Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ [20]
БИБЛЕЙСКИЙ ИЗРАИЛЬ [20]
ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ [15]
ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА [15]
ТОЛКОВАНИЯ ПРОРОКОВ [250]
ЗОЛОТАЯ ЧАША СЕМИРАМИДЫ [50]
ВЕЛИКИЙ НАВУХОДОНОСОР [30]
ЦАРЬ НАВУХОДОНОСОР [20]
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН [20]
ВАВИЛОН. РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ [20]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 1. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН

    Вавилон легендарный и Вавилон исторический. 17
    В деловых письмах этого времени часто говорится о том, что «мужики» отощали на работах от голода, выглядят не лучше мертвецов, что условия их труда невероятно тяжелы, а нормы выработки непосильны. И в тех же письмах нескончаемые жалобы на то, что земледельцы - «люди ленивые», что «мужики» работают плохо и бегут при первой же возможности. Подчас бегство принимало массовый характер. Бежали рабы от своих господ, бежали крепостные - ширку, бежала даже храмовая прислуга. 

    Беглецы стремились в города, особенно в Вавилон, где легко было скрыться среди множества людей. Из них создавались шайки воров и разбойников. Сомнительные трактиры, которые содержали рабы, служили им притонами, а господа рабов - трактирщиков, одержимые жаждой наживы, делали вид, что ничего не знают и не замечают. Гораздо большую опасность, чем побеги и уголовщина, для власть имущих представляли заговоры среди угнетенных и случаи открытого неповиновения. Число таких выступлений все время возрастало.


    «В ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той,
    силен, и города укрепленные, весьма большие» (Чис.13:28-29)

    26 декабря 540 г. урукские власти и народное собрание слушали дело ширку Ибни - Иштара, сына Амель - Наны, который, выхватив из-за пояса кинжал, бросился в больших воротах храма Эанны на царского куратора Иле - риманни, но был вовремя обезоружен. Его кинжал как вещественное доказательство был предъявлен властям и собранию.

    Упомянутый царский куратор Иле - риманни в присутствии 10 граждан 7 сентября 532 г. допрашивал раба Исиннайю, и тот назвал 40 сообщников из своей шайки. Среди них были 24 гражданина, 6 рабов (включая Исиннайю), 5 ремесленников и 6 храмовых рабов. В чем обвинялись эти люди - неизвестно, но речь определенно шла не просто о разбое, поскольку дело разбирал один из высших сановников Урука. К тому же социальный состав группы не мог не внушать властям самых серьезных опасений: свободные объединились с рабами!

    3 января 529 г. в народном собрании Урука разбиралось событие, взволновавшее весь город: в городской тюрьме вспыхнул бунт. Ночью заключенные во главе с храмовым пастухом Наргией, ширку Нидин - ти, Эа и Шамаш - бэл - каккаби устроили пролом в стене и вырвались на волю. Наргия и Шамаш - бэл - каккаби были пойманы и представлены собранию вместе с цепями, которые они сбросили с себя, но остальным удалось бежать.

    В 527 г. магистраты и народное собрание Урука обсуждали дело о коллективном отказе рыбаков платить десятину храму Эанне за ловлю рыбы в каналах на урукской территории. Рыбаки при этом избили и заковали в цепи храмовых чиновников. Власти не рискнули прибегнуть к репрессиям и предпочли договориться с рыбаками, удовлетворив их претензии.

    А вот как выглядели обычные «аграрные беспорядки» в том же Уруке. Руководитель работ Бэл - убаллит сообщил храмовым властям печальную весть: ширку, которых прислали к нему, захватили запасы одежды и провианта, убили десятника и бежали из селения Ибулу; погоня за ними - дело безнадежное.

    Кондуктор Киненайя жаловался властям храма Эанны: «Мушаллим - Мардук, явившись 3 ду’узу, выбросил меня, выгнал меня с поля, заявив: «Кто такой первосвященник Эанны? Это мое собственное поле! Да ведает бог Набу, они (т. е. власти Эанны) отняли у меня царский закром, отняли у меня все, что было. Кто отдал это поле богине Бэлит Урукской?

    Первосвященник творит надо мной всяческие насилия». После этого он собрал и унес виноград. Я говорю ему: «Первосвященник увидит. Зачем ты собираешь этот виноград без разрешения первосвященника?» Тогда он избил меня, переломал мне ребра, на ночь и на целый день бросил меня валяться головой на улицу…»

    Вавилонское общество VI в. до н. э. было больным обществом, и болезнь его называлась кризисом античного способа производства. Ее главный симптом выражался в разложении и вырождении античной формы собственности. Равенство граждан, самостоятельно обеспечивавших свое существование, собственный труд граждан как условие дальнейшего существования их собственности исчезали под воздействием товарно - денежных отношений и имущественного расслоения внутри гражданства.

    Собственность на средства производства все более и более концентрировалась в руках верхушки гражданства, а средние слои, социальная база античного строя, деградировали и размывались. Крупное землевладение и рабовладение росли за счет перераспределения собственности внутри общества, за счет разорения мелких собственников, за счет монополизации храмовой собственности в руках все более сокращавшейся численно кучки богачей. В то же время свободная беднота опускалась на дно, пополняла ряды храмовых рабов, оказывалась в числе эксплуатируемых. Классовая грань между свободной беднотой и рабами стиралась.

    Разлагался и класс рабов. Среди них появляются богатые люди, которые из эксплуатируемых превращаются в эксплуататоров. Правда, этот процесс был менее заметен, чем разложение гражданства, но все же он давал себя знать. На смену характерному для здорового античного общества антагонизму между свободными и рабами приходит антагонизм между имущими и неимущими, типичный для античного общества эпохи кризиса.

    Другим тревожным симптомом надвигавшегося кризиса являлся рост паразитизма и связанного с ним политического индифферентизма. Вавилонские богачи жили за счет ренты с земель и домов, дани и оброка с рабов, процентов с капитала, отданного в рост, храмовых доходов, созданных не их трудом. Они отрывались от производства, становились паразитами.

    Социальная пропасть между ними и трудящимися массами непрерывно увеличивалась, по мере того как прогрессировало разорение средних слоев. На одном полюсе царили баснословная роскошь и разврат, на другом - полуголодное существование и каторжный труд. Так выглядело вавилонское общество в середине VI в. до н. э., таков был итог его просперити.

    Как ни была развращена вавилонская правящая верхушка, до сознания некоторых ее представителей все-таки доходило, что просперити не может продолжаться бесконечно и что за ним надвигается неумолимый крах. Это заставляло их искать способ укрепить и продлить свое классовое господство.

    Единственным выходом было установление диктатуры, способной подавить нарастающее сопротивление трудящихся масс. Это сознавали обе фракции вавилонской верхушки - и олигархия и халдейская военщина, но диктатуру они понимали по-разному. Олигархия не возражала против сильной власти, но при условии, что эта власть будет всецело служить ей и охранять ее привилегии, т. е. хотела бы соединить несоединимое - диктатуру и свои привилегии.

    Халдейская же военщина видела в диктатуре средство добиться первенствующего положения в государстве и оттеснить от кормила власти олигархию. Она добивалась того, чтобы на вавилонском троне сидел обязательно халдей. На этой почве развернулась борьба между обеими группировками, составившая содержание политического кризиса, охватившего Вавилон после смерти царя Навуходоносора II в 562 г. до н. э.



    «Все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами» (Втор.3:5)


    Глава 9. Перед Закатом

    «Уж полночь близится, и сон

    Объял огромный Вавилон.

    И только в царском замке сход,

    Там пьянствует, бесится царский сброд».

    (Г. Гейне. «Валтасар»)


    В ночь на 7 октября 502 г. умер царь Навуходоносор II, основатель империи. Кончилось его царствование, длившееся 43 года. После него осталось несколько сыновей, носивших титул царевичей (mar - sarri), - Амель - Мардук, Мардук - шум - уцур, Мушезиб - Мардук, Мар - дук - надин - ахи и Бэл - шарру - уцур (Валтасар), а также вдова - египтянка царица Нитокрис (Нейтакерт), мать Валтасара.

    Халдейская верхушка, составлявшая царское окружение, тотчас же возвела на престол Амель - Мардука, старшего сына покойного царя, установив, таким образом, явочным порядком наследственность царской власти. Олигархия, застигнутая врасплох, не собиралась, однако, сдаваться и немедленно начала готовиться к борьбе. Амель - Мардук очень скоро почувствовал это.

    Внутриполитическое положение чрезвычайно обострилось из-за кризиса, охватившего систему международного равновесия. В Мидии были крайне раздражены вавилоно - египетским сближением и строительством укреплений на границах Вавилонии. Мидяне наконец поняли, что система международного равновесия направлена против их попыток продолжить свою экспансию.

    В самом деле, на востоке мидяне расширили свои пределы до пустынь и гор Средней Азии и Восточного Ирана, а на западе уперлись в границы Лидии и Вавилона. Дальнейшим объектом завоеваний могли быть только владения этих держав, в первую очередь Вавилона. Смерть Навуходоносора II развязала мидянам руки.

    Иудейский пророк - пленник, речи которого вошли в книгу пророка Исайи, возвещал своим соотечественникам о грядущем нападении на Вавилонию мидян и эламитов. «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые!» - восклицал он, обращаясь к слушателям. Вавилоняне, действительно, потеряли Сузы, которые были захвачены персами, мидийскими клиентами, но до войны с Мидией дело не дошло.

    Столкнувшись с оппозицией олигархии, поддержанной враждебностью Мидии, Амель - Мардук попытался найти опору в провинциях. По свидетельству Библии, 2 апреля 561 г. он «вывел Иехонию, царя иудейского, из дома темничного, и говорил с ним дружелюбно, и поставил его престол выше престола царей, которые были у него в Вавилоне, и переменил его темничные одежды, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его, и содержание его, содержание постоянное, выдавалось ему от царя изо дня в день, во все дни жизни его».

    Однако дни власти и жизни Амель - Мардука были сочтены. Олигархия подготовила против него заговор. Между 7 и 13 августа 560 г. он был свергнут и убит заговорщиками во главе с уже известным нам халдейским генералом Нергал - шарру - уцуром, сыном Бэл - шум - ишкуна, женатым на дочери царя Навуходоносора II, сестре Амель - Мардука. Вавилонское гражданство с восторгом провозгласило Нергал - шарру - уцура царем Вавилона, а халдейская партия не стала против этого возражать.

    Между соперничавшими партиями был достигнут компромисс. Нергал - шарру - уцур устраивал обе стороны. Халдейская верхушка считала его своим, видя в нем халдея, знаменитого генерала, покорителя Иерусалима и к тому же зятя Навуходоносора II. Но и для олигархии новый царь был тоже «своим человеком» - крупным землевладельцем и рабовладельцем, тесно связанным со жречеством Сиппара и вавилонским деловым миром, в частности с домом Эгиби.

    Олигархия победила в принципе. Она убрала Амель - Мардука, занявшего престол по праву наследования, объявив его узурпатором, и возвела на трон выборного царя Нергал - шарру - уцура. Халдеи в данном случае проявили непоследовательность, ибо им важно было иметь на престоле халдея, тогда как сам по себе принцип легитимизма мало их интересовал.

    Став царем, Нергал - шарру - уцур немедленно закрепил свой союз с олигархией. Его дочь Гигитум 14 апреля 559 г. в праздник Нового года, 1–го года царствования Нергал - шарру - уцура, вышла замуж за Набу - шум - укина, сына Шириктум - Мардука, потомка Шимме - илани - икби, эконома храма Эзиды в Барсиппе.

    В Мидии воцарение Нергал - шарру - уцура встретили с одобрением: жена его, по - видимому, была дочерью Навуходоносора II и мидянки Амиитис, т. е племянницей индийского царя Астиага. В знак возобновления союза мидяне вернули вавилонянам истукан богини Анунит, увезенный в глубокой древности гутиями из Сиппара в Аррапху, находившуюся после падения Ассирии под властью Мидии.

    Укрепление вавилоно-мидийского альянса встревожило Лидию. Подстрекаемый лидийским царем Крезом, Аппуашу, царь страны Пиринду (Западной Киликии), напал на царство Хуме (Восточную Киликию), союзное с Мидией, и вавилонское Заречье. Нергал - шарру - уцур тотчас же осенью 557 г. выступил в поход.


    «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и
    откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис.66:14)

    При приближении вавилонской армии Аппуашу стал отступать, оставив в горных проходах Тавра засаду. Но Нергал - шарру - уцур легко разгадал его хитрость и перебил вражеских воинов. Вавилоняне вторглись в Пиринду, разграбили и разрушили обе столицы этого государства, города Ура и Кирши, захватили много пленных. Аппуашу, спасаясь от вражеской погони, бежал в Лидию.

    Нергал - шарру - уцур не стал трогать владений Лидии. Он повернул к морю и взял штурмом город Питусу (Питиусса), находившийся на островке в море в трех с половиной километрах от берега и защищавшийся гарнизоном в 6000 человек. При этом вавилонская армия впервые в своей боевой практике успешно осуществила высадку морского десанта с кораблей. Вслед за тем вавилоняне опустошили территорию Пиринду от перевала у города Саллуне (Селинунта) до лидийской границы. На этом кампания закончилась, и в феврале 556 г. Нергал - шарру - уцур вернулся в Вавилон.

    В разгар празднования Нового года, 4–го года своего царствования, между 16 апреля и 3 мая 556 г., Нергал - шарру - уцур скончался. Халдеи немедленно возвели на престол его несовершеннолетнего сына Лабаши - Мардука. Но олигархия и на этот раз решила не допускать перехода царского трона по наследству. Теперь она действовала смелее, чем в 560 г. Царем был провозглашен Набонид (Набу - наид). Это случилось через несколько недель после кончины Нергал - шар - ру - уцура и воцарения Лабаши - Мардука, не позже середины мая 556 г.

    В отличие от своих предшественников Набонид был не халдеем, а коренным вавилонянином. Его отец Набу - балатсу - икби принадлежал к числу самых крупных вельмож Вавилона и носил титулы «мудрого князя», «совершенного князя», «храброго сановника» и «почитателя великих богов». Еще более замечательной фигурой была Адда - гуппи’, мать Набонида.

    Она родилась в 649 г. и хорошо помнила всех царей, начиная с Ашшурбанипала. В течение 68 лет, с 626 по 562 и с 560 по 556 г., она, будучи жрицей бога Сипа в харранском храме Эхулхул, служила царям Набопаласару, Навуходоносору II и Нергал - шарру - уцуру, но отказалась служить узурпаторам Амель - Мардуку и Лабаши - Мардуку. Это была одна из немногих уцелевших вавилонских аристократок, ярая сторонница олигархии. Не исключено ее родство и с Ашшурбанипалом.

    Набонид во многом был обязан матери своей карьерой и престолом. Он выдвинулся еще при Навуходоносоре II. В 596 г. он занимал пост царского градоначальника в каком-то провинциальном городе близ Вавилонии, а в 585 г. в качестве вавилонского посла участвовал в заключении мира и союза между Мидией и Лидией, заложившего основы системы международного равновесия.

    Набонид в полном смысле слова был «своим человеком» олигархии, и халдеи, естественно, не могли согласиться на его воцарение. Они продолжали поддерживать Лабаши - Мардука. В Вавилонии оказалось два царя, причем в Сиппаре, например, одни признавали Лабаши - Мардука, другие - Набонида.

    Нависла реальная угроза гражданской войны, которая не входила в расчеты ни олигархии, ни Набонида. И тогда Набонид прибег к ловкому политическому ходу. Он женился на царице - египтянке Нитокрис, вдове Навуходоносора II, и усыновил царевича Бэл - шар - ру - уцура (Валтасара), сына Навуходоносора II и Нитокрис.

    Тем самым Набонид привлек на свою сторону халдеев, считавших Валтасара более законным наследником престола, чем Лабаши - Мардука. Кроме того, Валтасар был связан с деловыми кругами Вавилона, в частности с домом Эгиби. Лабаши - Мардук оказался в изоляции. В июне 556 г. он был убит, и престол остался за Набонидом.

    Переворот 556 г., как и переворот 560 г., закончился компромиссом между олигархией и халдеями. Олигархи не допустили перехода царской власти по наследству и посадили на престол своего человека, но все же им пришлось сделать уступку принципу легитимизма: Набонид породнился со своей династией, и рядом с ним появился царевич - халдей Валтасар. Старый спор так и не был решен.

    В Мидии убийство Лабаши - Мардука, захват вавилонского престола Набонидом и его женитьбу на египтянке Нитокрис расценили как враждебные акции и предлог для войны. В 555 г. против Вавилона выступила союзноя с Мидией киликийское царство Хуме - именно его в 557 г. Нергал - шарру - уцур защищал от нападения соседнего царства Пиринду, союзника Лидии.

    Набонид разбил киликийцев без особого труда. В честь победы во время праздника Нового года 28 апреля 554 г. он подарил храмам Эсагиле в Вавилоне, Эзиде в Барсиппе и Эмешламу в Куте 100 талантов 21 мину (3040,6 кг) серебра, 5 талантов 17 мин (160 кг) золота и 2850 пленных киликийцев. Затем Набонид посетил города Урук, Ларсу, Ур и другие, сделав богатые дары их храмам. Однако за спиной Хуме стояла Мидия. В 554 г. мидяне перешли вавилонские границы и осадили Харран.

    Территория Вавилонской империи представляла собой полумесяц, в самом центре которого находился Харран. Овладев этим городом, мидяне одним ударом отрезали бы Вавилон не только от богатого Заречья, но и от Египта и Лидии, его потенциальных союзников. Набонид никак не мог допустить падения Харрана. Он с армией стоял в Хамате, в центре Сирии, но не решался на открытое сражение с мидянами.

    Исход войны был решен в Иране. Здесь в 553 г. против мидийского царя Астиага подняли восстание персы во главе со своим царем Киром. Мидянам пришлось срочно снять осаду с Харрана и спешить на защиту своей родины. Вавилон избавился от войны с Мидией.

    И вот в это - то время пришел конец согласию между олигархией и «ее человеком» Набонидом, который, оказалось, имел свой собственный взгляд на царскую власть и не собирался быть послушным орудием в чужих руках. Поводом для столкновения послужил вопрос о восстановлении храма Эхулхул в Харране.

    В свое время Харран принадлежал к числу привилегированных городов Ассирии. Эхулхул, храм бога луны Сина, в последний раз был восстановлен с большой пышностью Ашшурбанипалом столетие назад. В 610 г. его разграбили скифы. Теперь Набонид начал в Эхулхуле реставрационные работы, не жалея ни золота, ни серебра, ни кедров.


    «И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего» (Ис.22:23)

    К строительству привлекли войска и все население империи от Газы на египетской границе до Персидского залива. Набонид разыскал закладные камни ассирийских царей Салманасара II (859–824 гг.) и Ашшурбанипала (669–627 гг.) и восстанавливал храм по ассирийскому, а не вавилонскому образцу. Он осмелился поставить в Эхулхуле такого же быка, какой стоял перед вавилонской Эсагилой, и не скрывал намерения придать Эхулхулу то значение, которое имел ниппурский храм Экур, древняя шумеро - вавилонская святыня.

    Олигархия верно усмотрела в действиях Набонида посягательство на права и прерогативы крупнейших храмов Вавилонии, попытку найти опору среди провинциалов, особенно арамеев, поставив их рядом с вавилонским гражданством. И олигархия организовала отпор царю, настроив против него гражданство, и так недовольное налогом - урашу, который ему приходилось платить по случаю строительства в каком-то провинциальном Харране.

    Вавилоняне отказались строить Эхулхул (т. е. платить урашу). Но Набонид твердо стоял на своем. Он заявил им: «Пока я не закончу строительство Эхулхула и не осуществлю мое желание, запрещаю праздники и отменяю праздник Нового года!» Таким тоном с вавилонянами никто еще не разговаривал со времен Синаххериба и Ашшурбанипала. А далее за словами последовали дела, беспримерные в вавилонской истории: царь покинул свое царство и не появлялся в Вавилоне целых 10 лет подряд!

    В момент разрыва с вавилонским гражданством Набонид находился в Заречье. В августе 553 г. он лечился в горах Амана, а в декабре собирал войско в Амурру и Эдоме. Затем Набонид поручил командование войсками, стоявшими в Вавилонии, царевичу Валтасару, назначил его своим соправителем и передал ему власть над Вавилоном. Сам же он с войском, набранным в Заречье, отправился в Аравию.

    Расчет Набонида был точен. Халдейская армия с восторгом встретила назначение Валтасара, и олигархия ничего не могла предпринять против него. Вавилон оказался под властью военной диктатуры, облеченной полномочиями законным царем, а сам царь находился вне пределов досягаемости олигархов. Нельзя было справить Новый год и, следовательно, избрать вместо Набонида другого царя. Валтасар и халдеи сохраняли верность Набониду. Возможность нового государственного переворота была исключена.

    Между тем Набонид углубился в аравийские степи и пустыни. Его сопровождало войско, набранное из арамеев западных провинций, преданное лично ему, а не Вавилону. С ним он взял аравийский город Тему (Тейма) и перебил всех его жителей во главе с их царьком. Затем были покорены оазисы и города Дадану (Дедан, совр. Эль - Ула), Падакку (Фадак), Хибра (Хайбар), Ядиху (Яди) и Ятрибу (Ясриб, Медина).

    Под властью Набонида оказалась вся северная половина Аравийского полуострова. Город Тема стал его резиденцией. Здесь он построил дворец наподобие вавилонского. В завоеванных оазисах были основаны вавилоно - арамейские колонии, в которых поселились люди различного этнического происхождения. Так, например, в Тейме найдена стела времен Набонида с арамейской надписью и рельефом в ассирийском стиле, изготовленная по заказу Цалам - шузуба, сына Петосири, т. е. сына египтянина с вавилонизированным арамейским именем.

    Набонид создал себе в Аравии обширное царство. В его власти находились все караванные пути через пустыню в Вавилонию, Заречье и Египет, с которыми он поддерживал регулярные связи. Из Вавилонии, в частности из Урука, ему постоянно доставляли в Тему продовольствие. Теперь даже потеря Харрана не привела бы к изоляции Вавилона.

    Стратегическое положение империи серьезно улучшилось. А главное, Набонид получил возможность вести борьбу с могущественной вавилонской олигархией. Валтасар, опираясь на армию, зорко следил за порядком в Вавилонии. Олигархам оставалось в бессильной ярости проклинать царя и заниматься злопыхательством в его адрес. Образчик последнего сохранился в Библии, в книге пророка Даниила, где в канонической редакции Набонид именуется Навуходоносором. Это знаменитый рассказ о сне Навуходоносора. Вот его содержание.

    Царь увидел во сне посреди земли крепкое дерево высотою до неба, покрытое пышной листвой и множеством плодов. На нем гнездились птицы, его плодами и листьями питались полевые звери. По приказу небесного владыки срубили это дерево, но его главный корень в железных и медных узах оставили в земле.

    Вавилонские мудрецы, обаятели, халдеи и гадатели не могли разгадать сон. Тогда царь призвал Даниила. Тот объяснил ему, что дерево - это Вавилонское царство, а значение сна таково: «Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет.

    А что поведено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. Вот чем может продлиться мир твой». Слова Даниила сбылись, и царь пробыл семь времен в обществе зверей, оброс волосами, как лев, у него выросли когти, как у птицы, он ел траву и орошался росой, пока не поумнел, после чего вернулся в Вавилон на царство.

    В основе этого рассказа, несомненно, лежит вавилонский политический памфлет или анекдот того времени, возникший в среде, оппозиционной царю, и имевший хождение среди населения. Но Набонида трудно было смутить анекдотами. Пребывание в Теме нисколько не мешало ему наносить олигархии удар за ударом. Главным своим противникам - олигархическим кругам вавилонской Эсагилы, барсиппской Эзи - ды, сиппарской Эбаббарры, т. е. олигархии Вавилонского царства, - Набонид попытался противопоставить олигархию союзных вавилонских городов, в первую очередь Урука и Ура.

    В Уруке в 553 г. он поставил у власти своих людей. Зерия, сын Ибны, потомка Эгиби, стал экономом храма Эанны (в 553–543 гг.). Рядом с ним появился новый сановник - Набу - шарру - уцур, царский голова, куратор храма Эанны (в 553–543 гг.), который был не выборным магистратом, а назначенным царем контролером храмового хозяйства и городской администрации. С помощью этих лиц Набонид и Валтасар полностью подчинили себе Урук с его храмом Эанной и черпали оттуда средства и людей для борьбы с вавилонской олигархией.


    «Вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и
    в печали, и воду будут пить мерою и в унынии» (Иез.4:16)

    Набонид и Валтасар присвоили под видом держаний многие обширные имения храма Эанны и сдавали их в аренду своим людям. К последним относились, например, потомки Басии - Шум - укин и Сидим - Бэл, сыновья Бэл - зери, и Кальба, сын Икиши. Они были уроженцами Вавилона, где занимались ростовщичеством, но не сумели пробиться в высшие сферы делового мира.

    Тогда в 559 г., распрощавшись со столицей, они отправились искать счастье в Уруке. Здесь они занялись арендой храмовых земель. С приходом Набонида к власти для них наступила золотая пора. Неудачливые вавилонские дельцы превратились в Уруке в крупнейших кондукторов храмовых земель. Они арендовали не только царские держания, но и другие храмовые имения, самые обширные и самые доходные, с которых в угоду им сгонялись местные урукские кондукторы.

    В руках Шум - укина, Силим - Бэла и Кальбы находилось не менее 14 имений, т. е. десятки тысяч гектаров плодороднейшей земли, приносившие миллионы литров фиников, ячменя, сезама и других продуктов. Дельцы получили права урукского гражданства и заняли видные посты в администрации Урука.


    1 ... 15 16 17 18 19 20            















    Категория: ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН | Добавил: admin (04.11.2016)
    Просмотров: 201 | Рейтинг: 5.0/1