Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Свердловской области. 2




    Тайна перевала Дятлова 

    На Урале есть гора Отортен, которую принято считать зоной аномалий. В разное время в этих местах происходили трагические события, где погибали при непонятных обстоятельствах девять человек. Первая несчастная история произошла в феврале 1959 года. 

    На склонах этой горы, название которой в переводе с языка манси звучит, как «Не ходи туда» при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов. Поисковая группа, которая нашла их, и судебно медицинские эксперты были удивлены тем, что они там увидели. Вокруг места происшествия и ниже по склону снег был, как будто оплавлен при очень высокой температуре.

    Причиной смерти, как установили, явилось переохлаждения организма. Но в глаза бросаются сразу 3 вещи. Во-первых, почему два человека лежали рядом с кострищем абсолютно голыми и в динамической позе. Во-вторых, у Слободина была трещина во лбу. В-третьих, трупные пятна были обнаружены на частях тел, которые не контактировали с землей, что противоречит правилам медицины и возможно, только если тела после смерти переворачивали, но каких-либо следов, кроме тех, что оставили туристы, обнаружено не было.

    Странно так же, что в найденной палатке, запасы для поднятия на требуемую высоту, остались не тронутыми. Но она была оставлена группой внезапно одновременно всеми и не просто через выход, а были сделаны надрезы для быстрого выхода. Непонятно, так же, то, что на снегу были оставлены следы только членов экспедиции, но они все были для зимы, можно сказать, не обуты, кто шел от палатки босиком, кто в одном носке и валенке. Место, где погибли 9 туристов, назвали перевал Дятлова в честь руководителя группы.

    До сих пор выдвигаются различные теории о том, что же произошло на склоне этой зловещей горы. Кто-то, основываясь на том, что в тот же день рядом с теми местами было необычное небесное явление (светящийся шар двигался в направлении северо-востока, и поражал своими размерами), говорят о том, что туристы погибли от инопланетного вмешательства. Другие говорят, что рядом упала ракета, после секретных испытаний в наших войсках.

    В момент, когда установив палатку на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского - «Гора мертвецов»), туристы приготавливались ко сну, произошло нечто, заставившее их в панике покинуть убежище, пустившись кто в чем был вниз по склону. Позже все были обнаружены погибшими, предположительно от холода. Несколько человек имели сильные внутренние повреждения, как будто они упали с высоты или в них врезался автомобиль на скорости (при этом, существенных повреждений кожи обнаружено не было).

    Группа состояла из лыжников турклуба Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск): пяти студентов, трех инженеров-выпускников УПИ и инструктора турбазы, фронтовика Семена Золотарева. Руководителем группы был студент V курса УПИ, опытный турист Игорь Дятлов. Остальные участники группы тоже не были новичками в спортивном туризме, имея опыт сложных походов.

    Один из участников похода Юрий Юдин выбыл из группы из-за радикулита при выходе на активную часть маршрута, благодаря чему единственный из всей группы остался в живых. Он первым опознавал личные вещи погибших и он же опознал трупы Слободина и Дятлова. В 1990-е годы был заместителем главы Соликамска по экономике и прогнозированию, председателем городского туристического клуба «Полюс». Людмила Дубинина прощается с Юдиным. Слева Игорь Дятлов с бамбуковыми лыжными палками (металлических тогда еще не было).

    Первые дни похода по активной части маршрута прошли без каких-либо серьёзных происшествий. Туристы продвигались на лыжах вдоль реки Лозьвы, а затем вдоль её притока Ауспии. 1 февраля 1959 г. группа остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль (Холат-Сяхл, в переводе с мансийского - «Гора мертвецов») или вершины «1079» (на более поздних картах её высота дана как 1096,7 м), недалеко от безымянного перевала (позднее названного Перевал Дятлова).

    12 февраля группа должна была дойти до конечной точки маршрута - посёлка Вижай, послать телеграмму в институтский спортклуб, а 15 февраля вернуться в Свердловск. Первым обеспокоенность выразил Юрий Блинов, руководитель группы туристов УПИ, которая подъезжала вместе с группой Дятлова от Свердловска до поселка Вижай и ушла оттуда на запад - к хребту Молебный Камень и горе Ишерим (1331). 

    Также за судьбу родных стали волноваться сестра Саши Колеватова Римма, родители Дубининой и Слободина. Руководитель спортклуба УПИ Лев Семенович Гордо и кафедры физвоспитания УПИ А. М. Вишневский ещё день-два ожидали возвращения группы, поскольку ранее случались задержки групп на маршруте по разным причинам. 16-17 февраля они связались с Вижаем, пытаясь установить, возвращалась ли группа из похода. Ответ был отрицательным.

    Поисково-спасательные работы были начаты 22 февраля, по маршруту направлен отряд. Вокруг на сотни километров нет ни одного населенного пункта, совершенно безлюдные места. 26 февраля на склоне горы Холатчахль была обнаружена палатка, присыпанная снегом. Стенка палатки обращённая вниз по склону была разрезана. Позднее палатку раскопали и обследовали. Вход в палатку был раскрыт, однако скат палатки, обращенный к склону, был разорван в нескольких местах. В одной из дыр торчала меховая куртка. Причем, как показала экспертиза, палатку резали изнутри.

    У входа внутри палатки лежали печка, ведра, чуть дальше фотоаппараты. В дальнем углу палатки - сумка с картами и документами, фотоаппарат Дятлова, дневник Колмогоровой, банка с деньгами. Справа от входа лежали продукты. Справа рядом со входом валялись две пары ботинок. Остальные шесть пар обуви лежали у стенки напротив. Рюкзаки расстелены понизу, на них ватники и одеяла. Часть одеял не расстелена, сверху одеял - тёплые вещи. Рядом со входом обнаружен ледоруб, а на скате палатки брошен фонарик. Палатка оказалась совершенно пустой, людей в ней не было.

    В ходе похода участники группы вели съемку несколькими фотоаппаратами, а также вели дневники. Ни фотографии, ни дневники, прочем, не помогли установить точную причину гибели туристов. Дальше поисковикам начала открываться сплошная череда страшных и жестоких загадок. Следы вокруг палатки указывали на то, что вся группа Дятлова внезапно по непонятной причине покинула палатку, причем предположительно не через выход, а через разрезы. 

    Причем люди выбежали из палатки на сильный холод без обуви и частично одетые. Группа отбежала около 20 метров в сторону, противоположную входу в палатку. Затем дятловцы плотной группой, практически шеренгой, в носках по снегу и морозу пошли вниз по склону. Следы указывают, что они шли рядом, не теряя друг друга из виду. Причем они не убегали, а именно обычным шагом отходили вниз по склону.

    Примерно через 500 метров по склону следы потерялись под толщей снега. На следующий день, 27 февраля, в полутора километрах от палатки и ниже по склону на 280 м, возле кедра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. При этом было зафиксировано: у Дорошенко обожжена стопа и волосы на правом виске, у Кривонищенко - ожог левой голени и ожог левой ступни. Рядом с трупами обнаружен костерок, который ушел в снег.

    Спасателей поразило то, что оба тела были раздеты до нижнего белья. Дорошенко лежал на животе. Под ним - разломанный на части сук дерева, на который, видимо, он упал. Кривонищенко лежал на спине. Вокруг тел были разбросаны всякие мелкие вещи. На руках были многочисленные повреждения (ушибы и ссадины), внутренние органы переполнены кровью, у Кривонищенко отсутствовал кончик носа.

    На самом кедре, на высоте до 5 метров, были обломаны ветки (часть из них лежала вокруг тел). Причем ветки толщиной до 5 см, на высоте были сначала подпилены ножом, а потом отломаны с силой как будто на них нависали всем телом. На коре остались следы крови.

    Неподалеку обнаружили срезы ножом со сломами молодых пихт и надрезы на березах. Срезанные верхушки пихт и нож не обнаружили. При этом предположений, что их использовали для топки, не было. Во-первых, они плохо горят, а во-вторых, вокруг было относительно много сухого материала. Практически одновременно с ними в 300 метрах от кедра вверх по склону в направлении палатки было найдено тело Игоря Дятлова.

    Он был слегка занесён снегом, полулежал на спине, головой в сторону палатки, приобняв рукой ствол березки. На Дятлове были лыжные брюки, кальсоны, свитер, ковбойка, меховая безрукавка. На правой ноге - носок шерстяной, на левой - хлопчатобумажный. Часы на руке показывали 5 часов 31 минуту. На лице был ледяной нарост, означавший, что перед смертью он дышал в снег.

    На теле выявлены многочисленные ссадины, царапины, осаднения; на ладони левой руки зафиксирована поверхностная рана от второго до пятого пальцев; внутренние органы переполнены кровью. Примерно в 330 метрах от Дятлова, выше по склону под слоем плотного снега в 10 см было обнаружено тело Зины Колмогоровой.

    Она была тепло одета, но без обуви. На лице были признаки кровотечения из носа. На кистях рук и ладонях многочисленные ссадины; рана со скальпированным лоскутом кожи на кисти правой руки; опоясывающее правый бок, переходящее на спину осаднение кожи; отёк мозговых оболочек.

    Спустя несколько дней, 5 марта, в 180 метрах от места обнаружения тела Дятлова и 150 метрах от расположения тела Колмогоровой под слоем снега 15-20 см был найден труп Рустема Слободина. Он был также довольно тепло одет, при этом на правой ноге был валенок, надетый на 4 пары носков (второй валенок был обнаружен в палатке). На левой руке Слободина были обнаружены часы, которые показывали 8 часов 45 минут. На лице был ледяной нарост и были признаки кровотечения из носа. Характерным признаком последних трех найденных туристов был цвет кожи: по воспоминаниям спасателей - оранжево-красный, в документах судмедэкспертизы - красновато-багряный.

    Поиски оставшихся туристов проходили в несколько этапов с февраля по май. И только после того, как снег начал таять, стали обнаруживаться предметы, которые указали спасателям нужное направление розыска. Обнажившиеся ветки и обрывки одежды привели в ложбину ручья примерно в 70 м от кедра, которая была сильно занесена снегом.

    Большая палатка группы Дятлова, сшитая из нескольких небольших. Внутри размещалась портативная печка, сконструированная Дятловым.

    Раскоп позволил найти на глубине более 2,5 м настил из 14 стволов небольших пихт и одной берёзы длиной до 2 м. На настиле лежал лапник и несколько предметов одежды. По положению этих предметов на настиле обнажились четыре пятна, выполненные как «посадочные места» для четырёх человек. Тела нашли под четырёхметровым слоем снега, в русле уже начавшего таять ручья, ниже и чуть в стороне от настила. Сначала нашли Людмилу Дубинину - она застыла, стоя на коленях лицом в склон у водопада ручья.

    Мансийский «руны». Традиционная система мансийской индивидуальной «маркировки». Знаки называются «тамги» («тамга» в ед.ч.) У каждого манси есть своя личная тамга. Это как родовая визитка ,подпись, которая оставляется в каких-либо памятных местах - как правило, местах охоты или стоянки. Допустим, охотник добыл лося, разделал его и оставил чтобы вывезти его позже. Он делает стёс и помечает его своей тамгой.

    Остальные трое нашлись немного ниже. Колеватов и Золотарёв лежали в обнимку «грудь к спине» у кромки ручья, видимо, согревая друг друга до конца. Тибо-Бриньоль находился ниже всех, в воде ручья. На трупах, а также в нескольких метрах от них обнаружена одежда Кривонищенко и Дорошенко - брюки, свитеры. Вся одежда имела следы ровных разрезов, так как снималась уже с трупов Кривонищенко и Дорошенко. 

    Погибшие Тибо-Бриньоль и Золотарёв обнаружены хорошо одетыми, хуже одета Дубинина - её куртка из искусственного меха и шапочка оказались на Золотарёве, разутая нога Дубининой завёрнута в шерстяные брюки Кривонищенко. Около трупов обнаружен нож Кривонищенко, которым срезались у костров молодые пихты. На руке Тибо-Бриньоля обнаружено двое часов - одни показывали 8 часов 14 минут, вторые - 8 часов 39 минут.

    При этом все тела имели страшные травмы, полученные еще прижизненно. У Дубининой и Золотарёва были переломы 12 рёбер, у Дубининой - и с правой, и с левой стороны, у Золотарёва - только с правой. Позже экспертиза определила, что такие травмы можно получить только от сильного удара, подобного удару автомобиля, движущегося на большой скорости или падения с большой высоты. 

    Камнем в руке человека такие травмы нанести невозможно. Кроме того у Дубининой и Золотарёва отсутствуют глазные яблоки - выдавлены или удалены. А у Дубининой вырван язык и часть верхней губы. У Тибо-Бриньоля вдавленный перелом височной кости. Очень странно, но при экспертизе обнаружилось, что одежда (свитер, шаровары) содержат нанесенные радиоактивные вещества с бета-излучением.

    По мнению специалистов, начало восхождения на гору в сильную непогоду было ошибкой Дятлова, которая возможно и стала причиной трагедии. Последнее и самое загадочное фото. Одни считают, что этот кадр был сделан кем-то из группы Дятлова, когда опасность начала приближаться. По мнению других, этот кадр был сделан когда пленку вынимали из фотоаппарата для проявки.

    Вот схематическая картинка гипотетического происшествия и обнаруженных тел. Большинство тел группы были найдены в положении «головой к палатке», и все расположены на прямой лини от разрезанной боковины палатки, на протяжении более 1,5 километров. Колмогорова, Слободин и Дятлов погибли не во время отхода из палатки, а наоборот, на пути обратно в палатку.

    Вся картина трагедии указывает на многочисленные загадки и странности поведения дятловцев, из которых практически необъяснимы.

    - Почему они не убегали от палатки, а отходили шеренгой, обычным шагом?

    - Зачем им нужно было разжигать костер у высокого кедра на продуваемой ветрами площадке?

    - Зачем они ломали ветви кедра на высоте до 5 метров, когда вокруг было много маленьких деревьев для костра?

    - Как они могли получить такие страшные травмы на ровной местности?

    - Почему не выжили те, кто дошел до ручья и соорудил там лежаки, ведь даже на морозе там можно было продержаться до утра?

    - И наконец, самое главное - что заставило группу одновременно и в такой спешке покинуть палатку практически без одежды, без обуви и без снаряжения?

    Обнаруженная поисковой группой палатка:

    Первоначально в убийстве подозревали местное население северного Урала - манси. Под подозрение попали манси Анямов, Санбиндалов, Куриков и их родня. Но ни один из них не брал вину на себя. Они скорее сами были напуганы. Манси говорили, что видели над местом гибели туристов странные «огненные шары». Они не только описали это явление, но и нарисовали его. В дальнейшем рисунки из дела исчезли или до сих пор засекречены. «Огненные шары» в период поисков наблюдали и сами спасатели, а также другие жители Северного Урала.

    А 31 марта произошло весьма примечательное событие: все члены поисковой группы, находившиеся в лагере в долине Лозьвы, увидели НЛО. Валентин Якименко, участник тех событий, в своих воспоминаниях весьма ёмко описал случившееся: «Рано утром было ещё темно. Дневальный Виктор Мещеряков вышел из палатки и увидел движущийся по небу светящийся шар. Разбудил всех. 

    Минут 20 наблюдали движение шара (или диска), пока он не скрылся за склоном горы. Увидели его на юго-востоке от палатки. Двигался он в северном направлении. Явление это взбудоражило всех. Мы были уверены, что гибель дятловцев как-то связана с ним». Об увиденном было сообщено в штаб поисковой операции, находившийся в Ивделе. 

    Появление в деле НЛО придало расследованию неожиданное направление. Кто-то вспомнил, что «огненные шары» наблюдались примерно в этом же районе 17 февраля 1959 г. о чём в газете «Тагильский рабочий» была даже публикация. И следствие, решительно отбросив версию о «злонамеренных манси-убийцах», принялось работать в новом направлении. Хорошо сохранившиеся следы дятловцев:

    В преданиях манси говорится, что во времена всемирного потопа на горе Холат-Сяхыл раньше пропали 9 охотников – «погибли от голода», «сварились в кипящей воде», «сгинули в жутком сиянии». Отсюда и название этой горы - Холатчахль, в переводе – Гора Мертвецов. Гора не является священным местом для манси, скорее наоборот – эту вершину они всегда обходили стороной. 

    Обнаружение сделанного дятловцеми лабаза с запасами, которые они оставили здесь, чтобы не тащить на гору лишний груз. Одно из странных обстоятельств дела состоит в том, что спасаясь от неизвестной опасности, туристы направились не к лабазу, где было еда и теплые вещи, а в другую сторону, как будто путь к лабазу что-то преграждало.

    Существует множество версия произошедшего, которые можно разделись на 4 группы: стихийные (на палатку сошла лавина, палатка обвалилась под тяжестью нападавшего снега, нападавший на палатку снег затруднил дыхание туристов, что заставило их покинуть палатку и т.п., воздействие образовавшегося в горах инфразвука, шаровая молния, сюда также можно отнести версии с нападением диких животных и случайное отравление), криминальные (нападение манси, беглых зэков, спецслужб, военных, иностранных диверсантов, нелегальных золотодобытчиков, а также ссора между туристами) и техногенные (испытания секретного оружия (например, вакуумной бомбы), наезд на палатку аэросаней или другой техники и проч.) и, наконец, фантастические (злые духи гор, НЛО, снежный человек, воздушные электроразрядные взрывы осколков кометы, тороидальный смерч и проч).

    Существует версия А. И. Ракитина, по которой в состав группы входили законспирированные сотрудники КГБ: Семён Золотарёв, Александр Колеватов и, возможно, Юра Кривонищенко. Один из них (Колеватов либо Кривонищенко), изображая антисоветски настроенного молодого человека, за некоторое время до похода был «завербован» иностранной разведкой и договорился под прикрытием похода на маршруте встретиться с иностранными шпионами, замаскированными под другую тургруппу, и передать образцы радиоактивных материалов со своего предприятия в виде предметов одежды, содержащих радиоактивную пыль (в действительности же это была «контролируемая поставка» под наблюдением КГБ). 

    Однако шпионы раскрыли связь группы с КГБ (возможно, при попытке их фотографирования) либо, наоборот, сами допустили ошибку, позволившую непосвящённым членам группы заподозрить, что они не те, за кого себя выдают (неправильно употребили русскую идиому, обнаружили незнание общеизвестного для жителей СССР факта и т. п.). Решив устранить свидетелей, шпионы заставили туристов раздеться на морозе и покинуть палатку, угрожая огнестрельным оружием, но не применяя его, чтобы смерть выглядела естественной (по их расчётам, жертвы должны были неминуемо погибнуть ночью от холода). Труп Игоря Дятлова в носках:

    Стоит отметить, что во все времена гибло немало туристов. В основном от холода. Таким образом, гибель группы туристов зимой сама по себе не была чем-то экстроординарным. Из ряда вон выходящей ее сделали различные загадочные обстоятельства. Особенность происшествия заключается в том, что все «реалистичные» версии (как, например, версия о лавине) упираются в эти необъяснимые нюансы и нестыковки, что и наводит на мысль о том, что группа столкнулась с чем-то из разряда «непознанного». Официтальная версия гласила: «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной их гибели явилась стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии».

    Гибель дятловцев пришлась на последний период существования старой системы поддержки самодеятельного туризма, имевшей организационную форму комиссий при Спорткомитетах и Союзах Спортивных Обществ и Организаций (ССОО) территориальных образований. На предприятиях и в вузах существовали туристические секции, но это были разрозненные организации, слабо взаимодействующие друг с другом. С возрастанием популярности туризма стало очевидно, что имеющаяся система не справляется с подготовкой, обеспечением и поддержкой туристических групп и не может обеспечить достаточный уровень безопасности туризма. 

    В 1959 году, когда погибла группа Дятлова, количество погибших туристов не превысило 50 человек за год по стране. Уже в следующем, 1960 году, количество погибших туристов практически удвоилось. Первой реакцией властей была попытка запретить самодеятельный туризм, что и было сделано постановлением от 17 марта 1961 года. 

    Но запретить людям добровольно пойти в поход по вполне доступной местности невозможно - туризм перешёл в «дикое» состояние, когда ни подготовку, ни экипировку групп никто не контролировал, маршруты не согласовывались, за контрольными сроками следили только друзья и близкие. Эффект последовал сразу же: в 1961 году количество погибших туристов превысило 200 человек. Поскольку группы не документировали состав и маршрут, иногда не было сведений ни о численности пропавших, ни о то том, где их искать. Труп Дубининой у ручья:

    Постановлением ВЦСПС от 20 июля 1962 года спортивный туризм снова получил официальное признание, его структуры были переданы в ведение ВЦСПС (профсоюзов), созданы советы по туризму, комиссии при ССОО были упразднены, организационная работа по поддержке туризма была во многом пересмотрена и реформирована. 

    Началось создание клубов туристов по территориальному признаку, но работа в организациях не ослабла, а усилилась благодаря появившейся широкой информационной поддержке за счёт обмена опытом самодеятельных организаций. Это позволило преодолеть кризис и обеспечить функционирование системы спортивного туризма на несколько десятилетий. Тело Игоря Дятлова:

    Спецорганы предлагали родным погибших похоронить их в ближайшем к перевалу поселке, но те настояли, чтобы тела привезли домой. Всех ребят похоронили в братской могиле на Михайловском кладбище в Свердловске. Первые похороны прошли 9 марта 1959 года при большом скоплении народа. По свидетельству очевидцев, лица и кожа погибших ребят имели багрово-синюшный оттенок. 

    Тела четверых студентов (Дятлова, Слободина, Дорошенко, Колмогоровой) были захоронены в Свердловске на Михайловском кладбище. Кривонищенко был похоронен родителями на Ивановском кладбище Свердловска. Похороны туристов, найденных в начале мая, состоялись 12 мая 1959 года. Троих из них - Дубинину, Колеватова и Тибо-Бриньоля - похоронили рядом с могилами их товарищей по группе на Михайловском кладбище. Золотарёв был похоронен на Ивановском кладбище, рядом с могилой Кривонищенко. 

    Все четверо были похоронены в закрытых гробах. В начале 1960-х на месте гибели туристов установили мемориальную доску с их именами и надписью «Их было девять». На каменном останце на перевале Дятлова экспедицией 1963 года установлена мемориальная доска в память «дятловцам», затем в 1989 году там установлена ещё одна мемориальная доска. Летом 2012 года на останце были закреплены 3 пластины с изображением страниц журнала «Уральский следопыт» с публикациями о «дятловцах».  («Перевал Дятлова»).





    Истории очевидцев о русалках

    В 1936 году жительница Нижнего Тагила А. Азисова, будучи ещё маленькой девочкой, ехала вместе со своим отцом через Уральский хребет из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в трёхстах метрах от ручья находилась заброшенная графитовая шахта. На месте давнишней выработки образовалось небольшое озерцо, берега которого заросли кустарником и деревьями.

    Именно там отец и показал дочери странных человекоподобных существ. Они появлялись из воды и взбирались на высокое дерево на берегу, с которого прыгали в воду. При этом с их стороны доносилось словно бы мелодичное «пение» без слов.



    Ялпын уй - уральский удав

    Статья Станислава Скурыдина, исследователя жизни народов уральского севера, опубликованная в 2002 году изданием «Областная газета».

    На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского АО сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские - полозом, а марийцы - шем кишке. Это животное обладало особенностями, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь выдумками больного воображения. Между тем факты говорят, что оно существовало. А может, существует и по сей день...

    Летом прошлого года, собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать информацию об интересном животном - шем кишке, «чёрном змее». Её рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района. Змея, как явствует из названия, чёрная по цвету. Длина шем кишке «примерно 2 метра», толщина «намного больше, чем у обычной змеи». Живёт она в лесу, около водоёмов - рек и озёр. Ночует на дереве, после чего на нём находят следы от отростков на теле змеи. Они помогают змее фиксировать своё положение в столь необычном месте. Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу.

    Встреча с шем кишке в лесу - к беде. Тем более что змея могла напасть и убить. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка - к добру. В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей земли и иногда помогает человеку.

    Казалось бы, ничего интересного. Очередные народные «страшилки». Если бы не многочисленные «но». У исследователя манси Валерия Чернецова есть описания подобной змеи, которые он записал в тридцатые годы XX века от охотников-манси, видевших её. Змея ялпын уй - «священный зверь» - напоминает ящерицу красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Ялпын уй длиной до 15 метров, толщиной - в руку и толще. Живёт в воде и близ неё. Спит ялпын уй не на земле, а только на дереве. 

    После её ночевок на нём остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капанье воды: «Неч, неч». Живёт на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Рус-суя и Нильтанг-пауля. Подобных рептилий было столь много, что погибшие змеи хранились «в Нильтанг-пауле в трёх бочках, а в Троицких юртах - в семи бочках». Тем не менее, манси считали, что ялпын уй не умирает, а превращается в камень аммонит. Огромная змея нападает и убивает охотников и их собак. Подобные случаи не единичны...

    По сообщениям других исследователей 80-х годов прошлого века, в озере Турват живёт существо метров 6 длиной. Живёт представитель местной фауны в яме. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит, как серебро». Турват - священное озеро манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын-нер. В июне вогулы проводили там свои языческие богослужения, прося священное животное оберегать их землю.

    Исследователи религии манси И. Н. Гемуев и А. М. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-мансийский АО) в середине 40-х годов прошлого ( XX ) века манси видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. В 200 км от Ивделя по реке Лозьва живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день в тех местах манси поклоняются Хулхуринг-ойке, «Старику, подобному рыбе», хозяину местных людей, рыбы, зверя...

    В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне г. Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогулов на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (у манси) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».

    Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью?  В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточнил. Если названные останки принадлежат ялпын ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен. К примеру, у ещё одного народа лесной цивилизации - нанайцев - есть предания о дябдяне, существе, похожем на удава. Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они назвали полозом. И об этом сохранились архивные материалы.

    В архиве Свердловской области автору попал в руки доклад К. Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года, из которого стоит привести некоторые выдержки: «Ещё в бытность мою в екатеринбургской гимназии мы, маленькие гимназисты, всегда с вниманием слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера, рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовёт «полозами» и в наличии которых он, Клер, не сомневается, т. к. совместно с зоологом Сабанеевым получил о том подтверждающие данные...

    В 60-х или 70-х годах некто Лебединский, проезжая на тройке где-то по Северному Уралу, увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в соседнюю вогульскую деревню и попросил вогулов совместно с ним начать преследование змеи. Вогулы отказались. По-видимому, у них змея считалась священной. После долгих расспросов Лебединскому однако удалось выяснить местонахождение змеи, и он её убил, выстрелив дробью в голову. Экземпляр оказался до 8 сажен (16 м) длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза будто бы Лебединским была отправлена в Англию...

    Приблизительно в 90-х годах Клеру было донесено, что в юго-восточном районе Екатеринбургского уезда появился огромный полоз. Клер выехал по адресу и оказалось, что змею видели 2 женщины. Причём одна из них, будучи беременной, во время бегства напоролась в лесу на сук и вскоре умерла от преждевременного выкидыша... В район местонахождения змеи выехали из города охотники. Змею не нашли и расположились станом около деревни Бобровка в 28 км от города. И вот во время мирных охотничьих разговоров и трапезы раздалось свистящее шипение, и охотники увидели приподнятую над сосенками с краю елани белую голову полоза, который, по-видимому, сам решил познакомиться с охотниками.

    Злые языки говорили, что от неожиданного появления уральского удава один из охотников залез от страха под телегу, другой, помня, что змеи не любят лошадиного пота, надел на себя хомут, а третий, хотя и остался на месте, но его настроение было сильно испорчено случившейся с ним медвежьей болезнью... Полоз, отвернув от стана, ушел, оставив характерный для больших змей след на смятой траве и хвое от брюшных чешуек...

    Такой же след видел по росе на пашне рано утром крестьянин Белоярской волости деревни Боярки Матвей Боярских. След зигзагообразно спускался с пашен в реку Пышму. Почти в любой уральской деревушке и даже заводе можно получить кое-какие сведения о «полозе» и «полозках»... Существует мнение, что встреча с полозом опасна. Полоз стремительно бросается на человека и бьёт, как говорят, «хоботом», очевидно, хвостом.

    Молодой телеграфист почтовой станции Бычков рассказал мне слышанную им историю гибели рабочего от полоза. Дело было так: 2 заводских рабочих приехали в страду на свои покосы, находящиеся в глухом месте в горах Урала. Один остался распрягать лошадь, а другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и мужик, оставшийся у лошади, увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился свернутый колесом ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий оказался мёртвым. Погиб ли он от удара хвоста полоза или просто от разрыва сердца, не установлено... Между прочим, от полоза, по словам местных жителей, возможно спастись только убегая не по прямому направлению...

    Крестьяне деревни Мартьяновой Кунгурского уезда в 2 верстах от деревни недалеко от дороги в течение нескольких лет видели небольшого «полозка» толщиною в оглоблю и длиною 1,5 сажени. Он никого не трогал и жил около ямы. После крестьяне завалили яму хворостом и зажгли. Больше «полозка» никто не видел. Среди уральцев существует поверье - остерегаться убивать полоза. Будто бы другой полоз найдет и умертвит убийцу!..

    Интересный случай наблюдения за полозом сообщил упомянутый мною телеграфист Бычков. Его дядя однажды случайно увидел, как «полоз» проглотил рябчика. По его словам, рябчик сам подлетел к лежащему с поднятой головой полозу. Быть может, недалёк тот день, когда в распоряжение специалистов будет предоставлен для изучения пока ещё оспариваемый «colubertrabalis» (перевод с лат. «огромная, бревноподобная змея»), так называл уральского удава посетивший Урал знаменитый учёный Паллас.

    В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, её ему не продал. Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею золотистого цвета с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла к Уктусу на реку Патрушиху.

    Не менее интересен и другой архивный документ - письмо тому же обществу УОЛЕ помощника лесничего Каслинского лесничества Н. Ф. Кузнецова от 12 апреля 1927 года: «...Рабочий Каслинского завода Свиридов Павел Иванович 60-ти лет, занимаясь в каслинской даче поисками полезных ископаемых, в конце августа 1926 года в урочище Булдымское болото в ясный солнечный день заметил змею необыкновенных размеров, которая располагалась на каменистом холме».

    Как рассказывает Свиридов, он от этой встречи пришёл в ужас и поспешил покинуть место. Величина этой змеи в длину аршин 6 (4 м) и по толщине около головы - вершка 3 (13,3 см). По цвету же точно определить, серая или чёрная, Свиридову не удалось...

    В статье «Великий полоз» Борис Казаков пишет о том, что в 1889 году купец Ушаков в своём очерке рассказывает о светло-серой змее с жёлтыми пятнами на брюхе и боках, которую не раз видели, в том числе, переплывающей реку Исеть в трёх верстах от села Бобровского, с зайцем во рту. Что, безусловно, говорит о силе этого животного. Длина её была до 6,5 м.

    Есть упоминание о том, что в 1869 году в Тверской губернии помещик Кишенский убил змею, длина которой составляла 177 см. Спина её была серой, брюхо желтовато-белое. Ширина тела змеи - в 3 пальца. Это не единственное упоминание о существовании в Европейской части России крупных пресмыкающихся.

    По данным К. Г. Колясниковой, в начале XX века в лесах близ села Селивановщина Даровского района Кировской области водились необычные змеи, детёныши которых укрывались на деревьях. Можно предположить, что ими могли быть водяные ужи, которые, как известно, могут залезать на деревья. Но, по мнению очевидцев, эти создания отличались большими размерами по сравнению с «обычными» змеями. Хотелось бы отметить, что до прихода в девятом веке славян-вятичей на территорию современной Кировщины эти земли заселяли марийцы, фольклор которых, как было указано выше, сохранил память о шем кишке.

    Есть в статье Казакова и совсем «свежий» факт: летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово жительница деревни Уразбаево видела змею, у которой «голова большая, как у сома-рыбы. Тулово - с толстое полено, серое, метра три будет». Одни посчитают всё это забавным, другие - стародавним и давно минувшим. Быть может, это и так. Хотя есть данные, что летом 2001 года в окрестностях Тавды видели чёрную крупную змею с необычными пятнами на теле.

    Был или нет гигантский полоз - вопрос спорный. Тем более, что материальных свидетельств этому нет. А наука любит факты, которые можно потрогать или увидеть. Конечно, вопрос можно решить так: нет доказательств - нет проблемы. И тогда как никогда становятся актуальными слова из доклада К. М. Ошуркова: «Академия наук не поверила Клеру и Сабанееву о наличии в Уральских лесах больших змей, и, таким образом, до сих пор никто не решался, не рискуя потерять репутацию, поднять вопрос о существовании на Урале полоза...». 

    Ну, а если набраться смелости и сопоставить все приведённые выше факты? При этом взять во внимание, что информаторы не связаны друг с другом. Тогда получается... Кто ты, ялпын уй? Вымыслы испуганных охотников? Страхи пьяных крестьян? Или животное, которое выжило, несмотря на природные катаклизмы?

    Был или нет гигантский полоз - вопрос спорный. Тем более что прямых материальных свидетельств его существования нет. А наука любит факты, которые невозможно опровергнуть. Конечно, вопрос можно решить так: нет доказательств - нет проблемы. И тогда как никогда становятся актуальными слова из доклада К.М. Ошуркова: «Академия наук не поверила Клеру и Сабанееву о наличии в Уральских лесах больших змей, и таким образом, до сих пор никто не решался, не рискуя потерять репутацию, поднять вопрос о существовании на Урале полоза». Ну, а если набраться смелости и сопоставить все приведенные выше факты? И при этом принять во внимание, что информаторы не связаны друг с другом.

    Кто же такой ялпын уй? Плод вымысла испуганных охотников? Воплощенные страхи подвыпивших крестьян? Или животное, которое выжило несмотря на природные катаклизмы? Из анализа упомянутых здесь встреч людей с ялпын уем можно сделать некоторые обобщения:

    1) Размеры змеи варьируются: толщина по диаметру от 6 до 18 см; длина от 1 м 70 см до 16 м (по отдельным данным до нескольких десятков метров). Размеры ялпын уя скорее всего зависят от возраста, мест обитания и пищи. Не исключено, что полозов было несколько видов. Исходя из размеров и следа, похожего на отпечаток бревна на траве или песке, ялпын уй обладал солидным весом.

    2) Полоз имеет светло серый (на солнце золотистый, стальной) или черный цвета. Голова крупная, «как у сома», с пятном на лбу. На теле зигзагообразный рисунок либо желтые и даже красные пятна. Не исключено, что на черепе у одного из видов ялпын уя были наросты «в виде рожек». Глаза навыкате до трех сантиметров в диаметре.

    3) Можно предположить, что ареал этой змеи до XVII века (время упоминания о существовании крокодилов в Псковской летописи за 1582 год и в записках путешественников Герберштейна, Горсея) простирался от европейской части России до Дальнего Востока. Тем более что экзотические животные могут существовать в суровом климате нашей страны, что доказал в начале XX века зоолог А. Круликовский, приведя в пример привезенную из Астрахани черепаху, прожившую более пяти лет в пруду у села Лазаревка Вятской губернии. С XIX века ялпын уя встречали на территории современных Пермской (близ города Кунгур), Свердловской, Челябинской областей, в Ханты Мансийском округе. В XIX веке к северу от Челябинска регистрировалось большое количество встреч с гигантским полозом. Это объясняется тем, что на севере этой области много озер и болот, особенно в бассейне реки Теча, где, как правило, и происходили встречи. Но с увеличением населения, ростом промышленности, с ухудшением экологической обстановки этого района полоз, возможно, полностью исчез из тех мест.

    3) Обитал ялпын уй в болотах, пресноводных озерах, реках, окруженных лесами. В глубоких норах (ямах) вне водоема змея отдыхала и, быть может, зимовала, т.к. об обнаружении ялпын уя в зимний период данных нет. Скорее всего, великий полоз ночевал на деревьях в случае большой концентрации на определенной территории подобных ему змей или из за другой опасности. Исходя из этого можно предположить, что ялпын уй, при случае, питался себе подобными.

    4) Охотился ялпын уй на дичь, млекопитающих, в том числе на домашних животных. Нападал на человека, убивал его, как правило, охраняя тем самым свою территорию и, быть может, свое потомство. Можно предположить, что питался и рыбой как современный водяной уж.

    5) Подобно современным рептилиям, ялпын уй любил греться на камнях в лучах солнца. Лежал, свернувшись для удобства в кольца. В результате этого больших размеров тело его походило на горку. Скорее всего, ялпын уй не являлся теплокровным животным.

    6) Змея хорошо плавала по поверхности воды. Скорее всего зигзагообразно, по змеиному. Отсюда большие волны при ее перемещении по воде. Неплохо поднималась по деревьям. Для этой цели на ее теле были отростки, мешающие соскальзыванию.

    7) Полоз обладал способностью гипнотизировать свои жертвы. Указанное приводило к потери жертвой пространственных ориентиров. Полоз так же убивал своих противников ударом хвоста. Зафиксированы случаи его нападения с дерева. Не исключено, что душил жертвы подобно анаконде. С горы преследовал жертву, свернувшись шаром. Отсюда способ избежать его объятий - двигаться не по прямой.

    Конечно, читатель помнит повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца», написанную, кстати, в середине 20 х годов по впечатлением встреч очевидцев с загадочным гадом в Крыму. Думается, право каждого - решать, сказка или действительность рассказанное выше. При этом не нужно забывать, что самое невероятное и необъяснимое порой становится простым и обыденным…





    Окрестности города Полевского

    Места Бажовских сказов. Интересных легенд и преданий здесь множество. В одном из первых своих рассказов «Дорогое имечко» П.П. Бажов писал о Чуди или «старых людях» - высоком красивом народе, живущем в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор. Люди эти почти незаметны для других. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрывая гору». 

    В фольклоре, помимо народности Чуди, содержатся сведения и о гигантском змее Полозе и о загадочных подземных туннелях, в которых он обитает. Есть рассказы о появлении «дамы в белом», плутании людей в хорошо знакомых им местах и многое-многое другое. До сих пор энтузиасты ищут на Азов-горе спрятанный по преданиям клад. Иногда на Азов-горе видят непонятные огоньки - «свечки», которые гаснут при приближении к ним. В окрестностях Зюзелки изредка появляются таинственные синие туманы. А на Малом Азове слышат по ночам жуткие звуки неясного происхождения.


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 674 | Рейтинг: 5.0/1