Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Марсилий Падуанский - Защитник мира. 18

    Глава XII

    О различии некоторых терминов, необходимых для решения вопросов, относящихся к положению крайней бедности

    § 1. Таким образом, мы в образной форме показали, что Иисус и его странствующие апостолы относились с уважением к состоянию бедности и покорности, обучали ему; и верующие, конечно, тоже должны придерживаться такого учение или совета Христа и его апостолов, ибо это необходимо, дабы заслужить потустороннюю жизнь. Потому потребность исследования понятия, вида и степени их Христа и апостолов бедности, кажется, напрашивается сама по себе. Особенно оно необходимо тем, кто хочет жить по их примеру, т. е. странствующим образом.

    § 2. Проводя такого рода исследование, нам сначала необходимо выяснить, что значит быть богатым и, опираясь на это понимание, надо определить, что есть бедность или каково быть бедным, установить формы бедности. Иногда, кажется, что эти термины богатство и бедность соотносятся между собой словно потенциал и недостаток, а иногда выглядят как противоположности.


    «Не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их» (Прит.24:1-2)

    Затем мы уточним различия между разными смыслами этих терминов и добавим их описания, чтобы, если существует совершенный порядок этих форм и одна из форм бедности является похвальной, мы смогли сказать, какая из них, по нашему мнению, выступает высшей и первоначальной.

    Обычно мы считаем богатым человека, который обладает правомерной и законной властью собственности или, иначе, обладает мирскими благами, называемыми богатством, как индивидуальны ми, так и общими, а иногда обоими видами вместе. И наоборот, мы называем бедным того, кто лишён таких благ.

    Но чтобы теория, которую мы хотим развить, не стала двусмысленной из- за различий в употреблении этих, уже упомянутых терминов, которые нужны нам для нашего предположения, мы сначала рассмотрим разницу в их значениях или видах. Речь пойдёт о следующих терминах: право, собственность, личная и общая собственность, богатый и бедный.

    § 3. Начнём мы с различия значений понятия право это необходимо нам, чтобы на деле различать и определять другие понятия, а не наоборот. В одном из своих значений «право» охватывает закон, взятый в третьем и последнем значении этого термина, такой, какой мы допустили в главе X первой части трактата.

    Существует два вида закона: человеческий и Божий, которые, как мы отмечали выше, согласно времени и обстоятельствам получают последнее значение закона. О сути и качестве этих законов, об их различиях и согласованности мы достаточно говорили в главах VIII и IX этой части трактата.

    Теперь мы собираемся продолжить сказанное. Но сначала установим схожесть таких законов: один и другой являются предписаниями или ещё запретами или разрешениями для деяний, происходящих от воздействия человеческого разума. Они человеческий и Божий законы различаются тем, что предписание первого носит принудительный характер в этом мире и предназначено для тех, кто его предписание обходит. Что касается второго, т. е. Божьего закона, то он никоим образом не является таковым и действует только ради потустороннего мира.

    При этом любое предписание трактуется в двух значениях: 1 ) в активном, когда оно понимается как действии того, кто предписывает. В таком значении мы по обыкновению говорим: предписание есть определённое волеизъявление того, кто приказывает, например, короля или правителя;

    2) в пассивном значении предписание обозначает желаемое в действии того, кому оно предназначено; в этом смысле мы обычно говорим, что раб исполнил приказание хозяина, но не в том смысле, что он применил правомочия хозяина предписывать или приказывать, а потому, что раб сделал то, что хозяин захотел достичь путём своего приказа. 

    Поэтому, если термин предписание относится к тому, кто предписывает, такое предписание является не чем иным, как действием самого приказа; а если предписание относится к тому, кто ему подчиняется, оно является желаемым через исполнение приказа другим лицом, т. е. предписанием пассивным.Итак, предписание в активном значении этого термина обозначает приказ или декрет законодателя позитивного и негативного содержания, разнообразного в части наказаний для того, кто его нарушает.

    В современном значении он, тем не менее, чаще берется в прямо позитивном значении, ибо разрешающий декрет не применяется с именем нарицательным, а учитывает в своём обозначении общий смысл приказания; тогда как запрещающий декрет имеет имя нарицательное: оно обозначается, как запрет.

    Я называю разрешающим декретом приказ исполнять что-либо; а негативным декретом, наоборот, приказ не делать чего-то. Если это разрешающий декрет, разнообразный по наказанию для того, кто его нарушает, он называется предписанием (praeceptum); в то время как запрещающий декрет, тоже разнообразный по наказанию, называется запретом (prohibitum). Запрет, так же как и приказ, имеет два значения: активное и пассивное. Эти два требования, разнообразные по применяемым наказаниям, выражены чаще всего в форме законов или под другой подобной ему специфической формой.

    Но существует ещё иное распространённое толкование приказа или запрещения (запрета): когда приказ берётся в широком значении Божьего Закона подобно запрету; т. е. он понимается только в значении декрета, разрешающего или запрещающего, разнообразного по вечному наказанию.

    В этом значении его применение привычно у теологов, которые говорят, что приказы необходимы для спасения, т. е. их нужно соблюдать по любой необходимости, дабы спастись в ином мире. Отсюда такие слова в главе XVIII Евангелия от Луки: Если ты хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.

    § 4. Существуют и другие положения, как разрешающие, так и запрещающие, выраженные или только предполагаемые в законах, касающиеся одного и того же деяния или разных деяний. Эти положения не разнообразны по наказанию того, кто совершает деяние или не делает его, как, например, дозволение совершать или не совершать акт дарения или поступать аналогичным образом в других случаях. Такие положения, попросту говоря, называются позволительными законами, хотя слово позволительный в своём общем значении охватывает иногда самые разные уставы с разнообразными наказаниями.

    Действительно, то, что закон указывает делать, это разрешено совершать, но не наоборот; также то, что закон запрещает совершать, это делать непозволительно. Кроме того, некоторые из этих разрешённых деяний, - этот термин взят в прямом смысле, - т. е. деяний, не являющихся разнообразными по уголовному наказанию, достойны награды перед Законом Божьим и называются советами другие, не достойные никоим образом похвалы, тем не менее, определены «разрешёнными» в полном значении этого термина. Взятые в прямом значении, они выражаются двумя способами: активным и пассивным, как запреты и дозволения.


    «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена
    была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр.17:5-6)

    Однако для большинства людей их деяния из-за своего огромного количества не отражаются определённым способом в человеческих законах, и потому одна их общая постановка является достаточной. Практически то, что не предписано или не запрещено законом, понимается как позволенное законодателем.

    Итак, предписание, нормативно существующее в своём прямом смысле, является разрешающим декретом, разнообразным по уголовному наказанию для нарушителей; запрет, взятый в прямом смысле, есть запрещающее положение, разнообразное по уголовному наказанию. Наконец, положение законодателя, не разнообразное в части уголовного наказания, называется позволением, взятым в прямом смысле. Отныне мы будем применять эти термины соответственно их обозначениям, т. е. в соответствии с их прямыми значениями.

    § 5. Таким образом, можно понять, что означает термин дозволенный законом: любое деяние, совершённое соответственно предписанию или дозволению, имеющемуся в законе, или любое деяние, не совершённое соответственно запрету, имеющемуся в законе, если оно было произведено законным путём или было упущено для совершения, вправе называться законным; его же термина противоположность, или антоним, - недозволенным законом.

    § 6. Таким образом, мы можем видеть суть того, что мы по обыкновению называем законный (fas). Слово «законный» в своем первом значении представляет собой то же самое, что «дозволенный законом»; оба термина почти заменимы. Но во втором значении термин законный (fas) отсылает нас к случаям, когда законодатель в благоразумных пределах соглашается рассматривать что-то как позволительное, хотя в целом такое деяние может быть запрещённым соответственно правилу.

    Следовательно, иногда разрешается перейти чужое поле или пользоваться чужим благом без определённого согласия его обладателя. Подобное не является правом (jus) относительно общего правила, отвечающего одному из значений этого термина.

    Действительно, по общему правилу пользование чужим добром запрещено; тем не менее, иногда это можно законно (fas) совершать, в частности в случае, когда обладатель имущества добровольно согласится на такое или даже когда он определённо не согласен; в последних случаях иной раз необходимо прибегнуть к справедливости (epieikeia). Таким образом, «право» в одном из своих значений равнозначно закону Божьему или человеческому и представляет собой предписание - запрет или позволение согласно этим законам.

    § 7. Относительно чисто человеческого права существует также другое его деление: на естественное (naturel) и гражданское (civil). По Аристотелю, трактат «О справедливости», книга IV труда «Этика», естественное право определяется как декрет законодателя, содержание которого почти все люди согласны почтительно рассматривать и соблюдать, как то: поклоняться Богу, уважать своих родителей, быть обязанными им, обучать своих детей до определённого возраста, не причинять никому вреда, отклонять несправедливость дозволенным путём и другое тому подобное, хотя они представления о соответствующих правилах зависят от образования людей.

    Эти права называются естественными, потому что они рассматриваются по аналогии как дозволенные или как их недозволенные противоположности во всех странах, подобно действиям естественных явлений, лишённых какого-либо умысла и допускаемых всеми, как, например, «огонь», который «горит здесь» так же, как «у персов».

    § 8. Тем не менее, некоторые называют естественным правом декрет справедливого основания всех практических действий и приравнивают его к Божественному праву таким образом получается, что любое деяние, совершённое в соответствии с Божьим Законом и советом справедливого основания, является дозволенным, и дозволенным абсолютно, или, наоборот, абсолютно недозволенным.

    Однако тогда любое деяние, совершённое в соответствии с человеческими законами, тоже станет недозволенным, ибо в некоторых случаях такие законы отходят в сторону от справедливого основания. Потому термин естественный здесь и выше применён двусмысленно, ибо большинство вещей согласованы с Декретом справедливого основания, но не признаны достойными повсюду всеми народами, в то время как те, которые ныне не признаны никем, могут оказаться достойными впоследствии.

    Таким же образом существует несколько предписаний, запретов или позволений, соответствующих Божьему Закону, но не соответствующих в этом отношении человеческому закону; так, как это обстоятельство известно, почти всем, я, чтобы быть кратким, не буду приводить примеры.

    § 9. Поэтому некоторые вещи считаются дозволенными согласно человеческим законам и не являются таковыми по Божьему Закону, и наоборот. Тем не менее, в тех случаях, когда оба закона не совпадают в своих предписаниях, запретах и позволениях, окончательное определение дозволенного и недозволенного, безусловно, должно происходить согласно Божьему Закону, нежели человеческому.

    § 10. И. Во втором своём значении «право» означает любое человеческое деяние, любую власть или любой потенциал, поскольку деяние и власть основываются на добровольности, будь они внутренними или внешними, присущими или переходными, т. е. относящимися к некой внешней вещи или к чему-либо в ней.

    Такое право включает в себя право приобретения и использования вещи, факты владения ею, её сбережения или обмена и другие тому подобные действия относительно этой вещи при условии, что они согласованы с правом в первом значении этого термина. Однако то, что составляет право пользования вещью, помимо других дозволений относительно неё представляется известным через науку гражданского права.

    В таком смысле мы по обыкновению говорим: это чьё-либо право желать или использовать вещь в соответствии с правом, взятым в первом значении. Потому такое использование или такое желание называется правом, ибо оно соответствует праву как декрету, дозволяющему его использование. Недаром, например, колонна будет обозначаться правой или левой, если она будет находиться с правой или левой стороны от человека.


    «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
    И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор.3:19-20)

    Итак, право во втором значении является не чем иным, как тем, что желаемо под формой предписания, запрета или позволения со стороны законодателя, в активном значении этих терминов. Именно это мы обозначали ранее как предписание, запрет или дозволение в пассивном значении, именно это также мы ранее обозначали как дозволенное.

    § 11. III. В третьем значении «право» обозначает приговор тех, кто судит по закону, если этот судебный приговор вынесен согласно праву в первом значении этого термина. В этом смысле принято говорить: судья или правитель свершил и восстановил справедливость в отношении кого-либо, когда он приговорил его к наказанию или простил на законном основании.

    § 12. IV. В четвёртом значении «право» обозначает деяние или потенциал особой юриспруденции; в этом смысле мы говорим, что тот, кто хочет равного эквивалента при обмене или пропорциональности в распределении благ, желает правого и справедливого.

    § 13. Очень важным в данном вопросе будет различие форм или значений собственности (dominium). Собственность, взятая в точном значении, обозначает основную способность отстаивать своё право на приобретённое имущество по праву, взятому в первом значении. Эта способность, скажу я, относится к тому, кто знает, что он владеет данным имуществом, согласен на это и желает этого. Потому никому другому не будет дозволено располагать этим имуществом без определённого согласия владельца.

    Такая способность есть не что иное, как действительное и обычное желание быть обладателем приобретённой вещи. Как мы говорили, такая способность называется правом человека, поскольку она соответствует праву в первом значении, согласно которому мы обозначили в один момент некую колонну как правую или левую, когда она находится в рассматриваемом положении относительно близко к правой или левой стороне человека.

    § 14. И, кроме того, этот термин собственность более обобщенно обозначает способность, о которой мы только что говорили, т. е. он относится только к имуществу, будь то право владения или право пользования или эти два момента вместе и одновременно.

    § 15. III. Нередко такой термин ещё обозначает только что названную способность некоего владельца, но не ведающего, что он им является, и потому не возражающего против своего права владения вещью и не отказывающегося от него; в этом значении ребёнок, отсутствующий человек или кто бы, то, ни был, не ведающий, что он является владельцем, тем не менее, имеет способность быть таковым.

    Он может приобрести некое имущество или его часть с правом собственности и способностью отстаивать такое право напрямую в споре с кем-либо, кто захватывает имущество или только желает им овладеть, самолично или посредством кого-либо другого, перед лицом судьи, наделённого принудительной властью.

    Однако это называется способностью кого-либо лишь тогда, когда он не возражает определенно против собственности, т. е. своего обладания вещью; ибо тот, кто определённо возражает, или отказывается от имущества, или от его части, не приобретает ни права собственности на такое имущество, ни права на его отстаивание в суде. 

    Действительно, каждый может дозволенным образом по человеческим законам отказаться от права собственности, которое было признано за ним, и никто не принуждается в силу какого-либо закона против своей воли извлекать выгоду из этого права. Особенно если формы собственности, названные ранее, законны, т. е. они пригодны быть таковыми через указание закона или законодателя и по выбору людей.

    § 16. IV. Этот термин dominium (собственность) означает также желание или свободу человека, связанную с его природной возможностью действовать или приводить в движение свои органы без каких-либо помех. Благодаря такой возможности мы способны выполнять некоторые поступки или противоположные им действия. Поэтому мы говорим о человеке, что из всех живых существ только он обладает мастерством совершения этих действий; это мастерство свойственно человеку по природе, и оно не приобретается через действие желания или решения.

    § 17. Теперь мы должны разобрать несколько значений термина владение. I. В самом общем смысле он обозначает то же самое, что и собственность в первом, втором и третьем значениях. То есть он означает отношение кого-либо к мирской собственности, обладающего ею каким-либо способом или желающего ею обладать, как это было указано нами при определении двух первых значений термина собственность. Именно в этом смысле о ней сказано в главе XIII книги Бытие: И был Авраам очень богат скотом, золотом и серебром и в главе XVII той же книги: И дам тебе Аврааму и потомкам всю землю Ханаанскую во владение вечное.

    § 18. II. Во втором, более узком значении владение означает собственность, о которой мы только что упоминали, связанную с реальным материальным использованием некой вещи или правом на неё в прошлом или настоящем; особенно часто это значение применяется в области гражданского права.

    § 19. III. Кроме того, термин владение обозначает дозволенное материальное использование собственного имущества или даже чужого; например, в главе IV «Деяний апостолов» мы читаем следующее: Никто ничего из имения своего не называл своим; но всё у них было общее.

    § 20. IV. Кроме того, владение может означать ещё незаконное обладание некой вещью в настоящем и прошедшем времени, когда эта вещь была использована по существу до её законного приобретения самим будущим владельцем или другим индивидом.

    § 21. Теперь нам остаётся распознать разные значения терминов proprius (собственный) и communis (общий). Собственный или собственность (proprietas) означают в первом значении то же самое, что и понятие dominium, взятое в первом его значении; именно в этом значении мы употребляем данный термин в гражданском праве.

    § 22. II. Кроме того, в более широком смысле термин собственный означает предмет собственности (dominium), взятый в первом и втором его значениях; именно в этом значении он употребляется у теологов и очень часто в Священном Писании.


    «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Прит.14:12)

    §23. III. Термин собственный, так же как и собственность (proprietas), у теологов в обиходном плане обозначает ещё личную связь человека с вещью или с частью этой вещи, которая принадлежит только ему и никому другому. В этом смысле собственный является противоположностью общему потому тот, кто является более совершенным или достойным Вечной Жизни, старается делать так, чтобы он не обладал мирскими благами, принадлежащими ему лично, т. е. индивидуально, а, скорее, стремится обладать такими вещами сообща - вместе с кем-либо другим или другими.

    § 24. IV. Ещё собственный или собственность означают «свойственный некоему субъекту случай, взятый как таковой»: именно таким образом философы используют этот термин в переносном значении, тогда как известно, - случай (в изложении) изменяется вместе субъектом.

    § 25. Что касается затрагивающего предмет нашего разговора термина общий, то он рассматривается нами через противопоставление двум последним значениям термина собственный.

    § 26. Теперь нам осталось разобраться с употреблением терминов бедный и богатый. В обычном смысле богатый означает кого - то, законным образом обладающего избыточными для самого себя земными благами, которые называют богатством, причём одновременно как в плане настоящего, так и будущего времени.

    § 27. П. Богатым называют ещё того, кто законным образом имеет для самого себя блага, о которых мы только что говорили, но только в достаточной мере для настоящего и будущего времени.

    § 28. III. Помимо прямого значения слово богатый ещё может двояко обозначать:

    § 29. Являясь прямым противопоставлением двум первым значениям, бедный обозначает нужду: (I) в том смысле, что некто лишён только излишка; (II) в том смысле, что некто постоянно не имеет достаточного количества благ.

    § 30. III. В третьем значении слово бедный означает противопоставление богатому как его антоним; во-первых, того, кто сам по себе в любое время не имеет излишка благ.

    § 31. IV. В четвёртом значении и во-вторых, термин бед-ный относится к тому, кто всегда считает любые блага излишком и вовсе не желает обладать в настоящем или будущем достатком, а, наоборот, хочет быть свободным и желает избавиться от лишних благ.

    Тем не менее, мы должны изучить термин богатый в его втором значении, когда он является эквивалентом бедному в первом и третьем значениях. Итак, нет противоречия в том, что любое значение термина бедный противопоставляется любому значению термина богатый или богатство.

    § 32. Мы не должны упускать из виду, что среди людей есть такие, кто беден по собственному желанию, т. е. отказался от мирских благ для благой цели и надлежащим образом.

    Но другие, кажется, отказываются от этого таким, же образом не ради указанной цели, а ради суетной славы или чтобы удовлетворить другое мирское тщеславие.

    § 33. Кроме того, отметим, что среди земных благ, называемых богатством, существуют такие, которые сами по себе или в силу человеческого определения являются потребляемыми, нужны для одноразового использования, как то: пища, питье, медикаменты и тому подобные. Но среди благ, тем не менее, есть и другие, которые в силу их стабильности могут служить неоднократно, например поле или дом, топор или одежда, лошадь или раб.

    Итак, для всех этих терминов, о которых мы только что говорили, возможно, существуют другие значения; однако мы полагаем, что привели список наболее известных и тех, которые более всего соотносятся с предметом нашего разговора. Анализировать и описывать их или же определять их прямое значение является сложной задачей вследствие разнообразия областей их употребления разными авторами или даже одними и теми же авторами в силу различий мест и обстоятельств употребления.

    На самом деле, как правило, любое слово всегда употребляется во многих значениях, как об этом написано в книге I труда Аристотеля «О поколении».



    Глава XIII

    О положении так называемой бедности, которую считают евангельским совершенством; как Христос и его апостолы толковали это положение

    § 1. После того как мы, таким образом, научились различать перечисленные термины и их значения, сделаем из этого некоторые выводы.

    Во-первых, никто не может законным образом обладать бренной собственностью, будь она личной или общей, принадлежащей ему самому или другим, если он не имеет на это право или же если он не располагает правом на эту собственность в первом и во втором значениях данного термина.

    В самом деле, любое действие, которое обусловлено, но не разрешено по праву, является незаконным; это очевидно для каждого, исходя из определения законный (правомерный), и не надо медлить с тем, чтобы указать на это, поскольку подобное и так почти всем известно.


    «И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается
    у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя» (Иез.22:13)

    § 2. Во-вторых, мы можем сделать и другой вывод из того, что было сейчас сказано нами: кто-то может законным образом, т. е. согласно Божьму Закону, располагать какой-то собственностью или частью этой собственности и в то же время считаться располагающим ею незаконно по другому закону - человеческому; и наоборот. Иначе говоря, можно любое деяние сделать законным или незаконным согласно одному или другому закону.

    Ведь нетрудно заметить, что все предписания (заповеди) и запреты, а также разрешения являются либо разными и расходящимися, либо одинаковыми и согласующимися вследствие существования таких законов. Получается, что если кто-нибудь действует в силу предписания или разрешения одного закона, то его действие является законным согласно этому закону; если, наоборот, оно находится под запретом по другому закону, это действие является незаконным в силу другого закона.

    Если же и тот и другой законы разрешают подобное действие, то оно является законным согласно обоим законам. Если же по Божьму Закону разрешается делать или игнорировать то, что предписано или запрещается человеческим законом, или наоборот, то этот вопрос мы отложим в сторону, поскольку он не является объектом настоящего исследования. Хотя вполне очевидно, что человеческий закон допускает много вещей, таких как блуд, пьянство и иные грехи, которые Божий Закон запрещает.

    § 3. Кроме того, я хочу доказать: кто-то может располагать всей бренной собственностью или частью этой собственности, будь она одноразового употребления или нет, которая принадлежит ему в третьем смысле слова личная собственность или является общей с другим или с другими, будь это собственность его, т. е. приобретённая по праву им или другими, однако непременно с согласия того, кто ранее приобрел её законным образом - в первом смысле этого термина.

    Тогда этот кто-то может располагать подобной собственностью в её третьем значении, или ещё он может располагать ею на общих основаниях с другим, в третьем смысле слова собственность, и даже может законным образом её отчуждать, не имея права на эту собственность или на часть этой собственности в её первом, втором, третьем значениях.


    1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 40     




















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (03.07.2016)
    Просмотров: 1386 | Рейтинг: 5.0/2