Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Марсилий Падуанский - Защитник мира. 38
    Правитель должен при необходимости обратиться к совету экспертов, чтобы, скажем, даровать лицензию на обучение или чтобы изгнать из города прокажённых; при этом, как мы говорили в главе X этой части, он юридически совсем не подчиняется экспертам. Вот почему Бернард в конце уже процитированной речи говорит, что этот меч должен быть вытащен по сигналу священника и по приказу императора. 

    Однако он не хотел обозначить словом сигнал приказное действие или принудительную власть священников, потому специально говорит о совете, ибо такая власть принадлежит императору или правителю; хотя епископ Рима часто несправедливым образом приказывал вытащить меч даже против верующих во Христа, сталкивая одних с другими.


    «Они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу;
    проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть» (Иез.22:26-27)

    Бернард хотел сказать, что такая обязанность или такой суд принадлежит власти какого-либо священника или епископа, поскольку он выше любого правителя; я же говорю, что здесь явное противоречие его слов Священному Писанию, которое он цитировал, что видно из того, что предшествовало. Вот почему, если таковым является вывод этого отрывка, я абсолютно отрицаю подобную интерпретацию как не являющуюся канонической, а, напротив, противоречащей Канону и противопоставляющуюся ему.

    § 25. Что касается слов святых и докторов богословия, в частности процитированных в главе XVI Евангелия от Матфея: Ты - Пётр (доел, камень), и на сем камне и т. д., кроме того, что касается комментария к словам, цитируемым Лукой в главе XXII своего Евангелия: Однако я буду молиться за тебя, Пётр, и т. д.; и кроме того, что касается комментария слов в главе XXI Евангелия от Иоанна.

    Если ты любишь меня, паси моих овец, которыми они святые и доктора объясняют, что тем самым Христос якобы хотел сказать, чтобы мощь или власть над другими апостолами была передана святому Петру непосредственно Христом, называя его Петра «правителем апостолов и всеобщим пастырем», а некоторые из указанных толкователей называют его ещё «главой церкви», то на это необходимо ответить (однако, с уважением к авторам).

    Христос не давал непосредственно святому Петру главной власти в церкви (которую мы называем священнической), ни возможного превосходства в пастырстве над другими апостолами; наоборот, Он отстранил Петра и любого другого апостола от власти одного над остальными, что мы показали с помощью Писания и мнений святых и докторов в главе XVI этой части и некоторым образом повторили в начале настоящей главы.

    Вот почему, следуя Христу и апостолу, а также некоторым их святых произведениям, я отрицаю, суждение относительно такого главенства, кроме интерпретаций, уже упомянутых в Писании или других схожих им, которые кажутся поддержкой того, что мы обосновывали в главах XVI и XVII этой части трактата; потому что данное толкование не является каноническим и не следует из канонической интерпретации. Более того, некоторые из глоссаторов, комментируя Писание, говорят противоположные вещи. При этом они высказывают такие мнения помимо Писания, давая свою собственную интерпретацию, более следующую обычаям либо знакомым словам, чем словам Писания.

    § 26. Кто, действительно, не удивится, услышав, что апостолы бранятся, выясняя, кто из них более великий, хотя Христос всегда подчёркивал, что они равны; Он также отрицал, что кто - либо из них первый в смысле власти и потому не считал, что святой Пётр должен быть первым среди них и их главой.

    Спросим также, почему Христос не дал другим апостолам приказа подчиняться в пастырской деятельности Петру, правителю такому важному, считающемуся главой церкви? Или, может, Пётр скрыл этот приказ от других апостолов и их последователей? Ведь ничего в Писании не свидетельствует, что подобный приказ был отдан апостолам.

    Почему Пётр даёт Павлу руку помощи, хотя он должен был отдать ему приказ, если бы действительно был высшим из апостолов? Вместо того чтобы открыто выразить такое положение, всё Писание, везде, где поднимается этот вопрос, буквально вопиет о противоположности подобному мнению.

    Предположим, однако (хотя мы это отрицаем по Писанию), что пастырская опека других апостолов была доверена святому Петру непосредственно Христом; тем не менее этим невозможно доказать, что епископ Рима или любой другой епископ после смерти Петра стал пастырем всех остальных непосредственно рукоположением Христа. Напротив, такая власть в любом случае может исходить только от человеческого выбора, что мы показали ранее в главах XVI, XVII и XXII этой части трактата.

    § 27. (9) Между тем оппоненты добавляют, что Христом в соответствии со стремлением к лучшему церковь не была учреждена без главы. На это мы, как и ранее, можем ответить вместе с апостолом, что Христос всегда остаётся во главе церкви, а все апостолы и священники являются другими её членами, что ясно видно из главы IV Послания к Ефесянам и из многих других текстов, которые мы достаточно цитировали в § 5 главы XXII настоящей части. Христос ясно обозначил это в последней главе Евангелия от Матфея, когда отметил: Я с вами во все дни до скончания века.

    Но наш противник скажет: «Церковь не может остаться без смертного главы, что апостольский престол в Риме не может большую часть времени оставаться вакантным». Понятно, что это так. Однако не по этой ли причине она погрязла в беспорядке? Или, может, она была так плохо устроена Христом?

    Вот почему нам надо вернуться к тому, что предшествовало т. е. первоначальному устройству церкви; мы сейчас об этом скажем, отклоняя следующее возражение. Но, чтобы более полно удовлетворить большинство наших оппонентов, мы сначала ответим надлежащим образом на этот появившийся аргумент.

    Когда делается заключение, что Христос не установил церковь согласно лучшим положениям, поскольку не оставил ей чётко определённого смертного главу, необходимо отрицать данное заключение. Но если мы основываем подобный аргумент на факте, что церковь входит в наилучшее состояние благодаря назначению её смертного главы, разумеется, я верю, что лучшее состояние ритуалов церкви и соблюдения веры достигается таким образом; но необходимо добавить, что из этого вовсе не следует, что какой-либо смертный был определён главой церкви непосредственно Христом.

    Было бы лучше, чтобы это был избранный верующими институт, что обеспечило бы наилучшее состояние оставленной Христом воинствующей церкви. Ибо клирики города Рима и любого другого города не всегда примечательны знанием Священного Писания. Сказанное относится и к любым другим коллегиям клириков в мире, что достаточно видно, если сравнить папскую коллегию кардиналов с Университетом Парижа.

    Вот почему, оставляя верующих в заботах о назначении такого главы церкви, о чём мы говорили в главе XXII этой части, в § 8 и 9, Христос оставил церковь в лучшем состоянии, соответствующем свободе выбора людей, и, может быть, именно таким образом апостолы установили Петра во главе церкви, как мы указывали на основании «Декрета Анаклета» в XVI главе этой части, § 12.


    «Отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед
    которых ходили отцы их, совратили их с пути» (Ам.2:4)

    § 28. (8) Касательно того, что сказал Августин про эти слова Иоанна из главы XXI его Евангелия: «Если бы я хотел, чтобы он жил - потому, что эта жизнь, которая состоит в вере, была представлена апостолом Петром по причине первенства в апостольстве», я утверждаю, что Августин понимал первенство исключительно в мирском смысле и Пётр был назван первым среди других апостолов, поскольку хронологически первым получил обещание ключей, по комментариям того же Августина слов Матфея из главы XVI его Евангелия: Я тебе дам ключи от Царствия Небесного: «Жизнь в вере, а именно, жизнь тленная в этом мире, предшествует во времени той, что в надежде, а именно, жизни нетленной в другом мире».

    (26) Что касается подтверждения подобных наблюдений, извлечённых из церковных постановлений или «декреталий понтификов римских», необходимо ответить, и ответить сразу на все письма и речи такого рода (и некоторые иного вида, описанного нами в главе XIX этой части).

    Прежде всего, надо сказать, что мы не думаем, что они правы; мы намерены верить только тем из них, которые представляют мнение, которое мы поддержали в соответствии с Писанием; при этом всё, что мы отрицаем, мы отрицаем (с уважением к святым авторам) открыто. Но по поводу желания сделать заключение, в том числе относительно одного епископа Рима Иоанна XXII, что только ему и его коллегии кардиналов принадлежит власть устанавливать людей на должности церковные, доверять им мирские дела и прибыль, извлекаемую из таких обязанностей, необходимо ответить так:

    Если под «церковными должностями» понимать священные приказы и письмена, которые отпечатаны в душе способом габитуса, то такие должности, говорю я, могут быть доверены Богом только епископам или священникам, причём с помощью сана священников, а не через коллегию или отдельное лицо. 

    В это следует верить из - за необходимости Спасения, потому что так было определено Законом Божьим, а не потому, что это было установлено в «декреталиях» или в человеческих декретах. Однако, как мы говорили в главе XVII этой части, определение и назначение персон и признание их права занимать такую должность не должны происходить без власти преданного Христу законодателя или правителя, что мы показали выше и в главе XV первой части трактата.

    Если же, напротив, под церковными обязанностями понимать установление или назначение большинства или меньшинства священников и других вышеописанных официальных лиц, действующих в определённых местах для опеки душ либо для управления определённым народом, то тогда установление таких должностей или назначение кандидатов на эти должности, доверие им распределения мирских и церковных благ входят в компетенцию преданного Христу законодателя по методу, описанному в главе XVII настоящей части.

    В общем, в любом случае перечисленное не входит в компетенцию какого-либо одного епископа, так же как и в компетенцию коллегии священников, и все это не передается, кому бы то ни было по наследству, что мы показали в главах XVII и XXI этой части трактата.

    § 29. Касательно того, что нам противопоставляют на основе «декретов и декреталий» понтификов Рима, необходимо отметить, что декреты и декреталии такого рода, а также некоторые иные писания или схожие речи (не подобные тем, о которых мы говорили в XIX главе настоящей части) могли бы содержать указания и советы, причём порой полезные как для жизни в этом мире, так и в другом.

    Но поскольку они являются произведениями епископа Рима или даже его коллегии кардиналов, сотворенными без разрешения преданного Христу законодателя или правителя, они отличаются противоположностью форме таких документов, описанной в главе XXI настоящей части, не принуждающих никого за ошибки карой, особенно карой светской. Потому в них декретах и декреталиях были размещены тексты, созданные фарисеями или переписчиками, про которых Христос в главе VII Евангелия от Марка сказал:

    Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; по тщетпо чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И немного ниже: Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? По существу речь идёт о декреталиях и декретах, узурпирующих светские вещи.

    Ибо декреталии, как таковые не являются ни Божьими, ни человеческими законами, а лишь изложениями документов, которые во многих случаях являются олигархическими декретами. Потому авторы таких декреталий, создаваемых в противоположность указанной форме и за пределами указанной светской власти, добиваясь их соблюдения путём лживых слов.

    Принуждая угрозами вечного проклятья простых нарушителей или произнося богохульства, анафемы и другие проклятья устно или письменно в адрес любого несогласного, - должны быть телесно наказаны смертной казнью как заговорщики или виновники гражданского разъединения.

    Это наиболее опасный сорт преступного оскорбления императорского величества, потому он приводит к раздробленности, даже в том, что касается высшего принципата, и, следовательно, в любом случае к разрушению политического режима.



    Глава XXIX

    Опровержение взятых из Писания и цитируемых в главе III этой части утверждений, имеющих цель доказать, что принудительная юрисдикция относится к епископам и что высшая принудительная юрисдикция закреплена за епископом Рима как таковым/

    § 1. Относительно других, взятых из Писания и процитированных в главе III этой части трактата утверждений, которыми, похоже, можно доказать, что папа римский или любой другой епископ может быть судьёй в третьем смысле этого слова, судьёй над всеми клириками или над всеми людьми без исключений, причём без подчинения человеческому законодателю, но по непосредственному рукоположению Божьему, то на это необходимо ответить и прежде всего на утверждение, которое взято из главы XVI Евангелия от Матфея, где Христос говорит святому Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного и т. д.


    «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня!
    Я спасал их, а они ложь говорили на Меня» (Ос.7:13)

    Фактически этими словами Христос не дал ни святому Петру, ни любому другому апостолу никакой власти, кроме связанной с указанием по отпущению людям их грехов, что специально подчеркнул святой Бернард в послании «На рассмотрение Евгению» «О размышлении», книга I, глава V, которую мы цитировали выше в § 2 главы V этой части.

    По его мнению, подробно обсуждённому нами в главах VI и VII настоящей части трактата, полнота власти, которая была ему папе римскому доверена, не должна рассматриваться в ином смысле, нежели в том, о котором мы говорили в главе XXIII этой части. Вот почему, несмотря на процитированные слова, епископ Рима или любой другой епископ или священник не получили от Христа в лице апостола или апостолов власти или юрисдикции в этом мире над какими-либо клириками или мирянами, кем бы те ни были.

    Он Христос действительно сказал: И дам тебе ключи Царства Небесного, которое отличается от царства земного. Исходя из сути королевской власти такого рода, Христос на деле своим примером показывал, что любой апостол или их последователи - епископы или священники были отстранены от нее. Недаром в главе XII Евангелия от Луки им сказано: Кто поставил Меня судить или делить вас (в земных делах). То же самое он говорил и в других текстах евангелий, процитированных нами в главах IV и V данной части.

    Таким же или схожим образом нужно отвечать каноническим авторитетам, ссылающимся на главу XVIII Евангелия от Матфея и главу XX Евангелия от Иоанна, где Христос говорит апостолам: Кого бы вы не связали на земле и т. д., и те, кому ты отпускаешь грехи, и т. д. Потому что этими словами Христос доверил им апостолам и епископам лишь ту возможность, властвовать, о которой мы говорили, и тем способом, который мы описали.

    § 2. Что касается другого утверждения, опирающегося на слова из главы XI Евангелия от Матфея, когда Христос говорит: Все предано Мне Отцем Моим, необходимо ответить, что из них вовсе не следует, будто он заявляет: я передам власть над всеми апостолу или апостолам, как мы уже отмечали в главе IV данной части трактата.

    Мы никогда не задавались вопросом по этому поводу, никогда не спрашивали, какую власть или могущество Христос мог дать апостолу или апостолам и их последователям, но мы спрашивали: какую власть он хотел дать и дал в действительности и какую он им запретил советом или заповедями. Всё это было достаточно показано в главах IV, V и VI, так же как в главе IX этой части.

    Бернард прекрасно отразил эту точку зрения в своём послании «На рассмотрение Евгению», «О размышлении» книга III, глава первая, где он пишет так: «Ибо я не думаю, что он дал тебе все формы власти, но, скорее, (как мне кажется) только определённую форму; управление было доверено тебе (над миром), но обладание им тебе не было дано.

    Если ты упорствуешь, чтобы её захватить, Тот, кто говорит: «Мир и вся полнота, заключённая в нём, принадлежат Мне», противоречит тебе. Потому что ты не Тот, про кого пророк говорит: «И вся земля будет в Его владениях», поскольку речь идёт о Христе, отстаивающем себе право обладания им одновременно через право рождения и через заслугу искупления».

    И Бернард весьма кстати по этому поводу добавляет многочисленные ремарки, которые я не собираюсь цитировать по причине достаточности того, что уже сказано и чтобы быть кратким. Христос, следовательно, не передал всего, что было дано Ему без ограничений, одному или всем апостолам, но Он дал им только некоторое количество и определённым способом.

    Кроме того, согласно толкованиям всех святых этого текста, Христос хотел сказать, что этот дар был преподнесён Ему из-за Его божественного происхождения, поскольку он является Вечным Сыном Бога, что, однако, не может быть признано ни за одним из апостолов или их последователями. Вот почему эти слова Христа даже внешне не содержат ничего, что могло бы противоречить мнению, которое мы здесь поддержали.

    § 3. Но по поводу того, что было приведено из главы XXVIII ипоследней Евангелия от Матфея, когда Христос говорит:

    Дана Мне всякая власть па небе и па земле, необходимо ответить так, как мы уже отвечали на предыдущее утверждение. Потому что, даже допуская, что Он получил всю власть на земле в качестве человека, из сказанного вовсе не следует, что Он передал всю власть одному из апостолов или апостолам.

    Он им дал только власть, о которой говорилось в последней главе Евангелия от Матфея и в главе XX Евангелия от Иоанна, которые мы уже рассматривали в главах VI и VII этой части; потому что только ради этой власти Христос пришёл править. Недаром Иероним комментирует этот текст так: «Власть дана на земле и на небе, чтобы тот, кто правил ранее на Небесах, царствовал на земле верой верующих».

    § 4. Что касается заимствований из главы VIII Евангелия от Матфея и главы V Евангелия от Марка: И демоны его спросили, говоря и т. д., необходимо ответить, что этот текст не противопоставляется мнению, которое мы поддерживаем.

    Даже допуская невероятное: что Христос, будучи человеком, если бы Он этого пожелал, получил бы царствование и всю власть над всеми мирскими делами, - всё равно невозможно заключить, что Он передал апостолу или апостолам либо их последователям аналогичную власть.

    Напротив, Христос, скорее, своими действиями, чем словами, показал, чего им апостолам необходимо избегать: это обладания мирскими вещами и временной верховной властью; кроме того, им следует также избегать принудительной юрисдикции над кем-либо в этом мире или осуществлять судейство над кем-либо, как мы показали в IV и V главах этой части трактата и повторили в предыдущей главе.

    Даже если бы Христос иногда всё- таки пользовался такой властью, то это не было бы проделано им через человеческого правителя или судей, но свершилось бы способом чудесным, и, безусловно, только в редких случаях, на основании, скорее, божественной власти, нежели человеческой, как это произошло, когда он иссушил смоковницу, желая тем самым показать апостолам природу своей божественности, дабы сильнее закрепить их веру; или же он показал бы эту власть над какими-то лучшими вещами, скрытыми от человека, но известными ему, как свидетельствуют о подобном эпизоде Хрисостом Иоанн Златоуст и Иероним.


    «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на
    свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис.56:11)

    «Чтобы, - отмечает Иероним, - через убийство свиней появился благоприятный случай спасения людей». Вот почему Христос совсем не учил их апостолов творить чудеса, что подчёркивает Августин в работе «Слова Господа в Матфее», беседа 10, о чём мы уже писали в главе IV этой части трактата; Он Христос не хотел этого, дабы они священники не осуществляли власть в чужих судебных спорах и не порождали скандалы. Вот потому Он не проявлял власть в таких делах, показывающую всем, что он является настоящим Богом.

    § 5. Что касается утверждения, взятого из главы XXII Евангелия от Матфея, из главы XI Евангелия от Марка и из главы XIX Евангелия от Луки: Иисус отправил двух учеников, сказав им: Идите в деревню, которая перед вами, и вы найдёте там тотчас привязанную ослицу и т. д., видимо, необходимо ответить на него так же, как на предшествующее утверждение.

    Относительно же слов о двух мечах, приведенных в Евангелии от Луки, глава XXII, и о пастбищах для овец, процитированных в главе XXI Евангелия от Иоанна, то они совершенно не противоречат и не содержат чего-либо, что бы кардинально противоречило мнению, которое мы поддерживаем, что мы достаточно пространно показали в предыдущей главе.

    Ибо этими словами Христос не дал ни святому Петру, ни другому апостолу, ни кому-либо из их последователей принудительной юрисдикции в этом мире права судить, но Он дал им пастырские обязанности, что мы достаточно осветили в IX главе этой части трактата.

    § 6. То, что апостол Павел говорит в главе VI Первого Послания к Коринфянам: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? Это тоже не является противопоставлением мнению, которое мы поддерживаем, и не содержит в себе такого противопоставления.

    Данными словами Писания апостол не просто разговаривал резко со священниками, но в целом предупреждал всех людей Коринфа. То, что именно всем адресовано это послание, видно по приветствию, которое он им выразил. Они ссорились бы между собой из-за мирских или гражданских дел и представали бы одни и другие перед неверующими судьями. Потому апостол порицает их, советуя им назначать судей из своего круга, безусловно, не священников или епископов, но других верующих.

    Вот почему сразу после сказанного Апостол добавляет: Когда, однако, у вас имеются разногласия по какому-либо поводу в жизни, возьмите в судьи людей, которые не имеют никакого отношения к Церкви. Я говорю это к вагиему стыду. Так как среди вас нет ни одного умного человека, который мог бы провозгласить среди братьев. Но брат, выступает против брата, и это среди неверующих.

    Глоссы Августина, Амвросия и Григория, комментирующие эти высказывания апостола, утверждают следующее: «Когда, стало быть, у вас есть разногласия по какому-либо поводу этой жизни и т. д.»; «таким образом, он уже их осудил, потому что они защищают себя в суде перед неверующими, презирая верующих судей; таким образом, он упрекает их в выборе судей «не совсем подходящих», хотя и верующих, словно говоря: потому что вы должны судить.

    Вот почему он им говорит: «Когда, однако, у вас имеются разногласия по какому-либо поводу этой жизни». Потому что они не должны иметь этих разногласий и они должны, скорее, их презирать. Если, говорит он, «у вас имеются разногласия, назначьте в судьи того, кто «не совсем подходящий», т. е. не самого рассудительного и не образованного в Божественном Писании, но который пребывает в лоне церкви.

    Тем самым, он апостол как бы хотел сказать: именно так вы не поступаете. Апостол их осуждает, иронизирует над ними. А поскольку такое не должно применяться, он добавляет: «Я говорю это к вашему стыду или смущению», словно говоря им: я не приказываю вам, но я призываю вас, чтобы вы этого боялись; вы должны краснеть, потому что среди вас нет, кто был бы таким, т. е. умным человеком, дабы он мог судить среди братьев. В результате вам придется выбирать тупых судьями.

    Именно такими, скорее всего, будут те, кого вы изберёте, либо вы выберете неверующих судей, ибо мудрые среди вас отсутствуют. «Именно потому», сказал он, «что нет среди вас мудрых, но когда один из братьев выступает против своего брата» «в суде», что совсем плохо, к тому же «перед неверными судьями», что ещё хуже.

    Кроме того, текст апостола можно понять следующим образом: «Когда, однако, у вас в жизни имеются разногласия по какому-либо поводу», потому что апостол сказал, что они могут судить о таких вещах не совсем верно; потому он указывает на тех, кого следует выбирать, чтобы судить подобные вещи, а именно «людей, которые лишь отчасти относятся к церкви», потому что знатокам вероучения лучше посвятить себя делам духовным.

    Словно он хотел сказать: а поскольку всё равно надо судить, поступайте следующим образом: «Когда, однако, у вас имеются разногласия по какому-либо поводу в жизни, выбирайте в судьи людей, которые имеют малое отношение к Церкви». То есть нескольких мудрецов, которые, однако, имеют меньше заслуг в распространении вероучения; ибо апостолы, которые должны были проповедовать, имели очень мало свободного времени, чтобы заниматься такими делами.

    Итак, он хотел, чтобы мудрецы - верующие и святые - находились на своём месте, изучали бы подобные дела, но поскольку они были рассеяны, чтобы проповедовать Евангелие, их не следует отвлекать от этих задач, даже если бы они этого захотели.

    Христос мне свидетель, что лично я предпочёл бы некоторое число часов каждый день поработать руками, но иметь свободные часы, чтобы читать и молиться или, чтобы изучать божественные письмена, чем страдать от полного недоумения огромных водоворотов юридических дел, затрагивающих светские дела, или судить спорщиков, или вмешиваться в их спор.

    Он говорит: «утвердите в качестве судей тех, кто едва имеет отношение» или «я говорю это к вашему стыду», потому что люди, имеющие малое отношение к церкви, решают мирские споры, потому что им дана мудрость во внешних вещах. Что касается тех, кто обладает духовным даром, они не должны впутываться в мирские дела, чтобы не заниматься низшими благами, а служить благам высшим. Но, однако, при этом необходимо серьёзно озаботиться всем, чтобы те, кто блистают духовным даром, не пренебрегали совсем делами слабого ближнего; напротив, они должны доверить их тем, кто достоин, заниматься и занимается этим».


    «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои - законопреступники и сообщники
    воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сирот» (Ис.1:22-23)

    § 7. Необходимо, однако, осторожно относиться к этим высказываниям апостола и святых. Прежде всего по этим трудам представляется, что только конфликты между отдельными людьми по вопросам, не касающимся Священного Писания, являются мирскими, и потому требуется, чтобы суд был мирским.

    Апостол и святые, комментировавшие его слова в Писании, здесь говорят в общем смысле, не различая (и правильно) мирских и гражданских конфликтов, которые происходят между священниками или между священниками и мирянами и теми, что происходят только между мирянами.

    Подобные вещи, по определению апостола и святых, являются абсолютно мирскими. А что же папа римский, софист и узурпатор слов, тогда зовёт духовным, что он определяет таковым в действительности (я спрашиваю его об этом)? Неужели священник, нанося оскорбление своему брату-священнику словами или действием, совершает деяние гораздо более духовное, нежели если такое сделает мирянин?


    1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40     
















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (03.07.2016)
    Просмотров: 1126 | Рейтинг: 5.0/2