Тем более что у этих первых сообществ совсем не было ни различных, имеющих иерархию, частей, ни совокупности ремесел и правил, необходимых для жизни, подобно тем, которые впоследствии были обнаружены в более поздних сообществах. По существу один и тот же человек тогда одновременно был и правителем и крестьянином или пастухом стада, подобно Аврааму и многим его последователям. Но подобное стало невозможным, и не могло быть дозволенным в совершенных сообществах.
§ 5. По мере того как численность людей разрасталась, увеличивался их опыт, изобретались более искусные ремёсла, появлялись правила или образы жизни, постепенно определились различные слои населения. В конце концов, человеческий разум и опыт открыли то, что необходимо для хорошей жизни людей и её исполнения; в результате возникло совершенное сообщество, называемое государством, со своими отдельными частями, анализ которого мы собираемся теперь начать.
На этом достаточно о рождении гражданского общества.
«Надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна» (Ис.59:4-5)
Глава IV
Конечная цель города-государства и объяснение его составных частей
§ 1. Согласно Аристотелю, «Политика», книга I, глава 1, государство - совершенное сообщество, содержащее в себе всё необходимое для полноценной жизни и, как будет показано позже, созданное для того, чтобы жить, и причём жить хорошо. Эти слова Аристотеля: «созданное для того, чтобы жить, и, причём, жить хорошо», - означают совершенную конечную цель государства, ибо те, кто являются гражданами, должны жить не по подобию животных и рабов, а весьма достойно, т. е. им должно быть доступно свободное творчество, которое является привилегией, исходящей от способности души, как умозрительной, так и практической.
§ 2. Таким образом, государство предназначено для жизни, и, в конечном счете, для жизни хорошей; но, прежде всего, нам надо обсудить эту жизнь и её формы. На самом деле, как мы сказали, жизнь является конечной целью учреждения государства и необходимой предпосылкой всего того, что существует и производится в нём за счёт человеческих взаимоотношений.
Возьмем в качестве основы наших доказательств данное самой природой, признанное и принятое, безусловно, всеми следующее заключение: все люди, которые не попали под какую-нибудь немилость или не имеют других препятствий, по природе своей ищут жизнь, которая принесла бы им полное удовлетворение, и в то же время избегают всего того, что может нанести им вред.
Данный принцип ценен не только для человека, но и для всех живых существ; Цицерон в трактате «Об обязанностях», книга I, глава 3, признаёт: «Изначально природа наделила все виды живых существ чувством заботы о предохранении их сущности, их тела и жизни инстинктом избегать всего того, что кажется им вредным; искать и доставать себе всё то, что необходимо им для их жизни». Исходя из разумного заключения, с этим, очевидно, может согласиться каждый.
§ 3. Просто жизнь и хорошая жизнь человека имеют два аспекта: один временный, земной, а другой - вечный или, как его обычно называют, небесный. Эта вторая жизнь, существование которой целая группа философов не смогла доказать, - вечная; она не относится к области очевидной, потому они не смогли определить, что является необходимым для этой жизни. И, наоборот, просто жизнь, и жизнь хорошую, или, по-другому, хорошую жизнь первой категории, т. е. земную жизнь, и всё, что для неё необходимо, самые известные философы основательно осветили. Это привело их к заключению о необходимости гражданского сообщества, без которого люди не смогут достигнуть такой жизни и полного достатка.
Самый известный из философов - Аристотель в «Политике», книга I, глава 1, говорит: «Все люди склонны к подобному сообществу; сама природа их туда приводит». Это то, чему учит разумный опыт. Между тем мы хотим более глубоко изучить причину, которую указали, отмечая, что человек появляется с врождёнными элементами противоположностей: какая-то часть его субстанции почти постоянно искажается под влиянием противоположных действий и страстей.
Кроме того, он приходит в мир голый, беззащитный, он страдает и портится под воздействием атмосферы и других элементов, как говорит об этом наука, об естественных вещах. Он также нуждается в разных типах и видах искусств, чтобы избегать уже упомянутого ущерба. Однако эти ремёсла могут существовать только тогда, когда ими занимается большое количество людей, и они (ремёсла) не могут быть освоены без взаимной конкуренции. Поэтому люди должны сотрудничать, чтобы извлекать выгоду от этих ремёсел и избегать ущерба.
§ 4. Но среди людей, объединённых таким образом, возникают разногласия и ссоры, которые, при неурегулированности принципами справедливости, являются причинами расколов и войн, что, в конце концов, ведёт государство к гибели. Потому для совместной жизни людей надо было установить нормы права, а также назначить их блюстителя или исполнителя правосудия.
Для предотвращения преступлений государство вынуждено прибегать к услугам блюстителя, который обязан пресекать попытки насилия в обществе, наказывать правонарушителей и виновников беспорядков. Поскольку государство нуждается в разных удобствах, в заботе и охране всеобщего блага, ему надлежит иметь в своём составе людей, которые занимаются такими делами постоянно.
Помимо всех этих мер, остающихся полезными до настоящего времени и отвечающих нуждам жизни сообщества, у людей имеются и потребности, необходимые для жизни в потустороннем мире, в частности почитание Бога и поклонение ему, совершение благодарственных молебнов как за благодеяния, уже полученные в этом мире, так и за те, которые они надеются получить в мире ином. Чтобы обучить людей богослужению и привести их в нужную область, т. е. в потусторонний мир, государство должно назначить священников. Все подобные вопросы и их значение мы более подробно рассмотрим в следующей главе.
§ 5. Мы уже говорили, что люди объединились для того, чтобы жить хорошо и в достатке. Но поскольку люди разных видов деятельности вырабатывают различные вещи, сообщество нуждается в обмене вещами, необходимыми для жизни всех категорий жителей. Такое достаточно совершенное сообщество, создавшее механизм самообеспечения путём взаимодействия разных его частей, и называется государством.
Сказанное объясняет не только конечную цель государства, но и цель каждой из его составных частей.
Глава V
Определение частей государства и различия между ними. Необходимость их разделения и существования для цели, выдвигаемой самим человеком
§ 1. Мы установили общее предназначение всех частей государства, хорошо налаженные деятельность и торговля которого, осуществляемые без внешнего вмешательства, обеспечивают его спокойствие. Чтобы более отчётливо представить значение такого спокойствия и его противоположности, исходя как из целей действия этих частей, так и свойственных им причин, мы собираемся сказать, что части или службы государства, согласно Аристотелю, «Политика», книга IV, глава 3, образуют люди шести видов деятельности: крестьяне, ремесленники, торговцы, воины, священники, судьи или советники.
Три их вида - духовенство, военные и судьи, в гражданском обществе обычно именуемые знатными людьми, названы потому частями государства в точном смысле слова. Другие, которых Аристотель считает необходимыми службами в государстве, являются его частями в широком смысле; или по обыкновению могут называться плебейскими. Таковы наиболее известные части любого государства или королевства. Все иные могут быть легко сведены к ним.
«Cлово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его»
(Ис.55:11)
§ 2. В предыдущей главе мы некоторым образом уже касались этого, однако хотим вернуться к данному вопросу более детально; предположим как доказанное, начиная с известной самой по себе точки зрения, что государство является установленным сообществом, в котором человек может жить, и, причем, жить хорошо. Ранее мы разделили жизнь на два вида: жизнь в окружающем мире, или жизнь земную, и жизнь или существование в другом, потустороннем мире.
Основываясь на этих двух формах жизни, которые человек ставит перед собой как цели, мы определим необходимость разделения на части гражданского общества. Согласно первой форме жить в окружающем человека мире означает, видимо, существовать в нём как живое существо; так говорит он в своём трактате «О душе», книга II, глава 4: «Именно жизнь составляет существование живых». И в этом значении жизнь означает ни что иное как душу.
Скорее всего, жизнь рассматривается им в виде деяния или страдания души... Каждая из этих форм жизни уже изложена Аристотелем, как та, что внутренне свойственна человеку, так и та, которую он ведёт в зависимости от естественных причин совместно с другими живыми существами; в любом случае это не является объектом нашего исследования, поскольку исследованиями форм жизни занимается наука о природе, которая изучает животных и растения. Настоящее исследование направлено, прежде всего, на её естественные причины, ибо они получают завершённость от разума и ремёсел, которыми живёт род человеческий.
§ 3. Именно поэтому нужно отметить, что, коль человек должен жить, и жить хорошо, необходимо, чтобы его потребности были удовлетворены, и удовлетворены достаточно; и не только потребности, но и соответствующие страсти. А поскольку мы не получаем от природы способов, которыми такие порядки могут создаваться, человек должен помимо естественных причин изобрести орудия, которыми будут закончены и сохранены процессы в его теле и страсти в душе - это различные виды творчества и производства, происходящие от добродетели и от искусств, как практических, так и умозрительных.
§ 4. Некоторые из процессов и пристрастий человека рождаются по естественным причинам без применения знаний об элементах, составляющих наше тело, и конфликтов вследствие их смешения. Таким образом, могут быть расположены в соответствующем порядке действия, свойственные питательным способностям организма.
В этой главе рассматриваются также процессы, производимые частями нашего тела посредством изменения своих качеств: сюда, например, относятся изменения, производимые субстанциями, которые вводятся в человеческое тело, в частности, пищей, напитками, лекарствами, ядами и прочими. Другими причинами являются процессы и страсти, происходящие в нас самих, и деяния, производимые нами через познавательные и привлекающие свойства.
Одни названы присущими, поскольку они не передаются от одного человека к другому и не осуществляются каким-либо внешним органом; от них зависят части тела, приходящие в движение согласно месту положения: таковыми являются мысли, желания и склонности человека. Другие именуются переходными, потому что они являются противоположностями процессов и страстей, о которых мы только что упомянули.
§ 5. Чтобы привести в требуемый порядок такие процессы и пристрастия и завершить их там, где они ограничены природой, мы, как уже говорили ранее, изобрели различные виды ремёсел иискусств и определили людей по разным видам деятельности для удовлетворения их человеческих потребностей. Подобный порядок есть не что иное, как совокупность перечисленных выше частей государства.
Таким образом, чтобы урегулировать и сохранить действие питательной части тела, остановка которой привела бы к полной гибели живого существа в качестве индивидуума и члена рода человеческого, мы создали обработку полей и выращивание скота, охоту на дичь, рыбу и птицу и все другие ремёсла, с помощью которых добывают пищу, обрабатывая и приготавливая её для употребления с целью компенсации потерь субстанции нашего тела, дабы поддержать его в живом состоянии настолько, насколько позволяет это человеку природа.
§ 6. Чтобы поддерживать в равновесии функции и страсти нашего тела по отношению к элементам и процессам, которые существуют во внешней среде, мы изобрели механические формы действия, которые Аристотель в своём труде «Политика», книга VII, называет видами искусства: например, изготовление шерсти, дубление кож, сапожное ремесло, различные виды деятельности, приближенные к строительству; в общем, все механические ремёсла, способствующие функционированию города непосредственным и опосредованным образом.
Причём это касается не только тех ремёсел, которые удовлетворяют чувство вкуса, но также и другие чувства, ориентированные на удовольствие от живописи и иных видов искусств. Аристотель по этому поводу в «Политике», книга VI, глава 3, высказался так: «Среди всех этих ремёсел имеются такие, которые являются необходимыми; в то время как другие служат для уютной и счастливой жизни». Под последними видами деятельности в частности понимаются медицинская практика и в определённой мере архитектоника, отличающиеся от вышеупомянутых необходимых ремёсел.
§ 7. Чтобы ограничить действия людей от излишеств, обусловленных силой желаний и чувств, которые мы назвали переходными и которые могут обернуться как пользой, так и вредом другим либо нанести ущерб всем в этом мире, стало необходимым учредить в государстве часть или службу, пресекающую излишества подобных действий и приводящую их к равенству или требуемой пропорции.
В ином случае такие излишества породят конфликты и, как следствие, расколы между гражданами и, наконец, распад государства, и утрату достаточной жизни. Аристотель назвал эту часть государства судебной и правящей либо ещё совещательной, поскольку задача учреждения, которое находится на службе народа, состоит в обеспечении всеобщего, справедливого и полезного порядка.
§ 8. Однако мы не могли бы вести нашу нормальную жизнь, если чужеземные угнетатели обратили бы в рабство граждан; кроме того, приговоры судей против насильников и внутренних мятежников должны исполняться принудительной силой; потому явилась необходимость учредить в государстве военную или охранную часть, которой подчинены другие виды деятельности в нём.
«А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо» (Иез.22:29)
Государство, как мы говорили в предыдущем параграфе, создано для жизни, и жизни хорошей, а это станет невозможным, если граждане будут обращены в рабство. Недаром великий Аристотель утверждает, что такое рабство обращено против природы государства.
В труде «Политика», книга IV, глава 3, он настаивает на необходимости этой части государства, говоря: «Пятый род деятельности есть вооружённая сила, существование которой не менее важно, если горожане не хотят быть порабощенными завоевателями: вряд ли можно назвать полисом то сообщество, которое порабощено другими. Так как полис обходится своими средствами, но, находясь в рабстве, он не сможет этого сделать».
Аристотель считает указанную часть необходимой и по причине наличия внутренних мятежников, «Политика», книга VII, глава 6. Для краткости мы не будем цитировать этот текст, но обратимся к нему в § 8, главы XIV первой части нашего трактата.
§ 9. Кроме того, на земле бывают: то богатый урожай, то его недостаток; иногда государство поддерживает мирные отношения с соседями, а иногда и нет; или порой ему не хватает общих удобств, например дорог, мостов, различных зданий и т. п. Чтобы их построить и содержать определённое время, мы должны учредить в государстве часть, которая копила бы богатства.
Аристотель назвал её классом финансистов. Она скапливает деньги, зерновые культуры, масло и другие необходимые товары, хранит их и в целом заботится о том, что полезно для сообщества; все её усилия направлены на противостояние нужде в будущем, хотя некоторые другие части государства помогают ей в таких случаях. Аристотель именует эту часть финансовой, поскольку сохранённые ею средства представляют собой сокровища, позволяющее всё купить.
§ 10. Нам остаётся обосновать ещё потребность в части священнической; хотя не все люди соглашаются с её необходимостью, равно как и с другими частями государства. Поскольку она не может рассматриваться как вещь, явная сама по себе, мы так и не смогли доказать её очевидную и насущную необходимость.
Однако все народы пришли к согласию насчёт её учреждения для поклонения Богу и восхваления Его ради получения выгоды, которую мы находим в этом мире и ещё больше найдём в другом. Тем более что большинство вероучений и сект обещают предоставить данное Богом право компенсации в будущем тем, кто делает добро, а равно наказания тем, кто совершает плохие поступки.
§ 11. Но, воспринимая такую потребность без доказательства, многие древние философы - Гесиод, Пифагор и иные были внимательны к другой причине установления в этом мире законов божьих и сект. Причина эта - доброта человеческих деяний, как частных, так и гражданских, от которых почти полностью зависят безмятежность и спокойствие сообщества, и, наконец, достаточность жизни в этом мире.
Некоторые из таких философов и учредителей вероучений и сект не имели представления овоскрешении людей и веры в так называемую Вечную Жизнь, тем не менее, они размышляли о ней и убеждали в этом людей; в том числе в радость и страдание, связанные с качеством человеческих трудов в этой смертной жизни, чтобы внушить людям глубокое почтение и страх перед Богом, желание избегать пороков и культивировать добродетели. Тем более что существуют деяния, которые законодательная власть не может регулировать человеческим законом, ибо ничто не может доказать их наличия или отсутствия. Однако Бог не может их не знать.
Следовательно, они представляют предмет Его законодательной власти, предписывающей строгое соблюдение этих законов под страхом вечного греха для тех, кто совершит зло, или обещанием компенсации для тех, кто совершит добро. Поэтому философы и учредители говорят, что люди, разными способами совершающие в этом мире добро, будут потом перенесены на самые высокие Небеса. Может быть, отсюда происходят названия звёзд и небесных тел.
Души тех, объясняют они, кто совершает зло, попадут в тела животных. Например, в тело свиньи - того, кто портил вкус несдержанностью; в тело козла - за распущенность от любовных утех, эротических оргий и т. д., в зависимости от особенностей и оценки пороков, достойных осуждения. Они философы и учредители также предназначили вершащим зло разные наказания, подобно вечной жажде и голоду преступному Танталу: вода там имеется, но он не может её пить; он не может есть фрукты, ибо они улетают так быстро, что он не успевает их достать.
Они также назвали Тартар местом мучительным и страшным от таких наказаний, описывая его в ужасных и зловещих образах. Из-за внушаемого им страха люди стараются избегать плохих поступков, а почтением и милосердием они подстрекаются на усердие в деяниях; следовательно, они окажутся людьми с хорошими намерениями к самим себе и к другим.
Посредством подобного способа в обществе исчезнут многие конфликты и преступления. Тогда мир и спокойствие государства сохранятся без особых усилий, равно как и достаточная жизнь людей в этом мире - цель, которую пытались добиться эти мудрецы, устанавливая такие законы и вероучения.
§ 12. Задачей языческих жрецов являлась передача таких наставлений; а чтобы учить им людей, они создали при сообществах храмы, в которых почитались их боги. Они установили также учителей своих законов или вероучений, о которых мы говорим; последних называют священниками, потому что они пользуются святыми предметами храма, книгами, вазами и подобными вещами, служащими священному культу.
§ 13. Такие учители предписывали религиозные обряды, соответствующие их вере и порядкам. Но священниками становились не любые граждане; на такие должности избирались самые почтенные и уважаемые люди из числа военных, судей или советников. С этого времени данные граждане освобождались от своих общественных дел и выполняемых обязанностей.
Не преступникам и наёмникам, ведущим гнусный и грязный образ жизни, а именно подобным лицам, оторванным от страстей в силу их возраста и нравственности, соответствующим должности для почитания богов и использования святых вещей, очень доверяют люди. Недаром в «Политике», книга VII, глава 8, сказано: «Нельзя ставить жрецом ни землепашца, ни ремесленника (ведь воздавать почести божествам приличествует только гражданам)».
«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего» (Ис.10:1-2)
Языческие законы и секты и все другие вероисповедания, не относящиеся к христианской католической вере, существовали или существуют до сих пор; Моисеев Закон, который предшествовал ей, или верования патриархов (почтенных старцев) тоже предшествовали последней, хотя в целом они содержались вне порядка священного канона Библии.
Такие законы и вероучения не обладают правильными знаниями о Боге, поскольку они следуют человеческим склонностям пророков или ложных учителей; они не имеют верных представлений о будущей жизни, о вечном счастье или бедности; нет у них и духовенства, созданного с этой целью.
Мы говорим об их обычаях, чтобы яснее показать отличие языческих жрецов от настоящего христианского духовенства и необходимость священнической части в сообществах.
Глава VI
Конечная цель священнической части государства: духовенство, основанное на учении или непосредственном Откровении Бога
§ 1. В этой главе нам следует поговорить о конечной цели, ради которой было избрано подлинное духовенство в обществе верующих: ею является умеренностью человеческих деяний, внушаемая через знания и желания, свойственные и переходные, если только человеческий род озадачен ими для лучшей жизни в потустороннем мире.
Нужно понимать, что Адам - первый человек был создан главным образом для восхваления Бога, равно как и остальные существа; однако в отличие от других грешных пород он был создан по образу и подобию Бога, чтобы после жизни на земле иметь возможность получить Вечное Блаженство.
Он был сотворен невинным, честным и изящным, как правдиво говорят об этом некоторые святые и великие учёные. Если бы он оставался таким же, не было бы необходимости учреждать для него и его потомства разные части государства, а также обособлять их. Ведь природа предоставила бы ему выгоды и удовольствия от достаточной жизни в земном рае, не прилагая для этого никаких усилий и не боясь никаких наказаний.
§ 2. Но Адам, надкусив запретный плод, утратил свою первородную милость - непорочность; таким образом, он нарушил установленный Богом порядок и впал в немилость, нищету и грех; в итоге потерял Вечное Блаженство, которое Бог своим величием и благодеянием предназначал ему и всем его потомкам в качестве конечной цели. Из-за того, что он нарушил порядок, упомянутый выше, его участью стало плодить потомство своё в похоти.
Любой человек с тех пор зачинается в ней и через неё; он рождается с ней и по этой причине имеет склонность к свершению греха, названного христианским Законом первородным грехом. Исключение составляет Иисус Христос, абсолютно безгрешный и непохотливый, зачатый от Святого Духа и рожденный Девственницей Марией.
Это событие произошло в тот момент, когда один из трёх святых - Сын, истинный Бог в единстве только Ему присущих свойств, снова обрёл человеческий облик. Как следствие нарушения прародителями порядка, всё человеческое потомство рождается с больной душой, хотя первоначально она была создана в прекрасном состоянии, невинной и изящной; но из-за их ошибки она потеряла предназначенное ей конечное счастье.
§ 3. Поскольку по сути своей Бог милосерден к человеку, созданному Им по своему подобию, и ко всему роду человеческому, которому Он предназначал счастливую и вечную жизнь, Он, не совершающий ничего напрасно и не творящий проступков по необходимости, пожелал подарить человеку лекарство от грехопадения.
И действительно, Он дал ему для соблюдения некоторые заветы послушания, которые как противоядие от непослушания должны излечивать болезнь греховного падения. Он действовал в данной области как опытный медик, идя по порядку от лёгкого к трудному. Он сначала предписывал людям обряды жертвоприношений, совершаемых из первого урожая жатвы и новорождённых животных, словно хотел подвергнуть испытанию раскаяние и послушание человека; этот обряд древние патриархи, глубоко поклоняясь Богу, соблюдали через веру, послушание и деяние милостей вплоть до времён Авраама.
Именно ему Бог дал кроме вышеупомянутого другой, более принудительный завет - обрезание кожи крайней плоти всего мужского пола, как бы желая подвергнуть ещё большему испытанию раскаяние и подчинение человека. Многие следовали его наставлениям вплоть до времени Моисея, через которого Бог передал народу израильскому Закон с более совершенными заповедями как для мира теперешнего, так и для будущего. Он также своим Законом утвердил священниками жрецов и левитов.
Соблюдение предыдущих заветов и Закона Моисеева было преимущественно неким очищением от греха и немилостей, как первородного, так и настоящих, совершённых по собственной воле; и это явилось неким предупреждением по отношению к вечному или временному наказанию в другом мире. Однако, соблюдая заповеди, люди всё же не могли достичь Вечной Жизни.
«Как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов»
(Иез.22:25)
§ 4. Между тем Бог милосердный предназначил роду человеческому новое испытание. Он хотел таким образом спасти его от последствий грехопадения или по надлежащему порядку заново предоставить ему возможность Вечного Блаженства, используя для этого своего Сына - Иисуса Христа, настоящего Бога и человека в одном лице. Он дал человечеству Евангелие, содержащее в себе заветы того, во что мы должны верить, что делать и чего избегать, а также советы, как этого достичь.
Соблюдая их, подобно тому, как они исполняли старые заветы, люди не только предохраняют себя от серьёзного наказания; они могут ещё таким образом заслужить вечную благодать в силу посвящения в её милость согласно некоторому соглашению. Назовём ли мы этот Закон Милостивым, потому что Иисус своим Страданием и Смертью откупил род человеческий от наказания - потери Вечного Блаженства, испытываемого как следствие грехопадения прародителей?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 40
|