Духи, демоны и привидения в республике Марий Эл. 2
Бесы мстят за советский образ жизни
При заполнении Чебоксарского водохранилища пришлось вырубить березовую рощу – место ритуальных мольбищ язычников-мари. Спустя три года никого из порубщиков не осталось в живых. Кто умер от внезапной болезни, кто погиб в результате несчастного случая…
Эту и еще много других таинственных историй, связанных с неотвратимой карой за поругание «священных рощ» (кюсото), поведал мне в свое время сотрудник Марийского НИИ языка и литературы Виталий Акцорин, долгие годы коллекционирующий связанные с ними языческие предания и мифы. Особенно впечатлил рассказ о мужике, который, взявшись поправить избу, вырубил в молельной роще бревно для матицы, после чего вся его семья в течение нескольких лет вымерла от какой-то неведомой болезни. Мне сразу вспомнилась судьба старого знакомца, колхозного тракториста.
Кондрата Русских, и я ужаснулся страшной догадке. Поводом познакомиться с жителем деревеньки, лежащей на границе Татарстана и Марий Эл, стала заметка в районной газете о том, что 70-летний пенсионер отказался менять советский серпасто-молоткастый паспорт на новый российский. Не из-за неприязни к двуглавому орлу, а потому, что в нем отсутствовала графа «национальность». Дескать, я русским родился, русским хочу и умереть. Как же он обходился без документа, который нужен нынче на каждом шагу?
– Хватил я лиха с этой просроченной паспортиной, – признался Кондрат Игнатьевич. – Прошу записать меня русским, а инспекторы миграционной службы тычут в нос положение о паспорте гражданина РФ, в котором указание национальности не предусмотрено. Пенсию в банке не выдают, страховой медицинский полис не поменяют, для милиции я нарушитель паспортного режима. Мне говорили: «Отступись, Кондрат! Ты и так по паспорту Русских», – «Я по прадеду Русских, а не по паспорту!»
И тут получаю письмо из Главного управления паспортно-визовой службы МВД РФ (я и туда обращался) за подписью первого заместителя начальника управления. Он тоже сослался на «Положение», однако сообщил, что в Государственную Думу направлен проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», предусматривающий наличие в паспорте графы, в которую по письменному заявлению владельца паспорта может вноситься запись о национальной принадлежности. Это письмо тогда стало мне вроде охранной грамоты, я его во всех учреждениях предъявлял.
Да, Кондрат Игнатьевич всегда воспринимался как человек, способный в любой ситуации добиться своего. Упрямый, настырный, прямо по Некрасову: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь…» Хваткий до техники, он сызмальства пристрастился к машинам, экзамен на права сдал еще мальчишкой. Оставил шофер без присмотра у школы свою полуторку, и ее тут же облепили мальчишки: крутили баранку, переключали рукоятку скоростей, давили на педали. Вдруг мотор завелся, и грузовик под уклон покатил по улице. Все врассыпную, один он не растерялся – рванул рычаг ручного тормоза. После семилетки парнишка возил на быке бочку с водой, пахал поля на возвращенной с войны лошади.
Окончив школу механизаторов, пересел наконец на «коня железного» – колесный трактор МТЗ. За свою жизнь он сменил их с десяток: МТЗ-2, ДТ-20, ДТ-54, ДТ-74. Передовика труда неоднократно награждали путевками в южные санатории, чтобы подлечился, отдохнул, но он всякий раз отказывался: вот выйду на пенсию, тогда и отдохну. Мог ли он знать, что на свое пенсионное пособие образца 1992 года не сможет выжить, не то что отдохнуть! Провожая его на пенсию, колхоз предусмотрительно подарил ему трактор, с которого он практически не слазил 30 лет.
Не слазил и потом – распахивал огороды, возил навоз с фермы, дрова из леса, расчищал улицы от снега. И меня очень удивило, когда узнал, что односельчане называют его «33 несчастья». Почему? – Началось все с 1994 года, когда я случайно купил по дешевке машину березовых хлыстов, – объяснил он мне. – Тормознул на большаке лесовоз, за баранкой солдат. «Откуда дровишки?» – спрашиваю. «Военная тайна», – смеется. «Подкалымить хочешь?» – «Спрашиваешь!» В общем сторговались, развернулись, поехали. На переезде через узкоколейку стойки лесовоза вдруг разошлись, и бревна посыпались на полотно.
Мы с шофером выскочили, стали стаскивать их с рельсов. Тут, как на грех, рабочий поезд! Хорошо, машинист успел затормозить – удар лишь помял кабину. Я живо представил эту картину по рассказу Солженицына «Матренин двор». Там тоже в застрявшие на железнодорожном переезде тракторные сани с бревнами врезалась паровозная сплотка, погибли люди. Правда, на то были свои причины: пьяный тракторист, наспех сколоченные сани. А здесь мощный армейский вездеход, крепеж цепями, шофер-сверхсрочник. Загадка!
– Скандал, конечно! Следствие, суд, штраф, – продолжал Кондрат Игнатьевич. – Хлысты я своим трактором сволок к избе, наколол порядочную кучу дров – поленницу вывел вровень с крышей хлева. Все честь по чести: по краям чурки клал клетками, чтобы не раскатилась. Ночью просыпаемся от грохота – развалилась поленница! Сложил по новой. Но и эта суток не простояла. Что за чертовщина! Плюнул, да побросал поленья навалом в предбанник. В субботу, как водится, затопил баню. Березовые дрова в подтопке горели вяло и дымно – сырые.
После того как семья напарилась-намылась, жена осталась кой-чего простирнуть по мелочи. Час проходит, другой – ее нет. Пошел за ней, открыл дверь и обмер – лежит Нюра на полу, уткнувшись лицом в корыто с бельем! Врачи заключили: отравление угарным газом. Ну как она могла угореть – вьюшка открыта, отдушина не заткнута? Сорока дней не прошло с похорон, как новая беда! Сын Михаил работал в плотницкой бригаде. В конце ноября на центральной усадьбе строители обмывали премию и, как водится, напились в доску.
Далеко за полночь кто-то завел стоявший у столовой самосвал, мужики понабились в кузов и погнали в деревню. Бросили самосвал среди улицы и разбрелись по домам. А про уснувшего дорогой Мишу забыли. Он раньше-то капли в рот не брал, вот его и развезло. Ночью ударил мороз, лужа дождевой воды на дне кузова, в которой он лежал, заледенела. Хватились поздно – парень так и не проснулся… История эта не выходила у меня из головы. За какие такие прегрешения злой рок преследует праведную, работящую семью? К легендам о неотвратимости наказания за осквернение «священных рощ», рассказанным ученым мужем, я поначалу отнесся скептически.
Вспомнилось высказывание писателя Рона Хаббарда: «Чудо – событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел». Но, сопоставив время и место, где Кондрат перехватил тот злосчастный лесовоз, я поразился зловещему совпадению. В начале 90-х в том районе Марий Эл военные демонтировали для замены межконтинентальные баллистические ракеты подземного базирования, десятки лет стоявшие здесь на боевом дежурстве. Шахты в целях маскировки размещались в тех самых березовых колках, где издревле молились язычники.
Для прохождения тяжелой техники в них выкорчевывались целые просеки. Случалось, что стройбатовцы за бесценок продавали древесину местному населению. Вполне возможно, что Кондрат с одним из таких «леваков» и сторговался. Неужели на него легло проклятие березовой рощи? За разъяснением обратился к верховному жрецу (карту) марийских язычников Алексею Якимову (ныне покойному). – Для мари природа всегда была источником живительной силы. Они следуют принципу: «Как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить сам, моя семья».
Нарушать ее законы опасно: боги могут разгневаться, наслать неурожай, пожар, болезни. Марийцы выросли среди леса, это их сакральная территория. Они считают, что лес населен богами, потому моления проводятся в рощах. Карт выбирает «космическое дерево» (онапу), возле него люди молятся, жгут костры, приносят в жертву животных и птицу. Рубить деревья здесь нельзя. Человек, о котором ты говоришь, судя по всему, топил дом и баню дровами из кюсото, а это – большой грех. – Но сам-то он берез не рубил! Да и откуда жителю сопредельной республики знать ваш языческий устав? – Искренне ему сочувствую. Но ведь роща его предостерегала: рассыпанные на переезде бревна – это ее знак. Не надо было ему везти эти березы к себе на двор.
Расскажу тебе притчу. Охотник в роще спросил у ели: можно ли под ней заночевать? Та в ответ тревожно зашумела ветвями. И он расположился под другим деревом. Ночью налетел ураган, и ель с треском рухнула на землю. Потрясенный охотник упал перед ней на колени, благодарил ее за спасительный знак. Я это к тому, что если к дереву относиться как к живому существу, оно мстить не станет, даже опасность отведет. Жрец знает, о чем говорит. В молодости на строительстве Братской ГЭС на него в грозу завалилась могучая сосна. Он тогда чудом уцелел.
С тех пор без молитвенной просьбы у лесного духа он не то что живого дерева – сухостоя не срубит. У меня же «священные рощи» стойко ассоциируются с Зоной Посещения из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». В них наблюдаются такие же природные аномалии, системы навигации тут либо не работают, либо дают неверные данные, «путается» компас, люди теряют ориентацию. В этих храмах без стен и крыш тебя не оставляет напряженное чувство опасности, тревоги. Как и в Зоне, здесь не бывает ничего не значащих предметов, отсюда нельзя выносить ни листика, ни хворостинки, действуют таинственные «ловушки», строгие табу, нарушение которых карается потусторонними силами. Вспоминается история, приключившаяся во время полевой практики со студентом-биологом из Москвы.
Забредя случайно в рощу и увидев аккуратные кучки дров, дощатые столы, черные круги кострищ, чугунный котел, он принял все это за туристский бивуак. Развел костер, разогрел в котле мясной концентрат с кашей. Когда возвращался домой, стал переходить из вагона в вагон, двери в тамбуре внезапно распахнулись, и воздушная струя с ходу сбросила его под насыпь. Уверовавшие в сверхъестественную магию кюсото местные жители стараются предостеречь чужаков от их посещений, как бы оберегая от возможной беды.
В чем я убедился, когда попросил 90-летнюю жительницу глухой деревеньки Анисково показать мне дорогу к поклонному леску. «Ты бы не ходил туда, милок», – настороженно ответила она. – Прошлым летом приезжала из города молодая пара, видать, не муж и жена, а полюбовники. Пошли они в рощу за грибами, да и пропали. Через три дня женщина вернулась одна. На нее страшно было глянуть: одежда порвана, лицо исцарапано, глаза безумные! Молча села в машину и уехала. Что там с ними сделалось, никто не знает». Я спросил Алексея Якимова, что надо предпринять моему знакомому, чтоб избавиться от этакой анафемы?
– Скоро на святилище горы Чумблат состоится большое моление в честь наших верховных богов-покровителей. Пусть приедет и попросит их ниспослать ему прощение за невольное свое прегрешение.
Верил ли он в это сам? Говорил, правда, убедительно. Впрочем, чем черт не шутит? И я позвонил Кондрату Игнатьевичу – передать ему слова карта. «Его больше нет, – услышал я чужой голос в мобильной трубке. – Утонул вместе со своим трактором».
Подробности я узнал позже. Он вез через деревенскую запруду тележку с комбикормом. На середине лед проломился, и трактор ушел под воду. Когда его подняли, дверцы кабины оказались заклинены – чтобы достать тело, их пришлось вскрывать монтировкой, хотя до этого они открывались легким поворотом ручки. Ну не наваждение ли?
Так и не успел Кондрат Русских получить российский паспорт с персональной строчкой о национальности. Что теперь предъявит он «небесной канцелярии» для идентификации своей личности? Просроченную советскую «ксиву» с письмом из Главупра в придачу? А дождись роща его покаяния, может, и «пощадила» бы старика… (Евгений Ухов).
Призрак графа бродит в шереметевском замке
Замок графа Шереметьева (Юрино) строился в период расцвета эклектики, которая предполагала смешение элементов разных стилей. По этой причине на формах и декоративном убранстве строения хорошо просматриваются такие стилевые направления, как готика (восточная и западноевропейская), древнерусская и романская архитектура. Дворец будто вырастает из огромной каменной глыбы: сначала гости видят главную башню, потом – небольшие башенки. И лишь затем величественное строение из красно-черного кирпича, украшенное кружевом многоскатной крыши, готическими зубчатыми стенами и сложными башенками, предстает во всем своем великолепии.
Замок Шереметьево в Юрино называют поволжской жемчужиной. Подобного строения нет больше нигде в России. Величие и монументальность сооружения отмечают все приезжающие в поселок Юрино. Замок Шереметьева окружен двумя великолепными парками. На юге расположен один из них - открытый, с несколькими фонтанами. Он заканчивается сосновым бором. На северной стороне находится пейзажный парк.
Замок Шереметьева (в Юрино это, пожалуй, самая главная достопримечательность) раньше окружала каменная ограда с воротами, выполненными из белого камня, и некоторыми служебными постройками. Южный вход связан с зимним садом, который накрыт стеклянным (а изначально хрустальным) куполом, установленным на большом кольце. Его держат семь колонн. При строительстве замка частично использовались местные строительные материалы, а редкие и дорогостоящие (гранит, мрамор, редкие породы дерева) везли по Волге из стран Западной Европы. Замок имеет различные по размерам и форме окна – арочные и прямоугольные, спаренные и одиночные. Есть здесь и конструкции с переплетами из дерева и камня.
...Замок выплывал из-за неопределенно-серой, как застиранная простыня, мороси. Это действительно не дворец, а замок - с готическими башенками, стеклянным прозрачным куполом в центре, изящными балкончиками. Откуда он взялся в дремучих марийских лесах? Да вы его видели наверняка! Каждому советскому школьнику, открывавшему страницу 69 учебника истории за 9-й класс, знакома эта картинка - «Крестьяне с вилами и топорами бегут на штурм замка Шереметева»... Вот к нему мы и приближались...
Марийцы - последние язычники Европы
Традиционно марийцы проживали между реками Волга и Ветлуга. На сегодняшний день их насчитывается примерно полмиллиона человек. Большая часть марийцев сосредоточена в Республике Марий Эл, но некоторые расселились по многим областям Поволжья и Урала. Удивительно, но немногочисленный финно-угорский народ умудрился сохранить свою патриархальную веру до наших дней...
Хотя марийцы сами себя идентифицируют как народ мэрий, в России они были больше известны под названием «черемисы». В период Средневековья русские сильно потеснили местные племена, которые обитали в Волго-Вятском регионе. Одни ушли в леса, другие подались восточнее, на правый берег Волги, откуда раньше и явились на земли славян.
По марийской легенде, городок Москва был основан вовсе не боярином Кучкой, а марийцами, и само название сохранило якобы марийский след: Маска-Ава по-марийски означает «медведица» - ее культ давно существовал у этого народа.
Что за странные шорохи и вспышки?
От причалившего «Метеора» мы пробирались к Шереметевскому дворцу через бурую непролазную жижу метров двести... Вот он, замок, который в 1812 году приобрел потомок знаменитого стольника Петра I и любовника Екатерины... Поселили меня в библиотеке Шереметева. Но, когда я с ключами от комнаты шла по переходу из восточного в центральное крыло замка, мимо вдруг пронеслась какая-то яркая горизонтальная вспышка. Меня как-то качнуло в сторону: кто тут? Тишина. Может, почудилось? Но ночью мы с фотокорреспондентом Жорой решили побродить по залам и... такая же яркая вспышка опять пронеслась рядом. Я застыла. Жора стремительно обернулся: «Ты видела?» Ага, значит, это не у меня с головой что-то...
Мы осторожно продвигались дальше, и вот - опять и опять - внезапный легкий ветерок мимо уха и в воздухе электрические разряды... Но самое пугающее случилось на следующий день, когда Жора с шутками и прибаутками стал... снимать привидение. Привидение изображала я в белой простыне. Камеру установили на штатив, за ней располагались только дверь на балкон и дверь в нашу «библиотеку». Надо сказать, что все окна были закрыты, никаких сквозняков... И вдруг в момент съемки дверь моей комнаты резко распахнулась и оглушительно захлопнулась!
- О, твоя подружка хулиганит! - пошутил жизнелюбивый фотокор. Но конец фразы он произнес почти что шепотом... Я заявила, что с меня острых ощущений хватит, и быстренько скинула простыню.
История девушки с муфточкой
Как и полагается старинному замку, усадьба Шереметева овеяна многочисленными легендами. Одна из них гласит, что по залам дворца бродит призрак девушки. Граф В. С. Шереметев снискал репутацию распутника и тирана, который очень жестко распоряжался жизнью своих крепостных. Известны случаи, когда приглянувшуюся барину женщину со свадьбы везли в его поместье. Девушка Палаша воспротивилась барину и отказала ему в близости. Она ударила распутника по голове подсвечником.
...А история девушки такова: крепостная Шереметевых Палаша полюбила конюха Петра. Только право первой брачной ночи принадлежало тогда графу Сергею Васильевичу, и вынуждена была невеста пойти вечером к нему в покои... Но не выдержала Палаша, отказала постылому и, ударив его подсвечником, убежала. Слуги, естественно, догнали и, как гласит легенда, заточили ее в подземелье, а конюха сослали в рекруты. Палашу, чья неприкаянная душа бродит по замку, видят обычно в самом заброшенном и запущенном западном крыле. Есть там одно особое окно, в которое, если смотреть из другого окна напротив, действительно все время что-то мерещится. Я даже специально это окно обследовала: необычное стекло выдули стеклодувы...
Постоянно живут здесь только администратор Валентина и горничная Татьяна. Местные особенно сюда не суются, призраков опасаются. Да и хозяйки поначалу от расспросов наших только отшучивались: «Сколько выпьете - столько привидений и увидите...». Но один вечер мы провели вместе у камина. Бросали дровишки в огонь и сидели, завороженные гудящим пламенем... В такой атмосфере особенно впечатляют рассказы о привидениях. О девушке в синем платье и муфточке, например, которая ходит иногда по замку...
Граф прячется в зимнем саду
А иногда из верхних покоев спускается сам граф, Сергей Шереметев... Сотрудник отдела культуры Юринской администрации Людмила Васильева рассказывает нам:
- У нас в замке два месяца один немец Хонкер жил, инженером в Йошкар-Оле работал. Поднимается он как-то вечером по лестнице зимнего сада, а Шереметев навстречу... Я Хонкера спрашиваю: «Ну, и какой он?» Говорит, властный, старый, седой.
...Меня поразило: все юринцы, с кем мы ни встречались, говорят о Шереметеве, как о совершенно живом, реальном человеке. О меньше рассуждают, чем о нем!
- Нет, Людмила, непорядочный все-таки граф был! - начинает при нас, видимо, давний спор Валентина.
- Он очень порядочный! - горячо доказывает Людмила Константиновна. - Никого из детей не бросал, всех любовниц замуж выдавал. А сейчас от законного-то не дождешься алиментов!
- А мне он несимпатичен, - упорно стоит на своем Валентина Анатольевна.
- Да ладно, Валя, поди не раздумывая отдалась бы ему в опочивальне!
- Может, и отдалась бы, - поджала губы администраторша. - Только от этого я порядочным его не считаю!
Я обернулась: уж на эту тираду Сергей непременно должен был спуститься. Увы!..
Следы подошв под потолком
Никто не вспоминает уж про то, что Шереметевский замок - памятник федерального значения... Хотя нет, один раз нам напомнили. В первый же день, потрясенные великолепием залов, мы поинтересовались: «А что, замок охраняется?» «Конечно. Видели табличку «Охраняется государством»? - хмыкнул единственный здешний сторож. В восточной, нежилой, части потолки плачут навзрыд. Вокруг уникального камина, облицованного плитами из Помпеи, вырезано: «Здесь был Вася (Рустам из Козьмодемьянска, Лена из Йошкар-Олы)».
- Кто-то оставил отпечатки подошв 50-го размера так высоко, почти у потолка, что мы даже не могли дотянуться! - жалуется горничная Татьяна.
Эксперты оценили полную реконструкцию Шереметевского замка в 72 млн. рублей. В июле, за день до приезда нового президента Марий Эл, впервые поступили деньги. Аж 1 млн. рублей. Как раз на половину кровли. (Светлана Васильева).
Непокорные черемисы
В XIII-XV веках народ мэрий входил в состав сначала Золотой Орды, а затем Казанского ханства. С XVI века началось активное продвижение москвитян на восток, и столкновения с русскими вылились в ожесточенное сопротивление марийцев, которые не желали покоряться.
Недаром князь Курбский высказал такое мнение о них: «Черемиский народ зело кровопийствен». Они постоянно совершали грабительские набеги и не давали покоя на восточной границе. Считались черемисы совершенными дикарями. Внешне они сильно походили на тюркоязычные народы - черноволосые, с монголоидными чертами лица и смуглой кожей, с детства привыкшие ездить верхом и стрелять из лука. Не утихомирились они и после завоевания русскими в 1552 году Казанского царства.
Почти век в Поволжье полыхали бунты и восстания. И только к XVIII столетию удалось кое-как черемисов крестить, навязать им русский алфавит и объявить миру, что процесс формирования этой народности завершен. Правда, за пределами зрения государственных людей осталось то, что к новой вере черемисы остались глубоко равнодушны. И если даже ходили в храм, то по привычке, выросшей из прежнего принуждения. А вера у них так и осталась своя, марийская.
Вера на века
Тем более их язычество, хотя и имело древнюю подоплеку, успело впитать в себя элементы тюркского тенгрианства и хазарского многобожия. Городов у марийцев не имелось, жили они в деревнях, и вся жизнь их была связана с земледелием и природными циклами, так что неудивительно, что силы природы превратились в персонифицированные божества, а леса и реки - в языческие капища.
Они верили в то, что, как весна, лето, осень и зима постоянно рождаются, умирают и возвращаются в человеческий мир, то же самое происходит и с самими людьми: они могут рождаться, умирать и снова возвращаться на землю, но число этих возвращений конечно - семь. На седьмой раз умерший превращается уже не в человека, а в рыбу. А в результате последней смерти он теряет телесную оболочку, но остается той же личностью, что был при жизни, и продолжает ею оставаться и в загробном мире.
Мир живых и мир мертвых, земное и небесное в этой вере тесно связаны и переплетены. Но обычно людям хватает земных забот, и они не слишком открыты проявлениям небесной силы. Такой дар дается только особой категории соплеменников - жрецам, колдунам, знахарям. Силой молитв и заговоров они поддерживают равновесие в природе, гарантируя людям покой и умиротворение, избавляют от несчастий и природных катаклизмов.
Всеми событиями на земле управляют многочисленные юмо - божества. Главным богом языческого пантеона марийцы признавали доброго Кугу Юмо, бога дневного света, который защищает людей от всякого зла и тьмы и от самих себя. Некогда, рассказывают марийские мифы, Кугу Юмо поссорился с людьми из-за их непослушания, и тогда в мир людей явился злой бог Керемет, а вместе с ним несчастья и болезни.
Кугу Юмо постоянно сражается с Кереметом за души людей. Пока люди уважают патриархальные законы и соблюдают запреты, пока их души полны добра и сострадания, природные циклы находятся в равновесии, торжествует добрый бог. Но стоит только поддаться злу, перестать придерживаться привычного ритма жизни, стать равнодушным к природе, торжествует Керемет, который причиняет всем много зла. Керемет - существо жестокое и завистливое. Он был младшим братом Кугу Юмо, но натворил столько бед, что добрый бог сослал его в подземный мир.
Керемет все равно не успокоился, а когда у Кугу Юмо родился сын, убил юношу и разбросал части его тела в мире людей. Там, где упала мертвая плоть сына доброго бога, тут же выросли березы и дубы. Именно в дубовых и березовых рощах марийцы устраивали свои капища. Марийцы почитали доброго Кугу Юмо, но молились и ему, и злому Керемету. Вообще, они старались угодить добрым божествам и умилостивить злобных. Иначе в этом мире не проживешь.
Могущественный пантеон
Все, что существует в природе - растения, деревья, ручьи, реки, холмы, облака, небесные явления, такие как дождь’ снег, радуга и т.п., - у марийцев наделялось душой и получало божественный статус. Весь мир был населен духами или богами. Первоначально ни один из богов не имел верховной власти, хотя симпатию марийцы испытывали к богу дневного света.
Но когда в их обществе появилась иерархия и когда они испытали влияние тенгрианских народов, бог дневного света получил статус главного божества. А став главным божеством, он приобрел и верховную власть над другими богами. Одновременно Кугу Юмо имел еще несколько ипостасей: как Тулон - был богом огня, как Сурт - богом домашнего очага, как Сакса-богом плодородия, как Тутыра - богом тумана и т.д.
Очень важным у марийцев считался бог судьбы, небесный шаман Пурышо, от которого зависело, будет ли человек счастлив или же ему выпадет плохая доля. Звездным небом руководил бог Шудыр-Шамыч Юмо, это от него зависело, загорится ночью звездный свет или будет темно и страшно. Бог Туня Юмо был занят больше не людьми, а управлением бескрайней вселенной. Тылзе Юмо был богом Луны, Ужара Юмо - богом утренней зари, Тылмаче - посредником между небом и землей. В функции Тылмаче входило следить за людьми и доносить до них небесные постановления.
Был у марийцев и бог смерти Азырен. Его они представляли себе как высокого и сильного мужика, который являлся в час смерти, наставлял на несчастного палец и громко говорил: «Твое время пришло». И вообще довольно занятно, что в пантеоне марийцев не было богинь. Их религия складывалась в эпоху торжества патриархата, женщинам там места не было. Потом уже делались попытки впихнуть в их религию и богинь, но хотя в мифах присутствуют супруги богов, полноценными богинями они так и не стали.
Молились и приносили жертвы марийцы в капищах, посвященных тому или иному богу. К XIX веку по большей части это были капища Кугу Юмо или Керемета, поскольку первый олицетворял все силы добра, а второй - все силы зла. Одни капища имели общенациональное значение, другие - родовое или же семейное. В праздничные дни люди собирались в священных рощах, приносили там жертвы богу и возносили молитвы. Как жертв использовали лошадей, коз, овец. Прямо перед жертвенником с них сдирали шкуру, а мясо клали в котлы и варили. Потом брали блюдо с мясом в одну руку, а чашу с медом в другую и кидали все это в пламя костра, приговаривая: «Иди, передай богу мое желание».
Некоторые капища были расположены у рек, которым они поклонялись. Некоторые - на холмах, считавшихся священными. Языческие празднества марийцев были такими массовыми, что иногда собирали более 5 тысяч человек! Царское правительство всячески боролось с проявлением марийского язычества. И, конечно же, первыми под удар попали «священные» рощи. Многие жрецы, целители и пророки отправились по тюрьмам. Однако это не помешало марийцам и дальше отправлять свой религиозный культ.
Весной у них был праздник сева, во время которого они зажигали на поле свечи и ставили там кушанья для богов. Летом праздновали щедрость солнца, осенью благодарили богов за хороший урожай. Точно такие же почести отдавали и злому Керемету в его рощах. Но в отличие от доброго Кугу Юмо, Керемету приносили кровавые жертвы, иногда даже человеческие. (Николай Котомкин).
Марийская магия
Марийская магия – актуальная тема для нашего региона, как и магия Чувашии, Кировской области и Мордовии. Про нее действительно очень мало написано, большинство не владеет компьютером и обычно знания передаются не в «печатном издании». Марийская магия, магия земли - одна из сильнейших сил, как бы ее не называли деревенской, не относились к ней с оттенком полупрезрения, начитавшиеся магической литературы волна новоявленных экстрасенсов и космоэнергетов, считая ее простушкой.
Она в своем принципе та же магия Вуду нашего региона. Естественно нам привычнее почитать все иностранное. Один из примеров марийской магии: бабуля сидит на завалинке своего дома, дешевенькое круглое зеркальце в холстяном мешке из-под картофеля, ее полузакрытые глаза и тихий неразборчивый шепоток. Крайне мало найдется экстрасенсов, способных остановить смерть человека, чью жизнь и здоровье она забирает. Это не пугающее начало.
Очень многие марийцы так и не приняли христианство, оставаясь детьми хозяев лесов. Обычно все жители деревни знают - эта роща добрая, эта злая. Здесь просишь добро, здесь зло. Сила рощи разумная, приближенная к полной материализации реальности запроса, при этом мощная, изворотливо, по - житейски, хитрая ,как и любой из нас разумный мыслящий организм.
Например, парень говорит девушке «люблю» - это одно. Парень говорит девушке «люблю» в роще, практически это обряд помолвки, обряд обязательств, который при случае его отказа несёт за собой перечень очень серьёзных проблем, т.к. роща, как алтарь, и развенчать бывает очень проблематично. В простонародье это будет опять называться порча, в действительности - наказание за неисполнение взятых обязательств.
В социуме – незнание законов тоже не освобождает от ответственности. Но в то же время, несмотря на свою жесткость, впрочем, как и любая другая система, настолько же разумна и имеет другую сторону медали. Если колдун имеет право доступа, достаточно четко знает законы и соблюдает их, не уничтожая все направо и налево (при этом уничтожая в первую очередь себя и клиента), нагромождая ком пресловутых врагов и порчи, которых в действительности нет, идет путем не потребителя - эту силу всегда возможно отправить домой.
Уходит она медленно, в течение 5-7 дней, «вытекает» - я бы это назвала так, и что самое интересное, обратно в этого человека она не возвращается. А если ее настоятельно пытается этот же колдун отправить обратно, идет наказание этого колдуна и заказчика, вплоть до летального исхода, в этот момент хозяин рощи сам творит суд, как и любой хозяин за превышение власти и невыполнение его решения.
Марийская магия-магия земли. Сегодня я хотела бы попробовать описать некоторые характерные симптомы проявления работы марийской магии. Первые симптомы: слабость, боли под лопаткой с пятикопеечную монету. Повышенная потливость (обычно пот холодный),судороги рук(если брали в руки).Судороги ног - особенно по ночам. У мужчин - полная апатия к сексуальной жизни.
У женщин прыгает менструальный цикл, вплоть до полного его прекращения. Наиболее эффективное поле поражения все же до пояса, там где поле земли имеет большую силу для среднестатистического человека. Многие, наверное, часто замечали людей, которые любят сидеть на корточках. Это правда другая тема. Чирьи и вспышки жадности до параноидальности у совершенно добродушного и нежадного человека, неожиданность поступков, когда муж внезапно уходя из дома, пытается забрать курицу из холодильника, это все же Чувашия, но довольно часто это проделывается и в Марийской магии.
Почитатели марийской религии признают единого бога; Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежегодно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.
История возникновения Марийской Религии
До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога; Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог – Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за:
- спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира (юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо);
- милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни (Прыш юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо);
- всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).
Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле.
Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад. После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро - и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.
Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в магию, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа – хозяина – двойника (водыж), души (чон), духовной ипостаси (шырт). Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Юмо), его образом.
Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, с помощью марийской магии, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Юмо.
Марийская религия (магия), как более древняя, оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений.
Это позволило марийцам сохранить своё единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального гнёта Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII – XIX веках.
Жизнь каждого ребёнка задолго до его рождения начинается с небес. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи – покровители, представляемые в образе божества Вуй мбал юмо, телесной души (чон) и двойников – образных воплощений человека.
Религия марийцев учит, что человек, поступая праведно получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь и загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.
Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь, как в направлении Бога, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла.
Религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради её сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям. В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию.
Марийская религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих храмовое богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае.
Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев. Эти формы марийской религии составляют основу духовных и магических ценностей марийского народа.
Религиозная жизнь приверженцев марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять все марийцы, образуя тем самым временную религиозную общину марийского народа (национальная община)
Марийская религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество.
Почитатели марийской религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым (магическим) действиям. Они считают, что поклонение единому богу – Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы.
Религия марийцев и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства. Ритуалы, молитвенные собрания и массовые моления в зависимости от значимости и статуса (семейные, общинные, окружные, всеобщие и т.п.) инициируются и проводятся либо отдельными членами общины, либо по решению всей общины или её старейшин, а при необходимости в согласии с другими общинами или их старейшинами.
Важной частью их проведения является магическое освещение или жервоприношение, проводимые в различных формах и сопровождаемые особыми молитвами и заклинаниями. Освящаются и жертвуются: продукты питания, птица, скот или деньги. Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, который община устанавливает согласно традиции и внутреннего договора. Календарь обязательно учитывает положение луны, а затем солнца.
Семья – основа человеческого общежития, одна из основ существования человека и общества. Брак признаётся священным и его расторжение порицается. Важнейшим признаётся взаимосвязь между поколениями – почитание старших со стороны молодёжи и абсолютная ответственность у старших за воспитание новых поколений. Вступление в брак с иноверцами в религиозных канонах не осуждается и всецело зависит от мнения самого человека, его родителей и семьи. Для вступления в брак священнослужителя нет ограничений, за исключением случаев, когда он сам накладывает на себя такой обет. Подобным отношением обусловлена исключительная сила марийского приворота.
Важной частью воспитания личности является участие в жизни общины через участие в её трудовой и религиозной жизни. Участие в магической жизни не ограничивается посещением молений, но и активным участием в их организации, проведении ритуалов и обрядов через прямое выполнение обязанностей и послушание старшим. Важным для последователя Марийской Традиционной Религии является усвоение как форм и содержание религиозных обрядов, так и правил проведения, принятых в общине и оговариваемых в молитвах и речах, сопровождающих ритуалы.
Система сильного почитания сыновьями матерей, мужья в этой семье то же находятся в сильной зависимости и подчинении. Ритуал прост, до безобразия, сыновей с детства и мужей с первых дней совместной жизни, опаивают своей мочей, периодически и регулярно. Эффект и результат поразительный. Привороты на извините, за столь «грязный топик» на менструальной крови и мертвой воде отдыхают, как не состоятельные и по сравнению с этой системой выглядят не состоявшимися...При этом нужно отметить, что до тех пор пока, нет противостояния этой системе, мужчина здоров и достаточно перспективен, как обычный нормальный, как каждый из нас.
В марийскьй магии, практически большая часть работы проводится на перекладах, перекидах и т. д.В ход идет все, что есть под рукой зола. головешка, яйца, вода. Есть очень интересный ритуал, что бы не быть уволенным с работы. Берутся две сосновые шишки, начитываются на клиента и его непосредственного начальника, скрепляются между собой расплавленным воском, в некоторых местах сильно и многократно обвязываются красной ниткой, ложатся в укромное место. Несмотря на кажущуюся наивность и простоту ритуалов, достаточно действенные методы по результатам.
Лет 15 назад у меня был случай, который мне памятен до сих пор. Как бы не говорили, что все марийцы язычники.95%населения крешеные. И уж извините действие магии в действительности ослабленно. Есть маленький процент, действительно язычников. Вот в этот процент мне в свое время и пришлось ввязаться. Девушка собиралась выходить замуж, пришли свататься. В это же время, кто то из «сердобольных» соседей подбросил начитаную головешку. Сесть за стол не успели, ни выпить ни поесть. Начался скандал с дракой, в котором невеста пырнула ножом жениха. Вот эта невеста и была моей клиенткой. Вот и наивность магии. В Звенигороде например повальная страсть работать на воде. Под Кленовой горой предпочитают золу.
В принципе в подклады, подкиды, переклады, перекиды и т.д. идет все, начиная от шелухи семечек, мха, яиц, подлива воды с покойника или просто с больного человека, что бы перелить-перевести болезнь на другого человека. Очень хорошо работает пшено, головешки, зола. Магия марийцев и чувашии полностью адаптированна, на все, что есть под рукой в обиходе. Волосы, ногти и т.д. Знаю, женщину, которая ставит людям деньги на тараканах. Знаете работает и действительно нормально, их предварительно начитывают и в банке закапывают в землю, процедуру повторяют несколько раз. Марийцы, например очень любят начитывать и вшивать порчу в швы подушек, главное, когда успевают. Любят работать на булавки, иглы.
Чувашская магия очень распространена на подкид в чужой дом сплетенных узелочках, узелок к узелку. Все подклады и подкиды обычно если это металл, рекомендуется с начинкой ложить перед выбросом в соленой воде. Сгораемое отчитать и сжечь. Своим клиентам рекомендую, приносить мне, и отправляем обратно, через кладбища.
Хотелось бы поднять вопрос. Практически всегда все подклады и т.д. имеют целевую направленность. И когда, говорят, что другой человек наступил, взял или сьел. Это действовать не должно, т.к. объектом работы и заказа был не он. Правда не всегда так происходит, как хотелось бы. Первое, в любом случае происходит распыление работы в среду.
Любая начитанная, сделанная, налитая система в физическом мире в любом случае не находится в замкнутом пространстве. Второе, по принципу подобное, притягивает подобное. Человек с те ми же грехами или проблемами, оказался не в то время не в тот час. Ослабленный эффект порчи, но он начинает присутствовать. Третье, родственные связи: сын-отец, мать-дочь.
У меня был случай, когда пьяная подруга мамы, девочки клиентки, которую мать с дочерью провожали после гулянки домой. На что то обидевшись в пьяном бреду, стала проклинать свою подругу, а дочка подруги вела, ту под руку. Проклятье прошло, мама пьяная, ей хоть бы, что. Коснулось по родственной связи, мать-дочь. С этого момента девочка получила, синдром эпилепсии. Сама полноценно эпилепсия не прошла, а синдром с приступами, вошел и прочно. После работы с девочкой, та женщина умерла, а вот синдром мы с ней снимали после этого еще несколько месяцев. («Марий Казань»).