Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Марсилий Падуанский - Защитник мира. 11
    Затем одну главу я посвящу могуществу власти ключей, данной Иисусом своим апостолам и их последователям в сане епископов, чтобы были видны суть, объём и значение этой власти как относительно епископа римского, так и других. На практике невежество по данному вопросу являлось и является до сих пор источником многочисленных споров и наказуемой борьбы мнений в среде верующих христиан, о чём мы упомянули в первой главе этой части трактата.

    § 4. Продолжая углубляться в предмет нашего исследования, мы хотим показать, что Иисус согласно его цели и намерению, его слову и деянию понастоящему желал исключить для себя самого и для своих апостолов любую обязанность управления, господства или судебной юрисдикции в настоящем мире и сделал это.


    Весьма тяжела работа религиозный опиум раздавать!

    Несомненно, именно это мы наблюдаем в отрывке из главы XVIII «Евангелия от Иоанна». Когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом - наместником римского императора в Иудее, называвшего себя царём евреев, последний спросил Иисуса, говорил ли он, что является царём. И Иисус ответил на вопрос Пилата такими словами: Царство Мое не от мира сего, т. е. я пришёл не для того, чтобы управлять королевством или мирской властью, как управляют короли в этом мире.

    Иисус привёл тому доказательство очевидным знаком, сказав: Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям. По-видимому, Иисус имел в виду следующее: если бы он пришёл в этот мир для мирского и принудительного властвования, он бы имел для этого служителей, а именно для подчинения нарушителей, которых имеют другие цари; но у него нет таких служителей, что явственно видел сам Пилат.

    Далее глосса разъясняет: «Очевидно, что никто его не защищает». Именно это Иисус повторяет ещё раз, заключая: Но ныне Царство Мое не отсюда, т. е. Царство там, откуда я пришёл обучать».

    § 5. Цитируя эти евангельские истины, святые и учёные, и прежде всего комментировавший эти слова святой Августин, говорят: «Если бы он ответил на вопрос Пилата «нет», то показалось бы, что он ответил не столько евреям, сколько язычникам, которые думали это о нём. Но, ответив Пилату подробно, он ответил как евреям, так и язычникам соответственно, словно заявив:

    «Слушайте, евреи и язычники, я не препятствую вашему господству в этом мире. Что вы ещё хотите? Идите по вашей вере в царство не от мира сего. Хотя, что это за царство, кто верит в него?» Он пришёл в настоящее царство вовсе не подчинять кого-либо, а обучать и побуждать, ибо только через деяния веры и другие христианские добродетели потом достигают вечного царства. Тем более что два принуждающих господства над одной и той же массой людей, как мы показали это в главе XVII первой части, только мешают друг другу. Но, как говорит Августин, Иисус явился вовсе не для того, чтобы мешать такому господству.

    Недаром в другом отрывке той же главы «Евангелия от Иоанна» Пилатом сказано: Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? «Пилат, - отмечает Августин, - явно показывая, что Иисус предан суду за преступление, здесь словно бы говорит: если ты отрицаешь, что ты земной царь, то, что ты сделал, чтобы освободиться от меня?

    Ведь для того, кто является царём в царстве Небесном, нетрудно освободиться от суда, чтобы не быть наказанным». По мнению Августина, не было бы ничего удивительного в наказании Иисуса, если бы тот представлялся мирским царём, особенно перед людьми, не ведающими, что Он Бог. Но Он говорил, что Он не царь и что не претендует на господство над их царством, которое могло бы требовать принудительных мер к нему как нарушителю закона. Отсюда слова в той же главе «Евангелия от Иоанна»: От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?

    «Иисус отвечает Пилату, - пишет Теофилакт, - как будто он (т. е. Иисус) хочет сказать: «Если от себя ты говоришь это, представь доказательство моего мятежа, а если ты слышал это от других, тогда проведи обычное расследование». Однако Иисус, полагает Теофилакт, не мог так говорить, поскольку Пилат должен был провести обычное расследование по такому поводу.

    Возможно, автор хотел этим сказать, что Пилату не дано было права проводить подобное расследование, если только, по мнению его оппонентов, Он, Иисус, не был по праву, или не хотел быть подчинённым Пилату в юрисдикции и принудительном суде.

    § 6. Про эти слова: «Царство Мое не от мира сего» Хрисостом Иоанн Златоуст говорит: «Он не лишает мира своего провидения, своего расположения, но показывает, что его царство неиспорченное и нечеловеческое». Хотя любое царство, властвующее над кем-либо в этом мире, - человеческое и порочное. Больше того, в той же главе «Евангелия от Иоанна» есть слова: Пилат сказал Ему: итак ты Царь?

    Августин комментирует: «Не то чтобы он боялся признать себя царём, но, тщательно взвесив, он не отрицал, что стал царём, или, наоборот, утверждал, что стал таким царём, о королевстве которого думают, что оно не от мира сего. На деле же он сказал: ты заявляешь это, чтобы показать, что ты человек, состоящий из плоти, и ты говоришь по своей плоти». То есть речь идёт о господстве человека над мирскими, судебными и плотскими деяниями, в третьем значении термина мирской. Действительно, апостол в главе III «Первого Послания к Коринфянам» называл такие деяния плотскими.

    Итак, по нашему представлению, Иисус пришёл в этот мир не для того, чтобы установить над плотью мирское господство и принудительный суд, а чтобы установить в будущем духовное или Небесное Царство. Только о нём Он говорил и его всегда проповедовал, как это видно из буквального и скрытого смыслов текстов Евангелий. Потому мы очень часто читаем, что Он сказал: небесное царство похоже на и т. д., но очень редко находим высказывания о царстве мира сего.

    В крайнем случае, Он лишь учил пренебрегать последним. Обычно Иисус обещал даровать вознаграждение или наказание по заслугам и совершенным деяниям в Царстве Небесном. Однако Он никогда не обещал ничего подобного в этом мире. Если только речь не идёт о правителях мира сего, поскольку от них зависит установление справедливости, создания блага и распределения вознаграждений в своих царствах.

    На самом деле все те, кто был угоден Богу, должны будут пройти множество терзаний, как это написано в главе VIII «Юдифь». Но правители и судьи разных королевств мира сего, если они действуют по закону, наоборот, должны вершить справедливость, раздавать земные вознаграждения людям, соблюдающим законы, и земные наказания, творящим зло. Совершая противоположное, они грешат против человеческого и Божьего законов.

    § 7. Вернёмся к основному вопросу с помощью деяний и примера Христа. Мы читаем в «Евангелии от Иоанна»: Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился па гору одип. Ниже подстрочная глосса гласит: «Он спустится оттуда, чтобы вести народы, обучая их избегать богатства в мире, и молиться за противоположное состояние».


    «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе
    за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез.22:30)

    Конечно, очевидно, что Иисус избегал правления, чтобы своим примером не обучать нас подобному. Такое соображение подтверждает святой Августин, который пишет: «Верующие христиане являются его царством, и в скором времени будут искуплены кровью Христа. Но его царство будет заметным тогда, когда слава о его святости будет открыта после суда, свершённого над ним. Но с тех пор его ученики и толпы верующих в него будут полагать, что он пришёл, чтобы царствовать».

    Таким образом, святые, которые постигли учение веры и стали проводниками верующих к Царству Небесному, никогда не воспринимали царство Христа как правление и господство сверхчеловека в этом мире или как правосудие над мирскими деяниями и исполнение принудительного приговора в отношении нарушителей закона.

    «Это царство, - говорит Августин, - будет на самом деле очевидным после его суда в другом мире». И он Августин вновь повторяет, что полагать, подобно народам, т. е. простым людям, будто Иисус господствовал когда- то, значит овладеть им, т. е. применить к нему силу и создать о нём Христе неподобающее мнение. Ниже Хрисостом говорит: «И прорицатель (т. е. Иисус) уже был среди них, и они хотели его возвести на трон короля... Но Иисус избежал этого, уча нас пренебрегать мирскими должностями».

    § 8. То же самое вполне очевидно показывают слова и пример Иисуса в отрывке из главы XII «Еваигелия от Луки»: Некто из парода сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы on разделил со мпой паследство. On же сказал человеку тому: Кто поставил Мепя судить или делить вас? Тем самым Он как бы сказал: «Я пришёл не затем, чтобы нести эту обязанность, а именно судить мирские споры; наоборот, это, без всяких сомнений, является прямой обязанностью правителей и мирских судей».

    И хотя приведённый отрывок из Евангелия воистину обосновывает наш тезис больше, чем глоссы святых, потому что последние не придерживаются буквального смысла, о котором мы говорили, а более склоняются к аллегорическому или скрытому смыслу. Тем не менее, мы ввели эти глоссы в дискуссию для полного подтверждения нашего тезиса, дабы не было сказано, что мы представили Писание в дерзкой манере.

    Так, святой Амвросий, комментируя слова Христа, говорит: «С полным основанием Он, который спустился для божественных дел, будучи судьей их заслуг, отказывается от рассмотрения земных дел и не желает стать судьей мирских тяжб и распорядителем богатств живых и мертвых».

    И чуть ниже он добавляет: «Таким образом, не без основания был запутан брат, желавший, чтобы распределитель небесных благ занялся благами земными». А вот что полагает святой Амвросий об обязанности Христа в этом мире: «Последний, - говорит он, - на полном основании отказывается от земных дел», т. е. от установления справедливости в делах судебных, поскольку Христос «спустился для божественных дел», а именно для обучения и управления делами духовными.

    Этим, скажу я, Он обозначил свою обязанность и обязанность последователей - распределять небесные и духовные блага, о которых тот же Амвросий говорил в своей глоссе к «Первому Посланию к Коринфянам», глава IX, процитированной нами в главе II этой части трактата, когда речь шла о третьем значении слова духовный.

    § 9. А сейчас нам остаётся показать, что Иисус не только сам отказался от правления, т. е. от принудительного суда в этом мире, но также дал пример для подражания своим апостолам, ученикам и последователям. Он словами и делами убеждал, что все люди, как священники, так и несвященники, тоже должны быть подчинены принудительному суду мирского правителя.

    В частности, Иисус показал это в отношении ценностей в тексте из главы XXII «Евапгелия от Матфея». Когда евреи его спросили: Итак, скажи пам: как Тебе кажется? Позволительпо ли давать, подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

    Ниже в подстрочной глоссе уточняется: «то есть дань и деньги». А про Его слова: Чье это изображепие и падпись? Амвросий пишет: «Как Цезарь требует своего изображения на монетах, так Бог требует, чтобы в душе отпечатался его образ». Обратите внимание, что Иисус пришёл в этот мир требовать.

    Хрисостом, со своей стороны, говорит так: «Что касается тебя, слыша его речь: отдавайте кесарево кесарю, знай, что он говорит только о делах, которые не вредят ни в чём почитанию, ибо, если это был такой случай, дань вручалась бы не Цезарю, а дьяволу». Вот почему мы должны подчиняться Цезарю во всех делах, если только это не противоречит Божьему культу или заповеди.

    Итак, Иисус желал, чтобы мы стали подчиняться в ценностях мирскому правителю. Таково же мнение святого Амвросия, опирающегося на это указание Христа, ибо в своём послании против императора Валентиниана, названном «К пароду», он говорит: «Мы отдаём Цезарю то, что принадлежит Цезарю, а Богу, что принадлежит Богу. Дань - Цезарю, и это не отрицается».

    § 10. Мы докажем то же самое, процитировав главу XVII из «Евангелия от Матфея», где изложено следующее: Подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш, не даст ли дидрахмы? И затем чуть ниже добавлено, что Иисус говорит Петру: Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя.

    Причём Господь не сказал: И отдай это им, а сказал: отдай им за Меня и за себя. Иероним говорит об этом отрывке так: «Наш Бог был по плоти и разуму сыном царя, зачатым от семени Давида и от слова Бога Всемогущего; итак, поскольку он был сын царя, он не должен был платить дани». И дальше добавляет: «Хотя он был освобождён, потому что он взял на себя телесную приниженность и должен был соответствовать любой справедливости».

    Ориген, подтверждая мнение Евангелиста Матфея, со своей стороны о словах Христа говорит: «Дабы не создавать скандала впоследствии. Их (слова Христа) нужно понимать, что так часто и неожиданно происходит с людьми, которые незаконно овладевают чужими земными благами. Тогда цари мира сего посылают людей, чтобы требовать от нас то, что принадлежит им.


    «Язык их - убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно,
    а в сердце своем строят ему ковы. Неужели Я не накажу их за это?» (Иер.9:8-9)

    И своим примером Господь запретил противиться этому, даже людям такого сорта, чтобы они не грешили больше и чтобы они могли быть спасены. Потому Сын Божий, который имел внешность раба, в которую он облачился из-за любви к человеку, но не являлся им царям подданным, отдал дань и поземельный оброк».

    После таких слов, сказанных в Евангелии, возможно ли, чтобы епископы и священники были бы освобождены от дани и вообще от юрисдикции правителей, в то время как Иисус и Пётр, являющиеся примером для нас, заплатили такую дань? И хотя Иисусу, царского происхождения по плоти, возможно, и ненадлежало делать это, даже Пётр, далеко не царского происхождения, не только не имел оснований на такое исключение, но даже не хотел им обладать.

    А если бы Иисус полагал, что его последователям в священническом сане не подобает отдавать дань, что лишь мирские собственники должны быть подчинены правителям мира сего, то Он смог бы, не подавая плохого примера, т. е., не противясь юрисдикции правителей, указать на это по-иному, например, несколько иначе отнестись к сборщикам дани, не признать их полномочий или требовать для себя другого налога, либо каким - то иным образом проявить свой особый статус. Но Он даже не подумал так делать.

    Более того, Он пожелал заплатить, привлекая к участию в этом из всех апостолов лишь Петра, который, как мы ещё скажем в главе XVI второй части трактата, должен был стать главным учителем и пастырем церкви, хотя в подобном случае кто-нибудь другой на месте Петра отказался бы платить.

    §11. Процитированный нами отрывок из главы XVII «Евангелия от Матфея» святой Амвросий интерпретирует так же, как в послании «О передаче базилик»: «Он не возражает против требования правителя об уплате дани; ведь с земель, принадлежащих церкви, её платят». И чуть ниже Амвросий уточняет: «Мы отдаем Цезарю то, что принадлежит Цезарю и Богу; но то, что принадлежит только Богу, на дань Цезарю не распространяется».

    Своё отношение к смыслу процитированного выше отрывка Писания святой Бернард более точно выразил в «Послании к архиепископу Разумному», где он говорит следующим образом: «Это именно то, что совершают первые (те, кто требует, чтобы подданные восставали против тех, кто находится во главе их), Иисус повелел и действовал по-иному.

    Отдайте, говорит он, Кесарю кесарево, а Богу Богово. Это то, что было сказано им, и он вскоре позаботился исполнить сказанное. Исполнитель не поколебался вручить Цезарю дань. В данном случае нам был предоставлен пример для подражания. Иначе он не показал бы уважения, оказываемого Божьему ставленнику, он, кто всегда заботился об уважении власти мира сего».

    Мы должны обратить внимание на сказанное святым Бернардом, а именно, что Иисус, позаботившись об уплате дани мирским властям, тем самым оказал им должное уважение, причём не из-за страха, поскольку подобная дань, как мы это ещё продемонстрируем в следующей главе с помощью слов апостола из главы XIII «Послания к Римлянам» и мнений об этом отрывке в глоссах святых и учёных, была для него не обязательна.

    Хотя, возможно, это не такой налог, который платится повсюду, а что-то вроде дорожных пошлин, не уплачиваемых коренными жителями. Но охранники и сборщики налогов нередко не считаются с этим, незаконно требуя уплаты подобных налогов от местных жителей или простых туземцев, каковыми являлись апостолы. Поэтому, соглашаясь с Оригеном, который, думаю, лучше, чем Иероним, понял точку зрения, высказанную Евангелистом, я обращаю внимание на то, что кажется обычным, а иногда даже устанавливается с всеобщего согласия в королевствах, особенно в Иудее, когда жители и туземцы не платят дорожные налоги, а платят их там только иностранцы.

    Недаром Иисус говорит Петру: Цари на земле, от которых они получают подати, и т. д. Здесь под податью Он обозначает этот самый дорожный налог, который взимали сборщики двух драхм. Однако, говоря о подати в общем смысле, когда под этим термином понимаются любые виды налогов, Иисус не уточнил, что сыновья земли, т. е. туземцы, не должны были этого делать. Скорее всего, именно по поводу этого налога Он, не делая исключений, сказал:

    Отдайте Кесарю кесарево, а Богу Божье, апостол Павел тоже выразил согласие с Иисусом, когда он в главе XIII «Послания к Римлянам» заявил: Для сего вы и подати платите (правителям); ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Под сыновьями земли Иисус понимает сыновей царства, т. е. людей, родившихся в нём и выходцев из него, но никак не сыновей царей по роду; чтобы эти слова не показались сказанными для себя и для Петра, который, как известно, не был сыном царя, о чём говорил Иероним.

    Кроме того, если Иисус по плоти был выходцем из рода Давида, среди евреев тоже находились таковые, но, без сомнения, таковым не был Пётр. А поскольку подать была требуема не Давидом и не кем-то из его рода, а царём, Иисус совсем не случайно сказал: Цари земли и т. д. Сыны земли в этом случае не являются исключением. Ничего не сказав о Царе Небесном, Иисус, конечно, не имел в виду ни себя, ни Петра, который не был сыном царя ни по плоти, ни по духу.

    Впрочем, почему Иисус поставил этот вопрос? Ведь для всех очевидно, что сыновья царя не платят подать своим родителям по роду. И комментарий Иерони-ма не соответствует Писанию, равно как и комментарий Оригена. Скорее всего, Иисус хотел приведёнными выше словами подчеркнуть, что платить подать, даже несправедливую, в некотором месте и в какое-то время всё равно необходимо.

    И Он наставлял, чтобы апостолы и их последователи платили подати, нежели боролись с правителями из-за таких вещей. Такова на самом деле была справедливая суть этого совета, исполнять который Иисус хотел обучить последователей и который Он сам исполнил в послушании плоти своей, в которую Он себя заключил. Именно потому он наставил апостола собственным.

    § 12. Кроме того, Иисус не только показал своё отношение кимуществу, но ещё раз продемонстрировал необходимость подчинения принудительной юрисдикции мирского правителя. Причём продемонстрировал на самом себе, собственной самодисциплиной, хотя касательно самого себя или персоны иного царя любой другой правитель не смог бы проявить такое достаточно строго. Потому древний римский законодатель называет такую юрисдикцию merum Imperium (основная юрисдикция).


    «Все они - упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, - все они развратители...
    отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их
    » (Иер.6:28-30)

    Это можно понять, прочитав главу XXVII «Евангелия от Матфея». Действительно, по соответствующему отрывку можно видеть, что Иисус сам позволил схватить себя и предать суду Пилата, наместника Римского императора. Он пострадал, будучи осуждённым и преданным смертной казни Пилатом как судьей принудительной власти, но Иисус не протестовал против него (Пилата) как человека, не являющегося судьёй, хотя Он Иисус мог сказать, что испытал несправедливое решение.

    Конечно, если пожелал, Он сумел бы испытать такое решение и такую смертную казнь от рук священников, за то, что неподобающе учил своих будущих последователей подчиняться мирским правителям и быть судимыми ими. Поскольку такое мнение высказывается с большим настоянием в главе XIX «Евангелия от Иоанна», я только добавлю к тому, что там написано.

    Итак, когда Иисус был приведён к Пилату, наместнику Цезаря в качестве его последнего судьи, и был обвинён в том, что назвал себя царем Евреев и Сыном Божьим. Пилат его спросил: Откуда ты? Иисус ему ничего не ответил. Тогда Пилат сказал ему следующие слова. Цитируем: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли ты, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

    Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой ела-сти, если бы не было дано тебе свыше. Таким образом, Иисус не сказал, что Пилат вообще не имел власти судить и исполнять свой приговор, не сказал следующего: тебе это по праву не принадлежит, более того, ты совершаешь это в силу своей фактической власти. Иисус лишь указал, что Пилат имел такую власть свыше. Каким образом он получил её свыше?

    Августин отвечает: «Изучим же, что Он (Иисус) сказал и чему обучил апостола (Павла) в «Послании к Римлянам», глава XIII. Что власть (т. е. право юрисдикции) Он имеет от Бога (хотя здесь находит худшее применение из того, что делают). Выходит, что грешит больше тот, кто по озлобленности выдал власти невиновного для его убийства, но не грешит властью тот, кто убивает этого человека из-за боязни власти высшей. Бог же наделил его (Пилата) такой властью тем, что он был утверждён приказом Цезаря».

    Итак, принудительная юридическая власть Пилата над персоной Христа происходит от Бога, как ему открыто заявил Иисус. Это подтверждали Августин и Бернард, который, говоря о власти Пилата и используя для этого соответствующий отрывок из Писания, отметил в своём «Послании к архиепископу Разумному»:

    «Иисус, как он говорил, признаёт также, что власть римского правителя над ним дана свыше». Но, если принудительная юридическая власть Пилата над Христом исходит от Бога, зачем ему Христу ещё было подвергать себя испытаниям мирскими и плотскими благами, если только он обладал ими, или мог иметь их? А затем, дабы показать всем, что коль такая власть осуществилась над личностью Христа и над его мирскими ценностями, то, конечно, она применима к персонам и ценностям всех его апостолов и их последователей, всех епископов или священников.

    Подобное было доказано не только словами Христа, но и подтверждено его деяниями. Основное изречение на этот счёт было произнесено в адрес Иисуса самим Пилатом, восседающим во главе суда и отдавшим приказ об исполнении приговора. В «Евангелии от Иоанна» есть такие слова: Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище; и там же ниже добавлено:

    Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. А вот мнение апостола Павла о Христе, высказанное в главе III «Послапия к Галатам»: Но когда пришла полпота времепи, Бог послал Сыпа Своего (Едипородпого), Который родился от жепы, подчипился закону, т. е. подчинился суждению того, кто имел власть судить и указывать согласно закону и кто, тем не менее, не был, ни епископом, ни священником.

    § 13. Когда Иисус добровольно пожелал отказаться от владения принудительной судебной властью, он тем самым, скорее всего, разделил своих апостолов, направил одних против других, своих против чужих. Не случайно мы находим соответствующий отрывок в и Евангелии от Матфея, глава XX, и «Евангелии от Луки», глава XXII: И был спор между ними (апостолами), кто из них должен почитаться большим.

    Он же сказал им: цари господствуют над народами и т. д. А вы не так: но кто из вас больше, будь, как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо, кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий. В «Евангелии от Матфея» формулировка такова: Иисус же, подозвав их, сказал:

    Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. 

    Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы послужить. То есть Иисус хотел служить мирскому правителю, а не господствовать и возглавлять; ибо в духовной службе он был главным, хотя и не был рабом среди апостолов. Ориген по этому поводу говорит: «Вы знаете, что правители-язычники их порабощают, т. е. довольствуются не только правлением над своими подданными; они прилагают усилия, чтобы господствовать над ними силой (принудительной властью).

    Но те, кто среди вас, - мои, не станут таковыми; ибо дела ваши плотские основаны на необходимости и делах духовных, так же как и те, кто является духовными правителями (т. е. прелатами); правление должно основываться на любви, а не на страхе». Хрисостом в свою очередь произносит такие слова:

    «Правители мира сего существуют, чтобы управлять теми, кто стоит ниже их, чтобы поработить их и грабить (понимается: если они провинились), и использовать их до смерти для собственного интереса (т. е. интересов правителей) и славы. Что касается правителей церкви (т. е. прелатов), то они существуют, чтобы служить своим подданным и снабжать их всем тем, что они получили от Христа; таким образом, они пренебрегают своими интересами и служат интересу своих подданных, и не отказываются умереть во спасение обездоленных.

    Итак, нет ни справедливого, ни полезного в том, чтобы добиваться высшего сана в церкви. Ибо, какой мудрый человек желает подчинить себя самого такому порабощению и такой опасности, как нести ответственность за всю церковь? Самым большим может быть тот, кто вовсе не боится суда Божьего, злоупотребляя высшим церковным саном в столетие таким образом, что он искажает это в пользу высшего сана в мире».


    «Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою,
    и Я поражу его мечом в земле его» (Ис.37:7)

    Что толкает священников вмешиваться в мирские принудительные судебные дела? Хотя они не должны господствовать в мирской жизни, а наоборот, служить по примеру Христа и по Его завету. Иероним пишет: «Наконец, Он (Иисус) служит примером, чтобы они (апостолы) не пренебрегали его словами (понимается: словами Христа); пока же они краснеют только от своих деяний (т. е. от мирских дел)».

    А Ориген об этом отрывке говорит так: «И отдать свою душу для искупления многих. Итак, правители церкви должны подражать Христу, доступному, говорящему с женщинами, благословляющему детей, моющему ноги своим ученикам, чтобы они делали также их братьям. Мы же таковы (он говорит о прелатах своего времени), что, кажется, либо мы превосходим гордыню правителей мира, либо не понимаем себя, либо пренебрегаем повелением Христа и требуем совсем как короли...».

    Но, если прелаты поступают указанным образом, пренебрегают повелением Христа и игнорируют его, мы должны сначала усовестить их, а это именно то, что мы будем делать в данном трактате, показывая, какой тип власти им подобает. Затем, если они будут пренебрегать нашим уведомлением, необходимо сделать так, чтобы правители мира сего из опасения, чтобы прелаты не испортили нравы других, оказали им прелатам услугу и обязали их исправиться.


    1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 40     






















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (03.07.2016)
    Просмотров: 272 | Рейтинг: 5.0/2