Тайга подает знак
Поиски идола сопровождались мистическими событиями По преданию, в хантыйской тайге есть заплывшее бездонной трясиной озеро с лесистым островком посередине. Ветер отрывает от его берегов целые торфяные поля вместе с деревьями и кустами и гоняет их по озеру, меняя его очертания. Отыскать озеро непросто, и дорогу к нему знали немногие. На островке, что в центре озера, якобы и находилось капище богини. Тюменский краевед Аркадий Захаров узнал о нем от ханта родом с таежной реки Конды, Алексея Сургучева. Как потом выяснилось, отец и дядя Алексея были дружны с шаманами, охраняющими кумира. Летом 1979 года Захаров со своим другом Владимиром Романовым и рекомендованным Сургучевым проводником по фамилии Собрин уже плыли по реке Конда на «Казанке» с мотором «Вихрь». К вечеру, по одному ему известным приметам угадывая фарватер, проводник нашел устье впадающей в Конду неширокой речки с крутыми берегами, с завалом из упавших деревьев и сора. По его словам, по ней можно было попасть в большое озеро, а затем по неприметной протоке в другое, где и находился таинственный остров. Как оказалось, завал держался на двух упавших с противоположных сторон реки специально подрубленных деревьях. С помощью топоров пробились сквозь него и снова уткнулись в такую же преграду. Смеркалось, и Собрин сказал, что костер жечь нельзя, а ночевать надо в лодке, так безопаснее. На берегу привязали взятого с собой здоровенного кобеля Бурьку. Ночью мужчин разбудил злобный лай пса. Зарядив ружья, они выстрелили в воздух. Пес, оборвав поводок, исчез в тайге, и его лай замер вдали. Утром проводник пошел по следам Бурьки, но вскоре вернулся мрачный и сказал, что собака пропала, а он дальше не пойдет – тайга дает знак. Посоветовавшись, Аркадий и Владимир решили продвигаться к заветному острову вдвоем. С трудом они преодолевали завалы, работая топорами и меняя в «Вихре» срезанные шпонки и сломанные винты, и к концу дня вновь уткнулись в неодолимый рукотворный завал. На следующее утро мужчины с неимоверным трудом вырвались на простор первого озера, затем нашли протоку во второе, на котором было несколько островков. Направились к ближайшему из них и, проскочив на скорости, глиссируя метров 200, прочно увязли в жидком бездонном сапропеле – черной грязи, слегка прикрытой пленкой воды. Мотор заглох, и они почти сутки метр за метром выбирались из грязи. С трудом, вконец обессиленные, исследователи вернулись к тому месту, где остался Собрин. Проводник тихо сказал, что у Золотой богини три охранителя: водяной, змей и комполен – лесной человек (кстати, очень похожий по описанию на йети), который и не хочет их пускать. Увидев недоверчивые улыбки, Собрин, видимо, пожалел, что проговорился посторонним о таежной тайне. На их предложение пройти к острову на следующий год по большой воде он ответил, что найти в половодье исток речки не так-то просто, да и до весны еще надо дожить. А осенью проводник утонул. Захаров понял, что прикоснулся к какой-то запретной тайне, и больше не делал попыток найти капище великой богини.
Затерянный мир размером с Румынию
Лесной человек по описаниям похож на йети Загадочным кумиром северных народов всегда интересовались также этнографы и историки. Выяснилось, что в треугольнике между Кондой, Иртышом и Обью еще недавно процветала богатая языческая культура. На укромную поляну с кострищем к знаменитой богине собирались многочисленные ее поклонники – ханты и манси – на ежегодный праздник чествования Великой матери, прародительницы обских угров. После шумных шаманских камланий убивали жертвенного оленя, мазали идол живой кровью и приносили богатые дары. А теперь богиня скучает в одиночестве, недоступная непосвященным. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе. По скупым сведениям, полученным от немногих оставшихся в живых и с неохотой вспоминавших прошлое казымских хантов, чей род по преданию отвечал за сохранность божества, в 1933 году НКВД арестовал шамана и узнал у него путь к языческому капищу. Защищая свою святыню, ханты убили четырех чекистов, а шаманы в который уже раз унесли и спрятали своего кумира в неведомом святилище где-то в верховьях реки Казым, среди болотных топей. Карательная акция властей была жестокой. Почти все мужчины рода были убиты, а их оружие конфисковано. Охотиться было не с чем и некому, и почти все дети, старики и женщины за зиму вымерли от голода. У хантов и манси до сих пор сохранился тщательно скрываемый от посторонних культ почитания Сорни най. По слухам, сейчас Великая мать находится на Таймыре, на плато Путорана – в загадочном месте даже в настоящее время. Там, на труднодоступной территории затерянного мира размером с Румынию, на метеостанции у озера Агата постоянно живут восемь человек. Шаманы надежно спрятали кумира своего народа.
Дети могут видеть многое
Когда Виталику было 6 лет, он с родителями и младшей сестричкой пошел на новоселие близких его семьи. Эта семья (многодетная), получила пятикомнатную квартиру в новом доме. Все эти события разворачивались еще тогда совсем молодом городе Нижневартовске. Там одни болота и дома строят на сваях. И, когда родители пошли осматривать другие комнаты, он остался один в зале. Комната была большая, светлая, из мебели пока только там стоял старенький диван, ремонт был только начальный, еще не доведенный до ума. Диван стоял у стены не вплотную, а между ним и стеной было приличное расстояние и ребенок запросто мог туда пройти. Он подошел туда, а за диваном он увидел Старуху, бабулька, маленького роста, скгорбленная, нос заостренный, как у птицы, с присущими кавказкими чертами лица, она была не страшная на вид, единственное, что могло оттолкнуть - это то, что у нее были длинные неухоженные ногти, кривые скрученные пальцы, и ногти она в этот момент красила красным лаком. Виталик не закричал, а подошел к ней, она взяла его руку и накрасила ему один ноготь. В глазах мальчика все поплыло, он оказался на улице, в незнакомом месте. Все в серых тонах и никого вокруг. Ему стало страшно он начал звать – «эй, кто-нибудь здесь есть?», он побежал в конец улицы, а там глубокая пропасть и темнота, он побежал обратно, вокруг заброшенные дома, он начал опять звать людей, а ему ответил женский голос из мрака, что тут никого нет и вдруг.... он увидел избушку в которой в окошке слабо горел свет и помчался туда, открыл дверь, а там.... всего лишь догорала свеча и никого. Он закрыл глаза и открыл, очнулся в той же квартире за тем же диваном, побежал к родителям, все рассказал, а они засмеялись только... ему уже 26 и он до сих пор это четко помнит. Я еще в следущий раз напишу и о своих странных наблюдениях в своей жизни.
Странная тень
Случайно наткнулся на ваш сайт, почитал и... решил рассказать свою случившуюся со мной историю 8 лет назад. Живу я в Нижневартовске, в старом деревянном доме - 2 этажа, по 4 квартиры на этаже. Живу в самой первой. Это случилось осенью, в ноябре 2002 года, только что прибыл из армии, отслужив в войсках специального назначения. Приехал домой, не предупредив ни кого из своих родственников. И получилось так, что я приехал домой в тот период, когда родители уехали к маминой маме в Омск. Сюрприза не получилось сделать. Пришлось лезть в форточку домой - ключей то не было. Влез в квартиру, прошелся по ней - пустота, только кот Феликс один дома ( как после узнал, кота тетка приходила раз в 2 дня кормить, она то и сказала, что родители в отпуск уехали ). Порылся в холодильнике, что то нашел, поел. Решил никуда в этот вечер не идти, а на завтра встретиться со всеми друзьями, девушкой и родственниками. Лег спать рано, в 22 часа где-то. Уснул очень быстро и незаметно. Проснулся также быстро от непонятного ощущения присутствия кого то еще, кроме меня в комнате (комната очень маленькая где то 5 х 3,5, сразу опишу ее - в ней стояли диван, шкаф и тумбочка с музыкальным центром на ней, ковер на стене и стул из кухни, всё, больше ничего нет), в темноте не вижу ничего, но чувствую, что кто-то приближается медленно откуда-то со стороны шкафа. Стало как то не по себе, но крикнуть что-либо не могу - как будто язык отрезали. Ощущение приближения нарастало с каждой секундой, я весь сжался как пружина, вот-вот сорвусь. Чувствую, что это стоит возле дивана, прямо возле меня. Все! Разжался! Резко взлетел с дивана к выключателю света - включаю... Свет загорается на мгновение, боковым зрением вижу силуэт мужчины, примерно 170см ростом, очень худого...именно силуэт, ни лица, ни одежды, ничего не видно - как будто тень от стены, и этот мужчина рукой разбивает люстру - свет гаснет. Я выскакиваю в кухню (кухня смежна с комнатой и имеет общий дверной проем) с мыслью, что к нам забрался вор через окно (на первом же этаже живу), включаю свет в кухне хватаю молоток для отбивки мяса и с криком «выходи, я тебя видел!» захожу в комнату, ногой откидываю люстру на полу, отпинываю кота, нюхающего осколки стекла - но тишина, ни звука. Я распахиваю шкаф, свет из кухни немного освещает его - никого, только вещи. И тут замечаю, что окно то целое, а форточка через которую мог влезть вор закрыта (я помню как сам закрывал ее перед сном, чтобы не продуло ночью). У меня все похолодело, немедленно выхожу из комнаты и включаю везде свет и телевизор в зале, сижу в зале и не могу понять, что это вообще было..так и просидел до утра. Утром вошел в комнату, убрал осколки, выкинул люстру, вкрутил в оставшийся целым патрон новую лампу и пошел к родственникам (попросил посидеть соседа дома тк ключей закрыть дверь не было), от них узнал, что родители уехали в Омск, занял у тетки денег, вернулся с ключами забрал кошака и уехал в Омск в этот же вечер. Приехали всей семьей через неделю, естественно никому ничего не рассказывал. Больше подобного в этой квартире ничего не было, за исключением одной истории, которую расскажу в следующий раз. Сейчас я опять живу в этой квартире, сплю в этой же комнате и пишу сейчас из нее. И тот случай восьмилетней давности вспоминаю уже с сомнением, а может и не было всего этого - ведь иногда лампы сами по себе взрываются, падают люстры, а мы себе накручиваем в головах о чем то сверхъестественном...
Приходили за душой
«Взяв отпуск, я поехал к родственникам в гости. Они живут в другом городе, в большом доме на седьмом этаже. А внизу, на шестом этаже, под их квартирой, третьи сутки лежал покойник. Впоследствии я узнал, что покойник лежал прямо под моей комнатой. Я махнул рукой - все мы там будем. Утром я проснулся, сел на кровати, закурил, стал планировать наступающий день. Погасил сигарету, хотел встать, и тут как под гипнозом, автоматически, ложусь в постель, принимаю позу покойника - ноги вытянуты, руки скрещены на груди. Глаза у меня были открыты, зрение стало как бы объемным: не поворачивая головы, вижу все четко и слева, и справа. Я думал, что сошел с ума. В квартире мертвая тишина, хотя до этого слышен был шум, возня на кухне, телевизор работал. Не могу шевельнуть ни рукой, ни ногой - как парализовало! И тут вижу, как в дверном проеме стали появляться люди - высокие, в белых одеяниях наподобие тех, что носят в Индии. Они заходили в комнату и как бы растекались плавно вдоль стен. Мне было жутко, страшно! Люди встали у стен, лица у них были прозрачно-белые. В дверном проеме появились еще двое со строгими суровыми лицами. Я понял, что это у них как бы старшие. Они не разжимали губ, но я понял, что они хотели сказать: «Это не он, вы ошиблись». Они повернулись и ушли, за ними остальные. Как только исчезла спина последнего, силы ко мне возвратились. Я вскочил с постели, надеясь их увидеть. Но никого уже не было. Работал телевизор, слышались разговоры в квартире. Я спросил у близких - нет, никого не видели, с утра дверь в квартиру не открывали, никто не заходил. Позже я зашел в квартиру на шестом этаже. Хозяева собирались в этот день хоронить покойника. Я поведал мулле о том, что со мной произошло. Он сказал: «Это приходили за его душой». Я попросил рассказать об этом поподробнее. Он ответил: «Когда придет твой час, ты все увидишь».
Карлик
Эта история была в 95 году. Зимой, месяц не помню. Рассказывала тетка буквально в этот же день, утром, после событий нижеописанных. Я живу в Нижневартовске. Город нефтяной, 80% нефтяники и сочувствующие им. А было вот что. Значит, приходит тетка и рассказывает со слезами, что с ней ночью было. Дядька уехал на вахту на 15 дней, тетка осталась одна - сын ее, т.е. брат двоюродный мой, непутевый, сидел в тюрьме. День прошел, как обычно - уборка, магазин, готовка еды. К слову упомянуть, живут родственники в 16-тиэтажном доме, на 10 этаже, дому лет 8-10 тогда было, первые жильцы были они. Так вот - день прошел. Она стала готовиться ко сну: ванна и т.п. Началось. Будучи в ванной, она услышала, как на кухне хлопнула дверь, выглянула – никого. «Ну, почудилось, значит», - подумала. Вышла из ванной и увидела пепельницу на столе в кухне, которой не было, ибо она не курит, а только дядька, причем на балконе, т.е. пепельница должна быть там и нигде больше. Удивилась, но не придала особого значения, просто унесла на балкон и все. Легла спать, вот тут самое страшное началось. Засыпая, она перевернулась на бок (спала лицом к стене) и заорала от ужаса - открылась дверь платяного шкафа, из нее вышел какой-то карлик в белой рубашке и галстуке мужа и уверенно шел к кровати! Заорав, этот карлик, видимо, испугался, нырнул под кровать. Она с криком в ночнушке выскочила в подъезд и стала кричать, вышли соседи - все рассказала, что было. Соседка, Ольга, принесла воду, и они с мужем окропили всю квартиру, тетка осталась ждать в подъезде - не могла зайти в квартиру. Окропив все, Ольга и муж рассказали, что действительно под кроватью нашли рубашку и галстук - вытащили и положили в шкаф обратно. Тетка сказала, чтобы они принесли рубашку и галстук и выкинули их в мусоропровод. Ночевала у соседей, а утром, забежав домой, взяв необходимое, приехала к нам и у нас жила до приезда дядьки с вахты. Потом больше ничего не было, вроде. Тогда мне было 14 лет, может быть, что-то не так рассказал, но, примерно. Расспросил бы тетку еще раз, но, к сожалению, она умерла в 2000г. А дядька разбился насмерть, упав с этого же самого балкона в 2009г. - забыл ключи от квартиры и пытался перелезть от соседа по балкону. Но и тут, кстати, мистика, криминалисты сказали, что дядька умер не от падения - у него не было не то, что переломов - но и царапин даже! А умер от остановки сердца - это первое, а второе, что сосед сказал, что дядька кого-то увидел в квартире, испугался и сорвался с балкона. Вот так вот.
Уроды атакуют
Летом 1949 года в поселке в верховьях Малой Сосьвы (Ханты-Мансийский автономный округ) случился сильный пожар. Люди соорудили временные хижины на окраине леса. Туда-то и наведались «уроды» – так их назвали очевидцы. Ночью люди проснулись оттого, что по крышам их хижин кто-то ползал. Один из мужчин, взяв ружье, вышел наружу, и тут ему на плечи спрыгнул «урод». «Уродов» описывали так: похожие на людей твари около метра ростом в темно-коричневой пузырчатой одежде (некоторые очевидцы утверждали, что это кожа), на спине что-то вроде гребня, голова «змеиная». Человек с «уродом» на плечах застыл, выронил ружье. Потом, не делая попыток сбросить с себя тварь, вошел в одну из хижин. Люди, находившиеся в помещении, бросились вон. Те, кто наблюдал из соседних хижин, заметили, как тварь приставила к голове мужчины небольшую металлическую трубку. Было такое впечатление, что она высасывает из человека мозг. Появились еще два или три «урода». Они передвигались довольно быстро и могли высоко подпрыгивать. Люди в ужасе кинулись врассыпную. Тем, кто побежал в лес, не повезло. Там на деревьях сидело не меньше десятка «уродов». Они спрыгивали на людей и, вцепившись в них, вставляли им в головы трубки. Спаслись те, кто побежал к реке или к обгоревшим развалинам поселка. Оттуда они видели, как люди с тварями на спинах бродят возле опустевших хижин. Некоторые из «носильщиков», не выдержав тяжести «уродов», опустились на четвереньки или вовсе легли на землю. Никто не пытался сбросить их с себя. Спрятавшиеся ожидали, что «уроды» доберутся и до них. Но неожиданно за деревьями показалось оранжевое свечение, как будто там низко над землей пролетел большой огненный шар. «Уроды», оставив людей, метнулись в ту сторону и скрылись из виду. Люди еще какое-то время не решались выйти из укрытий, а потом подошли к тем, на чьих плечах побывали странные существа. Пострадавшие были живы, но не понимали, что случилось. Они жили, не проявляя признаков какой-либо болезни, еще около десяти часов. А потом один за другим стали умирать. Последующее вскрытие показало, что их мозг превратился в желеобразную массу. Отверстий на голове не было, но у всех в области затылка или висков имелась трещина. Таинственных «уродов» не нашли. Собаки отказывались брать их след. Странная тварь, по описанию похожая на «уродов» с Малой Сосьвы, появилась два дня спустя, вечером, во дворе дома близ поселка Сергино, что почти в 120 километрах от места вышеописанных событий. Хозяйке дома сначала показалось, что она видит собаку. Но когда существо встало на задние лапы и прыгнуло в большую пустую бочку, женщина решила, что это обезьяна. Она не растерялась и выгнала «обезьяну» из бочки. Существо забежало в дом, наделав там переполох. Подобных тварей здесь никогда не видели. Размером она была с небольшую собаку, передвигалась на четвереньках, чаще прыжками, но могла ходить и на задних конечностях, как человек. При этом рост ее не превышал метра. Голова безволосая, тело покрыто бородавками, на спине просматривался двойной горб. В доме тварь забилась под кровать. Ее выгнали оттуда, и она скрылась на чердаке. Поднялись туда, но с чердака она куда-то исчезла… Хозяйка проснулась среди ночи от странного шороха. Прошла в комнату, где спал брат, и обнаружила, что тварь сидит у него на груди. Брат лежал с открытыми глазами, но почему-то не шевелился. По словам женщины, языком, похожим на трубку, тварь касалась головы лежащего. Женщина стала кидать в «нечистого» все, что попалось под руку, гоняла его палкой. В конце концов тварь выскочила в окно и скрылась. Больше ее не видели. Этот случай описан в рапорте участкового милиционера. Предположений о том, что это было за существо, не высказывалось. Любопытно, что собаки, жившие во дворе дома, удрали вечером незадолго до появления твари и вернулись только под утро. У брата хозяйки в верхней части лба появилось квадратное пятно, похожее на ожог. С тех пор у него стала болеть голова. Через год он умер. Ему было немногим больше тридцати лет.
Сверхъестественные существа. Менквы
Среди сверхъестественных существ, встречающихся в мифах и сказаниях хантов и манси, выделяется ещё одна совершенно особая группа духов, которую исследователи религиозных воззрений обских угров обозначают по-разному. К. Ф. Карьялайнен называет их «демонами», а А. Канисто – «социальными сверхъестественными существами». Это менквы, менгке (у восточных хантов – Сэвэс, Сэвс-ики). Что касается самого названия, то слово менкв считается заимствованным из иранских языков в период с III в до н. э. по VI-VII вв. н. э. Менквы – это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается, они живут до сих пор. Их эпоха называется менквенг-торум – «менквов эпоха» (манс.). Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заострённые головы, которых может быть больше одной (до семи), железное тело, длинные ногти. Менквы живут в лесу, имеют семьи, охотятся, ходят только пешком. В мансийском фольклоре менквы часто рисуются людоедами. По представлениям сосьвинских манси, у менквов существуют своего рода общины со старшиной и десятником, они платят налоги Мир-сусне-хуму. Менквы – большие и сильные, но глупые и неумелые, это тип «глупых чертей». По другим версиям, менквы – это погибшие в лесу люди. У манси менквы тесно связаны с медведем. Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь. Выступая в высоких масках из конских хвостов, они громко кричат и хохочут. Во время фратриальных церемоний они играют важную роль: несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии. Кроме менквов, у северных обских угров встречаются рассказы о существах миш (Хант.), мис (манс.). Иногда их считают детьми менквов, или просто называют лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, охотятся на зверей, имеющих особые признаки, при охоте собакой им служит медведь или соболь с шёлковым шнурком на шее. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Они способны подарить охотнику охотничье счастье. Много рассказывают о лесных людоедах менквах, которые имеют человеческий облик, только головы у них заострены (иногда они имеют много голов). Они сильные и злые, но глупые. Считается, что в менквов могут превращаться погибшие в лесу люди. Сами менквы считаются родичами людей Пор. По другим мифам, менквы - это первые неудавшиеся люди: они были спущены с неба в море, но выбрались на берег. Как первобытные великаны в мифах других народов, они повсюду оставляли следы: лиственничные рощи - оставленные ими посохи, их тропы стали руслами рек. Однажды Тайт-котл-Торум сразился с менквом и поразил его стрелой: от крика раненого чудовища разверзлась земля и потекла река. Менквам посвящены святилища, где стоят их остроголовые деревянные идолы. Им не приносили кровавых жертв, но угощали чаем и спиртным. Но и менквы помогают любимому герою обско-угорских сказок Эква-пырищу. Во время первой охоты трехголовый, пятиголовый и семиголовый менквы впряглись в его нарты, а пока он разогревал для них воду, добыли столько пушнины, что герой с бабкой могли всю жизнь жить безбедно.
Горы, где водятся менквы
древнее предание манси из книги И.Гемцева и А.Сагалаева о религии этого народа: «Это было, когда земля установилась. Людей еще не было в те времена. Эти менквы с неба в море были спущены. Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались. Где они ночевали, в тех местах заметки есть. Выше Березова и ниже Шайтанки на высоком берегу останавливались. Там деревья стоят. У Люликар, ниже Игрима, там тоже яр на левом берегу. Там семь лиственниц стоят - это их посохи оставлены. В устье Ляпина ночевали на левом берегу. Потом ниже Ломбовожа берег есть: мэнкэт рощ (песок менквов). Потом по Малому Кемпажу свернули. Как шли, так и река пошла. Малый Кемпаж - это и есть их дорога. Прямо из Мунгеса свернули туда. И по Кемпажу поднялись туда, где сейчас живут». Где сейчас живут... Найду ли я следы таинственных менквов или хотя бы услышу о них? ...За очередным поворотом протоки показались шалаши. Покосы. После обильного весеннего паводка - на лугах буйство трав. Герасим, выбрав сеть, занялся разделкой рыбы, спросив: «Нярху едите?» Услышав в ответ - «да», сразу к нам расположился. Нярха - традиционная хантыйская пища из сырой рыбы. Малосольная пятиминутка. За едой завязался разговор. Немало интересного знают эти люди, но совершенно напрасна попытка выведать у них что-то. Расскажут ровно столько, насколько вы внушаете доверие. Постепенно разговор вошел в нужное мне русло. Что самое удивительное, здесь, как и на Памиро-Алае, истории о ликом человеке чередовались с наблюдениями «огненных сфер». При этом чаще всего информаторы указывали именно на район Софьиных гор. Вот, например, что произошло в 1937 году. Тогда убили дикого человека за то, что он «повадился воровать оленя». По этому поводу «приезжали люди из центра», но ко времени их приезда от трупа остались лишь клочья шерсти. С Герасимом и вовсе фантастическая история приключилась. Недалеко от того места, где мы сейчас находились, в 1987 году, он с товарищем перегонял лодки. Шел первым, вторая лодка - на буксире. Неожиданно заметили справа по ходу вынырнувшую из воды голову «с одним большим глазом». Герасим схватил ружье, бывшее под рукой: - Хочу прицелиться, а не могу. Так и стрелял несколько раз, не глядя. А она, голова, выплывает то с одной стороны, то с другой. - Попал? - Нет, наверное. На следующий день шли вверх по Лесмиегану. На ходу узнал от Георгия, что скоро будем проходить культовое место хантов - «святой стул». Смеркалось, когда мы ступили на песчаную отмель. Немного поплутав в прибрежном лесу, услышали возглас Георгия. Подошли. Что собой представляет этот «стул»? Из обкатанных камней размером с кулак и более (возили их, видимо, издалека, так как тут одна глина, изредка - песок) выложено нечто вроде каменного барьера, полукругом. В основании небольшая плита - ложе «стула». Высота сооружения немногим более метра. Каким целям служил «святой стул» - выяснить не удалось. Рядом с ним на кустах и сучках деревьев сохранились лоскутки материи, кое-какие ветви закольцованы: так обычно метят особые места. Несмотря на сумерки, я обнаружил невдалеке несколько уже поросших елями прямоугольных углублений в земле с едва намеченными траншейками-входами. Значит, несколько десятилетий назад (судя по диаметру елей) это место было обитаемо? Подтверждение догадки я услышал позже в Ямгорте: таежные реки в прошлом были более обжиты, чем сегодня. Люди просто не могли тогда селиться так кучно, как сейчас. Сегодня промысловик, охотник или рыбак, имея моторную лодку, за полчаса добирается до далекого угодья. Следующий день показал нам, что значит вычерпывать реку ведром. Моторки дальше не шли. А мы на своей резиновой лодке еле ползли сквозь заросли ивняка. Иногда срезали излучины посуху, но это было ненамного легче - всюду дебри. На перекурах сверяли пятикилометровки и с ужасом осознавали, что за двое суток напрямую прошли около 7-8 километров! Да и дымок все чаще накатывал - горело где-то недалеко. Труднее всего приходилось моим спутникам, братьям Мазеевым. К концу второго дня я понял, что наш коллектив распадется раньше, чем было задумано. Спутники молчали... Гул моторной лодки положил конец неопределенности. Значит, начался долгожданный подъем воды в реке. Моторка пристала к берегу. Из нее вышли двое, сели к костру. Старший - Герман Вокуев - охотник-промысловик, имеет в верховьях Лесмиегана угодья. Младший - его племянник Саша. Оба из Овгорта. Герман не скрывал, что посещение своих избушек в столь несезонное время связано с нашей группой и, отчасти, с пожарами. Одним словом, здоровое чувство собственника в эпоху массового туризма. Избушки грабят безбожно, понять хозяина легко. Взвесив все обстоятельства, а именно: то, что время отпуска у братьев на исходе; усталость их - и физическую, и психологическую, я предложил расстаться. Предложение было принято с достоинством. Я пересел в лодку к Герману, и мы помчались вверх. Он согласился забросить меня к самому верховью Лесмиегана, но при этом не переставал отговаривать от безумной, с его точки зрения, затеи - идти одному на Софьины горы, на Кемпаж: «Ты даже не представляешь - какие там нюрмы! Уйдешь в сойм, и никто тебя искать не будет!» Поясню термины. Нюрм, или нюр, - по-русски болото. Когда мчишься на лодке и созерцаешь стройные ряды сосен и елей по берегам, с трудом верится, что это лишь «витрина» тайги, за которой или непролазный бурелом, или непроходимое болото. Сойм - ручей. Но, применительно к превратностям пути, имеется в виду опасная часть ручья, возле устья. Почва глинистая, даже небольшой ручеек прорезает приличной глубины узкую канаву, которая совершенно незаметна из-за разнотравья. Один неосторожный шаг с тяжелым рюкзаком -и можно «уйти в сойм». Так что искать действительно никто не будет. Или будут, но слишком поздно. По всему было видно, что Герман отлично знает фарватер. Камней тут почти нет, но всегда остается шанс налететь на корягу и остаться без винта... Прошли устье Артемванью, правого притока Лесмиегана. Излучины реки стали более крутыми и частыми. Сама она сузилась, скорость течения намного возросла. С каждым поворотом решимость моя таяла, и когда лодка, вспугнув лосиху с лосенком, уткнулась в глину берега, от нее, решимости, ничего не осталось. Я посмотрел на 55 килограммов груза, потом на удрученного Германа, походившего в этот момент на человека, который «видел его последним» (то есть меня) и... решил маршрут начать с Овгорта, Да, заново. С нуля. Иначе, подумал я, неудача все равно не отцепится. Оказавшись в Овгорте перед новой попыткой попасть на Софьины горы, я решил поподробнее расспросить о них местных жителей. Изучая карту, я был озадачен романтичностью и таинственностью названия этой небольшой возвышенности на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с максимальной отметкой 213 метров. Водораздел сразу нескольких рек: Лесмиегана, Несьегана и Кемпажа. Гидрография этого узла похожа на лабиринт. (Забегая вперед, скажу, что распутать его мне так и не удалось.) Но главное - я уже говорил - что меня притягивало: по преданию, там, на Софьиных горах, живут менквы. И речка Малый Кемпаж - их дорога... Мне легче контактировать с зырянами. При расспросах хантов невольно вторгаешься в ту область, которая, по крайней мере, для их дедов, а для чужих закрытой. Трудно балансировать на границе, где, с одной стороны, самолеты, банки, радио и так далее, а с другой - одухотворенный, во многом неведомый мир, где даже умершие не сразу покидают родных, а продолжают жить с ними несколько лет, воплотившись в небольшие фигурки-иттермы. Не в этом ли сосуществовании двух миров скрыта причина болезненного вживания северных народов в сегодняшнюю действительность? Событием стало знакомство с Анной Вальгамовой. С ее дочерью Светланой я познакомился в местном музее, разговорившись о хантыйском медвежьем празднике. Она пригласила меня домой. Про Анну и раньше многие говорили мне как про знатока именно тех мест, куда я стремился. Каково же было мое удивление, когда, войдя, я узнал в хозяйке одну из пассажирок теплохода! Она с внучкой возвращалась из Мужей, обе были в живописных национальных нарядах... После взаимных приветствий меня пригласили к столу. - Где твои люди? - спросила Анна. И, выслушав объяснение, заметила: - Нельзя на Кемпаж ходить одному. Плохое место, сакральное место. Надо сказать, что большого противоречия в ее словах нет. Для человека неподготовленного эзотерическое познание может иметь плохие последствия, для сведущего - опыт благоприятен. - А чем оно плохое? - Там живут менквы. Когда мои дочери были маленькие, мы вместе с покойным мужем пасли там оленей. Очень часто слышали по ночам крики, свист. Очень страшно бывало. Жить там нельзя. - Давно ли там перестали пасти оленей? - Больше двадцати лет. Тропы все заросли. - А менква видел кто-нибудь или только слышали? - Видели не раз. Муж на Ворге встречал его. Олени чуют раньше и отказываются идти. Смотреть на него невыносимо. А тридцать лет назад недалеко отсюда на Несьегане был случай. Есть место, Патыкорт-соим называется. Там у нас чумы стояли. Однажды осенним вечером мужа менкв схватил. Держал долго силой. Иван говорил ему, мол, отпусти, у меня семья, дети. Отпустил. Но ушел не сразу. Отошел метров на десять, постоял, посмотрел. Муж говорил, что смотрел на него через силу. Лицо покрыто волосами, даже глаз не видно... До этого случая он по ночам тревожил оленей. Поговорили и про Софьины горы. Анна сказала: охотники туда не ходят, а куда ты идешь один? Такой молодой, наверно, мать есть... Не надо знать! Что ответить? Я сам себе и кнут, и погонщик. («Вокруг Света»).
Божества народов ханты и манси
По представлениям ханты весь мир делится на три части: Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный) миры. Небесным миром правит верховный бог Нум-Торум (сын создавшего мир: Курс-Торума); подземным - его брат Куль; в среднем мире живет множество разных богов и духов - сыновей и дочерей, а также других родственников Нум-Торума, например Най-ими - богиня огня, Тылащ-ими - месяц, Мув-анки - мать-земля, Янь-щут-ики - хозяин воды и др. Нум-Торум - верховное божество, владыка неба, податель дневного света, охранитель морали и правопорядка. Он достал из нижнего мира солнце и луну. В сказках его не всегда называют по имени, а употребляют эпитеты Большой бог, Великий бог, Светлый бог, Золотой свет, Верхний мир и т. д. Часто Нуми-Торум изображается как величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущий на «седьмом небе» в огромном светлом доме, полном богатств. Так, в сказке «Ими хили» он живет в золотом доме, ставит на стол гостю «золотую» еду. В его доме хранятся сосуды с живой и мертвой водой и с водой для наводнений. Нуми-Торум из своего дома наблюдает за землей через отверстие в небосводе. Во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце. В сказках он часто предстает как небесный отец, седовласый и седобородый старик, дающий герою сказки добрые советы и помощь. Пай-Ими - богиня огня. Представляется в виде семиязычной женщины в красном платье; во многих мифах требует возмездия за нарушение традиционных запретов, связанных с огнем. С огнём обращались почтительно и заботливо, ему приносили жертвы. С помощью огня угадывали будущее, на огне клялись, огнем или дымом отпугивали злых духов. Йинк-ики - водяной царь, дающий людям рыбу. Он обитает в устье Оби на территории ненцев. Под водой у него есть город, в котором он живет со всей своей семьей. Именно он посылает людям в назначенное время рыбу. В сказке «Младшая дочь Солнца» его образ несколько трансформируется, и он предстаёт перед нами как Мужчина с Длинной Шеей, во власти которого находятся воды рек и озёр. Ими Хили - сын Нум-Торума, властелин людей. В одноимённой сказке о нём прямо говорится: «Ими хили и сейчас над нами хозяин». Часто его называют и другими именами: сын золотого света, сынок женщины, бабушкин внук. Он младший сын Нум - Торума и часто отправляется в путешествия, во время которых с ним происходят разные приключения: он борется с Мэнками и побеждает их благодаря своей хитрости и изворотливости; он совершает разнообразные подвиги, чтобы жениться на царской дочери. Ими хили - покровиитель и защитник людей, он приходит на помощь в трудную минуту и восстанавливает справедливость. Это он обучил их промыслам и дал им важные знания и необходимые навыки. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные растения и животных, велел птицам прилетать летом на Север. Мэнки - это первые люди, неудачно созданные Нум-торумом из лиственницы и убежавшие в лес. Считается, что они живут там и до сих пор. то великаны, похожие на людей, но у них заострённые головы, которых может быть от одной до семи, густые брови, железное тело, длинные когти. Тела их неуязвимы; слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил; победить такого великана можно только хитростью. Часто мэнки описываются как людоеды и оборотни. Они большие и сильные, но глупые и неумелые. Мощ и Пур - это названия двух родов (фратрий) у обских угров. Согласно мифу, первая женщина фратрии Пур была рождена медведицей, съевшей растение порых. Древние люди Пур в сказках иногда изображаются жестокими людоедами (в отличие от Мощ) и часто отождествляются с Мэнками. Предками Мощ считались добрые духи Миш. Их священные животные - гусь, лягушка, лошадь. Исследователи предполагают, что деление на фратрии отражает происхождение обских угров: фратрия Пур восходит к местному племени таёжных охотников, а Мощ - к пришельцам с юга, коневодам. Согласно другим преданиям, фратрии Пур и Мощ восходят к двум группам древних богатырей, одни из которых питались варёным, другие - сырым мясом. У каждой фратрии был собственный центр: у Пур - Вежакоры, у Мощ - Белогорье. Существовал запрет на заключение брака внутри одной и той же фратрии. Мужчина Мощ мог жениться только на женщине Пур, и наоборот. В сказках представители этих родов (чаще всего женщины) - соперничают и даже враждуют между собой. В таком виде фратрии представлены у манси и северных ханты. У восточных ханты зафиксированы три фратрии - Бобра, Лося, Медведя. Кроме всеобщих богов, у народа ханты имеется также большое количество местных богов, которых также глубоко почитают и которым поклоняются. Так, в сказках встречаются Вут-ими и бог Пашит. Вонт утат - лесные духи. По представлениям ханты леса и реки населены разнообразными духами, которые не всегда доброжелательны по отношению к человеку (Кар-ики, Кар-ими). В сказках о них говорится иносказательно, прямо они не всегда называются, потому что упоминать про них опасно: ведь считалось, что они могут услышать и навредить человеку.
Местные духи хантов и манси
Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров. При это поражает число этих духов, сложная картина их взаимоотношений. Кроме всеобщих духов, к которым относятся Нум-Торум, Калтась и другие вышеперечисленные «универсальные» божества, у хантов и манси были широко распространены представления об особых сверхъестественных божествах, обитающих на определённой территории или оказывающие влияние на ту или иную социальную группу. Эти духи в трудах учёных получили наименование «местных» или «родовых». Эти духи живут везде, где поселился или охотится человек. Основная обязанность местных или родовых духов – помощь в добыче пропитания. При этом у духов есть «специализация», то есть одни дают главным образом дичь, другие охраняют оленьи стада. Они обеспечивают также счастье и благополучие. Отношение к духу у хантов и манси является «дачеобменным». Человек считает себя вправе наказать его, если дух недостаточно усердно исполняет просьбы. Чтобы умилостивить духа, к нему следует относиться соответственно: приносить подарки, не называть обидными словами, не осквернять местожительство духа. «Дух добр, милостив и готов помочь, пока человек ведёт себя правильно по отношению к ему. Разгневанного духа нужно умилостивить, восстановить прежние добрые отношения, ибо без помощи духа, а особенно при его немилости жизнь становится для человека задачей, превосходящей его силы». Особенностью мифологической системы обских угров является то, что местные духи считаются у них духами-предками, богатырями древних времён. Герой-богатырь обозначается в фольклоре словами матур, урт (хант.), отыр (манс.), а богатырши – най (манс.) Кроме того, в их имена включаются термины хой, ики (хант.), хум, ойка (манс.) в значении «мужчина, старик» или лунк, тонх (хант.), тов (манс.) в значении «дух», реже торум (манс.) «бог». Героиня, ставшая духом, называется ими (хант.), эква (манс.) «женщина, старуха, хозяйка». К наиболее значительным духам этой категории относятся «дети» Торума. В мифах и фольклоре действуют семь сыновей Торума и одна дочь. Дети были спущены Торумом на землю для управления делами людей, и некоторые из них стали местными духами-покровителями. У хантов называются следующие дети Торума: Кон-ики «Господин старик», Ягун-ики «Юганский старик», Ас-ики «Обской старик», Вой-ики «Звериный хозяин-старик» и Лар-ики «Низины старик». У северных манси имена семи сыновей Торума (по старшинству): Полум-Торум «Пелымский Торум», Ас-ях-Торум «Обского народа Торум», Нёр-ойка «Урала старик», Аут-отыр «Реки Аут богатырь», Ай-Ас-Торум «Малой Оби старик», Тахткотль-Торум «Середины Сосьвы Торум» и младший Мир-сусне-хум «За миром наблюдающий человек». Следующее поколение выдающихся духов-предков – это дети первых богатырей либо пришельцы из других мест, а также те, кто при жизни совершил поступки, значимые для социальной группы, имел большое потомство и т.д. к ним относят исторических (квазиисторических) богатырей, живших в городках, остатки которых сохранялись до недавнего времени. Если названные выше мансийские богатыри первого поколения были спущены с неба, то у хантов богатыри стали почитаемыми духами после того, как были взяты богом на небо. В мифах и фольклоре герои-духи фигурируют в разных жанрах: богатыри высокого ранга (сыновья бога) – в мифах, а герои земного происхождения – в преданиях. Обычно в конце повествования герой превращается в духа и поселяется в своём «священном городке».
|