Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » ПРИВИДЕНИЯ

    Духи, демоны и привидения в республике Марий Эл. 3




    Овда

    Древний ли марийский миф, или сказка на ночь маленьким детям, чтобы не лазили, где попало? Личность ли это, породившее мировое зло? Может, это Предки древних племён, что населяли Волго-Вятский лесной край? Или это существа из параллельных цивилизаций, что существуют рядом с нами на Земле? Может быть, это какой-то сложный психологический феномен типа популярных ныне НЛО или прочих аномальных явлений?

    Есть догадки, что это клан настоящих ведьм и колдунов, оставшихся от ушедшего на восток удмуртского народа (одо-марий)? Или же это Снежный человек, слухи о котором периодически появляются в разных районах Марий Эл и Кировской области? Загадок в этом вопросе намного больше, чем ответов, точнее, ответов пока совсем нет…

    У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?

    Образ Овды известен народам, живущим между Поволжьем и Приуральем. В мифологических рассказах марийцев, удмуртов, чуваш, татар существует собирательный образ неряшливой женщины, любившей кататься на лошадях. У каждого народа она получила своё имя.

    В марийских быличках существуют основные черты Овд: это женщины с длинными волосами и большими грудями, которые они могли закинуть за плечи. Их домом были пещеры и леса. В полночь, когда по поверьям марийцев нечистые силы обладали наибольшей силой, Овды проводили свадьбы. В некоторых быличках, приведённых в «Марийской мифологии» Л. С. Тойдыбековой говорится, что участники свадьбы стучались в дверь к хозяевам и спрашивали разрешения сыграть свадьбу в их доме. На случай отказа хозяев дома проклинали. Марийцы верили, что проклятия Овды всегда сбываются.

    Среди марийцев существуют легенды о том, как Овды проклинали деревни. Сюжет у них одинаков: мариец отпускал лошадей пастись на ночь. Наутро лошадки возвращались к хозяину, но одна из них, породистая и благородная, приходила измотанной и очень уставшей. Тогда хозяин, думая поймать таинственного наездника, намазывал спину лошадки смолой или дегтем и отпускали ее вместе со всеми пастись.

    Наутро лошадка возвращалась с наездником девушкой-Овдой, которая «намертво» прилипла к спине. Хозяин не щадя бил ее, чтобы другим повадно не было. Овда перед смертью просила о пощаде, но не находила сочувствия и прощения в глазах своего палача. Тогда Овда проклинала всю деревню, предсказывая, что домов в селении не будет больше определенной цифры. В некоторых районах Марий Эл цифра колеблется, но итог одинаков - деревни оказывались на грани вымирания.

    Деревня Кусола, что расположена в Волжском районе, была проклята Овдой, которую местные жители чем-то прогневали. Именно наложением проклятия объясняют тот факт, что Кусола находится на грани исчезновения. Деревня Кужмара Звениговского района, считается одним из древнейших сел марийских земель. Есть мнение, что селу не менее тысячи лет. В те далекие времена Волгу населяли бургасы – один из финно-угорских племен. Марийское Поволжье в те времена преимущественно было занято лесами. Некоторые роды местного племени заменяли традиционное собирательство плодов земледелием. Они расчищали землю от деревьев и использовали ее по прямому назначению.

    Параллельно со сменой образа жизни в родах менялась и власть: усиливался патриархат. Роды могли жить только на полянах, т. е. на своих очищенных участка, от чего «кужмарцы» назывались полянными жителями. Все же основное население края вело старый образ жизни. Они жили в лесу и питались его плодами. Лесных жителей называли «Овда», потому что в их роду главенствовали женщины. Уже несуществующая деревня «Посянур» Моркинского района также стала жертвой проклятии Овды.


    1. Так сложилось, что именем Овда мари называли дьявола, точнее Киямата (Керемета). Так как было принято: ни в коем случае не произносится имя бога смерти, владыки подземного мира Киямата, и даже его посланца ангела смерти Азырена.

    Однако со временем произошло дробление культа Киямата (Керемета), из которого выделились мелкие злые духи кереметы (что-то наподобие русских чертей), силы которых незначительны и соблюдение предосторожностей может оградить человека от них. Но обозначение Овда – для этого персонажа сохранилось. Поэтому иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (Акцорин).

    Таким образом, Овда – это один из собирательных образов духа мирового зла.


    2. Исходя из пункта 1 (Керемет) – понятие Овда стало часто использоваться в марийском фольклоре  как общее обозначение нечистой силы. По легендам и преданиям  - Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей и в воде (ср. вюд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

    Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни.

    Поэтому в образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В одной быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать - Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (Акцорин).

    Овду можно поймать, можно наказать, но не стоит этого делать, так как последует месть. Известны легенды, в которых мари женятся на овде. В этом случае они преимущественно живут хорошо, в достатке, поскольку женщина-овда очень вынослива, и трудолюбива. Дети овды и человека ничем не отличаются от иных детей, разве что несколько смугловаты. Следует напомнить, что среди старинных марийских имен есть имена, которые произошли от слова «Овда», это мужское имя - мужское имя Овдек, и женское имя – Овдачи.

    Мужчина-овда прекрасный воин, причем в этом отношении обладает некоторыми волшебными свойствами - его не берут ни пуля, ни сабля. Следует добавить, что понятия злой дух Овда и существо овда со временем так смешались, что ныне этого культа практически не существует, и трудно попять, что имеется в виду в том или ином случае, когда произносится это имя. Таким образом, в марийской мифологии возникло несколько понятий со словом Овда. Однако кроме нечистой силы – Овда представлялась в реальных существах!


     3. Продолжим разговор о настоящих существах по имени Овда.

    По многим предположениям,   Овда (овыда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда») - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный (?)  для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего, он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.

    Действительно,  как видно из сохранившихся исторических источников, восточные районы Марий Эл в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). 

    Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить эти земли. Памятниками их пребывания (например, в Моркинском районе)  осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Около Абдаево есть место под названием овданур. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.

     Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск, и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками.  Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем – «АР» (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.

     До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится «Ярамари селище» - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.

    С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом «народе овд».

    При этом  Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык,  а также магические способности, связанные с «хтоническим» - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща),  и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, «неправильность» - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.). Они взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры – «ир енг», то есть дикими людьми.

    В пользу этой версии говорит тот факт, что для мари язык Овд был понятен. Хотя и с трудом, но мариец примерно понимал: о чем говорят Овды, так как удмуртский язык принадлежит к той же языковой группе, что и марийский. По другим легендам: мари почти не понимали язык Овд, но некоторые марийцы довольно быстро ему обучались, так, что могли общаться с Овдами.

    По этому поводу есть реальная история, которую нам прислали на сайт. Написал нам уже пожилой мужчина про случай, который произошёл в Параньгинском районе. Дело было ещё в довоенные годы, он (будучи мальчиком) шёл с матерью из соседней деревни, и они по дороге повстречали двух женщин. Женщины эти были очень странно одеты, и явно были не марийки. Мать остановилась около них, но сына подтолкнула вперед, мол, иди пока в деревню без меня. А сама стала разговаривать с теми женщинами на непонятном языке, но среди речи слышались как бы знакомые слова. 

    Потом мальчик ушёл по дороге и больше ничего не слышал. Через некоторое время мать его догнала, но на вопрос сына: «Кто это был?», ответила, что это не его ума дело! Больше про эту встречу мать никогда не вспоминала и ничего не говорила, но сына этот вопрос мучил всю жизнь. И уже через много-много лет, когда мать смертельно заболела, а у её сына были свои дети – он снова поинтересовался: кто были те женщины. Тогда мать ответила, что это были Овды, но больше так ничего и не рассказала!

    Таким образом, ряд приведенных фактов указывает на некоторую идентичность народа Овды и удмуртов, как правило, это связано с тем, что в древности эти земли были обжиты удмуртами. Однако здесь есть явное противоречие, которое состоит в том, что племена удмуртов в те времена по своему уровню развития практически не отличались от марийских племён, то есть находились на одном уровне экономического и культурного развития. Поэтому при контактах мари и удмуртов (как мирных, так и военных) у народа мари не могло остаться такого мифологически-сказочного восприятия этого народа! Вряд ли мари могли осознавать соседний и похожий на себя народ (по языку, культуре, происхождению, образу жизни и т.д.) как «нечистую силу», или как чуждый «иной» этнос!

    Это, кстати, выражено и в названии удмуртов – то есть одо-марий, получается, что марийцы практически их также называли, как и своё племя, или как близкое или родственное себе племя. А это было бы невозможно, если бы удмурты явно отличались бы от марийцев, то есть настолько явно, чтобы иметь такие фантастические свойства тела, образа жизни и поведения! Следовательно,  удмурты не могли в полной мере называться (идентифицироваться) мифическим народом - Овда!

    Косвенно это подтверждается преданиями вятских мари, например, где рассказано о споре между марийскими и удмуртскими племенами за земли на правом берегу Вятки. В этом предании об удмуртах указано, именно, как о соседнем обычном племени; язык, нравы и особенности которого не вызывают удивления и не несут мистического образа. Удмуртов в этих преданиях никто не называет овдами. Поэтому можно рассмотреть следующие гипотезы.


    4. Вероятнее всего, народ Овда жил на нынешних марийских землях ещё до прихода удмуртов. Ведь в древности не было такой плотности заселения территорий, как сейчас. Поэтому в глухих и дремучих лесах, достаточно близко друг от друга могли параллельно существовать два разных народа, которые находились на разном уровне общественного развития (что говорить, частично это можно наблюдать даже в наше время!). По археологическим памятникам известно, что эти территории заселяли пермские племена азелинской культуры. Например, их поселения были в долине реки Юшут, около д. Мари-Луговая, в Звениговском, Моркинском и Куженерском районах.

    Например, из преданий деревни Кужмара (Звениговский р-н) известно, что не менее тысячи лет назад в этих краях (на левобережье  Волги) обитали бургасы - одно из многих финно-угорских племен. Название села образовалось сочетанием двух слов: «куж» - поляна, долина  и «мар(ий)» - человек, мужчина, мариец. По-марийски название села так и звучит - Кужмарий. Видимо, в древности слово «кужмара» обозначало род людей, живущих на полянах. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата - к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность «кужмарцам» - полянным или долинным жителям - основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли «Овда», так как в их роду главенствовали женщины.

    Предания о древних племенах также сохранились в местностях около озер Большой Плеер и Зелёное (Волжский р-н). Аналогичные  поселения древних племен были недалеко от Карман-Курык в Моркинском районе. По этой причине народом Овда, скорее всего, называли не удмуртов, а более древние племена, которые находились в первобытном состоянии, и явно отличались по образу жизни от марийцев.

    Как вариантом данной версии можно назвать и другое предположение – среди удмуртов (как и среди прочих средневековых народов) всегда выделялась группа людей, которая жила обособленной жизнью (знахари, целители, колдуны, ворожеи и т.д.). Обычный человек старался избегать общения с ними без особой нужды, так как знал об их необыкновенных способностях. Но когда удмурты стали отступать на восток – за Вятку из-за натиска марийских племен, то эти люди остались в своих глухих урочищах и берлогах, так как движение народов в те времена было достаточно условным. 

    На самом деле, можно было веками прожить в лесной глуши, не ведая, что по твоему краю проходят гунны, хазары, мари, булгары, монголо-татары, славяне, так как отсутствие дорог, дремучесть и болота этого края надежно скрывали отшельников от посторонних глаз. Но, тем не менее, этот таинственный народ жил в марийской тайге! И когда мари стали осваивать лесные чащи, основывали новые илемы, расширяли поля и луга, то уже явно столкнулись здесь с загадочными Овдами, которые и были аборигенами на этих землях. Подобную легенду можно прочитать в статье про Юрдурскую гору (Ёртур-курык).

    Похожая ситуация была и у восточных славян (русских), когда они двигались на восток и занимали территории финно-угорских племён, в те времена они также сталкивались с остатками загадочного народа в лесных чащобах. Народ этот звался собирательно – «Чудь», вероятно, это были отшельники-представители разных племён. Многие из них владели ведовством, колдовством и магией, и от этого и пошло их название – от слова «Чудо». Вполне возможно, что мари также сталкивались на новых землях с остатками «чудесного» народа, который до них населял эти таёжные девственные просторы.

    Данные встречи происходили не только на востоке Марий Эл и на Вятке, но и на землях восточных мари (Пермский край, Урал), так указывалось, что у пермских мари кроме великих почиталось и множество мелких божеств. Известны были марийцам духи хозяйственных и жилых построек: хозяин дома порт ойза, хозяин конюшни, банник шукшондал. Из духов природы марийцы особо почитают хозяйку воды вуд ава, рассказывают истории о русалке вуд ия, хозяйке леса нур ава. 

    Прежде чем зайти в лес, считалось необходимым предупредить хозяйку: «Ты не пугайся, мы пришли за грибами и ягодами!» По сей день бытуют в деревне Тляково многочисленные рассказы о мифологическом персонаже обда, овда. Неподалеку от этой деревни располагалась гора Обда курык, где, по преданиям, обитало это существо. То есть, налицо многочисленные факты встречи мари с представителями загадочного народа практически по всей территории марийского расселения от Волги до Урала. В связи с этим есть ещё одна версия происхождения Овды.


    5. Из истории народов ханты и манси было известно, что в 17 веке Царь Алексей Михайлович за большую помощь при завоевании и освоении земель остяков (хантов) и вогулов (манси) подарил одному из вогульских (мансийских) князей   большую территорию Европейской тайги в районе Яранска (от слова «яранге» – «чум»)  - ныне Кировской области.

    Этот мансийский князь переселил туда весь многочисленный род, с оленями, чумами и прочим добром. Они жили там долго и хорошо, так как  климат в тех краях намного лучше Ханты-Мансийского! Разводили они оленей, лошадей, которые и зимой питаются подснежной травой. Кто был на «Северах», тот знает, что таежные олени намного крупнее и упитаннее тундровых. Предки марийцев в Моркинском, Куженерском и Сернурском  районах даже охотились на них («пучо», аналогично озеро Пучеер).

    Куда делись эти вогулы (манси)? Конечно, ассимилировались. Мужчины манси женились на марийках, языки в данном случае были хотя и отдаленные, но родственные. А уродов-женщин даже в те годы не брали в жены, изгоняли. Вот вам и «овды», «керемети» и «таргылтыши» (ведьмы).   Отсюда же и браки между мари и овдами, а также общие дети от этих брачных союзов. Надо также отметить, что манси имели свои магические культы, в частности, шаманизм, что, конечно, не могло быть незамеченным марийцами, которые вступали с ними в контакт, вероятно, от этого и пошли разного рода легенды и предания про Овду. (Прислал пользователь по имени Павук)

    Рано или поздно человек вступал в конфликт с Овдами, что могло закончиться плохо как для человека, так и для Овды (мари были воинственным племенем). Но с исчезновением Овды из окрестностей деревни – напасти для людей не заканчивались, приходили моры, от молний часто возникали пожары, происходил падёж скота, умирали младенцы, продолжительность жизни была небольшой и т.д. Все эти факторы марийское народное сознание связывало с проклятием Овды, которые жили в этих краях, но  которых потом прогнали (или убили) люди! Мол, перед смертью Овда прокляла деревню (род, семью), и теперь счастья в этом месте никому не будет! Действительно, если деревня находилась в патогенном месте, то такие «проклятия Овд» сбывались, и людям приходилось, либо уезжать отсюда, либо наблюдать, как чахнет их род!

    Судите сами:

    В 1902 году дворов здесь было  7.

    В 1922 году в деревне Нурото Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 7 дворах проживали 32 человека.

    В 1926 году в деревне Нурото Большешигаковского сельсовета в 7 хозяйствах проживал 31 житель.

    Примерно в 1935 году 7 семей крестьян подали коллективное заявление с просьбой разрешить им переселиться в основной населенный пункт колхоза и оказать материальную помощь в размере 1000 рублей на каждый двор.

    В итоге - выселок Нурото  (Большешигаковского сельсовета)  Указом Президиума Верховного Совета Марийской республики от 27 ноября 1940 года исключен из списка населенных пунктов! Рассказ про эту «заколдованную» деревню (а также про загадочные места вокруг неё) будет в наших следующих статьях, а сейчас особо подчеркнем, что в случае с Нурото (и с другими историями о проклятых деревнях)  есть своя статистика и свои закономерности.

    Из архивных данных сел и деревень Марий Эл (а также на основе собранной нами  информации, часть которой предоставлена читателями сайта)  мы выделили около 25 населенных пунктов (и мест) в различных районах Марийского края, где явно встречаются легенды или упоминания про Овду (о некоторых деревнях мы уже рассказывали), а также существуют объекты (овраги, поляны, рощи, леса), в названиях которых встречается «Овда». Это не может быть случайным совпадением, или игрой фантазии марийского народа. Явно Овды присутствовали в реальной жизни мари, а также и влияли на неё. Марийцы нередко вступали в контакт с этими загадочными существами.

    Таким образом, из географии собранных легенд и преданий видно, что места проживания Овды явно тяготеют к восточным районам Марий Эл, если в западных и центральных районах таких преданий мало (или совсем нет), то в Волжском, Звениговском, и особенно, в Куженерском, Моркинском, Сернурском, Новоторъяльском районах – таких преданий множество!

    Данный факт отчасти подтверждает идентичность Овды и одо-мари (удмуртов), или идентичность с древними пермскими племенами, который проживали здесь тысячу лет назад, но были постепенно оттеснены марийцами на север и восток. Но, как мы уже указывали, при достаточно тесных экономических и хозяйственных связях с удмуртами – вряд ли бы марийцы назвали этот обычный народ – загадочной Овдой. Параллельно с этим, нельзя не отметить, что вполне справедливо примечание фольклористов (например, Акцорина), что по преданиям Овды наиболее часто встречались в следующих районах:

    Первая территория обитания ограничивается междуречьем Илети и Малого Кундыша, вторая охватывает бассейны рек Немда и Иж, включая верхние течения Малой и Большой Кокшаги. В пределах этих территорий распространены марийские  сказания о «свадьбах овд». Здесь же якобы пролегали и «дороги овд», по которым следовали их свадебные процессии. Этих дорог было три: первая - вверх по течению Илети, затем по реке Лаж, вторая - по реке Малый Кундыш и далее на север по Немде, третья - вверх по Малой Кокшаге, потом по реке Иж.

    Как мы видим, множество преданий про Овду сосредоточены в долине реки Илеть, а также в долинах рек Лаж и Немда, но, соответственно, здесь же расположены отроги Вятского увала. По легендам же – обычное поселение Овды располагается в пещерах, глубоких оврагах и в карстовых норах! А пещеры как раз сосредоточены в  горах и возвышенностях  Вятского увала (Сотнурское нагорье, Карман-Курык, Ёртур-курык, Маришойская и Визимбирьская горы, Каменная гора и т.д.). Поэтому не случайно совпадение многих легенд с территорией Вятского увала! («Команда Кочующие»).



    Список деревень с упоминанием Овды

    1. Деревня Кусола находится на расстоянии 6 км на северо-восток от д. Петъялы (Волжский р-н). Предание гласит, что деревню в давние времена прокляла Овда, которую чем-то обидели жители деревни. Овда предсказала, что деревня постепенно исчезнет с лица земли. Деревня действительно постепенно таяла. Молодые уезжали в города, некоторые строили дома в соседнем селе Сотнур. Дома сиротели, часто бывали пожары. Как правило, огонь охватывал не один двор, а сразу 4-7 хозяйств.


    2. По преданиям мари, живущих около села Помары, в древности на этих землях жил «дикий» лесной народ, который после заселения этой территории марийскими племенами, пропал неизвестно куда (Волжский р-н).



    3. Есть любопытная легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Эта деревня расположена километрах в 7 от Петьял Волжского района. Между этой деревней и деревней Малые Олыкьялы (теперь такой не существует давно), на берегу реки Петьялки, в отдалении от всех, жила овда. Это была старая уже, но, как бы сейчас сказали, хорошо сохранившаяся женщина. Даже для своего возраста она выглядела красивой, сохранив стать и физическую силу. Жила она с дочкой, которая была тоже очень красивой. Жили они во вполне определенный временной промежуток – несколько десятков лет, до, по некоторым данным, 1905 года. Примерно в это время старая овда умерла, а дочь ее куда-то уехала. Вела себя эта овда, как и прочие – лечила людей, колдовала понемногу, брала за это продукты и различную утварь. Дочь ее в ночи, когда светила полная луна, похищала из стада коней и скакала на них так, что к утру они были все в пене. Но каждый раз возвращала их в стойло.


    4. Кужмара - одно из древнейших сел марийского края (Звениговский р-н).  Существует предположение, что селу не менее тысячи лет. В те времена на Волге обитали бургасы - одно из многих финно-угорских племен. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата - к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность «кужмарцам» - полянным или долинным жителям - основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли «Овда», так как в их роду главенствовали женщины.


    5. Деревня Нурото (Звениговский р-н).  

    8 1902 году дворов здесь было уже 7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин как следует ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду - или кто-то умирал, или один из домов сгорал.


    6. Предание про Овду есть у жителей села Исменцы (Звениговский р-н).  

    В древности один крестьянин на лугах сохранил для Овды (по её просьбе) стог сена, чтобы она могла  там ночевать. После чего Овда пообещала, что у крестьянина сено (трава) никогда не кончится. Действительно, около села всегда были обильные луга и пастбища, что позволяло вести успешное животноводство.


    7. Деревня Макарово Куженерский р-н;

    Существует легенда, что эта деревня была проклята ведьмами. По легенде, по деревне протекала речка, около которой водились ведьмы. Днем ведьмы спали, а в полночь приходили в деревню и до утренних петухов катались на лошадях, отпущенных в ночное. Дед Макар решил поймать ведьм, смазав перед ночным спины лошадей дегтем. Одна ведьма попалась, дед Макар ее убил. Ведьма прокляла деревню: «Пусть в этой деревне никогда не будет больше 7 дворов». Речку, где водились ведьмы, жители назвали Овда корем.

    В 2003 году из деревни уехали последние жители.


    8. Нурсола – Овда корем (Куженерский р-н). 

    Загадочный овраг, где по легендам обитали Овды.Чуть в стороне от Горняка, у деревни Нурсола находится еще один знаменитый овраг – Овда-корем. Именно здесь по местным преданиям жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Женщины-овды обладали столь огромными грудями, что им приходилось перекидывать их на спину. 

    Любимое развлечение овд – катание по ночам на украденных у местных жителей лошадях, причем садились они на лошадь весьма своеобразно – вдвоем, спиной друг к другу. Наутро хозяева находили коней загнанными и мокрыми от пота. По легендам, по проклятию овд в незапамятные времена ушла под землю деревня Нольнур, находившаяся недалеко от верховьев Овда-корем.

    Левый склон оврага – практически голый, с редкими вкраплениями кустов и одиноко стоящими деревьями, зато правый покрыт зарослями ельника вперемешку с можжевельником. Здесь встречаются можжевельники, достигающие рекордной для наших мест восьми–девятиметровой высоты! Говорят, что еще относительно недавно – в послевоенные годы – на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале шестидесятых овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.

    Исследователи поначалу относились к этим рассказам со скептицизмом, пока не услышали – уже из Кировской области о случаях встреч с йети – таинственным снежным человеком. Организовали экспедицию по его следам и, говорят, следы эти нашли. При этом «стоянки йети» очень напоминали все, что связано с марийскими овдами…


    9.  Деревня Мари-Шои (Куженерский р-н).

    На расположенной рядом с деревней горами (тут проходит Вятский вал) местные жители и пастухи находили карстовую пещеру, где якобы кто-то жил.   Старые жители считают, что в ней в древности обитала семья Овды (вероятно, еще до появления деревни Каменная гора). В отличии от пещеры овды горы Карман-Курык или тех же пещер на севере Вятского Увала, кроме легенд, в пещере Каменной горы есть следы обитания Овды!  

    Те немногочисленные храбрецы,  как известно, мари демонизировали овду, поэтому места их обитания считались нечистыми), кто в ней побывал по необходимости (известен один случай,  когда искали пропавшего козленка), описывали в глубине что-то наподобие стола и лежанку. Местные жители  д. Визимбирь и д.Мари-Шои не сомневаются ( по крайней мере старики) в существовании в совсем недалеком прошлом в окрестностях этих деревень овды. 


    10. Деревня Акпатырево, Мари-Турекский р-н;

    Сохранилась легенда, согласно которой деревня была проклята Овдой - мифологическим существом женского пола, обладающим сверхъестественными способностями. За какие-то обиды, нанесенные ей, Овда якобы заповедовала деревне не иметь более 30 домов.


    11. Деревня Тумерсола, Медведевский р-н;

    Существовала даже такая легенда: жителей заколдовала овда, поэтому не было высокой рождаемости детей. Число коренных жителей достигало лишь 70-75 человек. И дальше число домов не было больше семи: В 90-е гг. XX в. д. Тумер вошла в совхоз «Пригородный». В ней 7 хозяйств, где проживают 16 человек. В деревне к 2002 г. -7 деревянных домов, 4 дачных. Проложен водопровод.



    12. Деревня Сапуньжа, Моркинский р-н;

    Деревня расположена в 5 км юго-западнее с. Шоруньжа. По рассказам старожилов, название произошло от древних переписчиков во времена Екатерины Великой, которые пытались узнать название этой местности. Жители не понимали русского языка и подумали, что переписчики спрашивают направление дороги, ответили «Шап», а дорога ведет в Шоруньжу. Таким образом, деревню и записали «Сапуньжа». Соседи, татары, называли поселение «Яибаса», что означает «душу забирающий». Это объясняется наличием на окраине одного из оврагов «Куполат» останков развалившихся нор и землянок. По преданию, здесь проживали овды, марийские ведьмы.


    13. Деревня Пашкансола; Моркинский р-н;

    Около деревни расположено нечистое место, называемое местными Овда-нур. Якобы в древности на этом поле водились овды, которые по ночам катались на лошадях.


    14. Деревня Папанино, Моркинский р-н;

    В окрестностях этой деревни, в глухих лесах парка Марий Чодра, находили странные жилища, типа землянок, но сделанные явно не человеком. Эти землянки были обитаемы. Также  в окрестных лесах якобы видели людей в звериных шкурах.


    15. Деревня Юрдур, Моркинский р-н;

    Около деревни расположена Юрдурская гора (Ёртур курык), где по преданиям в пещерах и норах жила семья Овды. Их застали первопоселенцы, которые переселились в этот дремучий край с правого берега Волги. По легенде конфликтов между людьми и Овдами не было. Потом (когда деревня стала расти) Овды ушли куда-то в безлюдную тайгу. Данное предание есть на сайте.


    16. Деревня Абдаево (Овдасола), Моркинский р-н;

    Деревня Абдаево расположена в 5 км севернее центра сельсовета, д. Коркатово, вблизи автотрассы Морки-Йошкар-Ола. Около деревни раньше располагалась проклятая деревня Посянур, которую за что-то  прокляли овды. После чего деревня потихоньку вымерла. Рядом располагаются Большой и Малый Карман-Курык, где в подземных пещерах по преданиям также обитали овды. Остатки пещер сохранились до нашего времени.


    17. Деревня Ямаши; Новоторъяльский р-н,

    Не существующая ныне деревня. Находилась в 3 км к северо-востоку от центра сельской администрации, деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг - Овда корем, есть предание, что в этом овраге раньше обитало семейство Овды. К западу от деревни находилась молельная роща - Саваран кусото. 

    До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление. В годы Великой Отечественной войны многие мужчины погибли. Жители деревни постепенно переезжали в другие места. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 5 апреля 1973 года деревня Ямаши исключена из учетных данных административно-территориального деления.


    18. Деревня Шемермучаш, Новоторъяльский р-н,

    В окрестностях селения множество оврагов: Йошкар корем, Овда корем, Йуле корем, Лакенур корем.


    19. Деревня Кокшамбал (Какшамбал), Новоторъяльский р-н,

    Не существующая ныне деревня. Находилась на расстоянии 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название означает «за рекой Какшан». Селение располагалось у реки Какшан, берущей начало от родников деревни Максакродо и впадающей в реку Немда. Возле селения есть овраги: Овда вынем, Тосмет корем, Арака шолтымо корем, Сакар корем, Кусото корем. В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 19 человек, из них 8 не вернулись. С 1 января 2002 года деревня Кокшамбал в документах не числилась. Зимой здесь уже никто не живет. А на лето приезжают два жителя - бывший учитель В.К. Веденькин с супругой Л.М. Веденькиной.


    20. Деревня Кожласола (Ельниково), Новоторъяльский р-н,

    Не существующая ныне деревня. Находится в 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Старый Торъял. Деревня находилась на ровной местности, с двух сторон была окружена оврагами, один из оврагов имел название Пий корем (Собачий овраг). Вокруг рос хвойный лес. В старину, когда раскорчевывали поля, вокруг деревни образовалось несколько перелесков: Чашка (Ельник), Аганур (поле), Пунчерйымал (Сосновый бор), Овда чодыра (Ведьмин лес).


    21. Деревня Веденькино, Новоторъяльский р-н,

    Находится на расстоянии 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название восходит к личному имени Воденга. На левобережье к северу находилось болото, его осушили, и журавли, селившиеся в этих местах, навсегда их покинули.  На возвышенности, недалеко от луга, находится молельная роща. В настоящее время это место считают неблагоприятным, там не пасут скот, обходя его стороной. За оврагом Эман корем была глубокая яма - Овда вынем (Овдин провал).


    22. Деревня Обдасола, Сернурский р-н,

    Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола.

    Обдасола - официальное название деревни, местные - Овдасола, Овдаево. С названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.


    23. Деревня Нижний Кугенер, Сернурский р-н,

    Находится в 1 км от центра сельской администрации, деревни Верхний Кугенер. По преданиям, первыми жителями являлись переселенцы из-под Казани, из деревни Коймары. Название Койсола пришло вместе с переселенцами. Кой - марийское мужское личное имя, сола – «селение, деревня», то есть «селение Коя». Рядом с селением имеется священная роща Овда салма кусото (интересно, что дословно с марийского это: священная роща Сковорода Овды).



    24. Деревня Лажъял, Сернурский р-н,

    Находится в 12 км к юго-востоку от поселка Сернур на берегу реки Лаж. Является центром Лажъяльской сельской администрации. Название в переводе на русский язык означает «деревня на реке Лаж». По преданию, первыми здесь поселились марийцы, пришедшие со стороны Атни и реки Волги. Другая часть марийцев пришла со стороны реки Вятки. У въезда в деревню находится Никитин овpаг (Мигытан корем, Пигдан корем), другой овраг рядом называется Салтак корем (Солдатский овраг). За Солдатским оврагом находится Овдасалма корем, где по легенде жили Овда.


    25. Деревня Кочанур, Сернурский р-н,

    Находится в 11 км от центра сельской администрации, деревни Дубники. Название в переводе с марийского языка означает «дедово поле». По местному преданию, в жаркую летнюю пору мимо безымянного поселения проезжал свадебный поезд. Напившись холодной родниковой воды, люди заболели: у них опухли щеки и губы. Поэтому, проезжая мимо родника, обычно говорили: «Нас поймал этот родник». Так починок при роднике получил название Кучанур, что в буквальном переводе означает «поймал» или «держит поле». («Команда Кочующие»).


    1 2 3                         















    Категория: ПРИВИДЕНИЯ | Добавил: admin (15.01.2017)
    Просмотров: 1325 | Рейтинг: 5.0/2