Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » ПРИВИДЕНИЯ

    Духи, демоны и привидения в республике Бурятия. 3


    Энергетика «Кругобайкалки»

    Кругобайкальская железная дорога является памятником строительства начала XX века, недавно стала объектом туризма.  Прорытая в скалах, окружающих южную оконечность Байкала, она уникальна по своей арихитектуре и трудности постройки всех своих 39 тоннелей. Иногда, по рассказм очевидцев, в этих заброшенных тоннелях можно встретить призраки. И даже днем становится не по себе рядом с тоннелями.

    Скорей всего и здесь проявился феномен одухотворения неживых объектов людской энергетикой. Тоннели Кругобайкальской железной дороги строили многие люди, причем разных национальностей, много было специалистов из Италии. Труд рабочих и инженеров, мысли и чувста людей могли каким-то образом впитаться в скалы. Горные породы, сквозь которые прокладывался железнодорожный путь - составная часть строившегося тогда Трансиба - очень древние. 

    Возраст тех камней - такой же, как и самого Байкала. А возраст Байкала, как известно, 22 миллиона лет. Некоторые горные породы способны записывать в своей структуре внешную информацию и при определенных условиях могут ее воспроизвести. Из-за строительства тоннелей обнажены горные породы, которым много миллионов лет, что повышает энергетику места. 

    Так что энергетика в том районе Байкала повышена еще с доисторических времен. Поисковики – «аномальщики», побывавшие в тоннелях, говорили, что в них ощущается особая энергетика, а смельчаки с наступлением сумерек могут увидеть там  фигуры людей в одежде начала прошлого века. Нередко к тоннелям «Кругобайкалки» приезжают художники - они находят там свое творческое вдохновение. И даже картины, написанные около тех мест, несут радость, повышают самочувствие людей.

    Неутомимым исследователем истории строительства Кругобайкальской железной дороги был Михаил Димов. Этот энтузиаст собрал огромный материал по теме строительства дороги. Работая одно время директором турбазы, Димов продолжал собирать сведения о строительстве «Кругобайкалки» в конце XIX - начале XX веков.  В частности, им были собраны уникальные материалы об итальянских специалистах, принимавших участие в строительстве. 

    Но в 1991 году при столкновении поездов краеведа Димова, который находился в тот роковой момент в поезде,  ударила по голове соскочившая металлическая балка. В официальном сообщении утверждалось, что в этом столкновении жертв и разрушений не было. Про единственного пострадавшего - Димова, не  было упомянуто ни слова. Через год от последствий этого удара  Димов умер. 

    Он - посвятивший всего себя делу изучения истории строительства железной дороги вокруг Байкала - сам погиб от неё. Собранный им архив остался невостребованным и позже пропал. Но еще при жизни Димова исчезла глава из его рукописей, посвященная итальянским строителям. Эта глава была отдана на время кому-то из его знакомых, судьба ее так и осталась неизвестной, найдется ли? Очень хотелось бы, чтобы она нашлась. («Пассажир с Гор»).



    «Священная» долина Шумак (Бурятия)

    В самом сердце Восточных Саян, скрытая от глаз людей неприступными горами, раскинулась одна из самых красивых и загадочных равнин Прибайкалья - священная долина Шумак. Сюда приходили буряты для обретения силы, здесь они приносили дары своим богам и просили их о ниспослании здоровья и долголетия. 

    Сегодня это уникальное место стало доступно и рядовым туристам, если у них хватает сил преодолеть горные перевалы, бурные и холодные горные реки, омыться дождями, ниспосланными природой, чтобы смыть грехи и зло; тогда им удается в полной мере насладиться уникальным даром бурятских богов.

    Священная долина Шумак представляет собой небольшую равнину вдоль неширокой горной реки, с двух сторон зажатую пологими склонами гор. На левом берегу реки в 6 км от долины расположены Священные столбы, представляющие собой скалу, один склон которой осыпался и образовал высокие колонны. Буряты называют ее Хуухэйин-хада, что в переводе означает «Гора-ребенок», и считают, что именно в этом величественном месте обитает местное божество Шумака, охраняющее долину и дарующее людям таящие здоровье термальные источники. 

    Многие из посетивших это место в один голос говорят об удивительной атмосфере, царящей возле скалы. Негативные злые мысли уходят из головы сами собой; словно многочисленные поколения бурятов, приходившие почтить это место, смогли сконцентрировать в нем огромный заряд положительной энергии, который действует и по сей день. На другом участке долины Шумак напротив Священных столбов стоят 2 женские головы божков, вырезанные из дерева. По древним бурятским традициям, если повязать на дерево возле священной фигурки ленту и мысленно попросить о желаемом, оно обязательно сбудется. 

    К тому же данное место обладает особой энергией для медитации: мужчины-буряты уверяют, что именно здесь они понимают смысл своей жизни и видят будущее, а женщины приводят сюда своих детей и просят для них здоровья и силы, поэтому территорию около скалы также называют Женской долиной. По легенде, целебные шумакские источники были открыты одним бурятским охотником из племени сойотов. Однажды, охотясь в горах, он подстрелил оленя, но так неудачно, что только ранил его. Олень помчался прочь. Охотник, не желая терять добычу, бросился за ним. В пылу охотничьего азарта он не замечал, как забирался все глубже в горы и дальше от своего поселения. 

    Наконец ему удалось найти подстреленного оленя - тот лежал в грязной луже. Охотник обрадовался, решив, что от потери крови зверь обессилел и представляет теперь легкую добычу, но стоило ему приблизиться к оленю на расстояние нескольких шагов, как зверь поднялся на ноги и, словно и не было ранения, совершенно здоровым ускакал прочь. 

    Пораженный охотник и его племя остались на этот раз без добычи, но обрели более ценное - священную долину Шумак, дарящую здоровье и восстанавливающую силы. В долине Шумак близ горной реки с одноименным названием выходят на поверхность более 100 термальных источников радоновых и минеральных вод различного состава, поэтому в народе она известна под названием Долины 100 источников.

    Места вокруг долины Шумак столь же чудодейственны и овеяны многочисленными бурятскими легендами. Одна из них рассказывает об удивительных свойствах перевалов, ведущих к уникальной долине. Однажды престарелая женщина, у которой болели ноги и спина, решила сходить к целебным источникам, но пошла одна и с непривычки перепутала перевал - направилась к долине по более крутому и сложному в преодолении. Едва осилив гору, она увидела, что взбиралась на нее совершенно напрасно, так как спуска с перевала нет. 

    Неподалеку в стороне она увидела и нужный перевал. Было от чего прийти в отчаяние, но женщина была на редкость бодра: заветная цель достичь источников помогла ей и преодолеть нужную гору, и выйти в Шумакскую долину. Придя к источникам, она с удивлением обнаружила, что ни ноги, ни спина не болят и она чувствует себя полной сил. Как оказалось, даже перевал, ведущий к долине Шумак, обладает целительной силой, которая помогает достичь цели, если только ты идешь с чистыми помыслами и благими намерениями.

    В связи с необходимым переходом через перевал существует и еще одно бурятское народное поверье: священную долину может отыскать только человек, чистый и душой, и телом, поэтому каждый странник на пути к Шумаку проходит обряд очищения либо дождем, либо водами горных рек. Людей, идущих к долине с мыслями о наживе или просто со злостью, горы не пустят к целительным источникам, дорогу преградят либо вспучившиеся от ливней горные реки, либо на перевале их встретит пурга и заставит повернуть назад.

    И только осознав и признав в душе силу горной природы, воздав должной богу долины Шумак, а заодно оставив ему в дар немного сладостей, можно дойти до священной долины и обрести силы и покой. (Шнуровозова Т. В.).





    В Бурятии существует свой перевал Дятлова

    Их было семеро: три девушки, трое юношей и их 41-летняя руководительница группы, мастер спорта по пешеходному туризму. Группа отправилась по назначенному маршруту четвертой категории сложности через Хамар-Дабан. Вернулся только один человек…  «Тайна перевала Дятлова». Фильм с таким названием вышел в прокат на прошлой неделе. Речь в ленте идет об одной из самых загадочных тайн Урала – гибели туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года. Однако не менее страшная история произошла 20 лет назад и в Бурятии, на перевале Хамар-Дабан. В 1993 году в районе пика Ретранслятор (гора Тритранс) погибла практически вся туристическая группа. В живых осталась только одна участница того рокового похода. 

    Это попытка восстановить историю трагических событий на Хамар-Дабане по словам людей, имевших отношение к поискам тургруппы и проводивших расследование ЧП. В ходе работы над материалом корреспонденты были удивлены тем, насколько сходятся детали трагедий.  Однако все версии (удар секретного оружия, туристы сошли с ума, убиты военными, попали под лавину, отравились ядами) носят лишь гипотетический характер. Что случилось на горе Холотчахль, до сих пор не знает никто. Кого заинтересует эта история, может найти в Интернете массу документальных свидетельств, фотографий, художественных версий и научных гипотез. 

    Так что вниманием эта роковая вершина не обделена. А вот о происшествии на Хамар-Дабане, где погибли шесть человек из Петропавловска-Казахского, этого сказать нельзя. В ходе расследования нам пришлось собирать материал буквально по крупицам. К сожалению, о некоторых деталях известно мало. А единственная оставшаяся в живых участница рокового похода, которую нам удалось разыскать через социальные сети, ответа на наши вопросы так и не дала. По всей видимости, ей просто тяжело вспоминать о том, что случилось дождливым августом 1993 года в горах Бурятии. 

    Череда странных смертей 

    В СМИ о трагедии на пике Тритранс сообщали мало. Из местных изданий о ЧП написала только одна из иркутских газет. А вот в Казахстане об этом событии говорили много. Поэтому в части хронологии ЧП будем опираться на их сообщения.  В августе 1993 года на поезде прибыла группа туристов из Петропавловска-Казахского. 

    - Это совершенно голая часть гор, там только камни, трава и ветер, - приводятся на форуме слова Леонида Измайлова, бывшего замначальника Забайкальской региональной поисково-спасательной службы. 

    Несколько дней над горами шел снег с дождем. Выбившись из сил, группа встала на привал. Ниже, на расстоянии четырех километров, проходит кромка леса. Почему же туристы не спустились в лес, до сих пор остается загадкой. 

    - Утром 5 августа они собрались в путь, как вдруг около 11 часов у одного из парней изо рта пошла пена, полилась кровь из ушей. На глазах у всех Александру К-ину стало плохо, и он тут же скоропостижно скончался, - рассказывал Леонид Измайлов. 

    После этого, по словам выжившей Валентины У-ко, в группе начался полный хаос. «Денис начал прятаться за камни и убегать, Татьяна билась головой о камни, Виктория и Тимур, вероятно, свихнулись. Людмила Ивановна скончалась от сердечного приступа» - такие данные были записаны в отчете о поисково-спасательных и транспортировочных работах со слов выжившей девушки. 

    А вот как описывают на форуме происшедшее казахские спортсмены: 

     «Через некоторое время падают сразу две девчонки, начинают кататься, рвать на себе одежду, хвататься за горло, симптомы те же, за ними падает паренек. Остаются девочка и парень, принимают решение оставить самое необходимое в рюкзаках и бегом вниз. Девочка наклонилась над рюкзаком, пока выкладывала, поднимает голову, последний парень с теми же симптомами катается по земле. Девушка побежала вниз. Ночь провела под камнем, на краю с лесной зоной, деревья валило рядом, как спички. Утром поднялась обратно». «Отделившись от группы и не зная, как спасаться, туристы погибали поодиночке от переохлаждения и истощения. Растянулись по склону и умирали один за другим». 

     «Читал я про это несколько лет назад на сайте каком-то... Выдвигалась гипотеза о воздействии инфразвука: сильный ветер, рельеф специфический».  «Я слышал версию об отравлении каким-то газом...».  Увидев погибших, Валентина отправилась на поиски людей. Спасли ее украинские туристы-водники. Они сначала проплыли мимо, но решили вернуться - им показалось подозрительным, что девушка не отвечала на их приветствия. Несколько суток девочка не разговаривала. Трупы сняли практически через месяц, хоронили в цинке - погода, звери и птицы хорошо поработали... 

    Картина была жуткая, вспоминают спасатели. Почти все погибшие были одеты в тонкие трико, при этом трое босиком. Что же происходило на плато? Почему, замерзая, участники похода сняли с себя обувь? Эти вопросы остались без ответов. В Улан-Удэ было произведено вскрытие, которое показало, что все шестеро погибли от переохлаждения. 

    Итак, стоит подвести некоторые итоги. События на «Горе мертвецов» и на пике Тритранс имеют ряд похожих деталей. Но есть и различия.  Группа Коровиной. Время и место ЧП: август 1993 года. Численность: 7 человек. Погибли 6. В живых осталась 1 туристка.  Судя по сообщениям на казахских форумах, группа запаниковала. Причина – внезапная смерть туриста. Тела обнаружены практически в одном месте. На некоторых не было верхней одежды. Каких-либо травм на телах не обнаружено. Официальная версия гибели: туристы замерзли. 

    Версии: Туристы замерзли 

    В августовские дни 1993 года операцией по поиску тел погибших туристов руководит известный в Бурятии спасатель Юрий Голиус. Вот что он рассказал: 

    - Специалисты нашей контрольно-спасательной службы обслуживали альпинистов, пешеходных и лыжных туристов. На учете в Комитете ГО и ЧС стояли все организованные туристские группы, имевшие маршрутный лист и маршрутную книжку. В том числе и группа Людмилы Коровиной, руководившей группой ребят из Казахстана. 

    В 1993 году в стране проходила так называемая «Туриада» – массовые походы в леса и горы. В них участвовала и группа Людмилы Коровиной. Кстати, в тот момент на Хамар-Дабане, но в составе другой группы была ее дочь. Мать и дочь заранее условились встретиться в определенном месте, но вторая группа не успела подойти вовремя. 

    Я был в Кырене, когда мне сообщили, что в Слюдянку туристы-водники доставили девушку из потерявшейся в горах группы. Я встретился с Валей У-ко. Девушка находилась в состоянии шока. Тем не менее я попросил её дать объяснительную. По ее словам, до наступления роковой ночи группа целый день собирала и сушила золотой корень на перевале. Весь день шёл холодный дождь со снегом, дул сильный ветер. Обессилевшие туристы сильно замёрзли и проголодались. 

    О версии того, что случилось в роковое утро 5 августа, было сказано выше. Теперь о том, что произошло дальше. 

    - Девушка взяла спальник и спустилась по склону. Одну ночь она провела в лесу, а на следующее утро поднялась на перевал, закрыла своим мёртвым товарищам глаза. После этого она пошла по хребту, увидела столбы, идущие вниз от находящейся поблизости ретрансляторной вышки, спустилась к реке Снежной и двинулась вниз по течению. Там ее заметили туристы, - рассказывает спасатель. 

    К отряду Юрия Голиуса присоединились специалисты из Читы и Гусиноозерска, в одном из вертолетов был и следователь прокуратуры. Когда подоспела команда из Иркутска, тела туристов были найдены. С момента гибели ребят и их руководителя прошло около месяца. По словам Юрия Голиуса, причиной смерти туристов стало переохлаждение и потеря сил. Неблагоприятное стечение обстоятельств. Ровно через пять лет после трагедии по роковому маршруту в одиночку прошел известный в Бурятии журналист и опытный путешественник Владимир Жаров. 

    - Было много неясного в этом происшествии. Поэтому я решил полностью повторить маршрут казахской группы и на месте разобраться в случившемся, - рассказал «Информ Полису» Владимир Жаров. 

    Свой поход он приурочил к 5-летней дате гибели группы. 

    - Я точно так же прошел вдоль реки Лангутай, через перевал Лангутайские Ворота и вышел к вершине Тритранс, на склоне которой погибла группа, - рассказывает Жаров. 

    Осмотр места ЧП позволил сделать определенные выводы. 

    - Можно говорить о целой цепи трагических обстоятельств. Самое главное, конечно, погода. Август 1993 года был очень дождливым. Позже казахские спортсмены, которые приезжали на место гибели группы, никак не могли поверить – на дворе лето, жара под 30 градусов, а у нас насмерть замерзают люди. Однако так, скорее всего, и было, - говорит Владимир Жаров. 

    Практически все дни, когда группа Коровиной шла по маршруту, лил дождь. 

    - Представьте, день и ночь льет холодный дождь. Одежда и палатки мокрые. Костер разжечь трудно. На Хамар-Дабане и в нормальную погоду это сложно сделать, все вокруг сырое. А тут несколько дней такие дожди! Поэтому ребята к 5 августа были уставшими и замерзшими, - говорит Владимир Жаров. 

    Не спасала от холода и пища, которой хватало лишь на так называемый «внешний обогрев» организма. Был и ряд других причин. Например, многие задавались вопросом: почему группа остановилась на склоне, а не стала подниматься к вершине, где была специальная площадка. Там имелись дрова, место для отдыха. До этой точки нужно было идти всего 30 минут. Но группа остановилась на голом склоне. По мнению Владимира Жарова, причиной могла стать неточность карты. 

    - Это был 1993 год. Карты были не такими точными, как сейчас. Разброс между данными на карте и тем, что было в действительности, составлял 100 метров. А в горах 100 метров это уже очень много, - поясняет журналист. 

    Возможно, что руководитель группы опытная Людмила Коровина просто не сориентировалась в наступающих сумерках. А может, пожалела уставших ребят и остановилась, не доходя до вершины, обдуваемой ветрами. 

    - Утром Людмила Коровина увидела, что выпал снег. Она была опытной путешественницей и сразу поняла, чем это грозит уставшей и замерзшей группе. Тут же отдала указание – немедленно сворачиваться и спускаться вниз, к кромке леса. Ребята так и сделали. Собрали вещи, скатали палатки. И вот тут-то произошла трагедия. У всех на глазах вдруг упал и умер самый старший из ребят студент Александр, - рассказывает Жаров. 

    Это был шок. Умер самый крепкий и старший из парней, тот, кто мог развести костер, нарубить сучья, помочь перенести тяжелые вещи, опора и надежда руководителя Людмилы Коровиной. Нетрудно представить, какие чувства ее могли охватить в тот момент. Ведь она отвечала за жизнь каждого члена юношеской группы. Коровина дает единственно верную команду – всем туристам необходимо немедленно спускаться к лесу. Но сама остается рядом с телом погибшего парня. 

    Что произошло дальше, сейчас выяснить трудно. Группа подростков начала организованный спуск к лесу. Но потом они вдруг вернулись. Почему? Их позвала руководитель группы? Или они сами решили не бросать Людмилу Коровину на заснеженном склоне? Но то, что увидели дети, ввергло их в ужас – руководитель группы умерла. 

    Дальнейшие действия ребят окутаны тайной. На форумах говорят о том, что подростки впали в отчаянье. Самообладание не потеряла только Валентина У-ко, которая попыталась взять управлением группой на себя. Она пробовала успокоить туристов, требовала исполнить последнюю команду Коровиной – идти к лесу. Тащила их за руки, толкала перед собой.  Но, по всей видимости, ее слушаться не стали. Девушка, поняв, что все ее действия бесполезны, ушла к кромке леса в одиночку. Утром она обнаружила, что все остальные члены группы мертвы. Осмотр места ЧП, говорит Владимир Жаров, показал, что причиной гибели стало переохлаждение. В этом он полностью согласен с Юрием Голиусом. 

    - Мистики здесь я не вижу, - сказал путешественник. – Это было неблагоприятное стечение обстоятельств. («Информ Полис»)



    Бурятская мифология

    Злые силы мира представлены несколькими разрядами живых существ, сре­ди которых черная бабушка Маяс Хара, ее 13 сыновей и 7 дочерей, безымянные многоголовые чудовища мангысы и мангадхаи и уже строго персонифицирован­ные силы мрака: Архан Шутхыр, глотающий Солнце, Алха, глотающий Луну. 

    Именно их происками объяснялись в мифах солнечные и лунные затмения. На­водящий ужас Шэрэм Мината, Гал Дулэн (или Нурман) – огненное чудовище с пылающим глазом на макушке, пестрый хищник Ээрэн гурэхан, всасывающий в свою огромную пасть все с расстояния в несколько километров, желтая бешеная собака Ганиг (Гуниг), исполинская змея Абарга, которую обычно подсылают к только что родившемуся положительному герою, чтобы его задушить и др. 

    Однако представители реального животного мира в древних мифах жили близкой к человеку жизнью, часто наделялись человеческими свойствами. Звери и пти­цы обычно помогали человеку, а к совету мудрого ежа Заряа Азарга (Еж могу­чий) прислушивались даже боги. В одном из мифов Эсэгэ Малан тэнгри просит у ежа совета в весьма деликатном семейном деле: его сын все время убегает от невесты и божественный отец не знает, что с ним делать. Еж дал такой совет: надо не сына отвозить к невесте, а невесту – к сыну (Хангалов. 1958. Т. I. С. 327–328). Так бурятский миф объясняет обычай, появление которого связано со сложением патриархальных отношений. Такими же мудрыми советами ежа объясняют бурятские мифы: приучение быков к ярму, лошадей – к седлу и узде. Эти мифы входят в число этиологических (Хангалов. 1958. Т. I. С. 327).

    Силы добра борются с силами зла и побеждают их различными мифически­ми орудиями: задай шулун – небесный камень, убивающий молнией – оружие Хухэрдэй мэргэна, хабай – шерстобитный прутик бабушки Манзан Гурмэ, хэдэргэ – скребок. К ним прибегают в крайнем случае, когда обычные виды ору­жия, такие как стрелы, копья, мечи, уже использованы и не принесли в борьбе с чудовищами желанного результата.

    Бурятская мифология, прошедшая в своём развитии дошаманский и шаманский этапы, в XVIII-XIX вв. была усвоена и подверглась некоторой переработке ламаизмом, завоевавшим к этому времени ведущие позиции в разных областях жизни бурят, особенно забайкальских. Однако эта переработка часто ограничивалась механической заменой шаманских богов и духов именами персонажей ламаистского пантеона, что даёт возможность исследователям реконструировать часть шаманских мифов.

    Шаманские мифы сохранились в большей степени у бурят Прибайкалья (аларских, балаганских, кудинских, верхнеленских и др.), которые фактически продолжали придерживаться шаманства и после принятия в XVII-XVIII вв. православия. Записи мифов этого региона, произведённые фольклористами и этнографами 2-й половины XIX-XX вв. (М. Н. Хангаловым, Г. Н. Потаниным, С. П. Балдаевым), - важнейший источник для изучения бурятской мифологии. 

    Наиболее ранние пласты бурятских мифов восстанавливаются по пронизанным мифологией героическому эпосу (улигеры) и сказкам, записанным и исследованным М. Н. Хангаловым, Ц. Ж. Жамцарано, А. И. Улановым, Н. О. Шаракшиновой. Улигеры («Абай Гесер», «Ирешей эбуген», «Алтан Шагай мерген», «Аламжи мерген», «Алтан гургалдай батор» и др.) оформились, по-видимому, в период позднего средневековья; наибольшее значение имел эпос о Гесере. Мифологический материал содержат также шаманские заклинания, призывания духов; некоторые петроглифы и предметы культа - рисунки на шаманских бубнах, шаманские онгоны, то есть изображения антропоморфных духов, и др.

    К раннему периоду развития бурятской мифологии восходят дуалистические представления о мире. К этому же периоду относится тройственное членение пространства (верхний, средний и нижний миры) и времени (прошлое, настоящее и будущее), тесно связанные с образом мирового дерева. Дуализм дошаманского этапа бурятской мифологии чётко выражен в делении богов и духов на добрых и злых. Добрые силы, охраняющие человека:

    - Хухе Мунхе-тенгри - «синее вечное небо»,

    - Ульгень Наран - «солнце»,

    - Хара - «луна»,

    - Солбон (монг. Цолмон) - «Венера».

    Возможно, что каждое божество имело облик того явления, которое оно олицетворяло. Но уже в этот период некоторые добрые боги (как и злые) были антропоморфны:

    - громовержец Хухедей-мерген,

    - хозяин воды Уха Лосон (см. Лу),

    - хозяева леса Орьел и Сорьел,

    - мать всех добрых тенгри бабушка Манзан Гурме,

    - её девять сыновей и девять дочерей и др...

    Добрые силы творят мир, видоизменяют вселенную. Так, Млечный путь возник из молока, которое Манзан Гурме нацедила из своей груди и выплеснула вслед обманувшему её Абай Гесеру. По другой версии, Млечный путь - это «шов неба», зашитого после того, как из него высыпались звёзды; по нему, как по мосту, ходят тенгри. Созвездие Большой Медведицы (Долон эбуген) появилось из семи раковинно-фарфоровых чаш, сделанных из черепов семи братьев - чёрных кузнецов.

    Злые силы представлены несколькими разрядами богов и духов. Среди них:

    - глава злых божеств бабушка Маяс Хара («Маяс-Чёрная»),

    - её тринадцать сыновей и семь дочерей,

    - безымянные многоголовые чудовища - мангысы, мангадхаи,

    - персонифицированные силы мрака:

    - Архан шутхыр («дьявол Архан»), глотающий солнце,

    - Алха, глотающий луну);

    - дьявол Ширем Мината («с чугунным кнутом»), живущий по ту сторону земли смерти;

    - Гал Дулен, или Гал Нурман («огненный Дулен», или «огненный Нурман») - огненное чудовище с пылающим глазом на макушке;

    - пёстрый хищник Эрен гурехан (чёрно-пёстрый тигр эпоса о Гесере), всасывающий в свою пасть всё с расстояния в несколько км.;

    - жёлтая бешеная собака Ганиг (Гуниг);

    - исполинская змея Абарга Могой (Аврага Могой).

    Силы добра побеждают силы зла с помощью

    - небесного камня, убивающего молнией (задай шулун), - оружия Хухедей-мергена,

    - шерстобитного прутика (хабай) Манзан Гурме,

    - скребка (хедерге).

    Но к ним прибегают в случае, когда обычные виды оружия (стрелы, копья, мечи) не принесли в борьбе с чудовищами желанного результата.

    Известно несколько вариантов космогонических мифов (унгинский, кахинский, аларский и др.), повествующих о сотворении земли из хаоса, о появлении на земле первых людей и животных, в океане - первых рыб, на небе - светил. В некоторых из них творец земли и первых живых существ - Эхе-бурхан, она же - мать первых божеств на небе. Её добрая дочь Манзан Гурме создала добрых богов и всякое добро вообще, а злая Маяс Хара - злых богов, источник зла; первые люди на земле - брат и сестра Паханг и Туя («луч»).

    Тотемно-генеалогический цикл представлен мифами

    - о быке Буха-нойон бабае, прародителе племён эхиритов и булагатов,

    - о пёстром налиме - отце эхиритов,

    - о девице-лебеде, вышедшей замуж за Хоридоя, от которых пошли хоринские буряты,

    - об орле - предке первых шаманов и др.

    В генеалогическом мифе хоринцев Хоридой, их предок, однажды бродил по oстрову Ольхон и увидел трёх лебедей, спустившихся на берег озера и превратившихся в трёх девиц. Хоридой похитил одежду одной из них, она, не сумев улететь вместе с подругами, осталась на земле, вышла замуж за Хоридоя и родила ему одиннадцать сыновей, от которых пошли одиннадцать хоринских родов. Когда они оба состарились, жена попросила у Хоридоя для примерки свою лебяжью одежду, надела её, превратилась в лебедя и улетела через дымовое отверстие юрты. Обычай хоринцев брызгать вверх чай и молоко, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу.

    С возникновением и развитием у бурят шаманства дуалистическая структура в бурятской мифологии сохранилась, но в ней появились чёткие числовые группировки (возможно, что они возникли и в более ранний период). Высший шаманский пантеон насчитывает 99 небесных божеств - тенгри: 55 западных - добрых и 44 восточных - злых. Согласно мифам, разделение тенгри на два враждующих лагеря появилось после смерти Асаранги-тенгри, которому подчинялись все они. Главенство над всеми тенгри стали оспаривать тенгри Хан Тюрмас (Хормуста) и Ата Улан («Ата красный тенгри»). 

    Произошёл раскол небожителей на два лагеря. По версии балаганских бурят, глава добрых западных божеств, сменивший Манзан Гурме, - Хан Тюрмас-тенгри, по версии кудинских бурят, - Заян Саган-тенгри («судьба белый тенгри», см. Дзаячи), Прежнюю Маяс Хара, главу злых божеств, заменили у балаганских бурят Ата Улан-тенгри, у кудинских - Хамхир Богдо-тенгри. Шаманские мифы балаганских бурят объясняют происхождение всех зол и болезней на земле следующим образом: у Саган Себдега («белый оледенелый» или «белый хозяин» (от тибет. са-бдах), жившего в небе между западными и восточными тенгри, была дочь - красавица Наран («солнце»). 

    Её стали одновременно сватать для своих сыновей Хан Тюрмас и Ата Улан. В происшедшем между ними поединке победил Хан Тюрмас, глава западных (добрых) тенгри, он разорвал Ата Улана на части, которые сбросил на землю. Из головы Ата Улана возникло чудовище Архан, стремящееся все время поглотить солнце, из ног - злые сёстры Енхобой, из рук - дьявол Ширем Мината, туловище превратилось в огненное чудовище Гал Дулен и т. д.

    Из западных тенгри наиболее популярны

    - Эсеге Малан-тенгри - божество ясного неба,

    - Гужир Саган-тенгри («солончаково-белый тенгри») - олицетворение облачного неба, покровитель плодородия,

    - Галта Улан-тенгри («огненно-красный тенгри») - божество зноя и засухи,

    - Сахилгата Будал-тенгри («молнии ниспускающий тенгри») - божество грома и молнии, защищающее от духов огненными стрелами,

    - Долон Хухе-тенгри («семеро синих тенгри»), ведающие дождями,

    - Гурбан Халхин-тенгри («трое тенгри западного ветра») и

    - Гурбан Эмершен-тенгри («трое тенгри восточного ветра»).

    В разряд западных тенгри входит и ряд других божеств погоды: ведающие градом, тёплым зимним снегом, мелким летним и т. д. Восточные (злые) тенгри направляют на человека враждебные стихии.

    - Ехон Шухан-тенгри («девять кровавых тенгри») насылают опустошительные грады, которые выбивают траву и ведут к гибели скота;

    - Хара Будал-тенгри («чёрный нисходящий тенгри») порождает пожары;

    - Гурбан Манан-тенгри («три туманных тенгри») с помощью туманов распространяет среди людей разные болезни;

    - Хамшин Хара-тенгри - бог цинги и чахотки;

    - Бомон Хара-тенгри - сибирской язвы;

    - Ганзу-тенгри - бешенства;

    - Ухин Хара-тенгри (Охин-тенгри) вызывает бесплодие женщин;

    - Асаранги Арбан гурбан-тенгри («милостивых тринадцать тенгри») главенствует над злыми чёрными шаманами и чёрными кузнецами;

    Помимо того, чёрным кузнецам покровительствует небесный кузнец Хожир с семью сыновьями, а белым - Божинтой с девятью сыновьями и дочерью (они обучают людей кузнечному ремеслу).

    В шаманской мифологии тенгри имеют антропоморфный облик, ведут человеческий образ жизни: женятся, родят детей (количество детей обозначается числами, которым приписывается особая магическая роль, - 3, 7, 9), женят их, воспитывают внуков. Дождь, гром, молния, заря, туман также выступают уже антропоморфными божествами, наделёнными способностью вызывать те или иные стихии.

    Дети и внуки тенгри являются как бы посредниками между миром богов и миром людей. Дети тенгри - ханы и нойоны, образуют второй после тенгри разряд в шаманском пантеоне; они также делятся на западных (добрых) и восточных (злых). Среди западных наиболее популярны спустившиеся с неба на землю Буха-нойон бабай и Хан Шаргай-нойон.

    К западным ханам относятся также

    - Хуте Саганнойон («белый господин молока») - покровитель молочного хозяйства,

    - Улан Зала («красная кисть») - хозяин порожистых рек,

    - Хун Саган-нойон («молочно-белый господин») - хозяин олова, и др.

    Из восточных ханов известны:

    Эрлен-хан (Эрлик-хан, Эрлик) - владыка подземного мира,

    Хан Хото бабай (или Уте бабай) - хозяин острова Ольхон.

    В эту же группу входят

    - Альбин-хан, насылающий на людей оспу и тиф,

    - Боро Шарга - покровитель чёрных шаманов,

    - Сом Саган-нойон («совершенно белый господин» (?), его называют «съевшим всех своих родственников») - хозяин оспы, и др.

    Особую группу ханов, не относящихся ни к западным, ни к восточным, образуют водяные ханы - Ухан-ханы - олицетворение физических свойств воды (её блеска, цвета, текучести), а также промыслов, с ней связанных. Среди них есть божества мужского и женского пола. Живут они на дне глубоких вод. Главный среди них Уха Лосон - хозяин водной стихии. Его помощники:

    - Гохоши-нойон («господин крюка, или остроги») - покровитель рыбной ловли способом лучения,

    - его жена Хельмеши-хатун («госпожа вёсел») - покровительница вёсел;

    - Гульмеши-нойон («господин сетей») - покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода,

    - его жена Гурши-хатун («госпожа вершей») покровительствует ловле рыбы вершами;

    - Герел-нойон («господин свет») и

    - его жена Туя-хатун («госпожа луч») олицетворяют блеск водной поверхности в яркую, солнечную погоду, и др.

    По характеру своих функций Ухан-ханы все-таки примыкают к западным божествам. Из числа восточных им противостоят Шухан-ханы («кровавые ханы»), дети восточных Шуха Улан-тенгри («кроваво-красного тенгри») и Шуха Хара-тенгри («кроваво-чёрного тенгри»).

    Третью по значимости группу богов в шаманской мифологии образуют эжины (см. Эдзены) и эаяны (монг. дзаячи). Эжины (дети ханов, внуки тенгри) и заяны (духи умерших шаманов) являются в основном хозяевами отдельных местностей:

    - озера Байкал - Аба-хатан («матушка-госпожа»),

    - истока Ангары - Буга Саган-нойон («олень белый господин»),

    - реки Иркут - Эмнек Саган-нойон («конь белый господин»),

    - тайги - Баян Хангай,

    - местности Кяхта - Хилман Саган-нойон («удочка белый господин») и др.

    Эжин Цаган Эбуген, общемонгольское божество, почитался как хозяин всей земли, покровитель плодородия и долголетия.

    Низший разряд в шаманской мифологии - антропоморфные духи:

    - ада и анахаи - души грешных нерожавших женщин,

    - дахулы и дахабари - внебрачных детей,

    - му-шубун - девиц, не знавших любви.

    Му-шубун по ночам обольщают одиноких путников, а затем убивают их медным клювом и высасывают мозг. Ада и анахаи - маленькие одноглазые человечки, му-шубун - красивые женщины с длинными красными губами-клювами; есть поверья о не опасных для людей му-шубунах-мужчинах, составляющих с му-шубунами-женщинами брачные пары. Наименее вредные из этих духов бохолдои - души умерших насильственной смертью людей; они бродят по ночам по земле, любят бывать на людских вечеринках, свадьбах, присутствовать незримо при выполнении всяких религиозных обрядов. Если на этих церемониях им что-либо поднесут, они довольны и тихо удаляются, если же нет, - шумят, угоняют лошадей, пугают по ночам путников. Их разновидность - ухани бохолдой, души утопленников, ставшие водяными духами, существа мелкие и вредные, стремящиеся утопить человека.

    Отдельные черты образа культурного героя нашли своё отражение в облике разных эпических персонажей. Так, Абай Гесер укротил «четырёх чудесных последышей мира»:

    - водную стихию, низвергающуюся с вершины,

    - собаку с серебряными клыками,

    - собаку с золотыми клыками и

    - подземное чудовище;

    последовательно превратил их в целебный источник «аршан», в серебро, золото, женьшень. Иногда в улигерах функции культурного героя выполняет женщина - жена, мать, сестра, невеста героя, выступающая в его одежде или облике. Так, Алтан Шагай, героиня эпоса «Осодор Мерген», приручает жёлтую бешеную собаку Гуниг. В трудную минуту герою помогают мифические звери:

    - герой переплывает море на гигантском налиме Абарга Загахан,

    - на небесном коне облетает землю, перескакивает через моря, поднимается на небо к небожителям.

    Есть в улигерах и враждебные герою мифические животные, насекомые: комары размером с гигантских птиц, муравьи величиной с быка и др. К мифам восходит характерный для улигеров метаморфизм - способность персонажей принимать обличье разных животных и растений (враг, преследуемый героем, обращается в перепёлку, герой в погоне за ним становится соколом и т. д.), воскресать из мёртвых (герой, разрезанный на куски, зарытый в землю хитрым врагом, оживает, восстаёт из земли).

    В народных сказках можно проследить мифы о происхождении разных видов животных и птиц (медведя, кукушки, турпана, обезьяны, тарбагана, верблюда и др.), тотемические мифы о родстве человека и животных, о брачных союзах между ними, о рождении девушкой ребёнка от какого-либо животного, чаще всего от медведя, быка.


    1 2 3                          
















    Категория: ПРИВИДЕНИЯ | Добавил: admin (15.01.2017)
    Просмотров: 733 | Рейтинг: 5.0/3