И в таком положении нет никаких противоречий; наоборот, есть преимущество, хотя, скорее всего, оно даже является необходимостью для гражданского мира или для политического сообщества, в котором любой епископ, священник или чиновник должны подчиняться суду правителей согласно человеческому закону. Потому что противоположное является полностью нежелательным последствием и отчасти невыносимой вещью, что мы доказали в главе XVII первой части и выше, в настоящей части, подтвердив Ветхим Заветом.
Кроме этого, епископ Рима, равно и любой другой епископ, не является наместником Христа или правителем, чтобы выполнять все функции в этом мире; он предназначен для выполнения лишь определённой функции - священства, в которой, самой по себе, не присутствует принудительное суждение, низшее или высшее согласно её сути (той, что относится к духовенству), как мы, начиная с рассмотрения позиции Аристотеля уже чётко установили в главе IX данной части, § 8.
«Ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя»
(Иез.28:18)
Что касается правителя, то он является ставленником или наместником Бога, чтобы согласно человеческому закону исполнять функции управления, в которые входят главенство и подчинение, если речь идёт о принудительном суде.
Вот почему в главе XIII Послания к Римлянам апостол Павел не делает исключения ни епископу, ни священнику; он говорит: Всякая душа да будет покорна властям высшим, добавляя объяснение: ибо нет власти не от Бога.
Итак, наместник Бога имеет точное предназначение - быть принудительным судьёй злых в этом мире. Далее он апостол добавляет: он отмститель в наказание делающему зло. Но епископ или какой-либо священник тоже могут поступать плохо; и ни Христос, ни любой из апостолов не определили своими действиями или словами для них никакого иного судьи, кроме правителя, что мы доказали выше в настоящей части трактата.
§ 6. (VI) Говоря о возражении, представленном в форме вопроса: удобно ли согласно человеческому закону делать замечания правителям, когда они отступают от Божьего Закона или закона человеческого? Дескать, не похоже, что можно делать им замечания, поскольку первые, или, по меньшей мере, первый среди них, не имеют никого выше себя в политическом сообществе и поэтому они не должны подчиняться подавляющему закону священников или епископов.
Ответить на это замечание следует так: правитель, пренебрегающий правилами Божьего Закона или закона человеческого, может и должен соответствующим образом стать предметом упрёков со стороны епископа или священника, но только через слова и проповеди.
Причём, эти слова, по учению апостолов, изложенному в главах II и IV Второго Послания к Тимофею, и согласно объяснению Иоанна Крестителя, которое мы цитировали в главе IX этой части трактата, должны быть скромными.
При этом правитель не может быть предметом резких упрёков, воздействия путём подавляющей силы, ибо подобная сила над кем-либо не принадлежит ни епископу, ни какому- либо иному священнику, что мы часто доказывали и повторяли в предыдущих главах.
Обвинение правителя в злоупотреблениях и в противодействии человеческому закону, а также определение ему кары, если она необходима, либо наложение на него временного наказания относятся, как это было определено в главе X (первой части), к компетенции исключительно человеческого законодателя или лиц, которые назначены им для этой цели, что, думаем, мы уже достаточно обосновали в главе XVIII первой части трактата.
§ 7. (VII) Касательно вывода, который был, в конце концов, добавлен, что тот, кто в лице Карла Великого преобразовал Империю греков в Империю римлян, будет по юрисдикции выше римского императора, и он вправе устанавливать или снимать последнего, на это следует ответить так: если величина взята в неопределённом смысле, мы не можем ничего заключить об этой величине, ибо присоединимся к низшему уровню мышления.
Ибо мы не можем делать силлогизмы, отталкиваясь от неопределенного предложения и присоединяясь к частному предложению. Однако если величина взята в глобальном смысле, в частности, чтобы сказать: Любой преобразователь Римской империи греков в Империю германцев является высшим, тогда это утверждение вызывает различные серьёзные возражения, хоть тема и определена.
Если кто-то реорганизовал Империю фактически, но не по праву, либо если он сделал это на основании власти другой, кроме собственной, или на основании власти, которая была ему как правителю дана кем-то другим для иных целей или почти для этого, тогда, сказал бы я, эту личность, которая трансформировала Империю, никто не имеет оснований, ни истинной власти устанавливать или свергать, как единственного обладающего высшей юрисдикцией в Римском правлении.
Что касается внутреннего предложения, и, если оно так определено, следует знать: любой смертный, который преобразовал или может преобразовать Римскую империю греков в Империю германцев согласно власти, которая ему присуща и которая не была ему выдана кем-либо другим, имеет полное право быть выше епископа Рима в области принудительной юрисдикции, в том числе может назначать и свергать последнего.
При этом следует помнить, что епископ Рима, или папа - это тот, кто разобщил Империю, о чём мы уже говорили; его власть должна полностью отрицаться как ложная. Мы опровергли противоположное суждение в главе XV первой части. И, кроме того, мы доказали и подтвердили обратное в главах IV и V этой части как через Писание, так и через слова святых и католических докторов.
Мы многократно разобрали прочие отрывки в главе XXI этой части и доказали на основании подтверждённых историй наше мнение, которое осталось без опротестования со стороны епископов Рима.
Относительно того, что было написано в главе VII об отдельных баснях, которые называются декреталиями, сочинённых хоть одним понтификом в апостольском кресле, хоть его коллегией кардиналов, а также того, что изложено в письме «Du sermentw» одного из римских пап, адресованном благородному Людовику Баварскому, избранному королю римлян, следует напомнить, что Римская империя была передана от греков римлянам в лице Карла Великого вполне обоснованно, путём, соответствующим Правосудию.
Хотя пока отложим эту гипотезу в сторону, поскольку в другом трактате «De translatione imperii Romani» мы обсуждаем эту трансформацию и то, как в реальности она была реализована. Итак, допустим, что преобразование Империи греков в Империю германцев было проделано справедливым образом; однако я подчёркиваю, что это было свершено не властью римского папы, одного или с коллегией кардиналов, о чём мы говорили ранее.
§ 8. И вот потому следует согласно доказательствам, приведённым в главах XII, XIII и XV первой части, отметить для тех, кто размышляет согласно разумному праву и ведает, кому принадлежит правомочие устанавливать человеческие законы, а также учреждать принципат, что назначать правителя, наделять его властью во всех областях государственной жизни, в том числе возвышать или принижать подданных, действовать, приостанавливать действия, исправлять, низлагать, передавать, отзывать и делать всё другое способен лишь тот, кто владеет вышеупомянутой властью, и кто реализует свои полномочия через подобную власть.
«Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили»
(Ис.3:12)
Вот почему, когда мы читаем или слышим, кем бы это ни заявлялось, что Империя была передана через какой-либо принципат или через правителя (даже того, кто был назначен через выборы), учреждённых папой или любым другим индивидуальным лицом или какой-либо конкретной коллегией какой- либо провинции или какого-либо королевства, если эта запись или эта речь действительны.
И если такое учреждение или передача правильны, в любом случае следует, что это было сделано властью первого законодателя в провинции или в провинциях, в которых такая передача должна быть реально свершена.
Вот почему, если мы говорим или пишем, что передача Римской империи или учреждение какого-то императора были сделаны без правил, одним римским папой или его коллегий кардиналов, и если какое-либо слово или запись этого типа являются правдивыми, следует понимать, что передача вышеупомянутого учреждения была сделана ими.
На основании права, прямо или косвенно закреплённого за ними законодателем для поддержания высшей власти в Римской империи, такая передача, несомненно, не должна быть сделана папой и его коллегией, а лишь провозглашена ими определенным способом посредством вышеупомянутой власти, чтобы эта передача стала официальной.
Поскольку вышеупомянутый законодатель может передать или учредить какое-либо право относительно Империи, которое он затем ратифицирует при помощи папы римского как лица, более уважаемого в мире, через его самого или через его коллегию священников, позаботившись о том, чтобы произнесённое ими затем довести до всеобщего сведения; и совсем не из необходимости того, чтобы это было сделано обязательно папой, но ради торжественности такой передачи.
Потому что законность передачи принципата, законодательных учреждений, и правителей, и, похоже, всех этих гражданских атрибутов как таковых, зависит только от выбора избирателей или учреждения вышеупомянутого законодателя, как мы доказали это в главе XIII первой части и уже подтвердили в главе XXVI настоящей части, § 5 (освещая всё же не без пользы).
Однако следует подумать и обо всех противоречиях, касающихся учреждения принцев, которые выбирают римского императора; ибо они не имеют для решения этой задачи особой власти и другой правовой основы, хотя она такая власть не может быть у них отнята, или отозвана другим лицом, кроме вышеупомянутого человеческого законодателя Римской империи.
Таким образом, замечаний, сделанных в главах III, XXVII этой части, достаточно, чтобы сделать обзор и подвести итог всем рассмотренным вопросам.
Часть третья
Глава I
Напоминание об основных задачах и заключениях первой и второй частей трактата в связи с тем, что мы сказали, и тем, что мы ещё скажем.
В предшествующем тексте мы определили единственную причину, которая ещё создаёт разногласия или гражданское беспокойство в королевствах и коммунах и которая способна распространиться на другие королевства (если не будет препятствий).
Эта причина заключается в желании и усилиях епископа Рима Иоанна XXII и клики его пособников овладеть светскими правлениями и через них захватить себе излишние мирские блага.
Вышеупомянутый епископ прилагает всевозможные усилия по истребованию себе высшей мирской власти, потому что полнота власти церковной уже придана Христом, в частности в лице святого Петра, тому, кто на неё претендует, о чём мы уже говорили в последней главе первой части и повторили не без оснований во многих главах второй части трактата.
Хотя несомненно, что в этом мире ни над Ним Христом, ни над каким-либо другим епископом, священником как таковыми, рассматриваемыми вместе или по отдельности, нет выше законодателя или принудительного суда и ещё, меньше всего, высшего правительства, что мы показали в главах XII, XIII и XV первой части и подтвердили через свидетельства Вечной Истины, т. е. Библии, не забывая изложенного святыми толкователями и большим количеством докторов.
А затем мы в VI и VII главах второй части на основании Писания и некоторых иных обоснований уточнили природу и широту власти священников и епископов. Мы также показали в главе XXIII этой второй части, что полнота силы не принадлежит никому из них, ни в целом, ни по раздельности, и, конечно, она не принадлежит епископу Рима. Вот почему корни этого отдельного зла, часто упоминаемого в наших предварительных параграфах, похоже, достаточно теоретически опровергнуты.
Однако сейчас, когда ростки и ветви разногласий переросли в битвы, которые идут повсеместно; когда это зловоние доктрина папства появилось в королевствах и коммунах и не прекращает их захватывать, надо сделать всё, чтобы побеги раздоров отсохли как можно скорее и были неспособны более распространяться в других коммунах. Потому мы, отталкиваясь от предыдущих частей трактата, перейдём к третьей и последней его части.
В этой последней части я ничего нового не скажу, а только постараюсь недвусмысленным образом на основе явных самих по себе предыдущих демонстраций, а также на базе эффекта заключений, заложенных активными медитативными размышлениями и актами вышеупомянутой чумы выделить некоторые заключения.Чтобы софистические причины этой чумы были удалены без проблем; тогда её распространение в королевствах и во всех других странах, несомненно, приостановится.
«Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез.28:19)
Глава II
Недвусмысленное определение некоторых заключений, проистекающих в обязательном порядке из определений первых двух частей. Изучая их внимательно, правители и их подданные смогут достичь цели, намеченной этой книгой. Из заключений, которые следует выделить, прежде всего, отметим:
1. Писание Святое, или каноническое, - одно, и всё, что из него проистекает, а также его толкование, сделанное всеобщим Собором верующих, - подлинное; и верить в него, если оно предложено кому-либо надлежащим образом, обязательно для достижения Вечного Блаженства. Убеждённость в этом пункте может быть извлечена из главы XIX второй части, § 2-5.
2. Определить толкование сомнительного смысла норм Божьего Закона, особенно тех, что называются Символами христианской веры, а также всего, во что необходимо верить ради необходимости Спасения, можно исключительно лишь всеобщим Собором верующих, а при многообразии мнений его участников это вправе сделать их доминирующая часть; и никакая отдельная коллегия или отдельное лицо при любых условиях не имеют полномочий для того, чтобы давать такое толкование. Правоту этого пункта мы находим в главе XX второй части, § 4-13.
3. Евангелическое Писание не указывает, кому следует надзирать за заповедями Божьего Закона и подвергать каре или временному наказанию противящихся им: глава IX второй части, §3-10.
4. Заповеди Евангельского Закона или их необходимые следствия и всё, что он содержит относительно того, как поступать или чего избегать согласно правильной причине, должны соблюдаться для Вечного Спасения; но это не касается указаний Ветхого Завета: глава IX второй части, с § 10 до последнего.
5. Ни один смертный не может распоряжаться в области Божьих заповедей и Евангельского Закона; запретить то, что разрешено, наказывать за ошибку или даже за состояние мира настоящего и будущего может лишь всеобщий Собор или определенный им человеческий судья, но не какая-либо частная коллегия или отдельное лицо, независимо от любых условий.
6. Только собрание граждан или их преобладающая часть является законодателем политического общества: главы XII и XIII первой части.
7. «Декреталии», или «декреты» епископов Рима или других епископов, взятые вместе или по отдельности, учреждённые без позволения общественного законодателя, никого не заставляют и не принуждают с помощью мирского закона или телесного наказания: глава XX первой части и глава XXVIII второй части, § 29.
8. Что касается мирских законов, только законодатель или наделённый им властью правитель могут предоставить освобождение (от их соблюдения): глава XII первой части, § 9.
9. Избираемый принципат или другая часть государства подчиняется только выбору того, кто имеет право это делать, и не требует никакого другого утверждения или одобрения: глава XII первой части, § 9, и глава XXVI второй части, § 4-7.
10. Избрание любого принципата или другой части государства, учреждаемых путём выборов, особенно ведомства, имеющего принудительную силу, зависит только от волеизъявления законодателя: глава XII первой части и глава XV второй части, § 2-4.
11. Высшее руководство в городе или королевстве должно быть единым по количеству: глава XVII первой части.
12. Только во власти правоверного правителя, данной ему в соответствии с законами и утверждёнными обычаями, назначать конкретных лиц на должности в частях государства, принимать решение об их количестве и качестве, а также решать все гражданские дела: глава XII первой части, глава XV второй части, § 4-10.
13. Никакой князь церкви и тем более никакая отдельная коллегия или отдельное лицо, какого бы положения они ни были, не могут иметь полновластного управления или власти над действиями другого, его частными или гражданскими делами без решения земного законодателя: глава XI первой части и глава XXIII второй части, §
14. Епископ или священник как таковой не имеет никакого принципата и никакой принудительной юрисдикции над кем-либо, над духовным или светским лицом, даже если тот еретик: глава XV первой части, § 2-4, главы IV, V и IX второй части и глава X, § 7.
15. Над любым смертным, независимо от его положения, и особенно над коллегиями, светскими или духовными, только князь правитель по постановлению законодателя имеет принудительную юрисдикцию, как общую, так и персональную: главы XV и XVII первой части, главы IV, V и VIII второй части.
16. Никакому епископу или священнику, ни их коллегии не позволено отлучать от церкви кого-либо без постановления правоверного законодателя: глава VI второй части, § 11-14, и глава XXI второй части, § 9.
17. Все епископы имеют равные права, данные непосредственно Христом; по Божьему Закону невозможно доказать, кто из них выше, а кто в подчинении как в духовных, так и в мирских делах: главы XV и XVI второй части.
18. По Божьей воле и при согласии правоверного законодателя другие епископы вместе или по отдельности могут отлучить от церкви епископа Рима и осуществить над ним другое право; и это неоспоримо: глава VI второй части, § 11-14, и главы XV и XVI второй части.
19. Никакой смертный не может давать разрешение на запрещенные Божьим Законом браки и союзы; что касается того, что запрещено гражданскими законами, то это во власти только законодателя или правителя при посредстве законодателя: глава XII первой части, § 9, и глава XXI второй части, § 8.
«Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою; всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся» (Ис.1:27-28)
20. Те, кто рождены от незаконных браков и союзов, могут быть узаконены, чтобы они могли иметь право на получение наследства, а также на получение должностей и прибылей гражданских и церковных: это только в компетенции правоверного законодателя: те же тексты, которые указаны непосредственно выше.
21. Только правоверному законодателю принадлежит право судить принудительным судом людей, осуществлять церковные распоряжения и удовлетворять их, и никакому священнику или епископу не позволено продвигать кого-то по службе без согласия правоверного законодателя: глава XV второй части, § 2, 3, 4, и глава XVII второй части, § 8-16.
22. Только правителю принадлежит право в соответствии с законами определять количество церквей и храмов, а также число священников, диаконов и других служителей, которые должны отправлять там службу: те же тексты, которые указаны непосредственно выше.
23. Отдельные церковные должности должны быть жалованы и так же отозваны только по постановлению правоверного законодателя; то же самое касается прибылей и прочих вещей, установленных для благих целей: глава XV первой части, § 2-4, глава XVII второй части, § 16-18, и глава XI второй части, § 11-15.
24. Ни один епископ как таковой вместе с другими или отдельно не вправе назначать нотариусов или других общественных должностных лиц: глава XV первой части, § 2, 3 и 10, и глава XXI первой части, § 15.
25. Никакой епископ в целом или в отдельности не может давать разрешение на обучение в обществе, обучать искусству или другим дисциплинам; только законодатель вправе делать это или по его решению правитель: те же тексты, которые указаны выше.
26. Лица, имеющие диаконские или духовные должности, и все те, кто навсегда посвятил себя Богу, должны быть в предпочтении к тем, кто в меньшей степени привязан к церковным должностям и прибылям: глава XIV второй части, § 6-8.
27. Если потребности священников и священнослужителей (и всех, кто имеет отношение к Божественному культу), а также бедных и неимущих удовлетворены, то церковное имущество может быть на законном основании и в соответствии с Божьим Законом полностью или частично использовано законодателем в интересах общества или для его защиты: глава XV первой части, §10,11, глава XVII первой части, § 16, глава XXI второй части, § 14.
28. Всеми доходами духовенства, предназначенными для благих и милосердных дел, как и переданными по завещанию для защиты от неверных за морями и выкупа пленных у неверных, или для обеспечения потребностей бедных и неимущих и с прочими подобными целями, распоряжается только правитель в соответствии с решением законодателя или предписанием завещателя или другого рода дарителя: те же тексты, что указаны выше.
29. Только правоверный законодатель имеет право предоставлять льготы какой-либо группе и утверждать эту группу т. е. монашеский орден: глава XV первой части, § 2, 3, 4 и 10, глава XVII второй части, § 8-16, и глава XXI второй части, § 8 и 15.
30. Только правитель в соответствии с решением общественного законодателя имеет право судить принудительным судом еретиков, а также всех преступников и приговорённых к мирскому наказанию, подвергать их реальным и персональным наказаниям, требовать таких наказаний и применять их: глава XV первой части, § 6~9, глава VIII второй части, § 2 и 3, глава X второй части.
31. Никакой подданный или связанный другой законной клятвой не может быть освобождён от неё епископом или каким-либо священником без обоснованной причины, которая должна быть рассмотрена правоверным законодателем в третьем смысле этого слова; обратное противоречит священной Доктрине: глава VI, VII второй части и глава XXVI второй части, § 13-16.
32. Только всеобщему Собору верующих принадлежит абсолютное право устанавливать архиепископа или архиепископскую церковь и всех других, лишать или снимать такого рода обязанность: глава XXII второй части, § 9-12.
33. Только правоверный законодатель или по его решению правитель в обществе верующих имеет принудительное право собирать из священников, епископов или других верующих всеобщий Собор или частный; если же Собор собрался другим путём, его решения не имеют ни силы, ни законности, и никто не обязан их исполнять под страхом наказания или проступка духовного или мирского: глава XV первой части, § 2, 3, 4, главы XVII первой части, VIII второй части, § 6, глава XXI второй части, § 2-8.
34. Только всеобщий Собор верующих или правоверный законодатель имеют право давать предписания на посты или запрещать употребление некоторых продуктов; также занятие ремёслами и обучение дисциплинам, которые Закон Божий не запрещает выполнять все дни; всё это может быть запрещено только общим Собором или законодателем; и только правоверный законодатель или по его решению правитель могут заставить соблюдать эти запреты с помощью мирского наказания; глава XV первой части, § 2, 3, 4 и 8, глава XXI второй части, § 8.
35. Только всеобщий Собор должен решать и предписывать о канонизации и культе кого-либо как святого: глава XXI первой части, § 8.
36. Только всеобщий Собор верующих может решать и предписывать запрет епископам, священникам и другим служителям храмов брать жён; а также решать всё, что касается ритуала церкви; лишь он может предоставить льготы любой коллегии или отдельному лицу по этому вопросу или по тем, о которых мы говорили; только тот, кому такое право было представлено вышеупомянутым Собором, может делать это: те же тексты, которые указаны выше.
37. Человеку, который был осуждён епископом или священником, должно быть разрешено, обращаться к законодателю или правителю в пределах его компетенции: глава XV первой части, § 2-3, глава XXII второй части, § 11.
«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33)
38. Тот, кто должен блюсти высшую евангелическую степень бедности, не может владеть никаким недвижимым имуществом без твёрдого намерения при первой возможности продать это имущество и раздать его стоимость бедным; он также не может иметь право собственности на имущество движимое или недвижимое для того, чтобы отстаивать это право в суде у того, кто завладел или хочет завладеть им: глава XIII второй части, § 22 и 30, и глава XIV, § 14.
39. Сообщества и отдельные лица обязаны согласно Божьему Закону и по своим возможностям давать то, что, по меньшей мере, необходимо для ежедневного питания и одеяния епископов и других духовных служителей, которые проповедуют им Евангелие, но они не обязаны платить десятины и давать больше необходимого для удовлетворения потребностей вышеупомянутых священников: глава XIV второй части, § 6-11
40. Правоверный законодатель или правитель в подвластной ему провинции может своей властью заставлять епископов и прочих священнослужителей, которые достаточно обеспечены питанием и одеждой, совершать Божественные службы и отправлять церковные таинства: глава XV первой части, § 2, 3, 4; глава VIII второй части, § 6 в конце; глава XVII второй части, § 12.
41. Назначать согласно Божьему Закону на пост епископа Рима или любого другого священника церкви или храма вправе только правоверный законодатель или правитель или же всеобщий Собор верующих; те же инстанции могут отстранить и сместить каждого с указанного поста в случае правонарушения: глава XV первой части, § 2, 3, 4 и 10, глава XVII второй части, § 8-16, и глава XXII второй части, § 9-13.
42. Мы могли бы развивать и другие весьма полезные заключения из первых двух частей, однако ограничимся теми, что сделали, поскольку этого достаточно, чтобы легко сломить изобличенное бедствие и его причины, а также для краткости.
«Защитник мира» закончен в 1324 году, в день Иоанна Крестителя (24 июня).
Хвала и слава тебе, Христос!
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
|