В конце концов, стабильность на протяжении двух поколений свидетельствовала о достижениях вавилонской администрации. Последующая история Ближнего Востока показала, что эти достижения не были иллюзорными. Что ни говори, возведение вавилонянами здания империи, хотя и не было окончено, имело реальную ценность: в последний раз «Благодатному полумесяцу» удалось обрести единство изнутри, в самом себе.
После 539 года его собирала воедино лишь пришедшая извне сила, начиная с персов; притом с этого времени он всегда был только частью гораздо более обширного государственного объединения.
«Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние»
(Иер.51:6)
Тот мир, что появился с конца VI века, уже не был соразмерен Вавилонии и даже прежней Вавилонской империи. Отныне жители низовий Тигра и Евфрата стали не актерами, а зрителями своей истории, свидетелями этих трансформаций.
Заслуга Набонида в том, что он заметил этот пробел: правитель «Благодатного полумесяца», невзирая на его кажущуюся прочность, не мог по-прежнему основываться лишь на вавилонской рутине да на пассивности или благоразумии жителей империи. Проблема, возникшая еще в конце II тысячелетия, оставалась нерешенной.
Завоевание Западной Аравии, видимо, подсказало царю выход. Его идеология, заимствованная у ассирийцев, наверняка способствовала тому, что любые структурные реформы казались ему ненужными. Единственным же удовлетворительным решением ему показалось обращение к объединительной теологии. Все народы надо было связать общей верой, а в результате - общностью судьбы.
Вопрос, могла ли осуществиться такая надежда, явно праздный. Оценить религиозную политику Набонида тем труднее, что мы ничего не знаем о том, что было известно о ней народам империи и как они на нее реагировали. Надо только принять во внимание энтузиазм ее вдохновителя и последовательность его проекта.
Поражение на поле боя положило конец этой теологической и политической реформе. И все же - не была ли она обречена уже тем, что являлась отнюдь не настолько оригинальной, как представлялось возмущенным жрецам? Ведь в целом новая догматика полностью вписывалась в архаизирующую тенденцию.
Образ действий Набонида, конечно, был радикальнее, чем политика Навуходоносора; но чего он добивался, как не сведения всей империи к одной метрополии - так сказать, к Харрану или Уру, расширенному до масштабов «Благодатного полумесяца», собранного наконец-то под покровительством бога-луны и объединенного поклонением ему?
Чтобы правильно оценить место Навуходоносора в истории, возможно, стоит сопоставить его не с его наследником и поклонником, а с одним из современников - Фалесом Милетским. Такое сравнение грека с вавилонянином допустимо, да и сам Фалес вполне мог быть подданным империи. Его предки были родом из Финикии, говорит Геродот (согласно одному более позднему источнику, он и сам был тамошним уроженцем). Символично лишь одно: чтобы открыть новые возможности, он должен был поселиться в Ионии.
Навуходоносор и Фалес противоположны почти во всём. Милет - родина Фалеса - лежал на дальней окраине известного вавилонянам мира, в то время как Навуходоносор в Вавилоне находился в самом его центре. Фалес был известен лишь в своем городе и явственно для всех проявлял пренебрежение к хозяйственной выгоде.
О Навуходоносоре скорее можно сказать обратное, хотя и без апологетики этой его деятельности. Царь Вавилонский в течение всего срока пребывания у власти являл на обозрение свои успехи, в том числе в Нахр-эль-Кельбе и Вади-Брисса. Разумеется, представление греческого философа о мире не особо удивило бы вавилонских писцов. За немногими исключениями, они с Фалесом смотрели на мир одними глазами, но понимали увиденное неодинаково. Тут-то между ними и разверзлась пропасть.
Фалес осуществил критический интеллектуальный перелом вавилонской мысли, полный и необратимый. Для вавилонян привычка и, еще более того, древность служили основанием легитимности, а значит, и верности какой-либо идеи: все, что было, имело суверенное право быть; задача разумного человека - поддерживать это существование. Да и «знать» означало «знать то же, что знал твой отец, и отец твоего отца», и далее в бесконечной цепи поколений.
У Фалеса все наоборот: знания древних недостойны поклонения; время ничего не делает почтенным - наоборот, оно-то как раз и навлекает сомнение. Фалес искал единственное объяснение - единственное в двух смыслах: единого для всех явлений и одного, поскольку исключало все остальные. Он хотел дойти до «первых причин», в то время как вавилоняне исследовали развертывание мира, не имеющего основания. У Фалеса для нескольких возможностей не оставалось места. Если одна теория была адекватной, остальные неизбежно могли считаться только ложными. В Вавилонии же все мнения стоили друг друга, все мифы сосуществовали, ни один не был призван исключить другие и не имел на это права.
Мысль Фалеса возвращалась к себе самой и прежде всего, безжалостно требовала отчета от самой себя; отныне каждый учитель должен был декларировать собственную неполноценность и ожидать от учеников критики, признанной закономерной. Он с самого начала ставил себя под сомнение, подвергал себя проверке так же, как и сам считал вправе сомневаться в выводах своих предшественников. Философия - а речь именно о философии - началась с Фалеса Милетского; начало было скромным, потомство же оказалось неисчислимым.
По сравнению с этим делом, открывавшим неистощимо плодотворное будущее, дело Навуходоносора, при всем его блеске, кажется «органным пунктом». То был законченный пример цивилизации низовьев Тигра и Евфрата. Гений Навуходоносора был в том, что он сумел ввести в действие и реализовать всё лучшее, что он получил в наследство от прошлого. Но вавилонский мир VI века был уже стар.
Не случайно, может быть, тот, кому пришлось его реформировать, приступил к этому в 60 лет, а новую теологию разработал семидесятилетним старцем. Вавилоняне застыли в позиции, которую можно было бы назвать оборонительной.
«Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков»
(Иер.51:9)
Время Навуходоносора было временем остановившимся или - что, пожалуй, вернее - отложенным. Его универсум был неподвижен, будущего он не имел: ведь Навуходоносор и его люди оставались завороженными прошлым и, так сказать, не желали развернуться кругом.
Первый философ позволяет определить место последнего царя в традиционной вавилонской культуре. И тот и другой стояли на стыке эпох. Но Фалес открыл эру рационального, а Навуходоносор закрыл эру рассудительного. И все же Навуходоносор всегда оставался хозяином своих планов. Полное осознание того, что он делает, предопределило пределы его успехов; но именно им можно объяснить и его несравненную славу.
Основные даты жизни Навуходоносора и его преемников
Около 620 - рождение у основателя Нововавилонского царства Набопаласара сына, названного Набу-кудурри-усур (Навуходоносор).
Около 615 - рождение Набонида, будущего царя Вавилонии, одного из преемников Навуходоносора.
612 - взятие вавилонянами и мидянами после двухмесячной осады Ниневии, столицы Ассирии.
609 - победа вавилонян и мидян над ассирийцами в битве за Харран.
607 - начало исполнения Навуходоносором обязанностей в качестве наследного принца, в том числе командующего армией.
605, конец мая - взятие Навуходоносором Кархемиша - последнего оплота Ассирии, разгром войск ее союзника, египетского фараона Нехо II.
75 августа - смерть от болезни Набопаласара в Вавилоне на 21-м году царствования.
7 сентября - начало царствования в Вавилоне Навуходоносора II.
604, декабрь - взятие вавилонскими войсками штурмом филистимского города Аскалона, пленение его царя.
602 - 601 - военные столкновения с Египтом, в результате которых фараон Нехо II отказался от ведения борьбы за азиатские территории.
599, ноябрь - декабрь - разгром на юго-востоке кедарских арабов.
597, конец января - вступление Навуходоносора в Иерусалим, смерть иудейского царя Иоакима и возведение на престол его сына Иехонии.
Март - сдача Иерусалима без боя, увод царя Иехонии с семьей и десяти тысяч иудеев в плен в Вавилон, возведение на престол Седекии, наложение дани на Иудею.
После 597 - по распоряжению Навуходоносора высечена надпись в Вади-Брисса.
594 - смерть фараона Нехо II, начало проведения антивавилонской политики фараоном Псамметихом II.
594 - 593 - попытка создания антивавилонского союза Иудеи, Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона.
591 - паломничество Псамметиха II во главе флота в финикийский Библос, находившийся под властью Вавилона.
589 - восстание иудеев по сигналу из Египта.
588, 15 января - начало осады Иерусалима.
8 февраля - смерть фараона Псамметиха II.
Вступление на египетский престол его сына Априя, посылка в Азию египетской армии и флота. Взятие вавилонянами Сидона.
587, 23 апреля - начало осады Тира.
587 (586?), 18 июля - падение Иерусалима.
Июль - август - карательные меры вавилонян против Иерусалима: сожжение города, срытие городских стен, разрушение храма царя Соломона, пленение и ослепление Седекии, увод иудеев в 50-летний вавилонский плен.
585 - заключение мирного договора между Лидией и Мидией при посредничестве Вавилона и Киликии для разграничения спорных территорий.
«И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей»
(Иер.51:37)
582 - окончание войны с Египтом.
568 - 567 - вторжение вавилонян в Египет, ослабленный борьбой между фараоном Априем и его военачальником Амасисом; продвижение до Фив с целью демонстрации силы Вавилонского государства.
562, 6 октября - смерть Навуходоносора на 44-м году правления после семимесячной болезни.
562, октябрь - 560, между 7 и 13 августа - правление сына Навуходоносора Амель-Мардука.
560, август - 556, апрель - правление зятя Навуходоносора Нериглиссара.
556, май - июнь - правление внука Навуходоносора Лабаши-Мардука.
Июнь - устранение малолетнего царя Лабаши-Мардука, начало правления Набонида.
546 - начало вторжения персов на территории, подвластные Вавилону.
539, 12 октября - взятие Вавилона войсками персидского царя Кира II Великого.
|