Самым отвратительным племенем демонического мира были алы. Они попали в Армению либо от сирийцев, либо от персов, которые тоже верили в них и считали духами деторождения. Ал – по-вавилонски Аш, одно из четырех общепринятых названий злых духов. Но армянский и персидский ал некоторым образом соответствует еврейской Лилит и греческой Ламии.
Возможно, алы и были известны древним армянам, но примечательно то, что мы не слышали о них до средневековых времен. Они представляют собой косматых и щетинистых полуживотных-полулюдей. Они бывают мужского и женского пола. У каждого из них есть «мать». Часто их называли зверями, однако обычно упоминали вместе с дэвами и качи. По словам Григория Татеваци, они жили у воды, в сырых песчаных местах, но не возражали и против углов в домах и конюшнях. В молитве против алов они предстают нечистыми духами с горящими глазами, держащими в руках железные ножницы.
Алы обычно бродили или прятались в песчаных местах. Безымянный автор описывает ала как мужчину, сидящего на песке. Его волосы – извивающиеся змеи, ногти – латунь, зубы – железо и клыки вепря. Царь, которому они служат, живет в бездне, закованный в цепи, по самую шею утопающий в расплавленном свинце, и пронзительно кричит. Прежде алы были демонами болезней, которые по какой-то причине ограничили свою активность тем, что губили только нерожденных детей и их матерей.
Они нападали на мать во время родов, обжигая уши, вырывая печень и стараясь задушить вместе с нерожденным ребенком. Также они крали нерожденных семимесячных детей, которых на Востоке считали полностью сформировавшимися и развившимися к этому времени, желая принести их, «глухих и немых» (как дань?), своему жуткому царю.
В других фрагментах упоминается, что они губили и ослепляли нерожденное дитя, чтобы высосать мозг и кровь и съесть плоть, вызывали выкидыш, препятствовали появлению молока у матери. Во всех странах считается, что женщины во время родов подвергаются очень сильному влиянию и воздействию злых духов. Поэтому в Армении их окружают со всех сторон железным оружием или железными предметами, отпугивающими зло и очищающими воздух в комнате и воды близлежащего ручейка (где, как полагают, обитают эти духи).
Если, родив ребенка, мать падает в обморок, это истолковывается как признак присутствия ала. Иногда в таких случаях люди прибегают к крайним мерам, чтобы спасти мать, и выставляют ребенка на плоской крыше дома в знак примирения со злыми духами. Идентичны или, по крайней мере, близко связаны с алами так называемые теплы (thepla), из-за присутствия которых рядом с женщиной во время родов ребенок чернеет, теряет сознание и умирает. (Мартирос А. Ананикян «Мифы Армении»).
Нэанги
Эти чудовищные духи, по крайней мере в армянской мифологии, находятся в близком родстве с драконами. С персидского слово «неанг» переводится как «крокодил», что вполне прозаично, хотя в персидской народной сказке о Хатим Тае нэанг предстает полумифическим морским чудищем, невероятно огромным и боящимся краба. Армянские переводчики Библии используют это слово в значении «крокодил» и «бегемот».
Однако в армянской мифологии соединились в одном образе неизвестный речной монстр и мифическое существо. Нэанги личностны и бестелесны. Они – злые духи, которые устраивали свое обиталище в определенных местах и усердно старались кому-нибудь навредить. Иногда они появлялись в реках в облике женщин (русалок?). Иногда превращались в тюленей (phok) и, хватая плывущего за ноги, тащили его на дно потока, где, возможно, были их жилища, подобные тем, в каких обитали эльфы.
В географии (существует в виде манускрипта), приписываемой Мовсесу, говорится, что нэан-гов можно наблюдать в реке Арацани (Мурад Чаи?) и в Евфрате. Использовав животное под названием чарчашам (charchasham) для утоления своей похоти, они, подобно вампирам, высасывали из него кровь и оставляли умирать. Тот же самый автор сообщает, что, по одним сведениям, нэанг был зверем, а по другим – дэвом. Иоанн Златоуст (в армянском переводе) описывает дочь Ирода более кровожадной, чем «все нэанги моря». (Мартирос А. Ананикян «Мифы Армении»).
Арлезы (аралезы, яралезы)
Древние армяне верили: если храбрый воин погибал в битве или от руки вероломного врага, духи под названием «арлезы» спускались с небес, чтобы вернуть его к жизни, зализывая раны. В мифе об Ара эти духи отождествляются с богами Семирамиды; они упоминаются также в правдивой и вполне реалистичной истории IV века об убитом Мушеге Мамиконяне, командующем армянской царской армией.
«Семья не могла поверить в его смерть… остальные надеялись, что он оживет; поэтому они пришили голову к телу и положили его на башне, говоря: «Раз он был отважным воином, арлезы спустятся с небес и воскресят его». Вероятно, их название армянского происхождения и значит «лижущие храбрецов», или «лижущие Ара», или даже «вечно лижущие». Они были невидимы, но произошли от псов.
Их никто никогда не видел. Очевидно, псы, от которых они ведут свой род, были вполне обычными, из плоти и крови, потому что Езник вопрошает, как создания высшего духовного порядка могли быть связаны с телесными. Представляли также, что арлезы существовали в облике животных, а именно оборачивались псами. (Мартирос А. Ананикян «Мифы Армении»).
Другие духи и фантастические чудовища
Армяне также верили в существование фантастических чудищ под названием амбари или амбару, джушкапарики (вушкапарики), пайи и морские быки. Все они явно персидского происхождения. Однако же природа и нрав этих созданий покрыты тайной.
Амбару рождались и умирали. Они представали перед людьми, воплощаясь в самых разных образах, подобно дэвам и пасвикам. Возможно, они были существами женского пола, телесными, живущими на земле, и особенно в пустынных местах и развалинах. Фон Стэкельберг считает, что слово Hambaruna по-персидски означает «домашние духи». Это подтверждается краткой формой AnЬаг, которая передает смысл фразы «обрушившийся дом или стена»; поэтому изначально амбару могли восприниматься как духи, населяющие безлюдные места. Слово также может иметь значение «красивый» или даже «гиена».
Словарь древнеармянского языка определяет его как CharthoX (?), если дух живет на земле, и переводит как «крокодил», если обитает в воде. Но древнейшие авторитетные источники, такие как армянское переложение Библии и Езник, относят амбару к мифологическим существам. Предрекая Вавилону тотальное разрушение, Исайя (армянский перевод, 13: 21–22) говорит: «Там останутся лишь дикие звери, а их дома наполнятся криками. Амбару заполонят их жилища, и дэвы будут там плясать. Джушкапарики поселятся в тех местах, а дикобразы будут рождать своих детенышей в их дворцах». И здесь, и в любом другом тексте «амбару» употребляется для интерпретации Chartho (сирен) из Септуагинты.
Еще одно фантастическое чудовище – джуш-капарикили вушкапарик, осел-пайрика, бесспорно персидская концепция, которая практически никак не отражена в персидских источниках. Это название призвано обозначить полудемониче-ское-полуживотное создание или, иначе, пайрику (дэва женского пола, имеющего любовные пристрастия). Пайрика представала в облике осла и жила в развалинах. Однако Езник и древние переводчики Библии используют это слово в едва ли позволительном приближенном значении для перевода, ослобыка из Септуагинты (Исайя, 13: 22; 34.2: 14).
Согласно Ваграму Вардапету, цитируемому Алишаном, джушкапарик был выдуман в Средние века как получеловек-полуосел с латунной пастью. Таким образом, он наиболее близок к представлению о кентавре, какое бы слово ни служило переводом в истории Мовсеса Хоренаци. Иногда, что сбивает с толку еще больше, оно встречается в значении «сирена» или как синоним амбару. Что касается таких существ, как пайи, которые хвастали своим человеческим происхождением (предположительно по матери), мы находимся почти в полном неведении.
Во времена Езника находились те, кто утверждал, что видели их собственными глазами. Древние армяне говорили также о человеке-пайе. Пайи, вероятно, являются разновидностью парик. Случай с морским быком не столь безнадежен. Этот фантастический монстр приумножал свой род примерно так же, как морские кони в «Первом путешествии Синдбада-морехода». Люди утверждали, что в их деревне морской бык нападал на коров, и они часто слышали его рев.
Можно легко вообразить, что сразу после рождения потомство чудовища бросалось к воде, как морские жеребцы из сказок «Тысячи и одной ночи», о которых мы только что упоминали. Но этот морской бык также напоминает того, что Посейдон послал на Минос как жертвоприношение, но мудрый царь неблагоразумно отошел от первоначальной цели и переправил его в свое стадо, или того, что по требованию Тезея Посейдон отправил, чтобы уничтожить его невинного сына, Ипполита. (Мартирос А. Ананикян «Мифы Армении»).
Легенда о крещении Армении
И когда Григорий Просветитель пришел учить армян, многие, одержимые бесами, пытались ему воспрепятствовать. Они запугивали и убивали людей, которые шли к нему за Истиной. Но Григорий обучил многих и смог основать монастырь Парби на склоне горы Арагац.
Тогда враги Григория разъярились и задумали кощунство. Однажды во время Литургии, которую отправлял Григорий в Парби, где был тогда только маленький храм, злодеи швырнули прямо в двери бешеную собаку. Они надеялись, что собака искусает и самого верного и его паству. «Если твой Бог силен, - со смехом прокричали верному злодеи, - Вылечи эту собаку!»
И Григорий поднял руку. Собака задрожала, и пена перестала литься с ее морды. Налитые кровью глаза прояснились. Весело залаяв, собака выбежала из храма совсем здоровою. А верный и его паства возблагодарили Бога. С этих пор в Парби стали приводить людей, укушенных бешеными собаками, и все они исцелялись. Но злодеи не успокоились и донесли на Григория царю Тиридату.
«Он говорит, что твоя власть - ничто перед его Богом», - нашептывали они царю.
«Он узнает, что в моей власти заставить его отречься от этого Бога», - злобно усмехнулся царь и приказал схватить Григория и привести во дворец.
«Дошло до меня, что ты учишь моих подданных чтить не меня, а своего Бога», - сказал Тиридат, когда привели к нему в цепях. - «Откажись от него, или я прикажу посадить тебя в хоб-вираб, страшную яму, полную скорпионов и змей!»
«Делай со мной что хочешь, - отвечал. - Я не страшусь тебя, а ты устрашишься гнева моего Бога!».
«Бросить его в яму!! - закричал царь. - Пусть скорпионы и змеи съедят его! Никто еще не пережил в этой яме одних суток!»
«Ты гневишь моего Бога, царь, - сказал верный. - Гляди, как бы он не сделал так, что тебе до конца дней твоих не будет страшен укус змеи». И никто не понял этих слов. И царские слуги бросили Григория в страшную яму, а потом ушли прочь, уверенные, что он умрет раньше, чем они достигнут дворца.
И другие люди, в том числе и те, кого учил Григорий, подумали так же. Только одна бедная вдова не поверила, что Бог допустит этой лютой смерти. И на другой день она потихоньку пришла к яме, принеся с собой пищу. И она увидела, что верный жив и невредим на дне ямы, кишащей змеями и скорпионами. Тогда вдова спустила ему еду. И так стала она тайком поступать каждый день.
А царь Тиридат тем временем пировал в своем дворце. И вот, прямо на пиру, случилось страшное: тело царя с головы до ног покрылось густой шерстью. Зубы его начали расти и превратились в клыки, а нос вытянулся в безобразное свиное рыло. И вот уже не человек, а дикий кабан сидел за пиршественым столом! В страхе разбежались придворные.
Но никто не вспомнил слов верный. А между тем известно, что кабан - единственное животное из всех, что не подвластно змеиному яду. Укус самой страшной змеи не причиняет вреда кабану. Каких только наград не предлагали тому, кто вернет царю человечий облик! Приходили во дворец и колдуны и лекари. Но усилия их были напрасны. Пятнадцать лет просидел Григорий в змеиной яме.
И на пятнадцатом году царевне Хосровадухт, сестре Тиридата, привиделся вещий сон. Приснилось царевне, что в яме, кишащей скорпионами и змеями, томится живой и невредимый человек. И услышала царевна грозный голос, который говорил: «Это гнев Мой обрушился на Тиридата! За то, что хотел он умертвить Григория змеями, Я сделал его самого животным, что не страшится змей. Только заступничество Григория может вернуть ему образ человечий!».
И царевна, проснувшись, поспешила к брату и все рассказала. И придворные отправились к змеиной яме. И увидели они Григория живым и невредимым. Тогда извлекли они из ямы и упали перед ним на колени, моля его не попомнить зла и помочь царю Тиридату. И Григорий пошел в царские покои, и молился за царя. И Бог услышал его молитву и вернул Тиридату человечий облик. И сердце царя исполнилось радости, и просил он Григория крестить его, и его семью, и все его царство. А на том месте, где зияла на берегу Аракса страшная яма построили храм. И дали ей название Хоб-Вираб.
Оно
Меня зовут Рудик, мне 15 и я из Еревана. Я из обеспеченной семьи и проблем у меня никогда не было. Многие истории на этом сайте просто смешные или вырезки из книжек! Моя история полностью правда, прошу мне просто поверить на слово, И, не дай Бог, с вами такое случится!
Впервые я столкнулся с этим в 2006 году, когда я смотрел премию Муз-ТВ. Ночью, около 12 часов, я смотрел премию Муз-ТВ. Все уже спали, а я сидел и болел за, так сказать, наших. Я жутко хотел спать, но все-таки решил досмотреть до конца. Я сидел в зале, а кухня у нас рядом. Вдруг я слышу отчетливые шаги на кухне, но дверь была закрыта. Я четко слышу, что кто-то или что-то ходит на кухне. Медленно и тихо. Вдруг оно как бы врезается в дверь! Я просто в ужасе! Я выключил телевизор и быстро пошел спать. Я был в шоке, как и любой маленький мальчик, знающий, что все уже спят, а там что-то ходило! На утро я сказал все маме, но она мне не поверила, сказала, что мне показалось.
Второе столкновение в той же форме. В 2008 году у меня родилась сестра, и поэтому мы решили с дедушкой и бабушкой поехать на дачу. Было лето, ночь. Все уже устали, а я сидел и играл в PSP. Я был в прихожей, а входная дверь была закрыта. Вдруг я опять слышу, что кто-то ходит на улице, причем звук был такой, как будто моя бабушка ходила. Я так и подумал, что это была она. Она подходит к двери и там замирает. Я кричу: «Ба, ну заходи!». Никакой реакции. Я встаю и вижу, что там никого нет, а моя бабушка давно спит! Я в шоке! Я быстро иду к ней и начинаю будить ее! Я ей все рассказал, а она сказала, что это была кошка, но как кошка может ходить, как человек?!
Третий случай, который стал доказательством, что оно есть. 2009 год. Октябрь/Ноябрь. Была ночь, и я и мой брат лежали в постели и смотрели Сайлент Хилл на ноутбуке. Был сильный дождь, было уже поздно, около часа ночи. Нам стало как-то страшно, и я достал PSP, и мы начали играть в GTA. Вдруг кресло, которое стояло в углу комнаты, издало скрип. Я посмотрел и понял, что там ничего нету, уже позабыв все, что творилось в 2008 и 2006. Начал скрипеть пол, как будто кто-то очень тяжелый идет к нам.
Мне уже было страшно. Я говорю брату, а он говорит, что там дождь, а пол у нас из дерева, он мог бы и промочиться. Я ему поверил, но ужас так и не ушел. Потом все стало еще хуже. Кровать у меня большая и высокая, на ножках, а внизу много чего есть в целлофане. Я начал слышать звуки целлофана, как будто кто-то его теребит. У меня и у брата началась паника! Мы включили свет. Но посмотреть под кровать никто не решился. Это продолжалось 3 минуты. После этого мы уже слушали, как оно идет обратно к креслу, а под конец раздался снова этот скрип. Я успокоился, но продолжал чувствовать, что что-то есть в комнате. Я посмотрел в другую сторону и увидел, как силуэт из черных пятен быстро движется к двери. Родители мне не поверили.
2010 год. Я уже как-то позабыл все, что происходило у нас когда-то. И больше не боялся этого. Но все не так мило. Поначалу я просто слышал скрип кресла, потом уже легкие шаги, потом страх, когда оно приходило, а потом еще хуже. В один день я смирился со всем этим. Была ночь, было 2 часа ночи, впрочем, оно уже стало приходить только после 2, когда свет на улице выключали.
Все снова. Скрип, страх, шаги. Но в этот раз оно пришло и легло рядом со мной. Я почувствовал, что он меня то ли обнимает, то ли душит, но присутствие рук я чувствовал. Потом, как всегда, нажали на reverse и оно пошло обратно. После этого я его никогда не чувствовал...