, убежден, что кладбище стало беспокойным, начиная с мая 1986 года - сразу же после Чернобыльской катастрофы. Орловская область действительно хлебнула радиации, и, может быть, это стало неким толчком для пробуждения нечистых сил.
Орловскому исследователю паранормальных явлений В. Стародубцеву сторож поведал, что кладбищенские привидения регулярно посещают и его будку. Появляются они раза два в год, как правило, в июле-августе. Впервые это случилось восемь лет назад. Тогда, дождливой полночью, в дверь осторожно постучали. Сторож, ничего не подозревая, открыл. На пороге стоял сухонький старичок, одетый во все черное.
Он не сказал ни слова, а только поднял костлявый указательный палец правой руки. В нос ударил гнилостный запах. Свет упал на его лицо и отразился в... пустых глазницах. Сторож резко захлопнул дверь перед привидением и тут же упал на кровать без сил. В каком-то странном полузабытьи он пролежал так до утра. Собаки, кстати, всю ночь не просто лаяли, а будто рыдали. Наутро сторож одной из собак не досчитался.
«После этого, - говорит он, - я повесил в углу иконку и все тут водой окропил. С тех пор мертвяки только стучат в мое окно или дверь. Я достаю крест, и они исчезают. Я видел их тени: бывают мертвецы многоголовые, многорукие. И каждый раз после такого визита исчезает одна из моих собачек или кошек. Что с ними делают привидения, я не знаю».
Домовой
Домовой - в славянской мифологии домовые духи. В старых домах живет множество разных духов.
Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем «чурила» или «щур». В случае какой либо беды в старину говорили: «Чур, меня защити».
В Смоленской губернии (Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.
Поселяясь на постоянное житье в жилой и теплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное ему в некоторых местностях название доможил. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже у лошадей овса или сена, то всегда вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей нежити, а не слабой людской силе. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню ломовых от лошадиного топота и шараханья шальных овен.
Каждый домовой привыкает к своей избе в такой сильной степени, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Недостаточно для того всем известных молитв и обычных приемов. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкательные причеты за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки, указанные обычаем и советом знахаря, - за шутливую выходку. Если при переходе из старой рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он не задумается остаться жить на старом пепелище среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на ведомую любовь его к теплому жилью.
Домовой - худ Александр МаскаевОн будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе с другими жильцами успевают перебраться незваными. Оставшийся, из упрямства, по личным соображениям, или оставленный по забывчивости недогадливых хозяев, доможил предпочитает страдать, томясь и скучая, как делал это, между прочим, тот домовой, которого забыли пригласить с собой переселенцы в Сибирь. Он долго плакал и стонал в пустой избе и не мог утешиться. Такой же случай был и в Орловской губернии. Здесь, после пожара целой деревни, ломовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны.
Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно – для этого стоит только положить ему под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или вообще сделать какой-нибудь подарок, вроде разноцветных лоскутьев, старинной копейки с изображением Егория на коне, или просто горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая. Однако иногда бывает и так, что, любя хороших хозяев, он между тем мучает скотину, а кого любит - на того наваливался во сне и наяву, не разбирая ни дня, ни ночи, но предпочитая, однако, сумерки.
Захочет ли домовой объявится с печальным или радостным известием, или пошутить и попроказить - он предпочитает во всех таких случаях принимать на себя вид самих хозяев. Только (как успевали замечать некоторые) не умеет он при этом прятать своих лошадиных ушей. В таком образе домовой не прочь и пособить рабочим, и угостить иного даже курительным табаком, и помешать конокрадам, вырядившись для этого в хозяйское платье и расхаживая по двору целую ночь с вилами в руках, и т. п.
Под г. Орлом рассказывают, что однажды домовые так раздобрились для своих любимых хозяев, что помогали им в полевых работах, а одного неудачливого хозяина спасли тем, что наладили его на торговлю и дали возможность расторговаться с таким успехом, что все дивились и завидовали. Заботы и любовь свою к семьям иной «доможил» простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит.
При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасается к душе человеческой, ю, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание.
В таких случаях есть только одно спасение - молитва, да и то надо изловчиться, суметь собраться с духом и успеть проговорить вслух ту самую, которую не любят все нечистые: «Да воскреснет Бог» (Во многих глухих местах Костромской губернии, и в Калужской, сохранились обычаи вешать над стойлами конюшен и насестами в курятниках «куриных и лошадиных богов» Для коней таковым «богом» служил особенный камень с дыркой, или горлышко от кувшина.
Как домовой «спас» ребенка
В нашей семье были случаи встречи с домовыми. Если бы не домовой, кто знает, жив ли был бы мой дедушка Александр Федорович. Он родился в деревне на Смоленщине. События, о которых я хочу рассказать, случились, когда дед был еще маленьким ребенком, 7-8 лет. В полночь в доме уже все спали, и только маленький Саша не мог уснуть.
Он решил выйти во двор, подышать воздухом. Зима, дул холодный ветер, начиналась метель. Саша был очень легко одет. Когда вышел на улицу, дверь за ним захлопнулась, и он не смог ее открыть. Стал замерзать от холода и постепенно засыпать. И вдруг дверь открылась – на пороге стоял отец. Он подхватил мальчика на руки, принес домой и положил на печь греться, а сам пошел в комнату. Саша стал устраиваться поудобнее. И вдруг видит рядом с собой спящего отца. Мальчик не поверил своим глазам, разбудил отца и спросил, выходил ли тот на двор, на что отец ответил, что не выходил, что уже давно спит. И тут Саша понял, что его спас домовой.
Прогулка с синими огоньками
Золотая осень уже прошла, листья на деревьях осыпались, в полях травы пожухли, что очень облегчает перемещение. Итак, мы решили отправиться в урочище Матиськи – весьма загадочное место Смоленского Поозерья. В дорогу мы отправились втроем, вернее, вчетвером: четвертым участником похода стал мой пес.
В Матиськах нам приходилось неоднократно бывать и раньше: здешний клюквенник пользуется популярностью среди жителей соседних деревень, по окраинам урочища по осени много грибов. Приходя в Матиськи, замечаешь: оттуда никогда не вернешься той дорогой, которой пришел. Даже пользуясь компасом, оставляя метки на деревьях, человек сбивается с пути и возвращается обратно другой тропинкой, которых здесь очень много благодаря кабанам и другой живности. Дорогу к Матиськам размыли дожди, так что ехать на велосипеде было весьма проблемно. Нам пришлось заранее попрощаться с двухколесным транспортом, подыскав укромное место в буреломе. Русские дороги способствуют здоровому образу жизни в сельской глубинке, и дальше мы двинулись пешком.
Испытание хмызником
Путь предстоял неблизкий. Часа через три дорога сменилась болотом, черная грязь начала то тут, то там выступать из-под тонкого мха, густые ели по краям тропинки сменились мелкими чахлыми березками. Впереди виднелась небольшая возвышенность.
Когда-то местный пьяница Николай поджег в этих краях брусничное болото. Упавшие деревья образовали непроходимые горы сучьев и стволов, что обычно в деревне называется хмызником. Через хмызник пройти непросто: ноги застревают, то подлезать приходится, то перепрыгивать. Стоит сорваться – на сучья напорешься и нахлебаешься болотной воды.
Хмызник мы преодолели через час. Наш пес то и дело срывался со скользких стволов, пытаясь карабкаться за нами, так что приходилось помогать несчастному животному. Минув препятствие почти без потерь, не считая порванного рюкзака и оторвавшейся подошвы, мы ступили на твердую землю.
Неведомый зверь
Насобирав клюквы, мы решили прогуляться по опушке елового леса. Вечерело. Пройдя пару километров, сделали привал у старой ели. Вдруг откуда-то сверху донеслись странные звуки, отдаленно напоминающие хриплый кашель. Птица? Но вокруг ни одной птицы не было видно. Над деревьями – никого, в голых ветках тоже спрятаться трудно. Собака неожиданно начала повизгивать и прижиматься к моим ногам. В кустах у болота вдруг началось непонятное движение, сопровождаемое бормотанием, напоминающим человеческое. От всего этого стало, скажем прямо, не по себе. Быстро перекусив, мы потушили костер и собрались возвращаться домой. Ан не тут-то было!
Синие огоньки гнилого болота
Вернуться домой из урочища Матиськи – очень наивная надежда. Она еще более наивна, если сводится к мечтам о возвращении старой дорогой. Само собой разумеется, мы сбились с пути и оказались посреди гнилого болота в темноте. «Плюсом» ко всем выпавшим на нашу долю невзгодам стало отсутствие мобильной связи.
На болото легли густые сумерки, а через несколько минут и вовсе стемнело. Дорога была потеряна окончательно. Не теряя надежды на возвращение домой, по крайней мере в первой половине завтрашнего дня, мы продолжили движение, то и дело проваливаясь сквозь мох и черпая болотную воду сапогами. Вдруг впереди на болоте загорелся синий огонек, за ним – другой, потом еще несколько. Пес снова начал визжать. Огоньки как будто плясали, перемигивались друг с другом, гасли и потом снова загорались вдалеке. Идти вперед, в сторону непонятного «представления», не очень-то хотелось, и мы решили обойти огни, срезав дорогу.
Лесной черт завел
Как ни странно, к рассвету мы вышли из леса, причем в совсем неожиданном месте: с другой стороны поселка Пржевальское. Чтобы проделать такой маршрут, нам пришлось бы форсировать вброд по меньшей мере десяток ручьев и речек, перейти несколько проселочных и лесных дорог, перелезть через десятки оврагов. Однако ни один из нас ничего такого не запомнил. Или не заметил. Так или иначе, мы вернулись домой целыми и невредимыми, «погуляв» по таинственному урочищу целые сутки. (Сергей Прохоров).
Пляски болотной кикиморы
Любое болотное озеро по-своему удивительно и неповторимо. Одно из таких озер есть в Смоленском Поозерье, в Демидовском районе, поблизости от деревень Протокина Гора и Приставки. На картах национального парка название водоема не обозначено, а местные жители называют озеро по-разному, чаще всего, Стретным, хотя в здешних краях есть еще два других Стретных озера.
Дневник Пржевальского. Кажется, Н. М. Пржевальский писал в своем дневнике, что собирается на рыбалку на Стретное. Знаменитого путешественника смутило лишь то, что, по рассказам местных жителей, в озере водятся одни лишь окуни, а охраняет их… леший. Впрочем, леший лешим, а озеро, скрытое густым лесом с одной стороны и с клюквенным болотом на другом берегу, – весьма привлекательное место как для туристов, так и для рыбаков.
Итак, мы с друзьями вшестером направились на это самое озеро порыбачить. Людей собралось много, путь предстоял неблизкий, так что ехать решили на машинах. Конечно, такой туризм спортивным не назовешь, но зато в поход собралось много желающих: не всем по душе тяготы велосипедных или тем более пеших маршрутов.
Не успели мы проехать и пяти километров по лесной дороге, как вдруг у обеих машин одновременно заглохли моторы. Никакие мыслимые и немыслимые манипуляции с техникой не помогали. В итоге, потеряв почти полчаса, мы были готовы бросить машины и отправиться дальше пешком, но, видимо, дело было не в грехах отечественного автопрома: автомобили завелись синхронно, так же, как и заглохли.
Мы продолжили путь и, что очень странно, добрались до места без каких бы то ни было приключений или происшествий: дорога была вполне приличная, машины не ломались. Короче говоря, все шестеро, целые и невредимые, добрались к вечеру до места назначения. Впрочем, машины пришлось оставить в деревне по причине бездорожья. Прогуляться пешком несколько километров – дело неутомительное, так что мы скоро были на озере.
Кикимора болотная. Лагерь разбили на лесистом берегу, откуда открывался прекрасный вид на озеро. Развели костер, поставили кипятить воду. Вечерняя рыбалка не удалась: паре окуней, пойманных на удочку, пришлось даровать свободу, и потому на ужин мы готовили рис с тушенкой.
После плотного ужина спать почти не хотелось. Лежа в палатке, мы стали вспоминать истории про перевал Дятлова и прочие туристические вылазки с трагическим концом. Наш разговор прервало зловещее хихиканье, раздававшееся откуда-то с болота. «Кикимора болотная», – пошутил кто-то. Звуки стали приближаться. Мы выскочили из палатки. Уверенность, что ни один известный нам зверь не может издавать таких звуков, усилилась. Подбросив дров в костер, мы легли спать, решив, что вшестером мы справимся с любым зверем, к тому же хихиканье не указывало на крупный размер болотного жителя.
Пленник топей. Под утро с берега потянуло сыростью, и в палатке стало прохладно. В предрассветной мгле не просматривался даже противоположный берег крохотного озерца. Над водой нависла густая дымка. Соседи по палатке не думали просыпаться, и я решил в одиночку сплавать на противоположный берег сфотографировать рассвет. Болотистая топь не останавливала меня: то тут, то там виднелись карликовые деревца, так что шанс выйти с лодки был вполне реален.
Озеро я пересек минут через десять. Оставив лодку в небольшой бухточке, вытоптанной диким зверьем, приходящим на водопой, я вылез на мох. Мох качался и звенел. Каждый шаг отдавался чудной гаммой бурлящих, кряхтящих, сопящих звуков. Благодаря природу и судьбу за то, что я не вешу килограммов сто (этого наверняка было бы достаточно, чтобы отправиться на корм рыбам), я медленно прошел метров пять от берега, чтобы осмотреться и сфотографировать общий план озера.
Стоило мне немного отдалиться от кромки воды, как стало ясно, что дорога назад потеряна: густой туман скрыл все кругом, следы в вязком мху исчезли, а лодки нигде не было видно. Кругом – ни звука, только бурление воды под слоем мха. В нос ударил сильный запах багульника. Вдруг из тумана раздались странные звуки, похожие на хихиканье, слышанное нами ночью. Кто-то смеялся на краю болота, у опушки леса. Хихиканье становилось громче. Вдруг в тумане стал просматриваться неотчетливый странный силуэт: как будто какой-то зверек прыгал на задних лапках. Приблизившись, метрах в тридцати тень скользнула под мох и пропала. Бурление воды под ногами резко усилилось, болотная почва начала дергаться и подвывать.
Пропавшая лодка. Минут через пятнадцать туман исчез, и я увидел вдалеке озеро. На берегу ждал не очень приятный сюрприз: лодка исчезла. Возвращаться на стоянку пришлось пешком: сначала по топям, а потом по твердой почве. Надежда, что лодку отогнало волной куда-нибудь в другое место, была ничтожно мала: на озере был полный штиль. Вернувшись на стоянку, я рассказал друзьям о своем приключении. Конечно, моего рассказа всерьез никто не воспринял. «Так вон твоя лодка, на том берегу стоит!»– и я не поверил своим глазам. Действительно, лодка стояла в том месте, где я оставил ее утром и где она пропала таинственным образом.
За лодкой мы пошли втроем, чтобы, если кикимора или кто бы там ни был проявят себя в очередной раз, удостовериться, что это не болотный дурман. Видимо, таинственный обитатель здешнего болота испугался встречи с группой людей или просто не захотел быть сфотографированным в отсутствие тумана. Так или иначе, мы не увидели и не услышали никого и вернулись к стоянке на не пострадавшей после исчезновения лодке. А через час уже ехали в направлении дома, вспоминая местную кикимору и обижаясь на нее за похищенную лодку и незавидный улов.
Комментарий эксперта. Андрей Максимов, доцент СмолГУ, специалист по славянской демонологии: – Кикимора – один из наиболее загадочных персонажей славянской демонологии. Контакты с ней у человека происходят гораздо реже, нежели с домовыми, водяными, лешими. Поэтому и рассказов об этом существе исследователями зафиксировано гораздо меньше, чем о других духах.
На Смоленщине, судя по трудам этнографов того времени, о них мало что было известно уже в конце XIX века. Многие сегодня знакомы с образом кикиморы, но в массовом сознании он закрепился под влиянием художественных произведений, кинематографа, мультипликации, эстрады, а не путем передающихся из поколения в поколение, от стариков к детям, рассказов. А уж истории о том, как в настоящее время люди где бы то ни было встретили кикимору, – вообще редкость.
Традиционно кикимора предстает как домашний дух, вопреки устоявшемуся у наших современников убеждению, что это существо, связанное исключительно с природными объектами, – «кикимора болотная». Представления о домашней кикиморе распространены широко. Хотя в этнографических источниках встречается и указание на лесных и болотных кикимор, но известно о них меньше и не столь детально, как о домашних. Как бы то ни было, кикиморы ведут происхождение от «нечистых» покойников женского пола (детей, проклятых в утробе матери или родившихся мертвыми, умерших некрещеными детей, утопленниц и т. д.), проклятых, похищенных нечистой силой девочек и девушек.
Считается, что вторая часть слова «кикимора» – «мора» – связывает ее со смертью, злыми силами и свидетельствует о недоброй сущности. Образ домашней кикиморы по сравнению с болотной более разработан. Но нахождение кикиморы в доме – это не норма, а ЧП. Поэтому все же это существо, так сказать, из внешнего мира. Известны разные варианты того, как она проникает в жилище человека, иногда ее «насаживали» недоброжелатели.
Для изгнания кикиморы использовались особые заговоры, сопровождаемые специальными действиями, для чего хозяевами дома приглашались «знающие» люди. От кикиморы старались избавиться, и это понятно, так как она становилась виновницей болезни скота, несчастья, неурядицы в доме. Крестьяне домашнюю кикимору представляли как безобразное, с растрепанными волосами, очень худое и маленькое существо женского пола, в лохмотьях. У кикиморы весьма дурной характер: поселившись в доме, она наводит страшный беспорядок, не дает спать по ночам, шумит и гремит. Особенно сильно вредит курам.
Как и все прочие демонологические персонажи, кикимора обладает способностью к оборотничеству, может принимать вид ребенка, мужчины, свиньи, собаки и другие облики. Если домашняя кикимора считалась иногда женой домового, то болотную кикимору представляли женой лешего. Это также безобразное существо маленького роста, но со специфическими деталями – опутанное тиной, болотными травами, покрытое мхом. Живет такая кикимора в топях, скрытых в глубине лесов, людям показывается редко (как, впрочем, и домашняя). Обычно слышен ее громкий устрашающий крик. Она гораздо опаснее своего домашнего «аналога». («Московский Комсомолец»).
Анчутка
Анчутка - нечистый дух у славян, бес, водяной чертенок. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute – «маленькая утка». Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно общераспространенным поверьям. Нечистая сила, в том числе черт, «очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней» (Пащенко, 1905).
На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик – «странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенной им пугают детей и подростков». Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.
«Хозяин» дома
«Эти невероятные события произошли в 1987 году. В то время я служил в ВС СССР в чине капитана. Жили мы в деревне Красный Двор Вильнюсского района, на втором этаже трехэтажного дома. Семья моя состояла из жены и трехлетнего сына, да еще жила у нас кошка, которую супруга очень любила и баловала, поэтому выросла Манька совершенно невоспитанным, шкодным животным.
В общем, жизнь наша протекала обычно, без всяких приключений. Но вот однажды ночью на кухне стало происходить что-то непонятное. Мы услышали, как хлопнули дверки тумбы, а затем упала табуретка. Супруга сделала осторожное предположение, что это шалит кошка, а когда включила светильник, то увидела свою любимицу спящей в кресле напротив.
Тогда я, вспомнив рассказы бабушки, сказал, что это «хозяин» балует. Жена с удивлением спросила, кто это такой, а я совершенно серьезно ответил, что это домовой, добрый дух, который защищает дом. Жена задумалась, а потом сказала, что таких зверей не бывает и мне необходимо лечиться.
С этой ночи спокойная жизнь в нашем доме закончилась. «Хозяин» очень убедительно стал доказывать моей жене, что он существует. Сначала он просто дергал одеяло, потом завязал на ее голове бант. И вот что удивительно: свои выходки он проделывал, когда я крепко спал или был на боевом дежурстве. Но в одну из ночей меня разбудил истерический плач жены. Когда она немного успокоилась, то сбивчиво объяснила мне, что домовой щекочет ей ноги и смеется, и смех его напоминает звон колокольчика.
Тогда я попросил «хозяина», чтобы он больше не трогал жену, так как она поняла свою ошибку, признает его существование и сожалеет о сказанном. После этого домовой свои проказы прекратил и только иногда поскрипывал половицей в зале. Вы, наверно, подумаете, что это все. Нет. Летней ночью мы с женой проснулись от ужасного шума, который исходил из кухни.
Падали табуретки, летела на пол посуда и жутко орала кошка. Потом мы услышали, как само по себе открылось окно, и Манька с диким воем вылетела на улицу. Мы вбежали в кухню, которая напоминала мамаево побоище. На полу валялись клочки кошачьей шерсти, а в раковине лежала еще не до конца размороженная курица с одной отгрызенной ногой. Я закрыл окно и высказал жене предположение, что «хозяину» надоело смотреть на кошачьи проделки.
После этой суровой ночной разборки Манька ни разу не ночевала дома. Ближе к вечеру подходила к входной двери и кричала до тех пор, пока ее не выпустят на улицу, а через некоторое время вообще пропала. С тех пор наша жизнь потекла спокойно и размеренно, насколько это позволяет быт семьи военнослужащего». (И.В. Крылов, г. Десногорск, Смоленская обл.).
Кикимора
«Жуткое русское создание, живущее в болотах и топях.
Принимает внешность старухи, закутавшейся вКикимора ряднину, сотканную из мха и водорослей. Однако мало кто из живых видел кикимору, потому что она невероятно скрытна - на болотах в лучшем случае можно услышать ее вой. Заблудившихся на болотах людей кикимора криком зазывает на трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь несчастного...».
Кикимора - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.
В этом году мы услышали интересный рассказ о кикиморе, которую неожиданно повстречал калужанин Андрей Тимашёв, возвращаясь из Смоленской области, неподалёку от деревни Слободка. Мало того, что невиданный зверь не испугался машины и света фар, он ещё дал себя разглядеть, медлительно пересекая дорогу.
Выглядел он, по словам очевидцев так: ростом с крупную собаку, небольшая голова на слегка изогнутой, довольно длинной шее, толстые, «слоновьи» ноги, и хвост, волочившийся по земле, тоже длинный, сужающийся к концу. Зверь тяжело шёл, медленно переставляя лапы. Покровов его не разглядели, но всё его тело было покрыто, будто-бы, засохшей грязью, а на боку явно различалась не то подпалина, не то свалявшаяся шерсть, отличающаяся более светлым цветом. Глаз так же видно не было, они были или скрыты веками, или же очень малы.
Но что самое любопытное, криптозоологи полагают, что это настоящая «кикимора болотная», то есть существо, живущее в болоте, и никогда его не покидающее. Заинтригованный А.Тимашёв стал расспрашивать смолян и калужан по поводу «неведанного зверя» и услышал рассказ одного из стариков, что во время войны, в 1942 году, в Смоленских лесах, группа партизан видела целое стадо подобных существ. Они уходили в болото, и с ними были даже детёныши. Разумеется, партизаны, почти все были люди из деревни, но так и не смогли понять, что это за животные.
Несомненно, наши предки славяне, одухотворяя силы природы и создавая свою мифологию, руководствовались не только досужим вымыслом, а и вполне реальные персонажи и явления создавали целый пласт их духовного мировоззрения. Кто такая Какимора - невымерший зверь из «тёмных веков», или неизвестный науке вид, или мутант - это остаётся загадкой, которые иногда подбрасывает нам Природа.
Когда уже верстался этот номер, история с диковинным зверем получила неожиданное продолжение. Андрей Тимашёв, один из участников первой встречи, сообщил о любопытной находке. В начале октября сего года, при сборе археологического подъёмного материала в земле, в месте, перепаханном кабанами, была найдена глиняная игрушка. Произошло это в Угранском районе Смоленской области в урочище «Старая Заворонь». В 40 верстах к юго-западу от места первой встречи с загадочным животным.
Каково же было удивление Андрея, когда, подняв глиняную свистульку, он увидел, что игрушка была слеплена по «образу и подобию» того неведомого существа. По словам Андрея, Владимир Александрович Ткаченко, научный работник калужского «Музея ремесла, архитектуры и быта», на базе которого работает Школа мастеров промысла глиняной игрушки города Калуги, датировал находку началом XVIII века. И добавил, что «данный сюжет в глиняной игрушке никогда не встречался». От себя могу добавить, что данный сюжет очень часто встречался в сказках.