Талыш - это горная область на границе Азербайджана и Ирана. Здесь распространены предания о лесных людях - гулябанах, соседствующих с местным населением, называющим себя талышами. Очень многие рассказчики убеждены, что гулябаны встречаются в Талышских горах и в наши дни. Так, в одном из писем в редакцию журнала «Вокруг света» приводится свидетельство некоего Фейзулаева:
«У моих (ленкоранских) знакомых и друзей, а есть среди них и очевидцы, нет и тени сомнения в существовании в горах человекоподобных существ мужского и женского пола, а также детенышей. Повторяю, что некоторые встречались с ними. Описывают их примерно так: ростом с человека, выше или ниже, густо обросшие волосами от темно-серого до черного цвета.
Лицо скорее человеческое, чем обезьянье. При случайной встрече с человеком убегают на двух ногах. Чрезвычайно осторожны, встречаются чаще в сумерках, ночью, реже днем, в далеких горных селах иногда воруют ночью мелкий домашний скот, птицу, овощи и фрукты». И это слова не забитого и полного суеверий крестьянина, а ассистента кафедры психологии Азербайджанского медицинского института. Полученные от него сведения совпадают с рассказами других местных жителей.
Некоторые из них уверяли, что в Талышских горах можно найти места ночлега гулябанов, которые выглядят как вытоптанные участки округлой формы диаметром 3-5 метров, устланные сухой травой и клочками шерсти. Ранее рассказывали, что гулябаны живут в камышовых хижинах. Но в последнее время никто таких хижин не встречает. Похоже, они перешли на типично кочевой образ жизни.
Но почему в Азербайджане лесные люди сохранились только в районе Талышских гор? Скорее всего, их локализация вовсе не связана с местными этносами. Они могли приходить в Азербайджан из Ирана, а потом оттуда мигрировать в Грузию или Абхазию. В начале прошлого века в районе Ленкорани и Астары проходила грунтовая дорога над самым берегом моря, которая вела в сторону границы с Ираном. По ней следовали русские купцы с товарами. Теоретически этот путь могли использовать и гулябаны.
Сведения о племени диких людей в «южно-каспийской глуши», лесисто-гористой местности азербайджанского Каспия, попали и в «Энциклопедию непознанного» В.А. Черноброва. В 1914 году в этих краях заблудился пастух Габриэл Циклаури, уроженец села Натбеури Мцхетского уезда Тифлисской губернии. После долгих скитаний он вышел на поселение дикарей, не носивших никаких одежд и охотившихся с помощью копий. Прожив два года в племени, Габриэл покинул его, после того как на племя было совершено нападение неизвестных людей.
Хотя с тех пор Габриэл неоднократно делал попытки найти это место, ему удалось лишь установить, что указанный район находится в субтропических лесах неподалеку от Сальяна, возможно, ближе к городам Астара и Ленкорань, причем местные жители подтверждают, что слышали о существовании дикарей. Правда, самодеятельные поиски, предпринятые в этом регионе одиночными исследователями в 1980-х годах, не привели к успеху, а организация сюда серьезной экспедиции - дело непростое. (Юрий Супруненко, журнал «Тайны ХХ века» № 40, 2017).
Духи-рабы
Гирканский национальный парк, открытый в 2004 году, охватывает лесные массивы, остававшиеся практически нетронутыми миллионы лет и пережившие ледниковый период. О тех далеких временах напоминают деревья, которых нет больше нигде в мире. - каштанолистный дуб, железное дерево, гирканский инжир. В лесном тенистом полумраке много папоротников, в пышном ковре которых тонет нога, а травянистый покров располагает к привалам.
А еще это рай для диких животных. Здесь встречаются следы медведей, в удаленных уголках находит себе приют кавказский леопард, который является своеобразным брендом парка. Кстати, он находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Азербайджана, а также в Красную книгу Международного союза охраны природы.
До середины прошлого века в Талышских лесах еще обитали лянкяранский тигр, леопард, кавказский марал, бурый медведь. Ныне тут можно встретить полосатую гиену, каменную куницу, европейскую косулю. Гирканский парк планируется включить в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Его территория (наряду с Закатальским заповедником) рассматривается для создания на Южном Кавказе биосферного резервата.
Однако вряд ли в официальных источниках будут содержаться упоминания о гулябанах - загадочных представителях не то местной фауны, не то побочной ветви человечества, якобы обитающих в этих краях. Начнем с того, что «гулябан» (или, по-азербайджански, «гульябани») в переводе означает «оборотень». Есть и другие вариации названия - «гуляй баны», «биабан-гули», «гульбиябан». Поверья о гулябанах существуют и у других восточных народов - таджиков, киргизов, турок.
Талыши
В представлениях азербайджанцев и турок гулябан - это злой дух, обитающий в степи или на кладбище, а также в руинах, подземельях, на местах битв и побоищ. В западных районах Азербайджана его считали водяным духом. Согласно мифам и преданиям, эта сущность похожа на человека, только очень большого и уродливого, покрытого серой или черной шерстью и с вывернутыми назад ступнями. От него исходит неприятный запах.
По ночам гулябан любит кататься на лошадях, запутывая при этом им гривы, и пугать припозднившихся путников. Встретившись с людьми, дух заговаривает с ними человеческим голосом и предлагает побороться. Поверье гласит, что, если поймать гуля-бана и вонзить ему в шею иголку, он станет рабом того человека («гуль» означает «раб»). Маленький нюанс: все приказы хозяина гулябан, в отличие от классических джиннов, станет выполнять наоборот.
Упоминания о диких голых и волосатых людях нередко встречаются в мифах и легендах древнего Двуречья, в «Истории» Геродота и многих других сочинениях прошлого. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в своей работе «Описание Черкесии» (конец XVIII века) рассказывает, как однажды отряд горцев, переходивший Кавказский хребет, подвергся нападению «голых людей», которые при этом кусались, подобно собакам.
Лесные люди фигурируют в фольклоре многих народов Кавказа. В некоторых сказаниях они наделены совершенно фантастическим обликом - например, их описывают с якобы торчащим из груди каменным или костяным топором. Но большей частью они предстают перед нами вполне реальными «волосатыми и безмолвными людьми» с топорами в руках.
Русский этнограф Н.С. Иваненков, опубликовавший в начале XX века одно из таких описаний, замечает, что оно соответствует виду изваяний позднего Средневековья, встречающихся в верховьях реки Большой Зеленчук. По его мнению, в обоих случаях «прототипами» могли служить остатки одичавшего христианского населения этих мест, скрывавшегося от преследований утверждавшихся здесь мусульман.
Другой известный дореволюционный кавказовед, В.Ф. Миллер, записывая одну из легенд о «диких» людях, добавил, что рассказчик утверждал, будто лично знает в одном селении Северной Осетии девушку, отец которой был ал маеты (албасты) - это широко распространенное на Северном Кавказе и в Средней Азии название мифических лесных людей.
Советский археолог и краевед Л.П. Семенов, записывая в 1930-х годах генеалогию ингушской фамилии Даурбековых из селения Горак, обнаружил у них в восьмом поколении предка по имени Албаст. И сейчас племя албасты будто бы обитает в горах Абхазии. Еще одно предполагаемое место обитания диких людей, скорее всего, находится на крайнем юге Азербайджана, в районе Ленкоранской низменности, на запад от которой поднимаются Талышские горы с малохожеными лесами.
Согласно Геродоту, лесные люди Кавказа питались дикими плодами деревьев и кустарников. Совокупление между мужчинами и женщинами этих племен было свободное, как у скота. По свидетельству же наших современников, гулябаны живут супружескими парами, у них уже сформировались семьи. А может быть, речь идет вообще о разных народностях или даже разных биологических видах?
Под воду – к «братьям» по разуму
Вот уже который раз перед человечеством встает вопрос: а единственные ли мы хозяева планеты Земля? А может вместе с нашей цивилизацией параллельно существует еще и другая, находящаяся в толще воды, и потому для нас неизвестная? И может быть они, чужие, живут там, в пучине, и в тайне от всех на своих военных подземных базах готовятся к колонизации Земли.
В 2003 году с борта азербайджанского траулера «Баку» рыбаки сообщили о загадочном существе, которое в Каспийском море долгое время плыло параллельно с их судном. Вначале рыбаки обрадовались, думая, что им на пути попалась очень крупная рыба, однако каково же было их изумление, когда вместо передних плавников они увидели в бинокль руки, а на голове – волосы…
Об этом каспийском феномене и прежде ходили слухи в Иране, а после придания огласки сообщения азербайджанских рыбаков, многие иранцы начали утверждать, что не раз видели это странное создание. Ученые же объясняют случившееся пробуждением подводных вулканов и активизацией нефтедобычи в регионе Бабольсера.
Причем описания этого существа – Рунан-шаха, во многом совпадают. Рыбаки, которые видели его, уверяют, что в тех местах, где он появляется, рыбы становится очень много. Создается впечатление, что рыбки - его свита. Однако он никогда не предпринимает попыток освободить пойманную рыбу и не входит в контакт с людьми.
Подобных существ очевидцы встречают не только в пресных водоемах, но и в морях и океанах! А может, в морских глубинах существует еще одна тупиковая разновидность человечества, которая с незапамятных времен ушла под воду? В связи с этим ученые вспоминают о легендарных атлантах, которые владели уникальными технологиями, а потом, в силу обстоятельств, переселились под воду. Легенды повествуют о том, что атланты намного превосходили по техническому и культурному уровню все другие народы, находившиеся еще в стадии развития медного века.
А другая легенда говорит, что придворные механики всех последних царей Атлантиды изготавливали механические приводы не только для кораблей, но также и для подводных аппаратов. И если все это не является преувеличением и хоть немного соответствует действительности, то вполне вероятно, что часть жителей Атлантиды выжила после катастрофы, полностью уничтожившей их материк, переселилась под воду и там обосновалась.
Исследования, проведенные в глубинах Атлантического океана, в предполагаемом районе затонувшей Атлантиды, дали возможность ученым обнаружить там лестницы, спускающиеся в пещеры, закругляющиеся и вертикальные стены из гигантских камней, какие-то переходы, арки, за которыми, может быть, скрываются входы, ведущие к жилью водяных людей.
Рыбак из городка Тронте в Адриатике рассказывал о том, что видел, как из глубины воды на него был направлен красный свет. Испугавшись, молодой человек поплыл к берегу, однако свет поспешил за ним, то поднимаясь на поверхность, то ныряя глубоко под воду.
Вначале родные восприняли этот рассказ рыбака как бредовую галлюцинацию, но вскоре в море такие ненормальные явления начали снова повторяться. Таинственное свечение, зеленые и красные лучи света, бурление моря, столбы воды, которые неожиданно поднимались метров на сто, странные «борозды» на поверхности, которые с воздуха зафиксировала и береговая охрана.
Кто плетет косички в гривах
Дело в том, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия я тоже тоже столкнулся с подобным явлением в Талышских горах на юге Азербайджана и довольно много занимался этим вопросом, и Чанда узнала об этом из каких-то сайтов. Местные жители в Талыше тогда утверждали, что косички заплетают гулейбаны – дикие лесные люди. Хозяева лошадей не возражали против того, чтобы я срезал образцы, и я собрал их в общей сложности около 40.
Довольно много времени – несколько летних сезонов – я потратил на расследование загадки возникновения таких косичек, которые появлялись преимущественно у кобыл. Но так и не смог прийти к определенному мнению. По крайней мере, у одной из кобыл, за которой я неотрывно наблюдал в течение трех ночей, косичка образовалась сама собой. Как – объясню ниже.
Свидетельства о пристрастии этих полулегендарных существ к лошадям имеют давнюю историю и распространены не только на Кавказе. Косички заплетал и русский домовой, и английский «гоблин», и кабардинский «алмасты». Луи Мари Синистрари, профессор философии и теологии, юрисконсульт верховного трибунала инквизиции в Риме, написал трактат с длинным названием: «Отношение к демонам, и о животных «инкубах» и «суккубах», где доказывается, что на земле существуют разумные создания, отличные от человека, имеющие, как и он, тело и душу, как и он, рождающиеся и умирающие…».
Трактат этот был написан для того, чтобы суды отличали связь с демонами от связи с названными существами, не причисляемыми автором к сверхъестественной силе. Синистрари пишет: «Он, «инкуб», пристает к кобылам. Если они послушны его желаниям, он окружает их заботой и лаской, заплетает им гриву во множество узлов, которые нельзя распутать; но если они сопротивляются, он мучает и бьет их, нагоняет на них сап, и, наконец, убивает, о чем свидетельствует повседневная практика».
Известный в свое время автор энциклопедии животного мира Игорь Акимушкин утверждал, что эти косички запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей России. Известный в зоологическом мире авторитет П.А. Мантейфель описал в свое время в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая ей гриву. Многие коневоды тоже уверены, что гриву заплетает ласка. Практически такое мнение утвердилось и стало общепринятым.
Но одного взгляда на «наши» косички было достаточно, чтобы отказаться от идеи об авторстве ласки. «Косички» представляют собой скорее петли, сплетенные из скрученных жгутов, причем начиная с середины длины прядей и до конца их. Кроме того, сплетенные пряди, как правило, еще и завязаны узлами. Образовавшуюся петлю невозможно разорвать даже большим усилием.
Помню, мы тогда показывали косички биологу Н.Ф. Мадьярной, кандидату биологических наук В.Е.Флинту, опытному специалисту-зоопсихологу Курту Эрнестовичу Фабри. Все они категорически отвергли авторство ласки в заплетании косичек. Это мнение поддержал и потомственный коневод Николай Самохвалов из Подмосковья.
И тогда я продолжил наблюдения за пасущимися на воле лошадьми на землях Ленкоранского района в Азербайджане. Однажды, когда я заметил в гриве одной из них намечающуюся косичку, я стал гоняться по ночам именно за этой лошадью, вооружившись ночным стрелковым прицелом к автомату Калашникова, предоставленным тамошними пограничниками.
И что же я увидел? Первое: косичка начинает заплетаться снизу, с концов волос, а не от основания. Весь процесс длился трое суток: вначале это была маленькая косичка на конце волос гривы; на другой день косичка увеличилась, а пряди, еще не заплетенные, оказались скрученными, и на третий день я увидел вполне сформировавшуюся косу, но все же плетение не дошло до основания волос, на половину их длины косичка осталась незаплетенной, и больше коса не увеличивалась. Образовалась как бы петля, оканчивавшаяся косой.
Хорошо ее рассмотрев, я увидел, что на кончике волос прилепился комочек глины, который скрепил пряди между собой. А ведь к кобыле никто не подходил!! Стал думать… Как сейчас помню: после ночного наблюдения, когда лазил по грязи с прибором ночного видения (Ленкорань – это зона субтропиков, откуда в Россию поступали и поступают мандарины, там часты дожди), сидел в каком-то вагончике на железной сетке кровати, ел арбуз и размышлял.
И вдруг меня осенило! Я отрезал от чехла армейского прицела ночного видения три длинных тесемки, привязал их к спинке кровати, другой конец всех трех тесемок связал вместе в узел и стал пропускать этот узел в промежутки между тесемками - то в левый, то в правый. На глазах стала образовываться коса, причем она росла от нижних концов тесемок! Что и требовалось доказать…
Тогда я решил, что косичка образуется сама собой. Когда лошадь машет головой, отгоняя мух, мошек и слепней, - а она это делает тысячи раз на дню – то комочек глины, скрепивший концы прядей, начинает подскакивать и иногда попадать в промежуток между двумя прядями. В другой раз она может попасть в другой промежуток, хотя бывает, что и два-три раза в один промежуток, потому коса неровная, грубая, но все же – коса. Поняв это, я тут же собрал свои вещи и уехал из тех мест, «закрыв» тему косичек. И, как позже понял, зря. («Гоминалогия»).
Полжизни в поисках Снежного человека
В 1950-х годах из Азербайджана и Южного Дагестана стали приходить сообщения о встречах в горах с существом, напоминающим не то большую обезьяну, не то рослого человека, покрытого шерстью. В конце концов сообщений набралось столько, что на них надо было как-то реагировать.
И чтобы закрыть этот вопрос, чиновники партийной верхушки дали указание специалистам из Академии наук СССР подготовить компетентную экспедицию расширенного состава, в которую, в частности, вошли даже некоторые партработники.
Научную экспедицию возглавил ученый-социолог Борис Федорович Поршнев. А Жанну Кофман пригласили в качестве врача. И в 1958 году ученые отправились на Памир. В результате опроса 200 жителей из разных частей Кавказа даже самые закоренелые скептики из числа партработников убедились в том, что снежный человек - реальное существо. А посему руководству Дагестана было поручено его найти и отловить. Правда, из этой затеи ничего не вышло. «Почему?» - спросили как-то у Жанны Кофман, которая после экспедиции 1958 года превратилась в самую неутомимую исследовательницу снежного человека.
«Да по той причине, - ответила женщина, - что он никогда не остается на одном и том же месте. Сегодня его видели здесь, а назавтра его следует искать уже километров за 10-30 отсюда. А если принять во внимание, что сообщение от крестьянина или чабана, видевшего йети, доходит, как правило, с большим опозданием, то поиск, а тем более отлов алмасты становится делом практически безнадежным».
К тому же снежный человек очень осторожен. Если и показывается людям, то на недосягаемом расстоянии: его и сфотографировать-то толком не удается, не то что разглядеть. Сама Жанна несколько раз видела снежного человека, но тоже издали. Зато она стала его летописцем.
На свои личные средства она основала в 1960 году в Кабардино-Балкарии, в селении Сармаково, базу поисковой экспедиции, которая действовала до недавнего времени. За долгие 40 лет неутомимых исследований в ее дневниках накопились десятки тысяч фактов и историй, связанных с йети. И еще больше - свидетельств очевидцев. Вот лишь некоторые из них. (Ирина Жукова, журнал «Загадки ХХ века», №16 2017).
Снежный человек в Азербайджане
Апшеронский п-ов. Л.Н.Батура из Баку пишет: «В 1974 году мне было 14 лет, и я часто гонял с друзьями по окрестностям Баку на мотоцикле. Обычно мы собирались компанией из трёх-четырёх человек и ездили в горы, где у нас были излюбленные места возле речки и дрова для костра. Мы располагались та, разжигали костёр, кипятили чай и подкреплялись тем, что захватили из дома. Но иногда я не находил компании и я ездил один.
Однажды во время такой поездки у меня заглох мотор. Я занялся ремонтом и вдруг почувствовал на себе чей-то тяжёлый взгляд. Обернувшись, я остолбенел от неожиданности – метрах в 20 от меня стоял он. Всё тело у него было покрыто белой шерстью. Я отчётливо видел светло-розовые ладони и жёлтые глаза. Он смотрел на меня изучающим взглядом – это были чисто человеческие глаза со свойственным им отпечатком разума».
Интересный случай произошел в 1947 году в окрестностях селения Белоканы со старшиной милиции Рамазаном. О нем рассказал начальник местного отделения милиции капитан Белалов. Старшина возвращался после дежурства поздно вечером к себе домой. По дороге ему нужно было перейти по мостику через ручей. За мостиком росло большое развесистое дерево. Как только он приблизился к этому дереву, которое отбрасывал густую тень от луны, из этой тени выскочило какое-то огромное существо, схватило его в охапку и бросило под дерево.
От страха и удивления он сначала ничего не соображал, но через некоторое время немного пришёл в себя и разглядел, что под деревом, рядом с ним находятся два волосатых человека, мужчина и женщина. Они были без одежды, покрыты густыми волосами тёмного цвета. Женщина была значительно меньше мужчины. У неё выделялись большие, свисающие вниз груди и более длинные волосы на голове.
Оба они издавали странные нечленораздельные звуки, и первое время с интересом разглядывали свою добычу. Особое внимание у них вызывали светлая кожа лица старшины и блестящие пуговицы на его кителе. Старшина лежал у подножия дерева и боялся пошевелиться, так как при каждом его движении самец начинал рычать. Потом стало ещё страшнее – как только самка пыталась прикоснуться к старшине, самец начинал рычать и отталкивал её. Когда же самец набрасывался на пленника, самка рычала и отталкивала его. Один раз они даже подрались. Но, в общем-то, никакого вреда своему пленнику они не причиняли. А когда начало светать, оставили его и скрылись в лесу.
Переживший это приключение милиционер настолько переволновался, что, придя домой, не сразу вспомнил, что он оставил под тем деревом свою фуражку, за которой потом на другой день сбегал его сын. Старшина ещё несколько дней не мог оправиться после пережитого страха и опасался ходить той дорогой на службу. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Русалки в Каспийском море
Русалки в Каспийском море. Все эти рассказы и жалобы дошли до ушей ученых-исследователей морских глубин Азербайджана. Они решили проверить все слухи о русалках или каком то существе, которое живет в водах моря. Один из исследователей Адиль Корзабаев рассказывает о случае со своим напарником-ученым Самед Али оглы Джафаровым, который, когда ему было еще 15 лет, сталкивался с русалками в Каспийском море. С борта баркаса было хорошо видно, как это неизвестное существо, которое называют русалкой, возглавляло косяк рыб и они повиновались каждому движению ее руки.
Постоянные наблюдения за водами моря, опросы рыбаков и нефтянников, которые работают на шельфе вызывают все больше уверенности в том что русалки действительно существуют, но в их существование мало кто верит.
«Самед Али оглы Джафаров рассказал о том, о чем другие ученые из Азербайджана и Ирана предпочитают замалчивать, чтобы их не подняли на смех. На самом деле в Иране никто не сомневается, что каспийские русалки, которых они называют рунаншах, действительно существуют. Это не просто элемент фольклора - это настоящие наблюдения и свидетельства людей, которым мусульманская вера не позволяет лгать. Ведь Каспий - это древнейшая водоем на Земле, который появился миллиард лет назад, на заре возникновения континентов. Кроме того, Каспий - это закрытая экосистема, где эволюция могла развиваться совсем по другому пути. Поэтому здесь вполне могли появиться люди-рыбы», - говорит исследователь Адиль Корзабаев.
Сфотографировать русалок в воде или на берегу, пока не удавалось. По рассказам очевидцев, ученый-исследователь Самед Али оглы Джафаров составил примерный портрет русалки: «У нее длинные волосы зеленого цвета, кожа серебристо синяя, очень большие глаза, а вот уши отсутствуют, хвост похож на рыбий, руки почти как у людей, но с перепонками на пальцах, плавает очень быстро».
«В последнее время все больше стало фиксироваться появление русалок, - продолжает Адиль Корзабаев. - Самед Али оглы Джафаров считает, что причиной тому является ухудшение экологической обстановки на Каспии. У берегов Азербайджана и Ирана начали просыпаться грязевые вулканы, когда раскаленные газы бьют из- под земли».
Особенно эти существа не любят браконьеров, которые, как наверное считают русалки, охотятся на их территории и убивают жителей моря. В результате частых нападений на подводных охотников, они были вынуждены отказаться от подводной охоты. Так еще в 1988 году записан рассказ одного подводного охотника, на которого во время погружения напала русалка и сильно повредила ногу, которую пришлось ампутировать.
Другой рыбак-браконьер рассказывал: - «Как-то мне пришлось столкнуться с каспийской русалкой, - рассказывает мужчина, пожелавший остаться неизвестным. - Я тогда был безработным, поэтому занимался браконьерством. Однажды вышел один в море, чтобы проверить сети. Ближе к вечеру мотор моего лодки отказал, и я начал грести веслами вручную. А когда стемнело, услышал громкие удары по днищу лодки. Затем с ее противоположной стороны появилась русалка, которая смотрела на меня своими огромными глазами. Они были черные и без зрачков. Я упал на колени и поклялся, что никогда больше не стану заниматься браконьерством. я просил русалку пощадить меня, сказал, что у меня есть дети. Она взобралась на лодку, и тогда я изо всех сил ударил ее веслом. Русалка прыгнула на меня, и я отключился от сильного удара в челюсть. Очнулся уже на берегу».
Азербайджанские вахтовики-нефтедобытчики, которые работают на нефтеплатформах, рассказывали, что долго не могли наладить работу вышек. Объясняли неполадки с трубами агрессивным воздействием состава нефти, в частности большим содержанием серы, но простые рабочие были уверены, что это «диверсии» морских жителей глубин моря в частности тех же русалок.
«Больше всего для изучения каспийских русалок сделал Жак-Ив Кусто, - говорит Адиль Корзабаев. - В 1998 году этот легендарный исследователь на судне» Алсион «почти три месяца бороздил Каспий. Он искал именно русалок. Официально экспедиция была объявлена неудачной, и один из помощников рассказал, что все видеоматериалы о Каспии редактировал лично Кусто. Кроме того, он взял из своей команды клятву молчания. Есть сведения, что Жаку-Иву Кусто удалось зафиксировать местонахождение подводного города русалок. Чтобы не подвергать риску его жителей, он решил промолчать об их существовании».
К сожалению, в настоящее время, фото русалок сделать не удалось. Они появлялись неожиданно, но так же быстро исчезали в глубине. Поймать их с помощью сетей или неводов тоже не удалось. Все, довольно крепкие, снасти были изгрызены или чем то порезаны.
К слову сказать, один из музеев Баку хранит фото русалки сделанное капитаном рыболовного траулера Гафар Гасанов. О подлинности фотографии никто не рискует сообщать. Почти все ученые-океанологи уверены, что такого существа в морских глубинах быть не может, потому, что такого не может быть.
Но, как бы там ни было, русалки жители подводного мира, чужого для человека и встреча с ними не сулит ничего хорошего. По преданиям и легендам, русалки могут вызывать бури такой силы что переворачивают и топят корабли, могут воздействовать силой своей энергии на разум человека при помощи своих особых «песен». Поэтому при встрече с ними постарайтесь не делать ничего такого что может их обидеть, разозлить; постарайтесь не привлекать к себе внимание, постарайтесь сфотографировать или хотя бы зарисуйте их и, по возможности, не слушайте их «пения», постарайтесь немедленно уйти от того места где их увидели, что бы не погибнуть. («Мистические истории»).
Водяной в шерстяных носках
Согласно славянской мифологии, водяной - дух водной стихии. Собственно, помимо своего основного «имени» - водяной, это существо имеет такие наименования, как водяник и водяной дедушка. Чаще всего его представляют как косматого старика, облепленного болотной травой. Местом обитания этого существа считаются речные омуты, особенно вблизи водяных мельниц.
Трое восемнадцатилетних парней, Иван, Владимир и Валерий, отправились на утиную охоту. Дело было в Азербайджане, на Каспии. Смысл этой охоты заключался в том, что днем утки жировали на берегу, а как только заходило солнце, они перелетали на ночевку в морской залив, где их и отстреливали.
В те годы этот залив был очень мелким: можно было на целые километры уходить от берега по тропинкам в камышах, и вода едва доходила до верха охотничьих сапог. Чем дальше от берега, тем заросли камыша и тростника становились все реже и, наконец, превращались в отдельные кочки, за которыми начиналась чистая вода. Сюда и прилетали на ночь утки.
Стрелять в темноте было нелегко да еще втроем с одной кочки. Это и привлекало молодых людей. Как только начало смеркаться, приятели вышли на берег залива и прошли около двух километров по камышовым зарослям, которые были выше человеческого роста. Заросли постепенно редели. Друзья добрались до кочек, выбрали одну из них, повыше и посуше, обосновались на ней и стали ждать уток.
Как только зашло солнце, птицы полетели сначала по одной-две, а потом целыми стаями. Охваченные охотничьим азартом, молодые люди забыли обо всем на свете и были заняты только стрельбой. Быстро начало темнеть, все труднее было различить силуэты уток на ночном небе, поэтому друзья то и дело озирались по сторонам, опасаясь пропустить дичь. Вдруг Валерий тихо сказал Ивану: «Смотри, сзади старик какой-то появился. Рыбак, наверное. Осторожнее стреляй, его не зацепи. А я Володю предупрежу».
Иван оглянулся и тоже увидел деда с седой бородой. Он стоял на соседней кочке и молча смотрел на охотников. Одет старик был несколько странно: в белую длинную рубаху и темные брюки, заправленные в белые шерстяные носки. Сапог на нем не было. Но тут небо над головой буквально запело от свиста крыльев. О старике забыли. Одна лишь мысль мелькнула у Ивана: «Нашел дедуля место для рыбалки! Тут шесть стволов во все стороны бабахают, а он со своей рыбой! Ловить больше негде, что ли? Хорошо, хоть Валерка предупредил».
Но вдруг Иван почувствовал на себе пристальный взгляд. Он посмотрел на Валерия и увидел широко раскрытые от удивления черные глаза. И тут самого Ивана поразила мысль: «Как же этот дед попал сюда? Лодка здесь не пройдет, да и где его лодка? А на ту кочку можно перебраться только через нашу!» Парни, как по команде, оглянулись назад и похолодели от страха: дед исчез так же бесшумно, как и появился. Если бы его видел только кто-то один, можно было бы сказать, что ему просто почудилось. Но свидетелями одного и того же видения были двое человек, а это уже никак не спишешь на разыгравшееся воображение.
Парни вскочили и стали пристально вглядываться в темноту, но вокруг, кроме них, никого не было. Наперебой Иван с Валерием стали рассказывать недоумевающему Володе о старике. У всех троих вдруг возникло ощущение, что кто-то наблюдает за ними из зарослей. С каждой минутой неприятное чувство становилось все сильнее. Парни в спешке собрали вещи и чуть ли не бегом двинулись сквозь камыши. Лишь выбравшись на берег, они почувствовали себя спокойнее. Так и не смогли друзья найти разумное объяснение тому, как все же бородатый дед смог пробраться на кочку в своих шерстяных носках и куда потом исчез, хотя все трое, конечно же, не верили в рассказы про леших и водяных.
Абшеронский циклоп - легенда или реальность
Естественно, первое впечатление от статьи, что это очередная «утка», типа Лох-Несского чудовища, снежного человека и т.п., для привлечения туристов. Но сам автор статьи иностранец и не имеет никакого интереса в развитии туризма к Азербайджане. Впрочем, и повод для раздумий существует: некоторые ученые склоняются к мысли, что Циклоп, упоминавшийся Гомером в приключениях Одиссея, мог существовать в реальности. В зарубежной прессе прошло сообщение, что на одном из островов Тихого океана в 1988 году был обнаружен гигантский череп с одной глазницей.
Для внесения ясности в разгадке этого феномена я решил воспользоваться помощью Интернета и различных энциклопедий. Всем известно, что в азербайджанских сказках и легендах часто встречается существо, антропологический образ под названием Тепегез, который в свою очередь является аналогом Циклопа. В «Китаби Деде Коркуде», в главе «Басат убивает Тепегеза», он изображается как сын пэри и человека (пастуха), с одним глазом посреди лба. По легенде, Тепегез в младенчестве убил, высосав кровь, своих нянек, кормивших его молоком. По эпосу, Басат убивает Тепегезе, освобождая народ от его гнета. Образ Тепегеза также можно встретить в дастане «Гараоглы» и в азербайджанских сказках.
Энциклопедическая справка: Циклопы - в греческой мифологии одноглазые великаны, сыновья Урана и Геи, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считались подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных «циклопических построек» в Микенах и Тиринфе. По «Одиссее», циклопы - дикое племя, живущее в пещерах на отдаленном острове и не признающее власти богов.
Циклопические сооружения, постройки из больших тесаных каменных глыб без связующего раствора, древние греки приписывали циклопам (киклопам). Относятся большей частью к бронзовому веку, известны в Средиземноморье, в Крыму и... на Кавказе.
«Одиссея» и «Илиада» – первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы. Их автором считается легендарный слепой поэт Гомер. «Одиссея» описывает возвращение после троянского похода на родину и приключения греческого героя Одиссея. Здесь приводится отрывок из девятой песни поэмы, где Одиссей рассказывает о своем пребывании на земле одноглазых циклопов.
Интересно, море, скалы, виноградники и т.д. Уж не Абшерон ли имелся в виду? А что древние греки имели в виду под словами «много под почвою жира», не нефть ли? Как известно, во многих языках слово «нефть» переводится как «жир».
Все эти аргументы могут сблизить древнегреческого циклопа и «нашего» абшеронского Тепегеза. Всем очень хорошо известно, что такие феномены притягивают к себе «охотников за чудесами», туристов со всего мира. Это, в свою очередь, способствует развитию туризма и большому потоку денег в казну страны.
Так что, идея подана, сейчас пора взяться за дело историкам, археологам, исследователям и журналистам. Со временем могут быть найдены новые доказательства Абшеронского циклопа, подтвержденные фото и видеокадрами, а также свидетельства очевидцев. Как спрашивал один из героев фильма «Похищение жениха», «Почему у них есть чудовище, а у нас нет?». Остается ждать, будет ли раскрыта тайна Абшеронского циклопа. (Азербайджан, Баку, 28 апреля, корр. Муршуд Исмаилзаде).
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
Южнокаспийская глушь
Южнокаспийская глушь – лесисто-гористая местность на юго-западном побережье Каспийского моря в Азербайджане, где, согласно непроверенным сообщениям, в XX веке существовало или существует племя диких людей. Это еще одно загадочное место на нашей планете. Чем же оно так знаменито, что его причисляют к загадкам Земли? Эта гористо-лесистая местность раскинулась в Азейбарджане на юго-западном побережье Каспийского моря. Согласно недоказанному пока предположению, в этих местах еще в ХХ веке существовало, а возможно и до сих пор существует, неизвестное науке племя каких-то диких людей.
Рассказывают, что в 1914 году как то заблудился в этих местах некий пастух Габриэл Циклаури, который был родом из села Натбеури Мцхетского уезда Тифлисской губернии. Долго он скитался по лесам и горам, пока наконец-то случайно не вышел на какое-то незнакомое поселение. Жили в этом селении, по его словам, совершенно дикие люди. Люди эти совсем не носили никакой одежды, а охотились на животных, как первобытные, с помощью копий.
Прожил Габриэл среди них в этом селении целых два года. Но, в конце концов, ему пришлось покинуть его потому, что на племя было совершено вооруженное нападение неизвестных людей. Не один раз с тех пор Габриэл пытался найти это место, но все попытки оказались неудачными. Единственное, что ему удалось установить, так это то, что указанный район находится в субтропических лесах, где-то неподалеку от Сальяны, скорее всего ближе к городам Астара и Ленкорань.
Причем свидетельства, подтверждающие существование этого племени дикарей, поступали не только от одного Габриэла Циклаури. Некоторые местные жители в этих районах также утверждают, что слышали о существовании дикого племени людей. Однако самостоятельные поиски одиночных исследователей, проведенные еще в 80-х годах прошлого столетия, ни разу не привели к успеху. Так легенда это или быль? Пока это остается загадкой, которую еще предстоит разгадывать.
Суадам - водяной человек
В июле 2002 года молодой азербайджанский предприниматель Рустам Каримов принимал греческих компаньонов на своей яхте, плывшей по Каспию. Это была его вторая яхта - первая базировалась на Адриатике, команду на неё он ещё нанять не успел и вызвал на такой случай свою греческую команду. К ночи ветер стих и яхта заштилела. Дизель запускать не стали - хозяин с гостями праздновал свой день рождения. Команда греков тоже, но в своём кубрике. В ходовой рубке находился лишь вахтенный-рулевой. Правда, рулить ему не приходилось, яхта была в дрейфе, а за кормой на длинном тросе болтался спущенный на воду яхтенный тузик.
Кто-то из греков выбрался на корму покурить. Ярко светила луна, и внимание матроса привлекли человеческие силуэты в покачивавшемся за кормой тузике: откуда-то в нём появились два человека, непонятно что там делавшие. Грек, слегка покачиваясь, добрался до рубки, и вместе с вахтенным они развернули ходовой прожектор и включили его, осветив незваных гостей. Те повели себя весьма странно - мгновенно выпрямившись, они сиганули с разных бортов в воду и исчезли. Напрасно греки водили лучом прожектора вокруг тузика - пловцов на воде не было.
Вахтенный включил сирену, и подвыпившая команда вместе с такими же гостями высыпала на палубу. Перебивая друг друга, греки пытались что-то объяснить капитану, тот по-английски пересказал ситуацию хозяину яхты. Матросы подтянули тузик и подняли на палубу. На дне его плескалась вода вместе с кучей каких-то водорослей, и в этой луже вяло копошились две приличные рыбины. Было похоже, что неизвестные существа забрались в тузик с намерением спокойно поужинать свежей рыбкой, а матросы их спугнули. Рустам пояснил своим гостям, что это, возможно, были суадамы - водяные люди, легенды о которых существуют у некоторых народов, живущих на побережье Каспийского моря.
Тему поддержал капитан-грек, рассказавший, что и в Адриатике водится кто-то похожий. Его отец рассказывал, как однажды вместе с другими рыбаками он пытался освободить попавшего в сети «водяного человека». Тот их намерений не понял и бешено отбивался, ранив одного рыбака чем-то вроде короткого копья с костяным наконечником.
Нефтяные Камни
В начале 1980-х годов каспийские нефтяники не раз сообщали о своих встречах с суадамом. В те годы значительная часть бакинской нефти добывалась на каспийском шельфе. Эстакады по мелководью уходили далеко в море, а в 50 километрах от берега располагался целый городок нефтяников - Нефтяные Камни. На платформах над морем стояли дома, магазины, клуб, а некоторые жители даже устраивали огороды.
Однажды утром один из рабочих буровой вышки возвращался после смены в общежитие. До Нефтяных Камней ему надо было пройти несколько километров по эстакаде. Внезапно впереди, за электрощитом, он заметил странную человеческую фигуру, сидевшую на корточках. «Мужик» был совершенно голый, фигура его поражала какой-то смазанностью, словно он дрожал от холода, а лицо скрывалось за щитом. Рабочий в испуге остановился, а затем на всякий случай перешёл на другую сторону эстакады и стал медленно продвигаться вперёд. Когда их разделяло всего метров 10,скрюченный мужик, не выпрямляясь, начал опрокидываться под поручень и полетел в воду. Высота эстакады была около 15 метров - это почти современный пятиэтажный дом. Рабочий тут же подбежал к этому месту, но в воде никого не было.
Через полчаса, добравшись до посёлка, он рассказал об увиденном, и выяснилось, что подобные встречи с неизвестным существом происходили и у других нефтяников. Во всяком случае, водяные люди - суадамы - довольно боязливы и на людей не нападают. Хотя в прошедшие годы было отмечено несколько случаев исчезновения женщин, в одиночку пытавшихся отправиться по эстакаде кого-то навестить.
В литературе, посвящённой аномальным явлениям, описан ещё один, сравнительно недавний случай с молодой парочкой, уединившейся в тихую и безлунную ночь на пляже. Занятые собой, молодые люди прозевали тот момент, когда из моря бесшумно появились три обнажённые человеческие фигуры. Любопытно, что и эти свидетели отметили странную «смазанность» фигур этих существ. Суадамы окружили парочку и даже склонились над ними, по-видимому, чтобы разглядеть, чем эти сухопутные существа тут занимаются. И в ту же секунду пляж огласился истошным женским визгом. Столь странная реакция так поразила водяных людей, что они мгновенно исчезли в воде. После этой встречи парень оказался в психиатрической лечебнице, и ему потребовалось длительное лечение.
Несколько строчек этому феномену посвятил и известный исследователь аномальных явлений Вадим Чернобров в своей «Энциклопедии аномальных явлений в природе». «Суадам (тюрк, «водяной человек») - одно из названий водяных существ, якобы обитающих на Каспии. Сейчас так иногда именуют привидения, встречающиеся на воде или на берегу моря, особенно рядом с Нефтяными Камнями возле Баку». Возможно, вышеупомянутая парочка на пляже и столкнулась с суадамами-привидениями, но вряд ли это привидения набросали в яхтенный тузик водоросли и рыбу.
Можно вспомнить и известные из литературы случаи встреч с «водяными людьми» на крымском побережье Чёрного моря, а автору этой статьи при личной встрече пришлось услышать рассказ свидетеля, члена Российского географического общества, самолично встретившего под водой такого «человека». Любопытно, что во всех случаях речь идет об особях мужского пола, с руками и ногами, а не о русалках с рыбьим хвостом, о которых также имеется множество свидетельств. К сожалению, до сих пор «русалы» и русалки всё ещё остаются загадочными, а по мнению некоторых, просто сказочными существами. (По материалам статьи Олега Ефремова, журнал НЛО № 46, 2006).