Заточенные и замурованные
В Шуране мы впервые услышали о заточении, к которому, видимо, прибегали кое-где в XVII-XVIII вв. Известен случай, происшедший в Харьковской губернии, где вновь замуровали женщину, но только не жертву разбоя, а саму разбойницу. Некая дворянка развлекалась тем, что грабила во главе разбойничьей ватаги купцов на тракте. Ее брат, полковник Г.К. Кондратьев, основатель города Сумы, долго уговаривал сестру угомониться, а потом взял да и замуровал ее живьем в стену сумского Воскресенского собора. Одно из таких привидений живет в Смоленском кремле, точнее – в башне Веселуха. Кремлевские стены и башни были возведены в 1595-1602 гг. Тогда-то в башню и замуровали живую девушку. Девушка не плакала, а смеялась, поэтому башню назвали Веселухой. Но почему она смеялась? Тут возможны четыре варианта: 1) это была дурочка (маловероятно, поскольку юродивых у нас уважали); 2) девушка была патриоткой и знала, для чего нужна жертва (но тогда бы она хранила молчание); 3) это был истерический смех (наиболее правдивая версия); 4) ее обманули, делая вид, что играют с ней, а она радостно смеялась (разновидность первой версии). Во время нападения на Смоленск войск Батыя в 1239 г. воин Меркурий родом из Моравии, служивший смоленскому князю, выступил против татар с благословения Божией Матери. Врагов он разогнал, но перед бегством те ухитрились отрубить ему голову. Держа в руках отрубленную голову, он пришел к городским воротам с вестью о победе. В одной из редакций «Слова о Меркурии Смоленском» не только нес свою голову, но и вел под уздцы коня. Навстречу ему попалась девица с коромыслом, отругавшая его за хождение в безголовом виде. Для полноты картины «иноземцу» Меркурию оставалось запихать негодницу в башню. Конечно, он так не поступил, и в башне очутился конский череп. Но ведь голову отрубили Меркурию, а не коню! Возможно, первоначально в башне хранилась голова, а авторы легенды о конском ржании спутали ее с черепом коня. Кстати, каменный кремль строил царский зодчий Ф.С. Конь. Смоленский сюжет при всей путанице с головами и девушками исторически оправдан – город и впрямь не был взят Батыем по неизвестной причине. Псковская же легенда о замурованном князе сильно расходится с фактами. Тевтонские рыцари, взявшие Псков незадолго до Ледового побоища, пленили здесь местного князя, оказавшего героическое сопротивление захватчикам. В рекордные сроки ими была возведена неприступная башня (немцы умели строить крепости), в которой они заточили князя. Он томился там целый год, но не пошел на сделку с врагами и умер от истощения. Псковичи тем временем изнывали от тяжкого ярма поработителей (об их муках можно судить по пропагандистскому фильму С.М. Эйзенштейна). Проведав о судьбе своего князя, они подняли восстание. Силы были неравны, но в разгар сражения на верху башни возникла тень убитого. Оглушительно грянул гром, и напуганные тевтонцы в ужасе бежали. Тело князя в темнице не обнаружили, но с тех пор из башни доносится тихий и печальный звон. Поэтому ее прозвали Гремячьей. Каменная башня построена в 1525 г. повелением великого князя Василия III. Но дело не в ней, а в фигуре пленника. Тогдашний псковский князь Ярослав Владимирович сам заключил договор с Ливонским орденом и привел к городу разношерстное войско из датчан, ливонцев и жителей Изборска, сдавшегося без боя. Не оказал сопротивления и Псков, заключивший мирный договор с оккупантами. Противники Ярослава Владимировича покинули город вместе с семьями, и сажать в башню было попросту некого. Да и строить ее было некому. Городом правили посадник Твердило Иванкович, несколько княжеских людей и… два орденских брата (цифра из Ливонской хроники). Через год Ярослав Владимирович переметнулся в стан Александра Невского, и новгородские войска овладели Псковом без восстаний и кровопролитий. За очередное предательство наш герой получил княжение в Торжке, так что в Пскове его следов действительно не осталось. От исторических мифов перейдем к более привычной для нас теме женских страданий. В месте впадения Ветлуги в Волгу стоит знаменитый замок Шереметевых – усадьба Юрино. Кто-то из его хозяев соблазн… нет, мы не в Англии, попытался соблазнить крепостную девушку Палашу (по крайней мере, имя подходящее). У дворян было так принято, но Палаша не могла поступиться честью древнего крестьянского рода и отвергла грязные ухаживания крепостника. Разозленный Шереметев приказал замуровать ее живьем в подвале. Позднее останки бедняжки перекочевали в подвальную колонну, где и были обнаружены в ходе реставрации. Теперь ее силуэт с по-крестьянски скрещенными на груди руками виден в одном из окон Дубового кабинета. Кого же из Шереметевых очернили авторы этой байки? Замок начал строить в 1874 г. Василий Петрович Шереметев, женатый на дочери генерала М.Д. Скобелева. Но его не обвинишь в погоне за девушками – эпоха крепостничества миновала. Однако усадьба возникла в Юрине еще в 1812 г., и подвалы старого деревянного дома могли уцелеть. Организатор имения Василий Сергеевич Шереметев – подходящий кандидат на должность злодея. Тех крестьян, что он не успевал высечь, бросали в тюрьмы и забривали в солдаты. А главное – Василий Сергеевич охотно пользовался правом первой ночи, воспеваемым ненавистниками феодализма. Была у него и своя «Палаша» – Матрена Ивановна Марченко, дочь бедного полтавского майора. В подвал Матрену Ивановну загнать не сумели, поэтому Шереметев женился на ней вопреки протестам родовитых дворян и на радость всем передовым людям. Супруги прожили в согласии сорок лет и родили шестерых детей. С отцом конкурирует сын – Сергей Васильевич Шереметев, следующий владелец Юрина, не меньший распутник и тиран. В пользу его кандидатуры говорит тот факт, что он до сих пор наведывается в усадьбу. Спустившись из верхних покоев, призрак властно шествует по дому и неодобрительно косится на туристов. Послужной список этого Шереметева пестрит ужасами и произволом. Он подавлял восстание декабристов и всячески притеснял крестьян, так что те даже подавали на него жалобу губернатору А.Н. Муравьеву, с которым Сергей Васильевич был на ножах. Старый декабрист многое припомнил своему врагу. Усилиями Муравьева имение Шереметева было взято под опеку, а сам хозяин выдворен за границу. Сергей Васильевич не был женат, а его «Палаша», крестьянка Надежда Зайцева, перед тем, как сгинуть в подвале, родила ему четверых детей. Родовой вотчиной Шереметевых являлось не Юрино, а крупное благоустроенное село Богородское. Тем не менее Сергей Васильевич построил в Юрине стекольный завод и завел кожевенное производство, но замок суждено было возвести его чудаковатому племяннику. Строитель замка любил совмещать различные стили – в архитектуре и в жизни. Его резиденция выполнена в ионических, арабских, готических традициях, а сам он топил камин пальмами из Зимнего сада и расхаживал по усадьбе в облачении римского папы Пия IX, купленном в Италии, покуривая пеньковую трубку и по-русски матерясь. Как следствие, он умер в долгах, и деньги на похороны пришлось занимать у исправника. Если я что-то понимаю в привидениях, именно Василий Петрович имеет все основания возвращаться на землю, но вот беда – на роль похотливого крепостника он не годится. Коренным москвичам хорошо знаком дом Николая Васильевича Игумнова (улица Большая Якиманка, 43), старое французское посольство, ярчайший образец русского стиля с его многоцветностью и декоративностью. Кто бы мог подумать, что в таком красочном домике поселятся привидения? Но древнерусский антураж им не помеха, в чем мы убедились на примере челябинского особняка Ларинцева. К тому же легенды об этих домах сочинены в советские годы, а не в пушкинскую эпоху, когда впечатлительных барышень запугивали готическими руинами наподобие Шуранского замка. Купеческий род Игумновых происходил из Ярославля. Оттуда же Николай Васильевич привез в 1888 г. архитектора Н.И. Поздеева, поручив ему строительство роскошного особняка. По слухам, особняк предназначался для свиданий с танцовщицей Любушкой, которую Игумнов усердно скрывал от родных и от законной супруги, проживавшей в Ярославле. То ли новый дом раскритиковали в прессе (русский стиль только входил в моду), то ли Любушка сказала свое «фи», то ли Поздеев превысил запланированную смету, но заказчик вдруг разругался с архитектором. Суд свалил все убытки на Поздеева, а тот, громогласно прокляв дом и хозяина, уехал на родину, где покончил с собой в 1893 г. Проклятие начало действовать, нагоняя страх на Любушку. Игумнов не разделял ее суеверий, и чтобы защититься от кошмара, бедная девушка вынуждена была пригласить в дом юного корнета. Корнет храбро сражался с проклятием, когда на Якиманку неожиданно прибыл хозяин. Вместо того чтобы помочь, он накинулся на героя с кулаками. Детали разыгравшейся трагедии до конца не выяснены. Одни говорят, что Игумнов выбросил корнета в окно, а следом швырнул его пострадавший в бою мундир. Другие – что мундир вылетел в придачу со штанами, а несломленный врагом корнет удалился с черного хода и до темноты скрывался в подворотне. Любушку же ее добрый покровитель швырнул с размаху в стену, и ей на голову рухнул кусок лепнины работы Поздеева. Девушка перенеслась в мир иной. Так покойный архитектор отомстил за свое унижение.
Жертвы несчастных случаев
История бедняжки Жужу очень трогательно пересказана в книге Е.А. Коровиной. По ее словам, Савва Тимофеевич, когда уезжал в Париж, обещал любовнице: «Как вернусь, сниму тебе, Жужу, хорошенькую квартирку, накуплю бриллиантов. Всю дальнейшую жизнь будем жить вместе!» Вот теперь я готов уверовать в загробную месть Жужу. Лишившись таких перспектив, современная Жужу передушила бы к чертовой бабушке всех киоскеров! А с тем, что Жужу «не может соединиться с любимым Саввой», якобы оказавшимся на том свете, я категорически не согласен. Чтобы увидеться с любимым, ей довольно завернуть на Рогожское кладбище или в морозовский особняк на улице Спиридоновка, 17. Покончил ли Морозов с собой, был ли застрелен черносотенным революционером или революционным черносотенцем, в любом случае покой на том свете ему только снится. На Рогожке он шатается меж могил, позванивая монетами и потрясая браунингом, а на Спиридоновке его шаги и кашель слышны обитателям дома приемов МИД РФ. Но эти бесстрашные люди согласны терпеть призрак мецената. Предыдущие жильцы (вдова З.Г. Морозова, Рябушинские) давно убрались из этого скромного, но опасного здания. Категория жертв несчастных случаев основательно пополнилась в наши дни. В нее вошли духи железных дорог и метрополитена – стрелочники, обходчики, машинисты и даже пассажиры. Многие из них погибли трагически и теперь в соответствии с законом призрачного мира, выработанным в викторианской Англии, слетаются к живым, чтобы предостеречь их от опасности. В Московское метро они зачастили в связи с происшедшими здесь в последние годы терактами. Поскольку главка получилась короткой, я решил включить в нее известное всему Хабаровску здание – Воронье гнездо (Дом архитектора, Башня Инфиделя), с чьего балкона заснят мост через Амур, помещенный в 2006 г. на оборот российской пятитысячной купюры. Это недостроенное сооружение с бетонными резервуарами (улица Мостовая, 2б), возведенное не ранее 1930-х гг., составило бы честь любому из разделов. По разным версиям, оно представляло собой компрессорную станцию для вентиляции тоннеля через Амур, объект ПВО, склад бактериологического оружия, водонапорную башню или башню для отвода грунтовых вод, зернохранилище, а также… могилу Чингисхана (гипотеза китайского ученого). При такой разноголосице из земных недр и небесных обителей мог явиться в Хабаровск какой угодно дух – от всемогущего хана до участника ролевых игр по имени Инфидель, ненароком ухнувшего в резервуар. Кроме них, здание приглянулось замурованному в стене или расстрелянному НКВД архитектору, погибшим при строительстве рабочим, парочке самоубийц, бесследно пропавшей девочке, зверски убитой женщине, почившим членам сатанинской секты. Достойным памятником всем строителям, жертвам и ценителям экстрима мог бы послужить ресторан, благородный символ нашей эпохи, но, увы, его владелец лишился прав на загадочный объект.
Пропавшие без вести
Российские подземные тоннели, катакомбы и пещеры значительно длиннее и запутаннее английских, так что по количеству пропавших там людей мы англичан превосходим. Но они побьют нас архаичностью своих легенд – наши байки возникли в советскую эпоху, когда подземные галереи были заброшены и захламлены. На берегу Дона, на границе Ростова и Аксая, расположено Кобяково городище, которое датируется X-VIII вв. до н.э., хотя древнейшие из археологических находок относятся к I-III вв. н.э. (меотский некрополь). Впервые оно упоминается в письменных источниках XVI в. под названием, восходящим, вероятно, к резиденции половецкого хана Кобяка. Но легенда о призраках этих древностей не касается. В 1949 г. с группой военных, исследовавших подземные ходы городища, случилась та же история, что с английскими солдатами во время Гражданской войны XVII в. Солдаты, обнаружив потайной тоннель в норманнском замке, послали туда мальчика-барабанщика, но в советской армии мальчики для секретных миссий не использовались, поэтому в кобяковские пещеры спустились двое военнослужащих. Английский мальчик барабанил до момента своего исчезновения, а наши солдаты выходили на связь по телефону. Сигналы резко прервались, и телефонный кабель вытащили наружу. Его конец был изгрызен и залит кровью. Тело мальчика так и не нашли, а тела советских солдат были найдены отрядом автоматчиков. Но лучше бы их не находили! У одного тела отсутствовала голова, а с костей были содраны мясо и кожа. Тело второго оказалось наполовину съеденным. Автоматчики заметили в пещере какие-то тени и открыли по ним стрельбу. Главный тоннель с тонущими во мраке ответвлениями и подземное озеро запомнились спасателям на всю жизнь. Город Орел, по преданию, стоит на разветвленной сети подземных пещер доисторического происхождения, которые с XVII в. использовались под каменоломни. В одной из самых длинных пещер протяженностью 3 км однажды пропали дети, затеявшие там игру. Теперь по пещерам носятся фигуры в балахонах и клубятся подозрительные белые облака. Вышеупомянутый хабаровский тоннель, вырытый в 1937-1941 гг., дублировал амурский мост на случай войны с Японией. Тоннель под Волгой в районе Самары скорее мифическое сооружение – его назначение неясно, а потому легенд о нем не меньше, чем о башне в Хабаровске. По свидетельствам очевидцев, внутри его находили железнодорожную колею, сточные канавы, стальные двери, заложенные ниши, кабели, трубы и даже старый поезд. В начале 1930-х гг. в сеть подземных ходов под руслом реки угодил некий геолог. Он спустился туда в районе Студеного оврага, а вышел у поселка Ширяево. Геолог отсутствовал несколько дней или недель. Я бы не рискнул утверждать, что в Ширяеве побывал тот самый человек, чья нога ступила в тоннель на другом берегу. Вот и посельчане не были в этом уверены. Их еще долго мучили кошмары при воспоминании о чудаковатом существе, пронесшемся по улице с геологическим молотком в руках. В годы Великой Отечественной войны в орловских пещерах скрывались партизаны, а немцы безуспешно пытались их оттуда выкурить. Но в монастырские подземелья под курским Знаменским собором сдуру влезли сами оккупанты, удиравшие из города в феврале 1943 г. Вероятно, они рассчитывали найти выход на поверхность в районе речного обрыва – таковой действительно имеется, – но заплутали. Вскоре до удивленных советских солдат донеслась беспорядочная стрельба и вопли «Гитлер капут!». Вниз был послан разведчик, но он тоже пропал. В конце концов, немцы наткнулись на выход и выползли наружу с поднятыми руками. Разведчик же так и не вернулся. Он отравился газом, и его труп был найден в 50 м от собора. Да и немцы вышли не все. В 1952 г. энтузиасты извлекли на свет Божий скелет со «шмайсером» и в немецком обмундировании. Говорят, под землей полным-полно скелетов. Однако надо быть осторожным – среди них могут попадаться захоронения духовных особ. Отличительный признак нужного скелета – автомат и каска. Кто-то из немцев был недавно замечен в соборе, вновь открывшемся в 2000 г. Впрочем, призраком мог оказаться и тот бедолага, чьи кости вынули из стены при реставрационных работах. Храм возводился в 1816-1826 гг., когда жертвы уже не приносились. Скорее всего, это пьяный киномеханик, случайно позабытый в соборе в процессе реконструкции в 1956 г. (в здании размещался кинотеатр «Октябрь»).
Самоубийцы
Справедливо сказал кто-то про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения – никто им не верит; а исполнят – никто о них не пожалеет. Тургенев собрал несколько быличек о самоубийцах. Например, об удавившемся на ветле парне. Его привидение рыдало в роще и напугало одну крестьянку так, что у нее отнялся язык. Или об утопленниках, жалобно стонущих в воде. Деревню в Петербургской губернии терроризировала «задавленная Пашка», стенающая в лесу и шатающаяся вдоль дорог «вся в белом и с опущенной головой». Самоубийцы, погребенные на дне Соловьева оврага в Симбирске (Ульяновске), по ночам скреблись в окна караулки на соседнем огороде. В Рязанской губернии повесившаяся от тоски девушка своим плачем заманивала путников и заставляла их плутать вдалеке от дома. Знаменитости в мире самоубийц – симбирская красавица Марина и омский разбойник Череда. Молодая вдова Марина бросилась в Волгу после того, как ее возлюбленный Иван Курчавый женился на другой. Утопленница превратилась в русалку. И вообще среди русалок каждая вторая свела счеты с жизнью. Марина была необычной русалкой. Она не только пела, хохотала и переворачивала лодки, но и принимала всякие обличья, например лебедя или мертвой бабы, лежащей на берегу. Завлекла она и Ивана Курчавого, повадившегося ездить к ней на свидания к омуту. Утонув, Иван воссоединился с Мариной, а его призрак стал навещать по ночам законную супругу. Хорошо там, где нас нет! Узник по прозвищу Череда бежал из Омского острога, где в 1850-х гг. отбывал заключение Достоевский. Удравший каторжник принялся мстить обижавшим его солдатам и офицерам. Он убивал их и вкладывал в руку трупа пучок череды. Новоявленного ботаника обнаружили скрывающимся на берегу местного озера. Коня у Череды не было, и, в отличие от Рыжова, он знал, на что идет, ныряя в воду. По имени утопленника озеро назвали Чередовым, а когда острог разрушили, на его руинах объявился призрак каторжника. Сейчас на месте острога находится медицинский колледж. Другая петербургская легенда повествует о старушке, зашедшей в дом по адресу: Невский проспект, 68 («Литературный дом», пострадавший во время блокады и недавно реконструированный). Она поднялась на верхний этаж, позвонила в квартиру, а когда дверь распахнулась, кинулась из лестничного окна на плиты тротуара. В Петербурге любят кончать с собой при свидетелях (Свидригайлов), и старушка не была исключением. Однако впоследствии была сочинена легенда о двух соперницах в любви, пожилой (наша героиня) и молодой. Объект их страсти избрал в спутницы жизни молодую, а поселились супруги за той самой дверью. Кровавое пятно еще долго выступало на плитах перед домом (хорошо известная в Англии деталь), а самоубийца выслеживала по ночам припозднившихся мужчин и бросалась им на шею с распростертыми объятиями. Страшнее зрелища не бывает, разве только Салтычиха в роли соблазнительницы. Герой следующей истории – реально существовавшая личность, вологодский дворянин Павел Дмитриевич Пузан-Пузыревский (эстеты напрасно обвиняли Гоголя в коверкании имен героев). Вы бы смогли прожить всю жизнь с такой фамилией? Вот и Павел Дмитриевич не выдержал. Он служил капитаном в пехотном полку, откуда уволился «по домашним обстоятельствам» (нашим офицерам палец в рот не клади), женился, поступил на статскую службу ив 1838 г. построил в Вологде симпатичный деревянный особняк (улица Герцена, 35). Но злые языки доконали-таки беднягу, и он повесился на чердаке дома. И после смерти его не оставили в покое. Поговаривали, что веревка обрывалась трижды, прежде чем хозяин добился своего, поэтому среди призрачных звуков в доме наиболее отчетливо слышен тяжелый грохот, сотрясающий потолок бельэтажа. Покойник мстил жильцам и арендаторам старинного дома, устраивая пожары и потопы (среди побывавших здесь организаций был клуб водников). Особенно раздражали его предпоследние владельцы, ремонтировавшие в доме большегрузные машины. Но затем туда вселился музей, чьи вежливые сотрудники нашли общий язык с призраком. Ему объяснили, что такую фамилию днем с огнем не сыщешь, и он смирился с участью музейного экспоната. Особняк Александра Яковлевича Дюрингера в Иванове (улица Марии Рябининой, 28) – мрачноватый образец псевдоготического стиля, изрядно запущенный и загаженный (в нем находится то ли общежитие, то ли коммуналка). Поэтому легенды растут вокруг него, как ядовитые грибы на зачумленной почве. Молодой швейцарский предприниматель, на чьи средства возведен дом, чистотой нравов не отличался. Его жена Ольга Трофимовна, утомленная бесконечными изменами мужа, в 1915 г. повесилась, оставив ему семерых детей. Самоубийство состоялось в другом месте, но в данном случае дом важнее человека. Ольга Трофимовна вернулась поскрипеть половицами именно в этот особняк. Вместе с ней там скрипит и Александр Яковлевич. После смерти супруги он забрался в кровать к одной балерине, но та изгнала его с позором – на теле Дюрингера выступила сыпь. Скоро черная оспа унесла блудника в могилу. Хоронили его в закрытом гробу, и шедшие за ним пессимисты многозначительно вздыхали: наверняка хозяин забрал с собой в гроб семейные богатства. Оптимисты не соглашались: сокровища хранятся в доме или в глубоких подземельях под ним. Незадолго до самоубийства Ольги Трофимовны бриллианты валялись на столах грудами. «Да, но затем они уплыли к балерине», – ставили точку в дискуссиях реалисты. В словах оптимистов была доля истины. Я снова имею в виду подземелья. Они существуют, но не под особняком Дюрингера, а под домом Дмитрия Геннадьевича Бурылина (улица Батурина, 11/42), крупного ивановского фабриканта и коллекционера, где сейчас размещается Музей ивановского ситца. Первый из трех ходов вырыл еще дед фабриканта, а последний на совести самого Дмитрия Геннадьевича. Он прорыт в 1914 г. с разрешения городских властей. В настоящее время ходы наполовину засыпаны, и невозможно установить, где они заканчивались. Для чего Бурылину понадобился подземный ход? Чтобы закопать там мумию. Дмитрий Геннадьевич владел тремя мумиями. Первую мумию привез в 1913 г. из Египта студент Владимир Левин, который затем бесследно исчез. То ли его настигло проклятие фараонов, то ли… Оговорюсь сразу: эта мумия, по заключению ученых, являлась знатной египтянкой, жившей в I тыс. до н.э. и умершей от водянки головного мозга. Но ведь были и другие две мумии! Вторую Бурылин приобрел у коллекционера по фамилии Дуров, и ее дальнейшая судьба неизвестна. А третью Дмитрий Геннадьевич предал земле, признавшись, что она ему стала часто сниться по ночам. После этого никто, включая хозяина, не пожелал спускаться в подземелье. Говорят, мумия покидает свою могилу и расхаживает там, внизу, – высохшая, почерневшая, в головном уборе, на удивление схожем со студенческой фуражкой. Напоследок – о влюбленных барышнях. В дореволюционной Самаре популярностью пользовался ресторан «Аквариум» (улица Самарская, 95), в чьем здании потом размещались партийные организации и Театр юного зрителя. Члены его труппы наблюдали прозрачные силуэты двух горничных, отравившихся уксусом из-за несчастной любви к одному и тому же мужчине. Неужели мерзавец бросил обеих девушек разом? Сомнительно. Может, любви там и не было? Кто знает, какого рода уксус подавался в этом ресторане? В советское время отношение к самоубийцам изменилось – актеры подчеркивали доброжелательность призраков, не пытавшихся никого напугать. Вот и героиня петербургского дома А.Ф. Евментьева (набережная Фонтанки, 81) ни на кого не бросалась, а лишь медленно парила под куполом ротонды – круглого в плане помещения трехэтажной винтовой лестницы. Легенду о призраке породила длинная веревка, висевшая одно время в куполе. Многие вспомнили о юной красавице в темно-синем свитере. Ежедневно она приходила в дом, садилась в одиночестве на верхней ступеньке лестницы и печально напевала. Недоброжелатель, чей слух коробило ее пение, прикрепил к куполу веревку и завязал петлю. Увидев веревку, красавица обреченно вздохнула и накинула петлю себе на шею. Ее дух успокоился, когда обрывок веревки убрали (ср. с рассказом о духе Чарльза Стортона из Солсбери). Кумир ярославских школьниц, юная гимназистка Лиза ходит вокруг храма Параскевы Пятницы на кладбище Туговой горы в белом платье, с бледным заплаканным лицом. Лиза полюбила юношу Алексея из соседней гимназии, писаного красавца и знатока лошадей. Бедная Лиза выучилась верховой езде, вызубрила расписание всех скачек и однажды в компании гимназистов блеснула своими познаниями. Но, увы, презрительный отзыв Алексея, позавидовавшего ее эрудиции, свел на нет все старания девушки. Большинство англичанок выбрасываются из окон, а русские девицы вешаются или топятся. Доплыв до середины реки, Лиза сложила руки и отдала Богу душу.
Монахи и священники
Возьмем, к примеру, патриарха Никона. Фигура, что ни говори, трагическая. Памятником заветной мечты патриарха стал монастырский собор, копирующий иерусалимский храм Гроба Господня и своей пышностью и замысловатостью утверждающий господство духовной власти над светской. Сюда удалился непонятый царем святитель, гордый и непреклонный. Сюда же возвращался измученный ссылкой страдалец, дерзнувший воплотить в жизнь идеально понятую «симфонию властей». Он скончался, не доехав до милой его сердцу обители. Отчего же не приходит он в нее после смерти?.. Вот преподобный Александр Ошевенский явился в основанный им в XV в. монастырь (Каргопольский район Архангельской области), чтобы спасти его от пожара. Слепой инок Герасим внезапно прозрел и увидел средь дыма и пламени фигуру незнакомого монаха. Тот взобрался на купол монастырского храма и, держась за крест, осенял мантией горящую обитель. Огонь моментально стих, и тогда Герасим догадался, что расторопным монахом был сам основатель монастыря. Житийный текст содержит важную подробность. Сначала Герасим ужаснулся, «подумав, что это привидение». Привидением, по монашеским понятиям, следует называть беса, принявшего человеческий облик, но отнюдь не дух или кандидата. Тушение пожара в Астраханском кремле было приписано полулегендарному игумену Троицкого монастыря Кириллу, обустраивавшему обитель в XVI в. по поручению Ивана Грозного. Покойного игумена видела жена местного воеводы. Стоя над своей могилой, Кирилл осенял крестным знамением бушующий огонь. В другой раз Кирилл с мешком за плечами попался навстречу кремлевскому часовому. Призрак сообщил, что покидает Астрахань в связи с разгулом магометанства и отправляется в Киев. Чтущие игумена горожане выразили несогласие с рассказом часового. Современный Черный монах, витающий в кремле, может оказаться не Кириллом, а митрополитом Иосифом, сброшенным со стены казаками Васьки Уса, сподвижника Разина, или архиепископом Феодосием, изобличавшим ЛжеДмитрия I. Оба святителя погребены в кремлевском Успенском соборе, причем Феодосий попал туда не сразу. Он умер в Царицыне в 1606 г., два года лежал в храме без погребения, а потом был увезен аж в Казань, где и похоронен. Через десять лет он поднял на ноги двух больных женщин и отослал их к градоначальнику с требованием о переносе мощей в Астрахань. Так что Феодосию не привыкать к загробным визитам. Рядовым астраханцам черные монахи не по нраву, и они предпочитают встречаться в кремле с Белой дамой или Белой вдовой. Но в мире духов белая – не значит добрая. Эта дама, жертва несчастной любви, преждевременной смерти или недоброкачественного лечения, своим пронзительным взглядом наводит беду. Призрачному монаху не мешало бы перекрестить ее при встрече. Выше я упомянул об Архиерейском кладбище в Перми, уступившем место зоопарку. Уничтожено было не только кладбище, но и собор и постройки архиерейского подворья. Его последний жилец архиепископ Андроник (Никольский) придерживался монархических взглядов и терпеть не мог советскую власть. В июне 1918 г. чекисты отвезли его за город, заставили вырыть себе могилу и закопали в нее живьем. Владыка был канонизирован в 2000 г., а малограмотные пермяки думают, что его дух беспокоит по ночам зверушек. В Тобольске, где так привольно жилось архиереям, главным обиталищем привидений считается именно архиерейский дом (Красная площадь, 2). Мирное житье закончилось в 1918 г., когда последний хозяин дома епископ Гермоген (Долганев) был утоплен революционерами в реке Туре (канонизирован в 2000 г.). Авторы легенд о привидениях не тронули личность покойного владыки и заселили в дом монахинь. Не знаю, откуда там взяться монахиням, но пусть лучше будут они. Монахини – полезные духи. Правда, в 1920 г. при первом визите они довели до слез детей из приюта. Но потом в дом вселился музей, чьи сотрудники быстро научились понимать призраков. В 1941 г. две монахини пришли предупредить о гитлеровских планах в отношении СССР, да и потом они нередко предвещали беду. Мрачные пророчества в конце концов испортили характер монахинь. В 2000-х гг. (после канонизации Гермогена!) они внезапно разбушевались: двигали мебель, скрипели паркетом, швыряли на пол тяжести, строили рожи из зеркала и окатили ледяной волной заведующую музеем. В 2007 г. духи образумились и попытались наладить отношения – даже наигрывали на флейте, – но поздно: архиерейский дом закрылся на реставрацию. Самый колоритный Черный монах показывается под стенами Дивногорского монастыря (Лискинский район Воронежской области). В статье о монастыре из «православной энциклопедии» (2006) упомянуты «некий епископ Павел и сотрудник его Василий», захороненные при входе в трапезную. Это и есть герои легенд. Достоверных сведений о них не сохранилось. Е.Л. Марков сообщал об учениках первых отшельников Дивных гор – епископе Павле и других монахах, подвизавшихся в здешних пещерах в первой половине XVII в. (официальная дата основания монастыря – 1650 г.). Будущий епископ был простым монахом, годами ходившим по донским селениям с кружкой для податей. Оказавшись в Дивногорье, он узнал о шалостях местных разбойников и предусмотрительно зарыл свои богатства под вербой. Набежавшие бандиты долго пытали монаха и, ничего не добившись, бросили его умирать у стен обители. Павел не умер, но полностью лишился памяти. Его подобрал и выходил юный инок Василий. В монастыре Павел духовно окреп и сделался подвижником. Он и Василий были посланы в столицу, где Павел принял епископский сан. Через семь лет епископ вернулся в Дивногорье в сопровождении верного келейника Василия. При виде родных мест Павла озарило – вспомнил он и про кружку, и про деньги, но не смог отыскать вербу. Вербы эти прорастали в окрестностях монастыря сотнями. Измучившись в поисках дерева, епископ заболел и перед смертью открыл свой секрет Василию, наказав отдать найденный клад в монастырь. Легко было умирающему старцу так рассуждать, но Василий был еще молод и полон сил. Задумал он присвоить деньги, но не сумел до них добраться. Однажды утром братия нашла мертвое тело сребролюбца, лежащее у пустой ямы под старой вербой. Похоронили келейника там же, где епископа. Ежегодно Павел поднимается из земли в облике Черного монаха и обходит все окрестные вербы. Ничего не обнаружив, он возвращается на кладбище и, погрозив кулаком в сторону могилы Василия, укладывается в свой прогнивший гроб. В описании призрака сведены воедино мертвецы из «Страшной мести» и западноевропейские предания о похороненных рядом деятелях – праведнике и грешнике. Праведник не может простить соседу его прегрешений и изгоняет его с кладбища или из храма. Василий же отделался костлявым кулаком. В 1840-х гг. по Москве бегал юродивый Филиппушка (Филипп Хорев). Он размахивал палкой с медным голубком, звонил в колокольчик, говорил невнятные речи и поздравлял всех с ангелом. В какой-то момент на него снизошла благодать, он отправился в Ивановскую рощу под Сергиевым Посадом и выкопал себе «погребок», положив начало Черниговскому скиту. Пещеры Филиппушке помогали рыть послушники здешнего Гефсиманского скита, причем двое из них погибли, засыпанные землей. Филиппушка был пострижен в монахи, но продолжал юродствовать, собирая народ перед воротами Троице-Сергиевой лавры. Скитской братии не нравилось поведение странного монаха, и вскоре они его прогнали. Пожив некоторое время в лавре, юродивый принял схиму и вновь перебрался в лес. Он по-прежнему изъяснялся загадками, но слушали его невнимательно, так как в скиту объявился новый старец Варнава (Меркулов), прославившийся на всю империю (канонизирован в 1995 г.). В отличие от юродивого он нашел понимание не только у простецов, но и в образованных кругах. Филиппушка же незадолго до кончины в 1869 г. был вторично изгнан из скита за изготовление фальшивых денег (позднее обвинения сняли). Трудно сказать, кто именно распустил первые нехорошие слухи о скитских пещерах и связаны ли они с личностью их основателя. Днем скит жил обычной монастырской жизнью. Ночью же из пещер доносились завывания, а из-под земли на соседнем поле вылезала гигантская фигура Черного монаха. Поговаривали и о сокровищах – не важно, что подземелья вырыли монахи; раз они есть, значит, должны быть и сокровища. Приходящих в скит больных лечили так: старец (Филиппушка или Варнава) заводил их в пещеры и оставлял там на пару часов, после чего они выздоравливали. По своему усмотрению заходить в пещеры категорически воспрещалось. Один крестьянин спустился туда за родниковой водой, и невидимки сломали ему руку и вытолкали в шею. В 1990-х гг., когда в Россию стаями слетались НЛО и нельзя было шагу ступить, чтобы не угодить в аномальную зону, россказни о привидениях Черниговского скита обрели вторую жизнь. Всерьез обсуждался вопрос, не скрывались ли в пещерах под Сергиевым Посадом выходцы из «далеких миров», предки современных россиян. Сам скит возродился еще в 1990 г. Насельников в нем мало, а большую часть территории занимает интернат для детей-инвалидов. Легенды о Валаамском монастыре связаны с языческим капищем Велеса, руническими камнями и библиотекой Ивана Грозного. Ну а в ранг привидений возведены 18 старцев и 16 послушников, убитых шведскими солдатами-лютеранами 20 февраля 1578 г. Шведы намеревались замести следы преступления и сжечь тела, однако ночью те испарились. В XIX в. валаамский инок наблюдал шествие черноризцев, распевавших знаменным распевом погребальные молитвословия. Они имели светлые лики и кроткие очи, хотя и были обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где они ступали, трава осталась непомятой. Это шествие соотносится с многочисленными процессиями монахов на развалинах английских аббатств. Изредка рассказывают байки о монахах, облюбовавших тот или иной особняк. Что они там делают, неизвестно. Самое популярное объяснение – здание стоит на месте снесенном храме или монастыря, – на поверку оказывается мифом. Но о петербургском дворце Бобринских (улица Галерная, 58-60) и такого не скажешь. Он построен в 1790-х гг. и на протяжении всего XIX столетия был центром светской жизни Петербурга, в которой монахи, естественно, не участвовали. Тем не менее по коридорам дворца вышагивает призрак сурового монаха в черном капюшоне. Может, он приходил сюда пообщаться с теми из Бобринских, кто страдал манией величия, как чеховский Коврин? Нет, дело не в самих гордецах, а в их кладе, который стережет призрак. Последним в доме жил граф Алексей Александрович Бобринский. Он-то и спрятал там родовые ценности перед отъездом за границу в 1919 г. Наследники графа предлагали советскому правительству указать место тайника на условии передачи половины клада законным владельцам, но согласия не дождались. Хотелось бы задать два вопроса авторам легенды. Каким образом произошла бы передача сокровищ в случае достижения договоренности? Когда Бобринские успели нанять монаха? Быличек о призраках женатых попов крайне мало. Либо они прошли цензуру, либо слухи о поповских грехах сильно преувеличены. Настоятелям сельских храмов являлся на литургии их предшественник, обвязанный железными цепями, и указывал пальцем под престол. Настоятели были люди нервные. Они падали в обморок, а к вечеру умирали. Таким образом призрак загубил семерых священников. Восьмой же, как ни в чем не бывало, залез под престол и нашел там исписанный синодик. Вы уже догадались, в чем состоял грех покойного попа. Деньги он брал, а поминать не поминал. Эта быличка развивается по сценарию волшебной сказки: несколько человек не смогли выдержать испытание, а герой выдержал. Автор статьи из журнала «Странник» удалил из былички всю неблагочестивую сказочность. В его пересказе наказанный священник воздевает в мольбе скованные руки, пытаясь что-то втолковать своему преемнику. Преемник, конечно, не лишается чувств, но и мозгов ему недостает. Понадобилось три обедни, чтобы он догадался заглянуть в указанное место. Для сравнения приведу образчик иностранного привидения, как его себе представлял А.К. Толстой в рассказе «Встреча через триста лет» (1839). Приор францисканского монастыря, помогший владелице замка избавиться от мужа, был брошен по ее приказу в лесу с перерезанными ногами. Путешественников, заехавших в тот лес, преследовал Голодный священник, «человек гигантского роста, пугающе бледный и худой, на четвереньках гонявшийся за экипажами и пытавшийся ухватиться за колеса, причем он испускал вопли и умолял дать ему поесть». Куда нашим попам и монахам до этого готического монстра!
Животные призраки
Древние были осведомлены о превращении умерших людей в животных, и русский народ сохранил эти знания. Но в городском фольклоре они не прижились. В деревнях облик животных принимают в основном колдуны и ведьмы. Нельзя же горожанину всерьез думать, что достопочтенный маг или экстрасенс будет бегать после смерти под видом собаки или летать, как сорока? По народным поверьям, такой конфуз случается и с простым человеком. Если через покойника в то время, когда он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица, он может затем явиться в обличье этих животных. Облюбовавшие Англию призрачные собаки на российских просторах не водятся. Сказания о грумантском псе, скорее всего, занесены на Шпицберген викингами. Это традиционный черный пес, завывающий на пустынном берегу, наводящий бурю и показывающийся некроманту в глухую полночь. Позднее его образ приобрел лубочные черты. Призрак стал топить исключительно суда, нагруженные ромом и вином, и вытаскивать на берег плавающие в воде бочонки. Спьяну он может помочь охотнику, снабдив его песцами, дикими гусями и гагачьим пухом. Вдрызг пьяный черный пес слоняется по переходам московской подземки. Но пьян он не от вина или шампанского, а от человеческой крови. По легенде, в бригаду метростроевцев затесались два колдуна – инженер и его заместитель. Начальство им доверяло – их навыки помогали в работе – и, как обычно, поощряло. Под землей круглосуточно дежурили сотрудники НКВД, обустроившие маленький, но уютный кабинет для допросов. Заигрывания с магией закончились трагически. Инженер произнес по неопытности антисоветское заклинание, и образовался завал, похоронивший десять человек во главе с самим колдуном. На помощь был призван заместитель, ничем не примечательный старичок. Памятуя о вреде, причиняемом свидетелями, он отослал из тоннеля всех рабочих. Но один паренек притаился за углом и подглядел за колдовским ритуалом. Исполнив танец с киркой, старик располосовал себе руку и воззвал к духам предков. Один из духов примчался к нему под видом черной собаки. Налакавшись хлещущей из руки крови, пес пришел в экстаз и с восторженным воем приволок откуда-то труп инженера. Теперь старик начал прыгать вокруг трупа, пока тот не ожил и не рассказал, где находится завал, как туда добраться и что ожидает в будущем станцию «Площадь Революции». Когда труп забормотал о кораблях, бороздящих просторы метрополитена, колдун его прервал и отправил в небытие вместе с псом. Следуя указаниям старика, спасатели быстро расчистили завал и нашли всех живыми, кроме инженера-пророка. В честь акции спасения на «Площади Революции» среди прочих бронзовых скульптур водрузили четырех пограничников с собачками. Говорят, лица пограничников схожи с лицом покойного инженера, а собачки изображают не то Анубиса, не то Цербера. Собачий нос выделяется на общем фоне, но не из-за склонности к загробным возлияниям, а из-за полировки суеверными студентами. Есть на станции и мудрый старичок – крестьянин в лаптях, вместо кирки схватившийся за винтовку (напротив матроса, испытывающего малую нужду). Увы, пьянство в чести в мире призрачных животных. Так называемый кот-журналист – черный, с белой манишкой – дважды в месяц выпрыгивает из дверей дома номер 18 по Тверской улице в Москве (редакция газеты «Известия») и, дойдя до номера 20, заворачивает в ресторан. Дальше начинаются чудеса. Пренебрегая общественными приличиями, то есть дверью, кот выходит прямо из стены дома номер 20 и входит в стену следующего дома. И так до площади Маяковского. Затем он перебирается на нечетную сторону, и в той же «журналистской» манере возвращается назад. Опасно преграждать путь призраку – он шипит и скребет когтями об асфальт, пытаясь устоять на лапах. Кошачьи глаза горят, усы топорщатся, и на версту разит перегаром. Но лучше так, чем иначе. В трезвом виде кот-журналист вызывает пожар. Он кричит человеческим голосом и сыплет с усов (sic!) зажигательные искры. Среди московских кошек немало коллег Василия Марина. Серая кошечка, живущая в хранилище книг Российской государственной библиотеки (улица Воздвиженка, 3/5), истерически мяукает, когда кто-нибудь из сотрудников бросает в урну непогасшую сигарету или забывает выключить обогреватель. Тем, кто ее встречал, сразу вспоминался булгаковский Бегемот. На первый взгляд обыкновенная кошка, но, если вглядишься, взамен морды различишь хмурое лицо инспектора противопожарной безопасности. Откуда приходит призрак, куда он потом девается, неизвестно. Странный зверек никогда не ест и с недовольным ворчанием отворачивается от блюдца с молоком. Никто не видел, как он справляет естественную нужду: он всегда прячется в туалете. Пьяная кошачья стая терроризирует по ночам Замоскворечье, перепрыгивая из стены в стену на улицах Пятницкая, Большая и Малая Ордынка. Проходя по ним, держитесь подальше от стен и принюхивайтесь – только так можно предугадать массовый прыжок. Эти кошки скучают по бывшим хозяевам и пьют с горя. Купчиха, жившая на Пятницкой улице, разводила их десятками и окармливала прямо на дому, так что соседи задыхались от сивушных ароматов. В отсутствие хозяйки они раскрыли клетки, и кошки разбрелись по замоскворецким кабакам. Кошатница обежала все окрестности, но ее питомцы вкусили свободы и не захотели вернуться к домашнему рациону. Когда же они протрезвели, было поздно – купчиха переключилась на собак. Еще один замоскворецкий кот был изгнан из дома хозяйкой, не выдержав конкуренции с полюбившимся ей военным, обладателем колоссальных усов и пушистых бакенбард. Наконец, последний участник призрачной компании – кот Жирка – прославился тем, что нагадил на билет внутреннего выигрышного займа прямо в конторе банка. Небогатая купчиха, его хозяйка, была вынуждена приобрести испорченный билет, а на следующий день он выиграл 75 тысяч рублей. Проведав о везении купчихи, у ее дома собралась половина Замоскворечья. Жирка удовлетворил всех участников займа, после чего умер от переедания. Поскольку воду удобнее возить не на баранах, а на лошадях, грешники после смерти нередко оборачиваются лошадьми. Некоего удавленника черти мучили бы долго, если бы его не выручили умные сыновья. Они обнаружили отца стоящим запряженным в конюшне и сняли с него хомут. Отец превратился в человека, точнее – в обычного покойника, и поблагодарил сыновей за услугу. Умерший дед-знахарь в лошадином обличье терся спиной об угол сарая. Заметив пришлого коня, вдова выскочила во двор в одной сорочке и попыталась загнать его в стойло. Покойник воспринял сей жест как приглашение к игре и гонял окоченевшую бабку по всей деревне, пока та не упала без сил. Древним ужасом веет от легенд о призрачной белой лошади. Она является в своем роде напарницей Белой женщины и может предвещать смерть, как в рассказе Бунина. Но лошадь прочнее женщины связана с миром мертвых и поэтому обитает в тех местах, где дух тления особенно силен, – на старинных кладбищах, вблизи болот, на полях сражений. По болотам в районе битвы на реке Воже (август 1378 г.) скачет с ржанием таинственная белая лошадь. Людская молва попыталась найти причину ее беспокойного поведения. Было решено, что в трясине утонул рязанский казак Ермачок, которому принадлежало животное, и теперь оно разыскивает хозяина. Версия о кобыле Ермачка, несомненно, поздняя. В раннем варианте лошадь не имеет отношения к погибшему. Она воплощает загробный кошмар, как и ее товарки из Западной Европы. Пожалуй, нагляднее всего этот кошмар передают картины Иоганна Фюсли, на которых демоническая лошадь соседствует с загадочным марой – карликом, усаживающимся на грудь спящего и завладевающим его душой. Nightmare («ночной кошмар») переводится с английского и как «ночной дух», и как «ночная кобыла». По-норвежски слово «кошмар» звучит как Mareritt – «едущий на кобылице». В германских и кельтских легендах белые лошади переносят душу в иную реальность. Связь с потусторонним миром, по-видимому, выражали и белые лошади с холмов и знамен англосаксонской Англии. Есть и более приземленные толкования этих изображений: символы меловых земель Южной Англии; памятники победоносным битвам с датчанами (холмы Уффингтон и Браттон), выполненные по указанию короля Альфреда Великого. По мнению ряда филологов, слово шаге в старо-английском языке обозначало не только кобылу, но и женщину. Действительно, в мифологии ночное существо, несущее кошмары, часто выступает под видом женщины, а не карлика (особенно на Руси). Не потому ли и Белая женщина (у Бунина – нищенка) в конце концов заменила белую лошадь? Женщин – предвестниц смерти в быличках значительно больше, чем лошадей. Мертвые, тем более лишенные головы кони без веских причин на Руси не объявляются. Если бы кое-кто аккуратнее обращался с волшебной жидкостью, не было бы у нас и призрачных всадников. В окрестностях Дубны слышны по ночам топот и ржание, издаваемые невидимыми лошадьми, захороненными рядом с полигоном Объединенного института ядерных исследований. По слухам, в 1960-1970-х гг. в институте проводились эксперименты по изучению влияния радиации на организмы живых существ, главным образом лошадей, а трупы облученных животных зарывались в лесу. Несмотря на научность формулировок, подтвердить или опровергнуть эти слухи не легче, чем байки о петербургских опытах спецотдела ГПУ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|