Призраки на кладбищах России
С давних времен именно с кладбищами связаны таинственные истории и легенды о привидениях. Ведь не случайно у каждого народа существуют строгие каноны погребения - чтобы души умерших могли обрести покой и не возвращались в наш мир. Но так случается далеко не всегда. Может быть, это связано с особой энергетикой данных мест? Или призраки пытаются предупредить живых о какой-то грозящей всем нам опасности? Или это что-то другое - чего мы до сих пор не можем понять? В самом деле: почему на кладбищах призраки встречаются гораздо чаще, чем в других местах? Исследователи аномальных явлений предполагают, что одна из наиболее вероятных причин их появления - смерть, связанная с физической или эмоциональной болью. Перед кончиной человека поглощает желание любым образом прекратить данную ситуацию - и в результате тело умирает, а душа, покидая его прежде смерти, остается в нашем мире. Другие специалисты указывают, что привидения на кладбищах тесно связаны с погребением заживо. Из-за врачебной ошибки могут похоронить не умершего человека - и в результате его дух не находит упокоения. Еще одно мнение - что призраки появляются потому, что у покойников остались в нашем мире незавершенные дела. Есть также версия, что существование кладбищенских привидений обусловлено тем, что человека после смерти не похоронили по установленному обычаю - из-за чего душа не может покинуть землю и обрести упокоение. В частности, были отмечены случаи, когда бесплотная тень указывала людям место своей гибели или неправильного погребения, а когда останки предавались земле по всем правилам церковных обрядов, больше не беспокоила живых. Кстати, несмотря на то, что слова «привидение» и «призрак» происходят от слов-синонимов «видеть» и «зреть», исследователи разделяют их значения. Привидением обычно называют фантом умершего человека, который привязан к определенному месту обитания. Призрак же трактуется шире - это видение не только человека, но и предмета или животного, без привязки к конкретному месту. То есть любое привидение - это призрак, но не каждый призрак - это привидение. В нашем случае, если речь идет о фантомах умерших людей и их появлении в определенных местах захоронения, значение терминов совпадает. Но при этом мистические кладбищенские видения совсем не обязательно должны выглядеть как люди.
Какими они бывают
Словно копируя функции человеческой деятельности, привидения тоже обрели своеобразную «классификацию», то есть вид и задачи во время своего явления людям. Конечно, их истинные цели мало кому известны наверняка - просто те, кто занимается фантомными сущностями, условно распределили их на несколько категорий.
Оседлые привидения По мнению некоторых специалистов, привидения могут быть оседлыми и блуждающими. К оседлым привидениям относятся бестелесные субстанции, то и дело появляющиеся в одних и тех же определенных местах: на кладбищах, в старых домах или квартирах. Это, как правило, «неприкаянные души» - посмертные образы людей, вовремя не преданных земле по всем правилам культа, не завершивших при жизни какое-то очень важное дело либо совершивших дурной поступок или преступление. Практически всегда оседлые привидения появляются не на территориях захоронений, а в месте своей смерти. Исключение составляет «кладбищенский сторож» - душа первого человека, похороненного на том или ином кладбище. Согласно многочисленным поверьям, такой призрак постоянно бродит по кладбищу, отпугивая нечистую силу и посетителей некрополей, имеющих дурные намерения.
Блуждающие привидения Как правило, непредсказуемы. Они могут появляться в самых разных, порой весьма необычных местах. Имеются свидетельства очевидцев, видевших призраки на борту летевшего самолета и в тамбуре скорого поезда, в стоматологическом кресле, за заводским станком и даже… в башне танка. Говорят, что основу блуждающих привидений составляют так называемые призраки-вестники, или призраки-посланцы, - души зачастую незнакомых людей, которые являются к человеку с тем, чтобы о чем-то его предупредить или передать какое-либо известие. Впрочем, некоторые реальные видения можно отнести к категории естественных природных явлений - миражей. И лишь не более 3–5 % подобных видений связано с неизведанной сферой контактов живых людей с представителями потустороннего мира. Нередко блуждающие привидения проецируют событие прошлого, которое проигрывается снова и снова. Иными словами, это своеобразная «запись» какого-то события, словно свидетель видит отпечаток прошлого, когда видение было еще действительностью. Тогда это событие может повторяться не один раз. Возможно, ответ заключается в том, что во время подобных драматических событий выделялось столько энергии и эмоций, что они словно «отпечатались» в материальном мире. Но почему некоторые люди способны видеть такой всплеск энергии, в то время как другие - нет? Это может зависеть от того фактора, что некоторые люди более чувствительны с точки зрения психического восприятия.
Привидения-явления Это не слишком мощные фантомы, которые живут по цикличному образцу. Их собратья, имеющие большую энергию, проявляют себя как «посланцы». Обычно они обладают информацией, которую им когда-то необходимо было передать. Конечно, они не пытаются что-то сказать или что-то объяснить. Просто инерция их поведения такова, что привидение производит действия, которые были крайне необходимы для этого человека при жизни. Убитый ведет на место своей гибели. Спрятавший клад - на место клада. Грабитель - туда, где он спрятал награбленное… Если сокровища принадлежали человеку при жизни, то после смерти он может яростно защищать их от искателей клада. Существует даже легенда о знаменитом пирате, капитане Киде, который был повешен в лучших пиратских традициях. Моряк закопал в укромном месте награбленные драгоценности, после чего расправился с теми, кто помогал ему их прятать. Призракам этих жертв он будто бы приказал охранять свои богатства. Через много лет кладоискателям удалось добраться до железного сундука, но, как только они предприняли попытку вытащить его из ямы, он провалился, а вместо него показалось разъяренное привидение пирата.
Привидения-вестники Навещают людей с определенной целью. По сути они являются душами умерших, которые возвращаются в мир живых, чтобы передать какое-либо предупреждение или сообщение, чаще всего семье или друзьям. При этом фантом редко разговаривает, предпочитая указывать на тот или иной предмет либо передавать свое сообщение с помощью жестов или знаков. К их посланиям специалисты рекомендуют относиться с должным вниманием. Во многих легендах говорится о привидениях, чье появление связано с выполнением определенной задачи или поручения. Некоторые возвращаются для того, чтобы совершить возмездие и разоблачить преступника, виновного в убийстве. Другие пытаются исправить несправедливость, допущенную в отношении кого-либо из живущих. Например, они делают так, чтобы деньги или другая ценная вещь были возвращены законному владельцу. Привидения могут также объявиться для того, чтобы загладить собственную вину за совершенные ими при жизни плохие поступки. Кроме того, некоторые зарубежные фантомологи выделяют так называемые кризисные привидения и воспринимаемые коллективно. Иногда добавляют еще две категории: посмертные и информативные.
Кризисные привидения Являются очевидцу незадолго до, во время или вскоре после какого-либо переломного или трагического события, например несчастного случая, опасного заболевания, а также смерти. Такие сущности являются людям чаще всего, и они обычно принимают облик родственников или друзей очевидца, с которыми произойдет, происходит сейчас или уже произошло несчастье. Это бывает преимущественно в течение полусуток до или после него. Правда, в некоторых случаях привидения являются и за пределами полусуточного интервала времени. Эти фантомы часто приходят к людям во время войн, когда их охватывает беспокойство за судьбу близких, особенно если те воюют где-то очень далеко. Имеется множество свидетельств людей, которые ясно видели родственника, на мгновение посетившего их и тут же исчезнувшего. Позднее становилось известно, что тот, кого видели, погиб именно тогда, когда явилась его призрачная сущность.
К категории коллективно воспринимаемых Относят случаи, когда несколько человек независимо друг от друга видят одно и то же привидение в одном и том же месте в одно и то же время. Но такие явления относительно редки. Важно отметить, что если привидение возникло на глазах коллектива, то не обязательно все присутствующие его видят. Нередко бытовые привидения коллективно воспринимают группы от 2 до 8 человек, иногда до 40–80. А вот привидения, связанные с религией, могут одновременно видеть тысячи людей.
Галлюцинаторные призраки Не оставляют физических следов пребывания на грешной земле, а если и оставляют - то лишь в памяти и душах очевидцев. Фантомальные же способны вести себя как живые люди. Они совершают нормальную последовательность действий: звонят, входят, здороваются, беседуют, прощаются и, главное, порой оставляют следы своего пребывания. Это могут быть записки, передвинутые с места на место предметы домашнего обихода, открытые или, наоборот, закрытые двери, отпечатки ног на полу и тому подобное. Среди фантомальных привидений ученые выделяют еще две категории: самопроизвольно порождаемые медиумом в ходе спиритического сеанса и возникающие в процессе магнетического воздействия на сенситива (чрезмерно чувствительный человек, экстрасенс) с введением его в сомнамбулическое состояние (особый род гипноза). Такие «магнетические» фантомы также могут иметь разную степень материализации: от самой начальной, когда они способны проникать сквозь преграды, например стены, и до все более полной - отражаться в зеркале, оставлять следы или образ на фотопленке, вызывать ощущения холода и влажности, а затем и перемещать предметы. Однако наиболее полно «овеществленные» привидения возникают лишь при медиумических материализациях. В отношении «повседневных» призраков, являющихся неоднократно, замечено постепенное ослабление проявлений их «жизнедеятельности». Это связано с накоплением так называемой световой усталости - разрушающего влияния света. Возможно, именно поэтому привидения являются одетыми, избегают появляться на свету и выбирают сумеречное или темное время суток, а иногда ограничиваются тем, что проявляют свое присутствие невидимо. В некоторых случаях их иногда распознают сенситивы или животные. К этому стоит добавить, что в некоторых странах верят в свои, местные привидения.
Бэнши Предсказывают смерть своим пронзительным воплем. И этот крик так ужасен, что тот, кто его слышит, тут же умирает. Если человек не умер во время крика, это произойдет вскоре. Самое интересное, что бэнши - это чисто ирландское привидение, и смерть оно предсказывает только ирландцам, причем даже тем, кто давно покинул Ирландию. Иногда бэнши может показаться на глаза в облике рыжеволосой бледной красавицы с красными от слез глазами, в зеленом плаще, наброшенном поверх могильного савана. Но может являться и уродливой старухой с развевающимися по ветру седыми волосами.
Анку Место обитания - север и запад Франции. Выглядит привидение как мертвец или скелет с длинными белыми волосами, закутанный в плащ с наброшенным капюшоном или в шляпе, надвинутой на лоб. На плече у анку - остро заточенная коса, а рядом с ним движется грохочущая повозка, которую тянет скелет лошади. В этом образе привидение напоминает средневековое изображение чумы. Анку идет, ступая неуверенно, как слепой: собственно говоря, он и есть слепой, глаз у него нет, и, поворачивая голову из стороны в сторону, он как бы вынюхивает живых людей. Славянские мары напоминают бледных, нежных девушек или девочек с распущенными волосами, в белых платьях. Они появляются из холодного ночного тумана, заговаривают тихими жалобными голосами, просят помочь им в чем-нибудь или поиграть с ними. Но доверять им нельзя. Мары заводят людей в овраги, болота, трясину, чащобу лесную, откуда не выберешься вовек. А если заманить человека не удается, коснутся лба прозрачной прохладной рукой, и с этого момента человек не сможет заснуть без того, чтобы ему не привиделся кошмар. Говорят, что защититься от них, как и от многих злобных привидений, можно молитвой. К тому же они, как и прочая ночная нечисть, не выносят жгучего чесночного запаха. При встрече с марами в ночном тумане следует не говорить с ними и не позволять им приближаться к себе.
Ангьяк Обитает в Арктике. Передвигается по воде в собачьем черепе, а веслом ему служит собачья кость. Избавиться от этого чуда можно только одним способом: призвав духов тундры.
Спиритические феномены
Большинство древних и современных ритуальных и магических практик (от шаманского камлания до всевозможных гаданий) так или иначе используют или интерпретируют трансцендентную («запредельную») информацию. И те, кто запрашивают эту информацию, а самое главное, ее получают, являются медиумами - людьми, умеющими воспринимать сообщения, поступающие из потустороннего мира. Это дар особый, не случайно среди прославленных медиумов были люди просвещенные: жрецы, врачи, ученые, философы, писатели, психологи. Когда уровень знаний современного общества казался недостаточным или неполным, именно такие люди предпринимали попытки получить нужную информацию у иных, более могущественных сил - и нередко добивались успеха. Параллельно с такой традицией множились и спиритические феномены, приобретая различные формы: к стукам добавлялись автоматическое письмо, телепатия, телекинез, левитация, «прямые» голоса, эктоплазмические материализации и пр. Через разных посредников медиумы составляли длинные послания из потустороннего мира, трактующие самые сложные и тонкие вопросы философии, теологии, морали, науки и т. п. Что же касается христианства, то оно тоже возникло и укреплялось в этой духовной мистической традиции, поэтому все первоначальное христианство буквально пронизано спиритизмом. Еще и сегодня, несмотря на искажения и затемнения, проницательный читатель увидит в текстах Священного Писания (в «Деяниях» и «Посланиях Апостолов» в особенности) указания на правила и законы практического спиритизма. Собственно, и сама молитва, творимая должным образом, есть, по сути, действие спиритическое, сопряженное с тайнами духа. Со временем христианство, достигнув к V–VI векам монополии на духовную власть, вынуждено было полностью отказаться от «спиритических корней». Начиная с тех времен мистика апостолов и святых была провозглашена «белой», а всю последующую мистику обычных смертных теоретики богословия объявили «черной», то есть исходящей от дьявола и слуг тьмы. Похоже, что именно тогда мертвые позабытые сущности, чьи голоса никто не желал слушать и с которыми живые рассчитывались банальными букетиками цветов, стали мстить за себя, требуя большего уважения. В этом контексте интересно проследить, как вообще складывалась упомянутая библейская традиция относительно спиритических феноменов. В самой Библии не слишком много описаний того, как люди общались с умершими, поскольку, как уже сказано, Писание такую практику осуждает. Тем более интересен фрагмент библейского текста об Эдеме, в котором есть весьма примечательный эпизод. В нем сатана в образе змия, соблазняя Еву нарушить запрет Божий, заверяет: «… нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Но уже пророк Исаия изобличал приверженцев оккультизма того времени в попытках обращаться к медиумам, которые суть «шептуны и чревовещатели». Помимо связи спиритизма с язычеством и бесовщиной, Библия осуждала подобную практику еще и потому, что Бог всегда предлагает верующему альтернативу. Некоторые христиане открыто объявляли учение сатанизмом, яростно нападали на спиритуалистов и пытались добиться законодательного запрета и спиритизма, и спиритуализма как учения. И если некоторые спиритуалисты были уверены в полном разрыве с христианством, то другие искали поддержки со стороны официальной религии, ссылаясь на веру в догматы. Но при таком отношении религиозности многие люди предпочитали все-таки держаться в стороне от медиумов. Когда ученые начали более серьезно исследовать спиритуалистические феномены - собственно контакты медиумов с мертвыми и совершаемые ими необычные действия, - существовали не только надежда, но и убеждение в том, что спиритуалистические догматы будут доказаны. Многие исследователи, среди которых были ведущие специалисты того времени, были почти уверены, что существует научное подтверждение существования души и ее бессмертия. И действительно, доказательства выдвигались, и не однажды, но чаще всего они оказывались не очень убедительными. В результате ученые приходили к выводу, что налицо лишь обманные действия медиумов, особенно тех, кто демонстрировал так называемую материализацию духов. Тема эта постоянно будоражила умы и привлекала к себе внимание. В 1850-е годы начались систематические исследования спиритизма - и как учения, и как паранормального явления. Уже в 1882 году в Лондоне было учреждено научное Общество психических исследований, которое начало серьезно заниматься изысканиями в области спиритических феноменов. А вскоре некое ответвление Общества появилось и на американском континенте. По сути, оно в какой-то мере и способствовало популяризации спиритического движения. После этого в печати стали появляться рассказы и описания реальных случаев встречи со спиритическими феноменами. К началу XX столетия спиритуализма как широко распространенного и согласованного движения более не существовало. Он так и не стал достаточно организованным движением, способным к объединению; разногласия, политические маневры внутри лагеря спиритуалистов и уличения в мошенничестве нанесли ему серьезный урон. Иначе говоря, когда наука не смогла уверенно и быстро подтвердить спиритуалистические догматы, интерес публики тоже начал угасать. И все же, несмотря на то что ученые не смогли доказать существования души и ее жизни после смерти, первые исследователи психического немало сделали для установления факта существования спиритического феномена, который мог бы разъяснить природу сознания. Постепенно спиритизм как особая область оккультных способностей выделился в отдельное направление - как практика установления контакта и получения информации от духов или душ умерших или от чего-то, заменяющего их. Этим же термином стало обозначаться мистическое течение, связанное с верой в наличие у каждого человека души и в вечное ее существование с возможностью посмертного общения. Во время спиритических сеансов связь с душой умершего помогал осуществлять медиум (посредник). В последующие годы спиритизм получил широкое распространение благодаря относительной простоте, доступности и ясности процедуры, а также наглядности «чуда». Те, кто в какой-то мере признавали религиозные и оккультные представления о существовании души у человека и ее перемещении после смерти в потусторонний мир, получали в спиритических сеансах вполне определенную информацию. Она, как полагали, шла от вызываемых душ родственников, известных исторических лиц, а в иных случаях даже от нечистой силы.
Энциклопедия привидений и духов
Привидения и духи - существа принципиально разные, и если уж вы увлеклись спиритизмом, то должны разбираться в том, с кем имеете дело. Итак, призрак - повторяющееся проявление странного и необъяснимого сенсорного феномена запахи, звуки, осязаемые ощущения и галлюцинации, которые, как считают, бывают вызваны духами, привязанными к определенному месту. Как правило, призрак обитает в доме, где до смерти жил данный человек, или же на месте, где он умер. Появление призраков может быть отмечено в местах, где часто бывал или любил бывать покойный, или же где его настигла насильственная смерть. Случаются «неумышленные» явления призраков, не подлежащие объяснению. Невозможно дать общую характеристику призрака. Некоторые из них проявляют себя через определенные промежутки времени или же постоянно, иногда на протяжении нескольких дней; порой это длится столетиями. Некоторые призраки можно повстречать только в определенные дни, связанные с «годовщинами». Например, можно было слышать, как дух Кристофера Врена носится вниз-вверх по лестницам Хэмптон-корта каждый год в годовщину его смерти - 26 февраля 1723 года. Не каждый посещающий места, где, по слухам, водятся призраки, или же проживающий там, может столкнуться с данным феноменом. Бытует представление, что иногда от призраков можно избавиться с помощью обряда изгнания духов, совершаемого священником, или же прибегнув к помощи людей, обладающих медиумистическим даром, которые, как считается, могут общаться с духами. Некоторые же явления прекращаются сами по себе по неизвестным причинам. Те призраки, которые могут рассматриваться в качестве «психических данностей» или впечатлений, воспринимаемых отдельными личностями, не поддаются экзорцизму. Такие призраки могут быть бесконечным повтором происходивших… Распространено мнение, что большинство призраков - это привидения или духи умерших. На самом деле они составляют лишь малую часть описываемых случаев. Гораздо чаще странные явления бывают в виде: - звуков: таинственные шаги, шорохи, шепот, звуки голосов животных и завывания, глухие удары, постукивания; - запахов: главным образом цветов, аромат духов, запах горящей древесины или разлагающегося мяса; - осязательных ощущений: холодящее покалывание кожи, легкий холодный ветерок и легкое прикосновение, как будто кто-то касается невидимой рукой. Некоторые призраки обнаруживают энергию полтергейста, которая проявляется в перестановке мебели, остановке часов, внезапных падениях стеклянных изделий и зеркал, паранормальных движениях предметов. В местах обитания призраков люди часто испытывают негативные эмоции, в том числе гнев, страх и ненависть. Они также могут чувствовать присутствие злой силы. Другие призраки могут оказаться дружелюбно настроенными или добрыми духами. Некоторые медиумы утверждают, что могут устанавливать контакт с душами умерших, обитающими в домах с привидениями, и способны направить их на путь, ведущий в потусторонний мир. Некоторые призраки могут представлять собой фантомы животных, таких как любимые собаки, кошки и лошади, которых видят, чувствуют и слышат в их привычных местах. Призраками могут быть и предметы. Например, в Британии бытует множество историй о черепах-призраках, которые издают неслыханные вопли, когда перебираются со своих мест в дом. О том, почему и как происходят явления призраков, мало что известно. С конца XIX века исследователи психики и парапсихологи систематически изучали тысячи таких случаев. Выдвигались многочисленные теории, однако все они недостаточно убедительны, чтобы принять ту или другую точку зрения. Фредерик У. Майерс, один из основателей Общества для изучения психических явлений в Лондоне, проводивший большую работу по изучению призраков в конце XIX века, полагал, что в своем большинстве явления призраков фрагментарны и бессмысленны по своему характеру. Они представляют собой частицы и обрывки остаточной энергии, отдаваемой людьми после смерти. Другие исследователи, опираясь на теорию Майерса, делали предположение, что призрак не следует рассматривать как дух личности, он представляет собой регистрацию энергии, переходящей от личности к человеку, обладающему психической восприимчивостью. Психическая восприимчивость может проявляться по-разному в месте, где обитают призраки: один человек воспринимает феномен, а другой - нет. Элеонора Сиджуик, бывший секретарь Общества для изучения психических явлений, полагала, что призраки - это форма психометрии. Подобно тому, как каждый предмет поглощает и удерживает «вибрации» своего владельца, которые проявляются как впечатления, когда он попадает в руки медиума или телепата, так и дома могут удерживать воспоминания или психические впечатления. Дом может впитывать мысли, действия и эмоции своих бывших жильцов, которые он преподносит в виде призраков психически восприимчивым людям. Оксфордский философ Гарри X. Прайс и американский парапсихолог Уильям Т. Ролл были в числе тех, кто разрабатывал теорию Сиджуик. Теория Прайса, называемая «отложенной телепатией», утверждает, что существует некий «психический эфир», представляющий собой мост между разумом и материей и пропитывающий всю материю и пространство. Некоторые мысли и события запечатлеваются в этом эфире и остаются там довольно долго, даже на протяжении ряда лет. Когда происходит трагедия, это порождает соответствующее психическое состояние, и отпечатки его сохраняются. Восприимчивые люди, вступающие в контакт с населенным призраками домом, могут телепатически контактировать с этими мыслями или эмоциями, которые предстают им в виде призраков. «Отложенная телепатия» подвергалась критике за то, что не давала объяснения движениям предметов, что порой происходит в подобных случаях. Итальянский парапсихолог Эрнесто Бодзано изучил несколько сотен случаев появления призраков и проанализировал их характерные черты, исходя из разных существующих на этот счет теорий и своих собственных спиритических воззрений. Бодзано привел пять выводов, подтверждающих его мнение, что призраки - это духи умерших людей: 1) призраки могут обитать в местах, где умершие не жили и не умерли; 2) явление призраков сопровождается телекинетическими движениями предметов, что предполагает определенный тип физического воздействия; 3) призраки в большей степени связаны со смертями, чем с другими трагическими случаями или эмоциональными проявлениями; 4) явления призрака имеют прерывистый характер; 5) при совершении таких действий, как экзорцизм или молитва за упокой души, феномен прекращается. В мире существует множество способов борьбы с призраками. Некоторые из них совсем простые. Например, досаждающих духов выметают метлой. В более сложных случаях применяются также более сложные способы изгнания, например, тщательно разработанные ритуалы экзорцизма. Но принимаемые меры не всегда приносят желаемый результат.
Черный кот с Тверской
Одним из самых известных московских призраков считается фантом огромного черного кота, которого регулярно видят припозднившиеся прохожие на Тверской. По рассказам очевидцев, призрачный кот несколько раз в месяц выпрыгивает из стены одного здания, переходит дорогу и исчезает в стене другого здания. Причем, данное явление происходит исключительно по нечетным числам, на нечетной стороне улицы - между станциями метро «Пушкинская» и «Маяковская». Чаще всего фантом можно встретить около Музея Революции, расположенного по адресу: Тверская, 21. Особый вес этим свидетельствам придает тот факт, что кота-призрака видели не только сотрудники музея, но и один из его директоров. А так как руководители солидных учреждений обычно отличаются серьезностью и не склонны к глупым розыгрышам, то существование призрачного кота мало кто оспаривает. Кроме того, некоторым людям удалось снять его на фотоаппарат и даже на видеокамеру. Возможно, именно поэтому кот-фантом - единственный из московской призрачной братии, которого занесли в Международный справочник по привидениям. Говорят, что встреча с этим потусторонним представителем кошачьего семейства приносит большую удачу. Правда, выходит он только поздней ночью, глубоко за полночь - так что не у всех хватает смелости или времени, чтобы отправиться на рандеву с призраком. Кстати, существует мнение, что именно этот кот стал прообразом Бегемота в «Мастере и Маргарите» Булгакова, а вовсе не домашний питомец писателя по имени Флюшка - лентяй и чревоугодник, который, к тому же был банального серого цвета.
Монах из Алешкинского леса
Уникальный лесной массив под названием Алешкинский лес, расположенный между районами Куркино и Северное Тушино по обе стороны МКАД, пользуется большой популярностью среди местных жителей - места здесь на редкость живописные и, вдобавок, исторические. Свое название лес получил от деревни Алешкино, которая до недавнего времени находилась на правом берегу реки Химки (ныне Бутаковский залив Химкинского водохранилища). Деревня была известна еще в семнадцатом веке: до 1605 года она принадлежала дяде Бориса Годунова, а после гибели владельца от рук приспешников Лжедмитрия I перешла в казну и позднее была передана дьяку Семену Головину - слуге царя Михаила Федоровича. После смерти Головина Алешкино переходило от одного московского монастыря к другому, а в 1812 году успешно пережило нападение войск Наполеона. А вот Олимпиаду 1980 деревня пережить не смогла - ее снесли под предлогом подготовки к этому знаменательному событию, включив территорию бывшего Алешкино в водоохранную зону… Хотя деревни нет уже больше 30 лет, лес по-прежнему называется Алешкинским - людям так привычнее. Особую изюминку романтическим прогулкам по тропкам Алешкинского леса добавляет местное предание о призраке черного монаха, который время от времени бродит по этим зарослям. Чаще всего он появляется в теплую, дождливую погоду и выглядит как высокий человек с очень бледным и худым лицом, одетый в длинный черный балахон с капюшоном. Обычно его можно встретить на одной из дорог, ведущих со стороны Куркина. Говорят, что он появляется накануне больших несчастий: здешние старожилы видели этот призрак незадолго до начала Великой Отечественной войны. А нашим современникам «Черный монах» являлся, как минимум, дважды: в 2000 году - за день до теракта в подземном переходе на Пушкинской площади, и в 2002 году - за несколько дней перед трагедией «Норд-Оста». Откуда взялся этот фантом в здешних местах и почему он здесь бродит - неизвестно. Но местные жители в один голос твердят: если увидишь «Черного монаха» - скорее отвернись и проходи мимо. Если окликнешь его или попытаешься заговорить, то и тебя, и твоих близких - ждет большая беда.
Автомобиль-фантом на Малой Никитской
Данные провокации осуществляются астральной нечистью с целью дискредитации всякой памяти о СССР. Встречу с московским автомобилем-призраком, хоть он и невидимый, пожалуй, выдержит только человек с железными нервами - очень уж необычен этот фантом. Говорят, что увидеть (точнее, услышать) этот призрак можно в безлунную ночь, чаще всего с октября по апрель. Появляется призрачный автомобиль около бывшего дома Лаврентия Берии, расположенного на углу Малой Никитской улицы и Вспольного переулка - сейчас в этом здании находится посольство Туниса. Добраться сюда проще всего от станции метро «Баррикадная», перейдя через Садово-Кудринскую улицу и свернув с нее на Малую Никитскую. Если оказаться около дома Берии после полуночи, то рано или поздно со стороны Садового кольца до вас донесется звук подъезжающей машины, причем, (по словам знатоков) звук ее мотора полностью идентичен мощному движку ЗИСа-115 - черного бронированного автомобиля, выпущенного советским автопромом в 40-х годах в ограниченном количестве. Элитная машина этой серии была предназначена для перевозки высших руководителей СССР, в том числе, и Берии. Однако, как пристально вы бы не всматривались в пустую улочку, выискивая глазами источник шума, приближающийся автомобиль останется абсолютно невидим. У дверей бывшего особняка Берии мотор заглохнет, и станет слышно, как из машины выходит человек, который о чем-то будет разговаривать с невидимым охранником. После этого дверь автомобиля-призрака громко захлопнется и он уедет.
Безголовые призраки на Ярославском шоссе
Привидения, которых время от времени видят на Ярославском шоссе (Сергиево-Посадский район Московской области), на редкость колоритны: припозднившиеся водители нередко летят в кювет или в ближайший столб, когда видят перед собой две человеческих фигуры, держащих в руках свои головы. Если повезет, то отделываются травмами и ремонтом автомашины, а если нет… Раньше Ярославское шоссе называлось Троицкой дорогой, и было свидетелем многих исторических событий. Здесь проезжали со свитой Владимир Мономах и Петр I, по ней шагали дружины ополчения Минина и Пожарского, возвращался в Москву после взятия Казани Иван Грозный… Помнит эта дорога и сводную сестру Петра Великого - царевну Софью. Именно ей обязаны здешние места появлением безголовых привидений. В 1682 году в близлежащем селе Воздвиженском были казнены князь Иван Хованский и его сын Андрей, возглавлявшие стрелецкий бунт. Согласно основной версии тех событий, Иван Андреевич не поделил с Софьей власть: то ли сам захотел венчаться на царство, то ли решил добиться своей цели, женив на царевне своего сына. Итог же оказался печален - властолюбивых вельмож обманом захватили в плен слуги Софьи и обезглавили у околицы Воздвиженского по обвинению в государственной измене. По приказу царевны тела Хованских не стали предавать погребению, а просто затоптали в болотистые берега реки Вори близ деревни Голыгино. С тех самых пор, по рассказам местных жителей, оттуда стали доноситься непонятные пугающие стоны. А на Троицкой дороге одиноким путникам начали являться призраки Хованских, слезно просящие сходить в Москву и замолвить словечко перед царевной Софьей - дабы их тела наконец-то похоронили по христианскому обычаю. Свои мольбы призрачные князья обычно сопровождали глубокими поклонами и снятием шапок - вместе с головами. Чтобы привидения отстали, нужно обещать выполнить их просьбу, но согласитесь, при виде столь жуткого зрелища очень трудно сохранять самообладание - даже нашим современникам, закаленным суровой российской действительностью и просмотром западных «ужастиков»…
Добрый дух бывшей «Ленинки»
Большинство привидений либо равнодушны, либо враждебны людям. А вот дух, обитающий в стенах российской государственной библиотеки (бывшая «Ленинская»), наоборот, отличается добротой. Каждая местная сотрудница знает, что здесь «живет» призрак знаменитого литератора и книговеда Николая Рубакина, завещавшего «Ленинке» всю свою личную библиотеку - порядка 75 тысяч томов. Обычно его можно увидеть (или услышать) в хранилище библиотеки, расположенном на пятнадцатом этаже. Ночные дежурные регулярно слышат, как из закрытого помещения раздаются шаги и непонятные шорохи. Заглядывает Рубакин и в читальный зал по соседству - видимо, присматривает за своей коллекцией и следит за порядком в учреждении. Поселился призрак публициста в библиотеке в 1946 году, когда в хранилище привезли завещанные им книги и урну с его прахом, которая некоторое время стояла на столике между стеллажей, рядом с портретом Рубакина. Позднее прах захоронили на Новодевичьем кладбище, но дух книговеда остался в библиотеке - чтобы беречь и охранять книги. Как советуют библиотекари-старожилы, если вам потребуется какая-либо книга из здешнего читального зала, но вы не сможете ее отыскать - попросите тихонько помощи у Николая Рубакина. Немного подождите, а когда в зале раздадутся шаги - не поднимайте голову и не смотрите по сторонам: призрак не любит праздного любопытства и может обидеться. Если сумеете сдержаться, то после «ухода» призрачного библиофила можете смело приступать к новым поискам - нужная вам книга окажется стоящей на ближайшем стеллаже.
Поезд-призрак из московского метрополитена
Примерно раз в месяц после полуночи на Кольцевой линии пассажиры метро могут наблюдать необъяснимый феномен - пустой поезд старого образца, по виду похожий на составы 40-х годов. В кабинете машиниста - человек в довоенной форме работников метрополитена. Этот «ретро»-поезд чаще всего не останавливается на станциях, но если все же сделает остановку, то его двери обычно не открываются. Говорят, что в вагонах этого поезда-призрака якобы едут души людей, погибших в метро и не сумевших найти путь «наверх». Так это или нет, неизвестно, но все, кто рассказывает о странном поезде, сходятся в одном: нельзя заходить в его вагоны, иначе рискуешь пополнить собой списки без вести пропавших. А лучше вообще не приближаться к этому загадочному поезду - целее будешь.
Призраки с Кузнецкого моста
По словам старожилов, на Кузнецком мосту издавна обитали два призрака - девушка в белом и «серый экипаж». Встреча с любым из этих фантомов не сулила ничего хорошего припозднившимся прохожим. По преданию, призрачную девушку при жизни звали Жужу (сокращенный вариант имени Жозефина). Чаще всего ее можно увидеть теплыми весенними или же летними ночами: высокая и стройная фигура в белом платье словно летит над мостовой, не касаясь ее ногами. Очаровательная француженка работала модисткой в одном из столичных магазинов модной одежды в начале прошлого столетия. Помимо всего прочего, юная красавица была пассией знаменитого миллионера и мецената Саввы Морозова. Однажды утром, когда Жужу ехала в экипаже по Кузнецкому мосту, она услышала, как мальчишка, продающий газеты, выкрикивает свежую новость: «Савва Морозов покончил с собой!». Француженка выскочила из кареты, чтобы купить газету, но в этот момент попала под колеса проезжавшего мимо экипажа. Девушку срочно доставили в больницу, но спасти не смогли. На следующий день после ее смерти тот самый мальчишка-газетчик был найден мертвым в одной из подворотен Кузнецкого моста. Как оказалось, он был задушен женским чулком - причем, точно такие же чулки были на погибшей француженке. В течение последующего месяца были найдены задушенными еще трое - корреспонденты той злополучной газеты. С тех самых пор продавцы газет, а также журналисты, предпочитали не ходить по Кузнецкому мосту, особенно по вечерам - боялись мести призрака. Ведь именно они в глазах Жужу были косвенными виновниками ее смерти. Кстати, гнев француженки не утих с годами, поэтому всем, кто имеет какое-либо отношение к СМИ, лучше не появляться в здешних местах после заката - иначе можешь попасть в беду. Что касается второго призрака Кузнецкого моста - «серого экипажа» с молчаливым извозчиком в сером плаще, то его уже много лет никто не видел. Раньше он дежурил около казино, предлагая невезучим игрокам, спустившим все свое состояние за игорным столом и помышлявшим о самоубийстве, подвезти их «задешево». Причем, тех несчастных, кто соглашался на это «выгодное» предложение, больше никто и никогда не видел. Но после революции местные игорные дома прикрыли, и фантом перестал наведываться в эти края. Впрочем, некоторые считают, что он просто «перепрофилировался» и по-прежнему подстерегает прожигателей жизни, но уже в виде призрачной «шестерки» серого цвета.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|