Вера в дьявола в Ветхом завете и иудаизме
Древнейшая часть Ветхого завета восходит к XIII в. до н.э. Собирание и систематизация материала, вошедшего в ветхозаветную часть Библии, начались в VI в. до н. э. В том виде, в каком эта книга дошла до нашего времени, она была отредактирована к I в. до н. э. В нее вошли устные предания, мифы о богах и патриархах, легенды, культовые правила, исторические хроники, юридические и бытовые Предписания. Бес это относилось к различному времени и для того, чтобы придать книге в какой-то мере характер цельного и последовательного изложения, при систематизации тщательно редактировалось. Однако при историческом исследовании библейских книг все же обнаружились пласты - разделы и повествования, относящиеся к различным эпохам. В Ветхом завете сохранились свидетельства о разных этапах развития религиозных верований у древних евреев, в частности о семейных, родовых, племенных богах и культах. Тенденция к единобожию (монотеизм) стала проявляться значительно позже. «В ветхозаветных книгах, относящихся к периоду плена и после плена (VI в. до н. э.), начинает проявляться монотеистическая тенденция. В ряде текстов Второисайи уже ясно выражены претензии Яхве на универсальность и единственность... «Я первый, - говорит он, - и я последний, и кроме меня нет Бога», «Есть ли бог кроме меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю» (Исайя XLIV, 6,8). Поэтому совершенно неверны утверждения иудейских и христианских клерикалов об извечном монотеизме иудеев. В Библии сохранились явные свидетельства распространенности среди древних иудеев веры в добрых и злых духов, со временем принявшей характер веры в добрых ангелов и злых демонов. В первой книге Ветхого завета (Бытие) рассказывается, что змей в раю уговорил Еву нарушить запрещение бога есть плоды с определенного дерева. Это навлекло гнев божий не только на Еву и Адама, но и на все человечество. Иудейские и христианские богословы утверждают, что под видом змея действовал глава демонов Вельзевул. Змей книги Бытия - один из тех злых духов, в существование которых верили древние иудеи. У многих народов древности, в том числе и у иудеев, существовал культ змеи. Змея почиталась и «как бог мудрости и прорицания» и как «универсальный демон зла». Следы этого культа и сохранились в рассказе об Адаме и Еве. Видный советский историк древнего мира Н. М. Никольский пишет, что именно раввины «перевели в ангелы всех прежних духов народной фантазии и разделили их по рангам и функциям». Злых духов народной фантазии раввины перевели в демонов. Так поступили они и со злым духом, который, по рассказу Библии, свел с пути истины Адама и Еву. O злых духах и демонах говорится во многих местах Ветхого завета. Так, книга Судей повествует, что «бог послал злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема» (Судей IX, 23). В книге Паралипоменон рассказывается, как бог с помощью духов борется против царя Ахава (II Паралипоменон XVIII, 20). Бог, согласно книге Чисел, насылает на мужчин «дух ревности» (Числа V, 14). Существует и «дух блуда» (Осия IV, 12). По поручению бога злой дух напал на Саула (I Царств XVI, 15; XVIII, 10). В более древних частях Ветхого завета злые духи не противопоставлены богу, они не враги его, они подчинены ему, исполняют его веления. Здесь еще нет представления о дьяволе. Оно появится в более поздних частях книг Ветхого завета. По свидетельству Ветхого завета, древние евреи поклонялись многим богам. Библия называет их «бесами». Книга Второзаконие (XXXII, 17) сообщает, что евреи «приносили жертвы бесам, а не Богу». И в Псалтире мы читаем, что евреи «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Псалтирь CV, 37). Единобожие далеко не сразу победило. Поклонение древним богам сохранилось у евреев и тогда, когда у них установилось единобожие и сложилась церковная, храмовая организация культа Яхве. Как рассказывает книга Левит (XVI, 5–30), бог повелел Моисею, чтобы в десятый день седьмого месяца евреи праздновали «день очищения» от всех грехов. В этот день в храм приводили двух козлов, одинаковых по внешности и росту и одновременно взятых из стада. Первосвященник вынимал из деревянного ящика поочередно за обоих козлов две записки: на одной было написано - «для бога», на другой - «для Азазела». Козла, которому выпадала записка «для бога», приносили в храме в жертву богу, а второго с нарочным отправляли в пустыню в дар демону Азазелу: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Левит XVI, 21). Корни этого обычая уходят в глубокую древность, когда евреи-кочевники приносили умилостивительные жертвы козлообразному духу пустыни (слово «Азазел», точнее, «Аза-Эл» значит «козел-бог»). При переходе к оседлому образу жизни, а в религиозной области с распространением культа бога Яхве евреи приносили обычно жертвы этому богу, но в силу традиции и исключительной консервативности религии продолжали приносить жертву и злому духу пустыни - теперь уже дьяволу Азазелу. И тому и другому - и Богу и дьяволу - приносили совершенно одинаковую жертву, оба почитались в одинаковой мере, дьявол еще целиком от бога не отделялся. Вместе с рассказами о злых духах, исполнителях божьей воли, в Ветхом завете рассказывается и о демонах и дьяволе, противостоящих Богу. Представление о них возникло в позднейшее время. Это уже не столь «неоформленные» существа, некоторые из них имеют имена и выступают как личностные существа. Так, из книги Товит мы узнаем о вере в злого духа по имени Асмодей (Товит III, 8). Как личность дьявол выступает и в книге Иова. Он не враг бога, а скорее его искуситель; между ними существуют дружеские отношения. Вот что рассказывается в книге Иова. Жил-был благочестивый человек по имени Иов. Было у него семь сыновей и три дочери и много добра, семья жила в довольстве и радости. Но вот пришел к богу сатана, и между ними, как между добрыми знакомыми, происходит мирная беседа. Бог спрашивает: «Откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов I, 6–8). А сатана отвечает богу: это ты же ему нее дал и оградил дом его и все, что у него, но «коснись всего, что у него, - благословит ли он тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей» (Иов I, 11–12). Проще говоря, бог передал верного ему человека в руки сатаны. И сатана сделал свое дело: в кратчайший срок враги захватили у Иова его огромные стада, затем сгорел дом, погибли сыновья и дочери. А Иов? Он разодрал на себе одежду, пал на землю, поклонился и сказал: Господь дал, Господь и взял, но «не произнес ничего неразумного о Боге». И опять пришел сатана к богу. Бог упрекнул сатану, что он возбуждая его против праведного Иова, между тем как тот остался непоколебим в своей вере. А дьявол отвечал богу: «коснись кости его и плоти его - благословит ли он тебя?» Тогда бог опять отдал праведного Иова в руки дьявола: «И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов II, 4–6). Дьявол «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». В конце концов Иов возроптал и проклял день, когда родился на свет. Затем в книге рассказывается о длительном споре между Иовом и тремя его приятелями о боге и его справедливости. Иов раскаивается в своей дерзости, а бог возвращает ему потери и дает скота больше, чем он имел раньше; «и было у него снова семь сыновей и три дочери», и прожил он много лет. Книга Иова представляет значительный интерес как богоборческая книга в Библии. Но в данном случае нас интересует другой вопрос: как представлены в ней взаимоотношения бога и сатаны? Между ними нет антагонизма, скорей можно говорить о сотрудничестве. Бог легко отдает сатане на глумление и мучения преданного ему человека. Рассказ о беседе бога с сатаной начинается так: «И был день, когда пришли сыны божий предстать пред господа; между ними пришел и Сатана» (Иов I, 6), Очевидно, это можно понять так, что и сатана - «сын божий». Книга Иова не единственная в Библии, где взаимоотношения бога и сатаны показаны как дружеские. В книге пророка Захарии говорится, что сатана стоит по правую руку Иисуса (Захария III, 1) и выступает как обвинитель. Из Ветхого завета нельзя узнать, откуда же взялся дьявол. В перечне существ, сотворенных богом, о которых сообщается в библейской книге Бытие, ни дьявол, ни демоны не упоминаются. Все, чему об этом учат синагога и церковь, является продуктом творчества иудейских раввинов и христианских писателей первых веков. Это и отразилось в книгах Нового завета, в писаниях отцов церкви, в средневековой иудейской литературе, особенно в Талмуде, и в писаниях каббалистов. Вера в дьявола осталась поныне составной частью иудаизма. Верующий еврей еще недавно прибивал (а кое-где и ныне это делает) к косяку входных дверей своего жилища маленькую коробочку из жести (мезузе), на которой было вытиснено слово «шадай» (бог); в нее вкладывали написанный на пергаменте стих из Библии, что, как верили, предохраняет от вторжения нечистой силы. По представлениям верующих евреев, роженице и новорожденному угрожают многочисленные стаи демонов, поэтому над постелью роженицы вывешивали специальные листовки - молитвы, заклинания, которые, как считается, предохраняют мать и ребенка от опасных действий дьявола. По старинному верованию, роженица и новорожденное дитя требуют бдительной охраны от нечистого духа, который невидимо парит вокруг них. Для этого под подушку роженице клали Библию или другую какую-нибудь книгу религиозного содержания, а «самым верным средством к избавлению от страшного врага» считался талисман на бумаге - с надписью «всемогущий! рви сатану». Этот талисман наклеивался на кровати, на стенах и «на всех отверстиях, через которые нечистая сила могла бы пробраться». В иудаизме имеется специальная молитва, призывающая бога охранить. от сатаны. Вера в злых духов - дьявола и многочисленных демонов, угрожающих человеку в особо важные моменты жизни - при рождении, вступлении в брак, во время болезни, при смерти, сохранилась, часто в измененном виде, в иудаизме и в наше время. Это проявляется в молитвах и обрядовых действиях, рассчитанных, по представлениям верующих, на то, чтобы обезопасить себя и окружающих от действий злых духов. Эта вера способствует консервированию отсталости, старого религиозного быта и религиозных представлений.
Дьявол в Новом завете и христианстве
Рассматривая самое раннее из дошедших до нас христианских произведений «Откровение Иоанна Богослова», Энгельс пишет, что в нем «христианство выступает лишь как секта иудаизма». Вместе с ветхозаветным учением о боге христианство восприняло как истину и ветхозаветное учение о дьяволе, нечистой силе, змее-дьяволе, искушавшем Еву, грехопадении и первородном грехе, бесах, которые вселяются в людей. Сказалось в этом и влияние эллинистических представлений и верований. Академик Р. Ю. Виппер считает, что учение греческого философа и писателя Плутарха (ок. 45 – ок. 127) о демонах близко к демонологии новозаветных авторов. Замечательны совпадения в терминах, во внешнем описании одержимых духами, затем в сравнениях и метафорах. Различия, по мнению Виппера, заключаются в том, что работы Плутарха относятся к более ранней стадии развития демонологии, а работы новозаветных авторов - к более поздней. Христианство разработало, однако, свою демонологию. которая включила и ветхозаветные представления, и верования в злых духов, распространенные среди народов Римской империи, и новые идеи, связанные с христианским пониманием мира и его судеб. Мир, по христианскому учению, делится на Царство Божье и царство дьявола; между этими двумя царствами идет постоянная борьба за господство над душами людей. Новозаветный сатана и его демоны, в отличие от ветхозаветных, находятся в оппозиции к богу. Цели их деятельности противоположны целям боговым. Хотя Царство Бога, по христианскому учению, сильнее царства сатаны, последнее будет существовать до прихода спасителя. В Новом завете сатана - враг бога и людей, мучитель и искуситель. Он настолько силен, что искушал самого Христа: показал ему «все царства мира и славу их» и сказал: «...все это дам тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матфей IV, 8–9). Согласно Новому завету, Христос пришел на землю, чтобы освободить людей от власти сатаны, изгнать дьявола (Деяния XXVI, 18; Иоанн XII, 31). Когда произойдет ото событие? Единого ответа на этот вопрос в книгах Нового завета не найдем, как не найдем в них единого мнения о судьбе дьявола и армии его бесов. Согласно Евангелию от Иоанна, «князь мира сего», т. е. сатана, будет изгнан «ныне» (Иоанн XII, 31). По Евангелию от Луки, Христос сказал ученикам, что видел сатану, «спадшего с неба» (Лука X, 18), т. е. дьявол уже изгнан. По Апокалипсису, это произойдет в будущем (Апокалипсис XII, 9). В послании апостола Павла говорится, что Христос умер, чтобы лишить силы дьявола (Послание к евреям II, 14). Точки зрения, как видим, разные, но все они в конечном счете сводятся к тому, что судьба сатаны и его царства зависит от пришествия Христа. Когда же это совершится? Первые христиане верили, что это произойдет скоро и «время близко» (Апокалипсис I, 3); «истинно говорю вам: не прейдет и род сей, как все это будет» (Марк XIII, 30). Но время шло, и эти предсказания не сбывались, сроки второго пришествия приходилось откладывать. В середине II в. христианский писатель Юстин писал, что надежды христиан на наступление Царства Божия «устремлены не к настоящему». Следовательно, до наступления этого будущего сохранится и царство дьявола. На протяжении столетий, вплоть до нашего времени, церковь пугает верующих дьяволом. Таким образом, и в христианстве (как и в иудаизме) вера в дьявола нераздельно связана с учением о мессии, о спасителе. В отличие от Ветхого завета, где ангелы (добрые и злые) служат богу, в Новом завете злые ангелы - бесы - служат сатане, вселяются в человека, чтобы вредить ему. Откуда же взялись дьявол и бесы? В Ветхом завете этот вопрос даже не затрагивается. Новый завет отвечает на него так: бесы - это согрешившие ангелы, они были созданы хорошими, но согрешили против власти бога, возгордившись, за что и были наказаны (2-е Петра II, 4), и бог их «соблюдает в вечных узах под мраком, на суд великого дня» (Послания апостола Иуды I, 6). Вопрос о происхождении дьявола и бесов занимал и поныне занимает богословов, которые сочинили об этом немало небылиц. У бесов, по свидетельству Евангелий, существует такая же иерархия чинов, как и у ангелов. Главным является Вельзевул, он же «князь бесовский» (Лука XI, 15; Матфей IX, 34, и др.). Отметим, что Вельзевул - искаженное древнееврейское «баал зевув», т. е. господин над мухами. В библейской Четвертой книге Царств (I, 2) Вельзевул упоминается как божество города Аккарона. По-видимому, это был один из божков у древних евреев, почитавшийся как защитник от мух, от вреда, который они приносят. Христианство объявило этого божка главой бесов подобно тому, как зачислило в бесы многих других богов иудаизма и других религий. Авторы Евангелий «хорошо знали», как живут бесы, чем занимаются, каковы их нравы, повадки и т. д. В Евангелиях мы читаем, что у дьявола есть свое царство (Матфей XII, 26), свои ангелы и свои бесы-помощники (Матфей XXV, 41). Их «легион», от них - все зло. Дьявол - отец лжи, человекоубийца, обольститель; он отрывает людей от бога. В Послании апостола Иакова говорится, что и бесы веруют в единого бога: «Ты веруешь, что бог един; хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Послание Иакова II, 19). Дьявол и бесы фигурируют в Новом завете, особенно в Евангелиях, главным образом в связи с рассказами о чудотворной деятельности Христа и его учеников, об изгнании ими бесов из людей. Изгнание бесов должно было убеждать христиан и нехристиан в мессианизме Христа, призванного, по учению церкви, уничтожить царство тьмы, бесов, а также и в том, что он сильнее «языческих» жрецов, занимавшихся изгнанном бесов. При чтении Евангелия создается впечатление, что изгнание бесов было главным занятием Христа. Об этом приводятся рассказы, один другого «чудеснее». Р. Ю. Виппер пишет: «В борьбе Иисуса и апостолов с бесами нет отдыха и перерыва, к ним без конца приносят и приводят душевнобольных, буйных сумасшедших, слепых и немых, идиотов, нервнопотрясенных, расслабленных. Демонология, вера в существование демонов, обратилась в демономанию, в страх перед вездесущностью бесовского начала». Приведем несколько примеров из многих аналогичных рассказов Евангелий. К Христу привели «человека, немого, бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Матфей, IX, 32–33). В том же Евангелии рассказывается, что к Иисусу «привели многих бесноватых, и он изгнал духов слоном» (Матфей VIII, 16). Иисус говорит: «Я силою Вельзевула изгоняю бесов», а вслед за этим: «Я духом божьим изгоняю бесов» (Матфей XII, 27–28). Значит, Христос изгонял бесов и с помощью главы дьяволов, и с помощью бога. В Евангелии от Матфея сообщается: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит»; тогда он возвращается имеете с семью злыми духами, и они вселяются в человека «и живут там» (Матфей XII, 43–45). О бесах и их изгнании от евангелиста Матфея не отстает и автор Евангелия от Марка. Здесь мы читаем, что Иисус после воскресения явился сперва к Марии Магдалине, «из которой изгнал семь бесов» (Марк XVI, 9). К Иисусу привели «бесноватого», и, «как скоро бесноватый увидел его, дух сотряс его», и стоило Иисусу сказать: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи», как тот вышел (Марк IX, 20, 25). По образцу этого рассказа позднейшие церковные авторы сочиняли в своих «житиях святых» неимоверное количество благочестивых вымыслов о том, как «святые» одним только словом изгоняли бесов. Известен евангельский рассказ о том, как Иисус перегнал бесов из больного в стадо свиней. Одержимый многими бесами человек просил Иисуса изгнать их из него. Бесы испугались и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лука VIII, 27–33). Составители и редакторы Нового завета, видимо, придавали этому «чуду из чудес» настолько большое значение, что включили этот рассказ во все три синоптических Евангелия (Матфея, Марка и Луки). Диавол (или сатана, веельзевул, велиар, князь бесовский, денница) - один из разумных духов, ангелов, уклонившийся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он «в истине не устоял» и отпал от Бога. Причиной грехопадения в мире ангельском была гордыня. «Ибо начало греха – гордость», говорит сын Сирахов (Сир. 10,15). Апостол Павел, предостерегая апостола Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Василий Великий: «Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил - ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло». О диаволе говорится в книге пророка Иезекииля (Иез. 28, 11-19). Слова пророка обращены «начальствующему в Тире»‚ тщеславному человеку‚ который возгордился своим положением и считал себя равным Богу. Упрекая его за гордыню‚ Бог устами пророка указывает на подлинного вдохновителя «начальствующего в Тире», сатану, созданного Богом прекрасным и благим ангелом и падшего в своей гордости: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства‚ полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме‚ в саду Божием‚ твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… все… приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом‚ чтоб осенять‚ и Я поставил тебя на то; ты был на горе Божией‚ ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего‚ доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28, 11-15.) Денница возгордился своим могуществом и силой, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, противиться всему доброму и стал темным, злым духом - диаволом, сатаной. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» значит «противник» Бога и всего доброго. В Апокалипсисе он называется «великий дракон, древний змий» (Отк. 12, 9). Этот злой дух соблазнил и увлек за собою многих других ангелов, которые также стали злыми духами. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: «По причине гордости Люцифер из архангела сделался дьяволом. Сила жестокой тирании гордости открывается из того, что тот ангел, который за превосходство блеска и красоты своей назван Люцифером, низвержен с неба ни за какой другой порок, как за этот, из блаженного и высокого чина ангелов, уязвленный стрелою гордости, низвергся в преисподнюю. Итак, если такую силу (архангела), украшенную таким могуществом, одно возношение сердца могло низвергнуть с неба на землю, то с какой осмотрительностью нам, облеченным слабой плотью, надо остерегаться, показывает тяжесть этого падения. А как избегать гибельнейшей заразы этой болезни, мы можем научиться, если исследуем причины и начало этого падения. Ибо никогда нельзя исцелить слабость и приспособить лекарства к болезни, если сперва проницательным изысканием не будут исследованы начало и причины ее. Этот (архангел), облеченный божественной светлостью и между прочими высшими силами (ангелами) больше сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которой украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедрости Его. И превознесшись от этого, как будто не имел нужды в помощи Божией для пребывания в этой чистоте, счел себя подобным Богу; положившись на способность свободной воли, думал, что по этой воле будет у него в изобилии все, что нужно для совершенства добродетелей или бесконечного продолжения высшего блаженства. Одна эта мысль стала для него первым падением. Оставленный за это Богом, в Котором, полагал, не нуждается, он, сделавшись вдруг непостоянным и колеблющимся, почувствовал слабость своей природы и лишился блаженства, которым по дару Божию наслаждался. И поскольку он возлюбил слова гибельные (Пс. 51, 6), говоря: «взойду на небо» (Ис. 14, 13), и язык коварный, которым говорил о себе: «буду подобен Всевышнему», или об Адаме и Еве: «будете как Боги» (Быт. 3, 5); за то Бог сокрушит его вконец, изринет его и исторгнет из жилища Своего и корень его из земли живых. Тогда праведники, видя падение его, убоятся, посмеются над ним, говоря: вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51, 7-9). Это весьма справедливо относится также и к тем, которые надеются, что могут совершать высшее добро без покровительства и помощи Божией». Преп. Иоанн Дамаскин: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего - Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло. Итак, будучи создан от Творца светом и быв благим, - «ибо виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело» (Быт. 1, 31), - он по свободной воле сделался тьмою. Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов». Тогда против сатаны выступил один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них. Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих и пала. Господь Иисус Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба‚ денница‚ сын зари разбился о землю‚ попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо‚ выше звезд Божиих вознесу престол мой‚ и сяду на горе в сонме богов‚ па краю севера: взойду на высоты облачные‚ буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 12-14). Диавол и его слуги лишены пребывания в светлых небесных обителях. Низверженные из горнего мира, они действуют в мире поднебесном, среди людей на земле и как бы взяли в свое обладание ад и преисподнюю. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить. Сатана дерзал искушать самого Господа Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, Лк. 4). Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт. 1, 28). В этой ненависти к людям кроется ненависть диавола к Самому Богу. Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей (Быт. 3). Его постоянное желание - погубить всех людей, лишить их веры в Спасителя, погрузить их во тьму греха и свети во ад. По свидетельству слова Божия, начало греха идет от диавола. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Спаситель сказал о нем: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Ложь и соблазн - главные орудия дьявола против человека. Кирилл Иерусалимский: «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: «Потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8) …. будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих, получив себе имя (диавол в переводе означает - клеветник). Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что сатана значит противник. … Диавол пал и многих увлек с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и все, что только есть худого». По сей день диавол старается лишить людей веры в Бога и клевещет на Благого, что Он, будто бы, жесток и не всесилен. И так велико ослепление людей в их страстях, что они часто не видят очевидного и путают добро и зло, свет и тьму. Другим он внушает, что они слишком плохи для Бога и губит их беспросветностью отчаяния. Между тем, Бог любит каждого и каждого рад простить и спасти. Он сказал: «Приидите ко Мне‚ все труждающиеся и обремененные‚ и Я успокою вас» (Мф. 11, 28) и принял страшную крестную смерть, чтобы, воскреснув, подарить вечную радостную жизнь каждому человеку. Третьи люди по влиянию бесов считают, что они и так достаточно хороши, не совершили ничего страшного и потому не нуждаются в покаянии и помощи Божией. Они думают, что не заслуживают ада и после смерти и так попадут в рай. Однако безгрешных людей нет, и в Св. Писании сказано: «все согрешили и лишены славы Божией» и «возмездие за грех - смерть‚ а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе‚ Господе нашем» (Рим. 3, 23; 6, 23). Иным, имеющим веру и старающимся подвизаться ради спасения, бесы льстят и увлекают в состояние прелести, гибельного духовного заблуждения. Диавол создал множество ересей и ложных религий, чтобы увести как можно больше людей от единственно спасительной веры в Иисуса Христа. Авва Дорофей: «Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе». Чтобы противостоять диаволу, нужно твердо стоять в вере (1 Пет. 5, 8 и след.). Новозаветная Церковь - это камень преткновения для действий диавола в этом мире (ср. Откр. 12, 17). Своей Церкви Христос дал власть побеждать злых духов (Мк. 16, 17; Лк. 9, 1; Деян. 16, 18; 1Ин. 2, 13 и след.; Иак. 4, 7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над диаволом. Иоанн Кронштадский: «Царство жизни и царство смерти идут рядом; говорю - идут, потому что они духовны. Начальник первого, т.е. царства жизни, есть Иисус Христос, и кто со Христом, тот несомненно в области жизни; начальник второго, т.е. царства смерти, есть князь власти воздушной - диавол с подчиненными ему духами злобы, которых так много, что далеко превышает число всех людей, живущих на земле. Эти чада смерти - подданные князя воздушного - в постоянной упорной войне с сынами жизни. С верными христианами, и всеми мерами хитрости стараются склонить их на свою сторону чрез похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, потому что грех, преступление - их стихия, и чрез грехи, если мы в них не раскаиваемся, переходим на их сторону; тех же, для коих грехи составляют как бы ежедневную потребность, кои пьют беззаконие как воду, они не беспокоят, потому что они - их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души; но обратись только они к Богу, сознай свои грехи вольные и невольные - и война запылает, полчища сатанинские поднимутся и поведут непрерывную брань. Отсюда видите, как необходимо искать Христа как Начальника жизни, Победителя ада и смерти». Диаволу неизвестно будущее Преп. Иоанн Лествичник объясняет, что будущее демонам неизвестно, но они, будучи духами и потому умея быстро перемещаться на большие расстояния, возвещают то, что уже произошло в отдалении от человека, или то, что им известно, как духам, например, о болезнях людей, либо, зная настоящее, наугад возвещают то, что может произойти в будущем: «Бесы тщеславия - пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, Что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить». Не только сам Христос, но и ученики его успешно, по рассказам Нового завета, изгоняли бесов. Христос, читаем мы в Евангелии от Матфея, «призвав двенадцать учеников своих... дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матфей X, 1). Составителям Евангелия от Луки число двенадцать показалось слишком малым, они записали: «...семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лука X, 17). Христос обещал власть над бесами не только своим ученикам, но и всякому, кто в него уверует (Марк XVI, 17). Демономания Нового завета объясняется условиями времени. В римском обществе периода возникновения христианства существовали различные религии со своими колдунами и жрецами, которые занимались прорицанием, предсказанием будущего, гаданием, «исцелением» больных, борьбой с «нечистой силой» и инсценировкой чудес. О вере в чудеса, чародеев, волшебников, в сверхъестественное имеется немало свидетельств в литературе того времени. Эту веру и жульничество всевозможных чудотворцев высмеивает в своих трудах выдающийся мыслитель древности Лукиан, живший во II в. н. э. Все такие верования были близки тем, кто вступал в христианские общины. Это были либо евреи, воспитанные на религиозных традициях Ветхого завета с их верой в дьявола и чудеса, либо приверженцы различных распространенных в Римской империи восточных культов, в которых магия, вера в бесов и в чудеса занимали очень большое место. Все такие верования вчерашние иудеи или «язычники», вступив в христианские общины, сохраняли. К тому же христианству пришлось выдержать острую борьбу с давно существовавшими религиями, их организациями и их чудотворцами. Чтобы противодействовать влиянию других (нехристианских) религий, складывавшаяся христианская церковь должна была не только перенять многие элементы их культа, но и доказать, что новая религия - христианство - и ее проповедники обладают большей магической и чудодейственной силой, чем старые религии и их жрецы. Об этом свидетельствуют и сами евангельские рассказы. Рассказ в Евангелии от Марка об изгнании беса из немого начинается с того, что народ усомнился в способности учеников Иисуса изгнать беса из больного. Тогда Иисус обращается к собравшимся и говорит: «О, род неверный! доколе буду с Вами? доколе буду терпеть Вас? Приведите его ко Мне». И стоило Иисусу сказать: «Я повелеваю тебе, выйди из него», как бес тотчас же вышел (Марк IX, 19–25). Так были посрамлены неверующие и скептики. «Демонология, конечно, не представляла собой ничего специфически христианского, - пишет П. Ф. Преображенский. - Миросозерцание Плутарха, Эпиктета, Аристида Смирнского или Апулея насквозь проникнуто демонологией и притом иногда очень первобытного характера... Христианская демонология, столь заметная в евангельских повествованиях, пышно цвела на фоне всеобщих верований в эти сверхъестественные силы. Она развивалась в целую теорию, обоснование которой занимает не последнее место в трудах Тертуллиана». Этот апологет раннего христианства не только считал, что демоны существуют, но полагал, что христиане имеют исключительную власть над ними и что христианские целители лучше языческих справляются с демонами. «Власть христиан над демонами кажется ему самым подходящим аргументом для доказательства пользы от деятельности сынов церкви».
Почему бесы имеют страшный вид
Некоторое время назад по работе мне приходилось общаться с женщиной, которая по ночам часто видела бесов. Из её слов, эти существа имели настолько устрашающий вид, что такое даже трудно себе представить. Почему же бесы имеют страшный вид? Прежде чем отвечать на это вопрос, нужно выяснить две позиции. 1-я позиция: нужно выяснить реальность самих бесов – не являются ли они плодом человеческого воображения. Необходимо сказать, что люди, имеющие материалистический взгляд на жизнь, именно так и считают. С их позиции, лишь только то, что можно «пощупать» составляет нашу реальность. Но такой вывод из-за нашей неспособности к анализу. Разве мы воспринимаем магнитные поля? Но они также реальны как плотные предметы. А гравитация, а электроток – их мы также не можем «пощупать», но они часть нашей реальности. И всё же: существуют ли в реальности бесы? Буквально недавно мне рассказывали случай, как два человека, принявшие сильные наркотики, видели одних и тех же бесов, которые пытались их напугать. Разве галлюцинации двух людей могут иметь одинаковый сценарий? Очевидно, что нет. Следовательно, эти несчастные действительно видели реальных бесов. Соответственно: вопрос об их существовании можно считать закрытым. 2-я позиция: почему же не все видят бесов? Дело в том, что бесы не материальные существа – у них нет биологического тела. Но тогда уместно ли говорить об их устрашающем виде? Не секрет, что некоторые люди видели привидений или домовых. И то, что эти образования реальны, свидетельствуют фотографии, на которых чётко видны эти фантомы. Эти сущности также не имеют биологического тела – но всё же некоторые из нас, при особых обстоятельствах, способны их видеть. Нужно сказать, что хотя бы на короткое время, каждый из нас, после смерти тела, становится фантомом. Когда в юности у меня случилась клиническая смерть – я так же пребывал в фантомном теле. Следует отметить, что главным назначением фантомного тела, является вовсе не необходимость пугать людей. Эта структура даёт возможность душе воспринимать мир материи, и возможность манипулировать биологическим телом. Именно поэтому фантомное тело является копией тела из плоти. Душа же не имеет такой формы. Вывод: человек, состоит не только из биологического тела. Кроме тог, что мы можем видеть в зеркале, в нашей природе, есть две невидимые обычным глазом составляющие: фантомное тело и душа. Причём, душа, является главной в этой троице. Именно она и выстраивает фантомное тело, при помощи которого затем выстраивает тело из плоти. Посредством этой же структуры, душа управляет биологий тела. Как вы поняли - тело является последней составляющей человека. Обоснованием пребывания души в теле, является необходимость её роста. В человеческом теле душа развивает смирение к соблазнм и раздражителям, умеренность и гармоничность. И отработав программу в теле из плоти, в определённый момент, душа оставляет эту оболочку. Так что смерть тела, не является нашим концом существования - мы просто остаёмся без одной, очень проблемной, но крайне важной формы. Выход из плоти всегда осуществляется в теле тонком. Именно эта структура и позволяет душе воспринимать мир материи. Органы восприятия самой души, не позволяют качественно воспринимать это пространство. Ни цвет, ни звук душа не может воспринимать. Это объясняется тем, что её органы восприятия приспособлены для другой реальности. Вспомните: как воспринимают мир одноклеточные существа! Они также не способны воспринимать цвет, звуки и запахи. Именно поэтому одноклеточные животные абсолютно бесцветны, и не имеют органа зрения. А видят эти существа в чёрно-белом формате, посредством прямого видения души. Итак: в момент смерти, душа выходит из тела в проекции фантомного тела. Но очень скоро она выключает эту структуру, и отправляется в родную среду тонкого мира. Допуск отправиться на эти грандиозные «каникулы» заслуживают те души, которые смогли развить определённый потенциал смирения, умеренности и гармоничности к окружающему миру. Но некоторые из нас, те, кто проявлял в жизни мало смирения, и напротив, проявлял крайнюю степень эгоизма, после оставления тела, обязаны жить в теле тонком в мире материи. Такие сущности мы называем привидениями. Для души, имеющей тонкое тело, но не имеющей плоти, такое состояние является трудным испытанием. Во-первых: у неё рвётся связь с представителями этого мира. И это очень трудно для восприятия. Кроме того: душа в таком состоянии перестаёт расти, что крайне болезненно для её восприятия. Болезненность подобного восприятия объсняется невероятно возросшим потенциалом восприятия. Просто вне тела, душа очень остро чувствует необходимость своего роста. Но вот парадокс - будучи в теле, у души почти пропадает стремление к росту. Несмотря на то, что вне тела душа не растёт - у неё, тем не менее, нарабатывается потенциал намеренности роста, который непременно проявится, когда она опять обретёт человеческое тело. И когда она занимает его, то проявляет больше смирения к соблазнам и раздражителям, и становится более гармоничной. Что же случается душой человека, который при жизни не проявлял смирения? Как неуспевающий ученик, не идёт отдыхать домой, а остаётся после уроков в школе – так и души не проявлявшие смирения и умеренности, становятся привидениями. А те из нас, кто особенно отстал в своём духовном развитии, становятся бесами. Да-да, ни удивляйтесь: бесы это те существа, которые когда-то имели человеческое тело. Нужно сказать, что бесы являются разумными существами. А любой разум можно вырастить только путём пребывания души в теле из плоти. Поэтому бесы, это особая форма привидений, имеющих более низкий статус. И если обычное привидение не обязано пугать людей - то бесы вынуждены это делать. Далеко не все люди могут видеть привидения или домовых. Ещё меньше людей, которые могут видеть бесов. Это свойство определяется вибрациями души. Нужно быть конченым эгоистом, что бы увидеть привидения. А для того что бы увидеть бесов, нужно опустить планку души ещё ниже. Мы уже выяснили, что наркоманы могут видеть бесов. Принятие наркотиков является крайней степенью несмиренности с оциумом. Но вовсе необязательно быть наркоманом, что бы видеть бесов. Женщина, о которой я рассказывал в самом начале, хоть и не принимала наркотики и алкоголь – при этом, проявляла крайнюю степень эгоизма. Она без зазрения совести могла выманить у человек огромные деньги. Именно это и опустило её в уровень восприятия бесов. И если она не исправит своё поведение, то после смерти также станет одной из этих страшных существ. (Бесы так же имеют пол, хотя и не могут иметь потомства из-за отсутствия биологии). Почему же бесы имеют страшный вид? Дело в том, что эти сущности обязаны пугать опустившихся людей. Целью таких страшных спектаклей, является попытка страхом исправить поведение человека. Совсем не сложно понять, что человек начал видеть бесов только после того, как стал больше грешить. И чтобы их не видеть, нужно меньшн грешить. Итак: инструментом бесов, котрыми они воздействуют на опустившихся людей, является страх. Поэтому им приходится трансформировать свои человеческие фантомы, до крайней степени безобразия. И если бесу удаётся сделать человека менее эгоистичным, это идёт ему в зачёт. И когда-то Бог позволит ему вновь построить себе человеческое тело, и прожить человеческую жизнь. Вполне очевидно, что Бог дал человеку возможность видеть опасность. Так, человек не приблизится к пламени большого костра. Наши телесные датчики предупредят об этом. И когда человек опускает вибрации своей души до смртельного предела – Бог также предупреждает его об опасности. Он даёт человеку возможность видеть страшных бесов. Именно страх должен заставить человека уйти от опасного уровня. В чём же опасность такого уровня? Конечно не в том, что человек видит страшных сущностей - опасность в том, что он подошёл близко к смертельному пределу. Поймите:обоснованием пребывания души в теле является проявление смирения к соблазнам и раздражителям. Но если человек не проявляет этого качества - то нет обоснования жить. И своим появлением бесы свидетельствуют об этой опасности. Если от пламени пожара просто можно уйти, от бесов нельзя спрятаться или убежать. Единственный способ исключить из своего восприятия – изменить своё поведение к лучшему. А для этого нужно начать проявлять смирение к раздражителям и особенно, к соблазнам. Нужно проявлять умеренность к своим телесным привязкам. Только в этом случае, человек не будет видеть этих отвратительных сущностей; только в этом случае он отойдёт от порога смерти. («Мозаики Творца»).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|