Евнух погладил Наида по голове и изрек.
– А теперь спать.
– Когда ты закончишь сказку? – спросил малыш.
– Не знаю, родной.
Сказку закончила жизнь. После смерти Шамши-Адада в стране вновь начались мятежи. Многие в городских общинах утверждали, что не без помощи своей супруги великий царь отправился в страну мертвых. Якобы Шаммурамат лаской добилась от него права три дня безраздельно управлять страной. Когда же царь согласился, она приказала своему подлому рабу-скифу отрубить правителю голову.
Мятежники призывали свергнуть ведьму с трона, ибо она утратила поддержку Иштар. В ответ Шаммурамат в присутствии тысяч паломников, собравшихся в столице по случаю праздника Солнца-Шамаша, объявила, что великий бог в гневе на смутьянов скоро закроет лицо, но она, воспитанница богини, попробует вымолить у бога прощение.
Тьма овладела солнечным диском в назначенный день.
Шаммурамат обратилась к небесам с мольбой, и грозный Шамаш открыл людям свой лик. Так царица сохранила власть для своего сына Адад-Нерари, который, достигнув зрелости, отстранил мать от власти.
Благодаря искусству неизвестного писца, чья сказка в разных вариантах начала гулять по свету, люди будут долго помнить о легендарной Семирамиде. По ее стопам пошел знаменитый по Библии Навуходоносор II, тоже создавший «висячие сады». Это был знак любви и уважения, которые великий правитель испытывал к своей жене Амтиду. Сады Навуходоносора были куда более громадны и величественны, именно о них стали говорить, как «втором, после египетских пирамид, чуде света», но прихоть людская приписала их Семирамиде.
История нередко балует своих избранников.
Редко кто уже во времена Геродота мог вспомнить, кем была подлинная Шаммурамат, но о Семирамиде слышал каждый. Пользу ее деяний испытал основатель Персидской империи Кир, приказавший увезти золотую чашу на родину, в Сузы. Когда талисман сняли с пьедестала, ему перевели стихи, нанесенные клинописью на отполированном боку монумента.
Пусть власть заботит, чтоб завтра каждый из нас
Стал лучше, чем был вчера.
В том смысл бдений сильных.
Пусть каждый писец, грамотный каждый
Трудов не жалея, осмыслит, что есть справедливость.
Пусть смертный прочтет, пусть задумается смертный
О цели, понятной и близкой. Тогда, засучив рукава
Мы вместе, согласно возьмемся за дело благое.
Давайте дерзнем? Отчего не рискнуть?
Зачем силы жалеть, ведь каждый о счастье мечтает.
Таков завет Сарсехима, а он знал, о чем говорил.
Теперь пришел мой черед рассказать легенду о Семирамиде, о том, что объединяет мужчину и женщину – о согласии, любви и верности.
|