Некоторые исследователи Урала полагают, что большинство преданий о гиблых или необычных местах связано с неопознанными летающими объектами. Так, неподалеку от деревни Кривое озеро возвышается гора, получившая в народе название Чертово городище. До революции местные жители считали, что там живут бесенята, которые частенько по ночам устраивают пляски. В наши дни многие утверждают, что нередко видят на плоской вершине горы движущиеся огни, которые то взмывают в небо, то уходят в гору.
На Уктусских горах Урала есть точка, попав в которую, по преданию, можно увидеть свои прежние воплощения. Любопытно то, что жители окрестных населенных пунктов по нескольку раз в году «засекают» над вершинами этих гор светящиеся объекты самых разных форм, которые будто охраняют это заповедное место.
Дурной славой с давних времен пользовалась дорога Ухта-Евма, по которой купцы и путешественники не решались ездить без икон-оберегов, опасаясь «демонов, являющихся в воздухе». В наши дни автомобилисты нередко видят вдоль дороги пляшущие огоньки и световые всполохи. В тех же местах были отмечены случаи загадочного исчезновения людей..
Южноуральский краевед Юрий Завьялов объяснил, почему в Челябинской области так часто наблюдаются НЛО. Он уверен, что причину надо искать не на других планетах, а в недрах Земли. Наиболее часто странные явления можно заметить в так называемых геопатогенный зонах. В них некоторый спектр видимого света приобретают более тяжелые, чем фотон, частицы. Они прорываются сквозь толщу земли и могут создавать некоторого рода свечение. Задерживаться в таких местах опасно, уверен краевед.
«Сбивается сердце, учащается сердцебиение, поднимается давление. Надо просто уйти от того места. Наблюдайте за животными и деревьями: где их корчит, где они стелются, там геопатогенная зона«, - пояснил Юрий Завьялов. Интересно, что такие зоны с выходом аномальной энергии могут быть двух видов. К первому - стационарному - относится Бермудский треугольник, где постоянно пропадают корабли и самолеты. А в Кунашакском районе, скорее всего, оказалась подвижная - «блуждающая» - зона. Здесь выход энергии носит непостоянный характер. Стоит отметить, что появление аномальной активности может стать причиной гибели животных и людей.
По словам уфолога Сергея Шебанова, регион можно считать «меккой» для уфологов. В Уральских горах расположено большое количество аномальных зон. В регионе даже пару раз замечали снежного человека или, по-русски говоря, лешего. Тем не менее, к появлению НЛО Шебанов относится скептически. Он выдвинул свою версию возникновения «светящихся шаров».
Огни на болотах, которые на прошлой неделе заметили жители Кунашакского района, могут быть результатом воспламенения фосфорного газа. Также в горной местности летающие святящиеся шары могут являться результатом оптической иллюзии, которая возникает из-за преломления света фар машины, спускающейся с гор. Сергей Шебанов рассказал, что доказать пребывание НЛО в той или иной местности не так уж и сложно. Нужно искать следы посадки. Если их нет, значит, ни о каких инопланетянах не может быть и речи. Не стоит давать волю фантазии и предаваться панике.
Сведения о наблюдении НЛО в небе Тюменской губернии до революции
Тюмень-Космопоиск благодарит старшего научного сотрудника сектора естественной истории Тюменского областного краеведческого музея Павла Сергеевича Ситникова за предоставленные архивные материалы
«Месяца июля 7 дня (1741), в пятом часу дни, воздушное знамение было в Тобольску: всё небо было чисто, и внезапу как гром грянул или из пушки выстрелило. Когда люди смотреть стали, виден был огонь, пологой и наподобие молнии снизу вверх протянувшийся, и сверху как небольшой дымчатый облах стал, и из него так частою стрельбою палило или так гремело через минуту. И по малом времени оного облака не стало». («Тобольские губернские ведомости», 1892, № 7. - Туров С. Про НЛО, огненного змея и летающую головешку. ЛУКич, № 5(15), Октябрь 2000. С. 150.)
«Месяца ноября 21 дня (1710) в ночи, перед заутренею, в Тобольску, на берегу реки Иртыша, горел ангар Петра Мелешкина с краденым хлебом, который он из казны государевой потаенным образом за себя переводил. И над этим огнём с востоку видна была комета-звезда, имела луч свой упором в оный огонь, и дотоль стояла, пока оный краденый хлеб - рожь, овёс, мука, толокно - не сгорели. И сия комета явно объявляла ярость гнева Божия на обличив татем зле собирающим» (Черепановская летопись. Лета: от сотворения мира 7164. От Рождества Христова 1710. Параграф 3. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. II. М, 1994, с. 93.).
«Ноября 20 числа (1706) в Тобольску видено было: во исходе 4-го часа нощи, посреди небеси, на воздухе, выпал будто свиток бел, растягиваясь, и вслух людям шустал, и пал посреди двора воеводского, вблизости крыльца: и внезапу явился человек, от него же четыре искры огненныя вверх порознь возлетели и совокупилися в место, и через малую минуту всё исчезло; в то же время нанесло тучу и гром велик скрежета часа с два. И быстъ воеводскому дому пожар» (Черепановская летопись. От Рождества Христова 1706. Параграф 2. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. II. М, 1994, с. 92.).
«Месяца июня 8 числа (1701) в Тобольску воздушное явление: в седьмом часу дни взошла громовая туча; стоящие люди при берегу реки Иртыша, где рыбой торгуют, и рыбные просолы видели: летел оттуда же долгой и великий змей, весь черной, без крыл, будто великое бревно изгибаясь, и на пролёте города великий грянул гром с молниею - звук же аки был посредствен - и отшибло у змия прежде главу, а потом и хобот пополам расшибло; и так пал хобот за рекою, пониже города, а голова пала по конец яру, в пяти верстах ниже города находится, а серёдку его бурею с ветром пронесло на Кугаевское озеро» («Тобольские губернские ведомости», 1892, № 7. - Туров С. Про НЛО, огненного змея и летающую головешку. ЛУКич, № 5(15), Октябрь 2000. С. 150.).
«Декабря 4 числа (1683) нощи в 3 часу, воздушное явление было: над домом воеводским явился столб светел, а посреди его звезда, а от нея висящи, вниз концами, два меча по обе стороны столба того. И видимо было пять часов и потухло.» (Черепановская летопись. От Рождества Христова 1683. Параграф 10. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. II. М, 1994, с. 89.)
«Декабря 3 числа (1683) на западе видение воздушное во звезде: взошла она весьма светла, а посреди ея темно было; и нача разтягиваться, как пояс, в длину, разстилася и свиваяси аки хобот; и по сем начало от нея брызгать, аки искры от кузницы, или когда лучиною с огнём машкт, тако и она махала - прежде на север, а потом к востоку - и паки начало пыхати и вверх и вниз, как от печи, плямя.
И того видения было с 3 часа пополуночи. И появилась на четверть часа будте рыба и вдруг на землю упала. И осталась на том месте аки звезда и вскоре ж за нею пала. И тако изчезли» (Черепановская летопись. От Рождества Христова 1683. Параграф 10. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. II. М, 1994, с. 89.)
«Месяца ноября 4 дня (1683) воздушное явление в Тобольску ж: на западе на воздухе внезапу, аки пещь великая затопилась: и светлость и теплота, яко от солнца, зрящим людям лицо грели. И также виделось с четвёртого часа до шестого ночи. И вдруг разделилось на двое: и прежде полуденная половина меньше стала ставать да иизчезла, потом и северная невидимая быть стала» (Черепановская летопись. От Рождества Христова 1683. Параграф 10. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. II. М, 1994, с. 89.)
«Месяца апреля 22 дня (1677) со дни, на самом полудни сходила звезда с лучом копъевичным, вниз светящим, и стояла на месте три часа и потухла» (Черепановская летопись. От Рождества Христова 1677. Параграф 9. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. П. М, 1994, с. 88.).
«Августа 2 дня (1656) явилась в Тобольску звезда погонная: стояла на полудни и вскочила с места своего, побежала по небу на запад и стала мала, и поблистала весьма, и опять побежала по н,ебу, и того ея бегу с полудни через запад было шесть раз, и после того потухла. Проявляла непостоянную войну» (Черепановская летопись. Лета: от сотворения мира 7164. От Рождества Христова 1656. Параграф 4. - Тобольский хронограф: Сборник. Вып. П. М, 1994, с. 87.). («Тюмень Космопоиск»).
НЛО в селе Викторовка
1 ноября верненский уездный начальник, ротмистр И.Лиханов, будущий чекист и участник операции по аресту и тайному ввозу на территорию СССР атамана Б.В. Анненкова, рапортовал губернатору о том, что по словам старосты села Викторовка, Василий Остапенко, Филлипп Романцев, Георгий Таранов и другие 25 октября около 9 часов утра видели на восточной стороне, приблизительно в 25 верстах от выселка, аэроплан, перемещавшийся по направлению от речки Чилика к Сюгатинским возвышенностям, который на гладкой площадки упомянутых гор приземлился и, постояв примерно 2 часа, улетел на восток… одновременно с сим предписано зайцевскому участковому приставу (экстренно с нарочным) немедленно проверить донесение старосты лично на месте и о последующем донести.
Староста села Викторовка, Георгий Захарченко, подготовил рассказ о виденном аэроплане: «Аэроплан напоминал шхуну или, проще выражаясь, корабль размером с большое строение, внизу объект был плоским, вовремя стоянки его боковые отверстия находились в движении, позади объекта имелось нечто напоминающее руль». От зайцевского участкового пристава вскоре последовал ответ по результату проверки донесения старосты Захарченко: «Расследованием на месте выяснилась информация: 25 октября дети крестьянина В. Остапенко, указывая на горную местность, поведали своему отцу, что кто-то лезет, ползет на гору. Отец внимания на это не обратил.
Вскоре дети опять обратились к нему и сказали, что тот уже залез на гору. В. Остапенко тогда посмотрел туда и увидел что-то совершенно черное. Во дворе были крестьяне селения К. Таранов, Ф. Романцев, И. Шарый, Г. Захарченко, все начали внимательно наблюдать за предметом, который всем показался в виде черного бесформенного пятна. Затем это неизвестное черное, казалось, поменяло свое расположение. Тогда крестьяне увидели, что наблюдаемый объект как бы разделился, так как они усмотрели между черными пятнами пространство позади.
Со слов наблюдателей, «нечто» было видно на горе примерно два-три часа, и куда и как исчез, никто не видел. Между мужчинами сначала возникла идея направиться к наблюдаемому предмету, но из-за отсутствия оружия не поехали. Накануне 25 октября пошел снег, во второй половине дня растаял. Следов найти не удалось, к тому же грунт в горах каменистый, на котором резиновые шины аэроплана следов не оставили бы». Участковый пристав добавляет, что вблизи той территории кочуют казахи, они в те часы ничего не наблюдали и не слышали.
Далее пристав сообщает: «Была ли это лошадь, которая искала корм или тень от облака, утверждать точно не возможно. Но точно также говорить, что это был аэроплан, мне кажется, на основании вышеизложенного, было бы по меньшей мере смело. 6 ноября 1914 года». Собранный в канцелярии семиреченского губернатора материал не давал возможности сделать определенный вывод: что же видели люди и действительно видели что-то реальное? Среди случайных наблюдателей были люди разной степени развития – от детей и безграмотных крестьян и до образованного полковника. Не были ли порождены слухи и галлюцинации результатом встревоженного войной воображения впечатлительных людей?
Не массовый ли это психоз, порожденный тревожным циркуляром военного министерства, содержание которого было доведено до сведения старост больших крестьянских сел, а от них стало известно всему населению. Прошло около 2-х лет и в Семиреченской области больше не возникало слухов о странных предметах в небе. Но 22 ноября 1916 года уездный начальник Иванов прислал губернатору сообщение, в котором говорилось, что очевидцы снова наблюдали странный аэроплан, было приказано начать расследование.
НЛО в царстве Польском
В военное министерство российской империи стали поступать тревожные донесения от офицеров частей, расквартированных на территории царства польского. В них говорилось, что солдаты постоянно замечают в небе сигарообразные объекты неизвестного происхождения, которые с высоты наблюдают за расположениями военных, особенно в период проведения учений. Объекты ведут себя очень странно, то зависают, то начинают маневрировать и перемещаться с невообразимой скоростью, и при этом резко меняют направление движения.
На министерское совещание был приглашен немецкий военный атташе и секретари посольства Германии в Петербурге. Им предоставили донесения очевидцев необычных явлений в небе. Это было удивительно, так как документы носили гриф «Совершенно секретно», а кайзеровская Германия не являлась союзником Российской империи. Почему российское военное ведомство пошло на такой беспрецедентный шаг?
Немцам не пришлось долго доказывать, что они не имеют никакого отношения к таинственным летающим объектам, наблюдавшим за расположением российских войск на западной границе. Было совершенно очевидно, что на тот момент ни одно государство не обладало техническими возможностями создать летательный аппарат, способный перемещаться в воздухе со сверхвысокими скоростями и маневрировать, пренебрегая законами гравитации. Поэтому тему совещания закрыли, а все материалы расследования были сданы в архив военного ведомства. Правда, НЛО над российско-германской границей продолжали летать. Их активность в небе прекратилась только накануне Первой мировой войны.
Позже исследователи обнаружат некую закономерность. Загадочные летательные аппараты наибольший интерес проявляют именно к секретным военным объектам, расположениям войск и испытаниям боевой техники. Так было на рубеже 19-го и 20-го веков, накануне и во время Второй мировой войны. И в период активного противостояния НАТО со странами Варшавского договора.
НЛО или «огненные» Драконы
Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.
Дракон появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: «И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой - твердь земную...» В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву.
Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы. Начертание иероглифа «лун» (дракон), представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.).
В древнейшем вавилонском сказании «Энума элиш» («Когда вверху») говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, сирийский бог Баал - бога Ямму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом.
Взаимосвязь дракона и мифического змея вызывает много вопросов, в результате чего два эти понятия подменяют друг друга, и в литературе применяется то один, то другой термин для описания то одних, то других характеристик. В русскоязычной научной среде нет единого мнения по этому вопросу. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют змея и дракона, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две), хотя в большинстве художественных образов (в картинах, фильмах, скульптурах) у драконов четыре лапы.
Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в «Московской» Библии] 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «дьявол» используются как синонимы). В «Московской» Библии 1663 года дьявол назван змием, в «Елизаветинской» Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий».
Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий». В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбирался один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.
В то же время В. Я. Пропп разделяет змея и дракона, указывая, что последний - символ более поздний и его не было ни у одного по-настоящему первобытного народа. А. М. Беленицкий и В. А. Мешкерис говорят о драконе как о сложном змеевидном образе, представляющем целое семейство драконоподобных гибридных существ, который по своему значению является разновидностью змеи.
Также среди научных (латинских) и русских названий живых организмов встречается немало названий, имеющих отношение к латинскому слову «draco», русскому «дракон» или к производным от них. В зоологии такие названия носят несколько таксонов пресмыкающихся и рыб, в ботанике - несколько таксонов и нетаксономических групп цветковых растений, отличающихся необычностью своего внешнего вида или плодов.
Дракон широко распространён в культуре Европы. Он упоминается в еврейской Библии в иудейских, а потом и в христианских религиозных текстах, в том числе в Новом Завете. В библейских текстах есть также ряд упоминаний драконоподобных монстров (таких как Левиафан). Прямое использование название «дракон», встречается в Ветхом Завете (Втор.32:33, Неем.2:13, Пс.43:20 и 90:13, Иер.51:34) и 12 раз в откровении Иоанна Богослова (12:3,4,7,9,13,16,17; 13:2,3,11; 16:13; 20:2).
Вначале этот символ был полностью благоприятным и означал воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). В Средневековье, чтобы изобразить дракона, «заимствовали» разные части тела и элементы у семи или девяти различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.
На востоке извивающийся дракон рассказывал о созидательных ритмах и циклах природы, жемчужное зерно в его рту означало силу начинания. «Весной он подымается в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая возрождение природы». Он обладает способностью по своему желанию становиться видимым или невидимым, может преображаться.
Два дракона, играющие с жемчужиной, - это символ взаимного созидательного действия сил инь и ян, порождающих мир, символ всех противоположных и взаимодополняющих сил, символ целостности вселенной (именно дракон-лошадь передал императору рисунок круга дао, в котором отражена взаимосвязь инь и ян). В даосизме и буддизме это жемчужина совершенства, мудрость, духовная суть вселенной, знак высшего предела. По легенде, китайский монарх, обладавший жемчужиной, мог превратить ночь в день. Дракон вместе с фениксом (в Китае) или орлом (в алхимии) - символ союза неба и земли, божественной потенциальности, взаимодействия макро- и микрокосма, ритмов эволюции и инволюции, рождения и смерти.
Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками. При этом, хтонические существа в Торе и Ветхом Завете были известны с древнейших времен. Одним из них был зверь Левиафан, которого некоторые считают обладавшим образом, подобным драконам. Этот зверь, в отличие от сатаны, считался творение Божьим, не имеющим пары и манифестацией его силы — сразить Левиафана без помощи Господней никто не мог.
В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот праведный явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.
Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов - сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Только выполнив это условие, герой мог нести истинный свет и спасение миру.
Спасти непорочную девицу из лап дракона значит освободить чистые силы, сокрушив злые. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой: например, Геракл до тех пор не мог победить многоголовую гидру, у которой на месте каждой отрубленной головы тут же вырастала новая, пока не догадался прижигать рану факелом. Не то же ли происходит с человеком, пока он сражается с проявлениями и последствиями своих недостатков, но не находи
Похожи русские огненные змеи на огняников и характером. В известном «Словаре русских суеверий» М. Чулкова, вышедшем в Петербурге в 1782 году, говорится: «К некоторым женам и девицам летают ночью огненные змеи, отчего те женщины весьма худеют. Проезжающие в зимнее время ночью по полю видят падающие с неба звезды, кои также почитают за огненных змеев, и, крестяся, произносят слова: «Аминь, аминь, рассыпься».
А вот какое поверье, записанное в Саратовской губернии, приводит исследователь-фольклорист прошлого века, член Императорского Географического общества А. Н. Минх: «Летает огненный змей по свету, рассыпается он в полночь искрами на крыше дома, в котором покойник; обращается в оплакиваемого, поздоровается и начнет говорить, только шепотом; приносит с собой лакомства и деньги; поутру лакомства обращаются в камни, а деньги - в черепки».
Русь, Киев …В колеснице с драконами огненными полетел Кащей над землею. Он на птиц посмотрел - птицы смолкли в лесах, над травой пролетел - и засохла трава. На скотину взглянул - повалилась скотина, на деревья - засохли деревья…
В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну (или его дочь Марфиду).
…все божества (славян) участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем… (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, Тайны богов и религий).
…И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее. И тут пришел сильный муж, и рассек Змея надвое - и стало два (Змея), и рассек еще раз - и стало четыре. И этот муж возопил богам о помощи.
И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не людская, не божеская, а - черная. И этот Змей - суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю… у Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей, до тех пор, пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.
И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и потому многие ушли и умерли. Хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот Змей - есть погибель наша.
Славянский эпос хранит легенды о своих драконах, коих насчитывается столько, сколько народностей относится к славянам.
Бадня'к - Драконы: мифы и легенды народов мира, пережившие векаВ южнославянской мифологии упоминается Бадня'к, чей образ связан с образом змея, лежащего в корнях дерева. Сжигаемые в сочельник ветка дерева или пень символизируют поражение злого дракона, который воплощает себе нижний мир. Огонь является очищающим символом, а ритуал знаменует начало нового цикла в году.
Хала – дракон или змей в мифологии сербов, хорватов и македонян. Чудовище в образе многоголового чудища имеет длину в 6 шагов человека, лошадиные глаза и крылья под коленями. Иногда дракон описывается как змея с головой, живущей в облаках, и хвостом, уходящим под землю. Иногда он может принимать образ орла. Болгары считают, что Хала может обернуться туманом и мглой, препятствующей созреванию хлебов. Она ненасытна и сильна, но с ней борются не только духи земли, охраняющие свои сады и поля, но также Илья.
По легендам южнославянских народов на скалах живет Огняник, дракон, изрыгающий огонь из своей пасти. Он может летать на облаке, или жить в пещере. Его чешуя отливает всеми красками, а полет дракона похож на блеск молнии. Опускаясь на землю, он искрит, и гром от дракона раскатывается по всей округе. Одним словом, каждый эпос имеет своего, «национального» дракона, который в разных легендах является олицетворением разных явлений, философских взглядов, этапов духовного развития.
Летающие существа на Руси
На Руси упоминание о Драконах встречалось очень часто. Такой Дракон как Ящер упоминался вплоть до XIX века. Кроме него на Русь пришло множество пеласгических Драконов, таких как Раван, Сахан (относится ко второму поколению Драконов, после Эвриномы и Офиона), Полоз (не надо путать со Змеиным царём), Янка, Яшка, Рарог, Огненный Змей, Полуянка, Алатар, Жмыхарь, Горыня. Есть и многоголовые, такие как Змей Горыныч, Берн (последнее сражение против чёрного волка при Борисе Годунове, относится ко второму поколению Драконов, после Эвриномы и Офиона) и Артур (ванский Дракон). На Русь ещё в древности ушёл и Огненный Работник.
В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак. В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».
Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию. Огненный змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется.
Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени.
Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.
Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.
С образом огняника народное сознание отождествляло грозу. Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть». Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.
Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей и горнодобытчиков.
Персонаж восточнославянской мифологии.
Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии - дух смерти, а также мертвец). В поверьях южных славян Змиулан - это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба. Является царём змей, имеет крылья. Саратовской губернии змей - темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.
Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи. Кокатрис не имеет разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи.
Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.
С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства. Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.
Аспид - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь. Можно заговорить и извести змея - разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».
Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» - Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Главный текст, в котором выступает Тугарин - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин - и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.
Сем был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы. Он - покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно. Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.
В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похож на гигантского крокодила.
Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.
Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро Рыб Золото Перо, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
Чернобог, Кощей Бессмертный - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.
Описания слишком туманны и крайне мифологизированы. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней. Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.
В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град.
Объединившись, голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь - несчастный может сойти с ума.
Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек - если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки - полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа - Зду-хач - отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.
Чудо-Юдо славянских народных сказок - дракон страшный, многоглавый, могучий, о шести или двенадцати головах. Вообще, слово «чудо» в старину означало великана. Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого - обретёшь волосы золотые.
Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми - сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг - сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать - проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся - когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.
Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Русь. Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского «тридесятого царства за тридевятыми горами». В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.
В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, «держит вахту» при том, что в «тридесятом царстве» самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.
В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну. Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» - это достоверный рассказ.