И здесь Иероним ставит священников первыми, поскольку это право отпускать грехи главным образом принадлежит им. Что касается права совершать евхаристию, никто не спорит, что оно одинаково для всех от священника до понтифика. Потому приходится удивляться, что кое-кто упрямо, но безосновательно это оспаривает, утверждая, что понтифик римский обладает такой, данной Христом основной властью больше, чем другие священники; хотя это не подтверждается Священным Писанием скорее, наоборот.
§ 5. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратим внимание на то, что в эпоху раннего христианства понятия священник и епископ являлись синонимами и могли применяться к одному и тому же человеку в разных обстоятельствах. Священником обычно называли, когда речь шла о звании, а епископом - о должности, толкуемой в качестве блюстителя над другими.
«Вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф»
(Ис.3:14-15)
Поэтому Иероним в его послании к священнику Еван-гелу отмечает, что в посланиях к Титу и к Тимофею обсуждается назначение епископа и диакона, но не упоминается о священнике, поскольку понятие епископ включает в себя понятие священник. Это можно усмотреть также из слов апостола Павла, сказанных им в главе I Послания к Филиппийцам:
Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. Мы видим, что он называет священников не иначе как епископами. Однако установлено, что в этом городе не было несколько епископов, но было несколько священников. Кроме того, доказываемое вытекает из слов апостола в главе I Послания к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.
И далее он уточняет, какими качествами должен обладать человек, который может быть назначен пресвитером: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель. И тут он апостол Павел тоже называет священника не иначе как епископ. В Деяниях апостолов, в главе XX, он апостол Павел обращается к священникам церкви Эфеса: Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею.
Мы видим, что он обращается к нескольким людям как к епископам, называет священников одной церкви в Эфесе епископами, потому что они должны стать блюстителями народа, хотя позже название епископ сохранилось за священником, который избирался священниками и народом в качестве старшего над другими священниками.
Апостол называл их епископами, а не священниками, чтобы напомнить им о заботе и внимании, которые они должны уделять остальным верующим. Потому и в уже цитированном отрывке из Первого Послания к Тимофею, глава IV, он называет его священником, а не епископом: Не неради о даровании... и т. д.
Также Пётр и Иоанн называют их священников пастырями или старцами, что тоже означает священник, ибо это название давалось по причине возраста. В Первом Соборном Послании Петра, глава V, сказано: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых...
Во Втором Послании Иоанна, глава I: Старец - избранной госпоже и детям ее... и в Третьем Послании Иоанна, в главе I: Старец - возлюбленному Гаию. Везде в Писании встречаем слова старец и состарец, пастырь и сопастырь; в уже цитированном послании святого Иеронима есть священник и сосвященник, потому что апостолы использовали эти слова как синонимы.
§ 6. Позже, в послеапостольские времена, когда количество священников значительно возросло, они, дабы избежать скандалов и расколов, стали выбирать из своей среды одного руководителя, предназначенного следить за исполнением ими обязанностей и духовных служб, за распределениями пожертвований и надлежащим распоряжением всем имуществом, чтобы не нарушалось ведение хозяйства и богослужений в храмах и чтобы кто-либо по причине различных пристрастий не поступал ненадлежащим образом.
Священник, который избирался, чтобы руководить остальными священниками, стал называться епископом, т. е. блюстителем, поскольку он осуществлял надзор не только за верующими (причина, по которой их называли епископами в первоначальной церкви), но и за священниками. Поэтому в дальнейшем, когда такой блюститель сохранил за собой название епископа, остальные стали считаться просто священниками.
§ 7. Но это не значит, что епископ, избранный людьми, получает больше божественной власти. Ему даётся лишь право контролировать хозяйство и богослужение в Божьем Храме, право руководить остальными священниками, диаконами и прочими служащими, подобно тому, как в наши дни настоятель, например, имеет определённую власть над монахами. Это не принудительное назначение, а избрание, как мы говорили в главах IV и VIII настоящей части трактата и ещё более подробно покажем в следующей главе.
Такая власть не является более высоким священным саном. В былые времена на войне солдаты выбирали командующего, которого называли императором, и это название каким-то образом перешло на монарха, главу определенного рода королевской монархии, более развитой, чем остальные; и в этом смысле оно используется в наши дни.
Таким же образом диаконы избирают между собой архидиакона, но это звание не даёт ему более высокого священного сана, чем диаконство; он лишь получает право, как мы говорили, управлять остальными диаконами. Потому епископ Рима наделён священнической властью, ничуть не большей, чем у любого другого епископа; так же, как святой Пётр не имел преимуществ над другими апостолами, ибо все они получили равное священное право от Христа, что мы показали, комментируя отрывок из главы XVI Евангелия от Матфея: И дам я тебе ключи от Царства Небесного... и ещё более широко покажем в следующей главе.
§ 8. Такое мнение высказал и святой Иероним в уже упомянутом послании, описывая прерогативы апостолов. Тем более что в первоначальной церкви в апостольские времена священник и епископ являлись одним лицом, которому священное право было пожаловано самим Христом; уже потом из них стал избираться человек, которого поставили над другими, чтобы предотвращать расколы церкви Христа на разные течения, тянущие каждое в свою сторону.
Священники избирали между собой одного, чтобы он занял более высокий пост, и называли его епископом, подобно тому, как когда-то войско выбирало себе командующего (в современном понятии этого слова, но не императора в смысле монарха) или как диаконы, избирая между собой наиболее достойного, называют его архидиаконом. Кроме распределения обязанностей, что делает епископ (архиерей), чего не делает священник? Под распределением обязанностей Иероним не имеет в виду право жаловать священные чины.
Помимо этого права, что же делали архиереи в те давние времена и что продолжают они делать такого, чего не делают остальные священники? Ведь каждый священник имеет священное право отправления всех таинств так же, как и архиерей. Говоря о распределении обязанностей, Иероним имеет в виду лишь право гражданское распоряжаться имуществом, данное епископу людьми, о чём мы говорили ранее.
«Ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: `мы спасены', чтобы впредь делать все эти мерзости»
(Иер.7:9-10)
Цитируя Иеронима, я утверждаю, что многие епископы ранее были избраны всем народом, например, преподобный Климент, преподобный Григорий, преподобный Николай и другие святые. При этом речь сейчас идёт не о самом высоком священном праве, которое даётся не народом и не сосвященниками, а только о праве располагать людьми во время богослужения в храме и исполнения ритуалов. Лица, избранные руководить остальными священниками в храме и обучать народ вере, называются архиереями.
Древние же законодатели (Юстиниан и римский народ), напротив, назывались преподобными управляющими, а главный среди них - главным преподобным управляющим. Относительно священного права нет разницы между архиереем и священником, это следует из послания Иеронима, упомянутого выше, в котором он сказал: «Не надо думать, что во всех странах мира: в Галлии, Британии, Персии, Индии и Африке - все дикари поклоняются Христу и следуют единому закону веры.
Но что касается власти епископа, то она одинакова и в Риме, и в Александрии, и в Константинополе; священники принадлежат к одному священному сану. Власть богатства и смирение бедности делают епископа лишь более или менее могущественным; но все они преемники апостолов».
§ 9. Но есть другие священнические обязанности. Мы говорили о том, что один из священников избирается, чтобы управлять богослужением в храме. Также избираются священники, чтобы обучать определённый народ в определённом месте отправлению таинств Нового Завета и ещё чтобы совместно распределять мирские блага для поддержания бедных проповедников в стране или в определённом обществе, равно как для поддержания нуждающихся, не способных обеспечить себя (по причине возраста, болезни или других несчастий); однако в первую очередь обеспечивать благами проповедников.
Эти мирские блага называются церковными податями, о чём мы говорили в XIV главе этой части трактата. Право распределять их, как было показано выше, доверяют служителям храмов, избранным или назначенным в определённую страну. Основное их служителей назначение, поскольку они являются преемниками апостолов, - обучать таинствам Нового Завета не какой-то один народ в определённой стране, а, скорее, разные народы в разных странах. Христос в последней главе Евангелия от Матфея сказал апостолам:
Идите же и научите все народы.,. не указывая каждому личного места; затем они сами поделили между собой народы и страны, чтобы нести туда Слово Божие и Евангельский Закон; иногда такую миссию они осуществляли на основе Божьего Откровения. Так, в Послании к Галатам, глава II, сказано: И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным.
§ 10. Итак, из рассмотренного ясно видно, что предтечей духовенства, понятия, происходящего от слова дух или дума и созданного по священному указу, был Бог, а именно Христос; хотя некая общественная культовая служба, например, по возложению рук и произнесению слов благословений, которая, возможно, проводилась и не для этой цели, существовала ранее и предшествовала отмеченному Божьему указу.
Мы видим также, что существует какое-то общественное учреждение, которое ставит одного из священников во главе других и назначает священников для обучения людей разных стран Божьему Закону, для отправления таинств и распределения собранных мирских благ, которые мы назвали церковными податями. Из сказанного вытекает, что относительно первичного права, определенного нами как основное, все священники равны в священном сане, и, как сказал Иероним в упомянутом послании, все священники являются преемниками апостолов.
Это указывает на то, что все апостолы обладали одинаковой властью, и никто из них не имел больше прав, чем остальные апостолы, - ни в том, что касается основного права, которое мы назвали первостепенным, ни в том, что касается второстепенных прав. Того же мнения, как мне кажется, нужно придерживаться касательно отношений между их преемниками.
В любом случае остаётся ещё определить источник назначений, создаваемых властью человеческой, которые мы назвали второстепенными, и их действительную цель.
Глава XVI
О равенстве апостолов в любом назначении или звании, данном им непосредственно Христом. Здесь мы доказываем тезис предыдущей главы касательно равенства всех преемников апостолов и показываем, каким образом все епископы являются преемниками любого апостола.
§ 1. Сначала мы скажем, что ни один апостол не имел преимущества над другими, что касается основного их предназначения, т. е. священства, данного Христом. Мы утверждаем, что ни у кого не было никакого преимущества в отношении любого другого предназначения, которое мы назвали второстепенным, и ещё меньше - в отношении некоего принудительного суда, даже если оно было бы дано им Христом, о чём мы достаточно говорили в главах IV и V данной части трактата.
Из этих суждений неизбежно следует, что ни один из епископов, ни один из преемников апостолов, не имеет единоличной власти или особого права среди тех, о ком мы упомянули, т. е. над остальными своими соепископами и сосвященниками. Именно это суждение, а не противоположное может быть подтверждено словами из Писания. И, наконец, мы сделаем вывод из того, что мы обсуждаем в этой и предыдущей главах: должности, которые мы называем второстепенными, были учреждены человеческим законодательством равно прочим городским государственным службам.
«Они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему;
а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их»
(Иер.9:13-14)
§ 2. Первое суждение подтверждается главой XXII Евангелия от Луки, где Христос даёт апостолам право управлять таинством евхаристии, сказав: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание, т. е. вы имеете право делать это, произнося подобные слова всякий раз, когда будете выполнять такое деяние, но особенно помните: Сие есть тело Мое. Эти слова были адресованы как святому Петру, так и остальным апостолам. Ведь Христос не сказал: «Делай это и дай другим апостолам право делать это». Наоборот, Он сказал: делайте во множественном числе, обращаясь ко всем апостолам без различия.
Того же мнения следует придерживаться и в вопросе их основного права, которое было дано апостолом одновременно или в разное время, но теми же словами, что мы находим у Иоанна в главе XX и у других евангелистов. Христос сказал апостолам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. Христос сказал: Я вас посылаю, как послал меня Отец.
При этом Он ведь не обратился отдельно к Петру или к другому апостолу «Я тебя посылаю, как меня мой Отец... а ты пошли других»; также не сказано, что Христос дунул только на него, Петра, но сказано на них. Христос не сказал Петру «прими Духа Святого, а затем передай другим», Он сказал, примите во множественном числе, обращаясь ко всем апостолам без различия. И в последней главе «Евангелия от Матфея» Христос говорит апостолам: Идите и научите все народы. Он сказал, идите во множественном числе, никого не выделяя и не обращаясь только к Петру: «Иди же и направь других».
§ 3. На основании слов Христа, обращенных к Петру персонально, и потому, что Петр был самым старым среди остальных, может показаться, что он имел преимущество. Но апостол Павел определённо отрицает преимущество Петра в Послании к Галатам, и вот каким образом: Знаменитые не возложили на меня ничего более.
Напротив того, увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения... и т. д.
Тот, кто содействовал в апостольстве Петру, содействовал и Павлу, а это был Христос. Значит, Павел был назначен не Петром и не другим апостолом. Толкование Августина трактует это так: «Знаменитые, а именно Пётр и другие, которые были с Христом, не возложили на меня ничего более». Ясно, что Павел не ниже их, что он был избран и возвышен Богом, и они не могли ничего добавить». Следовательно, Павел был не ниже ни Петра, ни кого-либо из апостолов.
В продолжение этой мысли в толковании добавляется: «Увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных..». Значит, Павел был назначен так же, как и Петр, и назначен не Петром и не другим апостолом, а непосредственно Христом. В первой главе того же послания сам апостол говорит об этом: «Павел - апостол, избранный не человеками и не через человека, а Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим его из мёртвых».
А вот толкование Амвросия: «Павел - апостол, избранный не людьми, Ананиасом или другими, как говорили некоторые определенные люди, а избран был апостолами». А далее толкование Августина: «Может показаться, что Павел был менее влиятелен, чем другие апостолы, так как он был избран гораздо позже, чем те, которые были первыми.
Но тогда он окажется более влиятельным, так как первые были избраны Христом, когда он был ещё отчасти человеком, т. е. смертным, а Павел был избран Христом, когда он уже был Богом, т. е. бессмертным, и Богом Отцом, который действует и управляет через своего Сына. И чтобы объяснить, почему он сказал «не через человека», добавляет: «Богом Отцом, воскресившим его из мёртвых». Таким образом, он мог бы сказать: «Я более влиятелен, так как избран Христом бессмертным, тогда как другие избраны Христом смертным».
§ 4. Апостол Павел подтверждает это положение словами из того же Послания: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа?. Далее толкование Августина: Евангелию, которое я благовествовал, не человек меня обучил и направил; значит, не человеком я был избран, чтобы благовествовать Евангелие, и научился не от человека, который меня этому научил, а через откровения Иисуса Христа.
Итак, ни Пётр, ни другой апостол или какой-то человек не избирали и не назначали Павла проповедовать Евангелие. Пётр не получал непосредственно от Бога права быть выше остальных апостолов, распределять священнические обязанности и назначать проповедников; единственное, что выделяло его среди остальных, это возраст, а также срок нахождения на посту, поэтому апостолы его почитали; но никто бы не доказал обратного, опираясь на Писание.
§ 5. Подтверждения правдивости наших слов о том, что Пётр не пользовался большим влиянием, чем другие апостолы, а наоборот, поддерживал равенство с ними, мы находим в Священном Писании. Он не решал вопросов, связанных с проповедованием Евангелия как Доктрины; эти вопросы решались общим обсуждением апостолами и верующими учёными, но не одним Петром или другим апостолом.
По главе XV Деяний апостолов видно, что, когда возникло разногласие между проповедниками Евангелия по вопросу, например должны ли необрезанные верующие, чтобы обрести Вечное Спасение, стать обрезанными, одни апостолы говорили, что должны, а Павел и Варнава были против. Потому апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. Пётр и Иаков сказали, что обрезание не обязательно, и другие апостолы были этого же мнения. Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избравши из своей среды мужей, послать их в Антио-хию,... написавши и вручивши им следующее: апостолы и пресвитеры и братия, находящиеся в Антиохии, Сирии и Каликии…
«Седекию, царя Иудейского, и князей его отдам в руки врагов их и в руки ищущих души их и в руки войска царя Вавилонского…» (Иер.34:21)
Далее в этой же главе есть продолжение той же мысли: Мы, собравшись, единодушно рассудили, избравши мужей, послать их к вам. И далее ещё: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого. Пётр не мог самолично решать вопросы, связанные с «полнотой власти», которой наделяют некоторые израильские мыслители епископа Рима, утверждая, что первый епископ Рима мог сам решать вопросы, связанные с верой; совершенно очевидно, что это ошибочно, и расходится с Писанием. Об этом мы поговорим в следующей главе и в главе XX данной части трактата.
§ 6. Решение было принято собранием отцов церкви; они обсудили, избрали, написали. Конгрегация апостолов обладала большей властью, чем один Пётр или другой апостол. В главе VIII Деяний сказано, что апостолы послали Петра к самарянам: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна.
Почему же некоторые святотатцы позволяют себе заявлять, что любой епископ обладает идущей от Христа бесконечной властью над церковными клерками и над мирянами, тогда как ни Пётр, ни какой-то другой апостол никогда на это не претендовали и не приписывали себе такую власть?
Это утверждение вызывает смех и недоверие, ибо не соответствует Священному Писанию. Пётр никогда не обладал такой властью над апостолами и людьми; более того, как мы уже говорили, он придерживался равенства с ними в соответствии с наставлением Христа. В главе XXIII Евангелия от Матфея записано: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братья, т. е. равны, и он сказал «все», не делал исключения. Это мнение подтверждает и апостол Павел в Послании к Галатам, глава II: Ходил же по откровению и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование.
По этому поводу в комментарии Августина сказано: «Я не воспринимал их как более могущественных (т. е. ни Петра, ни другого апостола), но общался с ними на равных, как с друзьями». Далее в этой же главе апостол пишет: Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
По этому поводу в комментарии Иеронима сказано: «Они мне ничего не сказали, это я говорил с Петром, и я противостал ему как равный. Он не сделал бы этого, не осмелился бы сделать этого, если бы они не были равны». Павел был не ниже Петра, они были равны и по званию, и по значимости, только Пётр был старше по возрасту и гораздо раньше стал апостолом.
§ 7. Таким образом, оказывается, что ни святой Пётр, ни кто-то иной не имели преимущества над другими апостолами в вопросе распределений мирских приношений в раннехристианских церквах. Отсюда в Деяниях, глава IV,говорится: Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду.
Итак, мирские приношения церкви находились в распоряжении сообщества апостолов, а не только у одного Петра. Ибо неговорится: они полагали их к ногам Петра, а не к ногам апостолов. Также не говорится: Пётр распределял их, но они их распределяли.
§ 8. Тогда скажи мне читатель, откуда у епископа Рима появилось право распределять эти блага по своему усмотрению или требовать их, словно они ему одному принадлежат? Завещанное имущество, предназначенное людьми для благих целей, испокон доверялось другим для распределения или хранения.
Поэтому епископ Рима ни по Божьему, ни по человеческому закону не имеет права ни сам, ни совместно с кем-либо требовать благ, которые были отданы на хранение или доверены другим людям в силу здравых законов и по воле завещателей или тех, кто ими располагал.
Позволим же завещателю решать (судьбу своего имущества), и его слова будут законом, как это написано в другом месте, поскольку невозможно в Священном Писании найти малейший аргумент, заставляющий нас поверить, что такое право принадлежит епископу Рима или любому другому епископу. Скорее, всё выглядит наоборот - даже если это имущество было доверено церкви определённой епархии для последующего распределения. Такое распределение предоставлено епископу, который находится во главе этой епархии, но ни в коем случае не епископу Рима.
А причина тому - епископ Рима не имеет и не получал непосредственно от Христа никакой власти или права над своими соепископами и сосвященниками; как раз такое положение было обсуждено нами в начале этой главы. В самом деле, как Пётр не имел власти над другими апостолами, так и последователи Петра в епископском кресле не имеют власти над наследниками иных апостолов.
Пётр не имел никакого права присваивать другим сан священника или епископа, поскольку все апостолы получили это право или власть непосредственно от Христа, а не от священнодействия Петра, что мы вполне доказали выше, опираясь на Писание. Это то, о чём также определённо говорит Августин в «Вопросах о Новом Завеете»: «В тот же день (т. е. на Троицу), когда был издан закон, сошёл на учеников Святой Дух таким образом, что они получили право и научились проповедовать Евангельский закон».
§ 9. Кроме того, как мы знаем, Пётр был избран епископом в Антиохии множеством верующих и без необходимости подтверждения этого выбора остальными апостолами. Точно так же получилось с другими апостолами, которые были поставлены во главе других провинций, но тоже без ведома Петра, без его утверждения или посвящения, потому что они были достаточно посвящены Христом.
Следовательно, можно утверждать, что преемники этих апостолов не нуждались в каком-либо подтверждении или признании со стороны преемников Петра; более того, многие из преемников других апостолов, которые надлежащим образом были избраны и установлены епископами, благонамеренно управляли своими провинциями без учреждения и подтверждения тех, кто называл себя преемниками Петра.
«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти»
(Прит.16:25)
Эта практика обоснованно сохранялась до времён императора Константина, который дал епископам и церкви Рима некоторое преимущество и определённую власть над другими церквами, епископами и священниками всего мира. То, что Пётр и другие апостолы были равны друг другу, показано апостолом Павлом в Послании к Галатам, глава II, где он говорит: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным.
Рука общения - это знак их равенства, о чём мы достаточно говорили выше на основе рассуждений Августина, хотя фраза апостола касательно этого момента и так достаточно ясна, чтобы нуждаться в комментарии. Мы также доказали этот пункт с помощью Послания Иеронима к Евангелу, где сказано, что все епископы Рима или других стран являются священниками с равными правами, данными им непосредственно Христом.
§ 10. Если кто- то из святых называл Петра князем апостолов, то слово князь было употреблено в широком и непрямом смысле. Но если его именовали князем в прямом смысле, то это идёт вразрез мнению и словам Христа, который в Евангелиях от Матфея, глава XX, и от Луки, глава XXII, говорит: Князья народов господствуют над ними, но между вами да не будет так.
Нужно отметить, что святые называли Петра князем не по причине какой-то власти, которая была ему дана непосредственно Христом над другими апостолами, а, скорее, потому, что он был самым старшим по возрасту; или же потому, что он первым признал Христа истинным Сыном Бога; или же потому, что его вера была самой последовательной и постоянной; или ещё потому, что он поддерживал Христа и Христос часто приглашал его для обсуждений и секретных совещаний.
Апостол говорит об этом в Послании к Галатам, глава II: Иаков, Кифа (т. е. Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, а святой Амвросий комментирует это так: потому что они были самыми уважаемыми среди апостолов, поскольку часто совещались с Богом. Здесь можно провести параллель относительно светских князей, среди которых тоже никто не превосходит других по власти, равно как и графов одного королевства; никто из них ничуть не ниже другого в юрисдикции или власти, но все они являются подданными короля.
Однако иногда одному из этих князей или некоторым из них оказывают больше почести, чем другим, потому что они старше по возрасту, или выше по достоинству, или же больше послужили королю или королевству и потому наделены большей любовью и уважением короля и народа. То же самое, надо полагать, было в отношениях апостолов между собой и по отношению к Христу.
Действительно, все они находились под властью Христа, получая непосредственно от него священнические и апостольские назначения, но не один от другого, как это ясно следует из Писания. Это относится и к святым, которые пришли позже, хотя среди них святому Петру оказывалась большая честь по причинам, уже названным, а не потому, что Христос дал ему какую-то власть над другими апостолами.
|