Привидения в Ямало-Ненецком округе и ХМАО
Языческие боги Сибири
Ближе всех подобрались они к полюсу, выживая в условиях, которые ненцы, эвенки и чукчи нашли бы слишком суровыми. Но ещё храбрее были тунииты. Это легендарное племя, согласно преданиям эскимосов, в древности жило на берегах Ледовитого океана, а с появлением «настоящих людей» (инуитов) отступило в совсем уж безжизненные ледяные пустыни. Было это две тысячи лет назад. Тем не менее случается, что и в наши дни северные охотники встречают рослых, невероятно мускулистых чужаков, пользующихся грубыми орудиями эпохи палеолита и одетых в непрошитые шкуры. Примитивный язык туниитов напоминает детский лепет. Тунииты легко впадают в ярость, но в целом миролюбивы. Куда опаснее встреча с великаншами инупасукугьюк. Они так могучи, что убивают медведя броском камня, и при этом настолько простодушны, что принимают людей за живых говорящих кукол и пытаются ими играть. Великанши дорожат своими игрушками, так что незадачливому охотнику много дней не удаётся вырваться из плена. Насколько опасна встреча с инупасукугьюк мужского пола, сказать трудно, ибо до сих пор никто не выживал после неё и не рассказывал о своих приключениях. Но от великанов есть и польза. Большая удача, если получится приручить их собаку, - тогда не нужен будет каяк. Огромный пёс может плавать в море с охотником на загривке и выносить на берег убитых нарвалов, как спаниель таскает уток из озера. Правда, счастливому хозяину могучего зверя придётся вести уединённый образ жизни, соседей гигантская собака обязательно съест. Для контраста с великанами есть крошечные ишигак - гномы, не достающие человеку до колена. Но их трудно найти, ибо карлики не оставляют следов на снегу. Несмотря на малый рост, ишигак - великие охотники на медведей. Зверя они побеждают хитростью: сначала превращают косолапого в лемминга, потом убивают, а уже после этого превращают обратно. У эскимосских монстров есть общая черта: все они опасны, но не злы. Чудища ледяного мира не ведут войну против людей - эту заботу они предоставляют суровой природе. Они лишь преследуют свои цели, не всегда понятные. Так, кваллупиллук (или аглулик) - тощие, чешуйчатые водяные, живущие в полыньях, - нередко крадут детей, заигравшихся у холодного моря. Но не едят их, как можно подумать, а, наоборот, колдовством защищают от холода и кормят. Поэтому в голодные годы эскимосы добровольно отдают младенцев жителям вод, а затем изредка видят своих детей, когда те выходят на берег поиграть. Кваллупиллук неравнодушны и к детёнышам животных, они яростно защищают молодняк от охотников. Но людям, добывающим зверя в положенный сезон, водяные склонны помогать. Не злы такрикасиут - люди-тени, живущие в параллельном мире, подобном дивной стране британских фэйри. Но услышать их голоса, а тем более увидеть такрикасиут - не к добру. Это значит, что граница между мирами истончилась. Ещё шаг - и можно навсегда покинуть привычную реальность, пути назад уже не будет. Не злы и оборотни ийрат, которые умеют принимать обличил ворона, полярной лисицы, медведя, оленя-карибу, человека, но всегда выдают себя сиянием кроваво-красных глаз. Они нередко вредят людям, но не по своей воле: ийрат исполняют волю духов инуитских предков. Иститок - гигантский, всевидящий летающий глаз кружит над тундрой, высматривая нарушителей табу. К тем, на кого он пожалуется, предки шлют ийрат. Сначала с предупреждением. Потом с доказательствами того, что к предупреждению стоило прислушаться. Даже безумный демон махаха зол как-то поособенному, нетипично. Беловолосый, голубокожий, жилистый и практически нагой, вооружённый внушительными когтями, он с хохотом преследует жертв среди льдов. А догнав, щекочет их холодными пальцами до тех пор, пока несчастные не умирают с улыбкой на лице. Типичным чудовищем кажется лишь амарок, гигантский волк, который пожирает охотников - достаточно глупых, чтобы отправиться на промысел в одиночку. Но описания этого зверя настолько подробны, что амарока многие считают не мифическим существом, а криптидом - неизвестным науке, но реальным или недавно вымершим зверем. Это мог быть canis dirus – «ужасный волк» - или ещё более древний хищник, общий предок псовых и медвежьих. Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место Мифологию племён, чьи стойбища разделяют сотни километров тундры, роднят лишь самые общие мотивы. Шаманы слишком редко встречаются друг с другом, чтобы выработать единую версию приключений своих пращуров. Как правило, сказания разных племён объединяет космогония - фундаментальные представления об устройстве мира, а также ключевые персонажи легенд - герои и божества. Они остаются узнаваемыми, несмотря на разнобой в описаниях внешности, деталях биографии и оценке поступков. Космогония самых древних народов обычно гласит, что души совершают круговорот перерождений, не покидая материальный мир. Более поздние концепции дополнились параллельными измерениями: «верхний мир», населённый духами предков, и «нижний» - мрачная бездна, порождающая чудовищ. Воззрения народов Арктики относятся ко второй категории и выделяются лишь в одном. Здесь в загробных мирах нет смены времён года. В верхнем мире всегда лето, кони и олени вечно скачут по цветущим лугам. Лишь астральным двойникам шаманов открыт путь в счастливую страну. На священной острой горе в дельте Лены, где воды великой реки вливаются в ледяной океан, стоят стражи верхнего мира - великаны с медвежьими головами, птицы с человеческими лицами и медные люди. Они встречают тех, кто достоин вступить на первый из девяти слоев небесного царства, расположенного за обычным, видимым небом. Похожим образом загробный мир описывают и чукчи, помещая достойных покойников в «Облачную страну».
Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...
Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение: «Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. (Н.А.Криничная Предания Русского Севера). Таинственные невидимки За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал: «Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте». Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем». А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются. Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины... А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли... Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям». Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди». Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов... Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм? («Комсомольская Правда»).
Таинственный народ сиртя
«Кое-где среди стволов из валежника и мха торчали стоймя вкопанные лестницы, чтобы боги могли спуститься по ним на землю к людям. Но паму казалось, что эти лестницы выдвинули из недр подземные человечки сиртя: видно, жить в оцепеневшей горе им стало так жутко, что они бежали из глубин на небо» (с) Алексей Иванов «Сердце Пармы». Этот загадочный народ по преданиям обитал когда-то в тундрах Западной Сибири и Приуралья. Жители Крайнего Севера называли их сиртя (или сихиртя) и приписывали им множество странных свойств. Сиртя были маленького роста со светлыми вертикально посаженными глазами и жили в высоких песчаных сопках. Согласно легендам, до того, как по неясным причинам уйти под землю, сиртя жили на поверхности, но избегали встречаться с людьми. Странные существа выходили на поверхность тундры по ночам или в туман. Они носили красивую одежду с металлическими подвесками, часто одаривали людей металлическими изделиями, ведь сиртя прекрасные кузнецы и ювелиры. Так кто же они такие эти таинственные сиртя? Известно, что самоеды (или самодийские народы) – ненцы и другие народы – сравнительно недавно заселили побережье Северного Ледовитого океана (с XI по XVIII век), кто же здесь жил до них? В энциклопедии «Мифы народов мира» упоминается загадочный «малый народец». Самодийской мифологии – это антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. В подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), выходя на поверхность, избегают встреч с людьми. Существует предположение, что в образе сиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. А вот еще интересное описание сиртя, записанное исследователями в Находке на основе местных сказаний. «Сиртя - люди очень низкого роста, но коренастые и крепкие, жившие тысячу лет назад. Во всем они отличались от ненцев: домашних оленей не держали, охотились на оленей-«дикарей», носили иную одежду: например, ягушек (распашная женская одежда из оленьей шкуры), как ненцы, не имели, одевались в шкуры выдры (намек на глухую верхнюю одежду). Однажды появилась большая вода, затопившая все низменные места на Ямале. Жилищами сиртя стали недра возвышенных сопок - «седе» (по другой версии, сиртя «ушли в сопки» потому, что с появлением «настоящих людей» - ненцев - прежняя земля перевернулась оборотной стороной). Став подземными жителями, сиртя впредь опасались выходить на дневной свет, от которого у них лопались глаза. День у них стал считаться ночью, а ночь - днем, ибо только по ночам они могли выходить из сопок, да и то, когда в окрестности все тихо и нет людей. Сейчас сиртя осталось мало, и все реже они выходят на поверхность. Под землею они ездят на собаках и пасут мамонтов («я хора»). Только шаман может определить, в какой сотке сиртя есть, а в какой их нет». По мнению специалистов, сиртя – реально существовавший народ, что подтвердили археологические раскопки и записки путешественников. Археологи находят в местах предполагаемых мест обитания сиртя железные и бронзовые предметы исключительной выделки, изготовленные по их данным не раньше середины первого тысячелетия нашей эры. На днях ямальский оленевод Мэе Окотэтто обнаружил стоянку древнего человека - сиртя. В северной части полуострова Ямал он нашел наконечники стрел, металлические гарпун и топор, керамические изделия. Опытный тундровик считает, что эти предметы могут принадлежать только охотнику-промысловику, так как места находки не пригодны для выпаса оленей. А ведь по преданиям сиртя были не только кузнецами, но и великолепными промысловиками, охотниками. Говорят, что сиртя можно повстречать и в наши дни. Вот какую удивительную историю в 1987 году услышал от пожилой ненецкой женщины писатель Григорий Темкин. «...А бабке той лет восемьдесят. Не кочует уже, зиму в поселке, в доме коротает, а в мае с сестрой младшей Павлой - саму-то бабку, старшую, Галиной зовут, - Выучейская Галина Николаевна, - уходит в тундру и почти до ледостава рыбу ловит. Чум себе там ставят за ернистой сопкой, лодчонка у них на каждом озере, сеточки небольшие, - большие-то бабкам не по силам, они хоть и крепкие еще, да все не то, что раньше. Однако иной раз много рыбы привозят: щуку, сорогу, раз бабки заметили: рыба на одном озере из сетей пропадает. Везде ловится, а на этом пусто, только чешуя в ячеях. Решили ночь сторожить, подсмотреть вора. Смелые бабки! Сетку поставили снова, на берегу в ернике спрятались, сидят. А ночи светлые, все видно... Долго ли ждали, коротко - слышат, хнычет кто-то, вот так: «У-ху-ху! Ю-ю-юх...». Тоненько, будто дитя плачет. Сестра-то, Павла, испугалась, пойдем, шепчет, отсюда. А Галина боевая: нет, говорит, посмотрим. Посидели еще сколько-то, подождали - и дождались. В словно снег с сопки помело. А ведь лето стояло, а там снег. А облачко к озеру все ближе, ближе... Потом по воде пошло, над сетью остановилось, бабки - и обмерли. Не облако это, а мужик. Маленький, как ребенок, волосы тоже белые, а все перебирает, перебирает - и рыба сама к нему из сетки в мешок прыгает. Бабки в кустах ни живы ни мертвы, шелохнуться боятся, а мужичок рыбу выбрал да на бабок как зыркнет! Знал, видно, что прячутся они тут. Погрозил им пальцем вот так: мол, мое озеро, и рыба моя. И пропал. А над тем местом между озером и небом столб стоял из света, будто фонарь кто включил. Опомнились бабки - и быстрей с того озера, пока целы. Испугались сильно. Не ходят туда больше, однако. Галина-то вспомнила, как ей еще ее бабка рассказывала: всегда в этих сопках они жили. Кто «они»? Да сиртя, кто ж еще. Черт - не черт, человек - не человек; днем под землей прячется, ночью гулять, промышлять выходит. Раньше, старики говорили, их много по тундре жило...». («Йоки»).
Визиты Белого человека «Тонге» в заполярном поселке
Эта странная история взята из книги профессионального метеоролога Л. Алексеевой «Небесные сполохи и земные заботы», вышедшей в свет в Москве в 1985 году. Л. Алексеева пишет: «Обский Север, маленький заполярный поселок Антипаюта. Нелетная погода. Сидим, ждем самолета… После окончания долгой напряженной работы вынужденное безделье в разгар полярной ночи казалось невыносимым. Чтобы как-то скрасить ожидание самолета, моя спутница принялась расспрашивать местных жителей, ненцев, о том, что было интересного в их жизни. Ненцы заговорили о великане Тонге, герое местного фольклора. С удивлением мы узнали, что он приходил в Антипаютинскую тундру всего лишь год назад. Оказалось, что это известно всем живущим в поселке: и ненцам, и русским. Наши собеседники, радуясь возможности обсудить волновавшие их вопросы со свежими людьми, приводили массу подробностей и фактов. Они пользовались именем Тонге как кодовым названием всей цепи странных происшествий. Название было удобное, потому что в фольклоре ненцев подобные события всегда связывались с Тонге - Белым человеком, если перевести имя на русский язык. Вокруг Антипаюты по безлесной плоской тундре кочуют со своими стадами бригады ненцев-оленеводов. В легком переносном чуме оленевода живет вместе с ним его семья. Несколько таких семей - и больше никого на многие десятки километров. Этих людей и стал беспокоить Тонге. К поселку он не подходил. Тонге появлялся с первыми после полярного дня сумерками, когда землю только начинал припорашивать снежок. Видели его очень многие. По их словам, Белый человек являлся им в виде белого тонкого столба, уходящего ввысь, Один из свидетелей видел такой столб при перекочевке, когда тот внезапно возник между двумя нартами, идущими одна за другой. Другому свидетелю он показался белым существом чудовищно высокого роста со светящимися глазами… Кто-то замечал цепочку его следов с несколькими пальцами, тянувшуюся по тундре куда-то вдаль. В поселке было много оленеводов, так или иначе соприкасавшихся с Тонге. Как выяснилось из разговоров, эти встречи походили одна на другую. Налетал Белый человек чаще всего в ночные часы, когда все были дома, сидели внутри чума. Он начинал «играть с чумом»: лазил по его внешней стене, подсовывал под чум палки, забрасывал внутрь чума через дымовое отверстие разные мелкие предметы, найденные им в тундре. Обычно это были камни и палки, но однажды сверху упала… старая керосиновая лампа, а в другой раз - пузырек с чернилами для авторучки. Иногда Белый человек отбрасывал оленью шкуру, которая прикрывает вход в чум, и тогда можно было заметить в ночной тьме его глаза - белые, зеленые или красные. Человек, выглянувший из чума, никого не видел рядом с жильем. Только глаза! Но однажды кто-то, высунувшись, получил удар палкой по спине. Порой слышались звуки, похожие на ржание лошади, - это Белый человек смеялся. Если начиналась его «игра», разговор в чуме замолкал и все с напряжением ждали, когда все это закончится. Собаки сидели на удивление спокойно и не лаяли. Утром на припорошенной снегом стене чума были видны «письмена» Белого человека. Чтобы избавиться от шалостей Тонге, люди перекочевывали с места на место. Но это не всегда помогало. Рассказывали, будто один человек дней десять подряд переставлял свой чум, но Тонге все-таки находил его каждую ночь. Среди стариков и детей началась паника! Бригадир оленеводов рассказывал, как он с группой других мужчин выскочил из чума во время очередного налета Тонге. Встав вокруг чума и взявшись за руки, люди начали сходиться, желая схватить Тонге. При этом они не видели и не слышали ничего особенного, но им все время казалось, что по ним стреляют из ружья… Поймать, конечно, никого не удалось. Из соседнего большого поселка приезжала даже комиссия, чтобы разобраться в причинах тревоги и ненужных перекочевок, а также по возможности успокоить население. Она-то и забрала в качестве вещественных доказательств ту самую керосиновую лампу и тот самый пузырек с чернилами для авторучки. - А когда точно все это было? - спросила я. Последовал ответ: - В прошлом, то есть семьдесят втором, году. Но раньше тоже бывало - и в шестьдесят восьмом, и в шестьдесят девятом… Белый человек появлялся и до этого, но, когда точно, никто не помнил».
Полтергейст или...
Моя мама - женщина очень тихая, спокойная. Нелёгкая молодость была у неё. После института пришлось ей уехать на Крайний Север, в город Салехард. Устроилась на роботу библиотекарем. Но вот жильё найти было очень сложно, практически нереально. Первое время пришлось даже ночевать на рабочем месте, прямо на столах. И вот однажды приходит в библиотеку одна женщина, и предлагает ей поселиться на время в её доме. Сама она уезжает в другой город к родне, так как жить не может в своём доме. Дело в том, что недавно её мужа нашли повешенным на верёвке, привязанной к большому крюку, предназначенному, видимо, для подвешивания детской люльки. Он не оставил ни записки, ничего. Это дело до сих пор нераскрыто. Так вот, женщина утверждала, что муж ей мерещится по ночам. А мама так устала скитаться, что обрадовалась даже такому варианту. Это был большой, добротный деревянный дом, стоявший чуть в стороне от других домов. Забора вокруг не было. Окна большие, высокие. День прошёл в обычных хлопотах переезда. На Севере рано темнеет. Подошло время укладываться спать. Кровать стояла у стены, а тот самый крюк, который, почему-то, никто так и не удосужился снять, торчал прямо посреди комнаты, недалеко от кровати. Жутковато... Но дело не в этом. Погасила мама свет везде, легла, укрылась. Пригрелась. И вдруг чувствует - из-под её головы подушка так медленно, медленно сползает на пол, словно её кто-то вытягивает. Мама удивилась, но не придала как-то этому большого значения. Ладно, положила подушку на место, крепко прижала её головой, начала засыпать... А из-под подушки, прямо под ухо, такой лёгкий стук начал раздаваться. Потом всё явственней и явственней. Затем стук прекратился так же внезапно, как и начался. Но началось нечто более жуткое: из-под подушки послышались слабые вздохи, стоны. Мама вскочила, включила свет везде, еле дождалась рассвета, не решаясь ложиться спать. Наутро приходит на работу в библиотеку, рассказывает всё своей сотруднице. Та даёт ей книгу почитать, где описаны признаки появления полтергейста. Прочитала мама это. Хм, а вот что меня удивляет, так это то, что на следующую ночь она уже почти не боялась. А стоны, вздохи, стуки и даже хрипы, иногда просто такие звуки отрывистые: у! у! уу! преследуют её по сей день. Сколько раз мы переезжали, меняли место жительства, везде, абсолютно по всюду, даже на 4 этаже, где мы в данный момент живём, они не оставляют её. Но стоит кому-то лечь рядом, как всё моментально прекращается. Я даже пробовала записать это на диктофон - не тут то было! Не получается. Замолкает, как только хочу это сделать! Я вот просто не знаю, чем маме помочь. А она уже привыкла. Не реагирует практически. Таким будничным тоном сообщает: опять стучит. Стонет. Дышит. Интересно, что стуки звучат по определённому ритму, словно азбука морзе. Словно кто-то невидимый сообщает о чём-то. Мама говорит, что перед моим рождение стуки приобрели радостный характер. Хм, я даж не знаю, что ещё сказать...
Дорога смерти
На уроках новейшей истории вы наверняка слышали об ужасах массовых репрессий 30-х годов. Одним из масштабных проектов, куда сгоняли заключённых, была стройка №501, маршрут «Салехард-Игарка», где погибли тысячи, сотни тысяч людей. Самое ужасное заключается в том, что дорога оказалась не нужна, и её забросили, т.е. множество людей погибли не только безвинно (а большинство из них действительно были невинными жертвами сталинизма), но и тщетно. Сейчас дорога кое-где разрушена, а кое-где (в том числе и возле нашего города) ещё остались рельсы, конвойные вышки и колючая проволока... В наши дни дорога не вызвала бы ни у кого интереса, если бы не загадочные происшествия... Одни особо смелые ненецкие мальчики решили доказать всем свою мужественность, переночевав возле дороги. Они нашли полуразрушенный барак, настелили шкур и легли спать. Ночью они услышали шаги и стоны, будто сразу несколько человек ходили вокруг барака. Кто-то скрёбся в дверь пару раз. Мальчишки не выдержали там до рассвета и вернулись в стойбище. Другой ненец, уже взрослый мужчина, ехал домой вдоль дороги. Внезапно он почувствовал, что сзади на нартах прибавилось грузу. Он обернулся - сзади молча сидела какая-то тень. Оленевод испугался, но делать ничего не стал (ненцы вообще к таким вещам осторожно относятся). Когда сани подъезжали к стойбищу, тень исчезла, будто растворившись в ночной темноте. С тех пор у ненцев родилось поверье, что сам Нга, хозяин подземного мира, ходит по этой дороге и ищет души тех, кто на ней работал. Русские также утверждали, что видели на дороге тень человека с рюкзаком за плечами...
Лица в дереве
В центре нашего городка есть старинное кладбище. Ему уже более 400 лет. Могилы там много раз перекапывали, и в одном и том же месте вполне могут лежать друг на друге несколько людей. А вход в кладбище отмечен двумя старыми подгнившими башенками. Вот об этих башенках и пойдёт речь... В небольшой сибирский городок Обдорск (ныне - Салехард) приехали двое купцов. У них намечалось какое-то очень выгодное дело, но в некоторых нюансах им требовалась помощь. Они наняли одного человека, обещав ему за это большую долю денег. Всё шло хорошо, пока... В дом, где были купцы, ворвались стражники и схватили их. Человек, которому они доверились, оклеветал их и забрал деньги себе. Купцов велели казнить. Их смерть была ужасна: они были закопаны заживо, а на месте их могил поставили башенки, возле которых потом появилось кладбище. Говорят, иногда на башенках проступают очертания лиц купцов. Моя подруга однажды их видела. Я доверяю ей, как себе, поэтому часто проверяю башенки. Но каково же было моё изумление, когда сегодня я действительно увидела в узоре дерева черты лица человека! Посмотрите - ведь это действительно похоже на лицо:
Случай в экспедиции на Трансполярную магистраль
24 сентября 2009 г. Утро выдалось без дождя. В 07:30 собрались снова в путь. Проехав немного, услышали работу мотора на реке и причалили к берегу. Спустя несколько минут подъехала лодка с двумя людьми, они искали катер. «Катер куда-то делся вчера, и связи с ним нет, уже на вертолете ищут, пока безрезультатно. Странно. Мы вот на лодке ищем», - пояснили они. Недолго поговорили и нас на лодке довезли к месту впадения Танопчи в Полуй, там и расстались. Далее мы не стали менять маршрут и на своей лодке отправились по Танопче против течения к точке, где мы спустились на воду при пути в Сарото. Дождя не было, погода хорошая, небо ясное. Планомерно мы дошли до места впадения справа небольшой речки в Танопчу, оставалось совсем немного - поворот налево, километровая петля и потом пешком около километра. Но! Чудеса продолжились: поворота налево нет, нет петли… река прямая. Я достал навигатор, чтобы проверить… все точно, ошибки нет. Навигатор убирать не стал, положил его впереди и начал грести дальше. На экране появлялись точки пути по мере нашего продвижения… вот путь пошёл по суше… По какой суше, ведь мы на реке?! Остановились, советуемся с Игорем, может, навигатор что-то не то показывает? Но тут сложно обмануться даже без навигатора, одна река, приток всего один, блуждать негде. В результате дальнейшего продвижения по прямой реке (и никаких изгибов) мы уткнулись в дерево: впереди, поперёк реки лежала старая ель, верхушкой направо. «Ёлка показывает, куда нам идти», - сказал Игорь и улыбнулся. Мы остановились около берега, в метрах двадцати от места, где спускали лодку на воду при пути в Сарото. По навигатору всё точно. Но когда мы в прошлый раз здесь были, то ёлки не было, и на лодке мы проехали по петле, как положено, по карте. На данный момент же: поперёк лежала сухая огромная ёлка, плотно одним концом укрепившаяся со временем на берегу (поэтому сразу можно исключить вариант, что её принесло течением, пока нас не было). «Смотри, как это может быть: мы же идём по течению!» - заметил Игорь. Как? Ведь мы поднимались против течения?! «Как получилось, что мы идём по течению? Где мы?» - первый вопрос, который пришёл в голову. Если здраво рассуждать, то причалить мы должны были к левому берегу при пути назад, а причалили к правому, на лодке прошли по суше на вёслах, петля исчезла, по которой в Сарото спускались по Танопче. Полный бред. Что ещё? Сомнения в показаниях навигатора и полное непонимание ситуации. На берегу мы ещё раз проверили карты, навигатор, всё совпадало. Решено было проверить навигатор, то есть: пойти по его показаниям. И тогда через километр с небольшим мы должны попасть в лагерь, где ждут Сергей с Кристиной. Если нет, то выйдем к Танопче и будем двигаться вдоль неё более длинным, но надёжным путём. Так и решили. Сложили лодку в рюкзак, прошли около пятидесяти метров по направлению и остановились около куста шиповника, ягоды сладкие, большие. «Проверим ещё раз?» - спросил Игорь. Я достал навигатор. И какое было моё удивление? До лагеря 200 метров! Не может быть такого, точно навигатор выдаёт не то, что положено. Что делать? Решили проверить всё-таки и прошли ровно пять минут по направлению, как вдали показался балок, где остались ребята. В прошлый раз мы в этих местах кое-как прошли в дебрях ольхи, потратили не один час. А сейчас: отошли от берега и сразу оказались около места назначения… Но ведь там чуть больше километра. Наконец, мы зашли в балок. Сергей восторженно крикнул: «Привет!!! Это же надо!!! Мы тут с Кристиной сидим, ждём, пока чайник закипит на печке. Вы зашли, и чайник закипел, как специально!!!» Было заметно, что Сергей удивлен: «Это же надо!» «Что?» - спрашиваем. Сергей начал рассказывать: «Мы с Кристиной минут 15-20 назад дрова в лесу для печки собирали. Вдруг слышим: дверь балка сильно хлопнула! Думали Вы пришли, потому что просто так дверь хлопнуть не могла, я её закрыл и проволокой петли замотал. Подходим к балку, а никого нет, дверь закрыта на проволоку. Но послышаться не могло, я чётко слышал удар, дверь обитая железом сильно хлопает. Мы чайник поставили кипятиться… Вы зашли в тот момент, когда чайник закипел». После этого мы рассказали свои приключения. По времени получилось, что, когда Сергей слышал хлопок двери, мы с Игорем гребли на лодке по реке (по показаниям навигатора - по суше). В момент, когда исчезла петля реки. В связи со всеми происшедшими обстоятельствами мы обозначили эти места как «Танопчинский квадрат». Забегая вперед скажу: когда мы уже были в Салехарде и беседовали с Людмилой Фёдоровной Липатовой, то она нас неожиданно спросила: «Вы когда в районе Танопчи были, ничего странного не заметили?» Но к этому времени об этих явлениях с нами около Танопчи… никто не знал. Выяснилось, что в этих местах уже не раз происходили непонятные случаи, местные народы говорят, что там живут духи… Но внятно это не объясняет того, с чем нам пришлось столкнуться: на обратном пути исчезла километровая петля реки и около 600 метров суши. (Игорь Кузнецов).
И смех, и грех
Эта история случилась зимой 2008 года в ХМАО. Работа у мужа специфическая, работают они большей частью зимой со льда, когда лед станет такой толщины что можно многотонные краны загонять и другую технику, и специально лед намораживают толщиной метра 2. Я к тому, что ночью технику на льду остается охранять кто-нибудь из бригады, в вагончике, посреди реки, электричество там есть от дизеля, печка на солярке, в общем жить можно. Так вот остался однажды дежурить друг мужа. Тепло в вагончике, тихо, на улице мороз больше -30 С, на много километров ни души. Поужинал, телик посмотрел, ничего интересного,думает посмотрю двд (условия хорошие телик двд и даже микроволновка в вагончике). Стал копаться среди дисков в бригаде у них есть любители ужастиков, он и увидел какой-то фильм про оборотней, ну волки там, люди, грызня сплошная. Смотрел-смотрел и тут его осенило: я ведь на реке один совсем, по спине холодок прошел нехороший. Но делать нечего - надо участок обойти, технику проверить и запустить трактора, чтобы прогрелись, рано утром смена приедет. Направился к двери и вдруг (люблю это слово) дверь сама отворилась и в вагончик заглядывает морда, не то собачья, не то волчья и смотрит на него... Кричал ли тот мужик в этот момент не знаю - он подробности опустил, но чуть не обо... точно. Конечно, это был не оборотень или вампир, просто лайка, эти наши северные собаки очень похожи на волков - особенно с перепугу. Пара собак забежали за 8 километров с поселка, узнать что интересного, и можно ли чем поживиться в плане объедков, наши мужики часто собак подкармливали тем, что от обедов остается. Вот такая история, друзья после его рассказа просто валялись по полу от смеха, когда утром приехали на работу. Мне немного неудобно рассказывать эту историю без ведома участника событий, но надеюсь, что на этот сайт он не заглянет.
Когда экспедиции не возвращаются...
Зимой 1959 г. группа студентов Уральского политехнического института - восемь парней и одна девушка, все опытные туристы - на лыжах начали восхождение на вершину горы Отортен, на местном наречии называемой «Холат Сяхыл» («Гора Мертвецов»). Вел их Игорь Дятлов, считавшийся крепким профессионалом в своем деле. В назначенный срок группа не вышла на связь. Вскоре бригада спасателей извлекла из-под снега окоченелые трупы погибших. У одних смерть наступила от переохлаждения, другим были нанесены тяжелые травмы: им будто перемололо кости. Кое-кто скончался от разрыва сердца… На лицах покойников застыл испуг… Об этом случае много говорили и писали. В числе прочих версий была и «аномальная». Гору Мертвецов местные жители - манси - почитали священной. На склоне ее они некогда совершали жертвоприношения. На это место был наложен запрет для чужаков. Однако молодые люди осмелились его нарушить, за что ханты-мансийские шаманы их покарали. Трупы даже не показали родственникам - говорили, что у них выколоты глаза, а сами тела изуродованы: шаманы с помощью колдовства якобы ввели туристов в транс, а затем поглумились над «осквернившими» священную землю… На одежде нескольких погибших были найдены следы радиоактивного загрязнения. Может быть, они очутились в зоне ядерных испытаний? Тайна не разгадана и по сей день… Это не единственная трагедия, связанная с Горой Мертвецов. С 1960 по 1961 год здесь погибло еще 9 человек - летчики и члены геологических экспедиций. Кстати, по старинному преданию, гора получила свое название после того, как на склоне ее нашли свою гибель 9 манси (число 9 явно не случайно!) С тех пор шаманы запрещают людям туда ходить… В марте 1966 г. в лощине Хэйчжоу, расположенной в китайской провинции Сычуань (это место более известно как Долина Смерти) пропала в полном составе экспедиция военных картографов… В 1976 г. в той же лощине исчезла часть группы лесных инспекторов. Товарищи видели, как их окутал странный туман, из которого раздавались какие-то непонятные звуки… Академия наук КНР направила в этот район экспедицию, состоящую из спасателей и ученых. Приборы зафиксировали там присутствие ядовитых испарений, выделяемых гниющими деревьями… Но если даже предположить, что люди отравились ядовитым «туманом», то куда же делись их останки? Не сходится… Конечно, далеко не во всех случаях причины исчезновения или гибели можно связывать с вмешательством неких иррациональных сил. Но любители приключений должны знать о подстерегающих их опасностях и соблюдать осторожность, чтобы не повторить печального опыта своих предшественников.
Девочка в лесу
Слышал от соседа по даче следующую историю. Его друг служил в Ханты-Мансийском АО. Кругом тайга на сотни километров и ни одной живой души. Километрах в 150 от части стояли пусковые ракетные установки. И вот посылает туда командир двух солдат что-то отвезти то ли на «Урале», то ли на «ЗиЛе-131» - в общем, на большом военном грузовике. И несколько раз особо подчеркнул (хотя это в любом случае было положено по инструкции): на дороге ни в коем случае не останавливаться, даже если сильно захотелось по нужде. Ребята без приключений отвезли к ракетам нужный груз и поехали обратно. А ночью в тайге понятно, какая видимость, поэтому фары включили на полную мощность. Когда до части оставалось совсем ничего (где-то 10 километров), они видят: впереди по дороге идёт девочка в белом платье. Они в недоумении: откуда в тайге в два часа ночи ходит ребёнок? Но всё же решили подбросить. Подъезжают вплотную к этой девочке, сигналят ей, она обернулась... и на людей посмотрела медвежья морда. Перепуганные солдаты увидели горящие глаза и когтистые лапы «девочки». Cущество было одето в человеческое платье, ходило по-человечески и что-то протяжно заверещало. Солдаты, не помня себя, на всех газах помчали грузовик вперёд. Уж и не помнили, как до части добрались... Вообще, места там странные - говорят, пропадают люди (причём один раз в 80-е годы там пропала чуть ли не экспедиция Академии Наук СССР), постоянно видят НЛО, по тайге разгуливают волосатые «снежные люди» (их неоднократно наблюдали и солдаты, и офицеры) , в таёжном озере или речке видели странных существ и т. д. Видимо, знал командир, о чём говорил, когда особо предупреждал солдат...
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др. - там и проявляется проституция в человеческом обществе
Реальная история из моей жизни
Совсем недавно, 2 января этого года, погиб мой 86-летний прадедушка. Когда я узнала об этом, я очень долго была в депрессии, но старалась не подавать виду, что что-то случилось. Буквально через несколько дней после происшествия мне начали сниться странные сны. В них ко мне приходил прадедушка и предупреждал об опасности, о том, что я тоже скоро могу погибнуть. От таких снов я просыпалась в холодном поту. И, как я успела заметить, я всегда просыпалась в одно и то же время, в 3 часа ночи. Всё это снилось мне на протяжении трёх дней, а потом всё, как будто ничего этого и не было. Но когда мы приехали в Ханты-Мансийск от моей бабушки, стали происходить странные вещи. Так как у меня всё ещё были каникулы, а тренировки были только утром, я была практически весь день дома одна. И когда я была одна, чаще всего я сидела на кухне и смотрела сериалы. И пока я спокойно сидела и никому не мешала, происходили следующие вещи: то чайник сам включится в тот момент, когда в нём нет воды, то газ включится, то кран с горячей водой, холодильник сам откроется, магниты по комнате пролетят… от этого всего мне было очень даже страшно. Один раз, когда я пошла на тренировку, я переходила нерегулируемый пешеходный переход, как всегда остановилась посмотреть направо и налево, машин нет - можно идти. Однако в последний момент, перед тем, как я хотела сделать шаг вперёд, зазвонил телефон. Прадедушка!? Это был номер моего прадедушки! Я взяла телефон и уже было хотела ответить, как вдруг предо мной на всей скорости пронеслась машина, а телефон уже не звонил. Всё это произошло так быстро, что я почти ничего не поняла, я просто была в шоке от одного-единственного размышления, которое не покидает меня и по сей день. Выходит, что прадедушка спас меня? Я до сих пор не знаю, что это было. Возможно, простое совпадение, а возможно, мой прадедушка настолько сильно меня любил, в чём я никогда не сомневалась, что спас меня, будучи мёртвым.
|