Но если бы сами мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовестпвовали вам, да будет анафема. Таким образом, можно понять, что если бы даже вся церковь проповедовала что-то другое, противоречащее Евангелию, всё равно это не было бы правдой; и причина в том, что для неё является вполне определённым: это Евангелие является уроком или откровением Христа, в котором нет места для лжи.
Хотя из необходимости обстоятельств и априори аргумента воздействия на причину такого не следует, поскольку католическая церковь утверждает, что Бог трёхликий является правдой, равно как будет правдой в отношении любого другого слова или указа Христа, замеченного церковью; ибо следует относиться почтительно к тому, что было сказано раньше, ко всем словам католической, или всемирной церкви по поводу веры, которые были даны в откровении Святого Духа.
«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших»
(Ам.5:21-22)
В подобном смысле и интерпретируют вышесказанные слова Августина; они не противоречат мнению, которое мы установили; верить тому, что церковь говорит по вопросу веры, означает: лучше верить Святому Духу, чем человеку. Но единственной причиной, по которой Августин, как он говорит, верит в Евангелие из-за авторитета католической церкви, является то, что источником его веры является сама церковь, управляемая Святым Духом.
А поскольку вера иногда зависит от того, что мы воспринимаем под католической церковью, я понимаю её как церковь, которая была названа так самым подлинным и правдивым образом в соответствии с последним определением этого слова, данным в главе II этой части, а именно, как всемирная церковь.
Глава XX
Кому принадлежит или принадлежало право определять или устанавливать сомнительные значения Священного Писания
§ 1. После таких предварительных замечаний, резюмируя предыдущие заключения, мы хотим показать, как важно уточнять сомнительные значения фраз Священного Писания из тех, что уже появились или ещё появяться, особенно в статьях о вере, предписаниях и запретах. Это полезно и, более того, необходимо, поскольку без этого единство веры не может быть сохранено, а ошибки в вероучительных вопросах и расколы могут возникнуть среди верующих во Христа.
Итак, сначала нужно установить сомнительные положения, а иногда и противоречивые изречения некоторых отцов церкви относительно Божьего Закона, так как различия и противоречия во мнениях по этому пункту привели к различным ошибкам, способствовали расколам и появлению сект, как об этом повествуется в уже упомянутом «Кодексе Исидора», в главе под названием «Предисловие к Ни-кейскому Собору».
Подобно случаю, когда некий священник из Александрии, именуемый Арианом, сказал, что Христос являлся Сыном Бога и что в этом смысле Ариан принимает Его за чистое создание и, следовательно, неравным Богу Отцу, причём даже ниже последнего. Тогда большое количество христиан было потрясено оглашением этой ошибки, которая была бы ещё более значительной, если настоящий смысл Писания по этому вопросу не был бы отличен от высказанного Арианом.
Также некоторые выдвинули абсурдные интерпретации касательно Святого Духа, единства и множественности личности и сущности самого Христа. Для того чтобы отличать их такие толкования от настоящих интерпретаций, отвергать или осуждать их, были созваны и проведены четыре первых вселенских Собора: в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне.
Поскольку Христос предсказал в Луке в Евангелие от Луки, в главе XXI, что такие дискуссии возникнут как среди отцов христианской церкви, так и среди верующих - подлинных или притворных. Об этом говорил и апостол в Первом Послании к Тимофею, глава IV, и во Втором Послании к тому же Тимофею, глава III, цитаты, из которых я бы опустил, потому что они хорошо известны, а также дабы сократить настоящее изложение.
§ 2. После этого я показываю, что главная - опосредованная или непосредственная - власть в церкви принадлежит высшему всеобщему Собору христиан, либо их решающей части, либо тем, кому такая власть доверена большинством верующих-христиан. Для этого все провинции или значительные сообщества верующих всего мира в соответствии с определением их мирского законодателя, будь он один или в нескольких лицах, согласно установленной им пропорции по качеству и по количеству. Сначала священников, потом несвященников - подходящих людей, имеющих больше других доказательств примерного жизненного поведения и являющихся наиболее опытными в вопросах Божьего Закона, подобно судьям в первом значении этого термина, по согласованию их большинства соберут в определенном и самом подходящем месте мира своих представителей.
В этом месте эти представители решат всё касательно Божьего Закона: что им покажется сомнительным, полезным, подходящим или необходимым для соответствующего определения; кроме того, они должны будут привести в порядок всё касающееся церковного ритуала или божественного культа, что также приведёт к миру и спокойствию всех верующих.
Но напрасно и бесполезно созывать на такое собрание множество неопытных верующих: они будет отвлекаться на насущные задачи существования телесной жизни, что станет для него собрания нагрузкой или совсем явится невыносимым фактором.
§ 3. Хотя все верующие в силу Божьего Закона имеют право образовывать часть подобного собрания, однако обычно они вынуждены идти на него по разным обстоятельствам. Священники вынуждены делать это в силу своего обязательства учить мирян указанному Закону, его подлинному смыслу и обеспечивать их всем тем, что может быть выгодным для поддержания целостности Закона и его правды, отвергать противоречащие ошибки, и также уберегать от них людей с помощью проповедей, аргументаций и порицаний.
Потому в последней главе Евангелия от Матфея Истина, т. е. Иисус Христос, обращаясь ко всем священникам в лице апостолов, говорит: Итак идите, научите все пароды, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Недаром и апостол Павел, выступая от имени всех апостолов, говорил в Первом Послании к Коринфянам, глава IX: Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
Кроме священников это должны делать и те, кто обучены Закону Божьему, особенно если им это поручено, ибо кто разумеет делать добро и не делает, тому грех, - пишет Иаков в главе IV. При обсуждении всего, что полезно для общества и мира среди верующих кроме Закона Божьего, те верующие, кто уполномочен законодателем, могут и должны присутствовать на Церковном Соборе.
«Лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться. И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего»
(Иер.5:3-4)
Законодатель же обязан выбрать честных людей для участия в Соборе, обеспечить их мирскими благами, а если нужно, заставить тех, кто отказывается от участия в соборе, несмотря на то, что избраны и получили право участия, будь они священниками или иными верующими.
§ 4. Право обсуждать и посвящать по установленной форме в сан должно принадлежать только вышеназванному всеобщему Собору, а не какому-то одному человеку и не какой-либо коллегии, как указывают предписания Священного Писания, что мы показали в главе XII первой части и главе XVII настоящей.
Именно Собору принадлежит право утверждать законы и последующие постановления церковных служб, изменяя определения с учётом исследования сомнительных выражений в Законе Божьем, где есть все предписания того, что касается богослужения и церковного ритуала, мира и единства верующих. Нужно лишь проявить особое внимание, здравомыслие и притязательность к вопросам, касающимся Закона, поддержания веры и всего того, что может быть полезным или вредным для верующих.
§ 5. Именно таким образом, как следует из Деяний святых апостолов, глава XV, поступали апостолы и пастыри, когда речь заходила о спорных вопросах, касающихся Евангелия, о чём мы говорили в главе XVI настоящей части. В частности, обрезание было установлено не одним апостолом Петром или кем-то другим; для рассмотрения этого вопроса собрались все апостолы и пресвитеры.
Знаком того, что мы говорим правду, является то обстоятельство, что христианские императоры и императрицы и их должностные лица принимали участие в Соборах, проводимых для обсуждения спорных вопросов Священного Писания (согласно «Кодексу Исидора», который неоднократно упоминался, и ещё будет упоминаться в § 2-8 последующих глав).
Хотя раньше лицам, не являющимся священниками, не было необходимости на них присутствовать, как теперь, когда большая часть священников и епископов необразованны вопреки требованиям Закона Божьего. Потому, если между священниками есть разногласия, как поступить для Вечного Спасения, преобладающее большинство их решит, кто из них прав. Но когда священники не придерживаются одной точки зрения в спорном вопросе, то нужно положиться на мнение людей, не посвященных в сан, как мы говорили об этом в главе XVIII данной части трактата.
§ 6. Я снова хочу отметить, что решение спорных вопросов не должно принадлежать одному епископу Рима или его коллегии кардиналов и, как следствие, никаким другим епископам - ни одному, ни какой-то их группе. Представим себе, что произойдет, если какой-нибудь еретик будет возведён в сан Понтифика Рима, а такие случаи, когда еретик назначался папой, были. Пример - Либерии, римлянин по происхождению.
Что произойдет, если такой понтифик, сам или с коллегией кардиналов (ибо он взял на себя право подбирать людей, которые будут его поддерживать), примет ошибочное решение касательно сомнительного места в Писании или такое решение, сделанное этим епископом, будет поддержано этой коллегией, т. е. людьми, которые были соблазнены по невежеству, или зловредности, алчности или амбиции, или по какой-то другой пагубной страсти?
§ 7. За примером не надо далеко ходить; такое уже произошло с неким папой римским. Отказавшись от высокой бедности и состояния совершенства Христа, желая иметь в своей собственности мирские блага, включая недвижимость, и управлять всем в мирском смысле, этот папа сам или с помощью своей коллегии кардиналов издал указ касательно состояния высокой бедности и совершенства, который своим лживым толкованием противоречит Евангелию Христа, что мы показали в главах XIII и XIV данной части. Поэтому если такое право доверено одному епископу или ему с коллегией священников, то всем верующим грозит катастрофа относительно их веры. Из того, что нами уже сказано и ещё будет сказано, это понятно любому разумному человеку.
§ 8. Если бы согласно Исидору (в вышеназванном Кодексе есть глава под названием Предисловие Исидора) подобное право принадлежало одному папе римскому либо если бы декреты римского понтифика, как мы говорили, имели такую же силу, как постановления вселенского (всеобщего) Собора, то все мирские принципаты, все княжества и провинции мира и все значимые персоны независимо от их звания, положения и превосходства подчинялись бы власти первого римского прелата.
Недаром Римский Папа Бонифаций VIII, например, издал указ, который начинался словами: «Только Святая католическая церковь...», а заканчивался так: «Мы провозглашаем и постановляем, что во имя спасения каждый человек должен подчиняться римскому понтифику».
Поскольку определения, касающиеся Писания, были сделаны всеобщим Собором, созванным надлежащим образом и проведённым по определённой форме, особенно те, которые нужно принимать как истинные и незыблемые для Вечного Спасения, что мы отметили в начале главы XIX настоящей части, то указанное послание Бонифация приобрело определённую изощренность. Сразу видно, что это послание есть и будет ложным, ошибочным и самым вредоносным из всех мыслимых ошибок для всех людей, живущих в гражданском обществе, как мы показали это в главах IV, V и IX настоящей части трактата.
§ 9. Данное послание ошибочно, равно как и утверждение Исидора (его набожная интерпретация тут вряд ли поможет); указ или декрет папы Климента V - преемника того самого Бонифация - ясно это показал. Вот начало этого послания: «Это заслуга нашего дорогого сына Филиппа, выдающегося короля Франции», и вот конец: «Насколько это касается церкви, настолько и короля вышеназванного государства».
В этом послании Климент обосновал, что декрет Бонифация является выгодным для короля французского королевства. Потому и данный король, и его преемники, и жители этого королевства, по убеждению Климента, сообщенного для сведения всем христианам, считали, и будут считать, что в декрете Бонифация есть доля истины. Но заблуждение Бонифация в том, что он подчиняет своей власти все принципаты и королевства, уверяя, что это необходимо для Спасения. А вот думать иначе, дескать, предосудительно.
«Все они - упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, - все они развратители»
(Иер.6:28)
§ 10. Более того, такие послания или декреты покажутся нелепыми тем, кто их изучит. Если послание Бонифация содержит истину, то оно обязывает правителей и народы мира верить ему; что касается послания Климента, то оно не всех обязывает, ибо король и жители Франции от этого освобождены. Получается: одни люди для спасения должны верить определённым вещам Писания, а другие - нет. Следовательно, нет единого Бога и единой веры, и не всех объединяет вера во Христа; а это - противопоставление тому, о чём говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам, глава IV.
§11. Хочется спросить Климента: по какому разумению король Франции и подвластный ему народ не заслужили права веровать в то, что нужно для спасения? Получается, либо они удостоились стать неверными или еретиками за своё положение, либо в послании Бонифация содержится явная ложь, поскольку всё, что исходит не от веры, разрушается само собой, даже если этому никто не препятствует, как сказал Августин в главе XVI тома VII Града Божьего.
§ 12. Более того, остальные короли и народы справедливо удивятся, и по праву спросят: где именно в Писании указано, что только они, но не король Франции, юридически подчиняются папе римскому; и почему одни больше, чем другие, должны верить в необходимость спасения? Это похоже на фикцию, достойную насмешки, и идёт от амбиций тех, кто изрекает подобные вещи, от их страстного желания управлять вопреки страху, который внушает им вышеназванный король Франции.
§ 13. Как мы говорили ранее, во всеобщем Соборе могут участвовать не только священники, но и миряне, которые вправе принимать участие в обсуждении вопросов и надлежащим образом высказывать своё мнение вместе со священниками; мы убедились в этом, обратившись к вышеназванному «Кодексу Исидора», его главе под названием «Возникновение канонов», т. е. церковных правил. Там есть такие слова: «Затем появятся миряне, которые заслужили быть избранными в Собор».
Речь идёт о тех, кто был образован и просвещен в части Закона Божьего более, чем священники. Именно так, как мы уже говорили, поступали апостолы и первосвященники. Надо отметить, что в давние времена в изначальной церкви, особенно до эпохи Константина, только священники были учёными Божьего Закона, так как они обязаны были искать от уст его (Божьего Закона) и должны были хранить ведение Закона.
В Первом Послании к Тимофею, глава III, и Послании к Титу, глава I, про епископа сказано: Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен, и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Поэтому тогдашние священники обычно сами собирались, чтобы обсудить сложные и неясные вопросы веры и Писания.
Но ныне по причине продажности церковного режима большинство священников и епископов малообразо-ваны относительно Священного Писания. И, осмелюсь сказать, им этого не надо, поскольку они честолюбивы, жадны, кляузны; они хотят получать мирские блага, добиваться должностей и бенефиций низкопоклонством, ходатайством властей придержащих, или купить их, или даже получить, используя силу.
§ 14. Бог и многочисленные верующие - свидетели, я встречал и слушал многих священников, аббатов и других прелатов, которые не могли грамматически верно построить речь. И что ещё более ужасно, я знаю молодого человека лет двадцати, которому доверен епископский приход в крупном и известном городе; он же совершено не знает Закона Божьего, но совершает службы и обряды. При этом он не посвящен в сан, у него нет ни диаконского звания, ни даже субдиаконского.
Папа римский утверждает, что может делать назначения священников на законном основании. Но фактически он совершает подобные глупости, чтобы добиться благосклонности власть имущих; он использует полноту власти как викарий Христа для назначения на церковные должности и распределения бенефиций. Хотя по праву его нужно спросить: почему множество епископов и священников такого рода должны собираться на всеобщий Собор; и как они смогут толковать сомнительные места в Писании, определять их истинный и ложный смысл?
Видимо, по причине ограниченности этих священников, следуя Закону Божьему и здравому смыслу, необходимо и нужно сделать так, чтобы в состав Собора входили не только священники, но и (по усмотрению правоверного законодателя) достойные верующие, которые достаточно научены и образованны в священной области, соответствуют этой миссии своим образом жизни и нравами. Тогда с их участием спорные вопросы касательно веры будут правильно разрешены.
Глава XXI
Кому принадлежит, и до настоящего времени принадлежало право собирать высший Собор священников, епископов и верующих; кому в Соборе принадлежит право устанавливать правила, предписывающие наказания для верующих в настоящем и будущем, и кто имеет право наказывать тех, кто нарушил решение или постановление Собора.
А также о том, что ни один епископ или священник не может отлучить от церкви князя или наложить запрет на народ, а также раздавать материальные блага и церковные десятины, жаловать право на обучение и назначения на гражданские должности без решения или разрешения высшего Собора, либо законодателя, либо того и другого.
§ 1. Я хочу также показать, что власть принадлежит верховному правоверному законодателю из одного или нескольких лиц, которому принадлежащим образом предоставлено право созывать всеобщий Собор и назначать в него соответствующих людей, а также обладающего законченной принудительной властью, способного в соответствии с Законом Божьим и мирским заставлять лиц - как священников, так и несвященников, - отказывающихся подчиняться и выполнять работу нужную и полезную, о которой мы говорили, или не исполняющих решений и указов вышеназванного Собора.
«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад»
(Ис.1:4)
Мы наглядно показали в главе XV первой части, а также в главах IV, V , IX и XVII данной части трактата, причём не только показали, но и подтвердили авторитетом Писания, что такое право принадлежит только правоверному общественному законодателю; ему же, а не священникам и церковным коллегиям принадлежит и право принудительной юрисдикции над всеми людьми - священниками и несвященниками, включая утверждение назначений на должности; и мы хотим подтвердить эти суждения выдержками из «Кодекса Исидора», которые соответствуют Закону Божьему и здравому смыслу.
§ 2. Приведём отрывок из главы под названием: «Подготовка к Собору в Никее», в которой сказано: «Константин приказал, чтобы Ариан предстал перед 318 епископами и чтобы они расценили его предложения». Таким образом, по приказу законодателя собирались епископы и священники вышеупомянутого Собора. Также в главе под названием «Подготовка к Собору 630 епископов» говорится:
«Великий, Святой и Почтенный Синод, который боролся по милости Бога и по указу благочестивых императоров Валентиниана и Маркиана». А в главе «Завершение Седьмого Собора в Толедо и начало Восьмого» говорится: «В год ортодоксального и прославленного короля Реккесвинта, превосходящего всех своим достойным великодушием, по велению Бога и светлому указу этого короля всем нам приказано собраться в базилике Святых апостолов для священного Собрания Синода».
То же самое можно прочитать в главе «Заключение Одиннадцатого Собора в Толедо, начало Двенадцатого») Заключение Первого собора в Браге, начало Второго. А также в «Послании Папы Римского Льва Синоду в Эфесе», и в «Послании Папы Римского Льва императору Феодосию», и в «Послании Епископа Льва к Маркиану Августу», которое начинается словами: Я просил. И даже в «Послании к Маркиану Августу», начинающемся: «Ваши письма для меня - великая радость». Подобное можно встретить также в отрывках и посланиях упомянутого Кодекса, но я ограничусь уже перечисленными.
§ 3. Дабы ещё больше убедиться в том, что вышеупомянутая власть не принадлежит ни епископу Рима, ни его коллегии кардиналов, предположим, что он сам или вместе с коллегией уличён в каком-либо преступлении, рассмотрение которого требовало бы созыва Собора; вероятно, он откладывал бы такое собрание, насколько можно, чтобы досконально придумать оправдания, усугубляя тем самым вред, наносимый верующим.
Подобное, однако, не может произойти ни с законодателем, ни с верующими, так как большая их часть не может быть соблазнена и подкуплена, что, впрочем, не касается гражданских дел, как мы показали в главе XIII первой части трактата, ни дел духовных, особенно имеющих отношение к вере, как мы показали в главах XIX и XX данной части трактата.
§ 4. Только правоверному общественному законодателю и никому другому принадлежит право надзирать за соблюдением решений всеобщего Собора, его постановлений и предписаний, принуждать всех людей, священников и несвященников, и подвергать реальному наказанию тех, кто нарушает эти указы и предписания.
В этом мы хотим убедить всех примерами из «Кодекса Исидора». Возьмём, например, Указ императора Маркиана об утверждении решений Халкидонского Собора, в котором есть такие слова: «Никто из служащих, священников или солдат не посмеет отныне обсуждать публично, перед аудиторией или собранием, христианскую религию, давая повод для беспорядка и вероломства».
А затем идут такие слова: «Те, кто пренебрегают этим Указом, будут наказаны». И далее: «Если найдётся церковник, который осмелится публично осуждать религию, он будет лишён звания священника, если он служит в войсках, то будет лишён службы»; и это касалось всех служб. То же просматривается в следующей главе «Кодекса Исидора», называемой «Начало коронования августейших императоров Валенти-ниана и Маркиана. Торжества после Собора в Халкидоне по случаю утверждения их этим Собором и осуждения еретиков».
В тексте есть такие строки: «Этим законом постановляем: «Те, кто впадает в заблуждения Евтихия, по примеру аполлинарцев, и осуждает почтенные правила священства, т. е. церковные каноны и священные законы божественных правителей о том, что ни один епископ или священник не вправе устанавливать других в церковной должности, должны быть лишены звания священника, поскольку использовали его недостойным образом.
Если кто-то из епископов или священников в нарушение наших решений осмелится на это, тогда и те, кто назначил их, и те, кого назначили, должны быть наказаны потерей их церковных благ и изгнанием». Таким образом, процитированное подтверждает то, о чём мыговорилив главе XVII данной части: право производить в духовный сан или в церковные должности принадлежит законодателю или правителю.
О том же говорится в следующей главе, именуемой «Декрет императора Маркиапа против еретиков», а также в главе под названием «Указ императора об утверждении Собора», где написано: «Если какой-то церковник или мирянин отказывается подчиняться этим декретам, то священник, будь он епископ или диакон, будет отлучен от церкви решением Собора; при этом мирянин, или иначе почтенный гражданин, потеряет половину своего имущества в пользу государственной казны». Отсюда становится ясно, что правители или общественные законодатели имеют законную власть и могут подвергать еретиков реальному наказанию или требовать применения к ним наказания, о чём мы говорили в главе X данной части трактата.
О том же идёт речь в главе под названием: «Заключение Тринадцатого Собора в Толедо», которое начинается словами: «Высокая милость», а также во многих других главах, на которых я не буду останавливаться, поскольку и того, что уже сказано, достаточно.
§ 5. Законодателю или правителю принадлежит право не только выносить принудительные постановления, касающиеся соблюдения решений Собора, но также устанавливать форму и систему возведения священника на Римский апостольский престол или избрания римским понтификом. Папа римский, как мы читаем в главе «Кодекса» под названием «Декрет папы Бонифация», настоятельно просил об этом императора.
Обращение к августейшей особе с просьбой установить его в епископской должности в городе Риме, написанное в опасении, что из- за интриг понтифик никогда не будет назначен, содержится и в следующей главе – «Письмо императора Константина папе Бонифацию», в котором говорится, что если в Риме снова будут править два епископа, то оба будут изгнаны из города.
«А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: `убоимся Господа Бога нашего'» (Иер.5:23-24)
Это письмо начинается так: «Достопочтенный Победоносец, главный Триумфатор, навечно Августейший, святому и преподобному Бонифацию, папе Рима». Далее император пишет: «Нам было бы угодно, чтобы Ваше Святейшество участливо приняло во внимание беспокойство церквей и народа. Наша милость считает, что были приняты достаточные меры, дабы это беспокойство не появлялось ни под каким предлогом. Наконец, что касается вашей блаженной проповеди, мы хотим, чтобы это было доведено до сведения всех духовных лиц; а если что-то произойдёт в вашей среде случайно (чего мы не желаем), то все должны знать, что нужно положить конец их интригам.
Если два соперника супротив дозволенного безрассудно враждуют один против другого, то ни тот и ни другой не будет епископом Рима, а на апостольский престол божественным решением из среды духовенства будет избран один иной, и он снова будет посвящен в caн. Написанное подтверждает то, о чём мы говорили в главе XVII данной части: вторичное посвящение в сан духовных лиц, как высших, так и второстепенных, - это право сообщества верующих и законодателей.
§ 6. Этот наш тезис доказывает послание епископа Льва августейшему Маркиану, благодаря усилиям которого мир в церкви был восстановлен Халкидонским Собором. Послание начинается так: «Лев, епископ, к августейшему Маркиану. Я очень рад всем письмам вашей Милости». А в конце этого письма Лев пишет:
«Поскольку должно повиноваться вашей благоговейной и почтенной воле, я охотно поддерживаю и благосклонно одобряю законы Синода в том, что касается конфирмации католической веры и осуждения отступников. Чтобы довести это до сведения всех священников и церквей, пусть ваша Милость соблаговолит издать соответствующий указ».
|