Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Оттон Фрейзингский - Хроника, или история двух градов. 1
    Оттон Фрейзингенский

    (1114 - умер 1158) - немецкий писатель, историк, сын Леопольда III. Принял духовный сан, занимался в Париже, вступил в орден и стал настоятелем монастыря в Моримонте, в Бургундии, а потом был избран епископом Фрейзингенским.

    Своей пророческой историей будущего «О двух государствах». Хроника проникнута пророческими предупреждениями, дня Божьего суда над человечеством. Оттон заслужил почетное место среди немецких историков средних веков.


    «Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится
    око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Еккл.1:8)

    Хроника, или история двух градов

    1. Как учит нас Священное Писание, град Христов сначала претерпит насилие, оказавшись под властью тиранов и неверных царей, во-вторых, (испытает) коварство еретиков, в-третьих, по прошествии времен преследований будет терзаем ложью лицемеров, но последнее - и самое тяжкое – (испытание) как насилием, так и коварством и ложью произойдет при Антихристе.

    Он называется антихристом как противник Христа из-за того, что выдает себя за Христа, но противопоставляет себя Христу во всем: в жизни и в учении. Ибо «анти» по-гречески означает «против». Далее, на основании того, что говорит авторитетное свидетельство: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, считается, что он выйдет из рода Данова, причем из рабского сословия.

    2. О том, какие знамения будут предшествовать его появлению, говорит апостол в послании к Фессалоникийцам: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему, пока не наступит его время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

    И выше: Доколе не придет прежде отступление и не откроется сын беззакония, сын погибели, и так далее. Некоторые относят эти слова к Нерону, во времена которого писал Павел, о чем, насколько я помню, говорилось выше. Другие же полагают, что здесь речь идет о дьяволе, членами которого являются все, кто принадлежит к проклятому граду, и говорят, будто Павел считал, что дьявол, который тогда осуществлял тайну беззакония, преследуя святых с помощью своих членов, в свое время, то есть в конце света, должен открыться, чтобы раскрыть явное нечестие и все собранные силы при освобождении антихриста.

    Поэтому ты читаешь в Апокалипсисе, что по прошествии тысячи лет (таким числом (Иоанн обозначает) полноту времен) сатана, который сейчас, как известно, связанным обитает в сердцах проклятых, заключающих в себе злобу, словно в пропасти, будет освобожден, то есть вырвется на свободу, чтобы показать свое распутство, и бросит собранные силы против града Христова.

    Примечательно, что Павел называет всю злобу нынешнего дня не беззаконием, но тайной беззакония, чтобы показать этим, что все тяготы, которые церковь претерпела со времен первого преследования до антихриста, по сравнению с тем, что ей придется претерпеть, не беззаконие, но как бы тайна, то есть лишь видимость беззакония.

    А «тайной» (misterium) названо здесь нечто скрытое, ведь о вещи секретной мы обычно говорим «мистическая»; тогда смысл сказанного будет следующим: в то время гонение будет столь явным, столь опасным и столь кровавым, что все, что церковь терпит теперь или претерпела раньше, в сравнении с этим может считаться как бы скрытым преследованием.

    То же, что он прибавляет далее: Не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, кажется, подходит по смыслу сказанному выше, подобно тому как тот, кто сейчас держит пороки под покрывалом благочестивого стыда, пусть держит, пока не наступит время, когда им порокам будет позволено бесстыдно и открыто выйти в среду, то есть на люди.

    Очевидно, то же означает и сказанное ранее: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему, пока не наступит его время, другими словами: он откроется не раньше, чем наступит время высшей злобы Аморреев, в которое ему надлежит явиться. Поэтому Павел и рассказывает, что его антихриста явлению будет предшествовать отпадение. Ибо на самом деле глава заблуждения появится тогда, когда почти весь мир, покинув истину, отпадет от Творца истины.

    Некоторые на основании слов: пока не будет взят от среды удерживающий теперь - относят отпадение к империи (regnum), очевидно, в таком смысле, что когда все из любви к злодейству сопротивляются правосудию и вследствие этого отпадают от правосудия государства, тот, кто стоит во главе империи, падет так низко, что не будет к нему уважения «от среды», то есть от его общины, словно он какой-нибудь простолюдин.

    И поэтому, говорят они, апостол поместил это под покрывало слов, очевидно, чтобы не быть обвиненным в клевете на Римскую империю, которую сами римляне считали вечной. Они полагают, что к этому относятся и следующие слова: «То, что он удерживает, вы знаете», то есть: «Я хочу, чтобы то, что известно вам, после явной демонстрации узнали и другие». Иные относят эти слова в таком же смысле, в каком мы говорили применительно к империи, к священству и римскому престолу.

    3. Объявив, какие знамения предшествуют явлению антихриста, продолжим рассказ о самом его приходе и о том гонении на град Христов, которое будет тогда. Когда Господь проповедовал иудеям, но не был услышан ими, Он среди прочего сказал: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя Мое, того примете.

    И Павел говорит: За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Павел не побоялся сказать, что Господь пошлет его. Ибо злые, хотя бы и много притесняли град Божий не по закону, а по несправедливости, могут совершать только то и в такой мере, как им дозволено.

    Поэтому и говорится, что злой дух от Бога напал на Саула. «Злой», так как обладает злой волей, но «от Бога», так как получил от Него справедливейшую власть. И если Господь дозволяет править всем проклятым, то сколь менее вероятно, что глава всех проклятых получит власть для временного процветания и жестокого преследования праведных, если не будет на то Его воли.

    Итак, пошлет его Господь, потому что антихрист сможет проявить злобу, заключенную в его сердце, лишь постольку, поскольку Он Господь ему позволит. Но возникает вопрос: почему Господь позволяет столь чудовищно преследовать свой град, зачем дает своему врагу такую силу злодействовать?


    «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
    будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3)

    Но нет ничего удивительного в том, что Господь, который поднял свою церковь из ничего и возвысил ее до величайшей земной вершины, как мы сказали выше, подвергнет ее накануне триумфа последнему испытанию, чтобы она перед тем закалилась в тяжелейшей борьбе, и не застыла в любви своего Творца, развращенная долгой праздностью.

    Гонение же это будет осуществляться, как сказано выше, посредством насилия и коварства, но насилие будет производить, как мне кажется, не сам антихрист, но с помощью наделенного властью лица. Поэтому и псалмопевец говорит: Он сидит в засаде, скрывая богатство, чтобы убить невинного, то есть он будит тайными происками сильных мира к тому, чтобы они явно подвергли святых мучениям. И этот властитель, я полагаю, называется в Апокалипсисе зверем.

    Потому что сам антихрист в том же сочинении именуется лжепророком, дьявол же - драконом, обольщающим народы. Из этого можно заключить, что сам антихрист явится лицемерно, внешне не причиняя святым мучений, но он будет коварно обманывать мир лживыми знамениями, видимостью набожности и подобием доказательств, мучить же святых он направит какого-нибудь властителя, которого возьмет для этого дела себе в помощь. Если же кто настаивает, что тот властитель, которого он заполучит себе, - один из римских императоров и именно он назван зверем, я того не осуждаю.

    4. Поскольку выше мы уже засвидетельствовали, что в жизни и в учении антихрист является полной противоположностью Христу, расскажем теперь с Божьей помощью, какими будут его жизнь и учение. О жизни же его известно следующее: поскольку Христос, сойдя с небесного престола Отца Своего, унизил себя ради искупления рода людского, этот, стремясь подняться из глубин преисподней и превозносясь выше всего, называемого Богом, возвысится, чтобы обмануть людей.

    Тот, скрывая свою силу и божественную исключительность, предоставил приятую плоть плетям и плевкам, этот же, презрев свою тленность и возомнив себя богом над людьми в том, чего нет, будет ожидать от людей славы и почета. То же, на сколько учение его расходится с учением Христа, яснее ясного, ибо Господь, явившись со словами:

    Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, проявил себя, как наставник смирения, а тот, говоря: Мои реки, и я создал их, покажет себя наставником гордыни. И заметь, что он найдет, прежде всего, две стороны нашей веры, которые дают почву для злонамеренной критики, а именно то, что она проповедует вещи, которые, с одной стороны, противоречат человеческому рассудку, а с другой - стремлениям плоти.

    Нашему рассудку противоречат, например, роды девственницы, таинство алтаря, поклонение распятию, вера в то, что Бог есть человек, и прочее. Желаниям противны, например: Кто хочет идти за Мною и так далее, и, если кто не отрешился от всего, что имеет, не может быть Моим учеником, и: Горе вам, богатые, и: Блаженны нищие духом и так далее.

    Так будет он склонять умных на свою сторону обоснованиями и доказательствами, глупых прельщать удовольствиями от вещей преходящих, но и тех и других совращать лживыми обещаниями. Поэтому Господь говорит в Евангелии: то время антихриста будет настолько опасным, что будут введены в заблуждение, насколько возможно, даже избранные.

    И в Книге Иова мы читаем, что «роскошной будет пища его». Ибо тех, кто, следуя человеческому рассудку, размышляет о причинах вещей, легче склонить к отказу от веры с помощью рассуждений и доказательств, чем заставить сделать это запугиваниями, или прельщая удовольствиями этого века. О жизни и учении антихриста сказано довольно.

    5. Пока же он будет проповедовать, совращая род человеческий, и прежде всего народ иудейский, явятся, как полагают, Енох и Илья (один из которых был до Завета, а другой при Завете), которые доживут до этого времени, чтобы вернуть своим авторитетом обманутый лжеучением мир к познанию истины.

    И об Илии ты читаешь в книге пророка такие слова Господа: Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и явленного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их... Об обоих же ты найдешь в Апокалипсисе, что они погибнут от рук Антихриста, а затем и он сам будет сражен духом уст Господа, поскольку кровь этих и других святых взывает к отмщению Божьему, чем и будет положен конец гонениям.

    6. Слова из той же книги: до времени и времен и полувремени - в скрытой форме означают, что это испытание растянется на три с половиной года, то есть как раз настолько, как предсказал Господь. Такое авторитетное сочинение, как Апокалипсис, говорит яснее: Они будут попирать святой город сорок два месяца.

    Господь открывает нам, что столь краткое время предусмотрено милосерднейшим судьей ради избранных из-за чудовищности гонений, в следующих словах: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни

    7. На основании следующих слов пророка: Хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется, полагают, что после гибели главы нечестивого града народ иудейский, обнаружив обман, обратится к истинной вере. После этого наступит время покаяния, продолжительность которого скрыта ото всех смертных.

    Итак, свершится все, что предсказано, и появятся необычные знаки в солнце, и в луне, и в звездах, все будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, придут погибель проклятому граду и торжество града Христова, как речет глас истины, ласковыми словами утешая своих:


    «Ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали,
    и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им» (Иез.23:37)

    Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие, и настанет день Господень, который застанет врасплох обедающих и пьющих, женящихся и выходящих замуж, словно тать в ночи, опять же следуя словам Господа, то есть придет неожиданно. И это, надо верить, устроено не жестоко, но мудро, по причине великого провидения Творца, чтобы мы постоянно трепетали перед приходом Судии и всегда были готовы дать Ему отчет.

    Пусть поднимет меня, уже долго коснеющего в праздности и как бы спящего духом из-за разных забот, спасительная труба, чтобы я смог рассказать о последних временах. Ибо если ее звуки не пробудят объятого сном лени, то, что же поднимет мертвых? Я признаю, что, поскольку мое сознание уже давно рассеивалось на множество дел, я положил себе, ничтожному, просто недостойному говорить о столь трудных вопросах, перст на уста, предпочитая скорее пройти эти трудные дни, молча, чем рассуждать о подобных вещах в смятении души.

    Ведь я знаю, что Он сказал: Остановитесь и познайте. Я знаю также, что смятение - плохой советчик, а мудрость - подруга праздности - не терпит служебных обязанностей. Едва ли я когда-нибудь смогу освободиться от них полностью, однако, я полагаю, придет день, когда они будут тяготить меня хоть немного меньше.

    Посему в это время воскресения мы начинаем рассказ о конце света и воскресении мертвых, надеясь не на собственные силы, а на поддержку Того, Который умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, всеми средствами взывая к Нему, чтобы Он позволил нам пробудиться от смерти души и достойно поведать о столь великой тайне.

    8. Когда они, согласно словам апостола, будут говорить «мир и безопасность», постигнет их пагуба, и все испепелит страшная сила огня. Это уничтожение мира посредством огня не только истинно предсказали наши отцы церкви, исполнившись пророческого духа, но и предугадывали в своих суждениях о природе некоторые из язычников, опиравшиеся на человеческий разум. Вот ведь и первейший из философов - Платон, исходя из тайных оснований природы, утверждает в своем «Тимее», что мир сначала должен очиститься водой, затем огнем; да и один из поэтов говорит о том же самом так:

    Вспомнил... что некогда время наступит,

    Срок, когда море, земля и небесный дворец загорятся,

    Гибель будет грозить дивнослаженной мира громаде...

    Но и Сивилла в пророчестве о Христе ясно упоминает, об этом величайшем пожаре и последнем суде. Важно также, что Иосиф Флавий, который тем тоньше смог разобраться в причинах вещей, чем ближе он увидел, как все происходило с самого начала, был первым человеком, предсказавшим одно уничтожение вселенной силой огня, другое - множеством воды.

    В согласии с ним слова и одного из наших, Петра, сказавшего: В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

    И ниже: Придет же день Господень великий, и тогда небеса с шумом прейдут. Некоторые хотят понимать эти слова так, будто Петр полагал, что пламя огня должно достигнуть того же уровня, ниже которого прежде, как известно, все поглотили воды потопа. Ибо он говорит «небо и землю», понимая под небом эти нижние небеса.

    Поэтому мы и говорим, что птицы небесные погибли прежде от разлившихся вод, те же, нынешние, содержимые тем же словом и сберегаемые огню, должны быть уничтожены или изменены в лучшее огнем таким же образом и в той же степени, как прежде водами потопа.

    9. Тут уместно спросить, каким образом, согласно такому авторитету и свидетельству самой истины, небо и земля прейдут или, скорее, погибнут, если псалмопевец говорит: Они погибнут, а ты пребудешь. Ибо, как же первоначальные творения, созданные прежде всех других, погибнут, если считается, что никакая субстанция не может, исчезнут совершенно, да и Священное Писание, перечислив сперва все тленное и преходящее, говорит:

    Земля же пребывает во веки. Неужели земля устоит, а небо, которое и достойнее, и выше, погибнет? Это сомнение разрешится легче, если мы внимательно рассмотрим, о чем говорится в первом и о чем во втором случае.

    Ведь мы употребляем глагол «преходить» в разных смыслах: есть переход от небытия к бытию, или от бытия к небытию, или же от бытия к иному бытию, таким образом, переход бывает, если употребить придуманное слово, или переходом «одругонения», когда нечто делается совершенно другим, или «обынаковления», когда нечто становится несколько иным.

    В Священном Писании говорится, что этот переход «обынаковления» совершается различным образом, то есть или от добра ко злу, или от зла к добру, или от благого к лучшему, или от дурного к еще более худшему. От добра ко злу перешел Люцифер, сделавшись из ангела дьяволом, обратившись от жизни к смерти. От зла к добру - Павел, ставший из гонителя христиан апостолом, перейдя от смерти к жизни. От дурного к худшему - Ирод, сменивший телесные муки на жесточайшие мучения геенны.

    От благого к лучшему - каждый верующий, который, приняв постриг и тем самым отвратившись от временных благ этой жизни, переходит к награде вечного воздаяния. И даже о Христе говорится, что Он перешел от мира сего к Отцу. Следовательно, когда говорится, что небо и земля прейдут, вовсе не предполагается, что они склонятся от бытия к небытию, то есть должны быть уничтожены (что означало бы перейти к совершенно другому бытию), но что они должны быть преобразованы и изменены из нынешнего состояния в несколько иное, прекраснейшее и далеко превосходящее нынешнее.


    «Иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не
    трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!» (Еккл.2:21)

    Поэтому и у Павла: Проходит образ мира сего. Он говорит «образ», а не «природа». И псалмопевец не то ли речет: Они погибнут, и, чтобы нам было понятнее, добавляет: Как риза обветшают, и как одежду ты переменишь их, - и изменятся. Этим он как бы говорит: эти разлагающиеся, словно постаревшие от долгой и разнообразной порчи, элементы ты обнаружишь преобразившимися в лучшем состоянии, словно более приличествующую для того состояния одежду.

    Хотя, если мы хорошенько посмотрим не только, что, но и кому он это говорил, едва ли нас удивит, что сказано, будто небо и земля прейдут. Он ведь к Богу обращается со словами: Они погибнут, а Ты пребудешь, и вновь: Как риза обветшают, и как одежду Ты переменишь их, - и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

    Итак, учитывая, что это говорится Богу: Ты же пребудешь, и: Но Ты тот же, и лета Твои не кончатся, ты не удивишься, что должна погибнуть, состариться, перемениться вещь наистабильнейшая, но тварная, в сравнении с неизменностью и постоянством своего Творца, по отношению к чистоте которого вещи наичистейшие не могут быть признаны чистыми, как говорится: звезды не чисты в очах Его.

    Следовательно, не будет уничтожена сущность (substantia), но изменен образ (figura). Новое небо и новая земля будут облачены новым убранством, приличествующим новым телам для нового предназначения, очищены по удалении всякой грязи и скверны наподобие рая Божьего.

    Есть и такие, которые говорят, что двух элементов, воздуха и воды, не останется, поскольку после воскресения они будут не нужны; и один превратится в землю, другой - в эфир. Поэтому и в Апокалипсисе: И моря уже нет. Ведь Иоанн не сказал, что море прейдет, как выше говорится о небе и земле, но что его не будет.

    Другие полагают, что они не исчезнут вовсе, когда их «не будет», но подобно земле изменятся в лучшее качество, ведь тот же Иоанн в Апокалипсисе свидетельствует, что он видел стеклянное море, что, однако, как кажется, следует понимать не буквально, а в мистическом смысле (misterialiter). Это о воде.

    Воздух же или перейдет в тонкость (subtilitas) эфира, или же, не теряя своей сущности, сделается проясненным и очищенным, если только не вводит в заблуждение такое понимание сказанного, что небо и земля прейдут. Поэтому мы не порицаем и того, кто, более тонко изучив этот вопрос, будет утверждать, что сам эфир станет участником этого очищения и перейдет в состояние большей проясненности (claritas) и что именно в этом смысле сказано, что небо прейдет.

    10. Когда все это закончится, наступит восьмая эра и произойдет воскресение мертвых. И воскреснут все, но не все одинаковым образом. Одни, согласно Даниилу, из праха земли пробудившись, восстанут для жизни вечной, другие - на вечное поругание. Здесь нужно особо отметить, что есть два вида воскресения, а именно: воскресение души и воскресение тела.

    Совершать их будет, в силу природы каждого, Христос, Сын Божий, первым возродившийся из мертвых. Ведь «жизнью тела является душа, а жизнью души - Бог», и, следовательно, поскольку Христос - Бог, души, мертвые во грехе, пробуждает Слово - Сын Божий, но поскольку Христос - человек, тела воскрешает Человек, Сын Человеческий.

    О чем и сам Иисус говорит в Евангелии такими словами: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. Здесь, без сомнения, речь идет о первом воскресении, так как сказано: «Настало уже». Затем о втором воскресении он говорит: Как Отец имеет жизнь в Себе Самом, так и Сыну дал иметь жизнь в Себе Самом.

    Поскольку только Бог имеет жизнь в Себе Самом, Он не получает жизнь откуда-либо извне, но является живым из самого Себя, от самого Себя и в самом Себе. Для Него жить и означает быть, и у Него нет иного бытия, помимо жизни, ибо Он Сам и есть жизнь. Потому жизнь, идущая от Него, - это и есть жизнь вообще.

    Ибо мы Им живем и движемся и существуем, без Него не живем, не движемся, не существуем, так как жизнь есть то, что свершается не само по себе, но в Нем. Так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, то есть из милости дал иметь человеку, в которого воплотился Бог, потому что Бог - Сын Божий имел это изначально в силу своей природы.

    И, продолжая свою мысль, Иоанн говорит следующее: «И дал ему власть производить и суд, потому что он есть Сын Человеческий». То есть подразумевается, что Господь дал Христу иметь жизнь в себе самом, и дал также власть производить суд, не потому, что Христос - Сын Божий, но потому что Он - Сын Человеческий. Ибо не от того, что Христос - Сын Божий, что-либо дал Ему Отец, или же получил Он какую-либо власть от Отца, которому Он единосущен и совечен, ибо столь же всемогущим рожден в вечности, ведь тогда бы мы сказали «породил» вместо «дал».

    Теперь послушаем, что далее говорит Иисус о втором воскресении: Не дивитесь сему. Ибо наступает время. Время действительно небывалое, не то, которое есть сейчас, но когда находящиеся в гробах услышат глас Его и изыдут. Выше Он сказал: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут, объявляя, что первое воскресение Он свершает по своей воле в качестве Бога, Сына Божия.

    Во-вторых, Иисус имел в виду второе воскресение, когда сказал, что Отец дал ему власть производить и суд, потому что он есть сын человеческий, и потом добавил: Не дивитесь сему, ибо наступает время, когда находящиеся в гробах услышат глас его и изыдут. Что означает: не удивляйтесь тому, что, получив власть производить суд как сын человеческий, я получил и власть вызывать из гробов к жизни тела, умершие в грехах.

    Итак, кто при первом воскресении был разбужен от смерти души, при втором перейдет неизменным от тления к нетлению. Потому-то и сказано: Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом, над ним смерть вторая не имеет власти. Так и наоборот, тот, кто, погибая в грехах своих, не стал участником первого воскресения, тот проклят и осужден на вторую - вечную - смерть.


    «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня!
    Я спасал их, а они ложь говорили на Меня» (Ос.7:13)

    11. То, что восстанут мертвые, утверждают не только Евангелия и апостолы и учителя Нового Завета, это предсказывали и ветхозаветные патриархи, исполнившись пророческого духа. Вот свидетельство из Нового Завета законодателя Моисея, которое Господь привел, желая опровергнуть саддукеев: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, ибо не есть Бог мертвых, но живых.

    И в книге Иова говорится: Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Я верю, что Искупитель мой жив и в последний день я буду восставлен из земли. И об этом же говорится у Иезекииля: «Кости сухие! слушайте слово Господне!».

    Так говорит Господь костям сим: Вот, я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете. И ниже: И стали сближаться кость с костью своей. И далее: Вот, я открою гробы ваши и выведу вас, народ мой, из гробов ваших. Как, спрашиваю я, мог бы он яснее сказать о предмете столь глубоком, столь тайном, столь сокровенном? Ведь он предсказывает, что хотя кости и сухи, не имеют в себе семени и потеряли жизненную силу, но в них вырастут жилы, они обрастут плотью, покроются кожей, оживятся духом и, наконец, будут выведены божественной силой из гробов своих.

    Впрочем, и то соображение, о котором вспоминает Павел, когда говорит: То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет, побуждает нас верить в воскресение, а именно то, что мы видим, как ежегодно земля обжигается летним зноем; обожженная, высушивается осенней сухостью; высушенная, убивается зимним холодом и вновь поднимается обильной живительной весенней влагой как бы от смерти. И точно так же, как Создатель всего совершает нечто посредством естественных причин, заложенных Им в природе, Он может совершать нечто иное, посредством потенциальных причин, сохраненных Им в Себе.

    12. Сказав об этом, нужно рассмотреть, каким образом, в каком возрасте, какого пола, в каком обличье восстанут мертвые. И прежде всего, следует знать, что все тела человеческие, будь то поглощенные водой, или истребленные огнем, или превратившиеся в прах в недрах земли, или разорванные или пожранные дикими зверьми, или расчлененные и рассеянные в разные стороны, при возвещении Господнем, при гласе Архангела и трубе Божией непременно возвратятся к прежнему состоянию жизни.

    Ибо все воскреснут, - как говорит Августин, - такими же по росту, какими были, или могли бы стать в юношеском возрасте, хотя не было бы препятствием, если бы восставшие тела имели облик младенческий, или старческий, поскольку не останется никакой слабости, ни умственной, ни телесной.

    Поэтому, если кто-нибудь настаивает, что каждый воскреснет в том телесном виде, в каком умер, заводить с ним из-за этого трудный спор не следует. Некоторые ввиду слов: «Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» и «станем подобными образу Сына Божьего», полагают, что женщины воскреснут не в женском, а все в мужском теле, так как Бог сотворил из земли одного лишь человека, и уже от мужчины - женщину.

    Но по моему мнению, вернее смотрят на дело те, которые не сомневаются, что воскреснет и тот, и другой пол. В самом деле, там не будет уже похоти, которая служит причиною стыда. Поэтому тогда тела человеческие очистятся только от недостатков, но природа останется. Женский же пол не недостаток, а природа.

    Ибо женские члены будут служить не прежнему употреблению, но новой красоте, которая будет вызывать у взирающего не вожделение, какового не будет вовсе, а восхвалять милость и премудрость Бога, который и не бывшее сотворил, и сотворенное избавил от порчи. И чуть дальше: Женщина представляет собою такое же творение Божие, как и мужчина; и то, что она произошла от мужа, служит указанием их единства. И, следовательно, Тот, Кто сотворил оба эти пола, оба и восстановит. Так говорит Августин.

    Излишне обсуждать их внешний вид. Ибо нельзя поверить, что к жизни, в которой все должны освободиться от несоразмерностей и уродств, гиганты будут вызваны огромными, какими были, карлики такими же ничтожно маленькими, расслабленные и скрюченные такими же немощными, эфиопы сохранят свой отвратительный цвет, а толстые и тонкие - свою полноту или худобу.

    Там же Августин говорит: Всякая красота тела состоит в соразмерности частей, вместе с некоторым изяществом цвета. Где нет такой соразмерности в частях, глаз наш оскорбляется чем-либо или потому, что оно криво, или потому, что мало, или потому, что слишком велико. Поэтому исчезнет всякое безобразие, происходящее от несоразмерности частей, там, что где криво, исправится, что меньше, чем следовало бы, восполнится (из чего - ведомо Создателю), и что больше, чем нужно бы, сократится без нарушения целостности материи.

    А сколько будет изящества в цвете, там, где праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их! Хотя надо думать, что светоносность тела Христа, когда Он воскрес, скорее была сокрыта от глаз учеников, чем отсутствовала. Это об избранных; поскольку излишне исследовать характер отверженных.

    Что касается уродов и недоношенных, то я думаю, что все, что соответствует определению «разумное и смертное живое существо», восстанет, как мы верим, для жизни или для смерти. Следовательно, если существуют какие-то виды уродов, которые были бы разумны и смертны, или недоношенные, которые уже были наделены душой, о которых Моисей говорит во Второзаконии:

    Если кто ударит женщину, и та выкинет, и если будет вред, то отдаст душу за душу, то и они подчиняются этому закону. Остальные же, хоть бы они были так же похожи на людей, как обезьяны или фавны, которые созданы в насмешку над человеком его давним врагом, или еще какие-нибудь существа такого рода, если они где-либо существуют, не допущены к воскресению, поскольку они лишены разума. Впрочем, о гермафродитах и двухголовых, которых природа по ошибке то ли неудачно соединила, то ли неудачно разделила, вообще долго рассуждать не стоит, в особенности потому, что этот вопрос уже освещен подробно в других сочинениях отцов церкви.


    «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами
    себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (Ис.44:9)

    13. Теперь нужно исследовать, что будет с теми, которых Христос застанет еще живыми: будут ли они вызваны на суд в их нынешнем состоянии или, скорее, они сначала умрут, как и другие, а затем вновь воскреснут. Ведь никто не может воскреснуть прежде, чем умрет. Однако некоторые полагают, что выражение «судить живых и мертвых» нужно понимать так, что живые - это те, которых застанут еще во плоти, тех же, что «заснули», как они говорят, и «из праха земли пробудятся», они полагают мертвыми.

    С их мнением, кажется, согласуется то, что мы читаем у Павла: Не хочу оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

    Очевидно, пока звучат эти слова возвещения Господня, святые которые до сих пор живы или воскресли от смерти, одновременно поднимаются в воздух навстречу Господу, сходящему на суд. Ибо, отмечая быстроту процесса воскресения, он говорит, что мертвые не будут предшествовать живым, но эти одновременно с теми, в тот же час и в тот же миг будут восхищены на небо навстречу Христу.

    Но если, согласно такому пониманию сказанного, те, кого застанут живыми, не умрут, то, как же воскресение будет всеобщим? Каким образом свершится то, о чем говорит Павел: Все мы воскреснем? Неужели полагают, что он будет противоречить самому себе? Вовсе нет! Ибо согласно определению наших старших, верно и то, что живые одновременно с теми, которые воскреснут, вознесены будут на небо, верно и то, о чем поется в Псалме; Кто из людей жил и не видел смерти?

    Что они не свободны от долга всякой плоти, который и Господь, ничего не отнимавший, пожелал отдать. Ведь может же Господь Всемогущий, который сотворил все из ничего, с удивительной быстротой во время самого вознесения предать их смерти и тотчас же вызвать к жизни. Хотя можно было бы допустить, что «живые» и «мертвые» могут быть поняты как иносказание для «добрых» и «злых». Если же кто-нибудь скажет, что они сгорят во вселенском пожаре и затем воскреснут вместе с другими святыми, то спорить с ним не следует. Как кто видит, так пусть и понимает слова апостола, где говорится, что они будут подняты навстречу Христу на воздухе.

    14. Нужно обратить особое внимание на то в словах Павла, как он понимает выражения «глас архангела» и «труба Божия». Ведь и в другом месте он говорит о той же тайне: Все мы воскреснем, но не все изменимся вдруг во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

    Он объявляет о последней трубе, полагая, что раньше прозвучали другие. И действительно, в Апокалипсисе сказано: И семь ангелов, семь труб, приготовились трубить. И первый ангел вострубил, и второй, и третий... и так до седьмого. Какую трубу Павел называет последней, можно определить безошибочно.

    Некоторые полагают, что шесть труб перед последней суть святые проповедники, которые в течение шести земных возрастов словом святого ободрения то привлекали застывшие сердца обещанием воздаяния, будто звучным пением, то поражали ужасом наказаний, словно резкой бранью; каковыми проповедниками были: в первом возрасте Енох, во втором - Ной, в третьем - Авраам и патриархи, в четвертом - Моисей, в пятом - Давид и пророки, в шестом - Христос и апостолы и их последователи.

    А седьмой и последней трубой они называют ту, которая издаст глас к пробуждению мертвых и будет звучать тем ужаснее, что возвестит настоящее и действительное начало того, что раньше предсказали первые шесть труб. Поскольку считается, что этот звук издают ангелы, он не без основания называется голосом по сути, а трубой из-за ощущения, которое он вызывает,

    Ибо глас ангельский, говорящий: Придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, звучит мягко, когда Господь тих и спокоен поднимается на небеса, и сравним с гласом трубным согласно таким словам псалмопевца: Восшел Бог при восклицании, Господь при звуке трубном; однако скорее может быть назван трубой глас ангельский, ужасным звуком поднимающий живых и мертвых на суд, когда Господь, страшный в своей власти и суровый, спускается на суд.

    Если предвестником будущего суда был трубный глас, то сколь более реальным и настоящим будет тот звук трубы, который объявит о его начале. Некоторые отождествляют семь труб с семью дарами Святого Духа, и, распределяя по одной трубе, долженствующей снисходить на каждый возраст, последнюю трубу именуют духом страха.

    15. Когда это свершится, Господь, без сомнения, придет на суд и последний спор обоих градов. Долженствующий же судить явится в том обличье, в каком приходил раньше, чтобы быть осужденным, дабы мир по справедливости обрел сурового судью в Том, Кого раньше, смиренно явившегося во плоти, презрел надменным разумом.


    1 2 3 4        



















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (18.06.2016)
    Просмотров: 269 | Рейтинг: 5.0/1